УДК 378.04:681.3
И.А. Дмитриева ОПТИМИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Постоянно возрастающий объем знаний, подлежащих усвоению и применению их будущими специалистами, создает противоречие между экономическими возможностями высшей школы и необходимостью интенсификации контактов в системе учитель-учащийся».
Единственным выходом из сложившейся ситуации является замена преподавателя моделью на этапах обучения, предусматривающих преобладание самостоятельной работы студента. В качестве модели преподавателя выступает соответствующее программное обеспечение (ПО).
В настоящее время существует огромное количество обучающих программ. Однако разработчики обучающего ПО зачастую не учитывают уровень подготовки и индивидуальные особенности студентов. Это позволяет говорить о недостаточной оптимальности индивидуального обучения средствами НИТ.
Одним из путей такого обучения является создание обучающих Twenty-two points, plus triple-word-score, plus fifty points for using all my letters. Game's over. I'm outta here.программ, позволяющих активизировать и стимулировать познавательную деятельность студентов. При решении учебных задач в процессе самостоятельной работы студенты сталкиваются с различными трудностями: отсутствие знаний по данной теме, нерешительность при выборе пути решения задачи и т.д. Это может привести к различным отрицательным последствиям (снижение позна-
).
«подсказок» позволит учесть личный уровень знаний и особенности познавательной деятельности студентов.
Предполагается, что обучающие программы такого типа позволят: освободить преподавателя от нагрузки (замена учителя его моделью); активизировать самостоятельную работу студента посредством создания ситуации успеха; повысить уровень усвоения знаний.
УДК 658.315
..
О МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ К ДЕЙСТВИЮ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
Решение задачи оценки индивидуальной восприимчивости к вредному воздействию факторов внешней среды и трудового процесса не выполнимо до тех , , -сколько допустимо и целесообразно использовать ее результаты.
,
для прямого законодательного ограничения доступности ряда рабочих мест для высоко восприимчивых лиц. Однако это затрагивает права человека, в частности его право на труд.
Более мягкий и поэтому более предпочтительный вариант может предусматривать лишь «рекомендации» избегать найма на определенные виды профессий, получаемые самим индивидуумом. И именно ему должно принадлежать право ре, -болеваниям либо принять обусловленный ею риск.
Необходимым условием проведения такого рода исследований является обязательное соблюдение врачебной тайны, подразумевающее недоступность получаемых сведений для третьих лиц. В случае если результаты оценки индивидуальной восприимчивости станут известны, например, страховой компании, то последует вероятное повышение страховых взносов для лиц с предрасположенностью к болезням и травмам. А поскольку взносы выплачивает работодатель, то возможна дискриминация работников по состоянию здоровья.
Возникает следующий вопрос: когда проводить такую оценку риска? В обязательном порядке при поступлении на работу с вредными условиями труда или же поступающий будет только уведомлен о возможности получения такой оценки и , ? , влияют несколько факторов: уровень надежности получаемых величин риска; общественная позиция по отношению к правам человека; социально-экономические ( , ) . подобную проблему решили законодательным запретом проведения какого-либо медицинского обследования нанимаемых на работу (“Americans with disabilities act” - <^кт о недееспособности»). Препятствием для найма может служить лишь стойкая неспособность субъекта выполнять основную трудовую функцию. Поэтому за работающим более приемлемо оставить право, а не обязанность на получение информации о состоянии собственного организма и о том, что ему может уг-.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власов В.В. Медицина труда и промышленная экология. 1994. №1. С.35-38.
2. Кацнельсон Б.А., Ползик Е.В., Привалова Л.И. Медицина труда и промышленная экология. 1994. №1. С.38-40.