Научная статья на тему 'О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ КИТАЯ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТУДЕНТОВ'

О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ КИТАЯ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВИЗОВАЯ ПОЛИТИКА / STEM-ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ян Цзинхун, Чжан Сяолин

В данной статье рассматривается и анализируется стратегия Китая по поиску новых возможностей для осуществления международного сотрудничества в сфере высшего образования. В связи с изменением новой иммиграционной политики США в отношении иностранных студентов, китайским студентам становится все труднее продолжать обучение по комплексным STEM-программам в США. Кроме этого, все больше и больше китайских студентов не изъявляют желание получить образование в США по причине значительного повышения стоимости обучения, опасения по поводу личной безопасности и вспышки коронавирусной инфекции COVID-19. Китайские колледжи и университеты пользуются этой возможностью с целью активного изучения ведущих зарубежных вузов в странах инициативы «Один пояс, один путь», чтобы удовлетворить образовательные потребности китайских студентов, обучающихся за рубежом. В то же время Китай ускоряет свой процесс интернационализации высшего образования и разрабатывает совместные учебные проекты с различными иностранными университетами и научно-исследовательскими учреждениями, оказывая интеллектуальную поддержку государствам-членам ШОС в реализации эффективного сотрудничества в области межрегионального высшего образования и предоставляя больше возможностей китайским студентам для получения качественного международного образования и профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ян Цзинхун, Чжан Сяолин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSIGHT ON CHINA’S INTERNATIONAL HIGHER EDUCATION COOPERATION IN THE CONTEXT OF US NEW IMMIGRATION POLICY TOWARD INTERNATIONAL STUDENTS

This study explores how China seek international cooperation opportunities in higher education. Due to the change of U.S. new immigration policy toward international students, it is more difficult for Chinese students in some STEM fields to have further study in the United States. Besides, the greatly increased tuition fees, as well as the worry about personal safety distract Chinese students’ willingness to study in the United States. Chinese colleges and universities take this opportunity to actively explore high-quality overseas higher education resources in Belt and Road countries to meet the great needs of Chinese students’ studying abroad. At the same time, China speeds up the process of internationalization of higher education by recruiting scholars all over the world and initiating research and training projects specialized in STEM fields with top universities in the world. Furthermore, Chinese universities strive to contribute intellectual support in global governance and work together with universities from the SCO member States under the framework of SCO University to provide more options for Chinese students to receive high quality international education and training as well.

Текст научной работы на тему «О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ КИТАЯ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-138-147

Insight on China's International Higher Education Cooperation in the Context of us New Immigration Policy Toward International Students

Junhong Yanga ©, Zhang Xiaolingb ©

School of Languages and Cultures of Shanghai University of Political Science and Law, Shanghai, China

a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Abstract. This study explores how China seek international cooperation opportunities in higher education. Due to the change of U.S. new immigration policy toward international students, it is more difficult for Chinese students in some STEM fields to have further study in the United States. Besides, the greatly increased tuition fees, as well as the worry about personal safety distract Chinese students' willingness to study in the United States. Chinese colleges and universities take this opportunity to actively explore high-quality overseas higher education resources in Belt and Road countries to meet the great needs of Chinese students' studying abroad. At the same time, China speeds up the process of internationalization of higher education by recruiting scholars all over the world and initiating research and training projects specialized in STEM fields with top universities in the world. Furthermore, Chinese universities strive to contribute intellectual support in global governance and work together with universities from the SCO member States under the framework of SCO University to provide more options for Chinese students to receive high quality international education and training as well.

Key words: higher education internationalization, visa policy, STEM education, education governance

Acknowledgments. The work described in this paper was fully sponsored by a grant from Scientific Research Project of SHUPL (Shanghai University of Political Science and Law):"Investigation on Chinese language Learning Anxiety of Overseas Students in Shanghai Universities".(Project No.:2018XJ14) and a grant from Research Fund Project of CNISCO (China National Institute for SCO International Exchange judicial Cooperation): Social cultural Adaptation of International Students in Shanghai Cooperation Organization Member States and the Construction of Social Support Networks (Project No.: 18SHJD0039).

FOR CITATION: Junhong Yang, Zhang Xiaoling. Insight on China's International Higher Education Cooperation in the Context of us New Immigration Policy Toward International Students. Sociopolitical Sciences. 2021. Vol. 11. No. 5. Pp. 138-147. DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-138-147

CHINESE STUDENTS' DEMAND FOR HIGH-QUALITY INTERNATIONAL HIGHER EDUCATION IS VERY STRONG

Chinese society strongly recognizes the value and significance of study abroad experience. From 1978 to 2019, there are 6.5606 million Chinese people studying abroad, of whom 4.9044 million people returned China for development after completing their studies, accounting for 86.28% of those who have completed their studies [1]. Study abroad education will do great benefit to people's growth which cannot be simply measured economically. To some extent, it also alleviates the pressure of the imbalance between the shortage and great demand of higher education in China.

From the perspective of personal and academic goals, overseas study experience improved understanding and appreciation of the host country, cross-cultural communication skills and foreign language proficiency. Students who have diplomas in overseas famous universities are

more competitive in future job-hunting because of their broad academic horizons, self-confidence and flexible ways of thinking.

Most importantly, it is an important channel to cultivate national talents with global vision and international innovation. Many returning scholars from abroad are now in charge of important management positions and key national research projects in China. According to the report (Chen,2004), the proportion of returnees among academic leaders in Chinese prestigious universities such as Peking University and Tsinghua University is significantly higher than that in general key universities. At Peking University, 65% of professors, 80% of doctoral supervisors, 79% of academicians, 90% of national-level experts with outstanding contributions, and 95% of directors of national key laboratories are returnees from overseas. At Tsinghua University, among the 132 heads of schools, departments, institutes, research centers/state key laboratories and open laboratories, 102 (77%) have overseas study experience [2].

