Научная статья на тему 'Межгосударственное инновационное пространство - фундамент сотрудничества государств - участников снг'

Межгосударственное инновационное пространство - фундамент сотрудничества государств - участников снг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ПОДСИСТЕМА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ / ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В 2020 Г

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко А. Н.

СНГ отмечает свое 20-летие и выбирает стратегический путь инновационного развития. В статье раскрываются аспекты инновационного процесса. Автор предлагает выбор и последовательное проведение государством и корпорациями межгосударственной программы инновационного прорыва, как единственный путь преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, что в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность отечественной продукции, инновационное обновления предельно устаревших основных фондов. Указывает, что именно с этой целью и была разработана Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г., которая была утверждена Решением Совета глав правительств СНГ. Так в соответствии с Решениями Экономического совета СНГ от 20.06.2008 г. и Совета глав правительств СНГ от 14.11.2008 г. была начата работа над Межгосударственной целевой программой инновационного сотрудничества государств участников СНГ на период до 2020 г. Цели которой вытекают из основных направлений долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, а именно, создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств - участников СНГ, трансформации ее в инновационную модель экономики, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межгосударственное инновационное пространство - фундамент сотрудничества государств - участников снг»

Межгосударственное инновационное пространство — фундамент сотрудничества государств -участников СНГ

А. Н. Бойко,

председатель Правления Международного инновационного центра технологического и гуманитарного сотрудничества, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности

e-mail: boiko an@list.ru

СНГ отмечает свое 20-летие и выбирает стратегический путь инновационного развития. В статье раскрываются аспекты инновационного процесса. Автор предлагает выбор и последовательное проведение государством и корпорациями межгосударственной программы инновационного прорыва, как единственный путь преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, что в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность отечественной продукции, инновационное обновления предельно устаревших основных фондов. Указывает, что именно с этой целью и была разработана Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г., которая была утверждена Решением Совета глав правительств СНГ.

Так в соответствии с Решениями Экономического совета СНГ от 20.06.2008 г. и Совета глав правительств СНГ от 14.11.2008 г. была начата работа над Межгосударственной целевой программой инновационного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2020 г. Цели которой вытекают из основных направлений долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, а именно, создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств - участников СНГ, трансформации ее в инновационную модель экономики, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве.

Ключевые слова: цивилизационный путь развития, подсистема, инновационное развитие, инновационный процесс, инновационный прорыв, инновационное преобразование, стратегическое планирование, геоэкономи-ческие, геостратегические, геополитические интересы, глобализация, регионализация, Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ в 2020 г.

Содружество Независимых Государств — это одно из значительных добровольных объединений государств, которое в мировой экономике в ближайшем будущем будет играть главенствующую роль. Благодаря своим ресурсам и правильно выстроенной экономической политике, в период, когда перед большинством экономик мира ресурсная проблема становится основной причиной кризисных явлений, государства - участники СНГ смогут совершить резкий экономический рывок, тем самым стать активными участниками, влияющими на процесс распределения мирового продукта.

СНГ — это 16% мировой территории, 4% населения мира. По итогам 2010 г. государства - участники СНГ произвели 7,2% электроэнергии, добыли 16,4% нефтепродуктов, включая газовый конденсат, произвели 7,4% зерна [7].

Тем не менее, их развитие лежит в русле важнейших мировых экономических событий.

В начале текущего 10-летия экономика государств - участников СНГ оказалась перед долговременными системными экономическими вызовами, которые характеризуются сочетанием следующих факторов:

1

Истощение источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта. Возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии.

Усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки не только товаров, капиталов, рабочей силы, но и технологий.

Разразившийся системный финансово-экономический кризис, который охватил всех участников мировой хозяйствующей системы. Последствия кризиса для государств - участников СНГ плачевны и об этом говорят темпы роста ВВП в целом по СНГ, за 2009 г. они оказались отрицательными. При этом падение составило 8,5%, т. е. в 2 раза больше, чем в странах Европейского Союза. В 2010 г. ситуация в государствах - участниках СНГ начала улучшаться. В целом в 2010 г. прирост ВВП составил 4,5% к 2009 г. (в 2009 г. снижение ВВП составило 6,9% по отношению 2008 г.), промышленной продукции на 8,7% (в 2009 г. снижение составило 9,5% по отношению к 2008 г.), инвестиций в основной капитал на 5,5% (при падении в 2009 г. на 16,3%), оборот розничной торговли на 5,6% (при снижении в 2009 г. на 5,5%) [7].

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

Таблица 1

Динамика изменения доли ВВП на затраты на науку в государствах - участниках СНГ, % (Источники: [8-15])

Государства - участники СНГ 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Азербайджан 1,0 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Армения 2,5 0,1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2

Беларусь 2,3 1,0 0,8 0,7 0,7 1,2 0,7 0,7 0,6 0,7

Грузия 1,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 — — — —

Казахстан 0,7 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,3 0,2

Кыргызстан 0,7 0,3 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,1

Молдова 1,6 0,8 0,6 0,4 0,4 0,4 0,4 0,6 0,5 0,5

Россия 3,0 0,8 1,2 1,3 1,9 1,2 1,2 1,3 1,2 1,7

Таджикистан 0,7 0,1 0,1 0,06 0,06 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Украина 2,3 1,3 1,1 1,2 1,2 1,1 1,0 0,9 0,9 0,9

СНГ 1,6 0,52 0,45 0,45 0,5 0,51 0,43 0,45 0,47 0,46

Но такой рост не может устраивать ни правительства государств, ни наши народы.

