Научная статья на тему 'Правовые основы экологического нормирования использования и охраны земель'

Правовые основы экологического нормирования использования и охраны земель Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3050
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ECOLOGICAL RATIONING / ENSURING RATIONAL AND EFFECTIVE USE AND PROTECTION OF LANDS / LAND LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ECOLOGICAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харьков В. Н.

На основе анализа конституционных норм, норм экологического и земельного законодательства Российской Федерации в статье рассмотрены вопросы нормирования в сфере рационального и эффективного использования и охраны земель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF ECOLOGICAL RATIONING OF USE AND PROTECTION OF LANDS

On the basis of the analysis of the constitutional norms, standards of the ecological and land legislation of the Russian Federation in article rationing questions in the sphere of rational and effective use and protection of lands are considered

Текст научной работы на тему «Правовые основы экологического нормирования использования и охраны земель»

The extract under discussion is considered the structure and substance for overcoming confrontation during the investigation of crimes. The author pays attention to the structure of the method for overcoming confrontation during the investigation of crimes.

Key words: the confrontation during the investigation of crimes, overcoming confrontation during the investigation of crimes, organized criminal activity, theory, organized crime, description.

УДК 349.412.4

В.Н. Харьков, канд. юрид. наук, 8(920)-743-07-80, KharkovVladimir@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

На основе анализа конституционных норм, норм экологического и земельного законодательства Российской Федерации в статье рассмотрены вопросы нормирования в сфере рационального и эффективного использования и охраны земель

Ключевые слова: экологическое нормирование; обеспечение рационального и

эффективного использования и охраны земель; земельное законодательство Российской Федерации; экологическое законодательство Российской Федерации

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Базовые принципы экологического нормирования заложены нормами главы 5 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1]. В частности, законом предусмотрено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Кроме названного закона правовое регулирование экологического нормирования осуществляется Федеральными законами от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем,

генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в

соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

В соответствии со ст. 29 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: требования в области охраны окружающей среды к работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения и условия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью. Нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

Таким образом, нормирование в сфере охраны окружающей среды представляет собой действенный инструмент обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду. Однако современные данные о состоянии земельных ресурсов свидетельствуют о том, что институт экологического нормирования фактически не оказывает положительного воздействия на состояние земельных ресурсов.

Конституция РФ закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9), что подразумевает необходимость обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель. Указанная конституционная норма находится в главе I «Основы конституционного строя» и является определяющей для характера регулирования условий и порядка пользования землей в соответствии со ст. 16 Конституции, закрепившей, что положения главы I Конституции составляют основы конституционного строя России.

Также ст. 42 Конституции России гарантирует каждому право на

благоприятную окружающую среду.

Особую значимость проблемы обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель приобрели в связи с ухудшением экологического состояния земельных ресурсов, сокращением площади плодородных земель, используемых в сельскохозяйственном производстве, и эти процессы характерны для многих субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, одним из главных направлений развития земельного законодательства как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является обеспечение сохранения, рационального и эффективного использования земельных ресурсов - главного богатства и достояния народов Российской Федерации. Указанные направления развития земельного законодательства имеют актуальное значение в свете задач модернизации экономики страны и перехода на инновационный путь развития, что с неизбежностью повлечет усиление антропогенной нагрузки на окружающую среду в целом [2]. В связи с этим, вопросы правового обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов, а также нормирования принадлежат к числу наиболее актуальных как в теории права, так и в практике правового регулирования земельных отношений.

В Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2011 году (далее - Доклад) [3] указано, что в соответствии с данными государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция по ухудшению состояния земель. Среди опасных негативных процессов на территории Российской Федерации в Докладе отмечаются интенсивное развитие эрозии, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота.

В частности, согласно данным, содержащимся в Докладе, водной эрозии подвержено 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, ветровой - 8,4%, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3%, засоленные и солонцеватые - 20,1% сельскохозяйственных угодий.

Также в Докладе указано, что в Российской Федерации опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га.; на 1 января 2012 года площадь нарушенных земель составила 1013,7 тыс. га, что на 13,4 тыс. га больше по сравнению с предыдущим годом.

Наряду с перечисленными, отмечается в Докладе, продолжают развиваться и другие негативные процессы, а именно: дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий; уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования; нарастание отрицательного баланса гумуса на

пашне; загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами. В результате развития указанных процессов экологическая устойчивость природных систем понижается.

