Научная статья на тему 'О мотивации и типах полисемии существительных с суффиксом -ник'

О мотивации и типах полисемии существительных с суффиксом -ник Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
733
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касимова Г. К.

Статья посвящена выявлению источников полисемии в процессе словообразования отсубстантивных существительных с суффиксом ник, исследованию компонентной структуры мотиватов. В процессе исследования установлено, что в формировании семантического потенциала слова участвует мотивирующая часть, многозначный формант. Способствует полисемии актуализация различных смысловых компонентов мотиватора. В статье выявлены такие типы полисемии, как: аффиксальная, отраженная, наращенная, развитая, а также комбинированный тип, который сочетает в себе аффиксальную и наращенную, отраженную и аффиксальную и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мотивации и типах полисемии существительных с суффиксом -ник»

повтор, особенно такую его разновидность, как анафору (единоначатие), благодаря которой слушатель настраивается на определенную модель, схему фразы, что облегчает восприятие и понимание афоризма: Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишену обоняния; Истинную цену жизни знает лишь тот, кому приходилось умирать и удалось не умереть. Истинную цену счастья знает лишь тот, кто мечтал о счастье и испытал.

Среди риторических фигур, используемых Ключевским в афоризмах, следует отметить синтаксический параллелизм - построение предложений по единой, неоднократно повторяющейся модели, что способствует четкости синтаксической организации высказываний: В школе надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в жизни надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их; Красота хороша только когда она сама себя не замечает, талант приятен, когда себя не сознает.

Для формирования эмоционально-оценочного отношения к предмету высказывания ключевский использует в афоризмах риторические вопросы, которые, на первый взгляд, передают только раздумья автора. Однако в каждом риторическом вопросе виден намек автора на результат этих раздумий. ключевский косвенно отвечает на им же самим поставленный вопрос: Люди напряженно преследуют свои интересы, но книг не читают. Почему? Книги ли так неинтересны или интересы так некнижны?

Иногда Ключевский все же дает ответ на поставленный вопрос, то есть использует в афоризмах гипофору - вопросно-ответный ход, способный вовлечь адресата в диалог, сделать его участником поиска истины: Какая самая умная женщина? Та, которую хочется благодарить за отказ; В жизни мало физики. Говорят: светлый голос. Почему же не сказать: звонкий взгляд? Иной так умеет взглянуть, что зазвенит в ушах.

Особенностью ряда афоризмов Ключевского является введение в текст чужой, а иногда вымышлен-

ной, речи. При этом автор выступает как драматург, создающий предполагаемые реплики потенциальных слушателей, с которыми он чаще всего не соглашается, а вступает в спор: Романистов часто называют психологами. Но у них разные дела. Романист, изображая чужие души, рисует свою; психолог, наблюдая свою душу, думает, что он изучает чужие; Говорят, что мужчины родятся красивыми. Это предрассудок: красивыми мужчины делаются, и делают их такими женщины. Однако автор не всегда высказывает свою точку зрения, используя фигуру умолчания: Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умным...

Афоризмы В. О. Ключевского не только отражают особенность авторского стиля, его индивидуальную манеру осмысления действительности, но и являются словесной формой выражения концептуальной картины мира русского народа. Богат воспитательный потенциал афоризмов В. О. Ключевского. Поэтому важно обращение к афористике известного историка не только специалистов-филологов, но и подрастающего поколения. Это позволит молодым людям прикоснуться к культурному наследию своей страны и воспитать в себе лучшие качества.

Есть среди афоризмов В. О. Ключевского и высказывание, посвящённое Ф. И. Буслаеву: Всю жизнь занимаясь сказками как былью, он наконец, рассказывая свою жизнь, превратил быль в сказку. Смысл афоризма нам ещё предстоит разгадать...

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 6-04 28401 а/В).

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972.

2. Ключевский В. О. Ф. И. Буслаев как преподаватель и исследователь / В. О. Ключевский // Собр. соч:. в 9 т. М., 1989. Т. 7. С. 347-348.

3. Ключевский В. О. Афоризмы и мысли об истории / сост. Р. А. Киреева. Пенза, 1992.

