Научная статья на тему 'О ПРЕДЕЛАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

О ПРЕДЕЛАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ / НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / НОРМАТИВЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ENVIRONMENTAL NORMALIZATION / NORMALIZATION IN THE ELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENVIRONMENTAL QUALITY STANDARDS / MAXIMUM PERMISSIBLE IMPACT STANDARDS / TECHNICAL REGULATION / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL NORMALIZATION / EURASIAN ECONOMIC UNION / ЭКОЛОГИЯЛЫқ НОРМАЛАУ / қОРШАғАН ОРТАНЫ қОРғАУ САЛАСЫНДАғЫ НОРМАЛАУ / қОРШАғАН ОРТА САПАСЫНЫң НОРМАТИВТЕРі / ШЕКТі РұқСАТ ЕТіЛГЕН әСЕР ЕТУ НОРМАТИВТЕРі / ТЕХНИКАЛЫқ РЕТТЕУ / САНИТАРЛЫқ-ЭПИДЕМИОЛОГИЯЛЫқ НОРМАЛАУ / ЕУРАЗИЯЛЫқ ЭКОНОМИКАЛЫқ ОДАқ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гашникова Тамара Владимировна

В статье проводится анализ общего и особенного в правовом регулировании экологического нормирования в государствах-членах Евразийского экономического союза. Сопоставляются нормы природоохранных актов Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения, посвященные правовому институту экологического нормирования. Констатируется, что, не смотря на схожий в целом подход, в государствах-членах Евразийского экономического союза имеются концептуальные различия в определении перечней нормативов, устанавливаемых в рамках экологического нормирования. Рассматриваются взгляды, имеющиеся в доктрине экологического права, на круг вопросов, охватываемых экологическим нормированием. Данной проблемой занимались В.В. Петров, Т.В. Петрова, И.О. Краснова, Ю.Г. Максимова, Н.В. Кичигин, Д.И. Шакирова и ряд других авторов. Обращается внимание на некоторые нормативные положения, имеющиеся в модельном законодательстве Содружества Независимых Государств, Экологическом кодексе Французской Республики.Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что концепция экологического нормирования окончательно не сформирована, на национальных уровнях происходит поиск возможных вариантов построения этого правового механизма. В качестве оптимальной модели рассматривается модель, основывающаяся на комплексном взгляде на существо экологического нормирования.В плане проходящих процессов евразийской интеграции анализируются работы, затрагивающие вопросы гармонизации, унификации нормативных правовых актов государств-членов Евразийского экономического союза, среди которых работы Т.Н. Михалевой, А.А. Каширкина, А.Н. Морозова, Е.А. Свадковской. Опираясь на нормы Договора о Евразийском экономическом союзе, указывается на целесообразность взаимодействия государств-членов Евразийского экономического союза для формирования гармонизированного подхода к правовой регламентации экологического нормирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FRAMEWORK OF ENVIRONMENTAL NORMALIZATION UNDER THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND OTHER MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article analyzes the general and special in the legal regulation of environmental normalization in the member states of the Eurasian Economic Union. The norms of environmental acts of the Republic of Belarus, the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Republic of Armenia, dedicated to the legal mechanism of environmental normalization are compared. It is stated that in spite of a similar approach as a whole, in the member states of the Eurasian Economic Union there are conceptual differences in determining the lists of standards established within the framework of environmental normalization. The article considers the approaches in the doctrine of environmental law to the range of issues covered by environmental normalization.V.V. Petrov, T.V. Petrova, I.O. Krasnova, Y.G. Maximova, N.V. Kichigin, D.I. Shakirova and several other authors dealt with this problem. Attention is drawn to some regulatory provisions in the model legislation of the Commonwealth of Independent States, the Environmental Code of the French Republic.The study allows us to conclude that the concept of environmental normalization is not yet fully formed, and at the national levels, a search is underway for possible options for constructing this legal mechanism. A model based on a comprehensive view of the essence of environmental normalization considered as an optimal model.In terms of the ongoing processes of Eurasian integration, research papers that address the issues of harmonization and unifcation of the legislations of the member states of the Eurasian Economic Union are analyzed. Among authors, whose papers are considered, are T.N. Mikhaleva, A.A. Kashirkin, A.N. Morozov, E.A. Svadkovskaya. Based on the norms of the Treaty on the Eurasian Economic Union, it is said that it is advisable that the member states of the Eurasian Economic Union work together to harmonize legislation in terms of environmental normalization.

