Научная статья на тему 'Дорога с двусторонним движением'

Дорога с двусторонним движением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войтов Игорь

Среди важнейших направлений государственной политики в сфере развития науки, технологий и инноваций особое место занимает международное научно-техническое сотрудничество. Уровень участия в нем зависит, с одной стороны, от степени открытости экономики и общества в целом, их готовности и желания выходить на международную арену. С другой, он определяется конкурентоспособностью национальной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A two-way street

Among the most important directions of state policy in the sphere of development of science, technology and innovation holds a special place the international scientific-technical cooperation.

Текст научной работы на тему «Дорога с двусторонним движением»

НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА -В РАЗУМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРИСТОТЕЛЬ

Дорога

с двусторонним движением

Среди важнейших направлений государственной политики в сфере развития науки, технологий и инноваций особое место занимает международное научно-техническое сотрудничество. Уровень участия в нем зависит, с одной стороны, от степени открытости экономики и общества в целом, их готовности и желания выходить на международную арену. С другой, он определяется конкурентоспособностью национальной науки.

Игорь Войтов,

председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, доктор технических наук

В нынешних условиях требуется совершенствовать систему международного сотрудничества в сфере науки, делая ставку на инновационную составляющую. Важнейшая задача - налаживание устойчивых, долговременных кооперационных связей по проведению комплексных исследований с научными учреждениями России, Украины, Китая и других стран и с международными организациями.

Одна из основных задач ГКНТ - проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества. Комитет осуществляет мониторинг и анализ мировых технологических тенденций, определяет актуальные

направления и координирует работу в данной сфере, привлекает средства зарубежных и международных организаций, передовые высокоэффективные технологии, обеспечивает контроль за исполнением белорусского законодательства и т.д.

Информирование зарубежных партнеров и формирование интереса к разработкам позволяет увеличить экспорт наукоемкой продукции, наладить долгосрочные научные и кооперационные связи между учеными. В связи с этим ГКНТ уделяет большое внимание вопросам продвижения белорусской наукоемкой продукции на внешние рынки, привлечения иностранных инвестиций в научно-техническую и инновационную сферы, распространения в зарубежных научных и деловых кругах информации о научно-техническом потенциале республики, возможностях белорусских научных и научно-производственных организаций.

Основные векторы деятельности в сфере международного научно-технического сотрудничества - взаимодействие со странами дальнего

тема номера

зарубежья, в рамках Союзного государства, с государствами - участниками СНГ и ЕврАзЭС, а в перспективе - Евразийского экономического союза. Актуальным остается двустороннее сотрудничество на основе межправительственных международных договоров.

Регулярно проводятся заседания двусторонних межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству, в ходе которых формируются программы сотрудничества на определенный период времени, рассматриваются результаты и определяются приоритеты на основе анализа промышленного и научно-технического потенциала стран-партнеров. Реализация союзных программ - это инструмент углубления интеграции в рамках Союзного государства, позволяющий решить ряд социально-экономических проблем и достичь высоких научных результатов. Большинство программ уже работают на благо экономик двух государств. То, что опробовано в рамках Союзного государства, успешно применяется в расширенном формате. Реальностью стало образование Таможенного союза, вслед за ним - Единого экономического пространства, в перспективе - создание Евразийского экономического союза.

На состоявшейся в ноябре минувшего года в Москве 40-й сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России в первом чтении был принят бюджет Союзного государства на 2012 г. Согласно документу доходы и расходы в этом году определены в размере 4,872 млрд росс. руб. Взнос Беларуси составит 1,705 млрд, России - 3,167 млрд. В будущем году предполагается профинансировать

39 союзных программ и мероприятий. На промышленность, сельское хозяйство, науку, энергетику, связь, транспорт будет направлено более половины средств. Следует отметить, что система согласования совместных проектов Союзного государства остается громоздкой и требует упрощения. Для повышения эффективности использования средств бюджета сроки подготовки союзных программ необходимо сократить минимум в два раза. Это повысит к ним интерес со стороны разработчиков, что, в свою очередь, приведет к увеличению размера бюджета. Необходимо формализовать вопрос с союзной собственностью: разработать методику ее оценки, создать нормативную базу, четко определяющую правообладателей научных разработок, созданных в рамках реализации союзных программ и т.д. Совместно с НАН Беларуси, другими заинтересованными следует определить перспективные тематические направления до 2015 г., в соответствии с которыми инициировать разработку проектов союзных программ, согласовав их с Минобразования и науки РФ. Это позволит увязать потребности экономик Беларуси и России в области научно-технического и инновационного развития. Есть все основания полагать, что потенциал белорусско-российского сотрудничества далеко не исчерпан и требует развития с учетом стратегии развития науки и инноваций в обоих государствах.