о МОТИВАЦИИ И ТИПАХ ПОЛИСЕМИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСОМ -НИК

Г. К. КАСИМОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Кафедра русского языка и методики его преподавания

Статья посвящена выявлению источников полисемии в процессе словообразования отсубстантивных существительных с суффиксом -ник, исследованию компонентной структуры мотиватов. В процессе исследования установлено, что в формировании семантического потенциала слова участвует мотивирующая часть, многозначный формант. Способствует полисемии актуализация различных смысловых компонентов мотиватора. В статье выявлены такие типы полисемии, как: аффиксальная, отраженная, наращенная, развитая, а также комбинированный тип, который сочетает в себе аффиксальную и наращенную, отраженную и аффиксальную и др.

В специальной литературе существует огромное ресяна, О. И. Блиновой, Е. Л. Гинзбурга, О. П. Ермако-

количество работ, посвященных вопросам полисемии. вой, А. А. Зализняк, Е. С. Кубряковой, Г. И. Кустовой,

Исследователи рассматривают различные аспекты Е. В. Падучевой, И. С. Улуханова, И. А. Ширшова,

проблемы многозначности слова (см. работы Ю. Д. Ап- Д. Н. Шмелева и мн.др.). В частности, ученые исследу-

ют природу многозначных слов различных частей речи, изучают взаимосвязь полисемии и мотивации, устанавливают соотношение семантики мотиватов и т. д.

Объектом нашего рассмотрения являются отсуб-стантивные имена существительные с суффиксом -ник. Целью анализа является выявление источников и типов полисемии в процессе словообразования. Для этого необходимо: исследование структуры мотивированных слов, мотиваторами которых выступают суб-стантивы; определение компонентной структуры мотиваторов, значимых на словообразовательном уровне; установление особенностей реализации семантики мотиваторов в рассматриваемой группе существительных. Исследование проводилось на материале Словаря русского языка в 4-х томах под редакцией А. П. Ев-геньевой (МАС) и данных Словообразовательного словаря русского языка А. Н. Тихонова.

Общепризнанно, что многозначное слово представляет собой единый семантический комплекс, систему значений. В основе мотивационных словообразовательных отношений, в которые включаются мотиваты, находятся пропозициональные структуры; они отражают связи предметов именования в типовых внеязыковых ситуациях.

Как отмечается в специальной литературе, «схема мотивационного поведения существительного определяется прежде всего тем, является ли оно предикатом (ингаляция, обвалка ‘отделение мяса от костей’, лазурь) или термом (ингалятор, гвоздь, врач) пропозициональных структур. Специализация на выражении актантной или предикатной функции привела к формированию противопоставленных типов многоаспектно и одноаспектно организованной лексической семантики существительного» [2].

установлено, что многоаспетная организация семантики характерна для имен натурфактов, биофактов, под которыми понимаются наименования естественных явлений, объектов природного мира.

Слово обладает определенным семантическим потенциалом. «Это те семантические возможности, отмечает Г. И. Кустова, которые предоставляет говорящим исходное значение и связанная с ним ситуация для осмысления, концептуализации других ситуаций,

и, с другой стороны, сам круг ситуаций разных типов и разной природы, на которые данное слово можно «распространить», которые им можно «охватить» [1].

Анализ мотиваторов с точки зрения семантики позволяет выделить следующие группы слов, на базе которых образуются существительные с суффиксом -ник.

Названия животных, птиц: голубятник, гусятник, крольчатник, курятник, лосятник, лошадник, медвежатник, муравейник, перепелятник, птичник, скотник, собачник, телятник.

Названия растений: брусничник, ельник, капустник, кукурузник, морковник, сенник, травник, черничник, ягодник.

Названия предметов, созданные трудом человека (артефакты): игольник, книжник, кукольник, лапотник,

ложечник, лучник, могильник, палисадник, памятник, песенник, посудник, проволочник, саночник, сапожник, сошник, тенетник, шапочник, этюдник.

Отвлеченные непроизводные и отсубстантивные имена существительные: кляузник, культурник, наемник, невольник, ненавистник, проповедник, разбойник, скоростник, союзник, язычник.

Отвлеченные отглагольные существительные (синтаксические дериваты): изменник, любовник, ночлежник, охотник, приемник, раскольник, рассадник, ударник.

Наименования лица: мальчишник, стражник, фокусник, ябедник.

Названия частей тела, органов: подбородник, сальник, сердечник, тельник.

локальные наименования: дворник, угольник.

Темпоральные наименования: именинник, ночник.

Названия продуктов питания: колбасник, молочник.

