Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНЕ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреева Полина Олеговна

В данной работе рассматривается состояние территориального общественного самоуправления (ТОС) на территории города Владивостока, освещаются причины, замедляющие и мешающие его развитию. Главное внимание уделено сравнительному анализу ТОС, показана динамика развития. Автором определены способы стимуляции исполнительно распорядительной и представительной властей для возрастания показателей реализации проектов ТОС. Представлен анализ нормативных правовых актов, издаваемых органами власти для налаживания механизма и улучшения работы ТОС. Автор приходит к выводу, что в последнее время отмечается положительная динамика роста территориальных общественных самоуправлений. В то же время остаются нерешенными ряд текущих проблем, а дальнейшее будущее ТОСов зависит от качества комплексной работы населения Владивостока совместно с органами местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Андреева Полина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND COMPLEX PROBLEMS OF BUILDING TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT ON THE TERRITORY OF VLADIVOSTOK CITY DISTRICT

This work examines the state of territorial public self government on the territory of the city of Vladivostok, highlights the reasons that slow down and interfere with its development. The main attention is paid to the comparative analysis of territorial public self government, the dynamics of development is shown. The author has identified ways to stimulate the executive, administrative and representative authorities to increase the indicators of the implementation of territorial public self government projects. An analysis of regulatory legal acts issued by the authorities to establish a mechanism and improve the work of the territorial public self government is presented. The author comes to the conclusion that recently there has been a positive trend in the growth of territorial public governments. At the same time, a number of current problems remain unresolved, and the further future of territorial public self government depends on the quality of the integrated work of the population of Vladivostok together with local governments.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

35

УДК 34

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПОСТРОЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

© Андреева Полина Олеговна1 Усов Алексей Вячеславович2

1 курсант Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

2 научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

В данной работе рассматривается состояние территориального общественного самоуправления (ТОС) на территории города Владивостока, освещаются причины, замедляющие и мешающие его развитию. Главное внимание уделено сравнительному анализу ТОС, показана динамика развития. Автором определены способы стимуляции исполнительно-распорядительной и

представительной властей для возрастания показателей реализации проектов ТОС. Представлен анализ нормативных правовых актов, издаваемых органами власти для налаживания механизма и улучшения работы ТОС. Автор приходит к выводу, что в последнее время отмечается положительная динамика роста территориальных

общественных самоуправлений. В то же время остаются нерешенными ряд текущих проблем, а дальнейшее будущее ТОСов зависит от качества комплексной работы населения Владивостока совместно с органами местного самоуправления.

Ключевые слова: территориальные общественные самоуправления, граждане, благоустройство, полномочия.

Российская Федерация согласно, Конституции является демократическим государством. Одной из основополагающих истин, прописанных в фундаментальном

документе нашей страны, является право населения на непосредственное осуществление местного самоуправления. Существует множество форм и способов использования этого права. Данное конституционное право важно и актуально для граждан страны, так как каждый из нас может внести вклад в благоустройство родного города, поделиться новым взглядом, идеями для его улучшения. Уже сейчас на уровне местного самоуправления существует возможность начать изменения близлежащих территорий от дома. Это тот самый случай, когда применимо известное высказывание: «Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать».

Территориальные общественные

самоуправления (Далее — ТОС) служат ярким примером реализации предоставленной гражданам возможности влиять на качество жизни в стране, а именно в своих придомовых территориях. Из Федерального Закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что под территориальным общественным

самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [1].

Для создания территориального общественного самоуправления не потребуется особых усилий, важнее желание и с этого начинается первый шаг - создание инициативной группы. Это граждане (не менее 10 человек), которые занимаются подготовительным этапом в процессе создания ТОС, то есть собирают подписи, оформляют документы, обсуждают возникающие организационные вопросы. Далее определяется способ проведение учреждения ТОС. Возможно осуществлять данное мероприятие с помощью двух форм: собранием, конференцией. Разница между ними состоит в численности постоянно проживающих на будущей территории ТОС, в случае, когда количество жителей не превышает 100 человек, проводится собрание, если же данная отметка становится больше 100, тогда проводится

36

конференция. Следующим этапом является проведение учредительного собрания или конференции, на которых решаются основополагающие вопросы, например, наименование ТОС, утверждение устава ТОС, также избираются органы ТОС. На предпоследнем этапе решается вопрос об установлении границ ТОС. Для этого необходимо представить в Думу города Владивостока соответствующее заявление и дождаться в течении 30 дней ответа. На заключительном этапе происходит регистрация Устава ТОС под руководством главы города, рассматривающего заявление по данному поводу. При необходимости также возможно зарегистрировать ТОС как юридическое лицо. Большое преимущество имеют такие ТОСы, поскольку они вправе принимать участие в муниципальных грантах, субсидиях, в дальнейшем, обладая возможностью реализовать полученные денежные средства на задуманные цели (См. приложение 2) [11].