Junhong Yang, Zhang Xiaoling

Thanks to the contribution of returnees from abroad, almost all disciplines of knowledge, including academic thoughts, theories and research methodologies have been renovated to a great extent and a large number of new subjects have been established [2]. Meanwhile, new textbooks and new teaching methods and instruments have been introduced from abroad which greatly improved the level of disciplinary development in Chinese higher education and influenced the quality of talents and professional training in colleges and universities [Ibid].

China's higher education developed very quickly in recent years but still cannot meet the needs of Chinese students. The competition of high-quality education resources in domestic colleges and universities is increasingly fierce that some students, who may not be able to enter good universities in China, choose to go abroad to seek better educational opportunities because people believe that a diploma from foreign university is competitive in the globalized market. With China's economic development and the increase of family income, more and more rich families can afford their children's study abroad. The number of students studying abroad continues to increase.

CHINESE STUDENTS'WILLINGNESS TO STUDY IN US IS DISTRACTING

Higher education in the U.S. was perceived as the best in the world in terms of its high academic standards and the world's foremost innovation. According to the OS World University Rankings, which assessed 1,000 of the world's most prestigious universities, 5 American universities were ranked among the world's top 10 universities. Before the outbreak of the COVID-19, Chinese student's population ranked the first among all international students in the United States and kept growing for over 10 years. According to the report of Open Door Policy (2020) released by IIE (Institute of international education, USA), the number of Chinese international students in the U.S. in 2019-2020 was 372,532, accounting for 35%, more than one third of the total number of international students in American Universities [3].

C olumbia University, for example, ranked the fourth of all universities who host international students in the number of registered international students in the United States. According to Columbia's official statistics [4], the total international student population in 2019-2020 was 17,145, enrolled 12,312, plus 4833 engaged in post-graduation Optional Practical Training (OPT), 6,202 are from mainland China, 50% of all international students.

But in recent years, the growth rate international students' population in the United States has been continuously declining year by year. Emma Israel and Jeanne Batalov, senior policy analysts at Migration Policy Institute in the U.S., said the key factors were the rising cost of U.S. higher education, high numbers of student visa delays and denials, a difficult political environment for immigrants under the Trump administration, and expanded opportunities to study in other countries [5]. Those unpredictable study abroad policies have led Chinese students and families to look for other oversea study options, including the Great Britain, Germany, Japan, Singapore and other Asian countries. According

to the report "2020 Annual Report on Chinese students' overseas study", released by China New Oriental, the biggest Overseas study consulting and language training company, the United Kingdom for the first time exceeded 37% of the United States with 42%, becoming the "preferred destination for Chinese students to study abroad" [6].

Universities in the U.S., with the world's top academic resources and competitive academic diploma in global job-hunting market, in the long run, will continue to be the main destination for Chinese students to study advanced science and technology. But it is unknown how long the tension between China and the United States will last. Although the impact is limited according to the existing data, the skepticism and wait-and-see attitude of Chinese students and their parents towards the new Biden administration's policy on immigration will distract Chinese students to pursue further studies in the U.S.

CHINA SEEKS NEW OPTIONS FOR STUDENTS TO HAVE HIGH-QUALITY INTERNATIONAL EDUCATION

1. To explore more alternatives for students to study

abroad

Chinese higher education administration tried all effort to seek other opportunities from countries and regions along the "Belt and Road" to solve the contradiction between the demand of Chinese students for high quality education and the shortage of domestic educational resources. In 2016, MOE (the Ministry of Education of P.R. China) formulated the "Belt and Road" Education Action to provide talent support for the construction of Belt and Road. In 2017, 66,100 Chinese students went to countries participating in the "Belt and Road" program, an increase of 15.7% over the previous year, surpassing the overall growth rate of Chinese overseas students.

Universities in some countries along the Belt and Road have gradually attracted the attention of Chinese students and their parents for their safer study environment, lower tuition, more employment opportunities, Low cost and high value and more open and friendly international education policies. In addition, many countries along the "Belt and Road" also offered programs or courses taught in English, which provided more choices for Chinese students.

Higher education is one of the most competitive areas in Russia because of its centuries-old history, classical traditions, strong scientific base and high level of training. In recent years, the number of Chinese students in Russia for further study has increased sharply. According to 2017 statistics [7], 243,000 international students from 173 countries studied in Russia. Among them, the number of Chinese students is 26,775 which ranked second after Kazakhstan.

Over the recent years, the number of Russian higher education institutions in world OS rankings has increased considerably [8]. Admission requirements are not high in Russian universities. Chinese students who have obtained a high school diploma issued by Chinese Ministry of Education can apply for an undergraduate study in Russian universities. No Russian language requirement is also an attractive factor to Chinese students. Besides, the tuition of Russian University is much lower compared

with North American counterparts. In 2020, the cost of studying at Russian universities in full-time Bachelor's Degree Programs started from 83,000 Russian rubles a year (1,186 U.S. dollars). The maximum tuition fee at the most prestigious universities was as high as 586,000 Russian roubles a year (8,371 US dollars).Job opportunities are growing rapidly as more and more Chinese enterprises set up branches in "Belt and Road" countries, the demand for talents who are familiar with Russian language and knowledge of the countries along the Belt and Road is increasing.

