УДК 352/353 М.А. МУХИН, ассистент кафедры государственного
и муниципального управления
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева 15 Электронный адрес: cseed@mail.ru
А.А. УРАСОВА, к.экон.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева 15 Электронный адрес: annaalexandrowna@mail.ru
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются проблемы реализации территориального общественного самоуправления в Российской Федерации на муниципальном и региональном уровнях в современных условиях. Базой исследования стало рассмотрение основных форм взаимодействия ТОС и акторов муниципального развития разных регионов, выбор которых зависит как от специфики самого субъекта, так и от сложности используемых механизмов реализации данного взаимодействия. Методологическая основа работы - компаративный анализ процессов организации и развития института ТОС на региональном и муниципальном уровнях, который позволил авторам сформулировать вывод относительно системных проблем в организации ТОС, преимуществ во взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти. Речь идет об отсутствии единого ответственного за деятельность ТОС федерального органа государственной власти, отсутствии достоверных статистических данных о ТОС в субъектах Российской Федерации, что делает невозможным определить уровень развития этой формы непосредственной демократии и, как следствие, выстроить государственную политику в данной сфере. Кроме того, существенным затруднением в реализации ТОС является отсутствие унифицированного подхода к процессам организации и развитию ТОС, что приводит к разнообразию форм ТОС в муниципалитетах России.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление; демократия; местное самоуправление; гражданское общество
DOI: 10.17072/2218-9173-2016-2-117-127
Снижение уровня социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации, общая социально-политическая и экономическая нестабильность в государстве вынуждают искать новые пути развития муниципальных образований как основной составляющей региона, что актуализирует проблематику взаимодействия всех участников муниципальных отношений, включенных в процесс организации и развития территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), поскольку решение вопросов местного значения при помощи активного населения является необходимым для развития государства и общества механизмом.
С нашей точки зрения, ТОС - единственная системная форма непосредственной демократии, применяемая для решения проблем микротерритории,
© Мухин М.А., Урасова А.А., 2016
117
возникающая по воле населения территории и осуществляемая этим населением. В связи с наличием у ТОС устава, территории, собственной структуры управления (выборный орган и контрольно-ревизионный орган, председатель), бюджета и ресурсной базы можно говорить о ТОС как о полноценном хозяйствующем субъекте муниципального образования.
Вопросы деятельности ТОС на протяжении многих лет привлекали к себе внимание ученых, таких как А.Е. Гузий [4], Л.А. Капустян [8], В.П. Ляхов [11]. Они посвятили свои труды исследованиям непосредственного осуществления ТОС как формы участия населения в местном самоуправлении. Исследованию роли ТОС в муниципальных образованиях уделили внимание Я.Н. Мураева [15], Л.Г. Рагозина [18], Н.М. Филиппова [26] и Е.С. Шомина [28; 29]. Проблематику определения прав и полномочий ТОС на муниципальном уровне рассматривали Е.В. Раздъяконова [19]и Н.А. Соловьева [22]. Недостатки развития ТОС как высшей формы проявления гражданского самосознания и его деятельности в качестве некоммерческой организации описывали Л.Д. Морозова [14] и Ю.С. Королев [10]. Изучением электоральных и неэлекторальных направлений деятельности ТОС занимались М.В. Балашова [2] и Л.А. Бурылова [3]. Участие ТОС в социально-экономических процессах - предмет исследования В.П. Максимова [12], В.А. Корниловича [9] и В.В. Сер-ватинского [21]. Тем не менее на сегодняшний день практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные изучению возможностей и направлений участия ТОС в развитии территорий.
В этой связи авторы рассматривают вопрос практической реализации ТОС как механизма развития территории, выявляют особенности современных практик работы ТОС в муниципальных образованиях разных субъектов Российской Федерации. Для этого были изучены опыт и статистические материалы о деятельности ТОС, исследованы формы взаимодействия ТОС с акторами муниципального развития.
