Научная статья на тему 'О направлениях патриотического воспитания в контексте реализации воспитательной функции права в федеральном и региональном з аконодательстве современной России'

О направлениях патриотического воспитания в контексте реализации воспитательной функции права в федеральном и региональном з аконодательстве современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ФУНКЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ / ВИДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Станислав Эрикович

Статья посвящена направлениям патриотического воспитания в законодательстве РФ и ее субъектов. Выделение и реализация таких направлений должно стать фактором более дифференцированного и эффективного воспитательного воздействия, фактором более полного осуществления воспитательной функции права в современном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьев Станислав Эрикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О направлениях патриотического воспитания в контексте реализации воспитательной функции права в федеральном и региональном з аконодательстве современной России»

УДК 342

Григорьев Станислав Эрикович

соискатель кафедры теории

и истории государства и права

юридического факультета

Кубанского государственного университета

Milen. 555@mail .ru

Stanislav E. Grigoriev

applicant, Department of theory

and history of state and law

law faculty

Kuban state University Milen. 555@mail .ru

О направлениях патриотического воспитания в контексте реализации воспитательной функции права в федеральном и региональном законодательстве современной России

On the directions of Patriotic education in the context of realization of educational function of law in the Federal and regional legislation

of modern Russia

Аннотация: Статья посвящена направлениям патриотического воспитания в законодательстве РФ и ее субъектов. Выделение и реализация таких направлений должно стать фактором более дифференцированного и эффективного воспитательного воздействия, фактором более полного осуществления воспитательной функции права в современном законодательстве

Ключевые слова: воспитание, функция, патриотическое, виды. Annotation: The article is devoted to the Patriotic education in the legislation of the Russian Federation and its subjects. The selection and implementation of such directions should be a factor in more effective and differentiated educational impact, factor more the full implementation of the educational function of law in modern law

KEY WORDS: education, feature, Patriotic, types.

Правовое воспитание - сложная и многоаспектная система. В содержание правового воспитания как процесса формирования правовой культуры личности в литературе включают следующие структурные компоненты: информирование о праве (информационный); формирование отношения к праву (оценочный); воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный); воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный); организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов

(организационный) [5;11]. Все эти компоненты, как представляется, должны стать предметом научной и практической оценки. В то же время и реализация воспитательной функции права отнюдь не сводится к правовому воспитанию, не меньшую роль играют и другие его виды, прежде всего духовно -нравственное и патриотическое.

Как справедливо отмечает В. А. Медведев, правовое воспитание должно носить деятельностный характер. Это значит, что оно, прежде всего, есть один из видов государственной деятельности, которой отводится не менее важное место в юридической практике государства наряду с правотворческой и правореализационной деятельностью[6;14]. И существенное место в реализации воспитательной функции занимает регламентация общественно полезной деятельности по развитию патриотизма и патриотического сознания.

В этом контексте важнейшей формой осуществления воспитательной функции права в современных условиях становится патриотическое воспитание. В целом ряде субъектов РФ приняты законы, посвященные патриотическому воспитанию. Действует федеральная Программа патриотического воспитания на 2016 - 2020 годы, которой предшествовали другие Программы, существуют такие программы и в субъектах РФ. Это представляется очень актуальным в связи с проявлениями кризиса общей и правовой культуры, идеологическим кризисом, конфликтом ценностных систем в современном российском обществе.

