Научная статья на тему 'О Концепции межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2015 г'

О Концепции межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2015 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Концепции межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2015 г»

О Концепции межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств— участников СНГ на период до 2015 г.

А. Н. Бойко,

советник Исполнительного комитета СНГ, председатель правления Международного инновационного центра технологического сотрудничества государств — участников СНГ

Политика государств — участников СНГ в сфере экономической интеграции на ближайшие десять лет должна быть основана на приоритетах инновационного развития экономики.

Решение указанной задачи требует создания необходимых организационных, экономических и правовых условий, способствующих вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сфер в государствах Содружества свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры государства — участники СНГ заметно отстают от развитых стран мира. Так, доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3-0,5%, разработку и освоение инноваций осуществляли всего около 10% промышленных предприятий, доля инновационной продукции в структуре промышленного производства оценивается в 4-5% против 30-35% в развитых зарубежных странах. В других государствах Содружества эти показатели существенно ниже.

Известно, что конкурентоспособность на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. Поэтому использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными приоритетами для государств Содружества, требующими принятия новых решений в области стратегии научно-технологического и инновационного развития.

Важную роль в развитии сотрудничества государств — участников СНГ в научно-технической и инновационной сферах сыграли:

• подписанное 3 ноября 1995 года Соглашение о создании общего инновационного научно-технологического пространства государств СНГ (кроме Туркмении), в котором развитие интеграции в области науки и технологий определено в каче-

стве важнейшего основного приоритета в области экономического сотрудничества государств Содружества;

• принятие 22 июня 2001 г. в Минске Концепции межгосударственной инновационной политики государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года и Комплексного плана ее реализации (г. Москва, 28 июня 2002 года).

Однако возможности сотрудничества в сфере инновационной деятельности и перспективы развития конкурентоспособных производств по объективным причинам в полном объеме оказались нереализованными.

В Содружестве Независимых Государств продолжают существовать противоречия между тенденциями развития научно-технического потенциала и потребностями промышленного производства, не преодолен разрыв между сферами науки, образования и инновационной деятельности, не созданы необходимые условия для кооперации государственного и предпринимательского секторов в сфере производства высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Серьезные проблемы существуют в области защиты прав интеллектуальной собственности. Усилились тенденции выпуска и распространения контрафактной продукции.

Отдельные мероприятия, намеченные в плане реализации Концепции, оказались не выполнены, что в некоторой степени связано с недофинансированием программ научно-технического сотрудничества и инновационных проектов.

Проводимые в настоящее время реформы в сфере науки и образования усугубили несогласованность институциональных преобразований и организационноправового обеспечения инновационной деятельности.

Состояние и перспективы сотрудничества государств — участников СНГ в инновационной сфере

Состояние и перспективы сотрудничества государств — участников СНГ в инновационной сфере

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

определяются общими тенденциями развития научно-технического производства, экономическим потенциалом государств Содружества, а также сложившимися приоритетами национальной инновационной политики и ее ориентацией на интеграцию в рамках глобальных сдвигов мировой экономики, условиями обеспечения конкурентоспособности производства наукоемкой продукции (услуг) при вступлении государств во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В большинстве исследований в области инновационного развития справедливо отмечается значительное отставание государств — участников Содружества Независимых Государств от общемировых тенденций. Так, если определять положение государств по вопросам инновационной активности, взяв за показатель «индекс инноваций», характеризующий уровень взаимодействия науки и бизнеса и скорость внедрения научных разработок в экономику, то мировыми лидерами являются США, Тайвань, Финляндия, Швеция, Япония. Государства Содружества по этому показателю находятся в третьем десятке.

Характерен показатель доли ВВП, который направляется на научные исследования. В США он составляет 2,1%, в Швеции — 3,6%, в Финляндии — 3,4%. Япония по этому показателю стоит на 4-м месте в мире, Германия — на 9-м, Франция — на 10-м, Великобритания — на 18-м. В целом в государствах Содружества указанный показатель составляет менее 1% и имеет тенденцию к снижению.

Мировыми лидерами по количеству патентов, характеризующих уровень инновационного развития, являются Япония (почти 124 тыс.), США (более 83 тыс.) и Южная Корея (34 тыс.). В целом государства Содружества также значительно уступают по этому показателю общемировым тенденциям.

