ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
001: 10.17803/1994-1471.2023.154.9.021-037
М. А. Чекрыга*
Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
Аннотация. Сегодня вопросы вовлечения граждан в принятие решений органами публичной власти стали основным вектором, задающим развитие демократических стран мира. Более всего эта тенденция ощущается на самом приближенном к населению уровне власти — на уровне местного самоуправления, в России часто использующем институт территориального общественного самоуправления (ТОС). В статье предпринята попытка определить состояние правового института в России на примере субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа. По итогам анализа законодательства, собранного материала о ТОС (о количестве, формах работы ТОС; формах взаимодействия ТОС, органов государственной власти, органов местного самоуправления и других субъектов), выявленных проблем организации и деятельности ТОС сделан вывод о том, что в государстве созданы условия для становления ТОС. Решение новых задач позволит перейти на новый уровень вовлечения населения в участие в местном самоуправлении. Ключевые слова: ТОС; органы местного самоуправления; формы работы ТОС; формы взаимодействия ТОС, органов местного самоуправления и органов государственной власти; проблемы организации ТОС; общественный контроль; ресурсный центр; условия развития ТОС; государственная поддержка ТОС; муниципальная поддержка ТОС.
Для цитирования: Чекрыга М. А. Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 9. — С. 21-37. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.154.9.021-037.
© Чекрыга М. А., 2023
* Чекрыга Марина Александровна, консультант правового отдела аппарата Избирательной комиссии Новосибирской области
Красный просп., д. 18, г. Новосибирск, Россия, 630007 [email protected]
Territorial Public Self-Government in Municipal Entities of the Constituent Entities of the Siberian Federal District
Marina A. Chekryga, Consultant, Legal Department, Office of the Election Commission
of the Novosibirsk Region
Krasnyi prosp., d. 18, Novosibirsk, Russia, 630007
Abstract. Today, the issues of involving citizens in decision-making process of public authorities have become the main vector determining development of democratic countries of the world. Most of all, this trend is felt at the level of the power closest to the population — at the level of local self-government that often uses the institute of territorial public self-government (TPSG) in Russia. The paper defines the state of the legal institution under consideration in Russia using the Siberian Federal District as the case study. Based on the results of the analysis of legislation, the collected material on TPSG (concerning the number, forms of TPSG work, forms of interaction between TPSG and public authorities, etc.), identified TPSG's organizational and operational problems, the author concludes that in the state conditions have been created that promote TPSG formation. Consistent resolution of the tasks will allow us to move to a new level of engaging the population in participation in local government. Keywords: TPSG; local self-government bodies; forms of TPSG work; forms of interaction of CBT, local self-government bodies and public authorities; problems of TPSG organization; public control; resource centre; TPSG development conditions; state support of TPSG; municipal support of TPSG.
Cite as: Chekryga MA. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie v munitsipalnykh obrazovaniyakh subektov Rossiyskoy Federatsii Sibirskogo federalnogo okruga [Territorial Public Self-Government in Municipal Entities of the Constituent Entities of the Siberian Federal District]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(9):21-37. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.154.9.021-037 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
Особенностью сегодняшних дней является интерес к вопросам технологий принятия властных решений, что всё чаще завершается выводом о необходимости движения к более справедливому перераспределению полномочий по их принятию. Например, в работе S. Сета указывается на «восходящий процесс» — когда новое определение процессов принятия решений начинается снизу, с претензий гражданского общества, в связи с чем растет вероятность эффективного и более равноправного принятия решений1. Данный принцип справедлив для любого вида власти.
Идея вовлечения граждан в решение местных проблем с некоторыми модификациями
работает в муниципалитетах разных государств. V. Bensus описывает использование так называемых промоутеров — связующего звена между сообществами и правительством. Промоуте-рами являются сами жители, которые информируют других жителей о событиях, о том, как получить доступ к услугам, и знакомят их с муниципальными постановлениями. Поскольку работа промоутера требует от него ежедневных посещений окрестностей, взаимодействие жителей с местными властями в основном осуществляется из их домов. Важно, что стратегия, разработанная промоутерами, заключается в регулярных посещениях лидеров сообщества или жителей, которых они определили в качестве ключевых участников, с целью получения мнений, жалоб, предложений2. Указанная фор-
1 Cervia S. Citizen Engagement and the Challenge of Democratizing Health: An Italian Case Study // URL: http:// journals.openedition.org/rccs/8309 (дата обращения: 20.02.2023).
2 Bensus V. Improving local governance with citizen engagement? // URL: https://www.tandfonline.com/doi/ full/10.1080/13604813.2021.1885913?scroll=top&needAccess=true& (дата обращения: 20.02.2023).
ма взаимодействия, как представляется, имеет сходство с взаимодействием представителей органов местного самоуправления с территориальным общественным самоуправлением (ТОС), где аккумуляторами общих интересов, общественного мнения выступают общественные лидеры. Тема территориального общественного самоуправления, рассматриваемого как случай народовластия3 и характеризуемого «непосредственным активным участием» населения в решении выдвинутых инициатив, в общественном самоуправлении и общественной власти, власти, не требующей создания отдельных органов, власти, осуществляемой общественностью, власти, не требующей отдельных аппаратов принуждения4, остается обсуждаемой.
Это объясняется тем, что ТОС как правовой институт, как общественное явление в настоящий момент проходит очередную стадию своего развития. Данный процесс протекает в рамках политики государства, ориентированной на вовлечение граждан в осуществление местного самоуправления, реализуемой на уровне федерации, а также региональных органов власти. Как отмечает Н. С. Тимофеев, «...преобразования последних лет в организации местной власти в Российской Федерации свидетельствуют о существенном преобладании государственных начал. Как противостояние этой тенденции следует рассматривать попытку усиления и развития института территориального общественного самоуправления (ТОС)»5. Толчок развитию ТОС, которое наблюдалось последние годы, был дан Президентом РФ на заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления в 2017 г. в городе Кирове.
В качестве цели настоящей работы поставлена оценка состояния ТОС на примере муни-
ципальных образований субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа (далее — СФО).
