Грищенко Леонид Леонидович,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 Е-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
УДК 37
Leonid Leonidovich Grishchenko,
Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Management of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty:
5.8.7. Methodology and technology
of vocational education
Дата поступления: 4 мая 2024 г.
Дата принятия статьи в печать: 29 мая 2024 г.
О методике обучения сотрудников органов внутренних дел организации действий в особых условиях
On the issue of training methods for employees of internal affairs bodies to, organize actions in special conditions
Аннотация
Актуальность. Материалы, представляемые в статье, являются авторским видением вопросов методики обучения сотрудников органов внутренних дел организации действий в особых условиях с применением теоретических и практических форм проведения занятий на примере Академии управления МВД России. Автор, анализируя современную ситуацию по обучению руководителей и сотрудников аппарата управления органами внутренних дел, обращает внимание на особенности развития оперативной обстановки в стране и вокруг России. Опасности чрезвычайного характера и военные угрозы требуют совершенствования процесса обучения, его интенсификации с учетом возможного развития событий. Автор приходит к выводу о необходимости опережающего обучения сотрудников органов внутренних дел организации действий в особых условиях и вносит предложения по инновационному применению для этих целей научного, учебного и технического потенциала Академии.
Проблема исследования: заключается в противоречии между наполнением учебных дисциплин при подготовке сотрудников органов внутренних дел организации действий в особых условиях материалами на основе уже
Abstract
Relevance. The materials presented in the article are the author's vision of the issues of training methods for employees of internal affairs bodies to organize actions in special conditions using theoretical and practical forms of conducting classes using the example of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author, analyzing the current situation in training managers and employees of the management apparatus of internal affairs bodies, draws attention to the peculiarities of the development of the operational situation in the country and around Russia. Emergency dangers and military threats require improvement of the learning process, its intensification taking into account the possible development of events, which, as a rule, become relevant after the fact. The author comes to conclusions about the need for advanced training of employees of internal affairs bodies in organizing actions in special conditions and makes proposals for the use of the scientific, educational and technical potential of the Academy for these purposes.
The research problem: lies in the contradiction between the content of educational disciplines in the training of employees of internal affairs bodies, the organization of actions in special conditions
15
16
имевших место событий чрезвычайного характера и появлением новых угроз и опасностей, к минимизации которых необходимо готовить органы управления МВД России.
Цель: обосновать содержательно-методические средства обучения сотрудников органов внутренних дел организации действий в особых условиях.
Методы: логико-системный анализ.
Результаты и выводы: имеется потребность в пересмотре системы реагирования на угрозы и опасности, для минимизации которых полиция ранее использовала специальные подразделения. В связи с этим следует осуществить переход к обучению руководителей органов внутренних дел тому, что необходимо им при выполнении задач в особых условиях, которые могут иметь место в будущем. В связи с ограниченными возможностями отвлечения в процессе обучения сотрудников от выполнения ими повседневных обязанностей необходима интенсификация процесса подготовки руководящего состава органов внутренних дел на новых основаниях. Предлагается внедрить в учебную практику информационные системы, технологии, ресурсы, системы видеонаблюдения и контроля, навигационное оборудование.
Ключевые слова: обучение; занятие; методика; управление; особые условия.
with materials based on emergency events that have already taken place, and the emergence of new threats and dangers to minimize which it is necessary to prepare the management bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Purpose: to consider the prospect of using methodological techniques in the process of training employees of internal affairs bodies, organizing actions in special conditions.
Methods: analysis, systems approach, logical thinking techniques.
Results and conclusions: a transition should be made to training heads of internal affairs bodies on what they need when performing tasks in special conditions that may occur in the future. It is necessary to intensify the process of training management personnel of internal affairs bodies due to the limited ability to separate employees from performing daily duties. Introduction into educational practice of information systems, technologies, resources, video surveillance and control systems, navigation equipment and the creation of digital twins. The need to review the system for responding to threats and dangers, to minimize which the police previously used special units.
Keywords: methodology; training; management; theoretical; practical.
lesson;
Как известно, методика обучения есть совокупность определения и реализации упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающим решение поставленных задач.
Сегодня перед органами внутренних дел стоят непростые и достаточно объемные задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства от противоправных посягательств как в повседневных условиях, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуаций), в условиях военных угроз и непосредственно в военное время1. При этом следует отметить, что деятельность органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) в условиях военных угроз и непосредственно в военное время характеризуется рядом проблем и требует постоянной адаптации системы и личного состава к динамично меняющейся реальности.