В сложившейся ситуации у государств - участников Содружества Независимых Государств не может быть альтернативного пути развития, кроме как формирование экономики, основанной на знаниях, т. е. инновационной модели экономического развития.

Недооценка этого обстоятельства уже в ближайшие годы может привести к тому, что государства Содружества будут вытеснены с рынка высокотехнологичной продукции, что, в конечном итоге, не позволит поднять до современных стандартов уровень жизни населения и обеспечить экономическую безопасность государств Содружества в целом.

В реалиях настоящего времени, очевидно, что назрела необходимость в пересмотре существующих методологических подходов к развитию межгосударственного инновационного сотрудничества государств - участников СНГ, к адаптации известных, а, при необходимости, и к разработке новых принципов и механизмов межгосударственного инновационного сотрудничества государств - участников СНГ.

Определенную роль в становлении межгосударственного инновационного сотрудничества государств - участников СНГ в свое время сыграли принятые Экономическим советом СНГ 22 июня 2001 г. Концепция межгосударственной инновационной политики государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 г. и 28 июня 2002 г. Комплексный план ее реализации.

Однако возможности развития сотрудничества государств Содружества в инновационной сфере, в так называемые «годы политического становления государств - участников СНГ» при положительной экономической конъюнктуре, создание совместных конкурентоспособных на мировых рынках технологий и производств, в рамках реализации выше указанных принятых международных документов реализованы не были. Ряд важных мероприятий Комплексного плана оказались не выполнены.

Государства - участники СНГ в действительности в большей степени ориентировались на евроинтеграцию. В результате евразийское пространство превратилось в зону острейшей мировой конкуренции. В государствах отмечаются попытки «замкнуть на

себя», т. е. в национальных государственных границах, производственные циклы в наиболее важных, базовых отраслях экономики.

Инновационное развитие как основной фактор экономического сотрудничества и роста пока еще не стало на межгосударственном и национальном уровнях в государствах Содружества основой в планировании и принятии антикризисных мер.

О чем свидетельствуют принимаемые в государствах антикризисные пакеты мер по не допущению «сваливания» экономики в состояние глубокой депрессии.

Анализ современного состояния инновационной сферы в государствах - участниках СНГ показывает, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, развитию инновационной инфраструктуры и другим показателям они еще отстают от мировых экономически развитых стран.

Характерен показатель доли ВВП, которая направляется на научные исследования. В США он составляет 2,1%, в Швеции — 3,6%, в Финляндии — 3,4%. Япония по этому показателю стоит на 4-м месте в мире, Германия на 9-м, Франция — на 10-м, Великобритания — на 18-м. Следует отметить, что в последние 15 лет в странах с развитой экономикой доля ВВП на затраты на науку составляет 2,5-3%.

Противоположная ситуация складывается в государствах на постсоветском пространстве. За годы рыночных реформ этот показатель в среднем снизился до 0,3-0,4% ВВП.

Динамика изменения доли ВВП на затраты на науку приведена в табл. 1, где наглядно демонстрируется уменьшение этого показателя в государствах -участниках СНГ в 1990-2009 гг.

В целом в государствах - участниках СНГ данный показатель составляет менее 1%, а доля ВВП, которая направляется на инновационную деятельность, еще ниже.

Состояние и перспективы сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере определяются экономическим потенциалом государств, общими тенденциями развития научнотехнической среды Содружества, а также сложившимися приоритетами национальной инновационной политики и ее ориентацией на интеграцию в рамках

Рис. 1. Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ

на период до 2020 г. (логическая схема)

глобальных сдвигов мировой экономики, условиями обеспечения конкурентоспособности наукоемкой продукции (услуг).

Поэтому вопрос об активизации межгосударственного инновационного сотрудничества как одной из важнейших задач нашел отражение в документах, принятых в последнее время в Содружестве и определяющих в конечном итоге новую конфигурацию его развития.

Это — Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, принятая Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 г. и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г., утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ 14 ноября 2008 г.

Если говорить о Стратегии экономического развития СНГ, то в этом документе 2-й и 3-й этапы экономического развития Содружества Независимых Государств являются этапами строительства инновационной экономики, обеспечивающей инновационный прорыв в экономике, способствующий ее к переходу в государствах - участниках СНГ в 2020 г. к шестому технологическому укладу и формированию основ постиндустриального общества, основной чертой которого является формирование «компьютернотехнологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации. Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие высокие технологии» [16].

Шестой технологический уклад вероятнее всего будет характеризоваться развитием нанотехнологий, биотехнологий на базе генной инженерии, глобальных информационных сетей, играющих главную роль в эволюционном развитии человечества, а также технологиями, обеспечивающими экологическую, энергетическую и продовольственную безопасность.