2. To improve the quality of higher education

in STEM field

Compared with other humanities and sociology fields, international students in STEM (science and technology, engineering, and Mathematics) have a relatively low foreign proficiency requirement, which is one of the key factors attracting Chinese students who apply to study abroad. More importantly, graduates with advanced degrees in STEM fields in foreign universities are more competitive to have high-paying employment opportunities in globalizes job market. According to the IIE (Institute for International Education) Open Doors report (2019), 36% Chinese students studying in the United States in the 2018/2019 academic year majored in STEM courses [3].

The concern about national security is an important factor for the U.S. government to ban Chinese postgraduate students and researchers from studying or working in the U.S. if they had previously been affiliated with China's military-civil fusion strategy. Chinese students and academics majoring related in STEM field such as robotics, artificial intelligence aviation, engineering and high-tech manufacturing face visa restrictions than before.

STEM education is of great significance to a country's international competitiveness, economic development because it has been incorporated into the major strategy of national talent training and innovative development. The lack of innovative and high-level skilled professionals has become a great barrier for China's economic transformation. In order to promote scientific and technological innovation and improving national competitiveness, NIES (China National Institute of Education Sciences) launched the China STEM Education 2029 Innovation Action Plan to build a demonstration base all over the country to improve the quality of STEM education the country badly needed.

At the same time, Chinese universities actively explore education cooperation projects with foreign universities specialized in STEM. For example, SJTU (Shanghai Jiao Tong University), a Chinese top university featured in science and engineering teaching and research has already set up many cooperative projects with Russian universities who are recognized in training professional experts in STEM like mathematicians, physicists, chemists, geologists, engineers, programmers, physicians, and specialists in other natural sciences. SJTU and MA I (Moscow Aviation Institute) have jointly carried out the Master's Education Program in Aerospace Engineering [9] According to the cooperation agreement signed by the two universities, Chinese students from SJTU will be selected on the basis of their academic performance to study together with Russian students from MAI. Graduates who meet the academic requirements will be awarded double Master's Degree both from SJTU and MAI.

3. To participate in educational cooperation

and exchanges under the SCO framework

Chinese universities are also actively exploring diversified ways to jointly cultivate domestic and international talents from SCO (Shanghai Cooperation Organization) member States and countries along the Belt and Road to provide more choices for the international training of Chinese students and intellectual support for the effective cooperation of inter-regional higher education.

For example, North China Electric Power University, as the leading institution in the direction of energy and IT under the framework of the SCO University, has been carrying out joint postgraduate training programs with foreign universities since 2013. In the past six years, nearly 100 post graduate students have been selected and sent to Moscow Power Institute and South Ural State University for academic exchange and study. The State Scholarship Council and the Russian Ministry of Education jointly offer full scholarships to students participating in the program, including tuition fees, living expenses and one international round-trip travel [10].

In 2009, Jilin University, one of Chinese national prestigious university in North East China, was approved as the first leading institution in the field of information technology, then energy and regional studies in 2013under the framework of the SCO University Jilin University operated joint postgraduate training programs successfully in the direction of information technology and regional studies with the St. Petersburg State University of Information Technology, Mechanics and Optics and the Altai State University of Russia respectively [11].

4. To cooperate with world-class universities

and build more international teaching

and research teams

With Chinese government strongly support, Chinese top universities construction plan of world-class universities and first-class disciplines by way of recruiting world-wide renown scholars and researchers to China to teach and cooperate in scientific research projects, and to encourage outstanding domestic teachers to go abroad for further study as well. Meanwhile, Chinese universities and other foreign universities have jointly established research and training centers for the purpose of mutual cooperation and development and cultivating professionals in for the countries and regions along the Belt and Road so that excellent Chinese students have alternative opportunities to receive high-quality international higher education and to reduce the negative impact of the policy changes of in major countries who host great amount of Chinese international students.

For example, Tsinghua University created "global hybrid classroom" [12] by way of recruiting internationally renowned scholars from prestigious universities to teach in China so that Chinese students enjoy world-class education without going abroad. Overseas scholars were invited to do short-term research and lectures to Chinese students. The arrival of foreign teachers and scientific researchers can stimulate the vitality of higher teaching and scientific research team. In the long run, it will bring great changes in educational philosophy and provide new perspectives and experiences for China's colleges and universities.

AH L?UHxyH, ^xaH CZOAUH

Tsinghua University integrated international elements into teaching and scientific research by way of sponsoring teachers and graduate students to study abroad and carrying out Sino-foreign cooperative training projects to further improve the global vision of Tsinghua faculties and students and their innovation competence. Faculties and students were also sponsored to attend international conferences and academic forums.

5. To actively participate in global governance

Chinese education open-door policy to the outside world keeps on progressing with the improvement of higher education quality. More importantly, Chinese universities actively take part in multilateral educational actions of international organizations and make Chinese voice on global issues be heard in the international community. Nowadays, the professional think-tank formed by Chinese colleges and universities and the international university alliance have played important part to promote the development of regional economy along the "Belt and Road".

For example, SHUPL (Shanghai University of political Science and Law), actively participated in global governance, striving to become an internationally renowned research university specializing in "Belt and Road" justice, security and anti-terrorism research center to serve national security and diplomatic strategies [13]. In May 2014, CNISCO (China National Institute for SCO International Exchange and Judicial Cooperation) was inaugurated at SHUPL. Over the years, CNISCO has already accomplished several training tasks entrusted by the Ministry of Public Security, Ministry of Justice and Ministry of Commerce. SHUPL is also one of the member universities of the "Belt and Road Think Tank Cooperation Alliance".