По оценкам восприимчивости предприятий промышленности к инновационным процессам, которая характеризуется долей активных предприятий, в России доля инновационно активных предприятий составляет примерно 7,7%, тогда как в США средний показатель инновационной активности около 30%, а по странам ОЭСР их доля колеблется от 25 до 80%. Для сравнения: данный показатель в Республике Беларусь в настоящее время составляет 13,9%.

Значительно отставание государств Содружества по результативности показателя доли экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме промышленного экспорта продукции. Так, в США указанный показатель составляет 30%, в странах ЕС — 20%, в России — 4,5% , в Китае — 6%.

Приведенные тенденции свидетельствуют о существенном отставании государств — участников СНГ в развитии инновационной экономики. Вступление государств Содружества в ВТО в ближайшее время приведет к потере конкурентоспособности на рынках высокотехнологичной продукции, что еще больше усугубит это отставание.

Поэтому государства — участники Содружества Независимых Государств в настоящее время ориен-

тируются на сокращение указанных диспропорций, что отражается в принятии соответствующих документов, одним из которых может стать Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года.

Основные направления политики государств — участников СНГ в области сотрудничества в инновационной сфере на период до 2015 года

В основу экономической интеграции государств — участников СНГ положена идея создания единого межгосударственного инновационного пространства, в рамках которого будут созданы правовые, организационные, финансовые и иные возможности для эффективного использования научно-технических разработок и изобретений, независимо от места их происхождения.

Можно в приближенном виде сформулировать понятие единого межгосударственного инновационного пространства: это межгосударственное пространство в области научно-технической и инновационной предпринимательской деятельности ученых, специалистов и предпринимателей, ориентированной на создание и внедрение высоких наукоемких технологий в различные сферы деятельности общества на основе интеграции инновационного потенциала государств Содружества и гармонизации нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.

Создание единого межгосударственного инновационного пространства может стать общепризнанной объединяющей идеей государств — участников Содружества на ближайшее 10-летие, так как в конечном счете при его создании будет реализована основная цель национальной социально-экономической политики государства — улучшение качества жизни населения.

Воплощение идеи должно решаться комплексно, на основе системного подхода, ориентированного на широко применяемые в решении государственных крупномасштабных проблем программно-целевые методы.

Главная цель разработки межгосударственной программы применительно к проблеме развития инновационного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2015 года может быть сформулирована следующим образом: «Создание необходимых условий и предпосылок для единого инновационного пространства Содружества Независимых Государств».

Инструментом достижения указанной цели должна стать Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года, ориентированная на:

• оценку и использование прорывных технологий и устройств, разработанных в рамках общих приоритетных направлений развития науки и технологий, реализуемых в комплексных межгосударственных, совместных инновационных мегапро-

ектах, с учетом национальных приоритетов инновационной политики государств Содружества, направленной на обеспечение национальной безопасности и социально-экономического развития государств — участников СНГ в условиях единого инновационного пространства и вступления их в ВТО;

• создание организационной основы координации действий по инновационному развитию государств — участников СНГ, интеграции национальных инновационных систем и создание интегрированной инфраструктуры межгосударственной инновационной системы Содружества Независимых Государств;

• развитие инвестиционных инструментов, опирающихся на механизмы государственно-частного партнерства при финансировании как комплексных межгосударственных инновационных мегапроектов, так и конкретных небольших инновационных проектов, имеющих интеграционную составляющую; создание необходимых предпосылок для инновационной деятельности и концентрации находящихся в распоряжении государств Содружества финансовых и материальных ресурсов для поддержки долгосрочных и инновационных программ;

• обеспечение условий стимулирования инновационной деятельности с использованием инструментов налогового, таможенного и антимонопольного регулирования;

• стандартизацию и сертификацию продукции (услуг) в сфере разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг) — техническое регулирование, а также условий добровольного применения стандартов, создание условий для развития единой системы обеспечения условий, правил и технических регламентов (саморегулирование);

• развитие системы информации в области инновационного сотрудничества с использованием современных телекоммуникационных технологий, создание интегрированных баз данных о научнотехнических достижениях в различных областях науки, техники и технологий, основанных на современных принципах кодификации знаний в рамках единого межгосударственного инновационного пространства;

• создание условий для разработки эффективных механизмов межгосударственной кооперации исследований, разработок и производства в сфере высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг) на основе прогрессивных форм корпоративного и договорного сотрудничества, возможностей использования свободных экономических технико-внедренческих зон, создаваемых на территории государств Содружества;

• гармонизацию системы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности на основе кодификации законодательных и нормативных правовых актов (Инновацион-

ный кодекс государств — участников СНГ) и создание необходимых условий для совершенствования судебной и правоприменительной практики в области инновационной деятельности и защиты прав интеллектуальной собственности, включая механизм международного арбитража;

• развитие системы подготовки научных и инженерных кадров и специалистов в области менеджмента инноваций и управления интеллектуальной собственностью; разработку единых требований к научным и инженерно-техническим кадрам, организаторам производства и техническому персоналу, а также образовательных стандартов для профессиональной подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов в области инновационной деятельности и передачи технологий.

