Научная статья на тему 'О налоговых доходах консолидированного бюджета Ставропольского края'

О налоговых доходах консолидированного бюджета Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О налоговых доходах консолидированного бюджета Ставропольского края»

Бюджетная политика

О НАЛОГОВЫХ ДОХОДАХ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ставропольского КРАЯ

л. и. ушвицкий,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,

декан факультета экономики и финансов

а. в. САвцовА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Северо-Кавказский государственный технический университет

Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Кроме того, в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Среди доходов бюджетов всех уровней в российской Федерации приоритетное место занимают налоговые доходы. Это характерно и для большинства стран мира. Как известно, по своей экономической сущности налоги играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой стороны — как мощный регулятор социально-экономических и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить развитие экономики, процессы, происходящие в обществе. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и способность органов государственной власти влиять на формирование самой налоговой базы, тем более, что актуальная задача современной России — это обеспечение эффективности государственного управления. для решения этой задачи используются различные инструменты. В частности, 24 декабря 2005 г. на заседании Государственного совета РФ обсуждались меры по повышению эффективности функционирования органов государственной власти в России. Особое внимание среди них следует обратить на изменение механизма финансирования регионов, участие глав субъектов РФ в формировании федерального бюджета, а также направление выделяемых для ре-

гионов средств в распоряжение их руководителей. Реализация данных мер должна позволить более эффективно на месте распоряжаться финансовыми ресурсами, а органам власти реально влиять на экономические процессы, происходящие в той или иной отрасли экономики региона.

Вместе с тем налоговые нововведения последних лет привели к дестимулированию эффективности управления, так как частичная компенсация централизуемых или отменяемых налогов за счет финансовой помощи из федерального бюджета создает картину несостоятельности действий власти субъекта РФ, искусственно повышая дотацион-ность региона.

В табл. 1 представлена структура доходов консолидированного бюджета ставропольского края.

По данным табл. 1, в течение периода с 1995 по 2004 г. в структуре доходов консолидированного бюджета ставропольского края налоговые доходы составляли более половины (70 % в 1995 г.). Причем до 1998 г. наблюдается уменьшение их доли в консолидированном бюджете до 64,1 %, что можно объяснить снижением объемов производства, жизненного уровня населения, обострением финансовых и социальных проблем в период 1991—1998 гг. В последующий период обозначились признаки посткризисного восстановления, что сказалось и на налоговых поступлениях. В 1999 г. доля налоговых доходов составила 74,2 %. Однако, несмотря на активизацию хозяйственной деятельности и рост объема производства по всей России после кризиса 1998 г., налоговые доходы бюджета Ставропольского края в 1999 г. уменьшились, причем не только в текущих ценах, но и в реальном выражении.

Таблица 1

структура доходов консолидированного бюджета ставропольского края (по данным министерства финансов края)

Показатель 1995 1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005**

Доходы — всего*, млн руб. 2675,1 3793,9 5074,9 7586,6 10945,5 18067,3 19283,7 22724,8 29542,2

В % к итогу:

налоговые доходы 70,0 66,9 74,2 67,8 63,6 48,6 61,7 60,1 50,0

из них:

налог на прибыль 29,5 13,2 19,5 16,7 21,8 13,7 14,7 14,5 14,1

налог на доходы физичес- 12,3 17,0 14,0 15,0 18,9 17,1 20,8 22,1 18,9

ких лиц

налоги на товары и услуги, 11,2 14,2 16,2 14,3 6,9 4,5 7,3 6,2

лицензионные и регистра-

ционные сборы

В том числе акцизы 1,0 1,3 2,9 2,4 2,1 1,7 3,9 6,2 5,4

налоги на совокупный до- — — 3,7 3,3 4,0 3,0 1,3 2,9 4,0

ход

налоги на имущество 6,3 10,7 8,3 7,2 6,0 5,6 6,7 6,3 6,5

платежи за пользование 2,3 3,2 4,5 3,1 3,4 4,2 7,3 5,9 0,3

природными ресурсами

прочие налоги, пошлины, 8,4 8,6 8,0 8,2 2,6 0,5 3,5 1,8

сборы

неналоговые доходы 2,2 3,2 3,3 3,9 2,9 2,9 4,3 4,9 4,8

безвозмездные перечис- 27,8 29,9 22,2 28,0 30,7 40,1 31,2 22,0 40,1

ления

доходы целевых бюджет- — — 0,3 0,3 5,9 7,3

ных фондов

доходы от предпринима- — — — — 2,8 2,5 2,8 5,7 5,1

тельской и другой принося-

щей доход деятельности

*Без внутренних оборотов. "Предварительные данные.

Таблица 2

динамика налоговых поступлений в процентах к врП в 1995-2005 гг.