Chinese universities also actively participate in the multilateral educational actions of international organizations and contribute Chinese wisdom on global issues. Southwest Jiaotong University and Central South University jointly launched International Railway Talent

Education Alliance for the purpose of carrying out international Railway talents education and professional training for countries along the "Belt and Road". The alliance will also dedicate to the standard construction project of the National Railway Administration on the Railway Cooperation Organization and the international standards for Railway Education, promoting professional's education and training in international certification in this field, and strive to become a new Think Tank in Railway Construction and education [14]. Through participating in these affairs, the university plays an active role in the Railway Cooperation Organization and the construction of the International Railway Union, and also gathers more international resources and builds more international platform for the development of the university.

CONCLUSION

Chinese higher education has experienced rapid development over the past four decades since the implementation of the reform and opening-up policy in 1978. A large number of Chinese students and scholars went abroad to study and brought back high-quality teaching resources and advanced education management philosophy from outside world, which greatly promoted the development of Chinese universities in scientific research and modern university governance.

The "BeltandRoad" initiativeprovides newopportunities for the internationalization of Chinese higher education on a broader international stage. Chinese universities will make further effort to cooperate with universities all over the world to improve the influence of China's higher education and educate more professionals and talents who are competent in global community. Although facing many challenges, we should take the initiative to actively promote and accelerate the internationalization process of higher education to expand the channels of international exchange, strengthen the cooperation with universities all over the countries along the Belt and Road, especially the cooperation in some specific fields.

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-138-147

О международном сотрудничестве Китая в области высшего образования в контексте урегулирования иммиграционной политики США в отношении международных студентов

Ян Цзинхуна ©, Чжан Сяолинь ©

Институт языков и культуры Шанхайского политико-юридического университета, Шанхай, Китай

a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматривается и анализируется стратегия Китая по поиску новых возможностей для осуществления международного сотрудничества в сфере высшего образования. В связи с изменением новой иммиграционной политики США в отношении иностранных студентов, китайским студентам становится все труднее продолжать обучение по комплексным STEM-программам в США. Кроме этого, все больше и больше китайских студентов не изъявляют желание получить образование в США по причине значительного повышения стоимости обучения, опасения по поводу личной безопасности и вспышки коро-навирусной инфекции COVID-19. Китайские колледжи и университеты пользуются этой возможностью с целью активного изучения ведущих зарубежных вузов в странах инициативы «Один пояс, один путь», чтобы удовлетворить образовательные потребности китайских студентов, обучающихся за рубежом. В то же время Китай ускоряет свой процесс интернационализации высшего образования и разрабатывает совместные учебные проекты с различными иностранными университетами и научно-исследовательскими учреждениями, оказывая интеллектуальную поддержку государствам-членам ШОС в реализации эффективного сотрудничества в области межрегионального высшего образования и предоставляя больше возможностей китайским студентам для получения качественного международного образования и профессиональной подготовки.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, визовая политика, STEM-образование, управление образованием

Благодарности. Эта статья опубликована при поддержке "Китайского государственного фонда социальных наук", № проекта: 19FMZB015,"Фонда Центра международной юридической подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай), № проектов: CNSCO17039, CNSCO17037", а также при поддержке "Фонда Шанхайского Политико-Юридического Университета для молодых ученных", № проекта: 2021XQN21.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ян Цзинхун, Чжан Сяолин. О международном сотрудничестве Китая в области высшего образования в контексте урегулирования иммиграционной политики США в отношении международных студентов // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 5. С. 138-147. РО!: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-138-147

ВЫСОКИЙ СПРОС

НА КАЧЕСТВЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Китайское общество полностью осознает необходимость и значимость получения образования за рубежом. С 1978 по 2019 г. за границей обучались 6,5606 миллиона китайцев, из которых 4,9044 миллиона человек вернулись в Китай после окончания учебы, что составляет 86,28% от тех, кто завершил обучение [1]. Зарубежное образование содействует росту человека как личности и как члена общества, который нельзя измерить в денежном выражении. В некоторой степени это уравновешивает дисбаланс между высоким спросом и низким предложением на высшее образование в Китае.

С точки зрения личных и образовательных целей, зарубежный опыт обучения улучшил понимание и восприятие принимающей страны, навыки межкультурного общения и владение иностранным языком. Студенты, получившие дипломы и окончившие ведущие зарубежные университеты, более конкурентоспособны на рынке труда благодаря своему широкому кругозору, уверенности в себе и гибкости мышления.

Профессор факультета педагогики Пекинского университета Чэн Сюфэй провел исследование, в котором анализировалась государственная политика в области образования за рубежом с начала проведения экономических реформ в КНР. Его исследование показало, что с начала проведения политики реформ и открытости, вернувшиеся из-за границы выпускники иностранных вузов, составляли большинство среди ученых Академии

Ян Цзинхун, Чжан Сяолин

общественных наук КНР, а также Академии инженерных наук КНР. В Пекинском университете 65% профессоров, 80% кандидатов наук, 79% академиков, 90% экспертов национального уровня с выдающимся вкладом в развитие науки и 95% директоров ведущих национальных лабораторий вернулись на родину из-за рубежа [2].

Благодаря вкладу вернувшихся из-за границы граждан Китая, почти все отрасли знаний, включая теории и методы научного исследования, были в значительной степени обновлены, в результате чего было создано большое количество новых дисциплин [Там же]. В то же время на основе зарубежного опыта было разработано большое количество новых учебников, методов и средств обучения, что повысило уровень дисциплины обучаемых в китайских вузах, повлияло на количество талантливой молодежи и уровень профессиональной подготовки в колледжах и университетах [Там же].

