О налоге на землю
Н.А. Гаврилова
заместитель начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации
Уплачиваем земельный налог в 2008 году
С 1 января 2006 года на территории Российской Федерации повсеместно действует глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенная в с 1 января 2005 года.
В НК РФ земельный налог определен как местный налог, и поэтому он вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В переходный период, до 1 января 2009 года, в случае возникновения новых муниципальных образований нормативные акты о земельном налоге вводятся по правилам Федерального закона от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»:
1) если на период с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года законом субъекта Российской Федерации будет предусмотрено, что вопросы местного значения во вновь образованных поселениях будут решаться органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого эти поселения входят, то земельный налог вводится (и отменяется) на территории этих поселений на основании нормативного правового акта представительного органа муниципального района, в состав которого входят указанные поселения (изменения, внесенные в пункт 2 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ);
2) если на территориях вновь образованных муниципальных образований пред-
ставительные органы до 1 декабря 2005 года не успели принять нормативные правовые акты о земельном налоге, то до 1 января 2007 года налог будет взиматься на основании нормативных правовых актов, принятых ранее действовавшими представительными органами муниципальных образований;
3) если на территориях вновь образованных муниципальных образований представительными органами до 1 декабря 2007 года не будут приняты нормативные правовые акты о земельном налоге, то налог будет взиматься на основании нормативных правовых актов, принятых ранее действовавшими представительными органами муниципальных образований до 1 января 2009 года.
Содержание нормативных правовых актов о земельном налоге
При исчислении земельного налога следует иметь в виду, что все элементы налогообложения (налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки налога) установлены НК РФ. Причем установленные главой 31 НК РФ нормы не могут ни изменяться, ни дополняться нормативными актами муниципальных образований.
Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых нормативных правовых актах при введении налога должны установить:
• налоговые ставки, но в пределах, определенных НК РФ;
• порядок и сроки уплаты земельного налога;
• дополнительные налоговые льготы.
Однако они могут не устанавливать отчетные периоды и авансовые платежи.
В связи с этим, исчисляя земельный налог, налогоплательщик должен руководствоваться двумя документами: НК РФ и нормативным актом о земельном налоге муниципального образования, в котором расположен земельный участок.
Разъяснения по применению норм о земельном налоге
Если у налогоплательщика имеются трудности с применением каких-либо норм законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты земельного налога, необходимо обратить внимание на положения статьи 34.2 НК РФ, а именно:
1) разъяснения по применению норм главы 31 НК РФ даются Министерством финансов Российской Федерации (Минфин России);
2) разъяснения по применению положений нормативных правовых актов муниципальных образований о земельном налоге даются финансовыми органами этих муниципальных образований;
3) разногласия между налогоплательщиком и налоговой инспекцией, связанные с исчислением и уплатой земельного налога, разрешаются в очередном порядке соответствующими инстанциями Федеральной налоговой службы (ФНС России).
Если у налогоплательщика при исчислении земельного налога возникают вопросы, связанные с применением Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), определением кадастровой стоимости земельного участка, его принадлежности к определенной категории земельного участка, отнесению земельного участка к изъятому или ограниченному в обороте, то в этих случаях по соответствующим вопросам следует обращаться в Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) и органы Российского агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижи-мость), а также в администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Разъяснения по заполнению налоговой отчетности по земельному налогу и порядку исчисления налога также обязаны давать налоговые органы.
Изменения в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации
Напомним, что в 2006 году в главу 31 НК РФ Федеральным законом от 3 июня 2006 года № 75-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» были внесены изменения, которые касались применения налоговой льготы организациями - резидентами особых экономических зон. Причем эти поправки вступили в силу только с 1 января 2007 года.
В 2007 году был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения в главу 31 «Земельный налог».
Обратите внимание! Изменения вступили в силу с 1 января 2008 года (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 216-ФЗ).
Внесенные в НК РФ изменения и дополнения уточняют отдельные установленные нормы налогообложения земель, которые не были урегулированы главой 31НК РФ и разъяснения по которым ранее давались Минфином России, и применяются в настоящее время на практике. Кроме того, в главу 31 НК РФ введены новые нормы, а также уточнены отдельные несоответствия между некоторыми статьями главы 31 НК РФ.
Рассмотрим изменения, которые вступили в действие с 1 января 2008 года.
1. Пункт 1 статьи 391 НК РФ дополнен положением следующего содержания:
«Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Мо-
сквы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка».
Изменениями, внесенными в пункт 1 статьи 391 НК РФ, установлен порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований. Необходимость установления такого порядка объясняется следующим.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В то же время, как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, когда земельные участки, имеющие один кадастровый номер и кадастровые границы в кадастровом плане, разделяются административными границами муниципальных образований на две части и более. Кроме того, земельные участки, расположенные на территории нескольких муниципальных образований, могут регистрироваться в земельном кадастре как единое землепользование (то есть иметь один кадастровый номер и соответствующие границы, определенные в кадастровом плане), например земельные участки, занятые линейными объектами (трубопроводы, линии энергопередачи и иные аналогичные объекты).
Однако действующая редакция главы 31 «Земельный налог» НК РФ не содержит положений, устанавливающих порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований или земельного участка, одновременно находящегося в двух муниципальных образованиях и более, то есть являющегося единым землепользованием.
Напомним, что в целях урегулирования этой проблемы и определения механизма налогообложения указанных земельных участков Минфином России ФНС России было направлено письмо от 27 декабря
2005 года № 03-06-02-02/108, в котором разъяснялось, что при исчислении налога на земельный участок, находящийся одновременно на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком на территории соответствующего муниципального образования. Для такого земельного участка налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования. При этом сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования.
Указанный порядок применялся на практике и теперь закреплен в главе 31 «Земельный налог» НК РФ.
2. В пункте 2 статьи 393 НК РФ слова «полугодие и девять месяцев» заменены словами «второй квартал и третий квартал». Эта поправка изменила отчетные периоды по земельному налогу: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, что обусловлено следующим.
