ЭССЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Эссе главного редактора
Уважаемые читатели!
«Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь: оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики»1, - писал М.Ю. Лермонтов.
Наверное, поэт имел в виду художественные произведения, но гениальность сказалась и здесь, в частном суждении. Действительно, писать предисловие трудно из-за многофункциональности этого жанра публикации.
Третий номер ежегодника «Юридическая техника» организован вокруг одной весьма широкой и малоисследованной проблемы - дидактических основ и аспектов юридической техники.
В этом смысле его можно квалифицировать в качестве специального выпуска.
Выпуск содержит материалы Международного научно-методического семинара «Юридическая техника в системе вузовской подготовки правоведов: научно-методическое обеспечение и дидактические пути его совершенствования», которая состоялась в Нижнем Новгороде 24-25 сентября 2009 года.
Организаторами форума явились: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, Нижегородская академия МВД России, факультет права Нижегородского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики, Российское правотворческое общество, Торгово-промышленная палата Нижегородской области, Нижегородский исследовательский научноприкладной центр «Юридическая техника».
От лица этих организаций сопредседателями семинара выступили:
Мацкевич Игорь Михайлович - доктор юридических наук, профессор, первый проректор по научной работе Московской государственной юридической академии;
Каныгин Вячеслав Иванович - кандидат юридических наук, доцент, академик РАЮН, начальник Нижегородской академии МВД России, генерал-лейтенант милиции;
1 Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. - М., 1969. - Т. IV: Герой нашего времени. - С. 196.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 9
Эссе главного редактора
Марченко Михаил Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой теории государства и права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, президент Ассоциации юридических вузов России;
Клепоносова Марина Вячеславовна - декан факультета права Нижегородского филиала ГУ - ВШЭ, кандидат юридических наук, доцент;
Кабышев Сергей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент, президент Российского правотворческого общества;
Краснов Дмитрий Германович - кандидат юридических наук, доцент, генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, заместитель председателя Общественной палаты Нижегородской области;
Баранов Владимир Михайлович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, помощник начальника Нижегородской академии МВД России по инновационному развитию научной деятельности, заместитель декана факультета права Нижегородского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики, главный научный сотрудник Института правовых исследований Государственного университета - Высшей школы экономики, президент Нижегородского исследовательского научно-прикладного центра «Юридическая техника».
На обсуждение участников семинара были вынесены следующие вопросы:
- юридическая техника как наука и учебная дисциплина;
- методология и методика преподавания проблем юридической техники;
- задачи, функции и цели преподавания теории и практики юридической техники в свете Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»;
- освоение обучающимися приемов юридической техники как необходимое средство повышения качества подготовки специалистов высшей правовой квалификации;
- научно-методическое обеспечение учебных курсов и спецкурсов по юридической технике в современных государственных и коммерческих правовых вузах России и мира;
- система учебного курса «Юридическая техника»;
- правовая политика как фактор детерминации целей, содержания, процесса, результата юридической техники и ее освещение в учебно-воспитательном процессе вуза (к вопросу об идеологической нейтральности юридической техники);
- принципы и методы правовой технологии, ее соответствие гуманистической ориентации законодательства в ракурсе технико-юридической подготовки правоведов;
- «обязательный минимум» и «факультативный максимум» приемов юридической техники, включаемых в учебные программы юридических вузов;
- качество изложения проблем юридической техники в вузовской учебно-методической литературе по теории государства и права и отраслевым юридическим дисциплинам;
- специфика дидактического представления юридической техники в правовых вузах государств, принадлежащих к романо-германской правовой семье;
- особенность обучения юридической технике в мусульманской правовой системе;
- англо-американская правовая система о сущности и функциях юридической техники;
- юридическая техника как критерий классификации правовых систем в учебных курсах сравнительного правоведения;
- юридическая техника как необходимый элемент качественного вузовского юридического образования (организационно-методические и дидактические проблемы);
- применение современных информационных технологий при преподнесении преподавателями и освоении студентами технико-юридических знаний;
- эффективные пути формирования у студентов юридических вузов практических навыков и умений нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной техники;
- компьютерные справочные правовые системы как дидактическое средство обучения приемам юридической техники;
- судебная практика как учебный «полигон» преподавания юридической техники;
- технико-юридические ошибки как дидактический объект обучения и воспитания правоведов;
- образцы технико-юридического оформления международно-правовых актов как особое обучающее средство подготовки высокопрофессиональных правоведов;