Текст научной работы на тему «О ПРЕДЕЛАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

ifla.org/files/assets/faife/publications/ife03.pdf

2. Alan Sears, Protecting freedom of expression over the Internet: an international approach. Electronic access: https://scholarship.law.nd.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1032&context=ndjicl

3. Mezhdunarodnoe pravo. Obshhaja chast': ucheb. dlja studentov jurid. fak. i vuzov / Lukashuk I.I.; Ros. akad. nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem. pravovoj un-t. — Izd. 3-e, pererab. i dop. — M.: Volters Kluver, 2005. — 432 s.

4. Mezhdunarodnoeugolovnoepravo. Uchebnik/LukashukI.I., NaumovA.V.-M.:Spark, 1999.-287s.

5. Mezhdunarodnoe pravo. Obshhaja chast': Uchebnik / Otv. red. Valeev R.M., Kurdjukov G.I. -M.: Statut, 2011. - 543 s.

6. Levin D.B. Otvetstvennost' gosudarstv v sovremennom mezhdunarodnom prave. -M.Mezhdunarodnye otnoshenija, 1966. - 152 s.

7. Kitsuron Sangsuvan, Balancing Freedom of Speech on the Internet under International Law. North Carolina Journal of International Law, vol.39, 2014. P.701-755

УДК 349.6

О ПРЕДЕЛАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Гашникова Тамара Владимировна

Начальник отдела проблем укрепления законности в сфере экономической деятельности государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», кандидат юридических наук, докторант Белорусского государственного университета; г. Минск, Республика Беларусь; e-mail: tomagashnikova@gmail.com

Ключевые слова: Нормирование в области охраны окружающей среды, экологическое нормирование, нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимых воздействий, техническое регулирование, санитарно-эпидемиологическое нормирование, Евразийский экономический союз.

Аннотация. В статье проводится анализ общего и особенного в правовом регулировании экологического нормирования в государствах-членах Евразийского экономического союза. Сопоставляются нормы природоохранных актов Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения, посвященные правовому институту экологического нормирования. Констатируется, что, не смотря на схожий в целом подход, в государствах-членах Евразийского экономического союза имеются концептуальные различия в определении перечней нормативов, устанавливаемых в рамках экологического нормирования. Рассматриваются взгляды, имеющиеся в доктрине экологического права, на круг вопросов, охватываемых экологическим нормированием. Данной проблемой занимались В.В. Петров, Т.В. Петрова, И.О. Краснова, Ю.Г. Максимова, Н.В. Кичигин, Д.И. Шакирова и ряд других авторов. Обращается внимание на некоторые нормативные положения, имеющиеся в модельном законодательстве Содружества Независимых Государств, Экологическом кодексе Французской Республики.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что концепция экологического нормирования окончательно не сформирована, на национальных уровнях происходит поиск возможных вариантов построения этого правового механизма. В качестве оптимальной модели рассматривается модель, основывающаяся на комплексном взгляде на существо экологического нормирования.

В плане проходящих процессов евразийской интеграции анализируются работы, затрагивающие вопросы гармонизации, унификации нормативных правовых актов государств-членов Евразийского экономического союза, среди которых работы Т.Н. Михалевой, А.А. Каширкина, А.Н. Морозова, Е.А. Свадковской. Опираясь на нормы Договора о Евразийском экономическом союзе, указывается на целесообразность взаимодействия государств-членов Евразийского экономического союза для формирования гармонизированного подхода к правовой регламентации экологического нормирования.

БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЖЭНЕ ЕУРАЗИЯЛЫЦ ЭКОНОМИКАЛЫЦ ОДАЦЦА МYШЕ БАСЦА ДА МЕМЛЕКЕТТЕРДЩ ЗАЦНАМАСЫ БОЙЫНША ЭКОЛОГИЯЛЫЦ НОРМАЛАУ ШЕКТЕР1 ТУРАЛЫ

Тамара Владимировна Гашникова

«Беларусь Республикасы Бас прокуратурасыныц зацдылыгы мен цуцыгын жэне мэселелерт гылыми-практикалыц орталыгы» мемлекеттж мекемесшц экономикалыц цызметг аясындагы зацдылыцты ныгайту мэселелерг бвлшшц мецгерушШ, з.г.к., Беларусь мемлекеттж университетШц докторанты; Минск, Беларусь Республикасы; e-mail: tomagashnikova@gmail.com

Tyüw создер: Экологиялыц нормалау, цоршаган ортаны цоргау саласындагы нормалау, цоршаган орта сапасыныц норматштерг, шект1 руцсат етглген эсер ету нормативтерг, Тех-никалыцреттеу, санитарлыц-эпидемиологиялыц нормалау, Еуразиялыц экономикалыц одац.

Аннотация. Мацалада Еуразиялыц экономикалыц одацца мYше мемлекеттердег1 экологиялыц реттеудщ жалпы жэне нацты ерекшелжтерi талданады. Мацалада Беларусь Респу-бликасыныц, Цазацстан Республикасыныц, Ресей Федерациясыныц, Цыргыз Республикасыныц жэне Армения Республикасыныц экологиялыц реттеудщ цуцыцтыц институтына арналган экологиялыц актшерШц нормалары салыстырылады. Жалпыга бiрдей уцсастыцца цара-мастан, Еуразиялыц экономикалыц одацца муше мемлекеттерде экологиялыц реттеу аясын-да белгшенген стандарттар тiзiмдерiн аныцтауда тужырымдамалыц айырмашылыцтар бар екендг айтылган. Экологиялыц цуцыц доктринасыныц экологиялыц реттеу мэселе-лерiмен байланысты квзцарастары царастырылады. Бул мэселеш В.В. Петров, Т.В. Петров, И.О. Краснова, Ю.Г. Максимова, Н.В. Кичигин, Д.И. Шакирова жэне тагы басца авторлар квтерген. ТэуелЫз Мемлекеттер Достастыгыныц улгшк зацнамасындагы, Франция Республикасыныц Экологиялыц кодексiндегi кейбiр нормативтж ережелерге назар аударылады.

ЖYргiзiлген зерттеу экологиялыц нормалау тужырымдамасы тYпкiлiктi цалыптас-паган, улттыц децгейлерде осы цуцыцтыц тетжтг цурудыц ыцтимал нусцаларын ¡здеу ЖYр-гiзiлетiнi туралы цорытынды жасауга мYмкiндiк бередi. Оцтайлы модель реттде экологиялыц нормалаудыц мэшне кешендi квзцарасца негiзделген модель царастырылады.

Еуразиялыц интеграцияныц втт жатцан процестерг жоспарында Еуразиялыц экономикалыц одацца мYше мемлекеттердщ зацнамаларын Yйлестiру жэне бiрiздендiру мэселелерт цозгайтын жумыстар талданады, олардыц арасында Т.Н. Михалева, А.А. Каширкин, А.Н. Морозов, Е.А. Свадковская жумыстары бар. Еуразиялыц экономикалыц одац туралы шарттыц нормаларына CYйене отырып, Экологиялыц нормалау бвлтнде зацнамаларды yü-лестiру бойынша Еуразиялыц экономикалыц одацца мYше мемлекеттердщ бiрлескен жумы-сын ЖYргiзудiц орындылыгы туралы айтылады.

ON THE FRAMEWORK OF ENVIRONMENTAL NORMALIZATION UNDER THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND OTHER MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Gashnikova Tamara Vladimirovna

Head of department for problems of reinforcing law in the economic sphere of the State Institution «Scientific and Practical Centre for Problems of Reinforcing Law and Order of the Prosecutor Generalis Office of the Republic of Belarus»; Ph.D. in Law, doctoral student of Belarusian State University; Minsk, Republic of Belarus; e-mail: tomagashnikova@gmail.com

Keywords: Environmental normalization, normalization in the field of environmental protection, environmental quality standards, maximum permissible impact standards, technical regulation, sanitary and epidemiological normalization, Eurasian Economic Union.

