А.Ж. КАПАРОВА
младший научный сотрудник Института государства и права КазГЮУ
ДВУСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И РЕЖИМ ЗАПОВЕДНОЙ ЗОНЫ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
С момента приобретения независимости Республика Казахстан стала активно принимать участие в международно-правовом отношении в сфере охраны окружающей среды. Одним из традиционных форм такого сотрудничества являются двусторонние договоры Казахстана с другими государствами.
Сегодня Республика Казахстан заключила двусторонние договоры в сфере охраны окружающей среды со следующими государствами: Российской Федерацией, Азербайджаном, Туркменистаном, США и т.д.
В целях обеспечения экологической безопасности, на наш взгляд Республика Казахстан в первую очередь, должна активно развивать международно-правовые отношения в сфере охраны окружающей среды с соседними государствами. Отметим, что Казахстан, как стратегический и ближайший союзник России в Центрально-Азиатском регионе, занимает одно из наиболее важных мест во внешнеполитических ориентирах Российской Федерации. На сегодняшний день среди интересов России в Казахстане особое место занимает проблема Каспийского моря. Известно, что основные направления политики России на Каспии согласно Концепции внешней политики Российской Федерации состоят в том, что «Россия будет добиваться выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга»1.
На этом фоне можно заметить, что проблема загрязнения окружающей среды Каспийского моря стала значимой проблемой для Республики Казахстан и Российской Федерации.
Из истории Каспийского моря известно, что статьи договоров 1921-1940 гг. по Каспию перестали действовать уже в советское время. В этой связи почти все прикаспийские государства были единодушны во мнении, что в советский период международно-правовой статус Каспия не сложился, а если и формировался, то в ошибочном
направлении. Поэтому к выработке нового статуса Каспия одновременно приступили все каспийские государства. С 1992 года они фактически заложили фундамент многосторонних отношений и переговоров. Этот процесс продолжается и по сей день, также параллельно протекают двусторонние встречи и переговоры.
Таким образом, в начале 90-х годов XX столетия стали складываться многосторонние и двусторонние связи прикаспийских стран, приступивших к поиску компромисса в определении статуса бассейна: "является ли Каспий "морем" или "озером"? Вокруг этого основополагающего вопроса развернулись дискуссии. От исхода зависел принцип раздела — пространства, дна, биологических и минеральных ресурсов Каспийского моря.
Сегодня позиции России и Казахстана в принципе совпадают в проблеме раздела Каспия на секторы. Между сторонами заключен ряд соглашений, регламентирующих их взаимодействие по данному блоку вопросов. В январе 1998 года было подписано российско-казахстанское Заявление, в котором говорилось, что «достижение консенсуса предстоит найти на условиях справедливого раздела дна Каспия при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды».
Прикаспийские страны на одной из первых встреч в феврале 1992 года подписали Соглашение «О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды». Статья 1 этого соглашения гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей среды». В том же 1992 году по статусу Каспия было принято важное решение об объявлении его зоны единым экологическим комплексом, требующим совместного сотрудничества в области охраны и регулирования биологических ресурсов моря. Известно также, что важным результатом такого сотрудничества стала Комиссия по водным биоресурсам Каспийско-
1 Дипломатический вестник МИД РФ. №8, 2000.
го моря (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Россия), созданная в 1992 году. Данная Комиссия является межведомственным органом, ее решения осуществляется на добровольной основе. Комиссия регулирует следующие вопросы: рассмотрение правил рыболовства, обсуждение рекомендаций по улучшению экологических условий бассейна, по воспроизводству и сохранению биологических ресурсов. В 2002 году Иран вошел в состав Комиссии, и это стало толчком к повышению уровня Комиссии. Следует отметить, что после присоединения Ирана в состав Комиссии сразу же пошли переговоры о повышении уровня Комиссии до межправительственной и расширения ее полномочий.
6 июля 1998 года состоялся рабочий визит Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в Российскую Федерацию, где президенты обсудили актуальные вопросы казахстанско-россий-ского сотрудничества на Каспийском море: «Стороны будут всемерно способствовать сохранению уникальной экологической системы Каспийского бассейна, прилагая усилия к подписанию всеми прикаспийскими государствами Соглашения о сохранении, воспроизводстве и рациональном использовании биологических ресурсов Каспийского моря»1. Стороны решили подписать Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Это было важным моментом в сотрудничестве двух государств.
