110
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 2(52)
УДК 342.574
АКТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
С.Е. Михайлов
Актуальность проведенного автором исследования обусловлена изменением подхода в научной среде к статусу и месту территориального общественного самоуправления в системе форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Отмечено, что первые территориальные общественные самоуправления появились в нашей стране 35 лет назад и за это время прошли серьезный путь в своем развитии. Как показывает практика, территориальные общественные самоуправления прочно вошли в жизнь местных сообществ. Механизмы их взаимодействия с органами публичной власти постоянно совершенствуются.
В результате проведенного исследования были определены перспективы дальнейшего развития института территориального общественного самоуправления в России, направления взаимодействия территориальных общественных самоуправлений с органами местного самоуправления. Аккумулирован опыт участия депутатов представительного органа субъекта федерации в поддержке института территориального общественного самоуправления как наиболее распространенной формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Автором проанализирован правовой статус территориального общественного самоуправления, предлагаемый проектом федерального закона № 40361-8, высказано критическое мнение по данному вопросу, поскольку названный законопроект существенно сужает возможности территориального общественного самоуправления по участию в решении вопросов местного значения.
Ключевые слова: публичная власть; местное самоуправление; территориальное общественное самоуправление; самоорганизация; непосредственная демократия.
S.E. Mikhailov. CURRENT VIEW ON TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT
The relevance of the research conducted by the author is due to a change in the approach in the scientific community to the status and place of territorial public self-government in the system of forms of direct participation of citizens in the implementation of local self-government. It is noted that the first territorial public self-government appeared in our country 35 years ago and during this time have passed a serious path in their development. As practice shows, territorial public self-government has firmly entered the life of local communities. The mechanisms of their interaction with public authorities are constantly being improved.
As a result of the conducted research, the prospects for further development of the institute of territorial public self-government in Russia, the directions of interaction of territorial public self-governments with local self-government bodies were determined. The experience of participation of deputies of the representative body of the subject of the federation in supporting the institution of territorial public self-government as the most common form of direct participation of the population in the implementation of local self-government has been accumulated. The author analyzes the legal status of territorial public self-government proposed by the draft Federal Law № 40361-8, expresses his own critical opinion on this issue, since the said bill significantly narrows the possibilities of territorial public self-government to participate in solving issues of local importance.
Keywords: public power; local self-government; territorial public self-government; self-organization; direct democracy.
В течение последнего года научным сообществом активно обсуждается проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [4]. Данный проект разработан с учетом положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти. По мнению сена-
тора Российской Федерации А.А. Клишаса и депутата Государственной Думы П.В. Крашенинникова, предлагается новая модель организации деятельности органов местного самоуправления. Очевидно, что у законопроекта есть как сторонники, так и те, кто его вполне заслуженно критикует [3].
«Реформаторские» положения законопро-
екта коснулись буквально всех направлений организации местного самоуправления. Его авторы не обошли стороной и вопросы, касающиеся непосредственного осуществления населением местного самоуправления и его участия в осуществлении местного самоуправления. Так, если действующий закон [1] насчитывает 14 таких форм, то проект сокращает их количество до 10, не предлагая упраздненным формам альтернативу.
В силу профессиональных и научных интересов обратимся к такой форме, как территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС).
Стоит отметить, что институт ТОС начал формироваться достаточно давно: первые ТОСы появились в 1988 г в Москве в микрорайоне Братеево [6]. С момента создания ТОСы прошли долгий эволюционный путь, но всех их объединяет одно: они создавались, когда граждане были недовольны уровнем проживания на локальной территории и видели возможность в реализации собственных инициатив в ходе решения вопросов местного значения.
Что же такое ТОС? Статья 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [1]. Однако законопроект в ст. 45 предлагает нам новую формулировку, согласно которой под ТОС следует понимать «самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения посредством осуществления хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории» [4].