Анализ мотивационных отношений и выявление источников полисемии невозможен без обращения к семантике и структуре мотиватора (мотивирующего слова). Рассмотрим некоторые из названных групп существительных с суффиксом -ник.

1. В группе существительных, мотивированных названиями животных, птиц, часть мотиваторов имеет одно значение: гусь, кролик, лось, лошадь, муравей, перепел, теленок. Многозначные существительные гусятник, крольчатник, лосятник, лошадник, муравейник, перепелятник, телятник развивают свои значения (ЛСВ) с полным включением в свою семантику значения мотиваторов.

Существительные голубятник, курятник, медвежатник, птичник, скотник, собачник при развитии ЛСВ отталкиваются от одного значения многозначного мотиватора. Примечательно, что некоторые мотивирующие слова названных существительных во втором значении характеризуют человека, чаще с отрицательной стороны (‘медведь 2. Разг. О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке. || О невоспитанном человеке’, ‘скот 2. Прост. презр. О грубом, низком, подлом человеке. || употребляется как бранное слово’ собака ‘2. Прост. употребляется как бранное слово’). у однозначных существительных гусь и теленок в семантике также содержится значение, характеризующее человека, но оно представлено не отдельным значением, а оттенком основного (см.: гусь ‘||О ненадежном или плутоватом человеке (часто в сочетаниях: ну и гусь, что за гусь, хорош гусь и т. п.; теленок || Разг. О безвольном, безответном или слишком простодушном, глуповатом человеке’). Характеристика, точнее, отношение к кому-либо может быть и положительным, см., например, существительное голубь ‘2. (обычно в обращении). Разг. Ласковое название мужчины’. Перед нами семантическая деривация в структуре непроизводных слов, она служит фундаментом для развития новых значений на основе сравнения типичных черт животного и человека. Названные переносные метафорические значения и оттенки значений, характеризующие человека, не служат

производящей базой для существительных с суффиксом -ник.

Итак, семантика многозначных имен существительных с суффиксом -ник базируются на одном значении мотиватора. В формировании значения мотивированного слова, как известно, участвуют как минимум два компонента: мотививирующая часть и формант. Имена существительные при присоединении суффикса -ник называют предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся отношением к предмету, явлению, названному мотивирующим словом. Производные именуют также лицо, животное, растение, вместилище (сосуд, помещение, книгу, сочинение, пространство, территорию). В структуре мотивированного слова имеют место и дополнительные семантические компоненты, которые делают мотивированное слово идиоматичным [3].

Анализ мотивированного слова, включающего в свою семантику значение мотиватора, предполагает обращение к пропозициональной структуре, ситуации, к фрагменту действительности, в которых оказывается представленным денотат мотивирующего существительного. Так, например, названия домашних животных обязательно предполагают наличие помещения для их содержания, отсюда появление соответствующих наименований: гусятник (первое значение), курятник (1), птичник (1), скотник (2), собачник (3), телятник (1). К этому же словообразовательному типу относятся существительные крольчатник (1), лосятник (1), медвежатник [3. Помещение для медведей в зоологическом парке], голубятник (3). Мотиватором значения помещения, вместилища выступает пространственный компонент внеязыковой среды обитания животных.

За домашними животными необходим определенный уход, который должен осуществлять некий субъект. Актуализация этого смыслового компонента требует соответствующего существительного; названное значение содержится в словах птичник (2), скотник (1), телятник (2).

Дикие животные, птицы могут быть предметом охоты, и тогда актуализируется смысл ‘животное -объект охоты человека’. В актантную структуру, представляющую процесс охоты, включается несколько участников: это сам охотник - субъект ситуации, объектом является животное, птица; также этот процесс включает орудие, при помощи которого осуществляется процесс охоты. В качестве орудия зачастую выступают различные птицы. Так, словообразовательное значение «тот (лицо), кто охотится на животных, птиц, названных мотивирующей основой», представлено в существительных лосятник (2), медвежатник (1), перепелятник (2), мотиватором этого значения выступает объектный компонент пропозиции.

Словообразовательное значение «тот, кто охотится на птиц, точнее, птица, охотящаяся на птиц, названных мотивирующей основой», содержится в существительных голубятник (2), гусятник (2), курятник (2. Обл.), перепелятник (1). Это значение опирается на орудийный компонент процесса охоты.