Как показала практика, нередко органы внутренних дел и их руководители осуществляют подготовку сил и средств для выполнения задач в новых обстоятельствах тогда, когда возникшие опасности уже создали угрозы личности, обществу и государству. Такая ситуация имела место в 2020 г. при возникновении эпидемии коронавируса, когда органы внутренних дел были вынуждены не только обеспечивать общественных порядок и общественную безопасность при введении карантинных и ограничительных мероприятий, но и осуществлять профилактические и лечебные мероприятия в отношении собственных сотрудников, членов их семей, пенсионеров системы МВД России2.
Еще в большей степени проблемные ситуации для органов внутренних дел возникли с началом специальной военной операции, введением на части территории России правового
1 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2 Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19): Указ Президента Рос. Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 20. Ст. 3157.
режима военного положения3, а на остальной части государства — различных уровней реагирования4.
Следует отметить, что в образовательных организациях МВД России, в территориальных органах внутренних дел в системе служебной подготовки осуществляется комплекс учебных мероприятий по подготовке сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях) и в военное время. При этом, как показывает анализ учебных планов ведомственных образовательных организаций, реагирование на новые вызовы и угрозы, как правило, происходит с некоторой задержкой во времени. Данное обстоятельство не может быть признано правильным и требует коррекции. Мы предполагаем, что подготовку сотрудников и руководителей правоохранительных органов к действиям в особых условиях следует осуществлять с опережением. Соответствующего развития потребует и методика подготовки руководителей и представителей органов управления по организации действий сил и средств в новых условиях обстановки.
Данные обстоятельства послужили основанием для научного исследования вопросов совершенствования подготовки руководителей органов внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) и в военное время.
В данной статье нет возможности подробно рассмотреть методику, используемую при обучении организации действий органов внутренних дел в особых условиях. Однако опыт подготовки сотрудников полиции, обучающихся военнослужащих войск национальной гвардии, руководящего состава правоохранительных органов и специальных служб государств — членов ОДКБ в Академии управления МВД России позволяет выявить ряд особенностей современной системы обучения и ее адаптации к новым условиям.
Во-первых, следует осуществить переход к обучению руководителей органов внутренних дел тому, что необходимо им при выполнении задач в особых условиях, которые могут в будущем иметь место. В педагогике данный процесс определен как опережающее обучение [4]. Достаточно наглядно данное требование просматривается при анализе угроз и опасностей, которые возникают для личности, общества и го-
3 О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей: Указ Президента Рос. Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 19.0l.2023).
4 О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации
в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757: Указ Президента Рос. Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 19.01.2023).
сударства и которые ранее не были учтены при планировании подготовки сил и средств. Такие угрозы уже возникали в связи с эпидемией COVID-19 и с началом специальной военной операции, к минимизации их органы управления внутренних дел оказались не в полной мере готовы.
Во-вторых, возникла потребность в интенсификации процесса подготовки руководящего состава органов внутренних дел в связи с ограниченными возможностями по отвлечению сотрудников в процессе обучения от выполнения повседневных обязанностей. Это означает то, что процессы, происходящие на территориях обслуживания органов внутренних дел, идут настолько стремительно и динамично, что вывести на значительное время руководителей территориальных органов МВД России из управленческого процесса на учебу становится проблематичным. Данное обстоятельство предопределяет значительное сокращение учебного лимита времени на очное обучение, поиск вариантов подготовки (переподготовки) управленческого аппарата без отрыва от выполнения прямых обязанностей на местах.
В-третьих, новая технологическая насыщенность органов управления требует развития в процессе обучения не только гуманитарного компонента, но и подготовку руководителей и сотрудников штабов к использованию современных средств управления. Повсеместное внедрение в управленческую практику информационных систем, технологий, ресурсов, систем видеонаблюдения и контроля, навигационного оборудования и создание цифровых двойников позволили начать переход от управления по ситуации к ситуационному управлению [2]. Данное обстоятельство предполагает расширение программ подготовки личного состава и внесение в их структуру дополнительных технологически ориентированных предметов и тем.
В-четвертых, не простой для территориальных органов МВД России оказалась ситуация после реорганизации системы при переходе специальных подразделений ОМОН, СОБР5, а в 2023 г. и Гром [5], под юрисдикцию войск национальной гвардии. Это предопределило необходимость целостно пересмотреть систему реагирования на угрозы и опасности, для минимизации которых полиция ранее использовала специальные подразделения, что обусловливает необходимость внесения корректив в организацию подготовки руководящего состава органов внутренних дел.
