Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 330-336 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 330-336
https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-3-330-336, EDN: TWRFZM
Научная статья УДК 342
О мотивирующем и стимулирующем воздействии на организацию территориального общественного самоуправления
А. А. Нигметзянов
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
Нигметзянов Алмаз Альбертович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0001-7222-1986
Аннотация. Введение. Реформирование местного самоуправления является устоявшимся трендом в деятельности законодательного органа Российской Федерации. Идет поиск оптимальной модели организации системы органов публичной власти на поселенческом уровне. Вместе с тем законодательством о местном самоуправлении предусмотрены институты, которые могут взять на себя часть забот по решению вопросов местного значения. В статье рассмотрены вопросы правовой природы территориального общественного самоуправления. Акцентировано внимание на соотношении понятий «мотивирование» и «стимулирование». Результаты. В публично-правовой сфере государство использует различные способы воздействия на участников общественных отношений с целью побудить к принятию ими позитивных решений. В значительной степени эти средства носят императивный характер. Например, императивом является создание муниципальных образований на всей территории страны, императивна норма Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относительно учреждения системы обязательных органов местного самоуправления. Но этот же Закон содержит и значительное число норм диспозитивного характера. Для них характерно отсутствие обязанности у субъектов права совершать определенные общественно значимые действия. Например, Закон предусматривает возможность учреждения территориального общественного самоуправления (ТОС). Но у жителей поселений нет обязанности их создавать, следовательно, данная норма Закона о возможности создания ТОС является диспозитивной, она ориентирует граждан на учреждение этих объединений, являясь, по сути, мотивационной. Выводы. Мотивационная и стимулирующая составляющие в системе методов государственного воздействия на публично-правовые отношения отчетливо проявляются при учреждении и деятельности территориального общественного самоуправления. Мотивационная составляющая в воздействии на публично-правовые отношения не является предметом пристального внимания ученых, хотя нормы-цели, нормы-принципы все активнее влияют на разработку приоритетов общественного развития, формулирование соответствующих норм права, имея в своем арсенале воздействия лишь мотивацию.
Ключевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, мотивирование, стимулирование Для цитирования: Нигметзянов А. А. О мотивирующем и стимулирующем воздействии на организацию территориального общественного самоуправления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 330-336. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-3-330-336, EDN: TWRFZM Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Motivating and stimulating effect on the organization of territorial public self-government A. A. Nigmetzyanov
Kazan (Volga region) Federal University, 18 Kremlyovskaya St., Kazan 420008, Russia Almaz A. Nigmetzyanov, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7222-1986
Abstract. Introduction. The reform of local self-government is an established trend in the activities of the legislative body of the Russian Federation. There is a search for an optimal model of the organization of the system of public authorities at the settlement level. At the same time, the legislation on local self-government provides for institutions that can take on some of the responsibilities for solving issues of local importance. The article deals with the issues of the legal nature of territorial public self-government. The author focuses on the correlation of the concepts of "motivation" and "stimulation". Results. In the public legal sphere, the state uses various ways to influence participants in public relations in order to encourage them to make positive decisions. To a large extent, these tools are imperative. For example, creation of municipalities throughout the country is imperative; the norm of the Federal Law "On General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" regarding the establishment of a system of mandatory local self-government bodies is imperative. However, the law also
contains a significant number of dispositive norms. They are characterized by the absence of the obligation of the subjects of the right to perform certain socially significant actions. For example, the law provides for the possibility of establishing a territorial public self-government (TPSG). But residents of settlements have no obligation to create them, therefore, this provision of the law on the possibility of creating TPSG is dispositive, it orients citizens to the establishment of these associations, being, in fact, motivational. Conclusions. Motivational and stimulating components in the system of methods of state influence on public relations are clearly manifested in the establishment and activity of territorial public self-government. The motivational component in influencing public law relations is not the subject of close attention of scientists, although normsgoals, norms-principles increasingly influence the development of priorities for social development, the formulation of relevant legal norms, having only motivation in their arsenal of influence.
