ЗА РУБЕЖОМ
О МЕЖДУНАРОДНОМ ПИЩЕВОМ КОДЕКСЕ
Доцент Б. Д. Владимиров
Из Института питания АМН СССР
Необходимость унификации пищевого законодательства в различных странах, обменивающихся в процессе международной торговли как продуктами питания, так и различными естественными и синтетическими веществами, применяемыми в пищевой промышленности (красители, ароматизаторы, консерванты и т. д.), назрела давно. Между тем вопрос о разработке единых международных требований, которым отвечали бы различные пищевые продукты, об унификации методов их исследования и гигиенической оценки еще ждет своего разрешения.
Для участия в разработке единых требований к пищевым продуктам привлечено более 100 организаций, в том числе организации ООН, международные правительственные организации и международные объединения представителей различных отраслей пищевой промышленности.
Широкое обсуждение вопросов, касающихся качества основных пищевых продуктов, началось с момента образования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Организации продовольствия и земледелия (ФАО). Они стали совместно заниматься проблемами гигиены питания и создали ряд объединенных комитетов.
В 1953 г. VI ассамблея ВОЗ декларировала, что все возрастающее применение различных химических средств в пищевой промышленности выдвинуло новую проблему здравоохранения, требующую неослабного внимания. Объединенный комитет экспертов по питанию, обсудив этот вопрос, принял на сессии в июле 1955 г. решение, в котором отметил крупные расхождения в законодательстве различных стран, противоречивость данных о безвредности или токсичности различных химических пищевых добавок. Комитет постановил просить генеральных директоров ФАО и ВОЗ созвать специальную конференцию.
Такая конференция состоялась в Женеве в сентябре 1955 г. Она подчеркнула необходимость решения вопроса о добавках и примесях в международном масштабе, рекомендовала организовать Объединенный комитет экспертов по пищевым добавкам и наметила программу работ этого комитета.
Первая сессия созданного Объединенного комитета экспертов состоялась в Риме 3—10/ХН 1956 г. На ней были обсуждены общие гигиенические положения о применении различных добавок к пищевым продуктам — красителей, консервирующих веществ, антиокислителей, эмульгаторов и др. В резолюции, принятой на сессии, было рекомендовано поручить группе квалифицированных специалистов изучение возможной канцерогенности пищевых добавок. Этому была посвящена конференция, происходившая в Риме в августе 1956 г.
Наименее изученным является вопрос о пестицидах, применяемых в сельском хозяйстве. Это объясняется в первую очередь тем, что ко-
6*
83
личество ядохимикатов, использующихся в борьбе с сельскохозяйственными вредителями, чрезвычайно велико; к моменту созыва указанной конференции их насчитывалось более тысячи. Согласование списка допустимых пестицидов, их остаточных количеств в продуктах и методов определения пестицидов значительно облегчит обмен продуктами сельского хозяйства между странами. Все это обсуждалось на специальных совещаниях по унификации методов определения остаточных количеств ядохимикатов в пищевых продуктах, на международном совещании в Париже в октябре 1960 г., созванном по инициативе Европейской организации защиты растений, и в ноябре 1960 г. на расширенной сессии Германской академии сельскохозяйственных наук с участием представителей СССР, Польши, Чехословакии, Румынии и Болгарии.
Большая работа по установлению общих критериев гигиенической оценки основных продуктов питания проделана объединенными комитетами ФАО и ВОЗ по гигиене мяса и гигиене молока. В частности, на заседании Объединенного комитета по гигиене молока в июне 1959 г. были обсуждены вопросы о заболеваниях, передаваемых молоком» о возможном наличии в молоке антибиотиков, инсектицидов и радиоактивных элементов, о допустимости применения консервантов для предохранения молока от скисания и т. д. ВОЗ издала две специальные монографии: одну по гигиене мяса (1960) и другую по гигиене молока 11962).
Приводимая международными организациями работа по нормированию качества отдельных видов продовольственных продуктов, унификации методов исследования, номенклатуры и т. д. в основном сводится к сбору и систематизации сведений о санитарно-пищевом законодательстве в различных странах, химических и бактериологических методах исследований, о нормах разрешенных добавок и бактериальной чистоты продуктов и в лучшем случае к рекомендации требований, которые должны предъявляться при оценке качества отдельных продуктов, допустимых количеств добавок и примесей, а также методов обработки продуктов, их анализа, упаковки, маркировки и хранения.
Однако все эти рекомендации, исходящие от таких представительных органов, как Ассамблея здравоохранения ООН и Объединенные комитеты ФАО и ВОЗ, не обязательны даже для государств — членов этих организаций. Поэтому они не могут оказать того положительного эффекта, который необходим в интересах здравоохранения и для упорядочения и облегчения международного обмена продовольственными товарами. Придание этим рекомендациям силы «универсального» закона, обязательного для всех государств, в настоящее время практически невозможно, так как в различных странах слишком разнообразны условия в отношении видов продуктов, способов их обработки, условий хранения и транспорта и т. д. Необходимо учитывать также степень экономического и технического развития, санитарного состояния и других сторон жизни отдельных стран. Тем не менее разработка общих стандартов на пищевые продукты вполне возможна и осуществима для-государств, находящихся примерно на одной степени экономического развития и расположенных в более или менее одинаковых климатических и географических зонах.