Сегодня необходимо упомянуть, что наиболее приемлемым выходом в создававшейся ситуации, в сфере экологической охраны Каспия, явились именно двусторонние договоренности прибрежных государств. Тем более что преобладающая часть современных проблем окружающей среды имеет двусторонний характер. При этом за некоторым исключением двусторонние переговоры являются гораздо более эффективными, чем многосторонняя дипломатия, причем проблема государств, идущих на компромиссы по несоот-носимым проблемам как условии их сотрудничества, могут принять форму многосторонней дипломатии, которая минимизируется двусторонними переговорами.
Однако несмотря на такие доводы, позиция Казахстана на начальном этапе не придержива-
лась двусторонних соглашений по решению всех вопросов сотрудничества на Каспийском море в том числе и вопросов экологии считалось, что без разрешения его правового статуса «все решения будут наталкиваться на нерешенность главного вопроса, при этом любые попытки закрепить в отдельных соглашениях по направлениям сотрудничества важные элементы правового режима до его определения в специальной конвенции или договоре непродуктивны и противоречат здравому смыслу»2, о чем было заявлено Казахстаном на международной конференции в городе Алма-ты 15 мая 1995 года представителями соседних государств. В дальнейшем такая позиция Казахстана перешла на сторону двусторонних договоренностей, в особенности после Московского соглашения о делимитации морского дна северного участка Каспия.
Так, 14 августа 1998 года во время встречи Президента Республики Казахстан с главой МИД Ирана, Н.А.Назарбаев выразил готовность продолжать рассматривать вопрос по Каспию только на двусторонней основе, в случае если возникнут препятствия в переговорах на пятисторонней основе3.
Одним из таких случаев является заповедная зона в северной части Каспийского моря, поскольку территория заповедной зоны расположена на территории Республики Казахстан и Российской Федерации, следовательно, необходимо для начала рассмотреть двусторонние соглашения существующие между этими двумя государствами в области охраны природной среды Каспийского моря. Таковым является Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года между Казахстаном и Россией, ратифицированная Законом Республикой Казахстан от 14 ноября 2002 года.
Согласно данному Соглашению Стороны, учитывая значение существующих заповедных зон для сохранения и восстановления биологических ресурсов Каспийского моря, признавая важность проведения совместных научных исследований и необходимость соблюдения особых экологических требований при разведке и разработке минеральных ресурсов дна и недр северной части Каспийского моря, учитывая взаимную заинтересован-
1 Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерации о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (Москва, 6 июля 1998 г.), ратифицированное Законом Республики Казахстан от 14 ноября 2002 года №356-11.
2 Выступление Гиззатова В.Х. на международной конференции в г.Алматыг 15 мая 1995 года.
3 Арткужинов Б. Казахстанско-Иранские консультации обнаружили сближение позиций по статусу Каспия// «Па-норама».-1998.-№32, 21 августа.
ность в создании правовой основы деятельности обоих Сторон по разработке недр северной части Каспийского моря договариваются, что «дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, разграничиваются между Сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности Сторон» (ст.1). Модифицированная срединная линия базируется на основе равного удаления от согласованных базисных линий, она включает в себя участки, которые не являются равностоящими от базисных линий и определяются с учетом островов, геологических структур, а также с учетом других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат.
Прохождение модифицированной срединной линии определяется при помощи отсчета от точек на побережьях РК и РФ с учетом островов, исходя из уровня Каспийского моря на 1 января 1998 года, равного отметке - 27 метров Балтийской системы высот.