Abstract. The article analyzes the general and special in the legal regulation of environmental normalization in the member states of the Eurasian Economic Union. The norms of environmental acts of the Republic of Belarus, the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Republic of Armenia, dedicated to the legal mechanism of environmental normalization are compared. It is stated that in spite ofa similar approach as a whole, in the member states of the Eurasian

Economic Union there are conceptual differences in determining the lists of standards established within the framework of environmental normalization. The article considers the approaches in the doctrine of environmental law to the range of issues covered by environmental normalization.V.V. Petrov, T.V. Petrova, I.O. Krasnova, Y.G. Maximova, N.V. Kichigin, D.I. Shakirova and several other authors dealt with this problem. Attention is drawn to some regulatory provisions in the model legislation of the Commonwealth of Independent States, the Environmental Code of the French Republic.

The study allows us to conclude that the concept of environmental normalization is not yet fully formed, and at the national levels, a search is underway for possible options for constructing this legal mechanism. A model based on a comprehensive view of the essence of environmental normalization considered as an optimal model.

In terms of the ongoing processes of Eurasian integration, research papers that address the issues of harmonization and unification of the legislations of the member states of the Eurasian Economic Union are analyzed. Among authors, whose papers are considered, are T.N. Mikhaleva, A.A. Kashirkin, A.N. Morozov, E.A. Svadkovskaya. Based on the norms of the Treaty on the Eurasian Economic Union, it is said that it is advisable that the member states of the Eurasian Economic Union work together to harmonize legislation in terms of environmental normalization.

Экологическое нормирование, нормирование в области охраны окружающей среды - эколого-правовой механизм, предусмотренный в законодательствах всех государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), вместе с тем его правовая регламентация не единообразна. Важной частью поиска оптимальной модели правового регулирования является сравнительно-правовой анализ соответствующих норм.

В Законе Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года №2 1982-ХП «Об охране окружающей среды» употреблен термин «нормирование в области охраны окружающей среды»1. В соответствии со статьей 18 названного Закона нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также предусматривается «нормирование в области охраны окружающей среды», которое заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности (статья 19)2. Допускается возможность установления иных нормативов в области охраны

окружающей среды (статья 28).

В Экологическом кодексе Республики Казахстан используется термин «экологическое нормирование»3. Это система правил (норм) и содержащихся в них количественных и качественных показателей (нормативов) состояния окружающей среды и степени воздействия на нее (статья 1). В процессе экологического нормирования устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и нормативы в области использования и охраны природных ресурсов (статья 22).

Закон Кыргызской Республики от 10 июня 1999 года № 53 «Об охране окружающей среды» предусматривает «нормирование качества окружающей среды», под которым понимается установление системы показателей качества окружающей среды (статья 1), и «лимитирование природопользования», которое подразделяется на предельно допустимые нормы изъятия природных ресурсов из окружающей среды и предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в окружающую среду, размещения отходов (статья 13)4.

В свою очередь в статье 12 Основ законодательства Республики Армения от 9 июня 1991 года «Об охране природы» идет речь о «нормировании качества природной среды», которое производится с целью установления научно-обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на эту среду, гарантирующих безопасность населения и общей экологической системы5.

1 Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-Х11 // Эталон [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

2 Об охране окружающей среды :Федер. закон Рос. Федерации, 10 янв. 2002 г., № 7-ФЗ //Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронныйресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2020.

3 Экологический кодекс Республики Казахстан : Кодекс Респ. Казахстан, 9 янв. 2007 г., № 212-Ш-ЗРК//База данных «Законодательство стран СНГ» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

4 Об охране окружающей среды :Закон Кыргызской Респ., 10 июня 1999 г., №53 //База данных «Законодательство стран СНГ» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

5 Об охране природы : Основы законодательства Респ. Армения, 9 июня 1991 г.//База данных «Законодательство стран СНГ» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

Таким образом, законодательства государств-членов ЕАЭС в части экологического нормирования по определенным позициям схожи: предусматривается как установление показателей качества окружающей среды, так и показателей допустимого воздействия (лимитов), устанавливаемых для конкретных субъектов.