Указанные функции являются определяющими для разработки основных положений Концепции межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года, которые в дальнейшем должны определить содержание конкретных практических мероприятий.

Основные требования к разработке Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года

Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года должна содержать следующие блоки:

I блок — «Концепция межгосударственной программы инновационного развития государств — участников СНГ».

Данный блок включает анализ текущей ситуации и проблемы инновационного развития государств Содружества. В нем также обосновывается необходимость их решения программными методами на межгосударственном уровне.

Формулируются цели и задачи, определяются объемы и источники финансирования, сроки и этапы реализации межгосударственной программы. Определяются критерии и целевые индикаторы межгосударственной программы, а также ожидаемые социально-экономические результаты ее реализации.

Осуществляется оценка социально-экономической эффективности, экологических и иных результатов реализации межгосударственной программы, определяются концептуальные подходы по распределению собственности, созданной в результате реализации межгосударственной программы инновационного развития.

II блок — «Концепция межгосударственной инновационной политики государств — участников СНГ на период до 2015 года» (далее — Концепция на период до 2015 года).

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

Этот блок содержит сценарии инновационного развития каждого государства — участника СНГ, построенные с учетом их национальных приоритетов, природно-ресурсных факторов, тенденций развития научно-технического и промышленного потенциалов, источников инвестиций. Формируется, базируясь на сценариях инновационного развития каждого государства — участника СНГ, тенденция межгосударственного инновационного развития Содружества Независимых Государств на период до 2015 года, а также межгосударственная инновационная система, лежащая в основе единого межгосударственного инновационного пространства СНГ.

Разработка Концепции на период до 2015 года должна базироваться на анализе реализации Концепции межгосударственной политики государств — участников СНГ на период до 2005 года и выполнения Комплексного плана ее реализации, а также комплексных макроэкономических прогнозах, экспертных оценках и анализе тенденций развития межгосударственного рынка высоких технологий, включая и его международный сектор.

Концепция на период до 2015 года определяет межгосударственные задачи в области инновационного сотрудничества государств — участников СНГ, приоритеты инновационной политики государств Содружества с учетом развития внутренних и международных рынков инноваций и условий вступления государств Содружества в ВТО.

По завершении пятилетнего (трехлетнего) периода Концепция межгосударственной инновационной политики государств — участников СНГ на период до 2015 года уточняется и корректируется, итоги закрепляются системой межгосударственных нормативных правовых актов, принятых в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств.

Концепция межгосударственной инновационной политики государств — участников СНГ до 2015 года должна реализовываться в рамках основных направлений межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ и Комплексного плана сотрудничества государств Содружества в инновационной сфере.

Комплексный план сотрудничества государств Содружества в инновационной сфере (далее — Комплексный план) разрабатывается на краткосрочный период (3-5 лет) и определяет перечень мероприятий в области межгосударственного инновационного сотрудничества, обеспечивающих выполнение проектов программы. В числе указанных мероприятий должны быть разработаны конкретные меры институционального характера, связанные с созданием необходимых элементов национальных инновационных систем, ориентированных на условия интеграции в единое инновационное пространство государств — участников СНГ, меры нормативно-правового характера, обеспечивающие стимулирование инновационной деятельности, введение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и коммер-

циализацию технологий, а также содержать перечень инновационных проектов с интеграционной составляющей, реализация которых осуществляется в государствах Содружества в краткосрочной перспективе (3-5 лет).

Указанные мероприятия должны предусматривать закрепление функций и распределение полномочий между органами исполнительной власти государств Содружества и органами СНГ, связанными с обеспечением мероприятий Комплексного плана.

В Комплексном плане необходимо отразить мероприятия по созданию эффективных механизмов инвестирования проектов и мероприятий программы, использованию мер налогового, таможенного, антимонопольного и технического регулирования инновационной деятельности.