Исходя из определенной цели, к задачам исследования отнесены:
1) рассмотрение форм работы ТОС, взаимодействия ТОС и органов власти, мер государственной и муниципальной поддержки ТОС в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации СФО;
2) определение проблем, тормозящих создание и развитие ТОС на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации СФО.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с ТОС. Предметом исследования — нормы законодательства, регламентирующего организацию и деятельность ТОС.
Работа написана с использованием диалектического, системного методов, методов анализа и синтеза, а также формально-юридического метода.
Несмотря на то что начало развитию ТОС положено давно (Е. С. Шугрина в качестве отправной точки называет 1988 год6), активность в создании ТОС, оказание значительной помощи со стороны органов государственной власти, а также местного самоуправления наблюдается лишь в последнее десятилетие. Решающее содействие возникновению ТОС оказали формирование дополнительной нормативной правовой базы, разрабатываемой и развиваемой на уровне субъектов Российской Федерации, включающей законодательство о предоставлении имущественной, финансовой и иных форм поддержки ТОС, и, безусловно, сама поддержка7.
3 См.: Гончаров В. В. Вопросы соотношения общественного контроля власти и народовластия (конституционно-правовой анализ) // Юрист. 2019. № 9. С. 45-52.
4 См.: Братцева Е. А. Территориальное общественное самоуправление — самостоятельный и автономный общественный институт // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 5. С. 40-44.
5 Тимофеев Н. С. Соборность и общинность в развитии местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право.2019. № 8. С.59-65.
6 Шугрина Е. С., Иванова К. А. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад. М. : Проспект, 2018.
7 См.: Шугрина Е. С., Иванова К. А. Указ. соч.
Данные об организации ТОС в субъектах Российской Федерации СФО
Сбор информации, осуществленный Советом муниципальных образований Новосибирской области совместно с министерством региональной политики Новосибирской области в 2020 г., позволил отразить картину состояния ТОС на 2020 г. По данным, опубликованным в сборнике информационно-методических материалов «Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления: старосты сельских населенных пунктов, территориальное общественное самоуправление, общественный контроль в муниципальных образованиях»8, в муниципальных образованиях СФО в 2020 г. зарегистрировано:
Субъект Российской Федерации СФО Количество ТОС
Новосибирская область 935
Алтайский край 154
Республика Алтай 20
Иркутская область 378
Красноярский край 122
Кемеровская область — Кузбасс 149
Омская область 77
Томская область 46
Республика Тыва 123
Республика Хакасия 223
Анализ данных свидетельствует о том, что в Новосибирской области ТОС были созданы преимущественно с 2017 по 2020 г. Имеются и исключения — практика создания самых пер-
вых ТОС в Новосибирске датирована 1990, 1998, 1999 гг.
Статистика за период с 2019 по 2021 г. по созданию в России ТОС свидетельствует об общей тенденции роста числа ТОС. В докладе Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации в 2019 г. сказано о создании в России более 30 тыс. ТОС9. В докладе Общероссийского конгресса муниципальных образований о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации в 2021 г. фигурирует цифра 35 тыс. ТОС10. Статистика за 2022 г. еще не опубликована.
Следует отметить, что в последние годы в Новосибирской области масштабно оказывалась государственная поддержка органам местного самоуправления, инициативным группам, самим ТОС в их создании и организации. Как представляется, приведенные выше данные показывают зависимость создания ТОС от поддержки, оказываемой в рамках государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 15.12.2015 № 449-п «Об утверждении государственной программы "Развитие институтов региональной политики Новосибирской области на 2016-2021 годы"»11 (данная программа с 1 января 2019 г. включена в качестве подпрограммы в государственную программу Новосибирской области «Развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области», утвержденную постановлением Правительства Новосибирской
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления: старосты сельских населенных
пунктов, территориальное общественное самоуправление, общественный контроль в муниципальных образованиях : сборник информационно-методических материалов / авт.-сост. М. А. Чекрыга. Новосибирск : Арсенал, 2020. 108 с.
Доклад Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации в 2019 году, перспективах его развития и предложения по совершенствованию организации местного самоуправления // URL: http://xn--j1aeec.xn--p1ai/issues (дата обращения: 28.02.2023).
Доклад Общероссийского конгресса муниципальных образований о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации в 2021 году, перспективах его развития и предложения по совершенствованию организации местного самоуправления в Российской Федерации // URL: http://xn--j1aeec.xn--p1ai/issues (дата обращения: 28.02.2023). Советская Сибирь. 27.01.2016.
8
9
10
11
области от 26.12.2018 № 570-п12). Правовой основой для реализации одного из мероприятий государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области № 449-п, а именно для осуществления финансовой поддержки муниципальных программ развития ТОС, стало постановление Губернатора Новосибирской области от 01.02.2018 № 21 «О мерах по созданию условий для развития территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Новосибирской области»13.
Общей практикой регионов по развитию ТОС в СФО стало использование различных форм поддержки со стороны как органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления.
В Новосибирской области развивается система помощи не только ТОС, но и инициативным группам, намеренным создать ТОС. Налажена работа органов местного самоуправления, направленная на оказание помощи в соответствии с разработанными профильными муниципальными программами, принятыми в муниципальных районах и городских округах области.
Программы приняты в соответствии с подготовленной Советом муниципальных образований Новосибирской области совместно с министерством региональной политики Новосибирской области в рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления типовой муниципальной программой14. Используя данный документ в качестве основы, органы местного самоуправления дополняют муниципальные программы самостоятельно разработанными мероприятиями. Как правило, такие документы отражают следующие формы поддержки:
— информационная, методическая поддержка — проведение семинаров для представителей органов ТОС (информирование о новых формах работы ТОС, об опыте работы ТОС других муниципальных образований); создание и техническое обеспечение страницы ТОС на сайте администрации муниципального образования; выпуск буклетов, листовок по организации ТОС в муниципальных образованиях района;
— консультативная и иная помощь по направлениям деятельности и разработке проектов уставов ТОС;
— финансовая поддержка — предоставление грантов по итогам конкурсов социально значимых проектов для ТОС;
— организационная поддержка — содействие ТОС в предоставлении помещения, оборудованного мебелью, оргтехникой и телефонной связью, в порядке, определенном правовыми актами администрации поселения; рассмотрение вопросов председателей ТОС органами местного самоуправления, руководителями муниципальных учреждений в приоритетном порядке в рамках сотрудничества и тесного взаимодействия;
— материально-техническая поддержка (предоставление транспорта и др.).