В законодательстве субъектов РФ выделяются различные направления патриотического и духовно-нравственного воспитания, что весьма значимо в плане дифференцированной и эффективной реализации воспитательной функции права. Например, в Законе Московской области .№114/2015-03 «О патриотическом воспитании в Московской области» от 25.06.2015г. выделены следующие «направления деятельности в сфере патриотического воспитания»:

- нормативное правовое регулирование в области патриотического воспитания;

- научное и методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;

- проведение мероприятий, направленных на разъяснение законодательства и правоприменительной практики;

- проведение мероприятий, направленных на повышение роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;

- создание социальных, правовых, организационных условий для воспитания духовно богатой личности с высокими нравственными устоями, активной гражданской позицией, а также формирование у детей и молодежи ценностных ориентиров и нравственных норм, уважительного отношения к традициям и истории России;

- расширение содержания патриотического воспитания посредством включения в него программ и иных компонентов культурно-исторической,

духовно-нравственной направленности на основе современных научно обоснованных достижений в области социально-гуманитарных наук;

- реализация общественно значимых инициатив граждан в области патриотического воспитания;

- организация и проведение мероприятий, связанных с днями воинской славы России и памятными датами России и Московской области, праздничных салютов, дней и месячников, посвященных Дню защитника Отечества;

- пропаганда подвигов, героизма и мужества защитников Отечества в целях воспитания уважения к истории народа, гордости за страну и чувства ответственности за собственные поступки;

- сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, воспитание уважения к старшим;

- осуществление мониторинга в области патриотического воспитания, создание банка данных о наиболее эффективных программах патриотического воспитания и внедрение передового опыта в практику воспитательной работы;

- организация издания и распространения литературы, способствующей формированию чувства патриотизма;

- организация в средствах массовой информации теле-, радиопередач по патриотической и правовой тематике;

- организация и проведение фестивалей и конкурсов патриотической направленности;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

- учреждение грантов за достижения в области патриотического, в том числе военно-патриотического, и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

- установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений, объектов и организация выставок, увековечивающих дни воинской славы России;

- иные направления деятельности, предусмотренные законодательством [1;5-6].

Вместе с тем, в связи с выделением указанных направлений возникает ряд возражений. В частности, вряд ли можно считать обеспечение деятельности по патриотическому воспитанию направлением такой деятельности. То же самое касается «создания социальных, правовых, организационных условий». Требует конкретизации используемый термин «духовно богатая личность». Кроме того, нравственные нормы не «формируются» у конкретных лиц, а носят общественный характер, личность может не сформировать нормы, а лишь солидаризироваться с ними. Непонятно также, как может «расширение содержания патриотического воспитания» быть направлением патриотического воспитания. Вызывает

возражения и оборот «научно обоснованные достижения в области... наук». Кроме того, смешаны собственно направления и инструменты их реализации. Забавным выглядит такое направление, как «организация праздничных салютов». Наконец, осуществление мониторинга является средством контроля за осуществлением патриотического воспитания, а не его направлением.

Несколько более обоснованно выделены направления патриотического воспитания в Законе Нижегородской области «О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской области» от 01.08.2016г. № 102-З. Среди этих направлений:

1) совершенствование нормативного правового обеспечения, научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания;

2) развитие форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

3) развитие военно-патриотического воспитания граждан, повышение престижа военной службы и федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, совершенствование подготовки граждан в Нижегородской области к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;

4) создание условий для развития волонтерского движения;

5) информационное обеспечение патриотического воспитания, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности средствами массовой информации[2;7-8].

Учитывая серьезные расхождения в выделении направлений патриотического воспитания в региональном законодательстве, неопределенность в выборе критериев выделения этих направлений, можно обратиться к тому, как эти направления уже выделяются на уровне правительств соответствующих регионов, и выделяются зачастую гораздо более обоснованно. Так, распоряжение Совета министров Республики Крым от 20.10.2016г. №1257-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Республики Крым государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015г. №1493»[3;1-17] включает целый ряд мероприятий, которые объединены в разделы и подразделы. Полагаю, что эти разделы и подразделы, включающие группы соответствующих мероприятий, можно считать направлениями патриотического воспитания, что важно и в контексте реализации воспитательной функции права. Эти разделы и подразделы таковы:

1. Научно-исследовательское и научно-методическое

сопровождение патриотического воспитания граждан

1.1. Исследования и разработка новых методик и проектов нормативных правовых документов в сфере патриотического воспитания.