Показатель 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Налоговые доходы 10,3 9,9 10,0 9,4 9,2 8,9 12,6 10,4 10,8 7,7 8,5

Из них:

налог на прибыль 4,4 2,6 2,0 2,3 2,4 2,2 3,3 2,9 6,2 4,7 1,9

налог на доходы физи- 1,8 2,3 2,5 2,0 1,7 2,0 2,8 3,7 3,6 2,8 3,0

ческих лиц

налоги на товары и услу- 1,6 1,9 2,1 1,9 2,0 1,9 1,0 1,0 1,3 0,8 0,8

ги, лицензионные и ре-

гистрационные сборы в том числе акцизы 0,15 0,14 0,19 0,31 0,36 0,32 0,32 0,36 0,68 0,77 0,78

налоги на совокупный 0,00 0,00 0,00 0,06 0,46 0,44 0,60 0,64 0,22 0,43 0,37

доход

налоги на имущество 0,9 1,5 1,6 1,4 1,0 1,0 0,9 1,2 1,2 0,8 0,6

платежи за пользова- 0,3 0,4 0,5 0,6 0,6 0,4 0,5 0,9 1,3 0,7 0,8

ние природными ре-

сурсами

прочие налоги, пошли- 1,2 1,3 1,3 1,0 1,0 1,1 0,4 0,1 0,6 0,2 0,2

ны, сборы

В табл. 2 приведены данные об отношении налоговых доходов консолидированного бюджета края к ВРП.

Удельный вес налоговых доходов консолиди-

рованного бюджета в ВРП (см. табл. 2) снизился с 9,4 % в 1998 г. до 8,9 % в 2000 г., или на 0,5 %, что отражает, помимо снижения деловой активности, уменьшение собираемости налогов, рост масшта-

бов их неуплаты (удельный вес доходов консолидированного бюджета России в ВВП повысился с 25,1 % в 1998 г. до 29,4 % в 2000 г., или на 4,3 %).

Затем сложилась отрицательная динамика, и в 2002 г. налоговые доходы составили (см. табл. 1) 48,6 %. Такая ситуация объяснялась общим состоянием налоговой системы нашей страны. Слабое стимулирующее влияние финансовых рычагов определялось повышением уровня косвенных налогов, высоким прямым налогообложением прибыли и усилившейся в обстановке инфляции тяжестью для основной части населения налогов на заработную плату. Налоговая реформа, направленная на упорядочение механизма и снижение уровня налогообложения (вместо ранее дифференцированных установлена единая ставка налога на прибыль — 24 %; введена «плоская» шкала налога на доходы физических лиц — налоговая ставка установлена в размере 13 %), мало изменила ситуацию. В 2001 г. рост поступлений в бюджет налогов на доходы физических лиц обусловлен преимущественно инфляционным увеличением заработной платы и, в частности, повышением ее уровня в бюджетных отраслях.

В 2003 г. доля налоговых доходов возросла и составила 61,7 %, а в 2004 г. опять наблюдается, хотя и незначительное (на 1,6 %), но снижение их доли — до 60,1 %. По предварительным данным Министерства финансов Ставропольского края, консолидированный бюджет края в январе-апреле 2005 г. исполнен по доходам в сумме 8 432,2 млн руб. По сравнению с январем—апрелем 2004 г. доходы бюджета увеличились в 1,3 раза, а доля налоговых

доходов составила 50,0 %, т. е. снизилась по сравнению с предыдущим периодом. В январе — октябре

2005 г. доля налоговых доходов в бюджете края составила почти 64 %.

Для сравнения (табл. 3), за январь-октябрь 2005 г. в консолидированном бюджете Краснодарского края налоговые доходы составили 80,5 %, Ростовской области — 72,4 %, Волгоградской области — 81,1 %.

Таким образом, только из четырех регионов южного федерального округа Ставропольский край получает самую меньшую долю налоговых доходов. По прогнозу Министерства финансов, доходная часть бюджета Ставропольского края на

2006 г. сформирована в условиях вступивших в силу или предусматривающих к вступлению в силу с 1 января 2006 г. изменений налогового законодательства. Изменения коснулись порядка формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, увеличение налоговой ставки на игровые автоматы по налогу на игорный бизнес, индексация ставок акцизов, введение в действие Федерального закона «О земельном налоге» и т. д.

Общий объем доходов краевого бюджета составляет 23 550,6 млн руб., из которых доля налоговых доходов составляет 12 478,6 млн руб., или 53 %, доля неналоговых доходов предусмотрена в размере 1 211,3 млн руб., или 5,1 % всех доходов краевого бюджета, доля безвозмездных поступлений составит 9 860,8 млн руб., или 41,9 %. Приходится констатировать, что, несмотря на показатели высокого экономического роста развития Ставропольского края за последние годы, рост объема собственных доходов

Таблица 3

Доходы консолидированного бюджета Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской, Волгоградской областей

за январь—октябрь 2005 г.

Показатель Ставропольский край Краснодарский край Ростовская область Волгоградская область

Структура доходов консолидированного бюджета

Итого доходов (без внутренних оборотов), млн руб. 26 152,4 55 507,1 42 266,9 26 538,9

из них (в % к общей сумме доходов):

налог на прибыль организаций 13,6 17,7 13,4 20,3

налог на доходы физических лиц 20,0 25,8 24,7 24,8

акцизы 4,8 7,0 7,7 7,0

прочие 25,5 30,0 26,6 29,0

безвозмездные поступления 36,1 19,5 27,6 18,9

Из них дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспечен- 35,9 6,2 16,4 6,2

ности

краевого бюджета в 2006 г. составил 1 656,2 млн руб., или на 7,6 % выше уточненного бюджета 2005 г.