Помимо указанных форм поддержки органов власти, в Новосибирской области существенную помощь ТОС, инициативным группам по созданию ТОС оказывают ресурсные центры15. Данные опроса показали, что ресурсные центры:
— проводят круглые столы, организуют методические семинары, индивидуальные и групповые консультации органов ТОС; онлайн-консультации по вопросам организации, деятельности ТОС и участия в конкурсах социально значимых проектов;
12 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 28.12.2018.
13 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 02.02.2018.
14 Территориальное общественное самоуправление в Новосибирской области: правовые основы организации и деятельности, опыт работы / авт.-разраб. С. Н. Мартынов, Л. И. Обердерфер, М. А. Чекрыга. Новосибирск, 2018.
15 Основная цель работы центров — содействие в поддержке социальных инициатив, масштабное вовлечение граждан в процессы общественного участия в социально-экономическом развитии районов области. См.: сайт министерства региональной политики Новосибирской области // URL: https://minregion.nso.ru/ page/6564 (дата обращения: 03.02.2023).
— проводят экспертную оценку, рецензирование проектных заявок;
— консультируют по вопросам бухгалтерского и правового сопровождения деятельности ТОС;
— размещают информационные и методические рекомендации для ТОС, инициативных групп по созданию ТОС в сети Интернет;
— разрабатывают и выпускают буклеты о деятельности ТОС;
— участвуют в реализации проектов ТОС, например в благоустройстве территорий, ремонте дорог и тротуаров;
— предоставляют помещения, оборудование (персональные компьютеры, многофункциональные устройства), предоставляют доступ к ресурсам сети «Интернет» для обеспечения деятельности инициативных групп, ТОС;
— участвуют в сходах граждан;
— освещают информацию о деятельности ТОС с привлечением средств массовой информации.
В Новосибирской области насчитывается 43 ресурсных центра, из них 24 — в муниципальных районах, остальные — в городских округах16.
Развитию ТОС способствует и взаимодействие с Общественной палатой Новосибирской области. Следует согласиться с точкой зрения об общности целей и задач общественного контроля и ТОС: «Очевидная близость полномочий территориального общественного самоуправления с целями и задачами общественного контроля не оставляет сомнения в возможности включения ТОС в состав субъектов общественного контроля»17.
Учитывая вышеизложенное, в Новосибирской области сформировалась система мер, направленных на развитие ТОС.
Сходные формы поддержки ТОС, инициативных групп по их созданию предусмотрены и используются в иных субъектах Российской Федерации.
Муниципальные образования также вовлечены в процесс оказания ТОС различных видов помощи, среди которых:
— организационная помощь (проведение совместных мероприятий органов местного самоуправления и органов ТОС; организация встреч должностных лиц органов местного самоуправления с представителями ТОС и населением; пользование ТОС официальными сайтами органов местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности: новостей ТОС, анонсов мероприятий, проводимых ТОС, сообщений о создании новых ТОС);
— методическая помощь (поддержка участия органов ТОС в грантовых программах и конкурсах);
— консультативная помощь;
— информационная помощь (обучение представителей ТОС; проведение тематических семинаров, круглых столов, конференций для представителей ТОС);
— материально-техническая помощь органам ТОС при проведении мероприятий; материальное поощрение активистов ТОС; предоставление на безвозмездной основе помещений и др.
Практикой муниципалитетов также является включение представителей ТОС в общественные советы при органах местного самоуправления.
В целом меры поддержки, оказываемые инициативным группам, а также ТОС в различных субъектах Российской Федерации СФО, являются сходными как для органов местного самоуправления, так и для органов государственной власти.
В систему субъектов, обеспечивающих развитие ТОС в регионе, как правило, включены:
— профильный специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или подразделение государственного органа;
— общественная палата субъекта Российской Федерации;
16 Сайт министерства региональной политики Новосибирской области. URL: https://minregion.nso.ru/ page/6564 (дата обращения: 03.02.2023).
17 Михеева Т. Н. Территориальное общественное самоуправление как субъект общественного контроля на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 6. С. 61-65.
— совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
— ресурсные центры (областного или муниципального значения);
— органы местного самоуправления;
— общественные советы по развитию ТОС при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации.
Сложности создает правовая сторона отдельно применяемых мер, например организации предоставления финансовой помощи ТОС.
Достижение задач ТОС осуществляется посредством использования различных форм работы, в числе которых:
— собрания (конференции) граждан;
— заседания постоянно действующих органов ТОС;
— организуемые ТОС мероприятия;
— участие в реализации или самостоятельная реализация социальных проектов;
— рассмотрение в пределах своих полномочий заявлений, предложений граждан;
— участие в сходах граждан;
— опросы граждан;
— информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложениям или при участии ТОС.
Особенностью развития института ТОС является интерес к различным формам взаимодействия с органами местного самоуправления, подбор и апробация их на себе.
В Новосибирской области к таким формам взаимодействия можно отнести:
— участие представителей ТОС в совещаниях с главой поселения;
— участие представителей ТОС в работе, организованной иными органами местного самоуправления;
— оказание содействия органами местного самоуправления муниципального района и участие в организации и проведении местных праздников и иных зрелищных мероприятий, в проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, в работах по благоустройству спортивных площадок на территории ТОС;
— внесение ТОС предложений в органы местного самоуправления поселения по вопросам, затрагивающим интересы граждан, включая направление проектов правовых актов;
— проведение органами местного самоуправления семинаров для представителей органов ТОС;
— создание и организация деятельности координационного совета органов ТОС при главе муниципального района;
— включение представителей органов ТОС в иные советы, комиссии, рабочие группы, создаваемые в органах местного самоуправления;
— участие представителей ТОС в ежегодной деловой встрече главы муниципального района с общественными структурами;
— содействие органов местного самоуправления в проведении собраний, конференций граждан по организации ТОС;
— участие представителей ТОС в сессиях районного и поселенческого советов депутатов;
— проведение ежегодного мероприятия по подведению итогов работы ТОС;
— участие ТОС в конкурсах социально значимых инициатив ТОС, проводимых в рамках муниципальной программы развития ТОС;
— совместное информирование граждан о правилах пожарной безопасности;
— создание и техническое обеспечение единого портала информационной поддержки органов ТОС на сайте администрации муниципального образования; освещение мероприятий, связанных с ТОС;
— участие представителей ТОС в публичных слушаниях, организуемых органами местного самоуправления.
