Научная статья на тему 'О начальном этапе обучения в классе оперно-симфонического дирижирования'

О начальном этапе обучения в классе оперно-симфонического дирижирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальный этап обучения / оперно-симфоническое дирижирование / техника дирижирования / обучающиеся в классе оперно-симфонического дирижирования / initial stage of training / opera and symphony conducting / conducting technique / the students in the class of the lyric opera and the symphony orchestra conducting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова М.А.

В статье выявляется, что начальный этап обучения в классе оперно-симфонического дирижирования занимает одну из ключевых позиций в процессе освоения дирижерских навыков. Обозначаются педагогические технологии, методы, средства, способствующие эффективному обучению в классе оперно-симфонического дирижирования на начальном этапе. Формируется теоретико-методологическое обоснование эффективного обучения. Заостряется внимание на том, что необходим широкий спектр знаний для изучения оперно-симфонического дирижирования. Рассматривается потребность применения гибкого подхода к освоению дирижерских навыков. Раскрывается необходимость формирования личности дирижера, развития его индивидуальности. Определяется специфика дирижерского искусства и интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the initial stage of the training in the class of the lyric opera and the symphony orchestra conducting

We found that the initial stage of training in the class of opera and symphony conducting plays a key role in the process of mastering conducting skills. They identified pedagogical technologies, methods, means that contribute to effective teaching in the class of opera and symphony conducting at the initial stage. We have formed a theoretical and methodological basis for effective teaching. They found that a whole range of knowledge is needed to study opera and symphony conducting. We considered the need to be flexible in mastering conducting skills. It was determined that it is necessary to contribute to the formation of the conductor's personality, to develop his individuality. Revealed the specifics of the art of conducting and interpretation.

Текст научной работы на тему «О начальном этапе обучения в классе оперно-симфонического дирижирования»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-647-651

О начальном этапе обучения в классе оперно-симфонического дирижирования

М.А. Романова

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: conductorcomposermaria@gmail.com

Ключевые слова: начальный этап обучения, оперно-симфоническое дирижирование, техника дирижирования, обучающиеся в классе оперно-симфонического дирижирования.

Key words: initial stage of training, opera and symphony conducting, conducting technique, the students in the class of the lyric opera and the symphony orchestra conducting.

Резюме: В статье выявляется, что начальный этап обучения в классе оперно-симфонического дирижирования занимает одну из ключевых позиций в процессе освоения дирижерских навыков. Обозначаются педагогические технологии, методы, средства, способствующие эффективному обучению в классе оперно-симфонического дирижирования на начальном этапе. Формируется теоретико-методологическое обоснование эффективного обучения. Заостряется внимание на том, что необходим широкий спектр знаний для изучения оперно-симфонического дирижирования. Рассматривается потребность применения гибкого подхода к освоению дирижерских навыков. Раскрывается необходимость формирования личности дирижера, развития его индивидуальности. Определяется специфика дирижерского искусства и интерпретации.

Abstract: We found that the initial stage of training in the class of opera and symphony conducting plays a key role in the process of mastering conducting skills. They identified pedagogical technologies, methods, means that contribute to effective teaching in the class of opera and symphony conducting at the initial stage. We have formed a theoretical and methodological basis for effective teaching. They found that a whole range of knowledge is needed to study opera and symphony conducting. We considered the need to be flexible in mastering conducting skills. It was determined that it is necessary to contribute to the formation of the conductor's personality, to develop his individuality. Revealed the specifics of the art of conducting and interpretation.

[Romanova M.A. About the initial stage of the training in the class of the lyric opera and the symphony orchestra conducting]

На начальном этапе обучения в классе оперно-симфонического дирижирования закладываются фундаментальные знания, умения и навыки. Поэтому, процесс обучения должен быть комплексным и многосторонним, затрагивать разные аспекты профессии. Обозначим основные из них. Прежде чем приступить непосредственно к процессу изучения дирижерского мастерства, необходимо убедиться в том, что у студента есть необходимая база знаний. Будущему дирижеру необходимо владеть игрой на каком-либо музыкальном инструменте, иметь хорошую подготовку по сольфеджио и музыкальной литературе. Изучение процесса дирижирования не ограничивается только рамками работы в классе над произведением и постановкой рук. Важны знания по сопутствующим музыкальным предметам, таким как: основы композиции, гармония, полифония, чтение партитур, инструментоведение, анализ музыкальных форм, оркестровка, сольфеджио, музыкальная литература, влияющие на степень музыкального восприятия студента и способствующие художественному росту музыканта, развитию творческой индивидуальности, раскрытию дирижера как личности, формированию его эстетического вкуса, расширению и углублению дирижерских навыков.

Все эти предметы влияют на уровень восприятия партитуры и ее художественное прочтение, раскрывают различные ее аспекты, гармоническую и мелодическую основы, фактуру, голосоведение, тембры инструментов, образность, художественный замысел, историческую составляющую, расширяют кругозор.

Они способствуют развитию интерпретаторского мышления у студентов, экспрессивного начала, общей музыкальности, необходимой будущему дирижеру-руководителю. Владение всеми этими основами знаний приводит к формированию многомерного мышления студента. Задача педагога развивать это мышление и способствовать воплощению через жест художественных идей. Развитие полифоничности мышления помогает следить за голосоведением оркестровых партий; гармонического слуха - выявлению точности звучания оркестровых групп и их подстройке в случае необходимости; мелодического слуха - показать, отследить и выделить соло отдельных инструментов различных оркестровых групп; владение фактурой - многоэлементному целостному прочтению партитуры; знание инструментоведения - пониманию специфики отдельных инструментов оркестра; владение оркестровкой - красочному оркестровому мышлению; основами композиции и формы - структурированию и запоминанию разделов произведения; музыкальной литературы - ориентированию в историческом периоде в котором было написано произведение и пониманию стилистики; сольфеджио - выявлению неточности интонации у певцов или отдельных оркестровых групп.