Пунктом 6 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен
как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода. Однако пунктом 3 статьи 398 НК РФ установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (то есть первый квартал, полугодие и девять месяцев).
В целях единообразного исчисления сумм авансовых платежей и приведения названных статей в соответствие друг с другом внесено изменение в пункт 2 статьи 393 НК РФ, согласно которому отчетными периодами с 1 января 2008 года признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Пример исчисления авансовых платежей по
земельному налогу с 1 января 2008 года
Земельный участок приобретен в собственность 10 февраля 2006 года. Его кадастровая стоимость составляет 900 000 рублей. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 процента.
Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
за 1 квартал - К2 = 2 мес. : 3 мес. = 0,67;
за 2 квартал - К2 = 3 мес. : 3 мес. = 1;
за 3 квартал - К2 = 3 мес. : 3 мес. = 1.
Авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов составят:
за 1 квартал - (900 000 р. х 1,5% х 0,67) : : 4 = 2 261,25 р.;
за 2 квартал - (900 000 р. х 1,5% х 1) : 4 = = 3 375 р.;
за 3 квартал - (900 000 р. х 1,5% х 1) : 4 = = 3 375 р.
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить сумму авансовых платежей в размере:
2 261,25 р. + 3 375,0 р. + 3 375 р. = 9 011,25 р.
Сумма налога за налоговый период составит:
900 000 р. х 1,5% х 0,92 = 12 420 р.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам налогового периода составит:
12 420 р. - 9 011,25 р. = 3 408,75 р.
3. В пункте 14 статьи 396 НК РФ слова «органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)» заменены словами «Правительством Российской Федерации».
Согласно действующей редакции пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Изменение предусматривает, что порядок доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Целесообразность введения такой нормы в НК РФ выявилась в ходе реализации положений главы 31 «Земельный налог» НК РФ при взаимодействии налоговых органов, органов Роснедвижимости и органов местного самоуправления. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости земельных участков. Сведениями о кадастровой стоимости земельных участков располагают органы Роснедвижимо-сти, находящиеся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России).
Внимание!
В ближайшее время Правительством Российской Федерации будет принято постановление об утверждении порядка доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельного участка и уполномоченном органе исполнительной власти. В настоящее время идет согласование проекта постановления в федеральных органах исполнительной власти.
В абзацах третьем и четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ слово «предоставленных» заменили словами «приобретенных (предоставленных)».
Обратите внимание! Одновременно меняется редакция пунктов 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
Внесение изменений в статьи 394 и 396 НК РФ вызвано необходимостью урегулирования в рамках налогового законодательства вопросов применения ставок земельного налога и соответствующих повышающих коэффициентов по землям, предоставленным или приобретенным под жилищное строительство. Неясность в вопросах, какую ставку применять и с какого срока исчислять срок проектирования и строительства, порождала вопросы как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов. Кроме того, возникал вопрос о правомерности применения повышающих коэффициентов к земельным участкам, «предоставленным» под жилищное строительство.
Принятые изменения в НК РФ устанавливают, что в отношении земельных участков как приобретенных, так и предоставленных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства применение повышающих коэффициентов и исчисление налога начинаются с момента государственной регистрации прав на эти земельные участки.
Предельную величину налоговой ставки земельного налога в размере 0,3 процента следует применять в отношении земельных участков как предоставленных, так и
приобретенных для жилищного строительства.
Напомним, что в целях единообразного применения норм статей 395 и 396 НК РФ разъяснения по этому вопросу давались Минфином России в адрес ФНС России письмом от 27 декабря 2005 года № 03-06-02-02/108, которые применялись на практике.
Теперь этот вопрос урегулирован налоговым законодательством.
4. В статье 397 НК РФ абзац второй пункта 1 после слова «налога» дополнен словами «(авансовых платежей по налогу)». Изменение имеет уточняющий характер и внесено для приведения в соответствие с требованиями статьи 398 НК РФ, которой определено, что сроки уплаты налога не могут быть установлены ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ. Это положение распространяется и на сроки уплаты авансовых платежей.
Кроме того, в пункте 2 указанной статьи слова «пунктом 4» заменены словами «пунктом 5».
Пункт 2 предусматривает, что налогоплательщики исчисляют сумму налога по окончании налогового периода в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 НК РФ. Таким образом, внесенные изменения имеют редакционный характер, поскольку порядок исчисления налога по окончании налогового периода установлен не пунктом 4, а пунктом 5 статьи 396 НК РФ.
Крупнейшие налогоплательщики, внимание!
С 1 января 2008 года в статью 398 НК РФ Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен новый пункт 4, согласно которому крупнейшие налогоплательщики, представляют налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Указанная норма введена с 1 января 2008 года. Налоговые декларации за 2007 год необходимо
представлять в межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Определение налогоплательщика земельного налога
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации пользование землей является платным, поэтому пользователи землей либо уплачивают земельный налог, либо вносят арендную плату за земельный участок.
В отношении земельного налога налогоплательщиками признаются организации, обладающие земельными участками:
• на праве собственности;
• на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Внимание!
Право постоянного (бессрочного) пользования должно быть переоформлено до 2010 года на право собственности или аренды (статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Это положение не распространяется на государственные учреждения и государственные унитарные предприятия (п. 1 ст. 20 ЗК РФ);
• на праве пожизненного наследуемого владения (для физических лиц).
В отличие от порядка, установленного Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-1 «О плате за землю», согласно которому плательщиками налога являлись пользователи земельных участков, глава 31 НК РФ связывает понятие «налогоплательщик» прежде всего с правом на земельный участок.
Арендаторы земельных участков не признаются налогоплательщиками.
Обратите внимание!
Сельскохозяйственные организации, являющиеся арендаторами земельных долей (паев) и уплачивавшие ранее в соответствии с Законом Российской Федерации «О плате за землю» земельный налог, не при-
знаются налогоплательщиками земельного налога в отношении арендуемых земельных паев. В этом случае налогоплательщиками признаются собственники земельных долей (паев), получившие земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации, которые уплачивают налог на основании налоговых уведомлений, направляемых правообладателям земельных паев налоговыми органами.