В других субъектах Российской Федерации СФО нашли свое применение перечисленные формы взаимодействия ТОС, органов местного самоуправления, органов государственной власти и государственных органов, были найдены новые: планирование общей работы депутатов и органов ТОС, подготовка совместных правотворческих инициатив, направленных на развитие соответствующих территорий; осуществление контроля за исполнением просьб, полученных депутатами от жителей во время избирательных кампаний; участие в совещаниях
с представителями структурных подразделений администрации муниципального образования, краевых и федеральных структур (Алтайский край); участие представителей ТОС в деятельности (работе) общественных палат муниципальных образований, общественных советов, создаваемых при органах местного самоуправления (Иркутская область).
В литературе отражается практика совместного с представителями ТОС рассмотрения обращений в органы местного самоуправления, проведения проверок по общественному земельному контролю, по общественному контролю, в том числе за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами18.
В Республике Хакасия отдельные руководители ТОС являются депутатами Совета депутатов города Абакана, что позволяет им работать в составе профильных комитетов Совета депутатов города и участвовать в заседаниях сессий, рассмотрении вопросов социально-экономического развития города. Следует согласиться с тем, что уровень гражданского участия в решении вопросов, отнесенных к сфере публичной власти, отражает степень влияния, которое общество оказывает на процесс управления. Общественность может быть задействована на разных этапах управления, формулируя проблемы, расставляя приоритеты в решении задач или выполняя их. С учетом изложенного вопросы взаимодействия должны быть отражены в законодательстве, включая установление гарантий. Данные меры позволят предотвратить конфликты. Например, Т. А. Крюкова, К. В. Сологуб, описывая опыт Иркутской области, отмечают, что в большинстве своем между органами
власти и ТОС складываются хорошие взаимоотношения, но есть случаи как скрытой, так и открытой конфронтации между ТОС и органами местного самоуправления и органами государственной власти19.
Выявленные проблемы организации и деятельности ТОС
Процесс развития ТОС не мог не обнаружить проблемы, в том числе правового характера. По результатам опроса органов местного самоуправления Новосибирской области среди организационных и правовых проблем, препятствующих развитию ТОС в Новосибирской области, были определены:
— нехватка федерального нормативно-правового регулирования — в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включена только одна статья — 27;
— низкая активность населения в решении социальных вопросов, нежелание работать на общественных началах20;
— необходимость предоставления ТОС в большом объеме юридических услуг при составлении проектов для участия в конкурсах социально значимых проектов, проводимых органами местного самоуправления;
— низкая явка жителей для проведения собраний участников ТОС, влекущая проблему непереизбрания председателей и приостановление деятельности ТОС;
— отсутствие четкого механизма взаимодействия органов власти с населением, ТОС; отсут-
18 См.: Привалов Н. Г., Привалова С. Г. Территориальное общественное самоуправление в жилищно-коммунальном хозяйстве: история, принципы, опыт работы // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 2 (79). С. 246.
19 См.: Крюкова Т. А., Сологуб К. В. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма развития общественной активности жителей города Иркутска // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города : сборник научных трудов. Иркутск, 2021. С. 252-295.
20 См.: Новокрещёнов А. В. Развитие городской территории и территориальное общественное самоуправление // Власть и управление на востоке России. 2020. № 3 (92). С. 157 ; Ломова Н. Г., Милоданова О. И. О некоторых проблемах развития территориального общественного самоуправления в Алтайском крае // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2020. № 18 (18). С. 6.
ствие законодательно установленных принципов, форм взаимодействия ТОС, в том числе без образования юридического лица, с органами власти;
— отсутствие законодательно установленных требований и правил определения территории ТОС;
— отсутствие у ТОС необходимых финансовых средств, материально технической базы для решения имеющихся вопросов.
1. В Федеральном законе от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» правовому регулированию ТОС отводилась лишь одна (профильная) статья — 27. Она сохранилась и в Федеральном законе № 131-ФЗ. Правовое регулирование, затрагивающее ТОС, появилось и в других статьях действующего Федерального закона № 131-ФЗ. Так, с 1 января 2021 г. действует статья 26.1 «Инициативные проекты». Упоминание о ТОС есть и в ст. 29 «Собрание граждан», ст. 30 «Конференция граждан (собрание делегатов)», ст. 44 «Устав муниципального образования», а также в ст. 46 «Подготовка муниципальных правовых актов», наделившей ТОС правом внесения проектов муниципальных правовых актов. Вместе с тем, как отмечается в литературе, этого недостаточно21. Однако сфера ТОС развивается, о чем свидетельствует появление различных законопроектов. Так, сегодня в Государственной Думе Федерального Собрания РФ на рассмотрении находится законопроект № 40361-8, внесенный в конце 2021 г.
2. Еще одной проблемой является недостаточный уровень активности населения, а также
нежелание населения работать на общественных началах. М. С. Шайхуллин, проведя социологические исследования, выявил,что у 47 % опрошенных нет никакого интереса просто даже к работе ТОС22. В своей работе L. Zanbar отличает «членов сообщества» от «жителей сообщества» по степени их чувства принадлежности к сообществу и приверженности сообществу. Чувство принадлежности представляет собой ощущение, что «сообщество существует для человека». Чувство принадлежности к сообществу относится к восприятию себя частью коллектива, который служит источником безопасности и поддержки. Приверженность сообществу определяется как степень, в которой человек готов приложить дополнительные усилия, чтобы повысить качество жизни сообщества и сделать его лучшим местом для жизни23.