Keywords: local self-government, territorial public self-government, motivation, stimulation
For citation: Nigmetzyanov A. A. Motivating and stimulating effect on the organization of territorial public self-government. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 330-336 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-3-330-336, EDN: TWRFZM
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
Мотивирование как способ воздействия на публично-правовые отношения не является предметом внимания ученых-юристов. Традиционно он анализируется при оценке поведения личности. В то же время российское законодательство содержит нормы, которые напрямую не оказывают регулирующего воздействия на общественные отношения, но влияют на деятельность органов публичной власти, побуждая их принимать публично значимые решения. Особенно это касается тех сфер, где законодатель использует дискрецию в закреплении прав и обязанностей участников правоотношений, допуская инициативную активность субъектов [1]. К числу таких инициативных проектов следует отнести и организацию территориального общественного самоуправления (ТОС).
Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) [2] определяет территориальное общественное самоуправление как самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межсе-ленной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (абз. 1 ч. 1 ст. 47). Закон рассматривает ТОС как одну из форм участия в осуществлении местного самоуправления, которое, в свою очередь, рассматривается как форма народовластия [3], реализуемая в пределах, установленных федеральным и региональным законодателем (ч. 2 ст. 1).
Поскольку жители поселений не обязаны учреждать ТОС, в литературе высказано мнение о том, что ТОС не служит непосредственной формой осуществления власти народа, поскольку его учреждение является добровольным; ТОС осуществляется через собрание, конференцию и иные органы, не являющиеся органами власти. Органы ТОС не обладают механизмом принуждения; не имеют собственной финансовой базы в виде обязательных налогов и сборов. Его организация направлена лишь на решение локальных проблем местного значения конкретной территории [4, с. 290].
Дискреция в закреплении правового статуса ТОС касается и возможности получения им прав юридического лица. Обладание таким правом открывает перед ТОС перспективы более тесного взаимодействия с органами государственной власти, позволяет активно участвовать в социально-экономических отношениях.
В условиях возрастания общего числа ТОС в России (по состоянию на 1 января 2022 г. - 35 461) [5] происходит уменьшение количества ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица. ТОС, зарегистрированные в качестве юридических лиц, составляют в целом по России не более 6,9% от их общего количества [6]. Вместе с тем государство заинтересовано в их создании и функционировании, поскольку они позволяют создавать организационные структуры в поселениях, утративших статус муниципальных образований в связи с укрупнением последних [7].
Результаты
Добровольность создания территориального общественного самоуправления не позволяет органам публичной власти использовать административные рычаги для их создания. Такой подход использовался в отдельных муниципальных образованиях, и формально созданных (но
не работающих реально) ТОС было достаточно. Однако без убедительной мотивации сделать ТОС работающими нереально.
Можно найти мотивационную составляющую в самой природе местного самоуправления, и в частности ТОС, поскольку оно выступает как форма самоорганизации граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [8, с. 42] и является местным самоуправлением «в миниатюре» [9, с. 116]. Участвуя в создании ТОС, жители реализуют свое право на местное самоуправление, свое право на реализацию гражданской инициативы [10]. Можно усмотреть в функционировании ТОС реализацию на части территории муниципального образования и консультативной демократии [11, с. 237], вовлечение граждан в общественную жизнь местного сообщества [12, с. 604].
Дискуссии по вопросу о природе местного самоуправления в целом и его отдельных составляющих (в том числе ТОС) будут продолжаться в силу многогранности феномена территориального самоуправления [7]. Успешно функционирующие органы территориального общественного самоуправления могут свидетельствовать о значительной просветительской работе, которая была проделана в том числе муниципальными служащими при организации ТОС. Используемые при этом аргументы проистекают из того потенциала, который содержится в природе ТОС.
В историческом смысле территориальное общественное образование - наследник крестьянской общины с ее стремлением к коллективизму, добрососедству и самостоятельности в организации хозяйственной деятельности [13, с. 5]. В основе организации и деятельности общины те же принципы, что и современного ТОС.
