Научная статья на тему 'О модельном законе «Об инновационной деятельности»'

О модельном законе «Об инновационной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О модельном законе «Об инновационной деятельности»»

ИННОВАЦИИ № 1 (99), 2007

О модельном законе

«Об инновационной деятельности»

Е. Б. Балашов

С. И. Колесников

Е. А. Наумов

Политика государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в сфере экономического развития ориентируется на приоритетах инновационного пути развития, на создание необходимых условий технологического обновления производства, на повышение конкурентоспособности в сфере производства высокотехнологичной продукции, основанной на достижениях современной науки и техники. Решение указанной задачи требует необходимых организационных, экономических и правовых условий, способствующих вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

Инновационная деятельность — одна из наиболее динамичных, быстро развивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в адекватном правовом регулировании. В настоящее время в государствах — участниках СНГ создаются национальные законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере инновационной деятельности. В связи с этим очевидным становится необходимость гармонизации законодательства, регулирующего отношения в сфере инновационной деятельности, отвечающего требованиям развития экономики государств — участников СНГ, ориентированного на возможные перспективы научнотехнической интеграции, создания общего экономического пространства для государств — уча-

стников СНГ. На это была направлена разработка модельного закона «Об инновационной деятельности».

Проект модельного закона «Об инновационной деятельности», подготовлен рабочей группой постоянной комиссией МПА государств — участников СНГ по науке и образованию под руководством С. И Колесникова, заместителя Председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, Е. Б. Балашова, заместителя директора Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации и Е. А. Наумова, директора Государственного центра правовой и экономической экспертизы в научно-технической сфере ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки. В работе над законопроектом принимали участие специалисты ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки.

При подготовке законопроекта рабочая группа опиралась на мнение ученых и специалистов-экспер-тов из научно-исследовательских институтов Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины и других государств — участников СНГ, участвовавших в обсуждении основных положений проекта модельного закона на международных конференциях и совещаниях, посвященных актуальным проблемам развития инновационной деятельности, проходивших в Алуште (Украина), Астане (Казахстан), в Ереване (Армения), в Минске

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

(Белоруссия), в Москве и в Санкт-Петербурге (Российская Федерация).

При разработке модельного закона «Об инновационной деятельности» использовались принципы кодификации принятых МПА СНГ модельных законов «Об инновациях», «О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», «О научно-технической информации», «О научной и научно-технической экспертизе», заложивших правую основу регулирования отношений в сфере инновационной деятельности государств — участников СНГ.

Закон опирается на опыт Республик Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Украина, Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств — участников СНГ связанный с разработкой законодательных и нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности с учетом их правоприменительной практики. При разработке законопроекта учтены современные достижения зарубежного права в области регулирования отношений в сфере инновационной деятельности, которые являются перспективным и одновременно соответствуют основам развитию национальной правовой системы государств — участников СНГ.

Предметом регулирования закона являются общественные отношения, связанные с защитой прав на интеллектуальные результаты инновационной деятельности, включая права на объекты интеллектуальной собственности, технологические «ноу-хау», полученные при бюджетном финансировании научных исследований и разработок или при выполнении государственных заказов на поставку научно-технической продукции (услуг). Закон устанавливает общие правила регистрации объектов интеллектуальной собственности, условия использования научно-технической информации, технологических «ноу-хау» и передачи прав интеллектуальной собственности при введении в хозяйственный оборот технологических нововведений, а также специальные правила в отношении технического регулирования и обеспечения конкурентоспособности производства и поставки научно-технической продукции (оказанием услуг).

Важное внимание в законопроекте уделено определению таких основных понятий, как «инновационная деятельность», «новшество», «инновация», «инновационная продукция», «инновационное предприятие (организация)», инновационная политика», «инновационная система», «инновационный проект», а также другим понятиям, используемых в законе, определяющим область правового регулирования в сфере инновационной деятельности. Важными положениями в законопроекте являются:

• нормы, определяющие требования к формированию и реализации государственной инновационной политики, к государственной поддержке и стимулированию инновационной деятельности;

• нормы, связанные с формированием корпоративных форм организации, кооперации и саморегулирования в сфере инновационной деятельности;

• нормы, определяющие формы договорных отношений, связанных с передачей технологий и прав на объекты интеллектуальной собственности.

В законе также определены требования к организации системы научно-технической информации и системы добровольной сертификации инновационной продукции (товаров, услуг), а также требования к организации международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности.

Закон носит рекомендательный характер и может быть использован при разработке и совершенствования национальных законодательных актов государств — участников СНГ. Отдельные положения закона могут быть использованы в правоприменительной практике государств — участников СНГ при условии, если содержащиеся в них нормы они отсутствуют в действующих национальных законодательных и нормативных правовых актов, если они не противоречат принципам межгосударственных отношений государств — участников СНГ и сложившимся условиям делового оборота.

При разработке законопроекта были учтены замечания и предложения, поступившие в Комиссию от Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, от Руководителя Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан, от Заместителя Председателя Мажлиса Парламента Республики Казахстан, от Председателя Комитета по международным делам и межпарламентским связям, общественным объединениям и религиозным организациям Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, от Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, от Керивника Аппарата Верховной Рады Украины, а также замечания и предложения членов, Постоянной комиссии по науке и образованию МПА СНГ, экспертных советов МПА СНГ и Комитета Государственной думы Российской Федерации по образованию и науке в области инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.

Постоянная комиссия МПА СНГ по науке и образованию на своем заседании 12 октября 2006 г. одобрила в проект модельного закона «Об инновационной деятельности» с учетом высказанных замечаний и предложений и рекомендовала его на рассмотрение пленарного заседания Межпарламентской ассамблеи государств — участников (МПА) СНГ. Межпарламентская ассамблея приняла модельный закон «Об инновационной деятельности» на пленарном заседании проходившем в Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. (Постановление № 27-16 от 16.11.2006 г.) и рекомендовала его для использования в национальном законодательстве государств — участников СНГ. Несмотря на то, что принятый модельный закон «Об инновационной деятельности» по своему статусу носит рекомендательный характер, отдельные его положения могут быть положены в основу разработки законодательного обеспечения инновационной деятельности Российской Федерации и гармонизации нормативного правового обеспечения в сфере инновационного сотрудничества государств — участников СНГ и Евразес.

ИННОВАЦИИ № 1 (99), 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.