Как отмечает А. А. Козодубов, мотивацией граждан к организации ТОС может служить либо высокая сознательность граждан, возлагающих на себя такую неблагодарную работу, либо понимание того, что органы местного самоуправления не могут (не способны, не желают) заниматься проблемами населения, проживающего на определенной, как правило удаленной, территории24. Фактором, усугубляющим описанную ситуацию, является низкое информационное обеспечение ТОС: «.недостаточная осведомленность общественности о работе этого сектора отрицательно сказывается на работе органов ТОС, и в результате местные жители не принимают активного участия в их работе, в том числе не получают финансовой поддержки»25.
21 См.: Богатырева И. В. Современное состояние, проблемы и перспективы развития территориального общественного самоуправления на муниципальном уровне // Экономика и управление в социальных и экономических системах. 2020. № 2. С. 41.
22 Шайхуллин М. С. Коллизионные вопросы правового регулирования территориального общественного самоуправления // Матрица научного познания. 2021. № 3-1. С. 184-186.
23 Zanbar L. Sense of Belonging and Commitment as Mediators of the Effect of Community Features on Active Involvement in the Community // URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1111/ cico.12420?journalCode=ctya (дата обращения: 20.02.2023).
24 Козодубов А. А. Реализация форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 27-31.
25 Кещян Н. А. Технологии для развития деятельности территориального общественного самоуправления // Sochi journal of economy. 2020. № 2 (14). С. 182-188.
В целях поощрения граждан к участию в ТОС разработан и используется комплекс мер, связанный с предоставлением разного вида поддержки инициативным группам, ТОС. Виды поддержки, и в первую очередь финансовая помощь, оказываемая ТОС, направлены на то, чтобы идеи активных граждан не остались нереализованными. Вместе с тем в литературе дискутируется вопрос о том, должны ли органы ТОС самостоятельно искать источники финансирования, не претендуя на средства муниципального бюджета26. Отдельные ТОС создаются исключительно для реализации точечных проектов, только для «освоения» разово выделяемых финансов. Предоставление им денежных средств на постоянной основе поставит такие ТОС в один ряд с органами местного самоуправления, осуществляющими сходную деятельность за счет соответствующих бюджетов. Как представляется, законодателем ТОС планировалось в виде участия в осуществлении местного самоуправления инициативных граждан, которым средства бюджета предоставляются исключительно как помощь и деятельность которых не ставится в зависимость от финансирования государством или муниципалитетом. В связи с этим в законодательстве должен остаться подход, в соответствии с которым ТОС не должна, а может оказываться финансовая помощь со стороны органов местного самоуправления, государственной власти. Финансовые средства на осуществление деятельности ТОС могут быть получены и из других источников финансирования, например доходов, полученных в результате собственной деятельности ТОС — юридического лица. С. А. Шаронов, Н. А. Коровин предлагают внести в ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ поправки, позволяющие легализовать такой источник финансирования деятельности ТОС, как доходы от собственной
хозяйственной деятельности27. Н. Н. Окутина и О. С. Амосова также отмечают: «...очевидно, что реализация федеральных проектов с участием ТОС и предоставление субсидий из муниципальных бюджетов являются недостаточными для осуществления широкого перечня их полномочий»28. В настоящий момент данный вопрос не решен ни действующим Федеральным законом № 131-ФЗ, ни проектом федерального закона № 40361-8. Вместе с тем Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает для общественных организаций возможность осуществлять предпринимательскую деятельность (абз. 2 п. 1 ст. 6).
В связи с чем предлагается абзац 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ дополнить предложением: «Территориальное общественное самоуправление может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано».
Применяемые меры имеют эффект. Значение также приобретают используемые в муниципалитетах формы взаимодействия с органами местного самоуправления. В связи с этим важным представляется развитие данного вопроса, заимствование практики других муниципалитетов. Для преодоления проблемы пассивности населения в решении общих для муниципального образования или для конкретной территории вопросов используются поощрительные меры, среди которых, например, выдача билетов в учреждения культуры, повышение статуса руководителей органов ТОС через выдачу специальных удостоверений и др. Руководители ТОС должны обладать подтверждающими их полномочия документами. В связи с этим в федеральное законодательство может быть добавлена норма, устанавливающая обязанность органов местного самоуправления выдавать удостоверения руководителям органов ТОС. Выдачу
26 См.: Глинкин Е. Г. Актуальность территориального общественного самоуправления в современной России и его основные проблемы // Академическая публицистика. 2020. № 10. С. 210-215.
27 Шаронов С. А., Коровин Н. А. Гражданско-правовые аспекты правоотношений, складывающихся по поводу деятельности территориального общественного самоуправления // Вопросы российского и международного права. 2020. № 5-1 (10). С. 104-113.
28 Окутина Н. Н., Амосова О. С. К вопросу о развитии территориального общественного самоуправления // Симбирский научный вестник. 2022. Т. 45. № 1. С. 91-95.
документа целесообразно осуществлять после регистрации устава ТОС. Абзац 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ логично дополнить предложением: «Уполномоченный орган местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района выдает официальный документ, подтверждающий полномочия руководителя органа ТОС, — удостоверение руководителя органа ТОС».
Созданный орган ТОС должен регистрироваться для ведения постоянной деятельности. В связи с этим рекомендуется устанавливать периодичность заседаний. М. А. Кокотова отмечает: «Такая норма в известной степени может гарантировать, что работа ТОС не сведется на нет даже в те периоды, когда не найдется желающих инициировать его заседания»29.