На заре своего существования, в начале 90-х гг. прошлого века, на территориальное общественное самоуправление возлагались большие надежды [14, с. 7-8]. Инициаторы учреждения этого института полагали, что посредством создания платформы для участия граждан в решении вопросов местного значения можно повысить активность жителей, приобщить их к решению многих проблем на местах. В тот период мотивация учреждения ТОС формировалась активными гражданами, искренне верящими в потенциал народного самоуправления. Законодатель того времени определял лишь общие черты формирования органов территориального общественного самоуправления, создавая
правовую базу для реализации инициативных проектов. Современное законодательство закрепляет порядок учреждения ТОС, определяет варианты его функционирования. Но эффективно работающих ТОС не так много, поэтому необходим поиск стимулирующих факторов развития института территориального общественного самоуправления.
Природа ТОС, раскрываемая в научных исследованиях, доказывает его значимость и предопределяет мотивационную составляющую в решениях по учреждению этой важной составной части самоуправления граждан на территории их проживания. Законодательная мотивация создания ТОС вряд ли может быть признана достаточной. В большей степени мотивирующим фактором является организационная деятельность органов местного самоуправления, подкрепляемая стимулирующими факторами. Финансовое стимулирование как часть общей мотивации способно оказать побуждающее воздействие на процесс учреждения и деятельности формирований, имеющих общественную природу.
Организация рассматриваемой формы самоуправления целиком и полностью зависит от инициативы граждан, которая может (и должна) подкрепляться финансовой поддержкой со стороны муниципального бюджета, бюджета субъекта РФ. Основной проблемой в функционировании ТОС выступает недостаточность средств, поэтому материальная поддержка со стороны муниципальных образований во многих случаях является его финансово-правовой основой.
Экономическая основа деятельности ТОС представлена имуществом, которое может быть передано в управление органам ТОС (ч. 2 ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления), добровольными взносами и пожертвованиями, средствами местных бюджетов, а также региональными субсидиями, доходами от собственной хозяйственной деятельности [15, с. 99].
В основном же ТОС зависят от получения субсидий, грантов от муниципалитетов и субъектов РФ (средства иных трансфертов, предоставляемых на конкурсной основе [16]). Последние фиксируют расходы на поддержку ТОС в законах о бюджете, что, тем не менее, не является их обязанностью. В этой связи поддержка ТОС региональными органами власти будет зависеть от финансового благополучия конкретного региона и их политической воли.
Стимулирующим фактором выступают межбюджетные трансферты (п. 2 ст. 78.1, ст. 135 Бюджетного кодекса РФ) [17], направленные на реализацию муниципальных программ по развитию ТОС, а также финансовые вливания по результатам проводимых конкурсов.
Муниципальные образования самостоятельно разрабатывают муниципальные программы по развитию ТОС (например, такая программа принята в городе Пензе до 2026 г. [18]). На основе этой программы разрабатывается порядок предоставления грантов в виде субсидий на реализацию социально значимых проектов в целях поддержки ТОС и инициативы граждан.
Особенностью предоставления таких грантов является то, что они направлены на перспективное поощрение, т.е. у ТОС еще нет каких-либо поощряемых заслуг, но они появятся в связи с реализацией социально значимого проекта, направленного на благоустройство зон отдыха, придомовых территорий многоквартирных домов, ремонт сетей, обустройство наружного освещения, озеленения территорий и т.д.
Гранты предоставляются в форме субсидий, поскольку основаны на применении принципа софинансирования. Обязательно внесение собственных средств в реализацию проекта; например, в том же городе Пензе - не менее 20% от стоимости проекта, а сам грант составляет не более 750 000 руб. [19].
Процедура конкурса, его условия детальным образом прописываются в нормативных правовых актах муниципального образования. Часто обязательным условием является отсутствие задолженностей по налогам и сборам, запрет на участие иностранных юридических лиц, отсутствие дисквалифицированных лиц, запрет на получение бюджетных средств на сходные цели [20].
Подготовленный проект должен быть актуальным, связным, соответствовать потребностям жителей ТОС. Как правило, комиссия, формируемая исполнительным органом, определяет победителей конкурса. Между победителем конкурса и муниципальным образованием заключается соглашение. Грант носит целевой характер и в случае нарушения его условий подлежит возврату в местный бюджет.