Одним из механизмов практической реализации Стратегии, достижения целей и задач, связанных с реализацией 2-го и 3-го этапов являются межгосударственные целевые программы, инновационные программы, взаимосвязанные по ресурсам, срокам и исполнителям, обеспечивающие эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития экономики государств.

Необходимо осознавать, что государства - участники СНГ исторически связаны между собой многовековыми пространственно-временными связями, что дает реальную возможность, используя инновационные технологии экономике государств гармонически трансформироваться в модель будущего на евразийском пространстве — инновационно-этноэкономическую модель развития, лежащую в основе будущего развития Содружества Независимых Государств.

Исходя из этого 14 ноября 2008 г. Совет глав правительств СНГ принял решение о разработке Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.

Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. (далее — Программа) должна стать межго-

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

сударственным антикризисным проектом государств -участников СНГ в ходе преодоления разразившегося в настоящее время мирового финансово-экономического кризиса. Логическая схема Программы приведена на рис. 1.

Межгосударственные приоритеты инновационного развития:

• Нормативно-правовое обеспечение реализации межгосударственной инновационной деятельности.

• Повышение инновационной активности реального сектора экономики.

• Экономические и финансовые механизмы активизации инновационной деятельности.

• Учет и эффективное использование интеллектуальной собственности, развитие ее рынка.

• Институциональные преобразования инновационной сферы.

• Подготовка и повышение квалификации кадров, менеджеров в инновационной сфере.

• Международное сотрудничество: НИОКР, инновационные программы и проекты.

• Организационно-правовые мероприятия в сфере экспорта и таможенного дела.

Мероприятия в Программе:

6.1. Подпрограмма «Развитие межгосударственной кооперации в инновационной сфере» («Кооперация»).

Целью подпрограммы «Кооперация» является создание условий для организации эффективных кооперационных связей предприятий и организаций -участников инновационного процесса, более тесного взаимодействия представителей науки, образования и бизнеса и на этой основе - формирования единого инновационного пространства Содружества.

6.2. Подпрограмма «Мобилизация и развитие научнотехнологического потенциала» («Потенциал»). Целью подпрограммы «Потенциал» являются

существенное повышение качества и масштабов предложения реальному сектору экономики научных результатов и технологий, обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала государств - участников СНГ по приоритетным направлениям сотрудничества, сохранение и развитие их исследовательского и инновационного потенциала, получение конкурентных преимуществ за счет совместного доступа к результатам исследований, устранения дублирования дорогостоящих НИОКР, имеющих высокий коммерческий потенциал.

6.3. Подпрограмма «Кадровое обеспечение межгосударственного инновационного сотрудничества» («Кадры»).

Целью подпрограммы «Кадры» является создание кадрового потенциала долговременного межгосударственного сотрудничества в рамках инновационного пространства СНГ как интегрального элемента глобального инновационного пространства.

6.4. Подпрограмма «Совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры» («Инфраструктура»).

Целью подпрограммы является создание межгосударственной системы совместного эффективного

использования инфраструктуры национальных инновационных систем для координации управления объектами инновационной инфраструктуры пространства СНГ, повышения качества и результативности научных исследований и разработок, обмена результатами научной деятельности и их взаимовыгодного трансфера.

6.5. Подпрограмма «Межгосударственное регулирование инновационной деятельности» («Регулирование»).

Основной целью реализации подпрограммы является согласование мер и механизмов политики государств - участников СНГ в сфере науки, технологий, инноваций; консолидация и концентрация ресурсов в перспективных научно-технологических направлениях с высоким инновационным (коммерческим) потенциалом; распространение современных механизмов государственно-частного партнерства Межгосударственные приоритеты инновационного сотрудничества:

I. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств определила следующие приоритеты дальнейшего развития (Решение Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г.):

1. Экономическое сотрудничество.

2. Политическое взаимодействие.

3. Межпарламентское сотрудничество.

4. Гуманитарное сотрудничество.

5. Сотрудничество в области миграции населения государств - участников СНГ.

6. Сотрудничество в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам.

7. Взаимодействие в экологической сфере, предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

8. Укрепление региональной составляющей — многостороннее взаимодействие государств Содружества и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства.

9. Проведение форумов для общения и взаимодействия по ключевым направлениям и вопросам деятельности Содружества.

Приоритетные направления экономического сотрудничества:

• завершение введения полномасштабного режима свободной торговли;

• разработка согласованных решений использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков и, в первую очередь, сельскохозяйственной продукции;

• развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ;

• углубление сотрудничества в области энергетики;

• многостороннее сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов;

• развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработка

межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, взаимодействие на передовых направлениях научно-технического сотрудничества;

• развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка и реализация крупных совместных инвестиционных проектов, в первую очередь в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций;

• создание эффективных механизмов платежнорасчетных отношений;

• создание финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества;

• интеграция в мировую экономику и др.

II. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. (Решение Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г.).

Государства - участники СНГ исходя из понимания важности и необходимости долгосрочного экономического сотрудничества, намерены осуществлять совместные инвестиционно-инновационные проекты и программы, что обеспечит наиболее полное использование совокупного ресурсного и инновационного потенциала с учетом международного опыта.