3. В настоящее время актуальным стало использование финансовой поддержки, которую органы местного самоуправления оказывают ТОС по итогам конкурсов социально значимых проектов. Но в связи с увеличением числа данных конкурсов выросла и правовая (консультационная) нагрузка на сами органы местного самоуправления, а также на ТОС, которые для участия в конкурсах должны подготовить заявки, приложить документы. Необходимое содействие в решении указанной проблемы могут оказать ресурсные центры. Такая практика в Новосибирской области показала свою состоятельность. Мотивация участия в ТОС связана с созданием условий для расширения знаний членов ТОС и потенциальных участников ТОС. Члену ТОС должны быть доступны знания о формах участия, а значит, учета его мнения в деятельности органов местного самоуправления. Всё это свидетельствует о необходимости не только оказания элементарной информационной поддержки (размещение информации на сайте органов местного самоуправления, уполномоченных органов государственной
власти, государственных органов), но и ведения обучающих семинаров с участием должностных лиц данных органов власти. На сегодняшний день существуют государственные, муниципальные программы, предусматривающие в качестве мер по развитию ТОС такие мероприятия, однако программы являются легко меняемыми. И-за этого указанные мероприятия могут быть из них исключены. Выходом из ситуации видится установление законом норм, которые гарантировали бы гражданам проведение данных мероприятий, а также учет их мнения при использовании различных форм работы органов власти. В литературе отмечается, что ТОС испытывают зависимость от органов местного самоуправления в силу права представительного органа определять границы территории ТОС, а также права администрации регистрировать устав ТОС. В связи с этим ставится вопрос об установлении дополнительных гарантий ТОС, в том числе единых требований (критериев) к принятию органами местного самоуправления соответствующих решений. Например, об установлении обязанности рассмотрения обращения инициативной группы жителей об установлении границ территорий ТОС и регистрации устава ТОС, установлении сроков рассмотрения соответствующих обращений. Несмотря на значимость вопроса, сегодня рассмотрение обращений регламентировано Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также уставами муниципальных образований и регламентами представительных и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.
Вместе с тем представляется целесообразным предусмотреть и другие гарантии. Например, статья 27 Федерального закона № 131-ФЗ может быть дополнена частью 12 в следующей редакции:
«12. Уставом муниципального образования устанавливаются следующие гарантии деятельности ТОС:
29 Кокотова М. А. Правовое регулирование состава, структуры и порядка работы ТОС (РФ), советов кварталов и советов граждан (Франция): сравнительный анализ // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 1. С. 81-87.
1) получение информации, необходимой для осуществления своих полномочий и реализации прав, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
2) получение консультаций специалистов органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования по вопросам, связанным с их деятельностью;
3) прием в первоочередном порядке:
а) должностными лицами органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования;
б) руководителями муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, учредителем которых является соответствующее муниципальное образование;
4) участие в заседаниях представительного органа муниципального образования в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в состав которого входит соответствующий сельский населенный пункт. Руководитель органа ТОС своевременно информируется о времени и месте проведения заседаний представительного органа муниципального образования, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также обеспечивается необходимыми материалами по вопросам, затрагивающим сферу деятельности ТОС;
5) участие в обучающих семинарах, организуемых органами местного самоуправления на постоянной основе не реже одного раза в квартал.
Уставом муниципального образования ТОС могут устанавливаться иные гарантии деятельности».
Кроме того, гарантии должны затрагивать также сферу деятельности органов государственной власти, государственных органов. В Федеральном законе № 131-ФЗ могут быть предусмотрены нормы о возможности получения представителями ТОС информации, необходимой для осуществления их полномочий и реализации прав; получения консультаций специалистов органов государственной власти, го-
сударственных органов по вопросам, связанным с деятельностью ТОС. Таким образом, федеральный уровень законодательства должен включать более полное правовое регулирование.
4. Четвертая проблема связана с доверием граждан. Решение данного вопроса видится не только через упрощение процедуры переизбрания или уменьшение количества членов ТОС, необходимых для признания собрания (конференции) легитимной, а через повышение статуса ТОС, как сказано выше, обеспечение гарантиями участия в деятельности не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти, государственных органов.
5. Механизм взаимодействия органов местного самоуправления с населением, ТОС, включая формы взаимодействия (виды деятельности), продолжает формироваться с учетом появления новой практики. Отдельные формы взаимодействия уже названы в Федеральном законе № 131-ФЗ, среди них выступление с инициативным проектом (ч. 2 ст. 26.1), осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета (п. 3 ч. 8 ст. 27), внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов (п. 4 ч. 8 ст. 27).
Практика показала более широкий набор форм взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления (перечислены в разд. 1 настоящей работы).
Как показали использованные в работе данные, основные формы взаимодействия органов местного самоуправления и населения, удобные конкретным муниципалитетам, уже найдены и используются. Однако без установленной законом обязанности их использования применяются лишь в отдельных случаях. Гарантии, предложенные выше, обеспечат необходимое участие представителей ТОС в работе органов власти.
Вопрос неполного правового регулирования ставится разными авторами, включая проблему неполного списка видов деятельности, которыми имеет право заниматься ТОС30, отсутствие нормы об участии ТОС в реализации собственных инициатив в сфере государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень31.
6. Вопрос определения территории ТОС регулярно поднимается на практике. В соответствии с постановлением от 14.05.2015 № Ф05-4268/2015 по делу № А41-55066/14 Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу о том, что территория ТОС не включает в себя территорию земельных участков, хотя и имеющих статус земель, предназначенных для застройки, но не входящих в границы территории проживания граждан. Земельные участки, на которых фактически отсутствует жилой фонд (места проживания граждан), не относятся к территориям проживания граждан 32.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ ТОС может осуществляться в пределах в том числе сельского населенного пункта, не являющегося поселением. Как отмечает С. А. Васильев, «определение территории населенного пункта можно вывести из ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ: к землям населенных пунктов относятся земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Необходимо обратить внимание на то, что помимо прилегающих сельскохозяйственных территорий, рекреационных зон и земель для развития в состав территории населенного пункта могут входить и иные территории. Важно для определения границ ТОС не выйти за пределы населенного пункта»33. С учетом представленной судебной практики подход к определению границ ТОС может быть пересмотрен.
Вместе с тем следует отметить, что закрепленная в ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ возможность самостоятельного выбора, осуществлять ли регистрацию ТОС в качестве юридического лица, должна остаться.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов:
1) поручение Президента РФ, данное в 2017 г. в городе Кирове по развитию ТОС, запустило процесс формирования правовой базы в субъектах Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях соответствующих регионов, включая разработку нормативной основы для оказания материальной, финансовой, консультационной и иной поддержки ТОС, и, в итоге обеспечило значительный рост числа ТОС;
2) процессы организации и деятельности ТОС выявили проблемы, требующие своего разрешения, создания дополнительных условий для дальнейшего развития ТОС, среди которых:
— продолжение информирования населения о целях, задачах, потенциале и ресур-
30 См.: Батчаев Ш. Х. Территориальное общественное самоуправление как механизм развития территории в современных условиях // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей III Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Пенза, 2020. С. 209-211.