В последние годы наблюдается стремительное развитие высшего образования в Китае, однако, это не может полностью удовлетворить потребности китайских студентов в области образования. Конкуренция за место в местных колледжах и университетах становится все более жесткой, и многие абитуриенты, которые не могут поступить в престижные вузы Китая, принимают решение уехать за границу в поисках лучших возможностей для получения образования. Люди убеждены, что зарубежные дипломы обладают большей ценностью на мировом рынке труда в условиях глобализации. В связи с резким повышением темпов экономического роста Китая и увеличением доходов семейного бюджета все больше и больше обеспеченных родителей могут позволить обучение своих детей за рубежом. Количество студентов, обучающихся за границей, продолжает расти.

ГОТОВНОСТЬ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ УЧИТЬСЯ В США РАЗМЫВАЕТ ЦЕЛИ

Высшее образование в США считается одним из лучших в мире с точки зрения его высоких академических стандартов и передовых инновационных разработок. Согласно рейтингу мировых университетов OS, в котором оценивалось 1000 самых престижных университетов мира, 5 американских университетов вошли в десятку лучших университетов. Перед вспышкой коронавирусной инфекции COVID-19 лидером по количеству иностранных студентов в Соединенных Штатах были китайские студенты и их количество продолжало расти более 10 лет. Согласно отчету «Политики открытых дверей» (2020), опубликованному Институтом международного образования (США), число китайских студентов в США в 2019-2020 гг. насчитывало 372 532 человека, что составляет 35%, более трети от общего числа иностранных студентов в американских университетах [3].

Колумбийский университет занимает четвертое место среди всех университетов США по количеству иностранных студентов. Согласно официальной статистике Колумбийского университета [4], общее количество иностранных студентов в 2019-2020 гг. составило 17 145 человек, было зачислено 12 312 человек, также 4833 студента прошли последипломную Дополнительную Практическую Подготовку. Среди них 6202 человек

являются гражданами Китая, что составляет 50% от количества всех иностранных студентов.

В последние годы уменьшается численность иностранных студентов в Соединенных Штатах. Старшие аналитики Института миграционной политики в США, Эмма Израэль и Жанна Баталова, утверждают, что основными факторами, послужившими уменьшению количества иностранных студентов, являются повышение стоимости высшего образования в США, большое количество задержек и отказов в выдаче студенческих виз, сложная политическая ситуация для иммигрантов при администрации Трампа и широкие возможности в сфере образования в других странах [3]. Данная международная образовательная политика вынудила китайских студентов и их семьи искать другие возможности получения образования за границей, рассматривая такие страны, как Великобритания, Германия, Япония, Сингапур и другие. Согласно данным ежегодного отчета об обучении китайских студентов за рубежом, опубликованному China New Oriental (тренинговая компания, занимающаяся международными образовательными программами и языковыми курсами), Великобритания впервые опередила США по количеству иностранных студентов, желающих получить образование за рубежом. Великобритания также стала самой привлекательной страной для обучения за границей среди китайских студентов [6].

Американские университеты, обладающие лучшими в мире академическими ресурсами и конкурентоспособными дипломами на мировом рынке труда, в долгосрочной перспективе будут по-прежнему оставаться основным направлением среди китайских студентов. Тяжело предугадать, как долго будет длиться противостояние между Китаем и США. Согласно имеющимся данным, скептицизм и выжидательное отношение китайских студентов и их родителей к новой иммиграционной политике Байдена будут подавлять инициативу студентов получать образование в США.

КИТАЙ ИЩЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Необходимость предоставить студентам больше

альтернатив для обучения за рубежом

Департамент высшего образования Китая приложил все усилия для поиска разнообразных возможностей в области образования в странах инициативы «Один пояс, один путь». Это сделано с целью разрешения противоречий между высоким спросом китайских студентов на получение качественного высшего образования, с одной стороны, и низким предложением со стороны отечественных учреждений образования, с другой стороны. В 2016 г. Министерство образования КНР разработало образовательную программу «Один пояс, один путь», чтобы выявить и поддержать молодых талантов в области образования. В 2017 г. 66 100 китайских студентов отправились в страны, принимающие участие в инициативе «Один пояс, один путь». Это на 15,7% больше, чем в предыдущем году, что также превышает общие темпы роста китайских иностранных студентов.

Университеты в странах инициативы «Один пояс, один путь» все больше привлекают внимание китайских студентов и их родителей благодаря их безопасной образовательной среде, более низкой стоимости обучения, широким возможностям для трудоустройства, а также открытой и дружелюбной международной образовательной политике. Кроме того, многие учреждения образования в странах инициативы «Один пояс, один путь» осуществляют подготовку по образовательным программам на английском языке, что упрощает процедуру поступления для студентов из Китая, а также предоставляет больше возможностей в вуза.

Благодаря своей многовековой истории, классическим традициям, прочной научно-исследовательский базе и высокому уровню подготовки специалистов высшее образование является одним из наиболее конкурентоспособных направлений в России. В последние годы число китайских студентов, обучающихся в России, резко возросло. Согласно статистике за 2017 г. [7], в России обучалось 243 000 иностранных студентов из 173 стран. Среди них число студентов из КНР составляло 26 775 человек. Наибольшая численность китайских студентов в настоящее время наблюдается в Казахстане, на втором месте - Россия.