Приоритетные направления развития взаимодействия:

• завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО);

• создание предпосылок для формирования общего экономического пространства;

• развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной;

• взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

• углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливноэнергетических ресурсов;

• формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений;

• создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов;

• развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

III. Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере (Решение Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 г.).

Рекомендованы в качестве базового документа при разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.

В Основных направлениях определены межгосударственные приоритеты в отраслевом и технологическом аспектах реализуемых в Межгосударственной целевой программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.:

• освоение современных информационных технологий и развитие информационной инфраструктуры на основе систем спутниковой и оптоволоконной связи;

• развитие нанотехнологий и создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;

• развитие биотехнологий, генной инженерии, обеспечивающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической, пищевой и других видов промышленности;

• развитие солнечной, ветровой, водородной энергетики, а также других возобновляемых источников энергии;

• развитие комплекса технологий ядерного цикла;

• развитие лазерных технологий;

• применение технологий регенерации тканей;

• комплексное развитие ракетно-космической промышленности;

• развитие гражданской авиации;

• развитие современных транспортных технологий в целях повышения скорости и надежности комбинированных перевозок;

• внедрение современных технологий по обеспечению жилищного строительства и модернизация

\1У' Т/'ЛЛ-ЖКЛ;

• модернизация непроизводственной сферы на основе современного оборудования;

• повышение качества окружающей среды на основе современных «чистых» технологий;

• технологии мониторинга окружающей среды, предупреждения природных и техногенных катастроф, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Исходя из национальных приоритетов развития государств - участников СНГ формируются приоритеты межгосударственного инновационного развития:

• в сфере топливно-энергетического комплекса;

• в формировании новых транспортных магистралей, транс- и евроазиатских транспортных коридоров, разработке и реализации комплекса мер по созданию системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров;

• в формировании рынка экологически чистых продуктов питания на базе сельскохозяйственных предприятий по производству и переработке продукции по инновационным технологиям «замкнутого» цикла, по единым международным стандартам безопасного питания, опираясь при этом на идеологию бережного и осознанного отношения к здоровью человека и сохранению биосферы Земли;

• в создании в сфере ресурсо- и энергосбережения таких правовых условий, при которых максимально возможно замещение природного сырья;

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

• в формировании полноценного рынка нанопродукции;

• в сфере информатизации и обеспечения доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения;

• в углублении и расширении сотрудничества в космосе;

• в формировании современных механизмов финансирования межгосударственных пилотных программ и отдельных адресных инновационных проектов;

• в развитии региональной инновационной политики по вопросам конкурентоспособности национального бизнеса на современном мировом рынке;

• в формировании межгосударственной системы подготовки и переподготовки кадров.

Исходя из межгосударственных приоритетов развития, определенных в:

I. Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (Решение Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г.);

II. Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. (Решение Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г.);

III. Основных направлений долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере (Решение Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 г. — межгосударственные приоритеты инновационного сотрудничества);

IV. Обоснования по разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. (Решение Экономического совета СНГ от 20 июня 2008 г.)

определен перечень межгосударственных пилотных программ инновационного сотрудничества, разрабатываемых в рамках Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.

Формируется перечень межгосударственных технологических платформ инновационного сотрудничества в:

• области нанотехнологий;

• области энергобезопасности;

• области информационных технологий технологи;

• области космических технологий;

• области технического регулирования инновационной продукции государств - участников СНГ;

• области транспорта;

• области продовольственной безопасности;

• области экологической безопасности;

• водно-энергетической сфере;

• социальной сфере — инновационная подпрограмма «Малый город (поселок городского типа) СНГ». Критерии отбора (май 2010 г., г. Ереван), предложенные Рабочей группой по разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г., реализуемых в ее рамках (в рамках технологических платформах) межгосударственных

инновационных проектов государств - участников разработки Программы базируются на:

• заинтересованности в реализации проекта не менее трех государств - участников Программы (проект должен обладать интеграционной экономической составляющей);

• соответствии проекта межгосударственным приоритетам развития;

• сроках внедрения проекта в экономику государств;

• реальном решении задачи создания рабочих мест в государствах участниках проекта;

• возможностях получения доходов, возврата затрат и получения прибыли;

• соответствии проекта национальным требованиям по экологии и безопасности жизнедеятельности граждан государств - участников Программы;

• экономической целесообразности разработки и реализации проекта в рамках Программы;

• соответствии перечню межгосударственных пилотных программ инновационного сотрудничества;

• реалиях научно-технологического и научнотехнического развития государств - участников Программы;

• текущем состоянии инновационной инфраструктуры государств - участников Программы и ее способности разработать и реализовать проект;

• текущем состоянии национальной и межгосударственной нормативно-правовой базы, способствующей разработке, реализации и распределению политических, экономических и социальных дивидендов;

• финансовых возможностях государств- участников Программы и инвесторов (бюджет Программы). Главная цель Программы — создание условий

по преодолению последствий мирового финансовоэкономического кризиса, противостоянию мировым вызовам и угрозам, повышению конкурентоспособности национальной экономики, коренной трансформации ее в экономику знаний, противостоянию мировым вызовам и угрозам, реализации национальных социально-экономических приоритетов экономического развития на основе достижения синергетического эффекта1 в инновационной сфере путем формирования и эффективного использования национальных инновационных систем, в основе которых лежит общая историческая ментальность в научно-технологическом, научно-техническом и инновационном развитии.