Инвестиционные механизмы должны обеспечить привлечение финансовых средств и материальных ресурсов для выполнения планируемых мероприятий межгосударственной программы. Они должны быть прозрачны и привлекательны для потенциальных инвесторов, обеспечивать возвратность вложений и минимизировать риски. В этой связи важно предусмотреть проработку вопросов создания специализированных межгосударственных венчурных фондов для реализации проектов программы, использующих государственные гарантии при страховании денежных и имущественных вкладов участников партнерства. Важной мерой по обеспечению финансовой поддержки инновационных проектов могло бы послужить формирование на долевой основе межгосударственного фонда и Банка инновационного развития, в большей степени привлекая для их создания средства бизнес-структур.

В области налогового стимулирования и таможенного регулирования необходимо проработать механизмы предоставления на определенный срок налоговых каникул для предприятий, осуществляющих выпуск и реализацию инновационной продукции, а также освобождения от таможенных налогов и сборов поставок оборудования и материалов, связанных с ее производством.

С этой целью необходимо разработать механизм сертификации указанной продукции с предоставлением ей специального знака товарного обращения новшества — литеры «Н» — «новация», который можно распространить на выпуск не только принципиально новой, но и импортозамещающей продукции, осваиваемой предприятиями государств Содружества.

В области антимонопольного регулирования следует проработать ряд мер по ограничению монополизации рынков сбыта высокотехнологичной продукции, осуществляемой транснациональными компаниями, и созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции.

В связи с этим заслуживает внимания рассмотрение в рамках Комплексного плана создания в государствах Содружества национальных технологиче-

ских палат — саморегулируемых организаций, деятельность которых связана с разработкой и применением единых норм и правил в области стандартизации и сертификации высокотехнологичной наукоемкой продукции и услуг (технического регулирования), участвующих в создании необходимых условий для развития цивилизованного рынка и защиты от выпуска контрафактной продукции и пиратства в области использования интеллектуальной собственности.

Указанные палаты могут участвовать в совместной разработке национальных стандартов и технических регламентов в сфере разработки и освоения производства высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг) с учетом международных стандартов качества.

В области создания и развития инфраструктуры национальных инновационных систем в Комплексном плане должно быть уделено внимание созданию институтов инновационного развития: информационных центров коллективного пользования, межгосударственных центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, обучающих и консалтинговых центров, венчурных фондов и иных элементов инновационной инфраструктуры.

Перспективным направлением в области институционального развития инновационной деятельности государств Содружества может явиться создание на территории государств Содружества свободных экономических зон для освоения производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Перспективы развития таких зон в рамках Комплексного плана и межгосударственной программы сотрудничества в сфере инновационной деятельности государств — участников СНГ требуют специального рассмотрения и принятия соответствующих межгосударственных соглашений.

Развитие институциональных отношений, обеспечивающих необходимые условия для создания единого инновационного пространства для государств — участников СНГ, требует гармонизации законодательства в сфере инновационной деятельности.

В настоящее время в ряде государств Содружества, а именно: в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова и Украине приняты законы «Об инновационной деятельности», идет подготовка законопроектов о поддержке и стимулировании инновационной деятельности в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ приняты модельные законы «Об инновациях», «О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий», «О научно-технической информации» и «О научной и научно-технической экспертизе».

Тем не менее, в Содружестве Независимых Государств должна проводиться работа по гармонизации нормативно-правовых основ и развитию инфраструктуры межгосударственного трансфера технологий в рамках государств — участников СНГ по следующим

основным направлениям, что целесообразно отразить в мероприятиях Комплексного плана:

• формирование договорных правовых отношений в области коммерциализации технологий; разработка набора типовых соглашений, договоров, контрактов, лицензионных и иных соглашений;

• совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей порядок и механизмы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности на территории государств — участников СНГ;

• уточнение порядка разработки нормативно-правовой базы по учету и контролю за передачей технологий двойного назначения;

• разработка нормативно-правовой базы по порядку создания межгосударственных объектов инновационной инфраструктуры.

В этой связи необходимо разработать дополнительные законопроекты, регулирующие отношения в сфере инновационной деятельности.

К их числу необходимо отнести законы «О кооперации в исследованиях, разработках и промышленном освоении инноваций», «О поставках научно-технической продукции и услуг для государственных нужд», «О защите прав интеллектуальной собственности», «О научно-технической информации», «О научно-технической экспертизе», а также технические регламенты, определяющие условия распространения инноваций в различных отраслях производства, в сферах, обеспечивающих национальную безопасность и условия жизнедеятельности человека.