ТОС - это способ улучшить условия жизни в близлежащей территории от дома. Часто жители остаются не довольны проводимыми работами управляющих компаний, поэтому у граждан есть право изменить сложившуюся ситуацию

собственными силами. Непосредственно население занимается данной деятельностью с помощью организаций собраний, конференций. Научный интерес к исследуемому феномену в последние годы набирает силу. Необходимо отметить таких исследователей как Е.А. Старостова, И.В. Гордеева, Н.А. Филиппова, Г.Ч. Гусайниева и др. [6; 7; 8] При этом анализ имеющейся литературы показывает, что развитие ТОС во Владивостокском городском округе изучено недостаточно и нуждается в проведении комплексного исследования.

Во Владивостокском городском округе деятельность территориального общественного самоуправления регламентируется Уставом города Владивостока и Положением о территориальном общественном

самоуправлении, утвержденными Думой города Владивостока. В Положении сформулированы требования к уставу ТОС, предусмотрен порядок его создания, выход участников из состава территориального общественного самоуправления и

присоединения к нему, осуществления взаимодействия органов ТОС с органами местного самоуправления, установления границы территории, на которой

осуществляется территориальное

общественное самоуправление.

В столице Дальнего Востока Александр Григорьевич Юртаев стал одним из первых депутатом, которого поддержало «тосовское сообщество». Благодаря ему и группе активистов статьи о ТОС были внесены в Устав города Владивостока и началось создание проекта «Положения о ТОС». Результатом прилагаемых усилий стало Решение № 157 «Об утверждении положения о территориальном общественном

самоуправлении в городе Владивостоке», принятое Думой города Владивостока 22 декабря 2005 года. После вступления в силу такого значимого документа для граждан стали регистрироваться органы ТОС. Первым в качестве юридического лица

зарегистрировался ТОС «Иртыш-32» в январе 2007 года, который создала и возглавила Валентина Александровна Моисеенко.

В 2016 году на гражданском форуме «Роль гражданского общества в развитии муниципального образования» наряду с городскими общественными организациями и социально-ориентированными некоммерческими организациями была отмечена и роль территориального общественного самоуправления органами местной власти. В конце 2017 года проблема развития ТОСов не осталась без внимания. Президент России по итогам заседания «Совета по развитию местного самоуправления» своим Указом № Пр-177319:50 утвердил «Перечень поручений» Правительству РФ, Государственной Думе РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ. Среди прочих поручений Президента было и такое: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации [9]:

а) создать условия для развития территориального общественного самоуправления;

б) обеспечить широкое привлечение граждан к определению направлений деятельности по благоустройству территорий муниципальных образований и их непосредственное участие в такой деятельности».

Следует отметить, что с каждым годом актуальность и роль ТОС только возрастала. Вступали в силу соответствующие нормативные правовые акты,

конкретизирующее их права и полномочия,

37

проводились встречи должностных лиц от органов власти с представителями ТОС, на которых обсуждались вопросы, требующие внимания. Все больше граждан приносило документы в Думу города Владивостока для создания новых ТОСов.

За время существования

территориальных общественных

самоуправлений был выявлен ряд проблем, мешающих их дальнейшему развитию. Депутаты города Владивостока,

проанализировав сложившуюся ситуацию, приняли изменения в Положение о территориальном общественном

самоуправлении, предусмотрев обязательное рассмотрение на собрании или конференции граждан вопроса об изменении границ ТОС в связи с выходом участников из его состава или присоединения к нему других участников. Ранее такая возможность была затруднена, и многие граждане продолжительное время не могли выйти из состава ТОС и войти в другое. Было уменьшено с половины до одной трети необходимое для принятия решения количество участников учредительного собрания. Изменена норма представительства, при которой конференция считается полномочной - делегаты должны представлять не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста, ранее необходимо было представительство не менее половины жителей территории. Молодое поколение,

принимающее активное участие в развитии ТОСов особенно нужно в наше время. Это способ взглянуть свежим взглядом на имеющиеся проблемы. Молодежь отличается умением находить альтернативные способы для решения трудностей, иногда нестандартными подходами, которых не хватает иногда старшему поколению. Поэтому так важно налаживать контакт между органами власти и подрастающим будущим нашей страны. Также в измененном Положении предусмотрена процедура выхода из состава территориального общественного

самоуправления и присоединения к нему. Таким способом был урегулирован важный для жителей вопрос об изменении границ территориального общественного

самоуправления.