Предполагается, что данная программа позволит системно подойти к решению социально-экономических проблем, связанных с повышением эффективности общественного производства, жизненного уровня населения государств - участников СНГ, национальной и технологической безопасности, созданием условий для инновационного развития экономики государств -участников СНГ, способствующих выходу на мировые

1 Синергетический эффект — явление, возникающее вследствие интеграции знаний и ресурсов. Достигаемый в любой сфере человеческой жизнедеятельности, он содействует взаимному усилению участников сотрудничества за счет так называемого системного эффекта.

рынки высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Итогом реализации в 2020 г. Программы является формирование в Содружестве Независимых Государств межгосударственного инновационного пространства и на его основе межгосударственной инновационной системы.

Межгосударственное инновационное пространство в проекте Программе рассматривается:

• как социо-культурная, экономическая и информационная среда, в которой государства проводят совместные действия по развитию науки и техники; внедрению в производство новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг; по объединению научно-технологического потенциала, усилий и ресурсов на новых прорывных направлениях исследований для устойчивого развития национальных экономик;

• как общность институтов, принципов и механизмов реализации государственных научно-технической и инновационной политик, гармонизации государственных программ, стандартов и требований по формированию и реализации инновационных проектов, непротиворечивость законодательства, регулирующего функционирование и развитие национальных инновационных систем, сочетаемых с равными возможностями использования результатов научно-технической деятельности в интересах СНГ, государств - участников Содружества и их граждан.

При формировании межгосударственного инновационного пространства решаются задачи:

• развития межгосударственной кооперации в инновационной сфере, в частности, развитие институтов инновационного сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов, создание необходимых условий для развития рынков инновационных товаров и услуг;

• мобилизации и развития научно-технологического потенциала, определение зон взаимных интересов, выделение в них приоритетных технологических областей для совместных инновационных проектов, создание условий для их реализации в интересах государств - участников Программы;

• развития системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества, развитие человеческого капитала и подготовка кадров современных руководителей и активных участников инновационных программ и проектов; стимулирование предпринимательской активности и формирование современной культуры участников инновационного процесса;

• совместного эффективного использования и развития инновационной инфраструктуры, внедрение новых форм взаимодействия государства, субъектов научно-технической и инновационной деятельности и предпринимательского сектора, развитие инвестиционных инструментов, опирающихся на механизмы государственно-частного партнерства при коммерциализации результатов инноваци-

онной деятельности, использование потенциала институтов развития;

• развития системы межгосударственного регулирования инновационной деятельности, устранение возможных правовых и административных барьеров, создание условий для постепенной гармонизации и развития национальных систем нормативноправового регулирования инновационной деятельности, стандартизации и сертификации продукции (услуг) в сфере разработки и производства высокотехнологичной наукоемкой продукции (услуг), технического регулирования и саморегулирования. Достижение целей Программы, подпрограмм, отдельных мероприятий и инновационных проектов оценивается системой конечных эффектов и результатов и соответствующих им стратегических, программных и оперативных целевых показателей.

Реализация сформулированных в Программе целей и задач будет способствовать:

• обеспечению экономической, продовольственной, энергетической и экологической безопасности, стабильному и сбалансированному экономическому развитию;

• производству наукоемких, конкурентоспособных товаров и услуг за счет повышения качественного уровня инновационности и экологичности, уменьшения энерго-, материало- и фондоемкости производства;

• рациональному и эффективному использованию природных, сырьевых и инвестиционных ресурсов за счет применения инновационных технологий;

• повышению глобальной конкурентоспособности национальной экономики через укрепление позиций государств Содружества в новой архитектуре мировой хозяйственной системы, с которыми мировое сообщество будет сотрудничать на справедливых паритетных условиях;

• решению национальных задач государств - участников СНГ по обеспечению благосостояния населения и повышению качества жизни, приблизив их к социальным стандартам развитых стран;

• выполнению международных социальных стандартов на уровне не ниже 75% уровня индустриально развитых стран мира.

В целях подготовки указанной выше программы в ноябре 2009 г. Советом глав правительств СНГ утверждены Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, которые рекомендованы в качестве базового документа при разработке Программы.

Для реализации указанного выше Решения Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г. Экономический совет СНГ 19 июня 2009 г. создал рабочую группу по разработке проекта Программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для разработки Программы в государствах -участниках Программы — это Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина создана соответствующая инфраструктура, в частности, определены национальные государственные заказчики и разработчики Программы.

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

Для организации координации деятельности национальных государственных заказчиков, обеспечения согласованных действий по подготовке Программы в мае 2010 г. Решением Совета глав правительств СНГ определен заказчик-координатор Программы — Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Российская Федерация).

Для координации работы национальных разработчиков Экономический совет СНГ 17 июня 2010 г. определил головного разработчика Программы. Им стал Государственный университет - Высшая школа экономики.