Однако при детальном сопоставлении экологических нормативов, закрепленных в законодательствах государств-членов ЕАЭС, можно заметить, что виды нормативов разнятся.

Нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, нормативы предельно допустимых физических воздействий предусмотрены в законодательствах всех государств-членов ЕАЭС.

Вместе с тем в статье 23 Экологического кодекса Республики Казахстан и статье 20 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится указание на нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, что является особенностью по сравнению с положениями иных вышеуказанных природоохранных актов.

Исходя из статей 7, 8 Закона Кыргызской Республики от 10 июня 1999 года «Об охране окружающей среды» и статьи 12 Основ законодательства Республики Армения от 9 июня 1991 года «Об охране природы» система экологических нормативов включает в себя ряд нормативов, не относимых к экологическим нормативам в законодательствах других государств-членов ЕАЭС, в том числе, нормативы санитарных и защитных зон; предельно допустимые нормы применения химикатов (химических средств) в сельском хозяйстве; нормативы предельно допустимых количеств химических веществ в продуктах питания.

Особый интерес представляют положения вышеназванного природоохранного акта Республики Армения, предусматривающего предельно допустимые нормативы вредного воздействия на здоровье человека и показатели, характеризующие состояние здоровья населения и его отдельных групп.

Помимо этого обратим внимание на то, что в главу «Нормирование в области охраны окружающей среды» Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» включена статья 29 «Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды». Нормативными документами, федеральными нормами и пра-

вилами в области охраны окружающей среды устанавливаются, в частности, обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования в области охраны окружающей среды к работам, услугам и соответствующим методам контроля.

То есть в сферу нормирования в области охраны окружающей среды отдельные законодатели включили нормы, относимые в законодательстве Республики Беларусь к областям санитарно-эпидемиологического нормирования и технического нормирования и стандартизации. Речь идет, в частности, о нормативах предельно допустимых количеств химических веществ в продуктах питания, требованиях в области охраны окружающей среды к работам, услугам и соответствующим методам контроля.

В науке экологического права вопрос определения пределов экологического нормирования является предметом дискуссий. Высказываются позиции как в пользу отнесения к экологическому нормированию элементов технического нормирования и стандартизации, так и противоположные.

К примеру, по мнению Д.И. Шакировой, несмотря на внешнее сходство характеристик, экологическое нормирование и техническое регулирование представляют собой два различных способа государственного воздействия на регулируемые общественные отношения, имеющие различные объекты регулирования [1].

Как правило, распространен взгляд, когда экологическим нормированием охватывается установление двух видов нормативов - нормативов качества природных сред и нормативов воздействий [2].

В то же время И.О. Краснова как инновационный называет подход при котором экологическое нормирование рассматривается в качестве собирательного термина, который означает любые количественные ограничения, устанавливаемые органами государственной власти по отношению как к изъятию, так и привнесению в окружающую среду в результате человеческой деятельности определенных веществ или предметов материального мира [3].

При широком понимании экологическим нормированием охватываются нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое нормирование [4].

Объектом технического нормирования и стандартизации является, в частности, продукция. Продукция в смысле Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года №1982-ХП «Об охране окружающей среды» является антропогенным объектом. Здесь, как

отмечается в литературе, законодательство об охране окружающей среды формулирует требования, обращенные к антропогенным объектам как источникам вредного воздействия на природную среду и здоровье человека [5].

В производстве продовольственного сырья в настоящее время используются различного рода химические добавки, влияние которых недостаточно изучено и может представлять угрозу здоровью человека. В составе непродовольственных товаров (строительных материалах, мебели, одежде и т.д.) также содержится широкий спектр химических веществ, из-за чего в процессе использования в окружающую среду могут выделяться токсичные компоненты, негативно воздействующие на окружающую человека среду и здоровье [6].