5 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 апреля 2016 г. № 226-ФЗ // СПС Консуль-тантПлюс.
17
18
Имеют место и постоянно проявляются иные, не менее существенные факторы, влияющие на обучение сотрудников организации действий органов внутренних дел в особых условиях. В настоящее время в Академии управления МВД России проводится большая работа по совершенствованию обучения сотрудников органов внутренних дел организации действий в особых условиях с учетом тех угроз и опасностей, которые могут иметь место в перспективе для человека, общества и государства. Разработанный алгоритм организации действий руководителя и органов управления при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуации) и в военное время отрабатывается не только при возникновении опасности, но и в случае, когда появляются угрозы, ранее не имевшие места на практике [3].
Данный алгоритм включает в себя последовательные действий руководителя от изучения и уяснения полученной задачи до практической работы по подготовке подчиненных к выполнению оперативно-служебных задач, осуществления контроля исполнения распоряжений и оказания помощи.
Непосредственное обучение руководителей и сотрудников аппаратов управления осуществляется с применением теоретических и практических методов обучения. В частности, в процессе теоретического освоения материала обучающиеся получают знания о последовательности и содержании организации действий органа внутренних дел на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) и в военное время. С этой целью для обучающихся читаются лекции, проводятся семинары и организуется самостоятельная подготовка под руководством преподавателя.
Интерес представляет методика подачи теоретического материала, который доводится до обучающихся с применением современных технологий. Выбирая способ освоения подобного материала, преподаватели, как правило, используют метод конференции (консультации) или бинарный метод.
К технологиям, используемым в процессе обучения, необходимо отнести потенциал комплекса ситуационного управления, применение которого позволяет активизировать и индивидуализировать работу обучающихся, создать персональную среду каждому слушателю, раскрыть его творческий потенциал. Преподаватель получил возможность удаленно контролировать работу слушателей, а при необходимости оказать отдельным слушателям помощь.
Существенные возможности в работе обучающихся открываются при обращении к правовой, справочной и научной литературе, которая находится в открытом доступе на информаци-
онных порталах Академии, МВД России, специализированных сайтах в сети Интернет.
При выборе способа проведения теоретических занятий преподаватели исходят из наличия и актуальности базовых материалов по теме, их адаптированности к современной ситуации, тенденциям развития на основе практики применения органов внутренних дел в особых условиях. Одним из эффективных способов при доведении материалов до обучающихся становится бинарный метод, при использовании которого в качестве второго преподавателя приглашается представитель практического органа управления МВД России, который непосредственно принимал участие в выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях) или в боевой обстановке. Новые приемы и способы действий, тенденции развития технологии управления, специальные формы и методы руководства силами и средствами правоохранительных органов и т. д. — все это становится предметом публичной дискуссии в процессе теоретических занятий.
Достаточно эффективным и действенным сегодня может стать такой метод проведения лекций и семинаров, как конференция. Организация и проведение занятий данным методом требует тщательной заблаговременной подготовки, привлечения нескольких (3—5 и более) специалистов-практиков. Речь идет о практиках, прежде всего сотрудниках территориальных органов внутренних дел, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств (ситуаций), участниках контртеррористических операций и боевых действий в ходе специальной военной операции, которые являются обучающимися по очной и заочной формам обучения, а также по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации руководящего состава правоохранительных органов и специальных служб.
Развернутая беседа, дискуссия, поиск компромиссов и вариантов решения проблемных вопросов с опорой на имеющуюся правовую базу и с учетом новых тенденций и перспектив — именно такая форма при проведении теоретических занятий позволит не просто усвоить имеющие место положения и правила организации действий органов внутренних дел в особых условиях, но и стимулирует обучающихся на дальнейшее освоение учебного материала с использованием практических методов обучения.
Среди практических методов в настоящее время целесообразно обратить внимание на групповое упражнение. Именно групповое упражнение позволяет дифференцированно вырабатывать прочные умения и навыки по организации действий органов внутренних
дел в особых условиях. Групповые упражнения — наиболее активная форма подготовки руководителей органов внутренних дел и сотрудников органов управления. Они позволяют привить обучающимся навыки управления силами и средствами, умение ориентироваться и действовать в условиях непрерывно меняющейся обстановки.