Имеющаяся информация о количестве ТОС, зарегистрированных на территории Российской Федерации, является крайне разрозненной, что не позволяет с точностью говорить о степени распространения этой формы непосредственной демократии в стране. В некоторых регионах ТОС охватили практически все муниципальные образования (например, Республика Марий Эл, Краснодарский край, Белгородская и Волгоградская области), есть города, в которых работает по несколько сотен ТОС (в частности, Воронеж, Курск, Нижний Новгород, Орел, Тамбов, Челябинск). Однако в ряде регионов ТОС созданы единично или вообще отсутствуют (например, Республики Калмыкия, Карелия, Чеченская Республика, Мурманская и Псковская области, Камчатский край) [24].
В целом, по данным Министерства юстиции РФ по состоянию на начало 2015 года в стране действовали около 21 тыс. ТОС, охватывающих 4 тыс. муниципалитетов [23]. В свою очередь, в органах местного самоуправления зарегистрировано 24,7 тыс. уставов ТОС [6]. По результатам Первого съезда ТОС Российской Федерации, проходившего в феврале 2016 г., было определено, что всего их зарегистрировано около 28 тыс. [7]. Таким образом, можно говорить о разногласии в данных относительно количества ТОС в России.
Подобная ситуация неразрывно связана с отсутствием единого ответственного органа государственной власти, занимающегося вопросами развития ТОС, с неопределенностью законодательства и, как следствие, отсутствием унифицированного подхода к организации ТОС.
Масштабы развития ТОС, на наш взгляд, неотъемлемо связаны с наличием разных практических подходов и систем работы с этой формой непосредственной демократии как со стороны органов местного самоуправления, так и самого населения.
В частности, представительными органами местного самоуправления определены разные перечни полномочий для ТОС. Положение о ТОС в отдельном муниципальном образовании задает рамки деятельности, определяет особенности функционирования ТОС, но важнейшим фактором в работе ТОС остается отношение к нему со стороны органов местного самоуправления, органов государственной власти, бизнеса, некоммерческих организаций и объединений, населения.
В ряде территорий наблюдается повышенное внимание к работе ТОС, что проявляется в создании специализированных отделов в органах государственной власти или местного самоуправления, принятию и реализации разнообразных муниципальных и государственных (региональных) программ по развитию гражданского общества, местного самоуправления, общественного участия в местном самоуправлении. Первой подобной практикой можно считать отдел по работе с ТОС мэрии города Москвы, созданный в 1991 г. После этого подобные организации появились в Вологде и Новгороде [28]. Сегодня такие структуры эффективно работают в Рязани, Ростове-на-Дону, Омске, Магадане, Перми, Новосибирске, Биробиджане, Самаре, Волгограде [29]. В этих городах разработаны механизмы и выстроена система поддержки ТОС (помещения, мебель, оргтехника, инвентарь для проведения мероприятий, доступ к распределению грантов и субсидий и пр.). В разных городах ТОС поддерживается со стороны органов местного самоуправления и через муниципальные программы, конкурсы социальных и культурных проектов, льготы и иные преференции.
В рамках «Социального форума», проходившего в 2004 г. в Перми, город был отмечен как безусловный лидер в развитии и формах поддержки ТОС [29]. В частности, за период с 2011 по 2013 год объем субсидий для ТОС составил более 63 млн руб. [13], аналогичная сумма была выделена и на 2015-2017 гг. В 2016 году на деятельность ТОС г. Перми в области социальной поддержки и защиты граждан выделена субсидия в размере 25,2 млн руб. [20] До сих пор ТОС г. Перми получают субсидии из местного бюджета, поддержку в рамках городских целевых программ, помощь в решении проблем, связанных с поиском и арендой помещений для своей деятельности.