За последние годы количество российских вузов, представленных в рейтинге мировых университетов OS, значительно увеличилось [8]. Иностранных студентов, в том числе граждан Китая, привлекают относительно низкие требования к поступлению в российские вузы. Китайские абитуриенты, получившие аттестат о среднем образовании, выданный Министерством образования КНР, могут подать заявку на обучение в российские университеты. Еще одним привлекательным фактором является необязательное владение русским языком. Кроме того, стоимость обучения в российских вузах значительно ниже, чем в американских. В 2020 г. стоимость обучения в российских вузах дневной формы обучения по программам бакалавриата составляла от 83 000 российских рублей в год (1186 долларов США). Максимальная стоимость обучения в самых престижных университетах составляла 586 000 российских рублей в год (8371 доллар США). Стремительно растут возможности трудоустройства, так как все больше китайских предприятий открывают свои филиалы в странах инициативы «Один пояс, один путь», также отмечается спрос на молодых специалистов, владеющих русским языком и знакомых с историей и культурой стран-участниц инициативы.

2. Повышение качества высшего образования

в области STEM1

По сравнению с социальными и гуманитарными науками, иностранные студенты, изучающие STEM-дис-циплины (науку, технологии, инжиниринг и математику), имеют относительно низкие требования к знанию иностранного языка. Это является одним из ключевых

1 STEM Education - это междисциплинарная учебная программа, которая преподает науку, технологии, инженерию и математику в прикладном подходе. В 2018 г. Управление по политике в области науки и технологий Белого дома выпустило доклад и Федеральную стратегию для всех студентов, чтобы иметь доступ к образованию STEM.

факторов, привлекающих китайских студентов к обучению в зарубежных вузах. Выпускники, получившие ученую степень в международных университетах по специальностям STEM, более конкурентоспособны на рынке труда. Согласно отчету «Открытых дверей» Института международного образования, 36% китайских студентов, обучающихся в США в 2018-2019 учебном году, изучали STEM-дисциплины.

Китайским аспирантам и ученым-исследователям на законодательном уровне запрещено учиться и работать в США в том случае, если они принимали участие в учениях в рамках стратегии «Военно-гражданское слияние». Это вызвано обеспокоенностью Соединенных Штатов в области национальной безопасности. Студенты и ученые-исследователи из Китая, получившие STEM-образование в таких отраслях, как робототехника, искусственный интеллект, авиация, машиностроение и высокотехнологичное производство, в настоящий момент сталкиваются с более серьезными визовыми ограничениями, чем раньше.

STEM-образование имеет большое значение в вопросах, касающихся международной конкурентоспособности и экономического развития, поскольку оно включено в национальную политику подготовки рабочих кадров и инновационного развития. Нехватка квалифицированных специалистов высокого уровня стала серьезным препятствием для экономических реформ в Китае. Национальный институт педагогических исследований Китая в целях развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и повышения национальной конкурентоспособности разработал стратегию инновационного развития в области STEM-образования в Китае до 2029 г. Главной целью разработки стратегии является создание базы для повышения качества STEM-образования по всей стране.

В то же время китайские университеты активно изучают возможности сотрудничества в области образования с зарубежными университетами, имеющими собственные STEM-программы. Например, Шанхайский университет Цзяо Тун, ведущий китайский университет, специализирующийся на преподавании и исследованиях в области науки и инженерии, разработал множество совместных проектов с российскими университетами, которые получили признание в сфере подготовки квалифицированных STEM-специали-стов в таких областях как математика, физика, химия, геология, инженерия, программирование, медицина и другие естественные науки. Шанхайский университет Цзяо Тун и Московский авиационный институт (МАИ) совместно реализовали магистерскую программу обучения в области аэрокосмической инженерии и коммуникации[9]. В соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным между двумя университетами, китайские студенты из Шанхайского университета Цзяо Тун проходят отбор на основе их успеваемости для обучения вместе с российскими студентами из МАИ. Выпускникам, отвечающим академическим требованиям и успешно окончившим программу, присваивается степень магистра как в Шанхайском университете Цзяо Тун, так и в МАИ.

Ян Цзинхун, Чжан Сяолин

3. Участие в образовательном сотрудничестве и обменах в рамках ШОС

Государства - члены ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и страны инициативы «Один пояс, один путь» вместе с китайскими университетами также рассматривают различные варианты выявления и поддержки талантливой молодежи, чтобы предоставить больше возможностей для международной подготовки китайских студентов и обеспечить интеллектуальную поддержку для эффективного межрегионального сотрудничества в области образования.

Например, Северо-Китайский энергетический университет, который является ведущим вузом в сфере энергетики и информационных технологий в рамках Университета ШОС, с 2013 г. реализует совместные программы послевузовской подготовки с зарубежными университетами. За последние шесть лет около 100 аспирантов были отобраны в Московский энергетический институт и Южно-Уральский государственный университет для участия в программах международного обмена. Государственный комитет по стипендиям КНР и Министерство науки и высшего образования РФ предлагают полные стипендии студентам, которые покрывают стоимость обучения, расходы на проживание и перелет туда и обратно [10].

В 2009 г. Цзилиньский университет, один из лучших государственных университетов на северо-востоке Китая, был утвержден в качестве первого ведущего учебного заведения в области информационных технологий. Цзилиньский университет совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики и Алтайским государственным университетом успешно реализовал программы последипломного образования в области информационных технологий и регионоведения [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сотрудничество с университетами мирового уровня и создание большего числа международных педагогических

и исследовательских групп

При поддержке правительства КНР лучшие университеты Китая планируют создание университетов мирового класса путем привлечения в страну всемирно известных ученых и исследователей для преподавания, сотрудничества и участия в научно-исследовательских проектах, а также, чтобы вдохновить выдающихся отечественных педагогов поехать за рубеж с целью получения последипломного образования и повышения квалификации. Наряду с этим, китайские университеты совместно с зарубежными университетами создали исследовательские и учебные центры с целью взаимного сотрудничества и развития, а также повышения квалификации специалистов для стран инициативы «Один пояс, один путь». Таким образом, это предоставляет китайским студентам с высокой академической успеваемостью больше возможностей для получения качественного международного образования.