Работа в классе на начальном этапе обучения связана непосредственно с постановкой дирижерского аппарата, работой над основными дирижерскими схемами, нюансами, штрихами, оттенками, показами вступлений, снятиями, ауфтактом и окончанием произведения.

Работе в классе предшествует домашняя работа над партитурой: прослушивание записей; игра по клавиру, по партитуре; определение формы и ее разделов, гармонии, выделение вступлений. Важный момент - воспроизведение партитуры внутренним слухом, определение художественного смысла произведения, индивидуальное прочтение, интерпретация, а также понимание стиля, исторического контекста. Далее следует непосредственно определение дирижерских схем и работа над точностью дирижерского жеста и его художественной выразительностью.

Подобный процесс проходит в классе, как правило, с двумя концертмейстерами, имитирующими звучание оркестра. В начале обучения рекомендуется включать в репертуар классические произведения, например, симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена. Целесообразно обратиться к струнному квартету и в дальнейшем - к «полному» оркестру.

Начальному периоду обучения свойственна работа над так называемой «классической» техникой: пропорциональностью всех элементов исполнения; контрастами динамики, тембров, регистров; точностью метра; ощущением симметрии; экономными движениями и отчетливой сеткой. На базе классической музыки сразу становится видно, насколько четко жест соответствует нотному тексту (четкость темпа, метра, ритма, динамики, показа штрихов).

Примечательна книга Макса Рудольфа “The grammar of Conducting”, в которой приведены практические примеры и описываются различные дирижерские техники, требующие особого внимания.

Дирижерское искусство предполагает наличие разнообразных способностей. В их число входит и то, что может быть названо дирижерским дарованием - способностью выражать в жестах содержание музыки, делать «видимым» развертывание музыкальной ткани произведения, воздействовать на исполнителей (Мусин, 1967: 6).

Следует изучать основные штрихи струнной группы, такие как: деташе, легато, короткие штрихи, мартеле, неподвижное стаккато (stehendes Staccato, нем.), мартеле-стаккато, стаккато-воландо, спиккато, sautile, рикошет, сальтандо, portato, portamento, glissando, тремоло. Необходимо обратить особое внимание на распределение смычка: целый смычок, верхняя половина, нижняя половина, кончик смычка, середина смычка, у колодки. Важно отметить, что струнная группа, в которой соблюдается единообразие в распределении смычка, создает приятное целостное впечатление от игры. Также способы звукоизвлечения и их обозначения являются фундаментальными знаниями для любого начинающего дирижера, среди которых необходимо выделить: арко - смычком (это основной способ звукоизвлечения на струнном инструменте), пиццикато, колленьо (древком смычка), суль тасто (у грифа), суль понтичелло (у подставки), фрош или таллонэ (у колодки), а пунта д' арко.

Струнная группа является основой оркестра и влияет в целом на его игру. Поэтому необходимо присутствие студента-дирижера в классе скрипки, изучение практических скрипичных умений и технических возможностей инструмента. В оркестре ему нужно установить контакт с концертмейстером группы первых скрипок, так как, работа по определению штрихов это совместная работа дирижера и концертмейстера струнных. Необходимо учитывать и понимать специфику и различие подходов к работе со звуком струнных, духовых и ударных инструментов. Например, у духовых инструментов присутствует дыхание перед игрой и, соответственно, нужно время на подготовку звука. Также больше времени требуется струнным при смене смычка, ударным при смене инструмента или палочки. Особого внимания требует подготовка к работе с певцами. В современной оркестровой практике дирижер нередко совмещает работу дирижера с концертмейстерской работой с певцами по подготовке оперных арий. Поэтому, навыки концертмейстера необходимы начинающему дирижеру. Помимо отличного знания оркестрового репертуара и инструментовки необходимо знание оперного репертуара и специфики оперного пения. Также оркестровому дирижеру необходимо понимать специфику хорового пения (дыхание, линеарность мышления и хорового дирижирования). Фундаментальным навыком является чтение партитур, позволяющий владеть голосоведением и фактурой оркестровой ткани.

Во время подготовительной стадии деятельность дирижера аналогична деятельности режиссера и педагога; он ставит перед коллективом творческую задачу, согласовывает действия отдельных исполнителей, указывает на технологические приемы игры (Мусин, 1967: 7).

Начальный этап обучения не только позволяет формировать личность будущего дирижера, но и его исполнительскую технику, художественно-творческие воззрения, кругозор, искусство интерпретации, исполнительскую культуру в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Блок О.А. 2014. Психология и педагогика музыкального творчества: Учебное пособие для вузов. М: МГУКИ. 232 с.

Ержемский Т. 1988. Психология дирижирования. М.: Музыка. 96 с.

Иванов-Радкевич А.П. 1973. О воспитании дирижера, М.: Музыка. 78 с.

Канерштейн Н.А. 1965. Вопросы дирижирования. М.: Музыка. 257 с.

Мусин И.А. 1986. О воспитании дирижера. Л.: Музыка. 247 с.

Мусин И.А. 1967. Техника дирижирования, Л.: Музыка. 291 с.

Шиндер Л. Н. 1999. Штрихи струнной группы симфонического оркестра, Спб.: Композитор. 62 с.

Получена / Received: 01.05.2021

Принята / Accepted: 10.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.