Помимо субсидий поддержка ТОС ведется в рамках региональных или муниципальных целевых программ по развитию взаимодействия органов городского самоуправления и некоммерческих организаций. Основным направлением программы «Общественное участие» является поддержка социально значимых проектов из средств городского бюджета, получаемых в результате участия и победы в городских и районных конкурсах. Так, на реализа-
цию 201 проекта по установке детских и спортивных площадок, реконструкции скверов и парков, расчистке родников и колодцев ТОС Воронежа, по итогам конкурса 2016 г., из бюджета области было выделено около 30 млн руб. [5]
В свою очередь, объем ежегодной финансовой поддержки ТОС в Бурятии составляет более 40 млн руб., в Сургуте - около 19 млн руб. [7] В Архангельске финансовая поддержка осуществляется за счет соглашения правительства области с компанией «ЛУКОЙЛ» о финансировании ряда мероприятий в сфере социально-экономического развития области [9] [17], в соответствии с которым компания перечислила на развитие системы ТОС 10 млн руб.
Отдельным видом финансирования ТОС можно считать наличие договоров о взаимодействии ТОС и местной администрации. Сегодня около 800 ТОС России имеют договорные отношения с муниципалитетами, позволяющие использовать средства местных бюджетов для обустройства территории и иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей. Подобные форматы взаимодействия распространены в Архангельской, Самарской, Волгоградской областях и Пермском крае [24].
Существующие формы взаимодействия, на наш взгляд, можно разделить на три основных типа: организационный, процессный, структурный. К организационному типу взаимодействия мы относим участие ТОС в деятельности ассоциаций и союзов. Процессный, на наш взгляд, предполагает взаимодействие нескольких ТОС в процессе реализации мероприятий. К проявлению структурного типа считаем возможным отнести преобразование ТОС путем объединения двух ТОС в один или разделения одного ТОС на два или более.
Важнейшим и самым распространенным на сегодняшний день является организационный тип взаимодействия. Примером организационного типа можно считать объединение ТОС в ассоциации и союзы с целью разрешения возникающих проблем, касающихся как непосредственного функционирования ТОС, так и нормативно-правового регулирования этого института. Подобные объединения образуются как единая формализованная площадка, зарегистрированная в качестве юридического лица. Чаще всего в работе таких объединений принимают участие председатели и активисты ТОС, эксперты, депутаты и муниципальные служащие.
Ассоциации ТОС созданы и успешно работают в Челябинске, Ростове-на-Дону, Хакасии, Ивановской, Воронежской и других областях [29]. Наиболее интересными, на наш взгляд, представляются объединения в г. Перми и Республике Коми.
В Республике Коми работает Ассоциация органов территориального общественного самоуправления Республики Коми (АТОС РК). Это общественная организация, созданная с целью развития органов ТОС на территории республики за счет использования новых информационных и управленческих технологий при реализации гражданских инициатив в местном сообществе [27]. Помимо объединяющей роли Ассоциация ведет хозяйственную, приносящую доход деятельность, а «вся прибыль организации направляется на развитие системы ТОС Республики Коми» [1]. Ассоциацией оказываются бухгалтерские и юридические услуги коммерческим и некоммерческим организациям,
услуги по проведению мероприятий и акций, осуществляются ведение документации и консультации некоммерческих организаций и др.
В г. Перми работают сразу две объединяющие ТОС организации - Лига председателей ТОС города Перми и Ассоциация территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС» (стала основой для создания ООО «Лига ТОС»).
Первая организация объединяет всех председателей ТОС города для принятия решений об организации и проведении слушаний по общественно важным проблемам, проведении экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления г. Перми. Лига председателей имеет возможность направлять запросы должностным лицам местного самоуправления, приглашать их на свои заседания [16, п. 20 ч. 1 ст. 5].
Вторая организация вышла за пределы города и сейчас работает в масштабах России. В феврале 2016 года Ассоциация территориальных общественных самоуправлений «Лига ТОС» стала организатором Первого съезда ТОС Российской Федерации, других крупных и значимых для ТОС мероприятий межрегионального уровня.
Деятельность муниципальных и региональных ассоциаций вызвала интерес у руководства Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы, Общероссийского конгресса муниципальных образований, Всероссийского совета местного самоуправления, и в январе 2016 г. была создана Общероссийская ассоциация территориального общественного самоуправления [25]. С нашей точки зрения, создание данной ассоциации является началом нового этапа развития ТОС в нашей стране.