Проблемы в сфере обеспечения экологической безопасности в стране обусловили утверждение Президентом РФ Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [4], и решение провести в 2013 году Год охраны окружающей среды [5], а также принятие Правительством РФ Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы (далее -Госпрограмма) [6].

В качестве ожидаемых результатов Госпрограмма указывает создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Решение указанной задачи в качестве приоритетной обусловлено тем, что примерно на 15% территории Российской Федерации, где проживает 60% населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным [7].

В соответствии с Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы (далее - Основы) [8] целями государственной политики по управлению земельным фондом являются повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны.

В качестве главных задач государственной политики по управлению земельным фондом Основы указали: создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков; обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия; сохранение и повышение качественного состояния земель; обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков и др.

В тоже время без должного внимания остаются вопросы экологического нормирования в сфере использования и охраны земель. Статья 13 ЗК РФ предусматривает, что оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарногигиенических и иных норм и требований; для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 №612 [9] утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, которые отражают критическое ухудшение

агрохимических характеристик почв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 №369 [10] утвержден перечень признаков неиспользования

земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. К таковым, в частности, отнесены: залесенность и (или) закустаренность на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий свыше 30 процентов; заболачивание свыше 20 процентов площади земельного участка и др.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 19.07.2012 №736 [11] утверждены критерии значительного ухудшения экологической обстановки. Постановление относит к таковым: загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30; а также размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.

Приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют об установлении нормативов, которые характеризуют ненадлежащее использование земель. В тоже время, действующее экологическое и земельное законодательство Российской Федерации не содержат критериев для оценки эффективности использования земель, в частности сельскохозяйственного назначения.

Следует отметить, что использование земель по целевому назначению является обязанностью каждого землепользователя. Соответственно, с учетом публичной значимости порядка пользования земельными ресурсами (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ) помимо регламентации признаков ненадлежащего исполнения обязанностей землепользователем по использованию и охране земель, необходимо установить положительные критерии эффективности использования земель, т.е. насколько хозяйственная (экономическая) деятельность землепользователя соответствует требованиям по обеспечению рационального и эффективного использования земель. Реализация такого предложения соответствует закрепленным ст. 42 ЗК РФ обязанностям всех землепользователей соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

Таким образом, конституционное требование рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов должно быть преобразовано законодателем в конкретные правила рационального и эффективного использования и охраны земель. В связи с этим, разработка нормативно-правовых актов, предусматривающих определение имеющих конкретное содержательное наполнение обязанностей по рациональному и эффективному использованию и охране земель, а также разработка

соответствующих нормативов представляется актуальной научно-практической задачей, имеющей целью привести экологическое и земельное законодательство в соответствие с основополагающими требованиями Конституции России.

Список литературы

1. Собр. законодательства РФ. - 2002. - №2. - Ст. 133.

2. Подробнее см.: Харьков В.Н. Задачи земельного законодательства в сфере обеспечения инновационного развития России // Правовые вопросы недвижимости. - 2012. - №1. - С. 13-15.

3. См.: http://rosreestr.ru.

4. Утверждены Президентом РФ 30.04.2012 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Указ Президента РФ от 10.08.2012 №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» // Собр. законодательства РФ. -2012. - №33. - Ст. 4634.

6. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 №2552-р // СПС «КонсультантПлюс».

7. См.: http://www.mnr.gov.ru.

8. Утверждены распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 №297-р // Собр. Законодательства РФ. - 2012. - №12. - Ст. 1425.

9. Собр. законодательства РФ. - 2011. - №30 (2). - Ст. 4655.

10. Собр. законодательства РФ. - 2012. - №18. - Ст. 2230.

11. Собр. законодательства РФ. - 2012. - №30. - Ст. 4290.

V.N. Kharkov

LEGAL BASES OF ECOLOGICAL RATIONING OF USE AND PROTECTION OF LANDS

On the basis of the analysis of the constitutional norms, standards of the ecological and land legislation of the Russian Federation in article rationing questions in the sphere of rational and effective use and protection of lands are considered

Keywords: ecological rationing; ensuring rational and effective use and protection of lands; land legislation of the Russian Federation; ecological legislation of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.