Наряду с рассмотренными значениями у существительного медвежатник имеется значение ‘2. Устар. Вожак прирученного, дрессированного медведя’. Всем известно, что медведи относятся к животным, поддающимся дрессировке; этот процесс предполагает наличие дрессировщика, субъекта действия. Данный смысловой компонент выступает мотиватором второго ЛСВ существительного медвежатник.

У существительного лошадник выделяются следующие два значения: ‘1. Любитель лошадей. 2. Торговец лошадьми’. Суффикс -ник в обоих случаях служит для передачи значения лица, которое характеризуется с разных позиций. В первом значении перед нами предстает человек, для которого лошадь является объектом увлеченности, изучения и разведения; во втором значении перед нами возникает ситуация, в которой лошадь выступает объектом купли-продажи, а субъектом этого действа, торговли, предстает лошадник. В существительном лошадник актуализируется объектный компонент пропозиции.

Существительное муравейник имеет два значения: ‘1. Надземная часть жилища муравьев в виде конусообразной кучи из земли, хвои и т. п.; жилище муравьев. || обычно с определением. О множестве хлопотливо снующих людей. 2. Небольшой черный медведь, питающийся ягодами и муравьями’. Первое и второе значения существительного опираются на мотивирующую часть [Муравей. Мелкое перепончато-крылое насекомое, живущее большими сообществами], суффикс -ник выражает характерные для него значения жилища и названия животного. В то же время второе значение существительного муравейник создается путем актуализации объектного компонента пропозиции, к которому присоединяется соответствующее значение суффикса -ник. Оттенок же первого значения является результатом семантической деривации и предстает как переносное, метафорическое значение, называющее определенную совокупность людей.

Исследование существительных с суффиксом -ник, мотивированных названиями животных, с точки зрения мотивационных отношений и полисемии показывает неоднократное участие одного и того же мотиватора в процессе мотивации. Анализ пропозициональных структур, актантом которых выступает денотат мотиватора, показывает актуализацию различных смысловых аспектов, в результате которой появляются новые ЛСВ в структуре анализируемых существительных. Эти дополнительные смыслы в структуре существительных с суффиксом -ник позволяют говорить о наращении значений, обуславливающих идиоматичность их семантики. В специальной литературе такой тип полисемии называется наращенным [4]. Полисемии рассматриваемых существительных, безусловно, способствует и многозначность суффикса -ник, и тогда имеет место аффиксальная полисемия.

2. Другую группу составляют существительные, мотивированные названиями растений. Часть мотиваторов, будучи однозначными, полностью включаются в семантику существительных с суффиксом -ник.

К ним относятся ельник, ольшаник, травник, ягодник. Существительные брусничник, черничник имеют одинаковую структуру, их ЛСВ базируются на первом значении мотиватора, которое характеризует видовые особенности растений. В первом значении существительных брусничник, черничник содержится собирательность: большое количество растений, названных мотивирующим словом, произрастает компактно, в одном месте. Во втором значении заключена локальная характеристика произрастания этих растений. Аналогичные значения представлены и у существительного ольшаник. Анализ показывает, что в различных ЛСВ этих существительных актуализируются разные смысловые компоненты мотиватора, которые способствуют наращению дополнительных смыслов.

Анализируя значения существительного травник, мы опять-таки обращаемся к семантике мотиватора. Травы, как известно, издавна являются объектом народной медицины, средством исцеления от многих заболеваний. Их собирают в определенное время, заготавливают, из них составляют различные сборы, готовят отвары, настои и т. п. В первом и втором ЛСВ существительного травник [‘1. Разг. Настойка на какой-л траве. 3. Старинная книга, содержащая описание лечебных растений’] реализуется смысловой аспект «Травы - объект народной медицины», мотиватором этих значений выступает объектный компонент пропозиции. Формированию третьего ЛСВ служит и суффикс -ник. Второе значение [‘2. Устар. Гербарий’] опирается на аспект «Травы и растения как объект изучения науки с целью идентификации», мотиватором и в данном случае предстает объектный компонент пропозициональной структуры.