Право на употребление, использование безопасной для здоровья продукции, не загрязненной радионуклидами, химикатами и другими опасными компонентами, является правом, которое может быть классифицировано как экологическое.

Безопасность продукции должна обеспечиваться нормированием содержания в ней тех либо иных веществ [6]. По нашему мнению, это нормирование является экологическим.

Поэтому поддерживается включение в систему экологического нормирования нормативов предельно допустимых концентраций веществ в продуктах питания, как это предусмотрено в законодательствах Кыргызской Республики и Республики Армения.

В русле данного вывода заслуживает внимания мнение А.А. Шадриной, указывающей в качестве недостатка Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» то, что он не устанавливает основ охраны окружающей среды от воздействия продукции. Следует, на ее взгляд, установить природоохранные требования к продукции, в частности требования о ее безопасности для окружающей среды, ограничение выпуска опасной продукции, если это причиняет вред больший, чем выгода от ее производства [7].

Для информации отметим, что в Экологическом кодексе Франции регламентируются, в том числе, вопросы оборота продукции. В качестве примера норм приведем следующие: запрещено размещать на рынке, хранить для продажи, передавать за плату или бесплатно, приобретать или использовать продукты защиты древесины, содержащие соединения ртути и мышьяка. Запрещено размещать на

рынке древесину, обработанную соединениями мышьяка6. На наш взгляд подобного рода запреты могут считаться одними из возможных элементов системы экологического нормирования.

В отношении отнесения к нормативам в рамках системы экологического нормирования, норм и правил, включаемых на сегодняшний день в сферу технического нормирования и стандартизации, обратим внимание на то, что еще во времена СССР В.В. Петровым в теории экологического права выделялись наравне с «основными стандартами качества окружающей среды» «вспомогательные стандарты качества окружающей среды», которые подразделялись на стандарты экологической терминологии, эколого-организационные и эколого-правовые стандарты. При этом под стандартами качества окружающей природной среды эколого-организационными понимались единые требования, правила, нормативы, предъявляемые органами государства к системе управления природопользованием, охраной природы и контроля природной среды [8].

Еще одна категория норм из области технического нормирования и стандартизации, которую, на наш взгляд, следует включать в систему экологического нормирования - это нормативы, направленные на обеспечение экологической безопасности, недопущение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с неблагоприятными экологическими последствиями. Это экологические нормативы превентивной направленности, устанавливающие, в частности, технические требования к эксплуатации экологически опасных производств, осуществлению иной экологически значимой деятельности [9].

В пользу предлагаемой трактовки говорят нормы модельного закона «Об экологической безопасности», принятом Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 15 ноября 2003 года № 22-18, статьей 22 которого предусматривается нормирование в области экологической безопасности7. Согласно указанной статье нормирование в области экологической безопасности осуществляется в целях государственного регулирования воздействия на природную среду и здоровье населения хозяйственной и иной деятельности, обеспечивающего предупреждение угроз экологической безопасности государства. Оно заключается в установлении нормативов обеспечения

6 Code de Гenvironnement de la France / codes.droit.org/cod/environnement.pdf - дата доступа: 03.04.2019.

7 Об экологической безопасности : модел. закон : принят постановлением Межпарламент. Ассамблеи государств-участников СНГ, 15 нояб. 2003 г., № 22-18 // Эталон [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2020.

экологической безопасности планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, населения и окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области экологической безопасности.

Как видим, круг нормативов, охватываемых экологическим нормированием в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Армения не идентичен, что свидетельствует об идущем научном поиске в отношении определения содержания, оптимальных способов правового регулирования такого важнейшего правового института экологического права как экологическое нормирование. Комплексный взгляд на сферы, охватываемые экологическим нормированием, представляется наиболее верным, в большей степени способствующим формированию законодательства, позволяющего в полной мере реализовывать право человека на благоприятную окружающую среду.