Немало важным изменением в Положении стало расширение полномочий ТОС, а именно основной формой осуществления территориального

общественного самоуправления в городском округе стало собрание (конференция) граждан. К исключительным полномочиям собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное

самоуправление, стали относится: принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений, установление структуры органов территориального общественного

самоуправления, избрание органов территориального общественного

самоуправления, определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления, утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении, рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного

самоуправления, обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении. Все перечисленное расширило возможности территориальных общественных самоуправлений, предоставило большую независимость и наделило правами, которых ранее не было. Прослеживаются методы налаживания механизма работы, касающегося денежных средств, об этом свидетельствуют сметы доходов и расходов, а также отчеты об их исполнении. Данные изменения имеют важную роль, так как чем точнее будет описываться работа ТОСов, их полномочия, тем деятельность будет эффективнее. Граждане четко будут понимать на что они могут воздействовать и менять в лучшую сторону.

Органы территориального

самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан, могут осуществлять хозяйственную деятельность по

благоустройству территории города Владивостока, иную хозяйственную деятельность, направленную на

удовлетворение социальных и бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления города Владивостока с использованием средств местного бюджета. Ярким примером служат сезонные субботники, которые проходят на соответствующих территориях. Жители города очищают от

38

мусора скверы, пляжи, парки, проводят лекции, посвященные теме «Экологии». Граждане объединяются, чтобы посвятить личное время облагораживанию и улучшения окружающего пространства. Территориальные общественные самоуправления вправе вносить в органы местного самоуправления города Владивостока проекты муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов, осуществляют прием граждан, рассматривают их заявления, жалобы и предложения, в пределах своих полномочий принимают необходимые меры для удовлетворения обращений жителей соответствующей территории города Владивостока, знакомят население с нормативными актами органов местного самоуправления города

Владивостока, могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.

Важно отметить структуру, из которой состоит ТОС. Совет ТОС - коллегиальный исполнительный орган, избираемый в целях текущего руководства деятельностью ТОС, обеспечения реализации его целей и задач. Он подотчетен конференции (собранию) граждан. В состав Совета ТОС входят Председатель Совета и члены Совета, избираемые на конференции (собрании) граждан открытым голосованием простым большинством голосов.

Совет обладает следующими полномочиями: осуществляет текущее руководство деятельностью ТОС; обеспечивает проведение конференций (собраний) граждан; обеспечивает и контролирует исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; составляет отчет о своей деятельности за год и представляет его на рассмотрение и утверждение конференции (собрания) граждан. Очевидно, что ТОС - это орган, имеющий определенный механизм работы, четкую и установленную структуру, в которой у каждого есть собственные полномочия, права и обязанности. Такое разделение необходимо для качественной и прогрессивной деятельности, таким способом устраняется возможность разорганизованности, самовольности и безотчетности.

Председатель ТОС обладает следующими полномочиями: представляет его интересы и действует от имени ТОС без доверенности; представляет ТОС в отношениях с органами государственной власти, органами

местного самоуправления, организациями всех организационно-правовых форм,

общественными объединениями, гражданами.

Помимо этого, он подписывает протоколы конференций (собраний) граждан, протоколы заседаний Совета, договоры и иные документы, связанные с осуществлением ТОС; руководит работой Совета, созывает и ведет его заседания, обеспечивает исполнение решений.

В компетенцию Председателя также входит организация учета, хранения текущих документов; он организует работу ТОС по рассмотрению поступающих обращений граждан.

Анализируя данное положение, откуда следует, что законодатель наделяет достаточно широкими полномочиями территориальное общественное самоуправление, предоставляя гражданам право улучшать благоустройство соответствующих территорий и пользоваться другими возможностями, прописанными в данном документе. Также необходимо отметить, что территориальные общественные самоуправления имеют благотворное сотрудничество с органами местного самоуправления. Их взаимодействие осуществляется посредством выделения денежных средств для проведения закупок работ, товаров или услуг, которые будут происходить в пользу населения соответствующего ТОС. Данные финансовые ресурсы берут свое начало из местного бюджета.