В апреле 1958 г. Международная комиссия по сельскохозяйственной промышленности созвала организационное совещание, имевшее целью установить основные методы работы для создания Европейского пищевого кодекса. На этом совещании, в котором приняли участие представители 18 стран, был организован Европейский совет по пищевому кодексу.
В 1958 г. на собрании этого совета был утвержден «Временный статут Европейского пищевого кодекса» и намечена программа работы ближайшего заседания совета. Решено было составление проекта
главы будущего пищевого кодекса «Красители и консерванты» поручить Франции, главы «Выемка проб» — Австрии, «Жиры и масла» — Швейцарии и т. д.
•Президиум Европейского совета обратился в ООН с просьбой поручить работу по созданию пищевого кодекса ФАО и ВОЗ. Это предложение было принято исполнительными комитетами обеих организаций.
1—5/Х 1962 г. в Женеве состоялась объединенная конференция по пищевым стандартам, на которой присутствовало 44 человека и 24 наблюдателя от ряда международных организаций. Конференция полностью одобрила решение ФАО и ВОЗ организовать работу по составлению международных пищевых стандартов и подчеркнула большое значение ее как для экономически развитых, так и для развивающихся стран. Конференция одобрила создание специальной комиссии по разработке пищевого кодекса и основные положения о ее работе. Пищевои кодекс, говорится в проекте этих положений, должен быть сводкой принятых международных стандартов; основная цель кодекса — охрана здоровья потребителей и облегчение торговли между отдельными странами. Кодекс со временем должен содержать стандарты на все основные пищевые продукты. Стандарты должны учитывать все стороны, характеризующие тот или иной продукт: определение продукта, его состав, требования к качеству, маркировку и этикетирование, правила отбора проб, методы анализа и гигиенические требования к продукту. В кодексе необходимо предусмотреть вопрос о примесях и добавках к пище, так как практически это касается почти всех обработанных и все возрастающего количества сырых продуктов. Необходимость полного учета гигиенических требований при производстве, хранении и транспорте продуктов делается все более очевидной; следовательно, эти требования следует обязательно включить в кодекс.
В кодексе должны быть отражены стандарты двух типов: минимальные стандарты с перечнем общих требований, предъявляемых к продуктам, и стандарты, содержащие более детальные требования и учитывающие главным образом нужды торговых организаций. Примером международного минимального стандарта могут служить «Основные положения, относящиеся к молоку и молочным продуктам», утвержденные Объединенным комитетом экспертов ФАО и ВОЗ в июле 1959 г. К этим положениям присоединилось не менее 50 государств. Минимальные стандарты могут быть использованы как развитыми, так и развивающимися странами.
Подготовка проектов стандартов проводится специальными группами экспертов или различными международными организациями с широким использованием уже имеющихся материалов. Координация проектов стандартов — одна из главных задач Комиссии по пищевому кодексу. *
Развитие экономических условий и прогресс технологии производства пищевых продуктов заставляют рассматривать все стандарты как временные и подлежащие пересмотру через определенные сроки.
Важной задачей, стоящей перед Комиссией по пищевому кодексу, является установление очередности разработки стандартов и опубликования их в кодексе. Эта задача должна быть решена на первой же сессии комиссии. Объединенная конференция ФАО и ВОЗ рекомендовала прежде всего рассмотреть вопрос о пищевых добавках (красители, консерванты, эмульгаторы и т. д.) с тем, чтобы возможно раньше опубликовать в кодексе «стандарты чистоты» и списки разрешенных добавок. В этом отношении уже проделана большая работа Объединенным комитетом экспертов ФАО и ВОЗ по пищевым добавкам.
Очень важной является также проблема непреднамеренных примесей. Эта проблема широко обсуждалась Европейским советом по со-
ставлению пищевого кодекса, причем особое внимание было уделено изучению наличия остаточных количеств антибиотиков в кормах. ФАО подготовила, кроме того, значительный материал об остаточных количествах пестицидов в продуктах.
Объединенная конференция ФАО и ВОЗ по пищевым стандартам подчеркнула необходимость отражения в кодексе основных гигиенических правил производства пищевых продуктов. Это особенно важно для развивающихся стран, расположенных в тропической зоне.
Надо надеяться, что создание международных стандартов будет способствовать улучшению качества продуктов, особенно с гигиенических позиций, а стало быть и предупреждению алиментарных заболеваний, вызываемых наличием в пище вредных агентов различной природы, и сыграет положительную роль в охране здоровья населения многих стран.
Поступила 17/IV 1963 г.
"¿Г "А: ^¿Г