Недропользователи, внимание!
Для разработки (добычи) полезных ископаемых земельные участки предоставляются при наличии лицензии (п. 4. ст. 88 ЗК РФ). Земельные участки для пользования участками недр предоставляются на определенные сроки (ст. 10 Федерального закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»). Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются на срок отработки месторождений. В связи с этим такие земельные участки, предоставленные во временное пользование (на праве постоянного срочного пользования или по договору аренды) не облагаются земельным налогом.
Напомним, что согласно Закону Российской Федерации «О плате за землю» недропользователи, не оформившие право аренды земельного участка, признавались налогоплательщиками земельного налога как землепользователи по ставке налога, установленной для категории земель для промышленности.
Пример
Негосударственная организация имеет решение администрации области о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, выданное в 1991 году. Налоговый орган при проверке установил, что свидетельство о праве собственности на земельный участок в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации до сих пор не переоформлено на право собственности. Должна ли организация платить земельный налог, если она оформляет права аренды на этот земельный участок?
В этом случае земельный налог платить необходимо до принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку решение, ранее принятое администрацией области, о предоставлении земельного участка имеет равную силу со свидетельством о регистрации прав на объект недвижимого имущества.
Ранее принятое администрацией решение о предоставлении земельного участка является основанием для признания организации налогоплательщиком. Об этом говорится в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также в статье 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Для сведения!
Установленная Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (п. 7 ст. 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена.
Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, также не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
Если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенно-
го на нем объекта недвижимости после введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
Внимание! Право пользования земельным участком неразрывно связано с правами на строения на этом участке.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, к другому лицу это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их обслуживания, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, новый собственник объекта недвижимости становится плательщиком налога на землю при получении соответствующих прав на земельный участок.
Прежний собственник уплачивает налог с начала отчетного года по месяц (включительно), в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок. Лицо, к которому переходит право на земельный участок, уплачивает налог, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошел переход права собственности. Это положение применяется с учетом норм главы 31 НК РФ.
Если покупатель длительное время не регистрирует свои права на земельный участок при приобретении недвижимости, налоговые органы и органы местного самоуправления будут понуждать его через суд к уплате земельного налога или внесению арендных платежей (по аналогии с налогом на имущество организаций1).
За земельные участки, занятые строением, а также предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании (не аренда) нескольких юридических лиц или граждан, земельный
1 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 сентября 2006 года № 03-06-01-02/35.
налог начисляется отдельно каждым лицом.
За земельные участки, занятые строением, а также предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников исходя из доли собственности (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются правоустанавливающие документы, перечень которых приведен в указанной статье.
Для юридических лиц такими документами могут быть следующие.
1. Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания:
• договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
• вступившие в законную силу судебные акты;
• акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном
законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
• иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
• иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Обратите внимание!
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются кадастровый план земельного участка и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. При этом указанные документы должны содержать информацию о соответствующих правах на земельный участок и о его целевом назначении.
Также следует иметь в виду, что права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. При этом государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ).
При этом следует различать следующее:
1) государственная регистрация имеет правообразующий характер (согласно пункту 2 статьи 8 и пункту 2 статьи 223 ГК РФ право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его регистрации);
2) государственная регистрация имеет правоподтверждающий характер (право
на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации, а в соответствии с законом (например пункт
5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). В этом случае основанием для взимания земельного налога до получения правоподтверждающих документов о регистрации прав на объекты недвижимого имущества являются правоустанавливающие документы (то есть документы, служащие основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество). В частности, это распространяется на случаи приобретения организациями помещений в жилом доме, находящемся в долевой собственности2.
В случае отсутствия в ЕГРП сведений о существующих правах на земельные участки (до выдачи документов о государственной регистрации) налогоплательщики определяются на основании следующих документов (статья 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», статья 17 Федерального закона № 122-ФЗ):
1) свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
2) свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27
октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
3) государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 года № 4931 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».
2. Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 1771 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;
3. Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Внимание!
Если земельные участки не прошли кадастровый учет и вследствие этого не имеют кадастровых номеров, то такие земельные участки признаются объектом налогообложения земельным налогом на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, выданных соответствующими органами до введения Федерального закона № 122-ФЗ3.
В случае пользования земельным участком, по которому отсутствуют правоустанавливающие документы, на котором расположено здание, находящееся в собственности организации, необходимо учитывать арбитражную практику, в соответствии с кото-
2 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65.
3 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 апреля 2007 года № 03-05-05-02/21 в адрес Федеральной налоговой службы.
рой отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога4.
Отмечу, что ситуаций может быть много, поэтому прежде всего необходимо знать, прекратил ли свои права на земельный участок предыдущий собственник, и если нет, то покупатель - собственник (собственники) недвижимости на земельном участке не может признаваться плательщиком земельного налога. Земельный участок (доли земельного участка) должен выкупаться у собственника, либо пользование земельным участкам должно осуществляться на правах аренды.
Важно!
На основании пункта 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 53 ЗК РФ отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой автоматическое прекращение соответствующего права.
В соответствии с гражданским законодательством право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок сохраняется за организацией до момента внесения соответствующих записей в ЕГРП, и до этого момента организация остается плательщиком земельного налога5.
Объект налогообложения
В соответствии с главой 31 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах
территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта о введении земельного налога.
Под земельным участком как объектом обложения земельным налогом следует понимать часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 ЗК РФ). Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются:
• землеустроительная документация;
• материалы межевания объектов землеустройства;
• карты (планы) объекта землеустройства;
• утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект.
При рассмотрении вопросов о признании земельного участка объектом налогообложения, правах собственности на землю и оформлении прав на земельные участки, в частности о переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на права аренды или приобретения земельных участков в собственность, следует учитывать Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», в котором арбитражным судам даны разъяснения по единообразным подходам к рассмотрению судебных споров и их разрешению.
Обратите внимание!
Если организация владеет помещением в многоквартирном доме и использует его, например, под торговое, офисное помещение, то с момента формирования земельного участка (получение кадастрового номера) необходимо платить земельный налог, даже если право собственности на приходящуюся на помещение долю земельного
4 См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 октября 2003 года № 7644/03.
5 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 03-06-02-04/41.
участка, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома согласно ГК РФ, не оформлено. По вопросу налогообложения земельного участка, занятого многоквартирным домом, Минфином России даны разъяснения письмом от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65 в адрес ФНС России.
При этом необходимо учитывать, что ставка в размере 0,3 процента, установленная подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, применяется только в отношении земельного участка, приходящегося на долю помещений, занятых жилыми квартирами (напомню, что в этом подпункте ставка в размере 0,3 процента установлена в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду).
Доля земельного участка, которая приходится на нежилые помещения, собственниками которых являются юридические лица и предприниматели, используемые под магазины, парикмахерские и т. п., должна облагаться налогом по ставкам, установленным для этих видов деятельности, если иное не предусмотрено нормативным актом муниципального образования о земельном налоге. Разъяснения даны Минфином России в письме от 17 мая 2007 года № 03-05-05-02/33, направленном в адрес ФНС России.
Главой 31 НК РФ установлен перечень видов земель, не являющихся объектом обложения земельным налогом. К таким землям относятся (п. 2 ст. 289 НК РФ):
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 27 ЗК РФ).
Обратите внимание на то, что такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Имейте в виду, что не все земли, ограниченные в обороте и перечисленные в указанном пункте, исключены из объектов обложения земельным налогом. Если обобщить список, то можно говорить о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Обратите внимание!
Вопрос о признании земель ограниченными в обороте или изъятыми из оборота в полной мере не урегулирован земельным законодательством. В связи с этим для использования в работе в адрес ФНС России Минфином России было направлено письмо от 20 марта 2007 года № 03-05-05-02/12 с разъяснениями Минэкономразвития России о принципах признания земельного участка изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Однако указанное письмо, на наш взгляд, не решает проблему, поскольку не раскрывает однозначно понятие таких земель.
Из п исьма можно сделать вывод, что в каждом конкретном случае требуются индивидуальные подходы. Так, Минфином России совместно с Минэкономразвития России этот вопрос рассматривался в отношении земель, предоставленных органам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (письмо от 17 августа 2007 года № 03-05-05-02/47), в отношении земель органов Федеральной таможенной службы (письмо от 30 августа
2007 года № 03-05-05-01/37), в отношении верховных судов в субъектах Российской Федерации (письмо от 14 августа 2007 года № 03-05-05-02/45 в адрес ФНС России), в отношении налоговых органов (письмо от 7 мая 2007 года № 03-05-05-02/30) и т. п.
Земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва, относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте. Перечень федеральных государ-
ственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва, установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 января 2005 года № 8-р6.
К силам обеспечения безопасности относятся органы охраны здоровья населения (статья 12 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»), поэтому земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальным органам для обеспечения безопасности, не являются объектом налогообложения земельным налогом7.
Чтобы быстрее разрешать эту проблему, организациям, вероятно, следует самостоятельно обращаться в Минэкономразвития России (органы Роснедвижимости).
В отдельных случаях в границах земель, изъятых из оборота, могут находиться земельные участки иных собственников или пользователей, которые подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Примером могут служить отдельные участки в границах национальных парков.
Не подлежат налогообложению земельные участки, на которых расположены:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе участки под строящимися объектами), пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. При определении предприятий и организаций, имеющих такие объекты, следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 года № 753 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с утверждением перечня организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты»;
2) объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования согласно Закону Российской Феде-
рации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»;
3) воинские и гражданские захоронения;
4) инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Водные объекты являются федеральной собственностью (подп. 5 п. 2 ст. 389 НК РФ). Муниципальная и частная собственность допускается только в отношении обособленных водных объектов (статья 34 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, не являются объектом налогообложения земельные участки в землях водного фонда, ограниченные в обороте и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Земельные участки в землях водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в частной собственности юридических лиц, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке8.
Налоговая база
Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой оценки земельного участка.
В связи этим напомним, что функции ведения государственного земельного кадастра и кадастровой оценки земельных участков для целей налогообложения возложены на Российское агентство кадастра объектов недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования, результаты которой утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости9. Государственная кадастровая оценка земель производится преимущественно для целей налогообложения. Для реализации положений главы
6 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 03-06-02-02/100.
7 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 августа 2006 года № 03-06-02-02/111.
8 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 1 августа 2006 года № 03-06-02-02/ 105.
9 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316.
31 НК РФ, предусматривающей исчисление налоговой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка, организациями системы Роснедвижимости и других ведомств разработаны методические материалы по оценке кадастровой стоимости земель сельскохозяйственных угодий, лесных земель, земель городских и сельских поселений, земель промышленности и других земель производственного назначения, земель садоводческих товариществ, земель рекреационного назначения и других видов земель. Модели кадастровой оценки земельных участков базируются на системе массового определения стоимости и включают метод сравнения рынков, а также доходный и затратный методы. Различные методы применяются к различным категориям земель и видам землепользования в зависимости от факторов, влияющих на оценку земли.
Главой 31 НК РФ установлено, что налоговой базой по земельному налогу в отношении каждого земельного участка является его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Обратите внимание!
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (пункт 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316). Таким образом, ежегодная индексация, которая ранее устанавливалась согласно постановлениям Правительством Российской Федерации, не проводится.
Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании имеющейся документации на земельный участок и сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Эти сведения формируются в Государственном земельном кадастре. При этом сведения о правах на земельные участки содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, в срок не позднее 1 марта календарного года.
Результаты кадастровой оценки категорий земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, эти материалы официально публикуются.
До 1 января 2008 года размещение сведений о кадастровой стоимости в средствах массовой информации и являлось фактическим доведением до налогоплательщиков кадастровой стоимости. Такой порядок устанавливался местными органами власти. Однако в большинстве случаев местные органы власти не имеют сведений
о кадастровой стоимости находящихся на территории муниципального образования земельных участков. В связи с этим с 1 января 2008 года порядок доведения кадастровой стоимости до налогоплательщиков будет определяться постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 февраля
2008 года № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» территориальные органы Роснедвижимости в целях налогообложения бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по их письменному заявлению в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в сети Интернет (www.kadastr.ru).
Важно!
Если до организации своевременно не доведена кадастровая стоимость земельного участка в установленном порядке, то
ей необходимо представить нулевую налоговую декларацию (расчет по авансовым платежам.) При доведении до организации кадастровой стоимости земельного участка в последующих периодах ей необходимо представить уточненную налоговую декларацию (а при необходимости и расчет по авансовым платежам). При этом расчет налога производится за весь налоговый период. Пени за неуплату в этом случае не на-числяются10.
Главой 31 НК РФ установлен особый порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности: налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. В части земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками земельного участка, в равных долях.
Если организация приобретает здание, то к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью. Как правило, эта доля конкретно определена в документах на земельный участок. В этом случае налоговая база будет определяться пропорционально указанной доле в праве собственности на этот земельный участок.
Пример
Организация приобрела здание в 2006 году. Доля этой организации в праве собственности на земельный участок составляет 75 процентов. Кадастровая стоимость всего земельного участка (в том числе и под приобретенным организацией зданием) - 2 000 000 рублей.
Налоговая база в части доли в праве собственности на земельный участок под приобретенным организацией зданием определяется следующим образом:
2 000 000 р. х 75% = 1 500 000 р.
Если покупателями здания являются несколько лиц, то налоговая база будет определяться пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.
Если доля лица в документах на земельный участок определена как доля в праве на находящиеся на земельном участке строения (здания, сооружения), то налоговая база будет определяться пропорционально доле лица в праве собственности (в площади) на это строение (здание, сооружение).
Пример
Организация «А» и организация «Б» приобрели по договору купли-продажи в собственность здание. Кадастровая стоимость земельного участка под зданием составляет 3 000 000 рублей. Организация «А» владеет 60-процентной долей в праве собственности на здание, организация «Б» -40-процентной долей.
Налоговая база по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости организации «А», равна:
3 000 000 р. х 60% = 1 800 000 р.
Налоговая база по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости организации «Б», равна:
3 000 000 р. х 40% = 1 200 000 р.
Если права на долю земельного участка не зарегистрированы, то плательщиком земельного налога признается продавец здания - собственник земельного участка.
Если покупатель длительное время не регистрирует свои права на весь земельный участок при приобретении недвижимости или не оформляет договор аренды, то налоговые органы будут привлекать его к уплате налога через суд (по аналогии с налогом на имущество организаций)11.
По земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований (линейные объекты и т. п.), налоговая база определятся в отношении
10 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2006 года № 03-06-02-02/75 в адрес Федеральной налоговой службы.
11 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 сентября 2006 года № 03-06-01-02/35.
каждой площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования (доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком, на территории каждого муниципального образования).
Если налогоплательщик не может самостоятельно определить размер земельного участка (под линейным объектом), приходящегося на муниципальное образование, необходимо обращаться в органы Роснед-вижимости.
Этот вопрос урегулирован Федеральным законом № 216-ФЗ, внесшим изменения в главу 31 НК РФ.
Внимание!
При изменении кадастровой стоимости земельных участков в течение налогового периода, например при изменении категории земельного участка, его целевого назначения и т. п. (если собственник не меняется), для целей налогообложения применяется та кадастровая стоимость, которая была определена для этого участка на 1 января текущего налогового периода.
Изменения кадастровой стоимости могут иметь налоговые последствия, если кадастровая стоимость была определена неверно по состоянию на 1 января налогового периода.
Если в течение налогового периода одновременно меняются и собственник, и категория земли (целевое назначение), то кадастровая стоимость земельного участка для целей исчисления налоговой базы определяется для нового собственника исходя из кадастровой стоимости земли по состоянию на 1 января налогового периода и установленной для него новой категории земельного участка (целевого назначения) по данным правоустанавливающего документа.
Ставки налога
Ставки налога на землю устанавливаются представительными органами муниципальных образований и не могут превышать размер, установленный в ста-
тье 394 НК РФ для различных категорий земель:
• 0,3 процента - в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищнокоммунальному хозяйству), предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства;
• 1,5 процента - в отношении всех других земель.
Обратите внимание! Налоговые ставки устанавливаются в процентах от налоговой базы в пределах ставок налога, определенных НК РФ.
Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от категории земель и их целевого назначения. Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает семь категорий земель (ст. 7 ЗК РФ). При этом описание каждой категории земельного участка дано в статьях 83-103 ЗК РФ.
Например, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения
могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, для научноисследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Земельными участками в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях признаны земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки (ст. 85 ЗК РФ).
В связи с этим документами, подтверждающими право на использование ставки земельного налога, установленной в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, должны являться нормативные правовые акты органов местного самоуправления о зонировании территорий поселений, устанавливающих правила землепользования и застройки для каждой территориальной зоны.
Кроме того, организация должна подтвердить, что его уставная деятельность связана с сельскохозяйственным производством.
В целях применения понятия «сельскохозяйственное производство» рекомендуется руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 29-2001 (КДЕС Ред. 1).
Земли, относящиеся к категории занятых объектами жилищного фонда, выделяются согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). В соответствии со статьей 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Исходя из определения жилого помещения, установленного в указанной статье, у организации могут быть земли, занятые объектами индивидуального жилищного фонда, когда она является собственником жилых
помещений, используемых для проживания граждан на условиях безвозмездного пользования. Организация (индивидуальный предприниматель) может владеть помещениями в жилищном фонде, используемых для экономической деятельности.
Также следует иметь в виду, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также с учетом возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Обратите внимание!
Внесены изменения в подпункт 1 пункта
1 статьи 394 НК РФ (Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 268-ФЗ), и ставка налога для земельных участков, занятых дачами, снижена до 0,3 процента. Эта ставка применяется с 1 января 2007 года. Напомню, что в 2006 году земельные участки, занятые такими объектами, облагались налогом по ставке не менее 1,5 процента, поскольку в соответствии с ЖК РФ дачи, находящиеся на соответствующих правах у организаций (в том числе государственные), не относятся к жилищному фонду.
А вот общежития относятся к жилищному фонду, следовательно, земельные участки, занятые такими объектами, облагаются налогом по ставке не менее 0,3 процента.
Для определения земель, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность. При этом следует иметь в виду, что сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройстве территории включаются в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (статья 57 Градостроительно-
го кодекса Российской Федерации). Порядок определения таких земель определен в письме Минфина России от 13 февраля 2006 года № 03-06-02-02/14.
Важно, что предельная величина налоговой ставки земельного налога (0,3%) применяется в отношении земельных участков как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства.
Кроме того, по мнению Минфина России, аналогичный подход следует использовать и при применении повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в периодах проектирования и строительства объектов в соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ12.
Если земельные участки заняты жилым фондом и на нем имеются объекты (помещения) иного назначения, то доля площади земельного участка, приходящаяся на эти объекты, облагается не по ставке в размере 0,3 процента, а по ставке не более 1,5 процента (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Пример
В многоквартирном доме находятся
10 двухкомнатных квартир площадью 60 квадратных метров каждая и 20 однокомнатных квартир площадью 40 квадратных метров каждая. Все квартиры в доме приватизированы. На двух этажах этого дома располагается магазин площадью 600 квадратных метров, принадлежащий ООО «Орбита». Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 20 000 000,0 рубля, а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, составляет 0,1 процента от его кадастровой стоимости. Налоговая ставка по земельным участкам, занятых объектами торговли, составляет
1,5 процента.
Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в доме, принадлежащей каждому собственнику по-
мещений в нем, определяем общую площадь этих помещений:
Площадь магазина + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь однокомнатных квартир = 600 м2 + (60 м2 х 10) + (40 м2 х х 20) = 2 000 м2.
Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 2 000 квадратным метрам.
Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:
для ООО «Орбита» - 600 м2 : 2 000 м2 = = 0,3;
для всех собственников двухкомнатных квартир - 600 м2 : 2 000 м2 = 0,3;
для всех собственников трехкомнатных квартир - 800 м2 : 2 000 м2 = 0,4.
Налоговая база для ООО «Орбита» будет равняться:
20 000 000,0 р. х 0,3 = 6 000 000 р.
Сумма земельного налога для ООО «Орбита» составит:
6 000 000 р. х 1,53 : 100 = 90 000 р.
Если объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса находятся в составе земельных участков, выделенных для использования по иному назначению (например для размещения научных организаций, полигонов и т. п.), то по ставке 0,3 процента будут облагаться только площади земель, приходящихся на объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Для земельного участка, расположенного на территории нескольких муниципаль-
12 Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 03-06-02-02/108 доведено письмом Федеральной налоговой службы от 31 января 2006 года № ГИ-6-21/103@.
ных образований, к каждой доле, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, для каждой категории объектов применяется своя установленная муниципальным образованием ставка13.
Налоговые льготы
Перечень организаций, которым в соответствии с главой 31 НК РФ предоставляются льготы по земельному налогу, установлен статьей 395 НК РФ.
В 2007 году в отношении коммерческих организаций льготы по уплате земельного налога могут быть предоставлены:
1) организациям и учреждениям уголовноисполнительной системы Минюста России;
2) организациям в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. К указанным дорогам относятся федеральные, региональные и местные дороги, предоставленные для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования;
3) организациям народныххудожественных промыслов, которые определены положениями статей 3, 5, 7, 9 Федерального закона от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; пунктом
24 Типового положения о художественноэкспертном совете по народным художественным промыслам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1349; Правилами регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года № 35.
Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов,
утвержден приказом Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 8 августа 2002 года № 226 (зарегистрирован в Минюсте России 19 августа 2002 года № 3704);
4) общероссийским общественным организациям инвалидов и их учреждениям при соблюдении условий, указанных в пункте 5 статьи 395 НК РФ.
Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, льготу по уплате земельного налога применять не вправе.
При передаче земельных участков в аренду указанные организации остаются плательщиками земельного налога, следовательно, для них сохраняется право на уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму, установленное НК РФ. Разъяснения предназначены для налоговых органов и налогоплательщиков (письмо ФНС России от 21 августа 2006 года № ММ-6-21/837@, которым до сведения территориальных налоговых органов доводится письмо Минфина России от 1 августа
2006 года № 03-06-02-02/102).
С 1 января 2006 года освобождены от обложения земельным налогом организации - резиденты особых экономических зон (имеющие права собственности на земельные участки, предоставленные резидентам особых экономических зон в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Решение
о создании такой зоны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимает Правительство Российской Федерации.
Обратите внимание!
С 25 августа 2005 года (со дня вступления в силу Федерального закона № 116-ФЗ) существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до
25 августа 2005 года, прекращается (ст. 40 Федерального закона № 116-ФЗ). Исключение составляют особые экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях.
13 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 03-06-02-02/108.
С 1 января 2007 года указанная льгота применяется в новой редакции (имеет исключительно уточняющий характер), согласно которой освобождаются от налогообложения организации - резиденты особой экономической зоны в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Особые экономические зоны созданы на территориях муниципальных образований Ставропольского края, Алтайского края, в Республике Татарстан, городе Томске, Липецкой области, Московской области, городах Москве и Санкт-Петербурге (постановления Правительства Российской Федерации соответственно от 3 февраля 2007 года № 71, от 3 февраля 2007 года № 69 и № 67, от 21 декабря 2005 года № 784, от 21 декабря 2005 года № 783, от 21 декабря 2005 года № 782, от 21 декабря 2005 года № 781, от 21 декабря 2005 года № 780 и № 779). Налоговая льгота предоставляется организации - резиденту особой экономической зоны в течение срока действия соглашения
о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности начиная с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны и действует в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны (или согласно пункту 9 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ - до лишения организации статуса резидента особой экономической зоны при нарушениях режима).
Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть любые налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом льготы, предусмотренные статьей 395 НК РФ, применяются вне зависимости от их упоминания в нормативных правовых
актах представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Организации, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом.
В случае возникновения (прекращения) у организации в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
В 2007 году налоговым периодом по земельному налогу считался календарный год - период с 1 января по 31 декабря, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и 9 месяцев.
Отчетные периоды. Исчисление налога (авансовых платежей)
Внимание! с 1 января 2008 года отчетными периодами установлены 1 квартал, 2 квартал,3 квартал.
В то же время представительным органам муниципального образования (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право при введении налога не устанавливать отчетные периоды.
Организации исчисляют сумму налога за отчетный год самостоятельно (умножением налоговой базы на налоговую ставку).
Когда отчетный период определен как квартал, исчисляются авансовые платежи по налогу по истечении 1, 2 и 3 кварталов текущего налогового периода в размере
1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пример
Земельный участок под производственным зданием организации расположен в районном центре. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом -750 000 рублей. Представительными органами муниципального образования налоговая ставка установлена в размере 1,5 процента.
Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, составит:
750 000 р. х 1,5% = 11 250 р.
Второй земельный участок организации предоставлен под магазином. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом составляет 870 000 рублей. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 процента. Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода по земельному участку, занятому магазином, составит:
870 000 р. х 1,5% = 13 050 р.
Сумма земельного налога по двум земельным участкам составит:
11 250 р. + 13 050 р. = 24 300 р.
При исчислении авансовых платежей организациями следует иметь в виду, что по итогам отчетных периодов, определенных как квартал, уплачивается фиксированная сумма авансового платежа, рассчитанная в размере 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом исчисление суммы авансовых платежей производится по истечении каждого квартала налогового периода.
Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят 24 300 р. : 4 = 6 075 р.
за каждый квартал и подлежат уплате по окончании каждого квартала.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит:
24 300 р. - (6 075 р. + 6 075 р. + 6 075 р.) = = 6 075 р.
В случае возникновения (прекращения) у организации в течение налогового (отчетного) периода права на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка производится с учетом коэффициента правообладания земельным участком.
Коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) организации, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Внимание!
Из содержания пункта 10 статьи 396 НК РФ следует, что организация, у которой право возникло до 15-го числа месяца, должна уплатить земельный налог за полный месяц начиная с 1-го числа месяца возникновения права на земельный участок. В случае возникновения права на землю после 15-го числа месяца налог платится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок (этот механизм зафиксирован в пункте 23 Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года № 124н. «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения»).
Пример
Земельный участок приобретен в собственность 10 февраля 2006 года. Его кадастровая стоимость составляет 900 000 рублей. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 процента.
Коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев:
К2 = 11 мес. : 12 мес. = 0,92.
Сумма налога за налоговый период составит:
900 000 р. х 1,5% х 0,92 = 12 420 р.
Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев, коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
за 1 квартал - К2 = 2 мес. : 3 мес. = = 0,67;
за 6 месяцев - К2 = 5 мес. : 6 мес. = = 0,83;
за 9 месяцев - К2 = 8 мес. : 9 мес. = = 0,89.
Авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов составят:
за 1 квартал - (900 000 р. х 1,5% х
х 0,67) : 4 = 2 261,25 р.;
за 6 месяцев - (900 000 р. х 1,5% х
х 0,83) : 4 = 2 801,25 р.;
за 9 месяцев - (900 000 р. х 1,5% х
х 0,89) : 4 = 3 003,75 р.
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить сумму авансовых платежей в размере:
2 261,25 р. + 2 801,25 р. + 3 003,75 р. = = 8 066,25 р.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит:
12 420 р. - 8 066,25 р. = 4 353,75 р.
Если право на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, то органи-
зация должна уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца, когда прекращено право. Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то организация должна уплатить налог с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.
Обратите внимание!
В случае прекращения права на земельный участок следует иметь в виду, что организация вправе исполнить обязанность по уплате налога в соответствии со статьей 45 НК РФ досрочно, то есть представить годовую налоговую декларацию до срока представления годовой налоговой декларации, установленного пунктом 3 статьи 298 НК РФ14.
Пример
Право пользования земельным участком прекращено 25 мая 2007 года. Кадастровая стоимость участка - 2 000 000 рублей, организация может представить расчеты по авансовым платежам за 1 квартал и 6 месяцев и уплатить авансовые платежи:
• по окончании 1-го квартала - 7 500 р. (2 000 000 р. х 1,5% : 4 кв. : 3 мес. х 3 мес.);
• по окончании полугодия - 6 250 р. (2 000 000 р. х 1,5% : 4 кв. : 5 мес. х 6 мес.) и представить расчеты по авансовым платежам.
По итогам налогового периода сумма земельного налога должна составить:
17 680 р. : К2 = 5 : 12 = 0,42.
Налоговая база - 840 000 р. (2 000 000 р. х х 0,42).
Сумма налога - 12 600 р. (840 000 р. х х 1,5%).
При этом организация за два квартала заплатила 13 750 р. (7 500 р. + 6 250 р.). В этом случае в разделе 1.1 годовой декларации у организации будет отражена сумма к уменьшению в размере 1 150 р. (7 500 р. + + 6 250 р.) - 12 600 р.).
Чтобы не вносить в бюджет лишние суммы и не ждать до конца года, рекомендуем
14 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2006 года № 03-06-02-04/ 129.
воспользоваться своим правом уплатить после прекращения прав на землю не авансовый платеж (по окончании полугодия), а сумму земельного налога за 2007 год по установленному сроку уплаты авансового платежа за полугодие 2007 года, представив вместо расчета по авансовому платежу за полугодие налоговую декларацию за налоговый период по сроку представления расчета по авансовому платежу, то есть до 31 июля 2007 года.
Тогда доплата по декларации составит 5 100 р. (12 600 р. - 7 500 р.).
В этом случае расчеты за последующие периоды в налоговый орган уже не сдаются.
Главой 31 НК РФ предусмотрен порядок, дающий возможность учесть неполный период пользования налоговой льготой. Для этого применяется коэффициент использования налоговой льготы (К1). Законодательством установлено, что он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц (п. 10 ст. 396 НК РФ).
Пример
Организация должна уплатить за год земельный налог в сумме 10 000 рублей. С 1 сентября текущего года получено право на льготу по земельному налогу.
Коэффициент использования налоговой льготы составит:
8 : 12 = 0,67.
Сумма налоговой льготы составит:
10 000 р. х (1 - 0,67) = 3 300 р.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составит:
10 000 р. - 3 300 р. = 6 700 р.
Пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ установлены для исчисления суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу), повышающие коэффициенты по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность для осуществления на них жилищного строительства.
Документом, подтверждающим целевое назначение земельного участка для ведения жилищного строительства, может выступать, в частности, правоустанавливающий документ на земельный участок, в котором отражены категория земель и вид разрешенного использования («для жилищного строительства»).
При осуществлении жилищного строительства на земельных участках, приобретенных с 1 января 2005 года в собственность, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится:
1) с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) в общеустановленном порядке;
2) с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
По ранее приобретенным (предоставленным) земельным участкам для жилищного строительства налогообложение осуществляется без применения повышающих коэффициентов.
Срок проектирования и строительства начинается с даты начала работ, связанных с проектированием15.
15 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 03-05-06-02/41.
Начало срока проектирования и строительства с 1 января 2008 года исчисляется с даты государственной регистрации прав на земельный участок (Федеральный закон № 216-ФЗ).
Обратите внимание, что указанные коэффициенты не применяются по земельным участкам, не только предоставленным (приобретенным) для индивидуального жилищного строительства с 1 января 2005 года физическим лицам, но и предоставленным организациям (приобретенным организациями)16.
Внимание!
Если земельный участок учреждению передан в постоянное (бессрочное) пользование, основания для применения повышающих коэффициентов в отношении указанного земельного участка отсутствуют, поскольку применение повышающих коэффициентов при налогообложении земельного участка, приобретенного (предоставленного) на условиях осуществления на нем жилищного строительства, предусмотрено лишь в отношении земельного участка, приобретенного организацией в собственность17.
Пример
Организация приобрела в собственность земельный участок под жилищное строительство, на котором в течение года строит многоэтажные жилые дома. Кадастровая стоимость земельного участка составляет
1 132 000 рублей. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3 процента.
Сумма земельного налога на земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит:
1 132 000 р. х 0,3% х 2 = 6 792 р.,
где 2 - коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осущест-
вления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее срока подачи налоговых деклараций.
Налоговая отчетность
По земельному налогу установлено две формы отчетности. В течение года организации сдают расчеты авансовых платежей (если их уплата установлена представительными органами муниципального образования), по году - налоговую декларацию по земельному налогу.
Организации, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, по истечении каждого отчетного периода должны представлять в налоговые органы по месту нахождения земельных участков налоговый расчет по авансовым платежам.
Форма налогового расчета по авансовому платежу земельного налога и порядок ее заполнения были утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года № 66н (применяется с учетом письма Минфина России от 17 августа 2005 года № 03-06-02-02/67 и последующих изменений).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 апреля 2006 года № 64н в приказ Министерства финансов Российской Федерации № 66н были внесены изменения, в частности, изменены разделы 1 и 2 и порядок их заполнения. Изменения связаны с новыми кодами бюджетной классификации, начавшими действовать с 1 января 2006 года, а также отдельными
16 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации в адрес Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2006 года № 03-06-02/154.
17 См. письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 03-05-06-02/40.
уточнениями по расчету налоговых льгот и соответствующих коэффициентов.
Налоговая декларация представляется организациями по истечении налогового периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. При этом налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма годовой налоговой декларации установлена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 года № 124н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от
18 октября 2005 года № 7076) и применяется с учетом последующих изменений.
При наличии у организации нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования, в налоговый орган, в котором осуществляется постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения земельных участков, представляется одна налоговая декларация с заполнением одного листа раздела 1 декларации. При этом на каждый объект налогообложения (на долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист раздела 2, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду, и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ!
І а. 1 -3 ДОГОВОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ декабря ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: комментарий изменений законодательства Руководитель семинара: САРБАШ С.В. (председатель судебного состава Высшего Арбитражного Суда РФ)
4-5 ИПОТЕКА (ЗАЛОГ НЕДВИЖИМОСТИ): 1 декабря правовое регулирование и комментарий судебной практики Руководитель семинара: МАКОВСКАЯ АЛ (судья Высшего Арбитражного Суда РФ) р;
стпш ШКОЛА ПРАВА А 8-10 НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ. Защита прав налогоплательщиков | ДЕКАБРЯ Руководитель семинара: ГЕРАСИМЕНКО СА (заместитель начальника управления анализа “ и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ) |
і ТЕЛЕФОН: 436-08-65 11-12 ЗАКОН 0 ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ: практика применения ДЕКАБРЯ Руководитель семинара: УСЕНКО Е.В. (помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы)
15-19 СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ и особенности РЕГУЛИРОВАНИЯ декабря ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Обзор практики рассмотрения споров Руководитель семинара: ВИТРЯНСКИЙ В.В. (заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ)
E-MAIL: [email protected] INTERNET: www.statut.ru L 19-20 ХОЛДИНГИ в РФ: декабря правовое регулирование и корпоративное управление Руководитель семинара: ШИТКИНА И.С. (заместитель генерального директора ОАО "Холдинговая компания "ЭЛИНАР")
22-24 ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. декабря Комментарий разработчиков IV Части Гражданского кодекса РФ Руководитель семинара: МАКОВСКИЙ АЛ. (первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права)