В целом, только достаточно финансово обеспеченные муниципальные образования могут позволить предоставление грантов территориальным общественным организациям ввиду малой обеспеченности муниципалитетов фи-
нансами. Например, жители ТОС «Гармония» завершили реализацию проекта «Установка памятника землякам-участникам ВОВ "Память поколений"» в сельском поселении «Поселок Сукпай» муниципального района имени Лазо Хабаровского края. Общая стоимость проекта составила 1 513 660 руб., из них 998 660 руб. -краевой грант, 490 000 руб. - внебюджетные источники, в том числе трудоучастие граждан, 25 000 руб. - средства муниципального бюджета [21]. Очевидно, что средства муниципального бюджета минимальны. Основная нагрузка возлагается на субъект РФ, который, в свою очередь, часто получает межбюджетные трансферты от федерального центра, что демонстрирует понимание необходимости поддержки ТОС со стороны органов государственной власти.
Следует отметить, что ТОС при реализации проектов часто сталкивается с проблемами их реализации: получением разрешительных документов на размещение объектов (предусмотренных проектом элементов благоустройства территории) на земельном участке; необходимостью устранения замечаний, сформулированных в заключениях различных профильных исполнительных органов власти; проблемами согласования в ходе изготовления проектно-сметной документации технических условий с ресурсоснабжающими организациями; длительностью сроков между выигрышем грантов, заключением соглашений и получением денежных средств, что приводит к удорожанию проектов и ограниченности сроков исполнения.
Иными словами, ТОС должны не только выиграть соответствующий грант для реализации проекта, но и реализовать его надлежащим образом и в установленные сроки. В условиях бюрократических проволочек нарушение установленных сроков представляет значительную проблему для ТОС, что порождает необходимость упрощения процедур получения необходимых согласований.
Предоставление грантов ТОС в форме субсидий ставит проблему поиска новых источников финансирования, среди которых называют инициативное (партисипаторное) бюджетирование, основанное на вложении в ТОС средств жителей, бизнеса, различных организаций в обмен на возможность контроля за реализацией проекта. Инициативное бюджетирование стимулирует ТОС к ответственному подходу к реализации проекта.
Выводы
На примере деятельности территориального общественного самоуправления отчетливо видно различие мотивационной и стимулирующей составляющей государственного воздействия на участников общественных отношений. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создает правовую основу, нормы которой формируют мотивацию к учреждению гражданами объединения с публично значимой составляющей. Муниципальные образования формируют собственный стимулирующий механизм, побуждающий к созданию ТОС. Учреждение грантовой поддержки, проведение соответствующих конкурсов и выделение по их итогу финансовых средств для реализации общественно значимых проектов стимулируют жителей к созданию территориального общественного самоуправления.
Мотивационная составляющая в правовом регулировании публично-правовых отношений, к сожалению, не получила должного теоретического обоснования. Основное внимание в специальной литературе уделяется стимулирующим факторам. Вместе с тем нормы публичного права содержат положения, реализация которых осуществляется на добровольной основе (участие в выборах, учреждение институтов гражданского общества) и требует особого внимания со стороны государства.
Список литературы
1. Нигметзянов А. А. Правовое мотивирование как способ воздействия на участников избирательного процесса // Гражданин. Выборы. Власть. 2023. № 4 (30). С. 57-65. EDN: VPUFVQ
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
3. Малый А. Ф., Нигметзянов А. А., Никитенко И. Г. Народовластие - фундамент демократического государства // Правовое государство: теория и практика. 2021. № 3 (б5). С. 21-31. https://doi.org/10.33184/ pravgos-2021.3.2, EDN: QUFYKU
4. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. В. В. Бабичева, Е. С. Шугриной. М. : Норма, 2021. 752 с.
5. Что такое ТОС? // ОАТОС : [сайт]. URL: https:// www.oatos.ru/o-nas/chto-takoe-tos (дата обращения: 22.08.2023).
6. Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года : принята решением общего собрания ОАТОС от 13 мая 2021 года № 5. М., 2021 // ОАТОС : [сайт]. ШЬ: https://oatos.ru/tos-2030?ysclid=lxnhji0fj7595756023 (дата обращения: 27.08.2023).
7. Малый А. Ф. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 6. С. 66-70. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2021-6-66-70, ЕБ№ СЫСБКО
8. Попова Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2023. 240 с.