Групповое упражнение как метод проведения занятий является связующим звеном между теоретическими и практическими занятиями и характеризуется тем, что оно проводится в условиях моделирования возможной оперативной обстановки [1]. Обучающиеся, согласно замыслу, совместно отрабатывают на занятиях обязанности и действия должностных лиц территориальных органов внутренних дел (представителей оперативного штаба) по организации действий в особых условиях с целью нахождения оптимальных управленческих решений, которые возможно будет в дальнейшем применять при изменении оперативной обстановки.
Выступая в роли одного из должностных лиц, обучающиеся анализируют оперативную обстановку, принимают решение и докладывают свои действия, исходя из замысла группового упражнения, теоретического расчета сил и средств и вводных, изложенных в общей и частной обстановке.
В ходе занятия оперативная обстановка может изменяться путем моделирования новых обстоятельств (подача вводных, розыгрыш действий). В этом случае обучающиеся вновь анализируют обстановку, производят соответствующие расчеты, принимают решения и отдают распоряжения.
Список литературы:
1. Трищенко Л. Л. Современные цифровые технологии в системе обеспечения общественного порядка // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов II международной научно-практической конференции: в 6 т. Казань, 2023. С. 142-146.
2. Трищенко Л. Л., Горох Д. И. К вопросу ситуационного управления в кризисных ситуациях // Право и государство: теория и практика. 2021. № 9 (201). С. 245-247.
3. Княжев В. Б., Трищенко Л. Л., Егоров К. А. Алгоритм работы руководителя территориального органа МВД России в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 118-127.
4. Опережающее обучение и опережающее образование. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/operezhayuschee-obuchenie-i-operezhayuschee-obrazovaniе (дата обращения: 13.03.2024).
При проведении занятий с использованием потенциала ситуационного центра действенными мероприятиями по управлению могут стать специально создаваемые органы управления, входящие в состав оперативного штаба МВД России. В этом случае обучающиеся могут быть распределены по группам: управления; общего планирования и подготовки управленческих документов; взаимодействующих органов; информации и контроля; направленийб. Такое распределение позволяет не только получить умения и навыки управленческой деятельности, но и практику коллективной работы по организации действий органов внутренних дел в особых условиях с применением современных средств управления.
В заключение следует отметить, что наивысшей формой практического обучения были и остаются деловые игры и учения. Именно деловые игры, командно-штабные и тактические учения позволяют не только учить с опережением руководителей и сотрудников аппарата управления организации действий органов внутренних дел в особых условиях, но и прививать им навыки руководства силами и средствами в сложной, непредсказуемой и быстро меняющейся обстановке, которая сегодня имеет место в практике территориальных органов МВД России. Подобная методика позволяет разрешить рассмотренные в данной статье противоречия как в теории, так и в практике подготовки управленческих кадров.
б Об утверждении Положения о Ситуационном центре МВД России и Регламента работы Ситуационного центра МВД России: приказ МВД России от 1б ноября 2018 г. N 775.
References:
1. Grishchenko L. L. Sovremennye cifrovye tekh-nologii v sisteme obespecheniya obshchestven-nogo poryadka // Cifrovye tekhnologii i pravo: sbornik nauchnyh trudov II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v б t. Kazan', 2023. S. 142-14б.
2. Grishchenko L. L, Goroh D. I. K voprosu situa-cionnogo upravleniya v krizisnyh situaciyah // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. N 9 (201). S. 245-247.
3. Knyazhev V. B, Grishchenko L. L, Egorov K.. A. Algoritm raboty rukovoditelya territorial'nogo organa MVD Rossii v osobyh usloviyah // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2023. N 3 (б7). S. 118-127.
4. Operezhayushchee obuchenie i operezhayush-chee obrazovanie. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/operezhayuschee-obuchenie-i-op -erezhayuschee-obrazovanie (data obrashcheni-ya: 13.03.2024).
19
5. Полицейский спецназ «Гром» передали в подчинение Росгвардии. URL: https:// www. rbc.ru/politics/17/07/2023/64b55c8e9a7947ed c5e39caf (дата обращения: 13.03.2024).
5. Policejskij specnaz "Grom" peredali v podchinenie Rosgvardii. URL: https:// www. rbc.ru/politics/17/07/2023/64b55c8e9a7947ed c5e39caf (data obrashcheniya: 13.03.2024).
Для цитирования:
For citation:
Грищенко Леонид Леонидович. О методике обучения сотрудников органов внутренних дел организации действий в особых условиях // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 3 (6). С. 15-20.
Leonid Leonidovich Grishchenko. On the issue of training methods for employees of internal affairs bodies to, organize actions in special conditions // Pedagogy and Psychology Academic Jurnal. 2024. № 3 (6). P. 15-20.
20