Делая вывод относительно вышесказанного, можно констатировать, что ТОС реально может использоваться в качестве механизма развития территории. Интерес к деятельности ТОС со стороны органов государственной власти и местного самоуправления возрастает, развиваются различные формы поддержки ТОС, происходит увеличение размеров субсидий на деятельность ТОС. Стоит отметить и наличие позитивных практик сетевого взаимодействия ТОС на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях. Несмотря на положительные тенденции, нами выявлены серьезные системные проблемы в организации ТОС. Главная проблема заключается в отсутствии единого ответственного за деятельность ТОС органа государственной власти. На сегодняшний день эти функции закреплены за Министерством юстиции Российской Федерации, но двойственность нормы об обязательности регистрации ТОС исключает из внимания ведомства большую часть организаций. Из этой проблемы вытекают еще две. Во-первых, отсутствуют достоверные статистические данные о ТОС в субъектах Российской Федерации, что не позволяет определить уровень развития этой формы непосредственной демократии, а без этого невозможно выстраивание государственной политики в области развития ТОС. Во-вторых, нет унифицированного подхода к ТОС, что приводит к разрозненности подходов к их сущности и функционалу.
Список литературы
1. Ассоциация органов территориального общественного самоуправления Республики Коми [Электронный ресурс]. URL: http://atosrk.ru/page/ services (дата обращения: 01.06.2016).
2. Балашова M.B. Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в местном самоуправлении [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-kak-forma-uchastiya-naseleniya-v-mestnom-samoupravlenii (дата обращения: 09.04.2016).
3. Бурылова Л.А., Аверьянова О.Э. Территориальное общественное самоуправление в Перми // Вестн. ПНИПУ Культура. История. Философия. Право. 2013. № 8 (47). С. 119-130.
4. Гузий А.Е. Территориальное общественное самоуправление и его полномочия (на примере городов Сибирского федерального округа) // Вестн. Омской юрид. акад. 2016. № 1 (30). С. 10-20.
5. Жилин Р. Роман Жогов принял участие в подведение итогов конкурса общественно-полезных проектов территориального самоуправления (ТОС) [Электронный ресурс]. URL: http://vrn.vestipk.ru/archives/109623 (дата обращения: 03.06.2016).
6. Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru/press/news/monitoring-razvitiya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 02.06.2016).
7. Информационный бюллетень съезда территориальных общественных самоуправлений Российской Федерации. 2016. Спец. вып. (март) [Электронный ресурс]. URL: http://files.nicwebsite.ru/rucenter29794/file/booklet.pdf (дата обращения: 31.05.2016).
8. Капустян Л.А., Лякишева В.Г. Территориальное общественное самоуправление как форма участия граждан в муниципальном управлении [Электронный ресурс] // Изв. Алтайс. гос. ун-та. № 2 (82). Т. 2. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-kak-forma-uchastiya-grazhdan-v-munitsipalnom-upravlenii (дата обращения: 13.05.2016).
9. Корнилович В.А. Территориальное общественное самоуправление: проблемы развития и функционирования [Электронный ресурс]. URL: http:// www.np-nic.ru/publikatsii/filosofiya/13 (дата обращения: 22.04.2016).
10. Королев Ю.С. Территориальное общественное самоуправление - элемент гражданского общества // Акт. проблемы науки конституц. права: совершенствование федератив. устройства России, органов гос. власти и мест. самоуправления: Конституц. чтения. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. Вып. 4. С. 159-165.
11. Ляхов В.П. Территориальное общественное самоуправление в регионах России в условиях реформирования системы местного самоуправления: достижения и риски имитации // Власть. 2015. № 2. С. 72-76.
12. Максимов В.П. Оценка эффективности территориального общественного самоуправления и его вклада в социально-экономическое развитие
муниципального образования // Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 7. Гос. и муницип. упр. 2004. № 1. С. 63-74.