Статья 6 Соглашения закрепляет, что «Стороны защищают и сохраняют экологическую систему Каспийского моря и все еекомпоненты. В этих целях Стороны самостоятельно или совместно принимают всевозможные меры и сотрудничают для сохранения биологического разнообразия Каспийского моря, предотвращения, сокращения загрязнения из любого источника и обеспечения контроля над состоянием природной среды Каспия». Причем «вопросы, связанные со свободой судоходства и полетов, прокладки и использования подводных кабелей, трубопроводов и иными видами использования Каспийского моря будут урегулированы отдельными двусторонними и многосторонними соглашениями прикаспийских государств после заключения и на основании Конвенции о правовом статусе Каспийского моря» (ст. 5). Ярким примером этому является проект Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспия, инициатором которой выступила Россия в 1991 году, к сожалению, не реализованная на сегодняшний день.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что согласно данному международно-правовому акту территориальный раздел северной части Каспийского моря пройдет только по дну и
не будет затрагивать воды над ним. Отсюда следует, что если такой подход будет практически реализован участниками указанного Соглашения и согласован с остальными прикаспийскими государствами, он позволит обеспечить сохранение в общем пользовании прикаспийских государств толщи и поверхности Каспия при разграничении его дна на части.
С экологической точки зрения такой подход представляется наиболее корректным. Он позволит в принципе рассматривать этот специфический замкнутый международный водоем, как юридически единую экосистему, где проблемы, связанные с охраной окружающей среды, будут решаться на основе взаимопонимания, добрососедства и сотрудничества.
К сожалению, на сегодня нет полной уверенности в последовательном осуществлении этого подхода. Неосторожные заявления и действия политиков, преследующих отличные от экологических цели, ставят под сомнение возможность его реализации и могут даже спровоцировать секторальный раздел водоема или его части. Другую крайность представляет собой подход, согласно которому ресурсы Каспия должны использоваться совместно всеми прикаспийскими государствами и не делиться по национальным секторам.
Следует отметить, что 29 ноября 2001 года во время юбилейного саммита СНГ президенты Азербайджана и Казахстана подписали Соглашение «О разграничении дна Каспийского моря»1 по срединной линии, которая строится на основе равного удаления от исходных базовых точек на береговой линии и островах. Координаты исходных базовых точек определяются исходя отметке -28 метров Балтийской системы высот. Азербайджан, отстаивавший позицию раздела дна, водной толщи и воздушного пространства на ней, согласился с мнением Казахстана и России «делим дно - вода общая». В результате во время визита Президента РФ В.В.Путина в Баку 8-9 января 2001 года стороны подписали Совместное заявление «О принципах сотрудничества на Каспийском море»2.
Между тем 18 мая 1996 г. Россия и Иран разработали и заключили Соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. В этом двустороннем Соглашении стороны установили запрет на морской промысел осетровых и использовали некоторые положения конвенций по морскому праву. Например, стороны признали, что го-
1 Айдарбаев С.Ж. «Сравнительно-правовая характеристика двусторонних договоров Казахстана с Россией и Азербайджаном».
2 Ахмед Бутаев «Проблема правового статуса Каспийского моря» // Сайт http: www.wep.ru от 13.06.2002.
сударства, в реках которых образуются запасы осетровых и других проходных видов рыб, в первую очередь заинтересованы в таких запасах, нг-сут за них первоочередную ответственность и исходят из того, что промысел осетровых рыб осуществляется только в реках и их устьях.
На прошедшей встрече президентов Респуб-лии Казахстан и Росийской Федерации в январе 2006 года в Санкт-Петербурге был принят протокол по границе Северного Каспия, где Н.А.Назарбаев заявил: «Нам предстоит сегодня принять протокол окончательный по границе Северного Каспия, который дает старт совместной работе на Курмангазинском, Центральном и Волынском - трех крупнейших месторождениях, где по принципу «пятьдесят на пятьдесят» будут работать казахстанские и российские компании»1. В свою очередь, отсюда следует, что разведочные работы на Северном Каспии будут проводиться, значит, проблемы с экологией как в заповедной зоне, так и во всем Каспии еще предстоят.
Сегодня мы все чаще говорим об экологических проблемах Каспийского моря, но, к сожалению, не предпринимаем достаточно мер для устранения этих проблем. Так, в мае 2006 года было зафиксировано очередное ЧП на Каспии. На поверхности воды было замечено нефтяное поле. Специалисты выяснили, что нефть выходила на поверхность воды из затопленной скважины на месторождении Прибрежное2. В результате данного ЧП погибло большое количество тюленей и осетровых рыб. Специалисты утверждают, что только на территории Атырауской и Мангистаус-кой областях в прибрежной зоне под водой находятся 150 старых скважин. Конечно, надо отметить, что с 2004 года Правительство РК выделяет средства на консервацию затопленных скважин, но, увы, в Казахстане нет ни одного специализированного предприятия, которые бы занимались консервацией затопленных скважин.