Для улучшения эффективности работ ТОС Администрацией города Владивостока было принято Постановление от 3 октября 2018 г. N 2656 об утверждении муниципальной программы «Развитие территориального общественного самоуправления на территории Владивостокского городского округа» на 20182022 годы.

Задачами муниципальной программы являются выявление общественно значимых инициатив ТОС города Владивостока и создание условий для их реализации, повышение уровня знаний инициативных граждан по вопросам создания ТОС города Владивостока, повышение уровня знаний представителей ТОС города Владивостока по вопросам эффективной организации их деятельности, а также реализация проектов инициативного бюджетирования на территории Владивостокского городского округа [2].

39

В данной программе приводится анализ, в котором, опираясь на опыт прошлых лет, администрация приходит к выводу, что для эффективного решения вопросов развития ТОС города Владивостока необходимо применение программно-целевого метода.

Изучение различных вариантов решения основных проблем в сфере развития ТОС программно-целевым методом показало, что текущие трудности могут быть решены с помощью различных форм взаимодействия. Наиболее результативными из них стали: оказание финансовой поддержки ТОС города Владивостока посредством предоставления им субсидий на реализацию общественно значимых проектов, оказание им консультационной поддержки.

Реализация муниципальной программы позволила выстроить взаимодействие администрации города Владивостока и ТОС на принципах системности и открытости. Конечная цель данной программы - создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения

Владивостокского городского округа в целом.

Деятельность муниципальной

политики города Владивостока в сфере реализации муниципальных программ определяется исходя из задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 N 2094-р, Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 N 324-КЗ, Стратегии и стратегическом плане развития города Владивостока до 2020 года, утвержденных решением Думы города Владивостока от 08 июля 2011 N 728.

Одним из приоритетов социально-экономического развития Владивостокского городского округа является развитие институтов гражданского общества. Развитие муниципального образования, управление им может быть эффективным только в том случае, если имеется заинтересованность населения в общественно значимых вопросах, их решении. Отражая интересы различных групп населения, ТОС играют значительную роль в развитии

демократии и реализации механизма обратной связи между гражданами и органами местного самоуправления. Поэтому каждому из граждан стоит начать с себя, престать отсиживаться в стороне и начать вносить собственными силами вклад в улучшение города.

Долгой проблемой, препятствующей реализации проектов ТОС, оставалась нехватка денежных средств. Частично это затруднение было решено 14 августа 2019 года Администрацией города Владивостока, принявшей Постановление № 2977 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на реализацию общественно значимых проектов территориальных общественных самоуправлений города Владивостока, порядка проведения конкурса общественно значимых проектов

территориальных общественных

самоуправлений города Владивостока для получения субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на реализацию общественно значимых проектов территориальных общественных

самоуправлений города Владивостока».

Согласно данному документу субсидии предоставляются территориальному

общественному самоуправлению,

зарегистрированному как юридическое лицо, ассоциации (союзу) ТОС, зарегистрированному как юридическое лицо, в целях реализации общественно значимых проектов ТОС города Владивостока на основании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса общественно значимых проектов

территориальных общественных

самоуправлений города Владивостока для получения субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на реализацию общественно значимых проектов территориальных общественных

самоуправлений города Владивостока, принятого по результатам конкурса общественно значимых проектов

территориальных общественных

самоуправлений города Владивостока для получения субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на реализацию общественно значимых проектов территориальных общественных

самоуправлений города Владивостока. Размер субсидий, предоставляемых на реализацию одного проекта ТОС, не может превышать 1200,00 тысяч рублей в год по направлению

40

«Благоустройство придомовых территорий Владивостокского городского округа» и 300,00 тысяч рублей в год по направлению «Озеленение придомовых территорий Владивостокского городского округа» [3].

В настоящее время на территории Приморского края создан 91 ТОС (61 в пределах города Владивостока), в том числе 6 ТОС зарегистрированы в форме юридического лица. Правительство Приморского края предоставляет различную поддержку для развития территориального общественного самоуправления. Так, Администрация Приморского края издала постановление от 21 марта 2019 № 170-па «О грантах победителям конкурса проектов, инициируемых жителями муниципальных образований Приморского края, по решению вопросов местного значения», благодаря ему стали проводиться конкурсы проектов на территории края, в котором участвуют жители муниципальных образований по поводу решения вопросов местного значения, победители получают гранты за счет краевого бюджета.