13. Материалы заседания Консультативного совета при Законодательном собрании Пермского края «Территориальное самоуправление (ТОС) как институт самоорганизации граждан в решении вопросов местного значения на примере города Перми». 2014 // Из арх. Законодат. Собр. Перм. края.
14. Морозова Л.Д. Органы общественной самодеятельности среди других форм общественной активности граждан // Вестн. акад. МВД. 2008.
15. Мураева Я.Н., Лякишева В. Г. Территориальное общественное самоуправление как институт взаимодействия власти и населения // Труды молодых ученых Алтай. гос. ун-та. 2015. Т. 1, № 12. С. 121-130.
16. Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми [Электронный ресурс]: решение Перм. город. Думы от 29 янв. 2008 г. № 26. URL: http://www.gorodperm.ru/info/society/public_ organization/tos/ (дата обращения: 15.05.2016).
17. Потапова М. ТОСы - это реальная сила [Электронный ресурс]. URL: http://dvinaland.ru/gov/-wujrow7g (дата обращения: 02.06.2016).
18. Рагозина Л.Г. Может ли территориальное общественное самоуправление быть ресурсом развития местных инициатив? [Электронный ресурс]. URL: http://www.gkh.ru/article/64707-mojet-li-territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie-v-rossii-byt-resursom-razvitiya (дата обращения: 09.04.2016).
19. Раздъяконова Е.В. ТОС: проблемы правового статуса // Научные труды РАЮН: в 3 т. М.: Юрист, 2009. Вып. 9, т. 1. С. 547-552.
20. Реестр видов и размеров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций города Перми [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorodperm.ru/upload/pages/19748/Kopij a_Rejestr_2010-2016.xls (дата обращения: 02.06.2016).
21. Серватинский В.В. Методология реформирования муниципального управления на основании использования институтов гражданского общества // Упр. экон. системами. 2011. № 36 (12). С. 29-34.
22. Соловьева Н.А. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении: понятие и порядок реализации: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2008. 240 с.
23. Стенограмма заседания совета по местному самоуправлению при председателе Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 28 мая 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet4. km.duma.gov.ru/site.xp/050056053124050048050048.html (дата обращения: 02.06.2016).
24. Стенограмма учредительной конференции Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления. 29 янв. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site. xp/050056054124050049050056.html (дата обращения: 02.06.2016).
25. Учредительная конференция Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления прошла в Госдуме [Электронный ресурс]. URL: http://www.er-duma.ru/news/uchreditelnaya-konferentsiya-obshcherossiyskoy-assotsiatsii-territorialnogo-obshchestvennogo-samoupr (дата
обращения: 30.05.2016).
26. Филиппова Н.М. Развитие ТОС в системе местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://www.asmo-rb.ru/materials/vestnik (дата обращения: 30.05.2016).
27. Что такое ТОС? [Электронный ресурс] // Метод. пособие Ассоц. органов территор. обществ. самоуправления Республики Коми / под ред. А.В. Ребенка. URL: http://atosrk.ru/file/list (дата обращения: 30.05.2016).
28. Шомина Е.С. Текущее состояние территориального общественного самоуправления // Террит. Обществ. самоуправление. Текущее состояние и примеры успешных практик из регионов России / под ред. О.С. Фокина, О.Б. Иванова. М.: Фонд «Устойчивое развитие», 2014. С. 2-11.
29. Шомина Е.С. Трансформация взаимодействия ТОС и местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://publications.hse.ru/ articles/72157881 (дата обращения: 31.05.2016).
Статья получена 04.10.2016
References
1. The official site of the Association of territorial public self-government of the Republic of Komi (2016), "Services", available at: http://atosrk.ru/page/services (Accessed 1 June 2016).
2. Balashova, M.V. (2016), "Territorial public self-government as a form of public participation in local government", [Online], available at: http://cyberleninka. ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-kak-forma-uchastiya-naseleniya-v-mestnom-samoupravlenii (Accessed 4 September 2016).