Например, Университет Цинхуа разработал смешанные учебные программы [12] путем набора всемирно известных ученых из престижных университетов для преподавания в Китае. Таким образом, китайские студенты могут получать высшее образование миро-

вого уровня, не выезжая за границу. Зарубежные ученые были приглашены для проведения краткосрочных исследований и чтения лекций китайским студентам. Приезд иностранных преподавателей и ученых повышает мотивацию профессорско-преподавательского состава и научно-исследовательского коллектива. В долгосрочной перспективе это приведет к большим изменениям в понимании и представлении образовательного процесса, а также предоставит новые перспективы и возможности для учреждений высшего образования в Китае.

Университет Цинхуа интегрировал международные элементы в преподавание и научные исследования путем предоставления стипендий преподавателям и аспирантам для обучения за рубежом и осуществления совместных образовательных проектов между Китаем и другими странами. В конечно счете это приведет к повышению международного престижа университета Цинхуа.

5. Активное участие в глобальном управлении

Политика «Открытых дверей» в сфере образования в Китае продолжает развиваться вместе с повышением качества высшего образования. Китайские университеты активно участвуют в образовательных проектах международных организаций и делают все возможное, чтобы голос Китая «был услышан» на международной арене. В настоящее время профессиональные аналитические центры, образованные университетским альянсом на базе китайских колледжей и университетов, играют важную роль в содействии развитию региональной экономической политики инициативы «Один пояс, один путь».

Например, Шанхайский университет политических наук и права активно принимал участие в глобальном управлении, стремясь стать исследовательским университетом, получившим признание на международном уровне. Шанхайский университет политических наук и права специализируется в области правосудия, безопасности и борьбы с терроризмом для обеспечения национальной безопасности и дипломатических стратегий в рамках инициативы «Один пояс, один путь» [13]. В 2014 г. на базе Шанхайского университета политических наук и права был создан Китайский Национальный институт международного обмена ШОС и судебного сотрудничества. За прошедшие годы Китайский Национальный институт международного обмена ШОС и судебного сотрудничества уже выполнил ряд задач по поручению руководства Министерства общественной безопасности, Министерства юстиции и Министерства торговли КНР. Шанхайский университет политических наук и права также является одним из членов Сети аналитических центров Шелкового пути.

Китайские университеты активно участвуют в образовательных проектах международных организаций и делятся опытом в сфере образования. Юго-Западный университет Цзяотун и Центральный Южный университет совместными усилиями учредили Международный Железнодорожный Альянс по подготовке кадров для железнодорожной отрасли для стран инициативы «Один пояс, один путь». Альянс также будет заниматься проектом строительства Национальной железнодорожной администрации Организации сотрудничества

железных дорог, продвижением и развитием профессионального образования в сфере железнодорожного транспорта. Альянс стремится стать научно-исследовательским центром железнодорожного транспорта международного уровня [14]. Таким образом, университет, принимая участие в многочисленных международных мероприятиях, играет активную роль в работе Организации сотрудничества железных дорог и создании Международного союза железных дорог, а также занимается продвижением бренда университета на международном рынке образовательных услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние четыре десятилетия со времен экономических реформ, осуществляемых в Китае с 1978 г., высшее образование претерпевало принципиальные изменения. Большое количество китайских студентов и ученых, которые получили образование за границей, вернулись

ЛИТЕРАТУРА

1. Лю Баоцунь, Пэн Чаньцзюань. Обзор и перспективы зарубежного образования с момента основания Китайской Народной Республики // Journal of Northwest University of Technology (Social Study version). Март 2019.

2. Чэнь Сюфэй. Преимущества обучения за границей после принятия политических реформ в Китае // Образовательный форум Фудань, 2004.

3. IIE: the 2019 open door report. URL: https://opendoorsdata. org/data/international-students/all-places-of-origin/ (дата обращения: 10.03.2021).

4. Статистические данные Колумбийского университета о количестве иностранных студентов и стипендиях (данные 2019-2020 гг.). URL: https://isso.columbia.edu/content/ statistics (дата обращения: 15.03.2021)

5. Исраэль Э., Баталова Ж. Иностранные студенты в США // Spotlight. January 14, 2021. URL: https://www.migrationpolicy. org/article/international-students-united-states-2020 (дата обращения: 15.05.2021).

6. Годовой отчет за 2020 год об обучении китайских студентов за рубежом. New Orient (XDF). Как мы планируем учиться за границей в эпоху «Больших данных». URL: https://k.sina. com.cn/article_3853952931_e5b6a7a301900nzqa.html (дата обращения: 15.05.2021).

7. Ван Цзясин. Китайско-российское сотрудничество в области образования и обмены с начала нового века: современное состояние и перспективы // Русский язык в Krnae. Январь 2020 г.

8. 25 российских вузов рейтинге OS 2020. URL: https:// studyinrussia.ru/en/actual/news/25-russian-universities-in-qs-rankings-2020/ (дата обращения: 20.05.2021).

9. Китайско-иностранный проект сотрудничества Шанхайского университета Цзяо Тун. URL: https://en.sjtu.edu.cn/research/ cooperation/international (дата обращения: 20.05.2021).

10. Китайско-иностранный совместный образовательный проект, организованный NCEPU. URL: https://www.ncepu. edu.cn/gjjl/zwhzbx/index.html (дата обращения: 18.05.2021).

