Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
П. А. Мусинов Горно-Алтайск, Россия Т. Г. Гаврилова Горно-Алтайск, Россия И. В. Табакаева Горно-Алтайск, Россия
РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В данной статье авторы акцентируют внимание на актуальности граждан-ско-патриотического воспитания студентов в условиях полиэтнической и поликультурной среды вуза, конкретизируют основные концептуальные положения данного направления воспитательной работы применительно к конкретному вузу.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание студентов, полиэтническая и поликультурная среда вуза, концептуальные положения гражданско-правового воспитания.
P. A.Musinov Gorno-Altaisk, Russia T. G. Gavrilova Gorno-Altaisk, Russia I. V.Tabakaeva Gorno-Altaisk, Russia
УДК 371.11 ББК 74.24 M916
© Мусинов П. А., Гаврилова Т. Г., Табакаева И. Г., 2015
ROLE OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN MULTIETHNIC AND MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL
The article deals with civil and patriotic education of the students in the conditions of multiethnic and multicultural environment of high school. It gives basic conceptual positions of this part of the educational work with the reference to the concrete high school.
Keywords: civil and patriotic education of students, the multiethnic and multicultural environment of high school, conceptual positions of civil-law education.
«Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый - сам за себя». Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм»
Владимир Путин
От активности молодёжи и, прежде всего студенческой, в общественно-политической, экономической и иных сферах жизни во многом зависит будущее России. Значительная часть современной молодёжи обладает позитивным потенциалом (инициативность, мобильность, восприимчивость к инновациям и т. п.), который позволяет нашему государству совершать прогресс в различных сферах жизнедеятельности. Важнейшим условием реализации актуальных задач, стоящих перед нашей страной, является воспитание в подрастающем поколении преданности Родине, готовности активно трудиться для её блага и защищать в случае возникновения угрозы. Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи является сегодня важнейшей задачей государства для успешной реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ.
Ориентация государственной политики на формирование патриотических качеств молодёжи подчеркивается в государственных программах патриотического воспитания граждан на 2011-2015 гг., государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг.». Дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания требует обогащения его содержания, исполь-
зования целенаправленных, эффективных форм, методов и средств воспитательной работы. Согласно Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации на период до 2025 г. система гражданско-патриотического воспитания должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и распространение национальной культуры, бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России [О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», ст. 5250].
1. Исключительная роль патриотизма в формировании личности отмечалась в педагогических трудах советского периода (А. Б. Залкинд, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко А. П. Пинкевич, В. А. Сухомлинский и др.). Видный советский педагог В. А. Сухомлинский в известной книге «Как воспитать настоящего человека» писал: «Подлинное рождение твое как гражданина... труженика... семьянина происходит благодаря тому, что ты - сын народа; в тебе. отражается его многовековая история, его величие и слава, его любовь и. его нерасторжимое единство с теми бесконечно милыми нашему сердцу уголками, которые входят в нашу жизнь как вечное, неуничтожимое, неугасимое» [Цит. по: Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях, с. 200].
Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование и развитие у молодёжи социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Оно направлено на формирование у молодёжи гражданственности как интегративного качества личности.
Основная цель гражданско-патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства и дисципли-
нированность, гармонического проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения обучающихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучение обычаев и культуры разных этносов [Сластенин, 2012].
Действительно, история и культура Горного Алтая изобилует историческими памятниками, тесными переплетениями национальных обычаев и традиций, религий, праздников. Все это свидетельствует о начале естественного процесса этнической самоидентификации, самоорганизации алтайцев на основе возрождения традиционных культур (духовных, материальных) ценностей. На этой волне возрождаются традиции и обычаи других национальностей нашей республики, идет активный диалог между различными культурами, что свидетельствует о высоком уровне толерантности населения Республики Алтай [ГорноАлтайский государственный университет, URL: http://www.gasu.ru/].
В концепции воспитательной работы ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет» (ГАГУ) указывается, что вуз призван обеспечить социализацию личности будущего специалиста, обладающего высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Отличительной чертой воспитательной работы нашего вуза выступает формирование патриотического сознания, ориентированного на общечеловеческие ценности и межкультурное, межэтническое взаимодействие. На концептуальном уровне в университете должны быть заложены основы для формирования у студентов ценности патриотизма посредством диалога разных этносов и культур.
