Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ'

АКТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
165
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михайлов Сергей Евгеньевич

Актуальность проведенного автором исследования обусловлена изменением подхода в научной среде к статусу и месту территориального общественного самоуправления в системе форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Отмечено, что первые территориальные общественные самоуправления появились в нашей стране 35 лет назад и за это время прошли серьезный путь в своем развитии. Как показывает практика, территориальные общественные самоуправления прочно вошли в жизнь местных сообществ. Механизмы их взаимодействия с органами публичной власти постоянно совершенствуются. В результате проведенного исследования были определены перспективы дальнейшего развития института территориального общественного самоуправления в России, направления взаимодействия территориальных общественных самоуправлений с органами местного самоуправления. Аккумулирован опыт участия депутатов представительного органа субъекта федерации в поддержке института территориального общественного самоуправления как наиболее распространенной формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Автором проанализирован правовой статус территориального общественного самоуправления, предлагаемый проектом федерального закона № 40361-8, высказано критическое мнение по данному вопросу, поскольку названный законопроект существенно сужает возможности территориального общественного самоуправления по участию в решении вопросов местного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT VIEW ON TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

The relevance of the research conducted by the author is due to a change in the approach in the scientific community to the status and place of territorial public self-government in the system of forms of direct participation of citizens in the implementation of local self-government. It is noted that the first territorial public self-government appeared in our country 35 years ago and during this time have passed a serious path in their development. As practice shows, territorial public self-government has firmly entered the life of local communities. The mechanisms of their interaction with public authorities are constantly being improved. As a result of the conducted research, the prospects for further development of the institute of territorial public self-government in Russia, the directions of interaction of territorial public self-governments with local self-government bodies were determined. The experience of participation of deputies of the representative body of the subject of the federation in supporting the institution of territorial public selfgovernment as the most common form of direct participation of the population in the implementation of local self-government has been accumulated. The author analyzes the legal status of territorial public self-government proposed by the draft Federal Law № 40361-8, expresses his own critical opinion on this issue, since the said bill significantly narrows the possibilities of territorial public self-government to participate in solving issues of local importance.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»

110

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 2(52)

УДК 342.574

АКТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

С.Е. Михайлов

Актуальность проведенного автором исследования обусловлена изменением подхода в научной среде к статусу и месту территориального общественного самоуправления в системе форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Отмечено, что первые территориальные общественные самоуправления появились в нашей стране 35 лет назад и за это время прошли серьезный путь в своем развитии. Как показывает практика, территориальные общественные самоуправления прочно вошли в жизнь местных сообществ. Механизмы их взаимодействия с органами публичной власти постоянно совершенствуются.

В результате проведенного исследования были определены перспективы дальнейшего развития института территориального общественного самоуправления в России, направления взаимодействия территориальных общественных самоуправлений с органами местного самоуправления. Аккумулирован опыт участия депутатов представительного органа субъекта федерации в поддержке института территориального общественного самоуправления как наиболее распространенной формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Автором проанализирован правовой статус территориального общественного самоуправления, предлагаемый проектом федерального закона № 40361-8, высказано критическое мнение по данному вопросу, поскольку названный законопроект существенно сужает возможности территориального общественного самоуправления по участию в решении вопросов местного значения.

Ключевые слова: публичная власть; местное самоуправление; территориальное общественное самоуправление; самоорганизация; непосредственная демократия.

S.E. Mikhailov. CURRENT VIEW ON TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

The relevance of the research conducted by the author is due to a change in the approach in the scientific community to the status and place of territorial public self-government in the system of forms of direct participation of citizens in the implementation of local self-government. It is noted that the first territorial public self-government appeared in our country 35 years ago and during this time have passed a serious path in their development. As practice shows, territorial public self-government has firmly entered the life of local communities. The mechanisms of their interaction with public authorities are constantly being improved.

As a result of the conducted research, the prospects for further development of the institute of territorial public self-government in Russia, the directions of interaction of territorial public self-governments with local self-government bodies were determined. The experience of participation of deputies of the representative body of the subject of the federation in supporting the institution of territorial public self-government as the most common form of direct participation of the population in the implementation of local self-government has been accumulated. The author analyzes the legal status of territorial public self-government proposed by the draft Federal Law № 40361-8, expresses his own critical opinion on this issue, since the said bill significantly narrows the possibilities of territorial public self-government to participate in solving issues of local importance.

Keywords: public power; local self-government; territorial public self-government; self-organization; direct democracy.

В течение последнего года научным сообществом активно обсуждается проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [4]. Данный проект разработан с учетом положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти. По мнению сена-

тора Российской Федерации А.А. Клишаса и депутата Государственной Думы П.В. Крашенинникова, предлагается новая модель организации деятельности органов местного самоуправления. Очевидно, что у законопроекта есть как сторонники, так и те, кто его вполне заслуженно критикует [3].

