Научная статья на тему 'О межгосударственном сотрудничестве прикаспийских государств в условиях деградации экосистемы Каспийского моря'

О межгосударственном сотрудничестве прикаспийских государств в условиях деградации экосистемы Каспийского моря Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
309
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Каспийское море / экосистема / биоресурсы / экологические проблемы / экологическая безопасность / устойчивое развитие / межгосударственное сотрудничество / правовой статус / Caspian Sea / ecosystem / biological resources / environmental problems / environmental safety / sustainable development / interstate cooperation / legal status

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомед Гаджиевич Касумов

В статье рассматриваются проблемы межгосударственного сотрудничества в сфере охраны среды Каспийского моря. Обозначены основные этапы сотрудничества прикаспийских стран, направленные на решение существующих проблем, рассмотрены правовые основы такой деятельности. Анализируя положения Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, автор отмечает ее достоинства и упущения. В заключение делаются выводы и даются предложения по совершенствованию правового механизма межгосударственного сотрудничества в сфере охраны вод Каспия, определены основные векторы дальнейшего развития сотрудничества в указанной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of interstate cooperation of the Caspian States in the Degradation of the Caspian Sea Ecosystem

The article deals with the problems of interstate cooperation in the field of protection of the environment of the Caspian Sea. The main stages of cooperation among the Caspian countries, aimed at solving existing problems, are outlined, the legal foundations of such activities are considered. Analyzing the provisions of the Convention on the legal status of the Caspian Sea, the author notes its merits and omissions. In conclusion, conclusions and proposals are made to improve the legal mechanism of interstate cooperation in the field of Caspian waters protection, the main vectors of further development of cooperation in this area are identified.

Текст научной работы на тему «О межгосударственном сотрудничестве прикаспийских государств в условиях деградации экосистемы Каспийского моря»

Трибуна студента

УДК 349.6 ББК 67

ЭО! 10.24411/2073-3313-2019-10089

О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В УСЛОВИЯХ ДЕГРАДАЦИИ ЭКОСИСТЕМЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ

Магомед Гаджиевич КАСУМОВ, студент Юридического института Дагестанского государственного университета

Научная специальность: 12.00.06 — земельное право, природоресурсное право;

экологическое право; аграрное право

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы межгосударственного сотрудничества в сфере охраны среды Каспийского моря. Обозначены основные этапы сотрудничества прикаспийских стран, направленные на решение существующих проблем, рассмотрены правовые основы такой деятельности.

Анализируя положения Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, автор отмечает ее достоинства и упущения. В заключение делаются выводы и даются предложения по совершенствованию правового механизма межгосударственного сотрудничества в сфере охраны вод Каспия, определены основные векторы дальнейшего развития сотрудничества в указанной сфере.

Ключевые слова: Каспийское море, экосистема, биоресурсы, экологические проблемы, экологическая безопасность, устойчивое развитие, межгосударственное сотрудничество, правовой статус.

Annotation. The article deals with the problems of interstate cooperation in the field of protection of the environment of the Caspian Sea. The main stages of cooperation among the Caspian countries, aimed at solving existing problems, are outlined, the legal foundations of such activities are considered.

Analyzing the provisions of the Convention on the legal status of the Caspian Sea, the author notes its merits and omissions. In conclusion, conclusions and proposals are made to improve the legal mechanism of interstate cooperation in the field of Caspian waters protection, the main vectors of further development of cooperation in this area are identified.

Keywords: Caspian Sea, ecosystem, biological resources, environmental problems, environmental safety, sustainable development, interstate cooperation, legal status.

Научный руководитель: Н.Ш. Гаджиалиева, доцент кафедры гражданского процесса Юридического института Дагестанского государственного университета

Особенностью современного этапа эволюции мировой биосистемы является то, что многие виды экономической деятельности человека все больше привязываются к приморским территориям. В таких районах стремительно растет численность населения, увеличиваются масштабы производственной деятельности, возрастает нагрузка на природную среду. В связи с этим сбалансированное развитие хозяйства, рациональное при-

родопользование и охрана окружающей среды в приморских районах, безусловно, являются приоритетными направлениями деятельности государства. Не является в этом плане исключением и Каспийское море, имеющее особый правовой статус.