Наращивание взаимодействия с государствами Содружества и ЕврАзЭС - важнейшее направление международной деятельности ГКНТ. Одна из приоритетных

задач в ближайшей перспективе -выполнение Решения Совета глав правительств СНГ от 18.09.2011 г. о Межгосударственной программе инновационного развития государств -участников СНГ на период до 2020 г. Ее реализация будет способствовать развитию ведущих научных школ, сохранению и созданию новых рабочих мест, позволит сократить сроки освоения передовых технологий, сохранить уникальное научно-исследовательское оборудование.

В рамках ЕврАзЭС выполняется межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии», разрабатывается Евразийская стратегическая программа развития электронных технологий. Создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС, создается венчурная компания «Центр инновационных технологий ЕврАзЭС», которая будет финансировать перспективные инновационные проекты.

Для Беларуси весьма актуальны вопросы развития научно-технической деятельности с европейскими государствами: активизация сотрудничества с 7-й Рамочной программой научных исследований и технологического развития ЕС; совместная работа в рамках Программы по обмену научными кадрами (^БеБ), Программы Центральной европейской инициативы (ЦЕИ) и др. Приходится констатировать, что сегодня связи Беларуси с ЕС в области науки и технологий идут по «пассивному» сценарию. Переход от данного состояния к партнерству обеспечит практическую интеграцию республики в европейское научное пространство. Для этого необходимо усилить взаимодействие на всех уровнях - между организациями, министерствами, ведомствами. Причем со стороны Беларуси оно должно приобрести активную форму: в виде разработки и продвижения встречных мер, новых инструментов, нацеленных не просто на расширение сотрудничества, а на превращение этого процесса в «дорогу с двусторонним движением».

Наиболее важными направлениями деятельности по реализации «активного

международные договоры о научно-техническом сотрудничестве заключены с 44 странами. соответствующие документы согласовываются с Аргентиной, Бразилией, кубой, чехией, израилем, францией, султанатом оман, индонезией

6 НАУКА И ИННОВАЦИИ №1(107) Январь 2012

международное сотрудничество

сценария» развития в 2012-2015 гг. должны стать: государственная поддержка сотрудничества с ЕС белорусских научных и научно-технических организаций, стимулирование и координация международной мобильности ученых и разработчиков из Беларуси в страны ЕС и наоборот, особенно в рамках выполнения конкретных проектов. Кроме того, необходимо развивать государственно-частное партнерство, договорно-правовые основы участия республики в международном инвестиционном сотрудничестве, создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций.

Одно из основных условий успешного развития экспорта высокотехнологичной продукции - создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Практика показывает, что традиционные подходы не всегда применимы при продвижении на рынок новых разработок. Главная особенность состоит в необходимости разъяснения потенциальным пользователям преимуществ, ознакомление их с основными характеристиками и новыми потребительскими свойствами новинок.

Неотъемлемым элементом успешного инновационного развития страны должно стать активное позиционирование высокотехнологичной продукции белорусских производителей на мировых рынках и рынках государств - участников СНГ, ЕврАзЭС. Необходимо поддерживать не только крупные, но и малые и средние предприятия, экспортирующие такие товары. Следует сформировать механизмы поддержки как индивидуальных, так и коллективных проектов отечественных субъектов хозяйствования на внешние рынки с финансированием из средств республиканского бюджета, в том числе в рамках ГНТП и международных программ и проектов.

Не обойтись без радикального упрощения таможенных процедур и иных

административных ограничений при экспорте высокотехнологичной продукции: сроки таможенного оформления должны быть существенно сокращены, количество запрашиваемых при этом документов уменьшено, процедура импорта облегчена.

Приоритетными направлениями активизации международного научно-технического сотрудничества должны стать: широкое участие белорусских исследовательских организаций и компаний в международных научно-технических программах; заключение двусторонних и многосторонних международных соглашений по стимулированию работ по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь до 2015 г.; максимальная реализация потенциала кооперации высокотехнологичных производств в рамках развития совместной производственной и торговой активности в странах формируемого Единого экономического пространства, а в перспективе - в государствах

Евразийского экономического союза; стимулирование создания на территории Беларуси международных научно-технических центров, технопарков, центров исследований и разработок; поддержка стажировок белорусских исследователей за рубежом в передовых центрах и зарубежных исследователей - у нас. Проведение международных научных конференций; устранение барьеров, препятствующих укреплению активизации международного сотрудничества, включая упрощение условий представления въездных виз для зарубежных исследователей, обеспечение признания зарубежных научных степеней при аккредитации в республике образовательных учреждений.

Все это позволит активнее включать белорусскую науку в мировую научную кооперацию, организовывать взаимовыгодный обмен технологиями с целью рационального использования национальных ресурсов, привлекать зарубежные источники финансирования, осваивать рынки высоких технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.