- технико-юридический опыт ведомственного нормотворчества в системе профессиональной подготовки правоведов;
- специфика преподавания юридической техники в вузах МВД России;
- роль и место юридической техники в деятельности сотрудников органов внутренних дел;
- место спецкурса «Юридическая техника» в системе подготовки высококвалифицированных специалистов подразделений БЭП, уголовного розыска, следственного аппарата;
- модернизация учебного курса «Юридическая техника» в направлении формирования у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву в свете требований Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»;
- техника нормативно-правовых, интерпретационных и правоприменительных актов субъектов Российской Федерации в системе эмпирической базы подготовки правоведов;
- юридическая терминология (язык) как средство развития правосознания и воспитания правовой культуры в процессе подготовки правоведов;
- эффективная методика преподавания законодательной стилистики как средство повышения речевой культуры юристов;
- обучение приемам юридической техники путем использования кейс-метода на занятиях по иностранному языку;
- инициативные программы спецкурсов по юридической технике и законодательной технологии: общее и особенное;
- принципы систематизации технико-юридического материала в учебных программах спецкурсов по юридической технике;
- оптимальный объем учебных часов для спецкурса по юридической технике;
- место спецкурса «Юридическая техника» в системе дисциплин, изучаемых в вузах юридического профиля;
- проблема определения содержания спецкурса «Юридическая техника» применительно к специализации правоведа;
- практическая направленность обучения на примере спецкурса «Юридическая техника»;
- планирование процесса формирования системы практических умений и навыков учащихся в ходе разработки и преподавания спецкурса «Юридическая техника»;
- специфика учебно-методического обеспечения спецкурса «Юридическая техника»;
- проблема наглядного обеспечения лекционных, семинарских и практических занятий по юридической технике;
- дидактические основы преподавания юридической техники;
- эффективность методов обучения в процессе преподавания юридической техники;
- методологические основания оптимального выбора методов обучения в процессе преподавания юридической техники;
- сравнительный анализ возможностей различных методов обучения приемам юридической техники;
- активные методы и формы обучения в процессе преподавания юридической техники;
- педагогические технологии, используемые в процессе преподавания юридической техники;
- условия и факторы эффективности учебного процесса в преподавании юридической техники;
- формирование понятий в процессе преподавания юридической техники;
- целеполагание процесса преподавания юридической техники;
- организация и планирование процесса преподавания юридической техники;
- способы обеспечения прочности знаний в процессе преподавания юридической техники;
- педагогическое мастерство в процессе преподавания юридической техники;
- единство и оптимальная взаимосвязь репродуктивной и творческой учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания юридической техники;
- способы и приемы создания проблемных ситуаций в процессе преподавания юридической техники;
- учет возрастных особенностей обучаемых в процессе преподавания юридической техники;
- мотивация учебной деятельности в процессе преподавания юридической техники;
- психолого-педагогическая характеристика закономерностей процесса преподавания юридической техники;
- межпредметные связи в процессе преподавания юридической техники;
- самостоятельная работа обучаемых при изучении юридической техники;
- диагностика результативного компонента правовой обученности в процессе преподавания юридической техники;
- деловые игры в обучении юридической технике;
- соотношение традиционных и инновационных педагогических технологий в процессе преподавания юридической техники;
- особенности учебных занятий в преподавании юридической техники;
- системный подход и моделирование в процессе преподавания юридической техники;
- пути совершенствования учебных занятий по изучению юридической техники;
- становление и развитие педагогической квалификации преподавателей в процессе преподавания юридической техники;
- целесообразность введения в федеральный Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» самостоятельной учебной дисциплины «Юридическая техника»;
- целесообразность замены учебного курса «Юридическая техника» учебной дисциплиной «Юридическая технология»;
- выпускная квалификационная работа по юридической технике: научная ценность и практическая применимость;
- итоговая форма контроля обучения юридической технике: экзамен, дифференцированный зачет, курсовая работа или практикум?
Журнал открывается докладами, которые «прозвучали» (в прямом и переносном смысле) на пленарном заседании семинара.
Все иные материалы распределены по разделам, где статьи размещаются по алфавиту фамилий авторов.
Участники форума подвергли анализу предмет, который долгое время остается в фокусе дискуссий как отечественных, так и зарубежных правоведов. Нельзя сказать, что результатом семинара явилось достижение единого мнения по проблеме дидактических основ юридической техники. Это вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Но определенное комплексное и достаточно четкое видение проблемы с солидным логическим обоснованием внимательный читатель в специальном выпуске журнала обнаружит.
Одним из итогов обсуждения явилась доктринальная рекомендация - ввести дисциплину «Юридическая техника» в Государственный стандарт по специальностям «Юриспруденция» и «Правоведение», закрепив ее в перечне общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента.