Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт порядка исчисления земельного налога'

Отечественный и зарубежный опыт порядка исчисления земельного налога Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1400
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ / МЕСТНЫЙ НАЛОГ / ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД / ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД / НАЛОГОВАЯ СТАВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зырянова Т. В., Кот Ε. M.

Земельный налог введен на территории большинства государств и составляет значительную часть доходов местного бюджета. В статье рассмотрены основные аспекты возникновения земельного налога и цели его введения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт порядка исчисления земельного налога»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО

НАЛОГА

Т. В. ЗЫРЯНОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: Tatyana. zyrianova@uapa. ru Е. М. КОТ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: ktekaterina@rambkr. ru Уральская академия государственной службы

Земельный налог введен на территории большинства государств и составляет значительную часть доходов местного бюджета. В статье рассмотрены основные аспекты возникновения земельного налога и цели его введения.

Ключевые слова: земельный налог, плата за землю, местный налог, объект обложения, земельный участок, налоговый период, отчетный период, налоговая ставка.

Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство [9].

Первые упоминания о взимании дани в истории налогообложения в России относятся к эпохе князя Олега. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин прежде всего в смысле

военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили хазарам и варягам. Ею облагались даже первые русские князья.

В Киевской Руси единицами обложения считались «дым» (количество печей в каждом хозяйстве), орудия для пахоты и количество пашни.

Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам в Англии, по гуфам в Германии, по сохам в России.

В ХП—ХШ вв. широкое распространение получил натуральный оброк — разновидность феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам. Фактически оброк означал обусловленную договором найма аренду, т. е. срочное или бессрочное пользование недвижимым имуществом. Иногда оброком называли плату государству за предоставленное частному лицу право пользоваться казенной землей, различными угодьями.

Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различались соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т. е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

Таким образом, со второй половины XIV в. налоги преимущественно взимались с «сохи», ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также по социальному положению налогоплательщика.

С образованием Московского государства в России земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития с одновременным их усложнением. Для определения окладов податей и их раскладки в Московском государстве использовалось огромное разнообразие единиц обложения, по мнению ученых, объяснявшееся только отсутствием полной унификации налоговых норм.

Замена в 1679 г. посошного обложения подворным расширила число налогоплательщиков податей подворного обложения за счет населения, ранее не платившего налоги. Подворное обложение между отдельными посадами и общинами — более простое по сравнению с посо-шным — позволило определить четкие критерии распределения обязанностей по уплате податей, существенно снизить произвол и взяточничество при учете налогоплательщиков и распределении налогового бремени.

Крупнейшим сводом законов российского государства, регулировавшим земельные и податные отношения стало Соборное уложение 1649 г. (до него основными юридическими актами в России являлись царские судебники 1497 и 1550 гг., представлявшие собой свод постановлений преимущественно процедурного характера) [9].

В Соборном уложении содержатся правовые нормы, регулирующие сбор и уплату разного рода податей.

Важной вехой в развитии земельного налога стали реформы Петра I. В основе его политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема нало-

гов. Реформа закрепляет право дворян самим ведать раскладкой и сбором налогов со своих крепостных, что стало модификацией старинного оброчного принципа. Подушная система, введенная Петром I, несмотря на ее существенные недостатки, отвечала в целом социально-экономическим условиям феодальной России, позволила ликвидировать дефицит средств в бюджете огромной страны. Налоги стали мощным орудием государственной политики.

Отмена крепостного права, начало земельной реформы, попытки правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый виток развитию земельного и податного законодательства. Манифест и Положение от 19.02.1861 (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установив право крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за него.

Был издан ряд указов императора о прямых податях и поземельных сборах, многочисленные разъяснения Министерства финансов, государственных имуществ и внутренних дел о порядке взимания сборов. В период с 1865 по 1879 г. было принято более 300 различных документов о государственных и земских повинностях.

Несмотря на то, что документы принимались в столице и централизованно спускались земствам, они имели возможность регулировать оклады податей и распределять их в соответствии с утвержденными правительством размерами для губерний и областей. В ходе проводившихся реформ происходит становление и четкое выделение земельного налога, возрастает его роль, увеличиваются поступления в государственный бюджет доходов от земельных налогов и платежей, связанных с землей.

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 г. В проекте о замене подушной подати подворным налогом и поземельной податью, составленной особой комиссией, обосновывались положительные моменты таких действий, отмечалось, что земля, представляя «... собою капитал известной ценности, может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности».

Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX в. Объяснялось это несколькими причинами:

— заметным ростом числа крестьян — собственников земли, а также арендаторов;

— уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединением их в сословие крестьян с единой юрисдикцией, т. е. расширением числа налогоплательщиков;

— раскладочным характером налога, увеличением оклада.

После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги правительства РСФСР были направлены на отмену ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом «О социализации земли» (1918 г.) и декретом от 30.10.1918 о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог. Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект — земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

Земельный налог — местный прямой налог, введенный с 01.07.1981, взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т. д [1].

В 1990 г. в составе Минфина СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, в 1991 г. учреждается Государственная налоговая служба — независимый орган федеральной государственной власти. Реформирование российского налогового права было связано с объективными факторами, одним из которых является переход России на рыночные отношения.

В 1991 г. плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». В данном законе под платой за землю законодатель понимал формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

При характеристике правовой основы расчета и взимания земельных платежей в период 1991—2005 гг. следует отметить отсутствие сис-

тематизации нормативно-правового материала, соответствующие нормы были сосредоточены в многочисленных «непрофильных» правовых актах. Отсутствовала четкая программа реформирования налогового законодательства, многочисленные «налоговые эксперименты» на региональном уровне и другие мероприятия проходили до 1994 г.