Отметим, что вопрос правового режима заповедной зоны в северной части Каспия, это проблема не только Республики Казахстан и Российской Федерации, но и всех прибрежных стран. Поэтому одним из первых шагов в направлении двустороннего сотрудничества Казахстана стал договор о дружеских отношениях и сотрудниче-
стве с Туркменистаном 17 мая 1993 года3, где в статье 11 «Высокие Договаривающиеся Стороны согласовывают свои усилия по всестороннему и рациональному использованию потенциальных ресурсов Каспийского моря», а в статье 12 договора говорится, что «Стороны придают приоритетное значение обеспечению экологической безопасности, действуя в соответствии с двусторонними и многосторонними договорами». Тем самым Республика Казахстан и Туркменистан, как государства, имеющие самую большую площадь водной акватории Каспия, подтвердили приверженность международным принципам по обеспечению экологической безопасности моря. На сегодняшний день Казахстан не имеет договоренности с Ираном. Учитывая данное обстоятельство, Казахстану следовало бы взять на себя инициативу с целью решения такой задачи, тем более экологическая ситуация на Каспии требует скорейшего разрешения.
Следующим не менее важным шагом в двустороннем сотрудничестве по Каспийской проблеме является Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой «О разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой» подписанная 18 ноября 2001 года в Москве4. Согласно данному Соглашению, Стороны согласились, что «дно Каспийского моря и его недра разграничиваются между Сторонами по срединной линии, которая строится на основе равного удаления от исходных базовых точек на береговой линии и островах». Согласно Соглашению, Стороны осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Каспийского моря, прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну Каспийского моря, создания искусственных островов, ферм, дамб, эстакад, платформ и иных инженерных сооружений, а также другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне.
23 сентября 2002 года в Москве было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой «О разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря»5. Соглашение явилось логическим про-
1 Новости Агентства «Хабар» // Сайт http: www.khabar.kz
2 ЧП на Каспии. Новости Агентства «Хабар» // Сайт http: www.khabar.kz
3 Договор о дружеских отношениях и сотрудничестве с Туркменистаном 17 мая 1993 года.
4 Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой «О разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой» (Москва, 29 ноября 2001 года).
5 Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой «О разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря» от 23 сентября 2002 года.
должением Совместного заявления Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море, подписанное 9 января 2001 года. Соглашение предусматривает, что дно Каспийского моря и его недра разграничиваются между Сторонами на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек и модифицированной по договоренности сторон.
Как мы видим, прибрежные государства заняты разделением дна в целях разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Каспийского моря. Эту проблему решают как на двустороннем, так и на многостороннем уровне сотрудничества. Так, в г. Алматы 14 мая 2003 года было подписано трехстороннее Соглашение между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан «О точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря». В вышеперечисленных международно-правовых актах можно увидеть, что основной задачей прибрежных государств является нефть и газодобыча. Ну а проблемы экологии на Каспии, сохранение уникального подводного живого мира отходят на второй план.
Учитывая данное обстоятельство, хотелось бы рассмотреть следующий международно-правовой акт. Это совместное заявление Российской Федерации и Исламской Республики Иран по правовому статусу Каспийского моря, подписанное 12 марта 2001 года в Москве. Согласно данному заявлению, «Стороны развивают сотрудничество на Каспийском море в различных областях посредством разработки необходимых правовых механизмов»1. «Все решения и договоренности, касающегося и режима использования правового статуса Каспийского моря, будут иметь силу только в том случае, если они будут приняты с общего согласия пяти прикаспийских государств». Стороны отмечают, что с учетом растущего загрязнения, а также увеличивающейся опасности разрушения его экологии и исчезновения уникальных биоресурсов, забота и сохранение в должном экологическом состоянии Каспийского моря - дело коллективной ответственности прибрежных государств. Также на встрече Стороны заявили о своем неприятии прокладки по дну моря любых транскаспийских нефте- и газопроводов, являющихся опасными
в экологическом отношении в условиях чрезвычайно активной геодинамики. Стороны утверждают принцип ответственности прикаспийских государств за ущерб, причиненный природной среде Каспия.