Современная полиэтническая среда нашего вуза характеризуется культурным разнообразием её участников. Так, например, на психолого-педагогическом факультете ГАГУ обучается 342 студентов. Из них 266 студентов из Республики Алтай, 56 из Алтайского края, 14 - Республики Тыва, а так-
же 6 студентов из Республики Кыргызстан и Республики Казахстан. Многона-циональность для нашей республики стала не фактором разобщения народов, а их богатством, условием интегрирования их с другими этническими общностями, приобщения горного края к странам мирового сообщества [ГорноАлтайский государственный университет, URL: http://www.gasu.ru/].
Источником развития патриотических чувств, лежащих в основе патриотического воспитания студентов, является та полиэтническая и поликультурная среда, в которой протекает их жизнедеятельность. Полиэтническая среда вуза является для студентов органической частью процесса духовной жизни общества, сопровождается стремлением студенческой молодёжи к сохранению самобытности, культурно-этническому и политическому единению общечеловеческой культуры.
Анализ исследований, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию в нашем вузе, позволил выделить следующие приоритетные направления в организации данной работы, а именно:
- необходимость разработки концептуальных подходов к формированию ценностно-смысловых образований студентов вуза с учетом новых реалий;
- создание системы гражданско-патриотического воспитания в вузе, обращенной, прежде всего, к личности, как цели и результату воспитания, как субъекту собственного развития;
- выявление и обеспечение организационно-педагогических условий деятельности, обеспечивающих устойчивую мотивацию личности на добросовестное выполнение гражданского долга во имя интересов государства, гражданского общества и его ценностей.
Эффективность процесса формирования гражданско-патриотических качеств личности студента, проявляющихся в готовности участвовать в совершенствовании современного общества и активно влиять на общественно-политическую жизнь страны, в образовательной среде вуза может быть достигнута при соблюдении следующих условий:
- включение вопросов гражданско-патриотического воспитания в число приоритетных задач обучения и воспитания в вузе;
- создание мотивационно-ценностного отношения студентов к процессу формирования гражданственности как интегративному качеству личности, ориентированному на реальные условия современной жизни;
- обогащение содержания образования за счет внесения в образовательный процесс нравственно творческих и культуротворческих функций и использование потенциала социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин;
- усиление роли личности преподавателя высшей школы, личностное осмысление им педагогических идей, принципов и ценностей;
- гуманизация и гуманитаризация образования, которые исходят из того, что студент вуза представляет собой сознательную, самостоятельную личность, с чувством собственного достоинства и собственной ответственности;
- формирование культуры межнационального общения, умение решать возникающие межэтнические конфликты мирными, а не силовыми методами [Горно-Алтайский государственный университет, URL: http://www.gasu.ru/].
Гражданственность рассматривается нами как интегративное качество личности, основными компонентами которого являются гармонически сочетающиеся честь и достоинство, совесть и справедливость, внутренняя дисциплина и свобода, уважение и доверие другим гражданам, патриотизм и интернационализм, долг и ответственность перед собой, своей семьей, городом, страной.
Высокий результат в развитии патриотизма у студентов достигается, если патриотическое воспитание является целенаправленным и составляет часть целостного учебно-воспитательного процесса. Высокие показатели развития гражданско-патриотического сознания, направленности личности, в ходе наших исследований, достигаются, когда патриотическое воспитание пронизывает все стороны учебно-воспитательной работы образовательной организации. Существенным фактором, стимулирующим участие студентов в воспитательной работе, является связь с будущей профессией.
Таким образом, граждаиско-патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование гражданина той или иной этнической общности как части России и мирового сообщества, при этом межэтническое сотрудничество следует рассматривать как неразрывную составную часть патриотизма. Вместе с тем, гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности вуза.
Библиографический список
1. Горно-Алтайский государственный университет // [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www.gasu.ru/ (дата обращения: 10.11.2015).
2. История Горного Алтая: учебное пособие. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. 480 с.
3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»:Постановление Правительства РФ от 05 октября 2010 г. № 795 (ред.) Собр. Законодательства РФ. 2010. № 41. С. 5250.
4. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: учебное пособие / А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов, М. Б. Кусмарцев, И. В. Метлик [и др.] / Под общ. ред. А. К. Быкова, В. П. Лутовинова. М.: Планета, 2010. 336 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. проф. образования / В. А. Сла-стенин, П. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. 11-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 608 с.
6. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. 5-е изд. М.: Политиздат, 1985. 270 с.