Эта возможность помогает инициативным горожанам решать возникшие проблемы в придомовых территориях. За 2019 год рейтинги проектов позволили выявить победителями 44 проекта. Данная информация свидетельствует о заинтересованности с двух сторон (органов власти и населения) в проведении мероприятий такого характера. Поскольку ТОСам добровольных взносов зачастую не хватает для благополучного существования, развития, решения локальных проблем в пределах своих территорий, данные программы служат шансом для устранения препятствий такого характера для их дальнейшего процветания. Государство подобным образом успешно стимулирует существующие ТОСы, и также способствует возникновению новых.

В 2020 году проходила реализация муниципальной программы «Развитие территориального общественного

самоуправления на территории

Владивостокского городского округа» в период 2018-2022 годы, в связи с которой администрация города проводила конкурс общественно значимых проектов ТОС для получения субсидий из местного бюджета. Дума города Владивостока приводит статистику, в которой сообщается, что в краевом бюджете на 2020 год было предусмотрено 18 млн рублей для

предоставления и распределения бюджетам муниципальных образований Приморского края иных межбюджетных трансфертов в форме грантов в целях поддержки проектов, инициируемых жителями муниципальных образований, по решению вопросов местного значения, что 6 раз больше по сравнению с 2019 годом. Предоставляемые ТОСам денежные средства приходятся как никогда кстати. В 2022 году было сделано огромное количество новых детских и спортивных площадок, установлено видеонаблюдение во дворах домов, появились скверы, парки. Это только небольшая часть результатов достигнутых участниками ТОС.

В бюджетах муниципальных образований края в 2020 году для развития ТОС было предусмотрено 3,63 млн руб., в 2019 году - 1,967 млн руб. Сравнивая годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы «Развитие территориального общественного самоуправления на территории Владивостокского городского округа» за 2018 и 2019 года прослеживается тенденция к развитию ТОСов. Так, за 2018 год средства бюджета Владивостокского городского округа на реализацию муниципальной программы не предусмотрены, а в 2019 государство выделило 1,967 млн руб.

В рамках реализации отдельного мероприятия «оказание консультативно-методической поддержки представителям ТОС города Владивостока, жителям города Владивостока по вопросам создания и организации деятельности ТОС города Владивостока» в 2018 году были проведены: совещание по вопросам организации деятельности ТОС города Владивостока для представителей ТОС города Владивостока, семинар по вопросам создания ТОС города Владивостока для жителей города Владивостока.

В 2019 году возросло число проводимых мероприятий, были организованы 3 семинара, 1 конференция по вопросам организации деятельности ТОС города Владивостока для представителей ТОС города Владивостока. Проведены 3 семинара, 1 конференция по вопросам создания ТОС города Владивостока для жителей города Владивостока. Общее количество участников семинаров, конференции 140 человек. Было издано 700 экземпляров методического

41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пособия по вопросам создания и деятельности ТОС города Владивостока [4].

Следует отметить, что в связи с недостаточной финансовой поддержки проектов ТОС в 2019 году не был достигнут плановый показатель «число реализованных на территории Владивостокского городского округа общественно значимых инициатив ТОС города Владивостока при поддержке администрации города Владивостока», который утратил свою актуальность в 2019 году.

С 2020 года в муниципальной программе предусмотрен новый показатель «число реализованных и поддержанных администрацией города Владивостока на территории Владивостокского городского округа общественно значимых инициатив ТОС города Владивостока», который в дальнейшем способствовал эффективному достижению целей муниципальной программы.

Администрация города доводит до граждан данные в годовом отсчете, что формирование муниципальной поддержки ТОС позволило объединить работу администрации города Владивостока и инициативных жителей по совместному решению вопросов местного самоуправления и решению задач социально-экономического развития города Владивостока. Поддержка деятельности ТОС города Владивостока создала основу для работы ТОС и обеспечила формирование партнёрских отношений между ТОС города Владивостока и администрацией города Владивостока. Согласно отчету за 2022 год суммы грантов для ТОС в общем составили 32846459,47 рублей [5]. В 2023 года планируется профинансировать реализацию проектов инициативного бюджетирования, по итогам конкурсов 2021 года, реализация которых в 2022 году была отменена из-за сокращения бюджета.

