Уважаемые коллеги!
Нижегородская академия МВД России, факультет права Нижегородского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики, Нижегородский исследовательский научно-прикладной центр «Юридическая техника» проводят 24—25 сентября 2009 года на базе нижегородского спортивно-оздоровительного комплекса «Березка» Международный научно-методический семинар на тему: «Юридическая техника в системе вузовской подготовки правоведов: научно-методическое обеспечение и дидактические пути его совершенствования».
Приглашаем Вас принять участие в работе форума.
На обсуждение выносятся следующие вопросы:
— юридическая техника как наука и учебная дисциплина;
— методология и методика преподавания проблем юридической техники;
— задачи, функции и цели преподавания теории и практики юридической техники;
— освоение обучающимися приемов юридической техники как необходимое средство повышения качества подготовки специалистов высшей правовой квалификации;
— научно-методическое обеспечение учебных курсов и спецкурсов по юридической технике в современных государственных и коммерческих правовых вузах России и мира;
— система учебного курса «Юридическая техника»;
— правовая политика как фактор детерминации целей, содержания, процесса, результата юридической техники и ее освещение в учебно-воспитательном процессе вуза (к вопросу об идеологической нейтральности юридической техники);
— принципы и методы правовой технологии, ее соответствие гуманистической ориентации законодательства в ракурсе технико-юридической подготовки правоведов;
— «обязательный минимум» и «факультативный максимум» приемов юридической техники, включаемых в учебные программы юридических вузов;
— качество изложения проблем юридической техники в вузовской учебно-методической литературе по теории государства и права и отраслевым юридическим дисциплинам;
— специфика дидактического представления юридической техники в правовых вузах государств, принадлежащих к романо-германской правовой семье;
— особенность обучения юридической технике в мусульманской правовой системе;
— англо-американская правовая система о сущности и функциях юридической техники;
— юридическая техника как критерий классификации правовых систем в учебных курсах сравнительного правоведения;
— юридическая техника как необходимый элемент качественного вузовского юридического образования (организационно-методические и дидактические проблемы);
— применение современных информационных технологий при преподнесении преподавателями и освоении студентами технико-юридических знаний;
— эффективные пути формирования у студентов юридических вузов практических навыков и умений нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной техники;
— компьютерные справочные правовые системы как дидактическое средство обучения приемам юридической техники;
— судебная практика как учебный «полигон» преподавания юридической техники;
— технико-юридические ошибки как дидактический объект обучения и воспитания правоведов;
— образцы технико-юридического оформления международно-правовых актов как особое обучающее средство подготовки высокопрофессиональных правоведов;
— технико-юридический опыт ведомственного нормотворчества в системе профессиональной подготовки правоведов;
— место спецкурса «Юридическая техника» в системе подготовки высококвалифицированных специалистов подразделений БЭП;
— специфика преподавания юридической техники в вузах МВД России;
— роль и место юридической техники в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
— техника нормативно-правовых, интерпретационных и правоприменительных актов субъектов Российской Федерации в системе эмпирической базы подготовки правоведов;
— юридическая терминология (язык) как средство развития правосознания и воспитания правовой культуры в процессе подготовки правоведов;
— эффективная методика преподавания законодательной стилистики как средство повышения речевой культуры юристов;
— обучение приемам юридической техники путем использования кейс-метода на занятиях по иностранному языку;
— инициативные программы спецкурсов по юридической технике и законодательной технологии: общее и особенное;
— принципы систематизации технико-юридического материала в учебных программах спецкурсов по юридической технике;
— оптимальный объем учебных часов для спецкурса по юридической технике;
— место спецкурса «Юридическая техника» в системе дисциплин, изучаемых в вузах юридического профиля;
— проблема определения содержания спецкурса «Юридическая техника» применительно к специализации правоведа;
— практическая направленность обучения на примере спецкурса «Юридическая техника»;
— планирование процесса формирования системы практических умений и навыков учащихся в ходе разработки и преподавания спецкурса «Юридическая техника»;
— специфика учебно-методического обеспечения спецкурса «Юридическая техника»;
— проблема наглядного обеспечения лекционных, семинарских и практических занятий по юридической технике;
— дидактические основы преподавания юридической техники;
— эффективность методов обучения в процессе преподавания юридической техники;