31 См.: Давыдов А. А. Муниципально-правовая природа, понятие и особенности территориального общественного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 8. С. 23-27.
32 URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/K6M0D7ARkT5B/?arbitral-txt=&arbitral-case_doc=%D0%A405-4268%2F2015&arbitral-lawchunkinfo=&arbitral-date_from=&arbitral-date_to=&arbitral-region=&arbitral-court=&arbitral-judge=&_=1682580504336 (дата обращения: 20.04.2023).
33 Васильев С. А. Взаимоотношение органов власти с территориальными общественными самоуправлениями в городе Севастополе по вопросам установления их границ // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5. С. 44-50.
сах ТОС (в том числе организация контроля за систематическим, полноценным наполнением соответствующих страниц сайтов органов местного самоуправления, посвященных ТОС);
— решение правовых проблем, связанных с организацией деятельности ТОС, в том числе описанных в настоящей работе;
— вовлечение в систему субъектов, осуществляющих взаимодействие с ТОС с целью оказания содействия в их работе, наибольшего числа субъектов, включая профильный специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (подразделение государственного органа, органа государственной власти); общественную палату субъекта Российской Федерации; совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации; ресурсные центры (областного или муниципального значения); органы местного самоуправления; общественные советы по развитию ТОС, создаваемые при высших должност-
ных лицах субъектов Российской Федерации; общественные советы, создаваемые при органах местного самоуправления;
— включение в работу органов власти (в качестве обязанности) взаимодействия с ТОС с поэтапным увеличением числа форм такого взаимодействия;
— продолжение практики оказания финансовой, материальной, информационной, организационной, методической, консультационной и иных форм помощи ТОС органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, а также иными субъектами.
Совершенствование института ТОС обеспечит достижение желаемого результата, поскольку «мировой опыт свидетельствует о том, что демократические институты становятся действительно эффективно функционирующими лишь в результате длительного процесса их развития и привязки к условиям и традициям конкретного государства»34.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Батчаев Ш. Х. Территориальное общественное самоуправление как механизм развития территории в современных условиях // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей III Международной научно-практической конференции : в 2 ч. — Пенза, 2020. — С. 209-211.
2. Братцева Е. А. Территориальное общественное самоуправление — самостоятельный и автономный общественный институт // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 5. — С. 40-44.
3. Васильев С. А. Взаимоотношение органов власти с территориальными общественными самоуправлениями в городе Севастополе по вопросам установления их границ // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 5. — С. 44-50.
4. Глинкин Е. Г. Актуальность территориального общественного самоуправления в современной России и его основные проблемы // Академическая публицистика. — 2020. — № 10. — С. 210-215.
5. Гончаров В. В. Вопросы соотношения общественного контроля власти и народовластия (конституционно-правовой анализ) // Юрист. — 2019. — № 9. — С. 45-52.
6. Давыдов А. А. Муниципально-правовая природа, понятие и особенности территориального общественного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 8. — С. 23-27.
7. Кещян Н. А. Технологии для развития деятельности территориального общественного самоуправления // Sochi journal of economy. — 2020. — № 2 (14). — С. 182-188.
8. Козодубов А. А. Реализация форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 6. — С. 27-31.
34 Ларькина А. П. Потенциал муниципальной демократии в обеспечении социального благополучия граждан // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 6. С. 57-60.
9. Кокотова М. А. Правовое регулирование состава, структуры и порядка работы ТОС (РФ), советов кварталов и советов граждан (Франция): сравнительный анализ // Российское право: образование, практика, наука. — 2022. — № 1. — С. 81-87.
10. Ларькина А. П. Потенциал муниципальной демократии в обеспечении социального благополучия граждан // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 6. — С. 57-60.
11. Ломова Н. Г., Милоданова О. И. О некоторых проблемах развития территориального общественного самоуправления в Алтайском крае // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. — 2020. — № 18 (18). — С. 4-7.
12. Михеева Т. Н. Территориальное общественное самоуправление как субъект общественного контроля на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 6. — С. 61-65.
13. Новокрещёнов А. В. Развитие городской территории и территориальное общественное самоуправление // Власть и управление на востоке России. — 2020. — № 3 (92). — С. 153-160.
14. Окутина Н. Н., Амосова О. С. К вопросу о развитии территориального общественного самоуправления // Симбирский научный вестник. — 2022. — Т. 45. — № 1. — С. 91-95.
15. Привалов Н. Г., Привалова С. Г. Территориальное общественное самоуправление в жилищно-коммунальном хозяйстве: история, принципы, опыт работы // Вестник гражданских инженеров. — 2020. — № 2 (79). — С. 239-251.
16. Сборник информационно-методических материалов «Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления: старосты сельских населенных пунктов, территориальное общественное самоуправление, общественный контроль в муниципальных образованиях» / авт.-сост. М. А. Чекрыга. — Новосибирск : Арсенал, 2020. — 108 с.
17. Крюкова Т. А., Сологуб К. В. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма развития общественной активности жителей города Иркутска // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города : сборник научных трудов. — Иркутск, 2021. — С. 252-295.
18. Территориальное общественное самоуправление в Новосибирской области: правовые основы организации и деятельности, опыт работы / авт.-разраб. С. Н. Мартынов, Л. И. Обердерфер, М. А. Чекрыга. — Новосибирск, 2018. — 112 с.
19. Тимофеев Н. С. Соборность и общинность в развитии местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 8. — С. 59-65.
20. Шайхуллин М. С. Коллизионные вопросы правового регулирования территориального общественного самоуправления // Матрица научного познания. — 2021. — № 3-1. — С. 184-186.
21. Шаронов С. А., Коровин Н. А. Гражданско-правовые аспекты правоотношений, складывающихся по поводу деятельности территориального общественного самоуправления // Вопросы российского и международного права. — 2020. — № 5-1 (10). — С. 104-113.
22. Шугрина Е. С., Иванова К. А. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад. — М. : Проспект, 2018. — 160 с.
23. Bensus V. Improving local governance with citizen engagement? // URL: https://www.tandfonline.com/doi/ full/10.1080/13604813.2021.1885913?scroll=top&needAccess=true&, URL: https://doi.org/10.1080/1360 4813.2021.1885913 (дата обращения: 20.02.2023).