Территориальные общественные самоуправления имеют право вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления проекты

муниципальных правовых актов по вопросам местного значения (См. приложение 1) [10].

Традиционны стали ежегодные встречи, проводимые между представителями ТОС и городской властью. На таких встречах обсуждаются актуальные проблемы, способы их решения, дальнейшие перспективы развития, инициативы, предлагаемые представителями ТОС. В 2020 году такая

встреча прошла с Олегом Гуменюком. На тот момент был создано 20 ТОСов, обсуждались самые активные из них, возможная оказываемая правовая помощь и финансовая поддержка, отмечались нерешенные вопросы. В 2021 году аналогичную встречу провел совместно с общественным советом Олег Гуменюк. Было выделено 20 миллионов рублей на реализацию проектов ТОС, которые приняли участие в конкурсе для получения соответствующего гранта. Поднималась тема об изменении Положения о территориальных общественных самоуправлениях, в дальнейшем эта цель была достигнута и позволила начать путь новым ТОСам, а старым продолжить эффективную работу. В 2022 году подобная встреча прошла совместно с Главой Владивостока Константином Шестаковым. Константин Владимирович отметил важную роль ТОСов, также изъявил готовность организовать городские форумы и привести компетентных людей для развития и обучения в данной сфере. Сообщил, что правительство Приморья разрабатывает регламент для предоставления грантов, с помощью которых возможно реализовать задуманные проекты. Подобные встречи свидетельствуют о налаженных коммуникациях между представителями ТОС и городской властью, способности к плодотворным переговорам и заинтересованности к дальнейшему развитию с обеих сторон.

Подводя итог, следует сказать, что территориальное общественное

самоуправление - это возможность качественно повлиять на благоустройство окружающего пространства в пределах установленных границ, внося свой вклад в концепцию развития придомовых территорий. Исходя из анализа нормативно-правовых актов касающиеся развития ТОС, статистики нескольких лет эволюции ТОС, следует отметить положительную динамику роста территориальных общественных

самоуправлений. Это выражается в финансировании, выделяемом на

муниципальном уровне, в полномочиях и в правах, наделяемых ТОС. Между органами городской власти и представителями ТОС проводятся периодически встречи с депутатами, главой города, представителями администрации, отвечающими за работу ТОСов, на которых обсуждаются актуальные вопросы.

Если сложилась такая ситуация, что

42

негде гулять с ребенком или домашним питомцем, заниматься спортом, припарковать машину, прочитать любимую статью в научном журнале на свежем воздухе, то ТОС - это отличная возможность исправить ситуацию, помочь себе и людям, которые находятся рядом, сделать лучше территорию рядом с домом. Механизм работы ТОСов отлажен не идеально, существует ряд проблем, мешающих дальнейшему прогрессу. Зачастую оказывается недостаточно финансирования, выделяемого из муниципального бюджета, а у граждан не всегда есть возможность за собственные средства реализовывать задуманные проекты. Несмотря на это, необходимо отметить благоприятную динамику развития

гражданской инициативы. Становится все больше неравнодушных жителей, готовых заниматься развитием ТОСов, участвовать в различных проектах, конкурсах, в которых возможно выиграть грант для реализации поставленных целей и задач на благо города. Результат совместной работы можно увидеть собственными глазами: появилось больше парков, детских площадок, арт-объектов на городских территориях. Дальнейшее будущее ТОСов зависит от качества совместной комплексной работы населения Владивостока и органов местного самоуправления.

Список источников и литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_44571/. (дата обращения: 14.04.2023)

2. Постановление Администрации г. Владивостока от 3 октября 2018 г. N 2656 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие территориального общественного самоуправления на территории Владивостокского городского округа» на 20182022 годы [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/44717602/. (дата обращения: 15.04.2023)

3. Постановление Администрации города Владивостока от 14 августа 2019 г. N 2977 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на

реализацию общественно значимых проектов территориальных общественных

самоуправлений города Владивостока, порядка проведения конкурса общественно значимых проектов территориальных общественных самоуправлений города Владивостока для получения субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на реализацию общественно значимых проектов территориальных общественных

самоуправлений города Владивостока» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: https ://base.garant. ru/44728072/. (дата

обращения: 15.04.2023)