В мае 2011 г., подготовленный головным разработчиком Программы в кооперации с национальными разработчиками предварительный проект Программы был рассмотрен Советом глав правительств СНГ, который поручил продолжить разработку Программы и представить его на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ, включив в проект перечень первоочередных мероприятий по реализации Программы начиная с 2012 г.

Четкая мотивация перечня первоочередных мероприятий, определение необходимой ресурсной базы и исполнителей являются залогом успешного решения задач Программы.

При этом разработчикам Программы необходимо осознавать, что успешная реализация Программы возможна только при наличии:

1. Строго выстроенной, работоспособной системе

управления (система управления).

В проекте Программы определены основополагающие принципы организации системы управления

Программой, в соответствии с которыми разработана и представлена система управления будущей программы (рис. 2), основными элементами которой являются:

а) Наблюдательный совета Программы, функции которого выполняет Межгосударственный Совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. Он осуществляет координацию деятельности, принимает решения стратегического характера, в том числе об организации, направлениях и формах поддержки программных мероприятий и проектов, осуществляет контроль за исполнением решений высших уставных органов СНГ в процессе реализации Программы;

б) Межгосударственный центр инновационного сотрудничества государств - участников СНГ (далее — Межгосударственный инновационный центр) — оператор Программы, который формируется консорциумом уполномоченных правительствами государств - участников СНГ национальных институтов развития с целью управления операционной деятельностью Программы, оперативного решения вопросов реализации программных мероприятий и инновационных проектов, привлечения источников внебюджетного финансирования;

в) Межгосударственный Фонд инновационного развития и сотрудничества СНГ (далее — Фонд инновационного развития) — межгосударственный институт развития — инструмент аккумулирования финансовых средств и управления финансовыми ресурсами Программы, создаваемый консорциумом национальных институтов развития по решению Совета глав правительств СНГ для обеспечения жизнедеятельности, устойчивости

Совет глав Правительств СНГ

Элементы инфраструктуры

• Координационные советы ТП.

• Центры превосходства.

• Центры коммерциализации.

• Контактные центры.

• Центр координации

и методического обеспечения системы долгосрочного прогнозирования.

• Квалификационный совет.

• Агентство по аккредитации образовательных программ.

• Агентство академической мобильности.

• Экспертный совет

при операторе Программы

Рис. 2. Система управления Программой (проект Межгосударственной программы инновационного сотрудничества г

осударств - участников СНГ на период до 2011 г.)

Рис. 3. Схема управления межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.

и эффективности Программы и стимулирования хозяйствующих субъектов к участию в ней. Распорядитель средствами Фонда — Межгосударственный инновационный центр — оператор Программы.

Сопоставление заявленных в проекте Программы принципов управления с предложенной схемой управления показывает, что в какой-то степени достигается принцип разделение ключевых управленческих функций между различными звеньями системы управления реализацией Программы, но необходимо заметить, что:

• Совет глав правительств СНГ и Экономический совет СНГ не являются по своему статусу элементами системы управления Программой, а являются Уставными органами СНГ;

• в международной практике принятие решения о реализации инновационного проекта, программы принимается на основании заключения независимой международной комиссии, а в предложенной структуре управления Программой экспертный совет входит в состав оператора Программы, что в принципе, носит коррупционный характер;

• прозрачность механизма принятия решений и мониторинга хода реализации программных мероприятий и инновационных проектов, обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев для

оценки и выбора основных приоритетов межгосударственного инновационного сотрудничества и критических технологий формы контрактов и отчетов, процедуры мониторинга выполнения мероприятий Программы), а также обеспечение участия в управлении реализацией Программы представителей национальных государственных заказчиков и национальных разработчиков, международных и межгосударственных инвесторов, отраслевых органов Содружества, а также представителей бизнеса и науки возможно при условии формирования оператора Программы как межгосударственного института в соответствии с Решение Совета глав правительств СНГ, с утверждением положения о нем на подобие Центра высоких технологий Евразийского экономического сообщества. Необходимо напомнить, что на восьмом заседании Рабочей группы по разработке проекта Программы, которое состоялось в декабре 2010 г. была подготовлена схема управления Программой и одобренная членами Рабочей группы была направлена в правительства государств - участников Программы (рис. 3).

Исходя из выше изложенного перечень первоочередных мероприятий по разделу «система управления» должен содержать мероприятия по ее созданию (разработка и утверждение соответствующих документов по элементам структуры системы Программы, согласованной государствами - участниками Программы).

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

Одним из основных элементом структуры системы управления Программой должен быть экспертный совет Программы, который должен быть сформирован на базе Рабочей группы по разработке проекта Программы. Решение о его создании и положение должно утверждаться Советом глав правительств СНГ.

2. Пилотной нормативной правовой базы или межгосударственных документов Содружества, обеспечивающих запуск Программы (нормативная база). При этом на начальном этапе пилотная нормативная правовая база обеспечивает «стыковку» национальных законодательств государств - участников Программы в научно-технической и инновационной сферах.

В дальнейшем же при инновационной модели экономического развития, усилении степени интеграции, укреплении Таможенного союза путем вступления в него государств - участников Программы и формировании с их участием Единого экономического пространства возможна гармонизация национальных законодательств.