24. Cervia S., Citizen Engagement and the Challenge of Democratizing Health: An Italian Case Study Critical Review of Social Sciences, 117, 2018 // URL: http://journals.openedition.org/rccs/8309 (дата обращения: 20.02.2023).
25. Zanbar L. Sense of Belonging and Commitment as Mediators of the Effect of Community Features on Active Involvement in the Community // URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1111/ cico.12420?journalCode=ctya (дата обращения: 20.02.2023).
Материал поступил в редакцию 28 февраля 2023 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Batchaev Sh. Kh. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie kak mekhanizm razvitiya territorii v sovremennykh usloviyakh // Aktualnye voprosy sovremennoy nauki i obrazovaniya: sbornik statey III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 ch. — Penza, 2020. — S. 209-211.
2. Brattseva E. A. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie — samostoyatelnyy i avtonomnyy obshchestvennyy institut // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2019. — № 5. — S. 40-44.
3. Vasilev S. A. Vzaimootnoshenie organov vlasti s territorialnymi obshchestvennymi samoupravleniyami v gorode Sevastopole po voprosam ustanovleniya ikh granits // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2019. — № 5. — S. 44-50.
4. Glinkin E. G. Aktualnost territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v sovremennoy Rossii i ego osnovnye problemy // Akademicheskaya publitsistika. — 2020. — № 10. — S. 210-215.
5. Goncharov V. V. Voprosy sootnosheniya obshchestvennogo kontrolya vlasti i narodovlastiya (konstitutsionno-pravovoy analiz) // Yurist. — 2019. — № 9. — S. 45-52.
6. Davydov A. A. Munitsipalno-pravovaya priroda, ponyatie i osobennosti territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2021. — № 8. — S. 23-27.
7. Keshchyan N. A. Tekhnologii dlya razvitiya deyatelnosti territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya // Sochi journal of economy. — 2020. — № 2 (14). — S. 182-188.
8. Kozodubov A. A. Realizatsiya form neposredstvennoy demokratii pri osushchestvlenii mestnogo samoupravleniya // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2019. — № 6. — S. 27-31.
9. Kokotova M. A. Pravovoe regulirovanie sostava, struktury i poryadka raboty TOS (RF), sovetov kvartalov i sovetov grazhdan (Frantsiya): sravnitelnyy analiz // Rossiyskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. — 2022. — № 1. — S. 81-87.
10. Larkina A. P. Potentsial munitsipalnoy demokratii v obespechenii sotsialnogo blagopoluchiya grazhdan // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2019. — № 6. — S. 57-60.
11. Lomova N. G., Milodanova O. I. O nekotorykh problemakh razvitiya territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v Altayskom krae // Altayskiy vestnik gosudarstvennoy i munitsipalnoy sluzhby. — 2020. — № 18 (18). — S. 4-7.
12. Mikheeva T. N. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie kak subekt obshchestvennogo kontrolya na munitsipalnom urovne // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2019. — № 6. — S. 61-65.
13. Novokreshchenov A. V. Razvitie gorodskoy territorii i territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie // Vlast i upravlenie na vostoke Rossii. — 2020. — № 3 (92). — S. 153-160.
14. Okutina N. N., Amosova O. S. K voprosu o razvitii territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya // Simbirskiy nauchnyy vestnik. — 2022. — T. 45. — № 1. — S. 91-95.
15. Privalov N. G., Privalova S. G. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie v zhilishchno-kommunalnom khozyaystve: istoriya, printsipy, opyt raboty // Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. — 2020. — № 2 (79). — S. 239-251.
16. Sbornik informatsionno-metodicheskikh materialov «Formy uchastiya grazhdan v osushchestvlenii mestnogo samoupravleniya: starosty selskikh naselennykh punktov, territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie, obshchestvennyy kontrol v munitsipalnykh obrazovaniyakh» / avt.-sost. M. A. Chekryga. — Novosibirsk: Arsenal, 2020. — 108 s.
17. Kryukova T. A., Sologub K. V. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie (TOS) kak forma razvitiya obshchestvennoy aktivnosti zhiteley goroda Irkutska // Tsivilizatsionnye sdvigi v razvitii sovremennogo goroda: sbornik nauchnykh trudov. — Irkutsk, 2021. — S. 252-295.
18. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie v Novosibirskoy oblasti: pravovye osnovy organizatsii i deyatelnosti, opyt raboty / avt.-razrab. S. N. Martynov, L. I. Oberderfer, M. A. Chekryga. — Novosibirsk, 2018. — 112 s.
19. Timofeev N. S. Sobornost i obshchinnost v razvitii mestnogo samoupravleniya // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2019. — № 8. — S. 59-65.
20. Shaykhullin M. S. Kollizionnye voprosy pravovogo regulirovaniya territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya // Matritsa nauchnogo poznaniya. — 2021. — № 3-1. — S. 184-186.
21. Sharonov S. A., Korovin N. A. Grazhdansko-pravovye aspekty pravootnosheniy, skladyvayushchikhsya po povodu deyatelnosti territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya // Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. — 2020. — № 5-1 (10). — S. 104-113.
22. Shugrina E. S., Ivanova K. A. O sostoyanii territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii (k 30-letiyu pervykh rossiyskikh TOS). Spetsdoklad. — M.: Prospekt, 2018. — 160 s.
23. Bensus V. Improving local governance with citizen engagement? // URL: https://www.tandfonline.com/doi/ full/10.1080/13604813.2021.1885913?scroll=top&needAccess=true&, URL: https://doi.org/10.1080/1360 4813.2021.1885913 (data obrashcheniya: 20.02.2023).
24. Cervia S., Citizen Engagement and the Challenge of Democratizing Health: An Italian Case Study Critical Review of Social Sciences, 117, 2018 // URL: http://journals.openedition.org/rccs/8309 (data obrashcheniya: 20.02.2023).
25. Zanbar L. Sense of Belonging and Commitment as Mediators of the Effect of Community Features on Active Involvement in the Community // URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1111/ cico.12420?journalCode=ctya (data obrashcheniya: 20.02.2023).