Признавая связь экологического нормирования с техническим нормированием и стандартизацией, санитарно-эпидемиологическим нормированием обратимся к положениям Договора о Евразийском экономическом союзе в соответствии со статьей 51 которого в рамках Союза осуществляется техническое регулирование8. К одному из принципов технического регулирования относится установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза (статья 52). На основе статьи 56 Договора в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ветеринар-но-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в рамках Союза проводится со-

гласованная политика в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

Т.Н. Михалева справедливо указывает, что для региональной интеграции важно наличие общих ценностных ориентиров, выражающихся, в частности, в юридическом поле - в глубоких и прочных общих константах правовой культуры, правового мышления, правовых традиций. Гармонизация правового регулирования общественных отношений, вынесенных на интеграционный уровень, -одно из проявлений интеграции в целом [10].

Е.А. Свадковская обращает внимание на то, что гармонизация и унификация законодательств, проводимые в целях создания в ЕАЭС сходных (сопоставимых) и идентичных механизмов правового регулирования в тех или иных сферах интеграционного развития, должны основываться на международно-правовых подходах, лежащих в основе Договора о Евразийском экономическом союзе и иных заключаемых между государствами-членами ЕАЭС международных договоров [11].

В доктрине современного международного права влияние международного и внутригосударственного права признается взаимодействующим в прямых и обратных связях [12]. А.А. Каширкина и А.Н. Морозов отмечают увеличивающуюся роль влияния экологических и климатических факторов на международное и национальное право, хотя эта роль все еще остается не до конца оцененной [12].

В данном контексте формирование гармонизированного подхода к правовой регламентации экологического нормирования на основе обмена опытом, имеющимися научными наработками, предстает как возможное значимое направление для предметного сотрудничества государств-членов ЕАЭС.

На основе проведенного исследования предлагается включать в сферу экологического нормирования нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы, относимые к областям санитарно-эпидемиологического нормирования и технического нормирования и стандартизации, устанавливающие ограничения по воздействию на здоровье людей и окружающую среду, а также требования, направленные на обеспечение экологической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шакирова, Д.И., Техническое регулирование и экологическое нормирование: сравнительный анализ/ Д.И. Шакирова // Стандарты и качество. - 2015. -№ 8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ria-stk.ru. - Дата доступа : 21.07.2020.

8 Договор о Евразийском экономическом союзе : [заключен в г. Астане 29 мая 2014 г.] //ИПС «Эталон» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

2. Экологическое право: учебник для бакалавров /отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. -Москва: Проспект, 201б. - 37б с.

3. Краснова, И.О. Развитие института экологического нормирования и кодификация законодательства об охране окружающей среды /И.О. Краснова //Экологическое право. - 2010. - M б.- С.24-28.

4. Максимова, Ю.Г. Создание системы экологического нормирования в условиях развития экологического законодательства Российской Федерации /Ю.Г. Максимова //Экологическое право. - 2012.

- M б. - С.18-21.

5. Экологическое право : учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.] ; под ред. ТИ. Макаровой, В.Е. Лизгаро. - Минск: Изд. центр Белорус. гос. ун-та, 2008. - 493 с.

6. Рогожкина, ТВ. О технических нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды / ТВ. Рогожкина // Информационно-правовая поддержка охраны окружающей среды и устойчивого развития : по материалам круглых столов / редкол. : С. А. Балашенко (отв. ред.) [и др.].

- Минск, 2014. - С. 102-104.

7. Шадрина, А.А. Правовое регулирование оборота экологичной продукции в российском законодательстве / А.А. Шадрина // Российский юридический журнал. -2010. - M б. - C. 1б9-179.

8. Петров, В.В. Экология и право / В.В. Петров. - М.: Юридическая литература, 1981. - 224 с.

9. Гашникова, ТВ. Tехнические нормативные правовые акты как источники экологических нормативов / ТВ. Гашникова // Право-. - 2019. - M 4 (б0). - С. 51-5б.

10. Михалева, ТН. Правовое регулирование региональной экономической интеграции: вызовы и перспективы / ТН. Михалева; НЦЗПИ.-Минск : Институт радиологии, 201б. - 19б с.