Существительное капустник состоит из четырех ЛСВ: ‘1. Прост. и обл. Огород, поле, засаженные капустой. 2. Капустный червь. 3. Обл. Капустный пирог или какое-л. другое кушанье, приготовленное из капусты, с капустой. 4. Самодеятельное представление - шутливо-пародийные сценки на местные темы’. В создании этих значений участвует второе значение мотиватора ‘2. Завивающиеся в кочан листья этого растения, употребляемые в пищу’. В каждом из четырех значений выделяются различные смысловые аспекты мотивирующего слова: в первом ЛСВ объективируется локальный компонент смыслового аспекта мотиватора «Место произрастания овоща». Во втором значении наблюдается актуализация аспекта «Вредители сельскохозяйственных культур», мотиватором значения выступает объектный компонент актантной структуры. В третьем значении капустник предстает как артефакт, предмет, изготовленный для употребления в пищу, здесь актуализируется функционально-социальный аспект (в отличие от рассмотренных выше существительных, именующих природные объекты), и актуализируется объектный компонент пропозиции. В качестве развития этого значения выступает четвертый ЛСВ существительного капустник. В частности, в СЭС представлена следующая информация: «Капустник», шуточное юмористическое пародийное представление на злобу дня (преимущественно на театральные темы). В доре-

волюционные годы «К.» обычно устраивались во время «великого поста»; отсюда название по традиционному «великопостному блюду» - капусте». Таким образом, четвертое значение существительного, опираясь на третий ЛСВ, расширяет его до названия театрального действа с обязательным его атрибутом, капустником. Четвертый ЛСВ представляет собой семантическую деривацию, в результате которой наблюдается перенос по смежности, метонимический перенос.

Рассмотренные существительные, мотивированные названиями растений, показывают, что они имеют больший объем значений по сравнению с мотиваторами. В мотивации принимают участие мотивирующее слово во всем объеме его семантики и многозначный суффикс -ник. Типы полисемии, характерные для данной группы слов: аффиксальная, наращенная, комбинированная.

3. В третьей группе представлены существительные с суффиксом -ник, мотивированные наименованиями конкретных предметов, артефактов: игольник, книжник, кукольник, лапотник, ложечник, лучник, могильник, палисадник, памятник, песенник, посудник, проволочник, саночник, сапожник, сошник, этюдник. В основном, мотиваторы - это существительные многозначные, однозначными являются лук2, проволока и сани. Рассмотрим структуру значений некоторых названных выше существительных.

Существительное игольник имеет два значения: ‘1. Подушечка или коробочка для хранения швейных иголок. 2. собир. Опавшая хвоя’. Сопоставление этих ЛСВ со значениями мотиватора игла показывает, что они соотносятся соответственно с его первым и третьим значениями, ср.: ‘ 1. Т онкий металлический стержень с заостренным концом и ушком для вдевания нити (употребляется для шитья). 3. Лист хвойных деревьев’. В первом значении актуализирован функционально-социальный аспект, во втором - характеризующий, в мотивации принимает участие суффикс -ник. Перед нами отраженная полисемия, при которой многозначность мотиватора полностью или частично передается производному слову [4].

Отраженная полисемия характерна и для существительного книжник, у которого в МАС представлено два значения: ‘1. Любитель и знаток книг. || О том, кто оторван от окружающей его действительности и руководствуется книжными представлениями о жизни.

2. Работник книжного, книготоргового дела’. Книга представляет собой такой продукт деятельности человека, который предполагает создание, распространение, и использование, прочтение, с целью получения информации. Первый ЛСВ опирается на оттенок первого значения существительного книга: ‘||Сочинение, произведение более или менее значительного объема, напечатанное отдельным изданием или предназначенное для него. Интересная книга. Написать книгу’. У мотиватора актуализируется смысловой аспект «Отношение к книге со стороны читателя».

Появление оттенка первого значения у существительного книжник связано с объективацией следующего смысла мотиватора: «Содержимое книги, про-

изведения - это отображение действительности в понимании пишущего», следовательно, книжник - это тот, кто подменяет жизненные реалии содержанием книги. Второй ЛСВ существительного книжник мотивируется первым значением существительного книга [‘1. Произведение печати (в старину - также рукопись, в виде сброшюрованных, переплетенных вместе листов с каким либо текстом’], а также объективацией смысла «Книга - объект издания и торговли», при этом актуализируется объектный компонент пропозиции.

Отраженный тип полисемии характерен также и для существительных лапотник, ложечник, сапожник.