Как верно отмечается в юридической литературе, среди ведущих проблем Каспийского моря можно назвать следующие экологические проблемы: истощение биологических ресурсов

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

моря, обусловленное деградацией экосистем, отсутствием на протяжении десятилетий четкой регламентации порядка и пределов использования биологических ресурсов Каспийского моря, непрекращающимся браконьерским ловом рыбы; загрязнение морской среды, связанное с возрастающей антропогенной нагрузкой на море, обусловленной активизацией на его акватории и берегах нефтегазовой деятельности в отсутствии правил, порядка и ответственности1.

Как отмечает Д. Катунин, имеются все основания говорить о постепенной деградации экосистемы всего Каспийского моря. Велика вероятность того, что устойчивость каспийской экосистемы износилась и приближается к порогу, перейдя который неизбежно возникнет нежелательная и необратимая деградация биоресурсов Каспийского моря2.

Практически все попытки межгосударственного сотрудничества на протяжении десятилетий не имели устойчивых позитивных результатов в основном из-за разногласий по правовому статусу Каспия, что тормозило решение вопроса о формате сотрудничества прикаспийских государств. Переговорный процесс затянулся настолько, что многие ученые уже заговорили о том, что к моменту начала сотрудничества на Каспии уже не останется объекта защиты со стороны прибрежных государств3.

Первым важным документом, который удалось принять в пятистороннем формате, стала Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция) от 4 ноября 2003 г. В обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития экосистемы Каспийского моря трудно переоценить значение данного международного правового акта. Конвенция задала основные и необходимые направления по регулированию негативного антропогенного воздействия на морскую среду Каспия и общие для прикаспийских стран подходы к охране и воспроизводству биологического потенциала Каспия.

Однако, несмотря на позитивный потенциал, заложенный в Тегеранской конвенции, в результате отсутствия концептуального решения базисных вопросов в этом документе результаты ее принятия не оправдали ожиданий. Она не в полной мере смогла активизировать природоохранное сотрудничество прикаспийских государств по защите экосистемы Каспия4.

На протяжении всех последующих лет велась напряженная работа по созданию системы взаимоотношений, обусловливающих ответствен-

ное отношение сторон к общему природному богатству. Важным ее итогом стало подписание Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря 20 сентября 2014 г.5.

Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря ознаменовало весьма положительную динамику в сотрудничестве прикаспийских стран по многим принципиально важным для экосистемы Каспия вопросам. Соглашение регламентирует проведение согласованных научных исследований, разработку мер по регулированию промысла совместных водных биологических ресурсов, разработку и реализацию краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ воспроизводства и сохранения совместных водных биологических ресурсов и среды их обитания, включая выпуск молоди осетровых видов рыб6.

На основе Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря создана Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и управлению их совместными запасами, которая наделена широким спектром полномочий, в том числе по принятию решений относительно спорных вопросов между странами по поводу использования биоресурсов Каспия.

Следует констатировать, что за последние двадцать лет Каспий стал важным объектом мировой политики, где переплетаются интересы самых разных региональных и внерегиональных сил. Его природоресурсный потенциал и географическое положение постоянно привлекали и привлекают внимание всех, кто заинтересован в своем присутствии в регионе и в использовании природных ресурсов Каспия7.

Все описанные факторы послужили причиной долгой и кропотливой работы над правовым статусом Каспийского моря. И наконец, историческое событие свершилось — документ, работа над которым велась 22 года, подписали лидеры России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана в г. Актау 12 августа 2018 г.

Документ имеет для прикаспийских стран первостепенную значимость. Подготовленная в ходе длившихся более 20 лет переговоров Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (далее — Конвенция) закрепляет исключительное право и ответственность прикаспийских государств за судьбу Каспийского моря, устанавливает четкие правила его коллективного использования.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Конвенция детально регламентирует различные вопросы, в том числе режим судоходства и рыболовства, принципы и гарантии военно-политического взаимодействия стран, научные исследования и прокладку магистральных трубопроводов.