В этой связи налоговая политика в крае должна быть направлена на их увеличение, на развитие и укрепление налогового потенциала, эффективное использование земель и иной недвижимости, обеспечение исполнения всех социальных обязательств перед гражданами. В связи с проводимыми на федеральном уровне налоговыми преобразованиями предстоит не только провести мониторинг краевого налогового законодательства и внести необходимые изменения в нормативные акты, но и обеспечить высокое качество вновь принимаемых законов.

Отчасти снижение доли налоговых доходов в структуре бюджета края можно объяснить тем, что в налоговой копилке субъектов остались трудно ад-министрируемые налоги. Их сбор можно поднять, вложив предварительные финансовые ресурсы (налог на землю — кадастровая оценка, налог на имущество физических лиц, транспортный налог). Кроме того, оптимизация налогообложения в рамках действующего налогового законодательства, связанная с вовлечением крупных промышленных организаций Ставропольского края в различные финансово-промышленные группы, холдинги, создает серьезные проблемы в работе органов исполнительной власти над увеличением налогового потенциала территории. Поглощение самостоятельных организаций, ранее являющихся базовыми в экономике края, негативно отражается на доходной базе его бюджета. Переток финансовых потоков в головные холдинговые кампании значительно уменьшает налоговые поступления по месту нахождения дочерних организаций.

Следствием такого вертикального интегрирования являются потери регионального бюджета по налогам на прибыль, на имущество организаций и др. По экспертным оценкам специалистов, бюджет края ежегодно недополучает порядка 500 — 700 млн руб. В целях справедливого распределения налога на прибыль корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп между их обособленными подразделениями необходимо поставить вопрос о внесении изменений в ст. 288 гл. 25 Налогового кодекса РФ. Они должны предусмотреть распределение налогов, исчисленных налогоплательщиком — российской организацией, имеющей обособленные подразделения, пропорционально созданной этими подразделениями добавленной стоимости на территории региона. При этом следует отказаться от действующей ныне

методики, использующей долю прибыли, приходящуюся на эти обособленные подразделения и определяемую как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения в целом по налогоплательщику. Данное мероприятие позволит увеличить долю налоговых доходов в консолидированном бюджете края на 2 — 3 %.

Кроме налога на прибыль организаций в 2006 г. основными бюджетообразующими налогами для Ставропольского края остаются налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог. Для увеличения поступлений от данных налогов необходимо завершить кадастровую оценку земли на территории Ставропольского края, и эта работа сейчас активно проводится. Следует также создать условия для формирования эффективных правообладателей земель, в частности провести разграничение земель по уровню собственности.

Для наращивания налоговой базы и увеличения поступлений в краевой бюджет налога на имущество организаций необходимо продолжать поддержку инвестиционной и инновационной деятельности преимущественно в форме субсидирования процентных ставок и развития лизинга. В результате такой государственной поддержки возрастает доля введения новых основных фондов, одновременно увеличиваются объемы производства, прибыль, заработная плата, появляются новые рабочие места.

На максимальном получении налога на доходы физических лиц должны быть сосредоточены усилия всех уровней власти. Главная проблема здесь — вывод заработной платы из «тени». Без помощи федерального центра региону данной проблемы не решить. Даже такой радикальный шаг, как снижение эффективной ставки единого социального налога до 26 %, не повлиял на рост «легальной» заработной платы в бизнесе. Взятое направление на снижение налоговой нагрузки, проводимое на федеральном уровне, должно компенсироваться увеличением налогооблагаемой базы региона.

Другим потенциальным резервом увеличения доходов краевого бюджета должны стать дополнительные доходы, полученные в результате более активной работы по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет взыскания существующей задолженности по налоговым платежам.

Таким образом, для снижения уровня дотаци-онности бюджета Ставропольского края, обеспечения эффективного государственного управления в регионе, роста социально-экономических показателей необходимо, используя различные инструменты, добиваться максимизации налоговых доходов в бюджете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями от 03.01.2006).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями на 04.11.2005 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О бюджете Ставропольского края на 2006 год. Заключение контрольно-счетной палаты Государственной Думы Ставропольского края на проект закона Ставропольского края.

4. О бюджетной политике в 2006 году. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

5. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249.

6. Об утверждении положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2005 № 118.

7. Основные направления социального и финансово-экономического развития Ставропольского края по 2010 год. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 22.06.2005 № 340-рп.

8. Министерство финансов Ставропольского края, 2006, www. info@mfsk. га.

9. Сидорова Н. И. Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития // Проблемы прогнозирования. 2003 г. № 1. С. 96-107.

10. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. 2005. 209 с.

11. Материалы информационного агентства ИА REGNUU www. regnum. ru.

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]

v J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.