Как видим, отличия очевидны. Так, если действующий закон позволяет ТОСам принимать участие в решении всех вопросов местного значения, закрепленных в ст. 14-16, 162, то
законопроект фактически сужает данный перечень до вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности, что, на наш взгляд, является не совсем корректным, поскольку остаются «за скобками» вопросы участия в охране общественного порядка, профилактике правонарушений, воспитательной и патриотической работе с молодежью, обеспечении пожарной безопасности, сотрудничестве с депутатским корпусом и т. д. Также вызывает вопросы и отнесение ст. 41 законопроекта ТОС к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления, а не формам участия населения в осуществлении местного самоуправления. Обратим внимание, что согласно ст. 1 действующего закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В то же время одним из главных принципов осуществления ТОС является добровольность, и никто не может принудить граждан к участию в его деятельности или к воздержанию от него. С этой позиции наиболее правильным видится отнесение ТОС к формам участия населения в осуществлении местного самоуправления, ведь вполне очевидно, что они действуют не во всех муниципальных образованиях, а также зачастую не имеют статуса юридического лица.
Однако законопроект открывает и новые перспективы перед ТОСами. Так, если обратить внимание на предлагаемую модель территориальной организации местного самоуправления, то можно заметить, что сокращается перечень видов муниципальных образований, в частности, упраздняются сельские поселения. Некоторые исследователи полагают, что концентрация власти в районах и городах ухудшит жизнь в деревнях и селах, люди утратят последнюю возможность самостоятельно решать дела своей общины [2].
Профессор Г.Н. Чеботарев для решения данной проблемы предлагает дополнить территориальную модель организации публичной власти реальным осуществлением ТОС в городских и сельских поселениях, передав ему законами ряд дополнительных полномочий [8]. Реальное соединение общественного самоуправления с осуществлением внешнего государственного управления общими делами позволит не только консолидировать публичную власть, но и укрепить взаимодействие с общественной властью, являющейся разновидностью публичной власти [7].
Действительно, в последние годы мы на-
112
вестник Российского университета кооперации. 2023. № 2(52)
блюдаем тенденцию к выстраиванию диалога, а также активизации реального взаимодействия органов публичной власти с органами ТОС. Данное взаимодействие выстраивается по следующим основным направлениям:
- методическая и правовая поддержка, выражающаяся в проведении обучающих семинаров и встреч с активными гражданами по вопросам создания ТОС; обучении основам управления и проектной деятельности, совместной выработке направлений работы ТОС;
- организационная поддержка, которая заключается в содействии по вопросам подготовки и проведения совещаний, круглых столов, конференций, обучающих тематических семинаров и других научно-просветительских мероприятий по вопросам ТОС;
- финансовая поддержка. Деятельность ТОС может финансироваться из внебюджетных и бюджетных источников. К первым относятся собственные доходы (от коммерческой деятельности в случае регистрации ТОС в качестве юридического лица, пожертвований). Ко второму источнику относится поддержка в виде субсидий и налоговых льгот и, что наиболее распространено, финансирование в рамках грантовой поддержки.
Депутат Государственной Думы В.Б. Кидя-ев предлагает при установлении границ ТОС учитывать границы избирательных участков и избирательных округов, так как именно муниципальные и региональные депутаты могут стать пропагандистами и подвижниками инициатив ТОС. Более того, активные и квалифицированные организаторы, успешно проявившие себя в деле развития ТОС и заслужившие авторитет и доверие жителей, смогут и сами участвовать в выборах и становиться депутатами различного уровня. Таким образом они получат возможность напрямую участвовать в распределении и привлечении бюджетных средств на территорию конкретного ТОСа в рамках реализации государственных и муниципальных программ, а также комплексных программ развития территории [5]. Следует отметить, что данное предложение уже нашло свое применение на практике. Так, например, по инициативе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл М.Н. Швецова с 2015 г. Марийским государственным университетом реализуется социальный проект под названием «Народный управдом», направленный на повышение правовой грамотности жителей г. Йошкар-Олы. В рамках данного проекта для слушателей проводятся встречи с руководством муниципальных и
региональных органов власти, ресурсоснаб-жающих организаций по вопросам оказания коммунальных услуг, оплаты и контроля их качества. Волонтеры юридической клиники оказывают помощь в подготовке документов для учреждения и регистрации ТОС в администрации г. Йошкар-Олы.