4. Отчет от 31.01.2020 о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы «Развитие территориального общественного самоуправления на территории Владивостокского городского округа» на 20182022 годы за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Думы города Владивостока. URL:

https://www.vlc.ru/?menu=getfile&id=92967

5. Постановление Администрации города Владивостока от 28.07.2022 № 1781 «О распределении иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета на выплату грантов бюджетам муниципальных образований Приморского края в целях поддержки проектов, инициируемых жителями муниципальных образований Приморского края, по решению вопросов местного значения в 2022 году» [Электронный ресурс] // Сайт Администрации города Владивостока. URL: https://www.vlc.ru/documents/nap-heads-and-administration-of-Vladivostok/60581/

6. Гордеева И.В., Филиппова Н.А. Территориальное общественное самоуправление в документах стратегического планирования // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2022. № 2. С. 18-24.

7. Гусайниева Г.Ч. Развитие территориального общественного самоуправления в РФ при помощи симплекс-метода // Финансовая экономика. 2022. № 4. С. 101-104.

8. Старостова Е.А. Оценка информированности городского населения о территориальном общественном самоуправлении // Теория и практика общественного развития. 2022. № 10 (176). С. 57-61.

43

9. История становления движения ТОС во Владивостоке [Электронный ресурс] // Новости ТОС. URL: https://tosvl.ru/2019/09/30/toshistory/ (дата обращения: 17.04.2023).

10. Официальный сайт Думы города Владивостока. URL: https://www.vlc.ru/society/Territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-TOS-v-gorode-Vladivostoke/V-pomosch-TOS/

11. Официальный сайт Думы города Владивостока. URL: https://www.vlc.ru/society/Territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-TOS-v-gorode-Vladivo stoke/V-pomosch-TOS/10331/

CURRENT STATE AND COMPLEX PROBLEMS OF BUILDING TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT ON THE TERRITORY OF VLADIVOSTOK CITY DISTRICT

© Andreeva P.O. cadet of the Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Usov A.V. Scientific Supervisor: Cand. in History, Associate Professor of the Department of State Law and Civil Law Disciplines of the Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

This work examines the state of territorial public self-government on the territory of the city of Vladivostok, highlights the reasons that slow down and interfere with its development. The main attention is paid to the comparative analysis of territorial public self-government, the dynamics of development is shown. The author has identified ways to stimulate the executive, administrative and representative authorities to increase the indicators of the implementation of territorial public self-government projects. An analysis of regulatory legal acts issued by the authorities to establish a mechanism and improve the work of the territorial public self-government is presented. The author comes to the conclusion that recently there has been a positive trend in the growth of territorial public governments. At the same time, a number of current problems remain unresolved, and the further future of territorial public self-government depends on the quality of the integrated work of the population of Vladivostok together with local governments.

Keywords: territorial public government, citizens, landscaping, powers.

self-

Рукопись поступила: 15 Submitted: 15 March 2023

марта

2023

г

44

Приложение 1. Схема порядка внесения правотворческой инициативы органами ТОС.

создать ТОС?"""^

1. Создание инициативной гр\ппы 1

2. Определение способа проведения учреждения TOC

СОБРАНИЕ - количество постоянно или преимущественно проживающих не превышает 100 чел

КОНФЕРЕНЦИЯ - кол-во постоянно или преимущественно проживающих превышает 100 чел.

собрание жителей для избрания делегатов, 2'3 из которых представляют не менее 1/3 жителей достигших 16-лет.

Итог: протокол собрания об избрании делегатов

уведомить жителей и администрацию не позднее, чел' за 10 дней

_I_

3. Проведение учредительного собрания конференции:

- принимается решаше об организации и осуществлении территории TOC:

- дается наименование TOC;

- определяются цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие граждане;

- утверждается устав TOC;

- устанавливаются границы TOC;

- выбираются уполномоченные лица для обращения в Думу и администрацию города;

- избираются органы TOC;

Итог: протокол - подписные листы

45

на решение 30 дней

на решение 30 дней

4. Установление границ TOC заявление в Думу города Владивостока;

- протокол собрания (конференции) + подписные листы;

- описание границ территории + схема границ.

X

5. Регистрация Устава TOC заявление главе города Владивостока:

- устав TOC в двух экземплярах + протокол собрания граждан TOC;

- копия решения Думы города Владивостока обустановлении границ.

при необходимости _£_

б Регистрация TOC в качестве юридического лица

Приложение 2. Схема порядка создания ТОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.