Существительное песенник имеет три значения: ‘1. Исполнитель песен. 2. Автор текста песен или композитор песенной музыки. 3. Сборник песен’. Все они базируются на первом значении мотиватора песня: ‘1. Словесно-музыкальное произведение для пения’. Разные значения существительного песенник являются результатом актуализации различных смысловых компонентов мотиватора. Песня - это такое музыкальное произведение, которое сначала нужно создать: написать стихи, музыку к ним, а затем исполнить. То есть, в процессе создания и исполнения песни задействовано несколько участников, актантов; песня в этом творческом процессе является объектом действия. Песни можно объединить и представить в виде сборника. Таким образом, первое и второе значения существительного песенник называют лицо, совершающее действие; в первом случае реализуется значение ‘исполнитель произведения’, во втором - ‘создатель, автор произведения’. Третий ЛСВ называет конкретный, неодушевленный предмет, результат печатной продукции. Во всех трех значениях актуализируется объектный компонент мотиватора. Полисемия у существительного песенник основывается на одном значении мотивирующего слова и развивается за счет актуализации дополнительных смысловых компонентов. В мотивации и формировании полисемии принимает участие и многозначный суффикс -ник.

Аффиксальный тип полисемии представлен у существительных посудник и проволочник. Существительное посудник имеет два значения: ‘1. Обл. Полка, шкафчик для посуды. 2. Рабочий, моющий посуду в буфете, в кухне’. Мотиватором этих значений выступает первый ЛСВ трехзначного существительного посуда: ‘собир. Хозяйственная утварь для приготовления и подачи в ней пищи, для хранения припасов и т. п.’ При присоединении к этой основе суффикса -ник создаются разные словообразовательные значения: первое значение можно сформулировать следующим образом: «предмет, являющийся вместилищем для того, что названо производящим словом»; второе значение сформулировать сложно, видимо, в связи с тем, что в формировании значения участвуют дополнительные смысловые компоненты. Мотивирующее слово посуда -имя существительное с предметным значением, посудник называет лицо, занятое в сфере обслуживания; фактически посудник называет имя, выполняющее действие, объектом которого является посуда. Моти-

ватор с общекатегориальным предметным значением не содержит в своей семантике семы действия, она отсутствует и у суффикса -ник. Следовательно, в образовании второго значения существительного посудник, помимо мотивирующей части и суффикса, участвуют дополнительные смысловые компоненты. Во втором ЛСВ актуализируется объектный компонент пропозиции. К аффиксальной полисемии присоединяется наращенная, в результате перед нами комбинированный тип полисемии.

Формирование двух ЛСВ существительного проволочник осуществляется на базе однозначного мотиватора проволока, которое имеет значение ‘Металлическое изделие в виде гибкой нити или тонкого прута’. В образовании первого значения существительного проволочник так же, как и у существительного посудник (второй ЛСВ), участвуют мотивирующая часть, суффикс -ник со значением лица и дополнительные смысловые компоненты, связанные с процессом изготовления проволоки. Второе значение существительного проволочник создается на основе актуализации смысла «Вредители сельскохозяйственных растений», оно называет личинку жука щелкуна, напоминающего по форме и структуре, проволоку. Это метафорическое значение, которое развивается на основе сравнения. Значимым в структуре является и суффикс -ник. Применительно к существительному проволочник мы можем говорить об аффиксальной, наращенной и развитой полисемии, или о комбинированном типе полисемии.

Таким образом, проведенный анализ существительных с суффиксом -ник, мотивированных существительными различных семантических групп, с точки зрения определения компонентной структуры моти-ватов и выявления источников полисемии позволяет сделать следующие выводы.

Исследуемые существительные, мотивированные названиями природных объектов, свой семантический потенциал формируют, в основном, на базе одного значения мотиватора с участием многозначного суффикса -ник при актуализации различных смысловых компонентов мотивирующего слова. Типы полисемии в этих группах существительных: аффиксальная, наращенная, которые в сочетании друг с другом образуют комбинированный тип.

Изучение существительных, мотивированных названиями конкретных предметов, артефактов, выявляет иную картину. Мотиваторы, в основном, многозначны. Различные значения мотивированных слов соотносятся как с одним значением мотиватора, так и с разными. Источником полисемии у этой группы слов выступает многозначный суффикс -ник, мотивирующая часть и актуализация различных смысловых аспектов мотиватора, которая приводит к появлению дополнительных смыслов в структуре мотивированных существительных. Типы полисемии: аффиксальная, наращенная, развитая, отраженная, комбинированный тип.