Важным элементом в формировании законодательной базы Программы является принятие межгосударственного документа типа межгосударственного инновационного кодекса, в котором должно быть юридически закреплено решение следующих проблемных в Содружестве тем:

• по критериям, механизмам создания, регистрации и функционирования инновационных межгосударственных институтов, организаций и предприятий по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2020 г. (далее — Программа) на основе государственного частного партнерства;

• определению механизмов и критериев капитализации межгосударственной промышленной интеллектуальной собственности в целях ее оценки и постановки на баланс предприятий, а также использования в качестве банковского залога для получения в рамках Программы кредитных ресурсов или межгосударственных гарантий для реализации межгосударственных инновационных проектов;

• механизмам и критериям, регулирующих права на интеллектуальную собственность и законодательно обеспечивающие баланс интересов заказчика, исполнителя и автора результатов интеллектуальной деятельности;

• условиям и критериям использования механизма проектного финансирования при реализации межгосударственных инновационных проектов в рамках Программы;

• механизмам формирования и функционирования в Содружестве Независимых Государств межгосударственных технологических платформ;

• механизмам создания и функционирования межгосударственного рынка инновационной продукции, формирования межгосударственной информационно-коммуникационной среды, создания межгосударственной базы данных государств - участников СНГ результатов интеллектуальной деятельности;

• использованию результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет национальных бюджетов и получения соответствующих доходов по результатам деятельности межгосударственных институтов, организаций и предприятий в рамках реализации Программы;

• механизмам налоговых льгот и преференций межгосударственным институтам, организациям и предприятиям, осуществляющим разработку и освоение производства инновационной продукции в ходе реализации межгосударственных инновационных проектов Программы.

Необходимо особо отметить, что главным условие при принятии указанного выше межгосударственного документа должно быть его применение в государствах - участниках Программы в ходе ее реализации, как это принято в ЕС. В этом случае возможно формирование межгосударственного инновационного пространства Содружества, как итог выполнения Программы, и как следствие этому создание межгосударственного рынка высокотехнологичной продукции и услуг государств - участников СНГ.

Таким образом, перечень первоочередных мероприятий по разделу «нормативная база» должен содержать перечень и сроки утверждения соответствующих документов.

3. Методологической базы Программы, обеспечивающей проведение объективной оценки качества выполнения Программы, достижения программных показателей и индикаторов, эффективности затраченных материальных и финансовых средств (методология).

Таким образом, перечень первоочередных мероприятий по разделу «нормативная база» должен содержать перечень методологических документов, ответственных за разработку, сроки и уровень их утверждения.

4. Согласованной государствами - участниками Программы системы адресного финансирования программных мероприятий и реализуемых из программного перечня адресных пилотных инновационных проектов или межгосударственных отраслевых технологических платформ (финансы). При этом государства - участники Программы

при формировании национальных бюджетов должны законодательно закрепить (начиная с формирования бюджета 2012 г., раздел «Международная деятельность») финансирование первоочередных программных мероприятий, что соответствует мировой практике инновационного развития — роль и участие государства в финансировании первоначальных этапов инновационной деятельности.

В национальных бюджетах должно быть также предусмотрено возможное финансовое участие органов исполнительной власти (государственных национальных заказчиков Программы, определенных в каждом государстве - участнике Программы) в реализации адресных пилотных инновационных проектов из программного перечня или межгосударственных отраслевых технологических платформ.

Участие инвесторов в реализации адресных пилотных инновационных проектов из программного

перечня или межгосударственных отраслевых технологических платформ осуществляется как с учетом пилотной нормативной правовой базы Программы, так и в соответствии с национальным законодательством.

Таким образом, первоочередные мероприятия по разделу «финансы» должен содержать мероприятия, перечень исполнителей, расчеты, сроки выделения бюджетных ассигнований для финансирования первоочередных программных мероприятий, а также перечень финансовых механизмов, одобренных в правительствах участниках Программы в целях привлечения органами управления Программы внебюджетных средств и инвесторов.

Важным связующим звеном в развитии инновационного сотрудничества государств - участников СНГ является наличие эффективно действующего отраслевого органа СНГ, а именно Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (далее — Совет), решение о создании которого было принято Советом глав правительств СНГ в ноябре 2009 г.

Он является постоянно действующим координирующим органом отраслевого сотрудничества СНГ, осуществляющим свою деятельность в пределах полномочий, делегированных ему государствами -участниками Соглашения, и подотчетен Совету глав правительств и Экономическому совету Содружества Независимых Государств.

Совет создан в целях содействия координации процессов межгосударственного инновационного сотрудничества государств - участников СНГ.

Совет разрабатывает вопросы формирования межгосударственного научно-технического и инновационного пространства, определяет приоритетные направления и формы сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, принимает в пределах своей компетенции, а в необходимых случаях подготавливает и вносит в установленном порядке на рассмотрение глав государств и глав правительств государств - участников СНГ проекты документов, связанных с решением задач межгосударственного научно-технического и инновационного сотрудничества.