11. Оповещение о подаче заявки на получение стипендии магистра университета ШОС 2020. URL: http://oic.jlu.edu.cn/ info/1061/4261.html (дата обращения: 18.05.2021).

12. Университет Цинхуа запускает глобальную программу гибридных занятий. URL: https://news.tsinghua.edu.cn/ info/1008/84922.html (дата обращения: 18.05.2021).

13. http://cnisco.shupl.edu.cn/en/106/list.htm (дата обращения: 18.05.2021).

14. Сайт Юго-Западного университета Цзяо Тун: Юго-Западный университет Цзяо Тун провел Конференцию 2020 года по международному сотрудничеству и обмену. URL: https://news.swjtu.edu.cn/shownews-20337.shtml (дата обращения: 10.05.2021).

на родину, чтобы применять на практике полученный передовой опыт, что в значительной степени способствует развитию системы высшего образования в КНР.

Инициатива «Один пояс, один путь» открывает новые возможности для интернационализации высшего образования Китая на международном уровне. Университеты КНР прилагают все возможные усилия для сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, чтобы повысить конкурентоспособность высшего образования в мировом образовательном пространстве. Несмотря на множество проблем, с которыми сталкивается Китай в образовательном процессе, руководство страны уверено, что оно должно взять на себя инициативу по активному продвижению и ускорению процесса интернационализации высшего образования. Это необходимо для развития программ международного студенческого обмена, налаживания сотрудничества с университетами всех стран инициативы «Один пояс, один путь».

REFERENCE

1. Liu Baocun, Peng Chanjuan. Review and prospect of overseas education since the founding of the people's Republic of China. Journal of Northwest University of Technology (Social Study version). March 2019.

2. Chen Xuefei. The change and benefit of the government-founded studying abroad since the reform and opening up in China. Fu Dan Education Forum. 2004.

3. IIE: The2019 opendoor report.URL:https://opendoorsdata.org/ data/international-students/all-places-of-origin/ (data of accesses: 10.05.2021).

4. International Students & Scholar Office of Columbia University statistics (2019-2020 overviews). URL: https://isso.columbia. edu/content/statistics (data of accesses: 15.05.2021).

5. Israel E., Batalova J. International Students in the United States. Spotlight. January 14, 2021. URL: https://Www. migrationpolicy.org/article/international-students-united-states-2020 (data of accesses: 15.05.2021).

6. Annual report on Chinese students overseas study 2020. New orient (XDF). How do we plan to study abroad in big data era. URL: https://k.sina.com.cn/article_3853952931_ e5b6a7a301900nzqa.html (data of accesses: 15.05.2021).

7. Wang Jiaxing. Sino-Russian educational cooperation and exchange since the new century: Present situation and prospect. Pуccкий язык в Kитae. January 2020.

8. 25 Russian universities in OS rankings 2020. URL: https:// studyinrussia.ru/en/actual/news/25-russian-universities-in-qs-rankings-2020/ (data of accesses: 20.05.2021).

9. Sino-foreign cooperation project of Shanghai Jiao Tong University. URL: https://en.sjtu.edu.cn/research/cooperation/ international (data of accesses: 20.05.2021).

10. Sino-foreign cooperative education project organized by NCEPU. URL: https://www.ncepu.edu.cn/gjjl/zwhzbx/ index.htm (data of accesses: 18.05.2021).

11. Notice on application for master's scholarship program of Shanghai Cooperation Organization University 2020. URL: http://oic.jlu.edu.cn/info/1061/4261.htm (data of accesses: 18.05.2021).

12. Tsinghua University launches global hybrid classroom program. URL: https://news.tsinghua.edu.cn/info/1008/84922. htm (data of accesses: 18.05.2021).

13. http://cnisco.shupl.edu.cn/en/106/list.htm (data of accesses: 18.05.2021).

14. Webpage of Southwest Jiaotong University: Southwest Ji-aotong University held the 2020 conference on international cooperation and exchange. URL: https://news.swjtu.edu.cn/ shownews-20337.shtml (data of accesses: 10.05.2021).

О МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ КИТАЯ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ США В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТУДЕНТОВ

Ян Цзинхун, Чжан Сяолин

Статья проверена программой Антиплагиат

Р е ц е н з е н т: Юэ Ця, кандидат гуманитарных наук, старший преподаватель; научный сотрудник пост-докторской станции Восточно-китайского политико-юридического университета; заместитель начальника Центра исследований при Комиссии по юридическим услугам для ШОС (Китай)

Статья поступила в редакцию 04.09.2021, принята к публикации 12.10.2021 The article was received on 04.09.2021, accepted for publication 12.10.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ян Цзинхун, доктор гуманитарных наук; доцент Института языков и культуры Шанхайского политико-юридического университета. Шанхай, Китай. ORCID: 00000002-5566-7115; E-mail: [email protected]

Чжан Сяолин, доктор гуманитарных наук; старший преподаватель Института языков и культуры Шанхайского политико-юридического университета. Шанхай, Китай. ORCID: 0000-0002-6125-8246; E-mail: nishuideyu [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Junhong Yang, associated professor at the Department of Languages and Cultures of the Shanghai University of Political Science and Law. Shanghai, China. ORCID: 00000002-5566-7115; E-mail: [email protected]

Zhang Xiaoling, Dr. Sci. (Hum.); senior lecturer at the Department of Languages and Cultures of the Shanghai University of Political Science and Law. Shanghai, China. ORCID: 0000-0002-6125-8246; E-mail: nishuideyu2266@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.