Указанные нормативные акты будут положены в основу создания Инновационного кодекса СНГ, который может быть разработан в рамках мероприятий Программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ.

III блок — «Основные направления сотрудничества в сфере инновационной деятельности».

Блок содержит основные направления и план мероприятий по реализации межгосударственной программы, а также механизмы реализации и управления межгосударственной программой инновационного развития государств — участников СНГ.

Он формируется с учетом долгосрочных задач и приоритетов сотрудничества в сфере науки и инновационной деятельности, которые реализуются в рамках совместных комплексных инновационно-инвестиционных проектов. Указанные проекты формируются на среднесрочную перспективу и определяют этапы, требуемые ресурсы и источники их наполнения, а также круг организаций и лиц, обеспечивающих их выполнение.

Предпочтительной формой реализации указанных проектов должны быть договорные формы кооперации типа консорциумов, технологических кластеров, финансово-промышленных групп и иные формы государственно-частного партнерства и корпоративного управления, зарекомендовавшие себя в сфере инновационной деятельности и межгосударственного и международного сотрудничества.

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

Представленная выше Концепция межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 г., а также структура межгосударственной программы были рассмотрены на первой межгосударственной конференции государств — участников СНГ по инновационному сотрудничеству, проходившей в рамках деловой части VI Московского международного салона инноваций и инвестиций в феврале 2006 года.

Конференция была подготовлена Исполнительным комитетом СНГ и Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Научно-исследовательским технико-экономическим институтом научно-технической информации Министерства экономического развития Азербайджанской Республики, Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, акционерным обществом «Национальный инновационный фонд» Республики Казахстан, Агентством по инновациям и трансферу технологий Национальной академии наук Республики Молдова, Министерством образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики, Государственным агентством по интеллектуальной собственности при Правительстве Кыргызской Республики, федеральным государственным учреждением «Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГУ НИИ РИНКЦЭ) Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерством промышленной политики Украины и Центром исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва Национальной академии наук Украины при активном содействии Всероссийского выставочного центра, некоммерческого партнерства «Инноватика» и открытого акционерного общества «УкрТрансНафта».

В работе конференции приняли участие представители Министерства образования Республики Беларусь, Министерства информационного развития Республики Молдова, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Национального космического, геодезического и картографического агентства при Правительстве Республики Таджикистан, Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан, Министерства промышленности Республики Таджикистан, Министерства экономического развития Калужской области и Украинской государственной инновационной компании.

В работе конференции приняла участие и выступила с докладом по основным направлениям совершенствования инновационного законодательства Российской Федерации помощник руководителя Администрации Президента Российской Федерации Е. В. Попова.

В рамках конференции состоялся круглый стол на тему «Интеграционная роль инноваций в миро-

вой экономике», который провели А. Б. Казаков (заместитель директора Финансового департамента Исполнительного комитета СНГ) и В. В. Овчинников (д. т. н. и д. э. н., профессор Цюрихского университета, член Координационного совета 14-й комиссии Центра глобальных индустрий Всемирного экономического форума в Давосе).

На конференции были заслушаны 94 доклада и сообщения по различным направлениям инновационной деятельности.

В ходе конференции и круглого стола проведено обсуждение ключевых вопросов создания единого межгосударственного инновационного пространства и возможности его интеграции с национальными инновационными системами государств — участников СНГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные решения, принятые на конференции:

• одобрить проект Концепции межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года;

• провести в 2006 году мониторинг инновационного потенциала промышленных предприятий и научно-технической сферы в государствах Содружества;

• разработать в 2006 году проект Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года;

• в рамках ее разработки подготовить:

♦ инновационные проекты, в частности освоение новых технологий и технических средств по снижению воздействия на природную среду, в свете выполнения международных договоров (Стокгольмской конференции, Монреальского и Киотского протоколов) и использование трубопроводного транспорта Украины для осуществления транзита нефти и нефтепродуктов государств — участников СНГ в страны Восточной Европы;

♦ межгосударственные инновационные проекты — создание центра нетарифного рыночного регулирования государств Содружества и «Малый город (поселок городского типа) государств — участников СНГ».

В настоящее время Исполнительный комитет СНГ совместно с научной общественностью Российской Федерации, а также других государств Содружества ведет соответствующие работы по выполнению решения первой межгосударственной конференции государств — участников СНГ по инновационному сотрудничеству. В частности, разработана структура Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года.

Первый вариант межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2015 года будет рассматриваться на VII международном форуме «Высокие технологии XXI века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.