«Реформаторские» положения законопро-

екта коснулись буквально всех направлений организации местного самоуправления. Его авторы не обошли стороной и вопросы, касающиеся непосредственного осуществления населением местного самоуправления и его участия в осуществлении местного самоуправления. Так, если действующий закон [1] насчитывает 14 таких форм, то проект сокращает их количество до 10, не предлагая упраздненным формам альтернативу.

В силу профессиональных и научных интересов обратимся к такой форме, как территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС).

Стоит отметить, что институт ТОС начал формироваться достаточно давно: первые ТОСы появились в 1988 г в Москве в микрорайоне Братеево [6]. С момента создания ТОСы прошли долгий эволюционный путь, но всех их объединяет одно: они создавались, когда граждане были недовольны уровнем проживания на локальной территории и видели возможность в реализации собственных инициатив в ходе решения вопросов местного значения.

Что же такое ТОС? Статья 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что это «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [1]. Однако законопроект в ст. 45 предлагает нам новую формулировку, согласно которой под ТОС следует понимать «самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения посредством осуществления хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории» [4].

Как видим, отличия очевидны. Так, если действующий закон позволяет ТОСам принимать участие в решении всех вопросов местного значения, закрепленных в ст. 14-16, 162, то

законопроект фактически сужает данный перечень до вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности, что, на наш взгляд, является не совсем корректным, поскольку остаются «за скобками» вопросы участия в охране общественного порядка, профилактике правонарушений, воспитательной и патриотической работе с молодежью, обеспечении пожарной безопасности, сотрудничестве с депутатским корпусом и т. д. Также вызывает вопросы и отнесение ст. 41 законопроекта ТОС к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления, а не формам участия населения в осуществлении местного самоуправления. Обратим внимание, что согласно ст. 1 действующего закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В то же время одним из главных принципов осуществления ТОС является добровольность, и никто не может принудить граждан к участию в его деятельности или к воздержанию от него. С этой позиции наиболее правильным видится отнесение ТОС к формам участия населения в осуществлении местного самоуправления, ведь вполне очевидно, что они действуют не во всех муниципальных образованиях, а также зачастую не имеют статуса юридического лица.

Однако законопроект открывает и новые перспективы перед ТОСами. Так, если обратить внимание на предлагаемую модель территориальной организации местного самоуправления, то можно заметить, что сокращается перечень видов муниципальных образований, в частности, упраздняются сельские поселения. Некоторые исследователи полагают, что концентрация власти в районах и городах ухудшит жизнь в деревнях и селах, люди утратят последнюю возможность самостоятельно решать дела своей общины [2].

Профессор Г.Н. Чеботарев для решения данной проблемы предлагает дополнить территориальную модель организации публичной власти реальным осуществлением ТОС в городских и сельских поселениях, передав ему законами ряд дополнительных полномочий [8]. Реальное соединение общественного самоуправления с осуществлением внешнего государственного управления общими делами позволит не только консолидировать публичную власть, но и укрепить взаимодействие с общественной властью, являющейся разновидностью публичной власти [7].

Действительно, в последние годы мы на-

112

вестник Российского университета кооперации. 2023. № 2(52)

блюдаем тенденцию к выстраиванию диалога, а также активизации реального взаимодействия органов публичной власти с органами ТОС. Данное взаимодействие выстраивается по следующим основным направлениям:

- методическая и правовая поддержка, выражающаяся в проведении обучающих семинаров и встреч с активными гражданами по вопросам создания ТОС; обучении основам управления и проектной деятельности, совместной выработке направлений работы ТОС;

- организационная поддержка, которая заключается в содействии по вопросам подготовки и проведения совещаний, круглых столов, конференций, обучающих тематических семинаров и других научно-просветительских мероприятий по вопросам ТОС;

- финансовая поддержка. Деятельность ТОС может финансироваться из внебюджетных и бюджетных источников. К первым относятся собственные доходы (от коммерческой деятельности в случае регистрации ТОС в качестве юридического лица, пожертвований). Ко второму источнику относится поддержка в виде субсидий и налоговых льгот и, что наиболее распространено, финансирование в рамках грантовой поддержки.