Рассматривая двусторонние международно-правовые акты между прибрежными государствами можно заметить, что на сегодня между Республикой Казахстан и Российской Федерацией нет ни одного соглашения по заповедной зоне в северной части Каспийского моря, который определял бы режим и статус заповедной зоны, где устанавливались бы конкретные меры по сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов на Северном Каспии. Хотя следует отметить, что в 1991 году Российская Федерация подготовила проект Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспия, который все еще находится на стадии рассмотрения государствами.
Известно, что в конце 50-х годов в СССР вышел строжайший запрет на морской лов осетровых, которых разрешалось ловить только во время нереста в таких крупных реках, как Волга, Урал, Терек. Делалось это не с целью ущемить какую-то из республик в правах, а по настоянию ученых.
В море нагуливается молодь, находящаяся в ней икра недостаточно зрелая, то есть не соответствует товарным стандартам2. Поскольку окончательное согласование и заключение пяти-стороннего Соглашения по биоресурсам Каспия затягивалась, Россия и Иран разработали и 18 мая 1996 года заключили Соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. В этом двустороннем Соглашении в принципиальном плане предусмотрен запрет на морской промысел осетровых. По Соглашению Стороны признают, что государства, в реках которых образуются запасы осетровых и других проходных видов рыб, в первую очередь заинтересованы в таких запасах, несут за них первоочередную ответственность и исходят из того, что промысел осетровых рыб осуществляется только в реках и их устьях. Известно, что запрет на морскую ловлю проходных и других видов рыб широко применяется в международной практике государств.
Как отмечает А.Н.Вылегжанин, свобода рыболовства в открытом море становится все более регламентируемой. К жестким предписаниям региональных договоров о запрете промысла в от-
1 Совместное заявление Российской Федерации и Исламской Республикой Иран по правовому статусу Каспийского моря, подписанное 12 марта 2001 года.
2 Вестник Каспия, №1, 2002.
крытом море анадромных, к решению Международной китобойной комиссии о моратории на бой китов (за некоторыми исключениями), Соглашением 1995 года добавлены весьма конкретные ограничительные условия промысла в открытом море трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих видов.
Вопрос заповедной зоны в северной части Каспия остается до сих пор открытым. Он не будет решен до тех пор, пока не будут созданы конкретные механизмы по защите морской среды всего Каспия. Конечно, нельзя говорить о провале региональной системы на Каспийском море, тем более, если эта система только недавно начала работать, но и оправдывать ееме-ханизмы нельзя в условиях трудного для Каспия времени, когда решение экологических проблем является первостепенной задачей. Теперь можно убедительно утвердить, что все проблемные ситуации на Каспии действительно упираются в неопределенность его правового статуса. Отсюда вытекают многие проблемы, в том числе и вопрос режима заповедной зоны. Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что на сегодняшний день для решения целого комплекса проблем на Каспии необходимо в первую очередь установить его правовой статус. Отсюда можно полагать, что определение правого статуса Каспийского моря позволит прибрежным государствам вести устойчивую региональную политику в отношении всех проблем. Ну а что же касается употребления таких терминов, как «море» и «морской» в названии и в тексте Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря, то данной проблеме посвящена статья 37 «Отношение к переговорам по правовому статусу Каспийского моря» Конвенции. Статья 37 гласит: «Никакие положения настоящей Конвенции не интерпретируются как предопределяющие результат переговоров по правовому статусу Каспийского моря».
По этому случаю возникает следующий вопрос, - какой же статус Каспийского моря станет более приемлемым для режима заповедной зоны Северного Каспия?