9. Бойко Н. С. Муниципальное право. М. : Юрайт, 2023. 430 с.
10. Федеральные экспертные слушания на тему: «О развитии территориального общественного самоуправления, местных сообществ и форм участия граждан в осуществлении местного и общественного самоуправления» (дистанционное проведение, май-июнь 2020 г.): рекомендации : утв. 22.06.2020. иЯЬ: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/ UTV._REK0MENDACII_IT0G_22_06_20.pdf (дата обращения: 23.08.2023).
11. Муниципальное право России / отв. ред. С. А. Ава-кьян. М. : Проспект, 2021. 656 с.
12. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М. : Юстицинформ, 2015. 640 с.
13. Братцева Е. А. Территориальное общественное самоуправление как элемент институционализации местных сообществ : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 274 с.
14. Ларькина А. П., Малый А. Ф. Органы территориального общественного самоуправления. Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 1993. 68 с. EDN: XPWDQL
15. Система местного самоуправления : учеб. пособие для вузов / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. М. : Юрайт, 2023. 118 с.
16. О республиканском конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление года Республики Татарстан» : постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.06.2015 № 391 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2015. № 53. Ст. 1807.
17. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823.
18. Об утверждении муниципальной программы «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2020-2026 годы» : постановление Администрации г. Пензы от 03.10.2019 № 1915 // Пенза. 2019. № 37. 11 окт.
19. Об утверждении Порядка предоставления грантов в виде субсидий на реализацию социально значимых проектов по вопросам местного значения в целях поддержки и развития территориального общественного самоуправления и инициатив жителей в городе Пензе : постановление Администрации г. Пензы от 29.04.2022 № 596 // Официальный вестник города Пензы. URL: http://vestnik-penza. ru/upload/iblock/c78/596.pdf (дата обращения: 25.08.2023).
20. О предоставлении грантов из местного бюджета муниципального района «Ровеньский район» на поддержку проектов, реализуемых территориальными общественными самоуправлениями на территории Ровеньского района : постановление администрации муниципального района «Ровеньский район» Белгородской обл. от 12.08.2019 № 391. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. ТОС «Гармония» - проект «Установка памятника землякам-участникам ВОВ «Память поколений». URL: https://guvp.khabkrai.ru/Deyatelnost/TOS/Realizovan-nye-proekty-TOS/2022-god/4528 (дата обращения: 27.08.2023).
References
1. Nigmetzjanov A. A. Legal motivation as a way of influencing the participants of the electoral process. Citizen Elections Authority, 2023, no. 4 (30), pp. 57-65 (in Russian). EDN: VPUFVQ
2. On the General Principles of the Organization of Local Self-government in the Russian Federation. Federal Law 131-FZ of October 6, 2003 (an edition of August 4, 2023). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no 40, art. 3822 (in Russian).
3. Malyi A. F., Nigmetzjanov A. A., Nikitenko I. G. The government by the people - the foundation of a democratic state. The Rule of Law State: Theory and Practice, 2021, no. 3 (65), pp. 21-31 (in Russian). https://doi. org/10.33184/pravgos-2021.3.2, EDN: QUFYKU
4. Kommentariy k Federal'nomu zakonu «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» [V. V. Babicheva, E. S. Shugrinoi (eds.) Commentary on the Federal Law "On General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation"]. Moscow, Norma, 2021. 752 p. (in Russian).
5. What is TOS? OATOS. Site. Available at: https://www. oatos.ru/o-nas/chto-takoe-tos (accessed August 22, 2023) (in Russian).
6. Strategy for the development of territorial public self-government in the Russian Federation until 2030: adopted by decision no. 5 of the general meeting of OATOS of May 13, 2021. Moscow, 2021. OATOS. Site. Available at: https://oatos.ru/tos-2030?ysclid=-lxnhji0fj7595756023 (accessed August 27, 2023) (in Russian).