Таким образом, на протяжении всей истории обложение земли играло основополагающую роль в податных системах, земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но в настоящее время земельный налог взимается на постоянной и регулярной основе.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие по установлению, исчислению и взиманию земельного налога в России, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), принятый в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к категории местных налогов. Являясь местным налогом, действующим на территории Российской Федерации, земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается и регулируется НК РФ и законами данных субъектов Российской Феде-рации1.

При введении земельного налога представительным органам муниципальных образований предоставляется право определять (в пределах норм НК РФ) основной элемент налога — ставку и обязательные элементы налога — порядок и сроки его уплаты. В НК РФ отмечено, что представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать дополнительный элемент налога — налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе и размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие

1Пункт 4 ст. 12 и ст. 387 НК РФ.

земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на:

— праве собственности;

— праве постоянного (бессрочного) пользования;

— праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Полностью освобождаются от уплаты земельного налога следующие предприятия, организации и учреждения2:

1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

2. Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

3. Организации — в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжатель-ными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения.

4. Религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

5. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

2 Статья 395 НК РФ.

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг;

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

6. Организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

7. Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

8. Организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

9. Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»», — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые

органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Объектом обложения земельным налогом согласно ст. 389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты, планы объектов землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект.

Не признаются объектом налогообложения все земельные участки, изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— предоставленные для обеспечения обороны и таможенных нужд;

— из состава земель лесного фонда;

— занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Это означает, что, например, земли, предоставленные для нужд связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности или земли, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли, хоть и ограничены в обороте согласно подп. 8 и 12 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), все равно признаются объектом налогообложения, поскольку они не указаны в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Определение налоговой базы. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного

участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом [8].

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Если иное не предусмотрено НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) героев Советского Союза, героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 01.01.2004 без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 04.11.2004 № 592 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ» О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности [9]:

1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками

данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», а ее результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков организации необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимися в письме Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75.

Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения. При этом организация в отношении таких земельных участков обязана представлять в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

Налоговым периодом признается календарный год3. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать4:

• 0,3 % в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

• 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

До сих пор методические разработки и принятые подзаконные акты по регулированию земельных отношений и налогообложению не учитывают многих важных теоретических положений, требующих практического решения. Это связано в первую очередь с отсутствием должной кадастровой и на этой основе стоимостной оценки земли.

В связи с этим актуальным становится решение проблем определения и взимания земельной ренты, отвечающих задаче выравнивания экономических

3 Статья 393 НК РФ.

4 Статья 394 НК РФ.

условий хозяйствования на различных по качеству землях, а также стимулирования их лучшего использования и повышения плодородия.

За рубежом также имеется земельный налог (поземельный налог), причем он тоже относится к классу местных налогов.

Так, например, во Франции существует земельный налог на застроенные участки и на незастроенные участки [2]. Ставки этих налогов (как и в российском варианте) определяются местными органами власти (генеральными и муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости — здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность, здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т. д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80 % кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

В Германии земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц. Взимание налога осуществляется общинами. Ставка налога состоит из двух частей, одна из которых устанав -ливается централизованно, другая представляет собой надбавку общины. Размер централизованной ставки дифференцирован по землепользователям, что получает формальное отражение в существовании двух видов земельного налога:

— вид А — для предприятий сельского и лесного хозяйства;

— вид В — для земельных участков вне зависимости от их принадлежности.

От уплаты налога освобождаются учреждения, финансируемые из государственной казны, церкви, различные некоммерческие предприятия, а также земли, используемые в научных целях, и общественного назначения.

Величина налога зависит от ценности земли и размера ставки. Размер ставки по налогу А составляет 0,246 %, по налогу В — 0,423 %.

При окончательном расчете суммы налога существенное значение принадлежит корректирующим ставкам общины, которые дифференцированы в зависимости от назначения земель (для лесного и сельского хозяйства — 0,6 %), а также интенсивности использования земельного участка под жилые дома и стоимости сооруженных на нем зданий. Так, например, если домом владеет одна семья, то при стоимости дома не более 75 000 немецких марок ставка составит 0,26 %, а сверх 75 000 немецких марок — 0,35 %. При наличии на земельном участке дома для двух семей ставка составляет 0,31 % (без дифференциации от стоимости сооружения). В остальных случаях для застроенных и незастроенных земельных участков ставка равна 0,35 % [2].

У юридических лиц — плательщиков данного налога, разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложении прибыли.

В Германии поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычная ставка составляет 1,2 %. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца к другому уплачивается налог в размере 2 % покупной цены.

Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, делают разницу между землей, отведенной под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства, и прочими земельными участками.

Развитие рыночного механизма, предпринимательской деятельности диктует необходимость коренного изменения отношения к природным ресурсам, в первую очередь к земле. Посредством

налогового регулирования создаются условия, при которых будет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования.

Основные цели введения платы за землю следующие:

— стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв;

— выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

— обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах;

— формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий;

— освоение и охрана земель.

Список литературы

1. Мешалкин В. И. Земельный налог в России. М.: 2009. С. 134.

2. Мещекова О. И. Налоговые системы развитых стран мира. М.: 2007. С. 102.

3. Министерство финансов Свердловской области. URL: http://minfin. midural. га/.

4. Мурзин В. Е., Романова М. В. Большая книга бухгалтера банка (БКББ): ежегодный справочник — альманах. Часть 1. Налогообложение. М.: ИД «Регламент», 2006. С. 133.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. URL: http: // www. nalog. га.

8. Сорокин А. В. Комментарий к главе 28 Налогового кодекса РФ «Земельный налог». М.: Омега-Л, 2009. С. 122.

9. Толкушкина А. В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. С. 295.

10. Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области. URL: http: // www. r66.nalog. ru.

11. Черкасова В.С., Жукова Т.К. Налоги и налогообложение. М.: Вектор, 2005. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.