Основными направлениями деятельности Совета являются:

• координация научно-технической и инновационной политики в целом и ее отдельных компонентов;

• формирование в государствах - участниках Соглашения финансово-экономических механизмов поддержки совместных научно-технических и инновационных программ и проектов;

• разработка рекомендаций по развитию новых форм сотрудничества, в том числе государственной поддержки, содействующих эффективному использованию научно-технического и инновационного потенциалов государств при реализации совместных программ;

• разработка рекомендаций по формированию благоприятных условий для развития прямых связей между научно-исследовательскими и инновационно-техническими организациями, учеными и специалистами государств - участников СНГ.

Основные функции Совета:

• проведение мониторинга и оценка состояния научно-технического и инновационного потенциалов государств - участников СНГ;

• анализ проблем, связанных с развитием межгосударственного научно-технического и инновационного сотрудничества государств - участников СНГ;

• определение приоритетных направлений сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах государств - участников Соглашения;

• подготовка общих рекомендаций по оказанию государственной поддержки науки, технологий и инноваций в государствах - участниках Соглашения;

• подготовка ежегодных докладов о развитии межгосударственного научно-технического и инновационного сотрудничества государств - участников СНГ, а также других аналитических, информационных и печатных изданий, посвященных этой тематике;

• координация совместных научных исследований и разработок при согласии государств - участников СНГ, участвующих в их проведении.

В состав Совета входят по одному представителю (руководитель или заместитель) органа исполнительной власти, отвечающего в государстве - участнике СНГ за научно-техническое и инновационное развитие, а также руководитель Международной ассоциации академий наук.

В настоящее время на одну из ведущих позиций в межгосударственном инновационном сотрудничестве государств - участников СНГ выходит региональная инновационная политика, которая становится одним из звеньев формирования национальной инновационной системы.

Региональная среда во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на современном мировом рынке.

Постепенно уходит эпоха крупного стандартизированного производства, в котором доминируют крупные, в том числе транснациональные компании, которые ориентированы на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт.

Приходит новая эпоха — эпоха «нестандартизи-рованного», наукоемкого производства, в котором не масштабы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения, создания и продвижения на рынок принципиально новых товаров. Здесь малый и средний бизнес начинает играть доминирующую роль как наиболее приспособленный к быстрой смене технологий продуктов, который может создать конкурентоспособную продукцию при многократно более низких капиталовложениях и который может быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике региональные союзы ученых, предпринимателей и местной администрации являются значительным фактором достижения успеха на рынке.

Поэтому региональная инновационная политика представляется важным шагом на пути создания на-

ИННОВАЦИИ № 10 (156), 2011

циональной инновационной системы государств -участников СНГ, в которой выделяются: приграничные регионы государств Содружества, где инновационная политика в основном строится в зависимости от ориентации на экспорт на внешние близлежащие рынки, отдаленные от центра и депрессивные регионы, где в основном возникает потребность в преодолении кризиса отставания за счет новых технологических решений по снижению затрат или создания принципиально новых товаров и появления новых компаний по их производству

Несмотря на относительную новизну темы региональной инновационной политики, модель взаимодействия регионального и национального уже формируется в рамках Содружества Независимых государств.

Основу межгосударственной правовой базы регионального инновационного сотрудничества в

Interstate innovative space — the base Cooperation of the states - Participants of the CIS A. N. Boyko.

CIS celebrates its 20th anniversary, and selects a strategic way of innovation development. The author explains this by saying that development proceeds according to the laws of the vital cycles, and so the Commonwealth to implement an increase to a rising wave of a new cycle should go to innovation development model.

The article describes aspects of the innovation process. The author offers a selection and consistent application of state and corporate inter-state program of innovative break through, the only way to overcome the effects of the global financial crisis, which in turn will ensure the competitiveness of domestic products, an innovative update extremely outdated capital stock. V. I. Muntiian indicates that for this purpose was developed a strategy of CIS economic development till 2020 which was approved by the Board of Heads of Government.

СНГ с 15 сентября 2004 г. составляет утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (далее — Концепция) и Конвенция по приграничному сотрудничеству государств - участников СНГ принятая решением Совета глав государств от 10 октября 2008 г.

Содействовать координации действий государственных и региональных органов власти в области регионального инновационного сотрудничества государств Содружества, инициировать разработку и осуществлять реализацию конкретных проектов будет созданный решением Совета глав государств СНГ Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничества государств - участников СНГ от 10 октября 2008 г.

Thus, in accordance with the decisions of the CIS Economic Council of 20.06.2008 and Council of CIS Heads of Government from 14.11.2008 work has begun on the Interstate Trust Program for Innovative Cooperation states -participants of the CIS up to 2020. The objectives which follow the main directions of long-term cooperation among states -participants of CIS in the sphere of innovation, namely, the creation of conditions for enhancing global competitiveness of the economies of — the CIS, its transformation into an innovative model of the economy, the priorities of economic development based on effective interaction between national innovation systems integrable innovation space.

Keywords: Civilizational development path, subsystem, Innovative, Development, innovation process, innovative breakthrough, innovative shift transformation, strategic, planning, geo-economic, geo-strategic, geopolitical interests, globalization, regionalization, Noosphere technological way, geo-financial technology, CIS Economic Development Strategy, Interstate Target Program for Innovative Cooperation States — CIS in 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.