Дальнейшее исследование полисемии, выявление ее источников, изучение компонентной структуры мо-

тиватов, позволит выявить механизмы формирования многозначности и создать соответствующую типологию обширного лексического массива.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кустова Г. И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения. М.: Языки славянской культуры, 2004. 472 с.

2. Семантические вопросы словообразования. Производящее слово / Под ред. М. Н. Янценецкой. Томск: Издательство Томского университета, 1991.

3. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

4. Ширшов И. А. Типы полисемии в производном слове // Филологические науки. 1996. № 1. С.55-66.

АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «СМЕХ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Н. С. КУПРИЯНОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Кафедра русского языка и методики его преподавания

В моделировании конкретныхлингвоконцептов данные ассоциативного эксперимента используются для подтверждения и коррекции результатов лексикографического и текстуального анализа. Содержательная типология ассоциативных связей языковых концептов сложна и проводится по самым разнородным признакам. Статья посвящена анализу результатов ассоциативного эксперимента, проведенного с целью выявить и исследовать ассоциативное поле концепта «смех» в русском языке.

В настоящее время вполне очевиден тот факт, что выявление и описание ассоциативных связей представляет собой действенный метод верификации гипотез о функционировании когнитивных и лингвокультурных моделей концептов. По словам Н. В. Уфимцевой, ассоциативное поле, получаемое в результате проведения ассоциативного эксперимента, - это «не только фрагмент вербальной памяти человека, но и фрагмент образа мира того или иного этноса, отраженный в сознании «среднего» носителя той или иной культуры, его мотивов и оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» [8]. Важно отметить, что «как феномен ассоциативная связь определена именно культурой во всем ее многообразии, всеми знаниями, опытом, но при этом таким опытом, в котором мы не отдаем себе отчета. Изучая ассоциации, мы апеллируем к неосознаваемому, глубинному слою нашей психики [9]. Языковые значения имеют различные уровни организации, так, очевидно, и невербальные значения, являясь элементами различных семиотических систем, имеют разные уровни категоризации. Ассоциации могут рассказать многое о неосознаваемых структурах, в которых мыслится окружающий нас мир. При анализе данных эксперимента мы использовали материалы «Словаря лексической сочетаемости слов русского языка» [7] и «Русского ассоциативного словаря» [6].

Не вызывает сомнений тот факт, что смех, будучи значимой составляющей человеческой коммуникации, является неотъемлемой характеристикой человека. Более того, каждый индивидуум считает себя компетентным в области смеха, у каждого свои представления на этот счет, своя мерка, свои критерии, совокупность которых и получила название «чувство юмора». Совокупность инвариантных для той или иной этнической группы критериев смеха образует наше представление о национальном чувстве юмора.

Сегодня большинство ученых, так или иначе исследующих смех, справедливо считают, что этот мно-

гогранный феномен можно и необходимо рассматривать в различных аспектах (физиологическом, психологическом, социологическом, культурологическом, теоретико-информационном, эстетическом).

Антропоцентрические тенденции лингвистики последних десятилетий, выраженные, прежде всего, в интересе к человеку - «пользователю языка», - привели к бурному развитию психолингвистики и когнитивной лингвистики. Изучение языковой личности, языковой картины мира позволяют понять, как человек мыслит себя в окружающем мире, поскольку ярким выражением характера и мировоззрения народа, хранилищем его духовных и когнитивных ценностей является язык и, в частности, лексический состав. Человек, овладевая словом «автоматически усваивает сложную систему связей и отношений, в которой стоит данный предмет, и которые сложились в многовековой истории человечества» [5].

При лингвистическом исследовании смеха необходимо опираться на следующие положения:

1. Смех связан с эмоциональной сферой человека, это психофизическая реакция, являющаяся выражением эмоциональных состояний.

2. Смех - результат деятельности человеческого сознания.

3. Смех - невербальный знак коммуникации.

4. В языке смех (невербальный знак) получает языковую экспликацию.

5. Номинации смеха, представленные словами разных грамматических классов, обладают семантическим и грамматическим потенциалом.

Изучение языковых валентностей номинаций смеха, а также стереотипных формул номинаций смеховых состояний в том или ином языке позволяет выявить социальную и культурную значимость этого феномена в языковом сознании народа.

С одной стороны, семантическая валентность номинаций смеха обусловлена формой существования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.