Что касается двусторонних соглашений прикаспийских стран в области охраны окружающей среды, то договоры Казахстана с Туркменистаном и Россией, о чем шла речь раннее, требуют дальнейшей правовой регламентации, так как они провозглашают приверженность принципам сотрудничества в обеспечении экологической бе-
1 Мауленов К. С. Нефтяное право Республики Казахстан
зопасности Каспия и, следовательно, на основе этих законодательных положений необходимо уже заключать специальные соглашения, которые регламентировали бы совместное использование или правила поведения сторон в отношении окружающей среды в целом и ее конкретных объектов на Каспийском море.
Как отметил Мауленов К.С.: «Российско-казахстанское соглашение закладывает принципиальные основы для решения в духе взаимопонимания, добрососедства и сотрудничества в вопросах, связанных с разведкой и разработкой здесь Россией и Казахстаном углеводородных ресурсов, ни в чем нг ущемляя суверенных прав на нгдро-пользование на Каспии других прикаспийских го-сударств»1.
На сегодняшний день, как уже отмечалось выше, нет ни одного двустороннего Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией касательно заповедной зоны в северной части Каспийского моря. Учитывая данное обстоятельство, считаю необходимым подписать такой международно-правовой акт.
Прежде чем принять двустороннее Соглашение по заповедной зоне в северной части Каспийского моря прикаспийским государствам для начала необходимо принять единую Конвенцию по сохранению окружающей среды Каспийского региона и рациональному использованию биологических ресурсов Каспия. Такой документ должен содержать следующие вопросы:
1) комплексный экологический мониторинг состояния окружающей среды;
2) закрепление за Республикой Казахстан статуса главного нерестилища осетровых рыб Каспия;
3) создание и внедрение экологически безопасных технологий (прежде всего, по добыче и транспортировке углеводородного сырья);
4) комплексное управление окружающей средой в прибрежной зоне;
5) рациональное использование природных ресурсов;
6) вопросы воспитания экологической культуры населения.
Опираясь на такой конвенционный договор Республике Казахстан и Российской Федерации, как уже говорилось выше, необходимо подписать двустороннее Соглашение по защите заповедной зоны в северной части Каспийского моря. Двустороннее соглашение, по нашему мнению, в обязательном порядке, должен содержать следующие пункты:
и зарубежныгх стран. Алматыг:Жет1 жаргыг. С.102.
- пункт по приостановлению геологоразведочных работ на месторождениях в северной части Каспийского моря в период нереста рыб;
- пункт о создании регионального механизма по охране морской среды и морских животных Каспийского водоема;
- пункт об охране и защите богатейших водно-болотных угодий заповедной зоны;
- пункт о рациональном использовании биоресурсов Каспия в целом;
- пункт об ответственности сторон в случае невыполнения или нарушения какого-либо части такого двустороннего соглашения.
Следует отметить, что именно рациональное использование будет являться исходной точкой будущего Соглашения по заповедной зоне в северной части Каспийского моря. Под термином рациональное использование учитывается как экономические, так и экологические вопросы, решаемые путем применения правовых средств и методов, следствием которых является их обязательность, формальная определенность, гаран-тированность исполнения всеми прибрежными
государствами.
Также хотелось бы предложить прикаспийским государствам в целях сохранения осетровых рыб принять Конвенцию о сохранении запасов анадромных видов на Каспийском море по аналогии Конвенции о сохранении анадромных видов в северной части Тихого океана от 1992 г. Хотелось бы отметить, что Казахстан мог бы выступить инициатором принятия такого документа, поскольку в казахстанской части Каспийского моря обитает основная масса анадромных видов рыб.
В завершении хотелось бы подчеркнуть, что защита уникальных биоресурсов Каспия и - это вопрос не только законодательства и межгосударственного соглашения, но и нравственных принципов. Как провозглашает Всемирная хартия природы, «Каждая форма жизни уникальна, достойна уважения независимо от ее ценности для человека, а для того чтобы обеспечить такое признание другим живым организмам, человек должен руководствоваться нравственным кодексом поведения»1.
■к -к -к -к -к
В статье автор поднимает проблему двустороннего сотрудничества по вопросам охраны окружающей средыг и режима заповедной зоныг в северной части Каспийского моря.
In this article the author lifts a problem of bilateral cooperation concerning preservation concerning of the environment and mode of protected zone in Northern of the Caspian Sea.
1 Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматыг: GAUHAR, 2000. - 584 с.