При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Государства несут международно-правовую ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе Каспийского моря.

Конвенция установила основополагающие для сохранения экосистемы Каспия принципы, на которых будет базироваться дальнейшее сотрудничество стран, например, охраны природной среды Каспийского моря, сохранения, восстановления и рационального использования его биологических ресурсов; содействия проведению научных исследований в области экологии, сохранения и использования биологических ресурсов Каспийского моря и др.

В Конвенции предусмотрены пятисторонние регулярные консультации высокого уровня под эгидой министерств иностранных дел, проведение которых запланировано не реже одного раза в год поочередно в одном из прибрежных государств. Однако в данном документе не предусмотрено создание единого международного органа, который контролировал бы исполнение положений Конвенции.

Таким образом, прикаспийские государства сегодня перешли на новые рельсы сотрудничества, дан импульс началу долгого и сложного процесса реабилитации того, что было упущено за десятилетия.

Полагаем дальнейшая интеграция прикаспийских стран должна в ближайшие годы ориентироваться на обеспечение эффективной природоохранительной национальной политики прибрежных государств и на ее приведение в соответствие с принятой Конвенцией, разработку эффективных мер и механизмов, направленных на возобновление и воспроизводство водных биоресурсов и экосистемы Каспия, разработку и переход к использованию лишь экологически безопасных способов добычи нефти.

Для продуктивного решения обозначенных задач представляется целесообразным создание специального органа, имеющего международно-правовой статус, который будет осуществлять контрольно-инспекционные функции за исполнением положений Конвенции.

1 Баркелиев Т. Главные экологические проблемы Каспийского моря // Экспертиза. 2002.

2 Катунин Д. Отраслевая наука. Комплексный подход к проблемам Каспия. 2010 г. // http://www.Fishnews.ru

3 Жильцов С.С., Зонн И.С. Каспийский регион: география, экономика, политика, сотрудничество. М.: Эдэль-М, 2004.

4 Быстрова А.К. Проблемы транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М.: ИМЭМО РАН, 2009.

5 О подписании Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря: Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2014 г. № 1866-р // СЗ РФ. 2014. № 39. Ст. 5292.

6 Барскова Е.А., Шипулин С.Б. Роль биоресурсов среди других ресурсов Каспийского моря и управление ими // Вестник АГТУ. Сер.: Рыбное хозяйство. 2015. № 4.

7 Караваев А., Меджидов Ш., Цыганов О. Море новых возможностей // Известия.ру. 2009. Ноябрь.

Библиографический список

1. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (Актау, 12 августа 2018 г.). // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5328

2. Баркелиев Т. Главные экологические проблемы Каспийского моря // Экспертиза. 2002.

3. Барскова Е.А., Шипулин С.В. Роль биоресурсов среди других ресурсов Каспийского моря и управление ими // Вестник АГТУ. Сер.: Рыбное хозяйство. 2015. № 4.

4. Быстрова А.К. Проблемы транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М.: ИМЭМО РАН, 2009. 96 с.

5. Жильцов С.С., Зонн И.С. Каспийский регион: география, экономика, политика, сотрудничество. М.: Эдэль-М, 2004. 637 с.

6. Зейналова К.З. Экологическое состояние Каспийского моря и охрана ее акватории от загрязнения нефтепродуктами // Приволжский научный вестник. 2015. № 4-2 (44).

7. Караваев А., Меджидов Ш., Цыганов О. Море новых возможностей // Известия.ру. 2009. Ноябрь.

8. Катунин Д. Отраслевая наука. Комплексный подход к проблемам Каспия. 2010 г. // http:// www.Fishnews.ru

9. Темирбулатов А.М. Проблема международно-правового статуса Каспийского моря в контексте международных территориальных споров: институциональные соглашения и поиски институционального решения // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 1. C. 76-84.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.