7. Malyi A. F. Territorial public self-government in the local self-government system. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and Municipal Law], 2021, no. 6, pp. 66-70 (in Russian). https:// doi.org/10.18572/1812-3767-2021-6-66-70, EDN: CMCDRO
8. Popova N. F. Pravovoe obespechenie gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Legal support of state and municipal administration]. Moscow, Yurayt, 2023. 240 p. (in Russian).
9. Boiko N. S. Munitsipal'noe pravo [Municipal law]. Moscow, Yurayt, 2023. 430 p. (in Russian).
10. Federal expert hearings on the topic: "On the development of territorial public self-government, local communities and forms of citizen participation in the implementation of local and public self-government" (remotely held, May-June 2020): recommendations: approved on June 22,2020. Available at: http://komitet4. km.duma.gov.ru/upload/site28/UTV._REKOMEN-DACII_IT0G_22_06_20.pdf (accessed August 23, 2023) (in Russian).
11. Munitsipal'noe pravo Rossii [Avak'ian S. A. (ed.) Municipal Law of Russia]. Moscow, Prospekt, 2021. 656 p. (in Russian).
12. Avak'ian S. A. Konstitutsionnyi leksikon: Gosudarstven-no-pravovoi terminologicheskii slovar' [Constitutional lexicon: State-legal terminological dictionary]. Moscow, Yustitsinform, 2015. 640 p. (in Russian).
13. Brattseva E. A. Territorial public self-government as an element of institutionalization of local communities. Diss. Cand. Sci. (Jur.). Moscow, 2021. 274 p. in Russian).
14. Lar'kina A. P., Malyi A. F. Organy territorial'nogo ob-shchestvennogo samoupravleniya [Bodies of territorial public self-government]. Saransk, Mordovia State University Publ., 1993. 68 p. (in Russian). EDN: XPWDQL
15. Sistema mestnogo samoupravleniya [Prokof'ev S. E., Panina O. V., Eremin S. G., Musinovf N. N. (eds.). Local government system]. Moscow, Yurayt, 2023. 118 p. (in Russian).
16. On the republican contest "The Best territorial public self-government of the Year of the Republic of Tatarstan". Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan no. 391 of June 1, 2015. Sbornik postanov-leniy i rasporyazheniy Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnykh aktov respublikanskikh organov ispolnitel'noy vlasti [Collection of resolutions and orders of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan and normative acts of the republican executive bodies and authorities], 2015, no. 53, art. 1807 (in Russian).
17. Budget Code of the Russian Federation 145-FZ of July 31, 1998. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 31, art. 3823 (in Russian).
18. On approval of the municipal program "Development of territorial public self-government in the city of Penza and support of local initiatives for 2020-2026". Resolution of the Penza City Administration no. 1915 of October 3, 2019. Penza, 2019, no. 37, October 11 (in Russian).
19. On approval of the Procedure for granting in the form of subsidies for the implementation of socially significant projects on local issues in order to support and develop territorial public self-government and initiatives of residents in the city of Penza. Resolution of the Penza City Administration no. 596 of April 29, 2022. Ofitsial'nyy vestnik goroda Penzy (Official bulletin of the city Penza). Available at: http://vestnik-penza.ru/ upload/iblock/c78/596.pdf (accessed August 25, 2023) (in Russian).
20. On the provision of grants from the local budget of the municipal district "Rovensky district" to support projects implemented by territorial public self-governments
in the territory of the Rovensky district: Resolution of the administration of the municipal district "Rovensky district" of the Belgorod region of August 12, 2019, no. 391. ATP "Consultant" [electronic resource] (in Russian).
21. TOS "Garmoniya" - proekt "Ustanovka pamyatnika zemlyakam-uchastnikam VOV "Pamyat' pokoleniy" (TOS "Harmony" - project "Installation of a monument to fellow countrymen who participated in the Second World War "Memory of Generations"). Available at: https://guvp.khabkrai.ru/Deyatelnost/TOS/Realizovan-nye-proekty-TOS/2022-god/4528 (accessed August 27, 2023) (in Russian).
Поступила в редакцию 26.10.2023; одобрена после рецензирования 25.04.2024; принята к публикации 15.05.2024; опубликована 30.08.2024
The article was submitted 26.10.2023; approved after reviewing 25.04.2024; accepted for publication 15.05.2024; published 30.08.2024