3. Burylova, L.A. and Averyanov, O.E. (2013), "Territorial public self-management in Perm", Vestnik PNIPU. Kul'tura. Istoriya. Filosofiya. Pravo, no. 8 (47), pp. 119-130.
4. Guziy, A.E. (2016), "Territorial public self-government and its powers (for example, the cities of the Siberian Federal District)", Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii, no. 1(30), pp. 10-20.
5. Zhilin, R. (2016), "Roman Zhogov participated in summarizing the competition socially useful projects of local government", [Online], available at: http://vrn.vestipk.ru/archives/109623 (Accessed 3 June 2016).
6. The official site of Ministry of Justice of the Russian Federation (2016), "Information and analytical materials on the development of local government in the Russian Federation", available at: http://minjust.ru/press/news/monitoring-razvitiya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya (Accessed 2 June 2016).
7. The official site of Regional Network Information Center (2010), "Newsletter Congress of territorial public local government of the Russian Federation. Special Issue" (2016), available at: http://files.nicwebsite.ru/rucenter29794/file/booklet.pdf (Accessed 31 May 2016).
8. Kapustyan, L.A. and Lyakisheva, V.G. (2014), "Territorial public self-government as a form of citizen participation in municipal management", Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2 (82), vol. 2, [Online], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-kak-
forma-uchastiya-grazhdan-v-munitsipalnom-upravlenii (Accessed 13 May 2016).
9. Kornilovich, V.A. (2010), "Territorial public self-management: problems of development and functioning", [Online], available at: http://www.np-nic.ru/ publikatsii/filosofiya/13 (Accessed 22 April 2016).
10. Korolev, Ju.S., (2008), "Territorial public self-government as an element of civil society", Aktual'nye problemy nauki konstitucionnogo prava: sovershenstvovanie federativnogo ustrojstva Rossii, organov gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya: Konstitucionnye chteniya ,vol. 4, pp. 159-165.
11. Lyakhov, V.P. (2015) "Territorial public self-management in the Russian regions in terms of reforming the system of local government: achievements and simulate risks", Vlast', no. 2, pp. 72-76.
12. Maksimov, V.P. (2004), "Evaluation of territorial self-government and its contribution to social and economic development of municipal formation", Vestnik Chelyabinskogo universiteta. Seriya 7. Gosudarstvennoe i municipalnoe upravlenie, no.1, pp. 63-74.
13. Territorialnoe samoupravlenie (TOS) kak institut samoorganizaciigrazhdan v reshenii voprosov mestnogo znacheniya na primere goroda Permi [Territorial public self-management (TPSM) as an institution of self-organization of citizens in solving local issues on the example of the city of Perm] (2014), Legislative Assembly of Perm Krai, Russia.
14. Morozova, L.D. (2008), "Bodies of public initiative, among other forms of citizens' social activity, Vestnik akademii MVD.
15. Muraeva, Y.N. and Lyakisheva, V.G. (2015), "Territorial public self-government as an institution of cooperation between the authorities and the population", Trudy molodyx uchenyx Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 1, no. 12, pp. 121-130.
16. The official site of Perm city administration (2008), Ob utverzhdenii Polozheniya o territorial'nom obshhestvennom samoupravlenii v gorode Permi [On approval of the territorial self-government in the city of Perm]: decision of Perm city Duma no. 26 dated 29 January 2008, available at: http://www.gorodperm.ru/info/ society/public_organization/tos/ (Accessed 15 May 2016).
17. Potapova, M. (2015), "Territorial public self is the real power", [Online], available at: http://dvinaland.ru/gov/-wujrow7g (Accessed 2 June 2016).
18. Ragozina, L.G. (2012), "Could territorial self-government to be a resource of local initiatives?", [Online], available at: http://www.gkh.ru/article/64707-mojet-li-territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie-v-rossii-byt-resursom-razvitiya (Accessed 4 September 2016).