— методологические основания оптимального выбора методов обучения в процессе преподавания юридической техники;
— сравнительный анализ возможностей различных методов обучения приемам юридической техники;
— активные методы и формы обучения в процессе преподавания юридической техники;
— педагогические технологии, используемые в процессе преподавания юридической техники;
— условия и факторы эффективности учебного процесса в преподавании юридической техники;
— формирование понятий в процессе преподавания юридической техники;
— целеполагание процесса преподавания юридической техники;
— организация и планирование процесса преподавания юридической техники;
— способы обеспечения прочности знаний в процессе преподавания юридической техники;
— педагогическое мастерство в процессе преподавания юридической техники;
— единство и оптимальная взаимосвязь репродуктивной и творческой учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания юридической техники;
— способы и приемы создания проблемных ситуаций в процессе преподавания юридической техники;
— учет возрастных особенностей обучаемых в процессе преподавания юридической техники;
— мотивация учебной деятельности в процессе преподавания юридической техники;
— психолого-педагогическая характеристика закономерностей процесса преподавания юридической техники;
— межпредметные связи в процессе преподавания юридической техники;
— самостоятельная работа обучаемых при изучении юридической техники;
— диагностика результативного компонента правовой обученности в процессе преподавания юридической техники;
— деловые игры в обучении юридической техники;
— соотношение традиционных и инновационных педагогических технологий в процессе преподавания юридической техники;
— особенности учебных занятий в преподавании юридической техники;
— системный подход и моделирование в процессе преподавания юридической техники;
— пути совершенствования учебных занятий по изучению юридической техники;
— становление и развитие педагогической квалификации преподавателей в процессе преподавания юридической техники;
— целесообразность введения в государственный образовательный стандарт самостоятельной учебной дисциплины «Юридическая техника»;
— целесообразность замены учебного курса «Юридическая техника» учебной дисциплиной «Юридическая технология»;
— выпускная квалификационная работа по юридической технике: научная ценность и практическая применимость;
— итоговая форма контроля обучения юридической техники: экзамен, дифференцированный зачет, курсовая работа или практикум?
Материалы семинара будут изданы в декабре 2009 года в третьем номере журнала «Юридическая техника».
Требования кавторскому оригиналу статьи:
1. Объем публикации не должен превышать 1 п. л. (40 000 знаков, включая пробелы и знаки препинания).
2. Выполнение в программе ШогС-2003.
3. Отступы: сверху — 2 см, снизу — 2 см, слева — 2 см, справа — 2 см.
4. Размер шрифта — 14, междустрочный интервал — полуторный.
5. Сноски концевые, нумерация сквозная, размер шрифта — 12, междустрочный интервал — одинарный. Требования к оформлению сносок:
1. Многотомные издания.
Издание в целом: ГегельГ.В.Ф. Эстетика: В 4 т. — М., 1969—1971.
Отдельный том: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. — М., 1969. — Т. 2. — С. 55.
2. Однотомные издания.
Книги 1-го автора: БарановВ.М. Концепция законопроекта: Учебное пособие. — Н. Новгород, 2003. — С. 5. Книги 2-х более авторов: Боботов С.В. Введение в правовую систему США / С.В. Боботов, И.Ю. Жига-
чев. — М., 1997. — С. 15—34.
Книги под общей редакцией: Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2000. — С. 55—89.
3. Статьи из журналов, сборников.
Тихомиров Ю.А. Юридическая техника — инструмент правотворчества и правоприменения // Юридическая техника. — 2007. — № 1. — С. 12.
Филиппов Г.Г. Роль философских оснований политической теории в ее развитии / Г.Г. Филиппов, А.Ю. Конев // Вестник Ленинградского университета. — Сер. 6: Философия. — 1991. — Вып. 4. — С. 7. Соболева А.К. Каноны толкования в праве // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2000. — С. 89.
4. Статьи из газет.
Петрова О.М. А был ли мальчик? // Российская газета. — 2001. — 5 октября.
5. Диссертации, авторефераты.
ПанасюкА.Ю. Психология утверждающего воздействия: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1992.
ГлызинМ.В. Управление экономическими процессами: Автореф. дис... канд. экон. наук. — М., 1992.
6. Официальные документы.
Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.
Обавторе указать следующие сведения: фамилия, имя, отчество (полностью), ученое звание и степень, должность, место работы, контактные телефоны.
Для участия в работе семинара и формирования его программы просим Вас в срок до 15 марта 2009 года сообщить название темы предполагаемого выступления.
Контактные адреса электронной почты:
baranov@namvd.nnov.ru
fedulova@namvd.nnov.ru
Дополнительную информацию о форуме Вы можете получить по телефонам:
(8-831)-465-59-66,
(8-831)-465-77-77,
8-950-355-77-77
Председатель оргкомитета семинара — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор В.М. Баранов