11. Свадковская, Е.А. Гражданское законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках ЕАЭС: вопросы унификации / Е.А. Свадковская // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции : сб. науч. тр. /ГУ «Науч.-практ. центр проблем укрепления законности и правопорядка Генер. Прокуратуры Респ. Беларусь»; редкол. : В.М. Хомич [и др.].

- Минск : Изд. центр БГУ, 201б. - Вып. 9, т. 1. - С. 228-234.

12. Каширкина, А.А. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация : монография /А.А.Каширкина, А.Н.Мороз; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 295 с.

REFERENCES

1. Shakirova, D.I. Tehnicheskoe regulirovanie I yekologicheskoe normirovanie: sravnitelnyj analiz / D.I. Shakirova // standarti I kachestvo. 2015. -M8. [Yelektronnij resurs]. - Rezhim dostupa : http://www. ria-stk.ru. - Data dostupa : 21.07.2020.

2. Yekologicheskoe pravo: uchebnik dlja bakalavrov / otv. Red. N.G. Zhavoronkova, I.O. Krasnova. -Moskva: Prospekt, 201б. - 37б s.

3. Krasnova, I.O. Razvitie institutayekologicheskogo normirovaniya i kodifikaziyazakonodatelstva ob ohrane okruzhajushej sredy /I.O. Krasnova // Yekologicheskoe pravo. - 2010. - M б. - S.24-28.

4. Maksimova, Ju.G. Sozdanie sistemy yekologicheskogo normirovaniya v uslovijah razvitiya yekologicheskogo zakonodatelstva Rossijskoj Federazii / Maksimova Ju.G. // Yekologicheskoe pravo.- 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- M б. - S.18-21.

5. Yekologicheskoe pravo: uchebnoe posobie / S.A. Balashenko [i dr.] ; pod red. T.I. Makarovoj, V.E. Lizgaro. - Minsk : izd. centr Belorus. gos. un-ta, 2008. - 493 s.

6. Rogozhkina, T.V. O tehnicheskih normativnyh pravovyh aktah v oblasti ohrany okrughayushcheyi sredy / T.V. Rogozhkina // Informacionno-pravovaya podderghka ohrany okrughayushcheyi sredy i ustoyichivogo razvitiya : po materialam kruglyh stolov / redkol. : S.A. Balashenko (otv. red.) [i dr.]. - Minsk, 2014/ - S. 102-104.

7. Shadrina, A.A. Pravovoe regulirovanie oborotayekologichnojprodukzii v rossijskom zakonodatelstve /A.A.Shadrina //Rossijskij yuridicheskij zhurnal.-2010. - M б.

8. Petrov, V.V. Yekologiyai pravo / V.V. Petrov. - М.: Yuridicheskaya literatura,1981. - 224 s.

9. Gashnikova, T. V. Tehnicheskie normativnye pravovye akty kak istochniki yekologicheskih normativov / T.V. Gashnikova // Pravo.by 2019. - 4 (б0). - S. 51-5б. '

10. Michaleva, T.N. Pravovoe regulirovanie regionalnojyekonomicheskoj integracii: vizovy I perspektivy / T.N. Michaleva; NCZPI. - Minsk : Institut radiologii, 201б. - 19б s.

11. Svadkovskaya, E.A. Grazhdanskoe zakonodatelstvoRespuliki Belarus i Rossijskoj Federazii: voprosi unifikacii/E.A. Svadkovskaya //Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, praktika, tendenzii : sb. nauch. tr. / GU «Nauch.-pract. Zentr problem ukreplenia zakonnosti i pravoporyadka Gener. Prokuratury Resp. Belarus»; redkol. V.M. Homich [i dr.]. - Minsk : Izd. centr BGU, 201б. - Vyp. 9, t. 1. - S. 228-234.

12. Kashirkina, A.A. Rossiya, Evrazijskij yekonomicheskij soyuz I Vsemirnaya torgovaya organizaciya : monografiya / A.A. Kashirkina, A.N. Moroz; In-t zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya pri Pravitelstve Ros. Federazii. -М. : INFRA-M, 2014. - 295 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.