19. Razdjakonova, E.V. (2009), "Problems of the legal status of the territorial public self-government", Nauchnye trudy RAYuN in 3 parts, part 1,vol. 9, Yurist, Moscow, Russia, pp. 547-552.
20. The official site of Perm city administration (2010-2016), "Register of types and sizes of support for socially oriented non-profit organizations of Perm city", available at: http://www.gorodperm.ru/upload/pages/19748/Kopija_ Rejestr_2010-2016.xls (Accessed 2 June 2016).
21. Servatinskiy, V.V. (2011), "Methodology reform of municipal government based on the use of civil society", Upravlenie e'konomicheskimi sistemami , no.36 (12),
pp. 29-34.
22. Solovyova, N.A. (2008), "The right of citizens to participate in the territorial self-government: the concept and procedure for realization", Abstract of Ph.D. Thesis dissertation, law sciences, Tyumen state university, Tyumen, Russia.
23. The official site of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation (2015), "Transcript of meeting of the Board for Local Government under the Chairman of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation dated 28 May 2015", available at: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/ site.xp/050056053124050048050048.html (Accessed 2 June 2016).
24. The official site of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation (2016), "Transcript of the founding conference of the All-Russian Association of territorial public self-government", available at: http://www.komitet4. km.duma.gov.ru/site.xp/050056054124050049050056.html (Accessed 2 June 2016).
25. The official site of United Russia parliamentary party (2016), "The founding conference of the All-Russian Association of territorial self-government was held in the State Duma", available at: http://www.er-duma.ru/news/uchreditelnaya-konferentsiya-obshcherossiyskoy-assotsiatsii-territorialnogo-obshchestvennogo-samoupr (Accessed 30 May 2016).
26. Filippova, N.M. (2014), "Developing TPSM in local government system", [Online], available at: http://www.asmo-rb.ru/materials/vestnik (Accessed 30 May 2016).
27. Rebenok, A.V. (ed.) (2014), "What is territorial public self-management (TPSM)?", [Online], available at: http://atosrk.ru/file/list (Accessed 30 May 2016).
28. Shomina, E.S. (2014), "The current state of territorial public self", in Fokin, O.S. and Ivanov, O.B. (ed.), Territorialnoe Obshhestvennoe samoupravlenie. Tekushhee sostoyanie i primery uspeshnyx praktik iz regionov Rossii [Territorial self-government. Current status and examples of successful practices of Russian regions], Fond "Ustojchivoe razvitie", Moscow, Russia, pp. 2-11.
29. Shomina, E.S. (2010), "Transformation interaction TOC and local government", [Online], available at: http://publications.hse.ru/articles/72157881 (Accessed 31 May 2016).
Received 4 October 2016
TERRiToRiAL PuBLiC SELF-MANAGEMENT (TPSM) AS a MECHANISM TO DEVELOP THE TERRiTORY IN MODERN
CoNDiTioNS
Mikhail A. Mukhin
Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990, Russia E-mail: cseed@mail.ru
Anna A. Urasova
Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990, Russia E-mail: annaalexandrowna@mail.ru
The article deals with problems occurred in implementing territorial public self-government in the regions of Russia in modern conditions. The basis of the study was to consider the main forms of interaction between the TPSM and the local authorities, the choice of which depends both on the peculiarities of the subject's development and on the complexity of the mechanisms used to implement this interaction. Methodologically the work was grounded on the comparative analysis of the organization and development of the TPSM Institute at the regional level, which allowed the authors to formulate a conclusion with regard to systemic problems in the TPSM organization, the advantages in cooperation with state and municipal authorities. Here we state the absence of one person responsible for the activities of the TPSM body of state power, the lack of reliable statistical data on the TPSM in the Russian Federation, making it impossible to determine the level of development of this direct democracy form, and as a result to develop a state policy in this sphere. In addition, a significant difficulty in the implementation of TPSM is the lack of a unified approach to the processes of the organization and development of TPSM, which leads to a variety of forms of TPSM organization and development in the regions and municipalities.
Key words: territorial self-government; democracy; local government; civil society