Депутат Государственной Думы В.Б. Кидя-ев предлагает при установлении границ ТОС учитывать границы избирательных участков и избирательных округов, так как именно муниципальные и региональные депутаты могут стать пропагандистами и подвижниками инициатив ТОС. Более того, активные и квалифицированные организаторы, успешно проявившие себя в деле развития ТОС и заслужившие авторитет и доверие жителей, смогут и сами участвовать в выборах и становиться депутатами различного уровня. Таким образом они получат возможность напрямую участвовать в распределении и привлечении бюджетных средств на территорию конкретного ТОСа в рамках реализации государственных и муниципальных программ, а также комплексных программ развития территории [5]. Следует отметить, что данное предложение уже нашло свое применение на практике. Так, например, по инициативе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл М.Н. Швецова с 2015 г. Марийским государственным университетом реализуется социальный проект под названием «Народный управдом», направленный на повышение правовой грамотности жителей г. Йошкар-Олы. В рамках данного проекта для слушателей проводятся встречи с руководством муниципальных и

региональных органов власти, ресурсоснаб-жающих организаций по вопросам оказания коммунальных услуг, оплаты и контроля их качества. Волонтеры юридической клиники оказывают помощь в подготовке документов для учреждения и регистрации ТОС в администрации г. Йошкар-Олы.

Подводя итоги, отметим, что отчетливо прослеживается тенденция к усилению роли ТОС как точки консолидации гражданских инициатив в решении вопросов местного значения на территориях локального проживания граждан посредством повышения уровня правовой грамотности и добровольного исполнения жителями принимаемых на себя обязательств.

Список литературы

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 // Рос. газ. 2003. № 202. 8 окт.

2. Быкова А.Г., Жиляев В.А. Будущее местного самоуправления в Российской Федерации: возвращение к советской системе построения власти в новой оболочке? // Научный вестник Омской академии МВД России. 2021. № 2 (81). С.151-155.

3. Михеева Т.Н. К вопросу о понятии местного самоуправления: новации и противоречия проекта нового закона // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2022. № 2. С.10-12.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: проект федер. закона № 40361-8 // Система обеспечения законодательной деятельности: офиц. сайт. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/40361-8 (дата обращения: 24.04.2023).

5. Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года // Общенациональная ассоциация ТОС: офиц. сайт. URL: https://oatos.ru/ tos-2030 (дата обращения: 24.04.2023).

6. Федотов В. Что такое ТОС? (продолжение). ТОС в условиях государственной природы местного самоуправления. URL: http://emsu.ru/ lg/0707/ctz-4.htm (дата обращения: 24.04.2023).

7. Чеботарев Г.Н. Муниципальная власть в единой системе публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 1. С. 57-60.

8. Чеботарев Г.Н. Особенности регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 7. С. 33-37.

References

1. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mest-nogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii [On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation]: feder. zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ // Ros. gaz. 2003. № 202. 8 okt.

2. Bykova A.G., Zhilyaev V.A. Budushchee mest-nogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii: voz-vrashhenie k sovetskoj sisteme postroeniya vlasti v novoj obolochke? [The future of local self-government in the Russian Federation: a return to the Soviet system of building power in a new shell?] // Nauch-nyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2021. № 2 (81). S. 151-155.

3. Mikheeva T.N. K voprosu o ponyatii mest-nogo samoupravleniya: novatsii i protivorechiya proekta novogo zakona [On the issue of the concept of local self-government: innovations and contradictions of the draft new law] // MunitsipaFnoe imushchestvo: ekonomika, pravo, upravlenie. 2022. № 2. S. 10-12.

4. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mes-tnogo samoupravleniya v edinoj sisteme publich-noj vlasti [On the general principles of the organization of local self-government in the unified

system of public authority]: proekt feder. zakona № 40361-8 // Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyaternosti: ofits. sajt. URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/40361-8 (Accessed 24.04.2023).

5. Strategiya razvitiya territorial'nogo obshchest-vennogo samoupravleniya v Rossijskoj Federatsii do 2030 goda // Obshchenatsional'naya assotsiatsiya TOS: ofits. sajt. URL: https://oatos.ru/tos-2030 (Accessed 24.04.2023).

6. Fedotov V. Chto takoe TOS? (prodolzhenie). TOS v usloviyakh gosudarstvennoj prirody mest-nogo samoupravleniya [What is CBT? (continued). CBT in the conditions of the state nature of local self-government]. URL: http://emsu.ru/lg/0707/ctz-4.htm (Accessed 24.04.2023).

7. Chebotarev G.N. MunitsipaFnaya vlast' v edi-noj sisteme publichnoj vlasti [Municipal power in the unified system of public power] // Konstitutsion-noe i munitsipal'noe pravo. 2022. № 1. S. 57-60.

8. Chebotarev G.N. Osobennosti regulirovaniya deyatel'nosti territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya kak nekommercheskoj organizatsii [Peculiarities of regulating the activities of territorial public self-government as a non-profit organization] // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samo-upravlenie. 2018. 7. S. 33-37.

МИХАЙЛОВ Сергей Евгеньевич - заведующий юридической клиникой юридического факультета. Марийский государственный университет. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: sergey0583@ mail.ru.

MIKHAILOV, Sergey Evgenyevich - Head of the Legal Clinic of the Faculty of Law. Mari State University. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: sergey0583@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.