Подводя итоги, отметим, что отчетливо прослеживается тенденция к усилению роли ТОС как точки консолидации гражданских инициатив в решении вопросов местного значения на территориях локального проживания граждан посредством повышения уровня правовой грамотности и добровольного исполнения жителями принимаемых на себя обязательств.
Список литературы
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // Рос. газ. 2003. № 202. 8 окт.
2. Быкова А.Г., Жиляев В.А. Будущее местного самоуправления в Российской Федерации: возвращение к советской системе построения власти в новой оболочке? // Научный вестник Омской академии МВД России. 2021. № 2 (81). С.151-155.
3. Михеева Т.Н. К вопросу о понятии местного самоуправления: новации и противоречия проекта нового закона // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2022. № 2. С.10-12.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: проект федер. закона № 40361-8 // Система обеспечения законодательной деятельности: офиц. сайт. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/40361-8 (дата обращения: 24.04.2023).
5. Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года // Общенациональная ассоциация ТОС: офиц. сайт. URL: https://oatos.ru/ tos-2030 (дата обращения: 24.04.2023).
6. Федотов В. Что такое ТОС? (продолжение). ТОС в условиях государственной природы местного самоуправления. URL: http://emsu.ru/ lg/0707/ctz-4.htm (дата обращения: 24.04.2023).
7. Чеботарев Г.Н. Муниципальная власть в единой системе публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 1. С. 57-60.
8. Чеботарев Г.Н. Особенности регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 7. С. 33-37.
References
1. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mest-nogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii [On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation]: feder. zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ // Ros. gaz. 2003. № 202. 8 okt.
2. Bykova A.G., Zhilyaev V.A. Budushchee mest-nogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii: voz-vrashhenie k sovetskoj sisteme postroeniya vlasti v novoj obolochke? [The future of local self-government in the Russian Federation: a return to the Soviet system of building power in a new shell?] // Nauch-nyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2021. № 2 (81). S. 151-155.
3. Mikheeva T.N. K voprosu o ponyatii mest-nogo samoupravleniya: novatsii i protivorechiya proekta novogo zakona [On the issue of the concept of local self-government: innovations and contradictions of the draft new law] // MunitsipaFnoe imushchestvo: ekonomika, pravo, upravlenie. 2022. № 2. S. 10-12.
4. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mes-tnogo samoupravleniya v edinoj sisteme publich-noj vlasti [On the general principles of the organization of local self-government in the unified
system of public authority]: proekt feder. zakona № 40361-8 // Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyaternosti: ofits. sajt. URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/40361-8 (Accessed 24.04.2023).
5. Strategiya razvitiya territorial'nogo obshchest-vennogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii do 2030 goda // Obshchenatsional'naya assotsiatsiya TOS: ofits. sajt. URL: https://oatos.ru/tos-2030 (Accessed 24.04.2023).
6. Fedotov V. Chto takoe TOS? (prodolzhenie). TOS v usloviyakh gosudarstvennoj prirody mest-nogo samoupravleniya [What is CBT? (continued). CBT in the conditions of the state nature of local self-government]. URL: http://emsu.ru/lg/0707/ctz-4.htm (Accessed 24.04.2023).
7. Chebotarev G.N. MunitsipaFnaya vlast' v edi-noj sisteme publichnoj vlasti [Municipal power in the unified system of public power] // Konstitutsion-noe i munitsipal'noe pravo. 2022. № 1. S. 57-60.
8. Chebotarev G.N. Osobennosti regulirovaniya deyatel'nosti territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya kak nekommercheskoj organizatsii [Peculiarities of regulating the activities of territorial public self-government as a non-profit organization] // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samo-upravlenie. 2018. 7. S. 33-37.
МИХАЙЛОВ Сергей Евгеньевич - заведующий юридической клиникой юридического факультета. Марийский государственный университет. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: sergey0583@ mail.ru.
MIKHAILOV, Sergey Evgenyevich - Head of the Legal Clinic of the Faculty of Law. Mari State University. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].