1.2. Подготовка и повышение квалификации работников сферы патриотического воспитания.

1.3. Республиканские научные и научно-практические форумы и конференции, развитие экспертной поддержки патриотического воспитания.

2. Совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан.

2.1. Мероприятия гражданско-патриотической направленности.

2.2. Мероприятия, направленные на повышение уважения граждан к символам России и выдающимся россиянам.

2.3. Мероприятия историко-патриотической направленности.

2.4. Мероприятия, посвященные памятным датам российской истории.

2.5. Мероприятия культурно-патриотической направленности, в том числе организация конкурсов и фестивалей.

3. Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями.

3.1. Военно-патриотическо воспитание молодежи.

3.2. Мероприятия, направленные на развитие и поддержку российского казачества.

3.3. Мероприятия, направленные на совершенствование поисковой работы и благоустройство памятных мест и воинских захоронений.

3.4. Мероприятия спортивно-патриотической направленности.

4. Развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи.

4.1. Мероприятия, направленные на поддержку инициатив общественных объединений и граждан по реализации волонтерских проектов и развитию системы гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

5. Информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.

5.1. Создание фильмов, теле- и радиопередач, направленных на патриотическое воспитание граждан России.

5.2. Мероприятия, связанные с изданием материалов, направленных на развитие патриотического воспитания.

5.3. Информирование граждан о мероприятиях Программы в сети Интернет, реализация интернет-проектов патриотической направленности.

6. Организация участия ветеранов в мероприятиях патриотической направленности.

Итак, мы видим фактически направления патриотического воспитания, к тому же привязанные к конкретным мероприятиям и их группам.

Правовое воспитание в его различных направлениях следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России таких компонентов, как:

а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике;

г) привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет к совершению любых нарушений правовых норм[4;48].

Результатом реализации воспитательной функции права является формирование личности, в том числе в ценностном плане, совершенствование ее мировоззрения, определение путей активного, деятельностного достижения личных целей. Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, обладающего высокой не только правовой, но и общей культурой, высокой нравственностью и чувством патриотизма.

Литература:

1. Закон Московской области №114/2015-03 «О патриотическом воспитании в Московской области» от 25.06.2015г. // www.mosoblduma.ru /Zakoni ZakonMoscovskojoblasti/ item/ 43103

2. Закон Нижегородской области «О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской области» от 01.08.2016г. № 102-3 // http: docs.pravo.ru/ document/ view/ 85999938/ 98878061

3. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 20.10.2016г. №1257-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Республики Крым государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015г. №1493»http rk.gov.ru/ rus/file/pub_311122.pdf

4. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: СКАГС, 1999.

5. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.

6. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Казань, 2004.

Literature:

1. The law of Moscow region No. 114/2015-0Z "About Patriotic education in Moscow region" from 25.06.2015 // www.mosoblduma.ru /Zakoni ZakonMoscovskojoblasti/ item/ 43103

2. The law of Nizhny Novgorod region "About Patriotic education of citizens in Nizhny Novgorod region" from 01.08.2016, No. 102-Z // http: docs.pravo.ru/ document/ view/ 85999938/ 98878061

3. The Council of Ministers of the Republic of Crimea of 20.10.2016, No. 1257-R "On approval of action plan for implementation on the territory of the Republic of Crimea of the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020", approved by decree of the Government of the Russian Federation from 30.12.2015 No. 1493 // http rk.gov.ru/ rus/ file/ pub_311122.pdf

4. Baranov P. P., Russkih V. V. Actual problems of the theory of legal consciousness, legal culture and legal education: textbook. benefit. Rostov-on-don: SKAGS, 1999.

5. Dolgopolov O. A. the Organization of legal education in modern Russia: Avtoref. dis. ... Cand. the faculty of law. sciences'. Ryazan, 2004.

6. Medvedev V. A. Legal culture of Russian society: features and tendencies of development: Avtoref. dis. kand. the faculty of law. sciences'. Kazan, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.