Научная статья на тему 'Особенности подготовки сотрудников органов оперативного управления территориальных органов МВД России'

Особенности подготовки сотрудников органов оперативного управления территориальных органов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / ОРГАН ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ГРУППОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ / IMPROVEMENT OF TRAINING / TERRITORIAL BODIES OF THE MIA OF RUSSIA / OPERATIVE MANAGEMENT BODY / GROUP EXERCISE / SKILLS / ATTAINMENT / PROFESSIONAL QUALITIES / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грищенко Л.Л., Синодов И.А.

В статье рассмотрена актуальная проблема дальнейшего совершенствования подготовки руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях обстановки на примере Академии управления МВД России. Раскрыты вопросы проведения учебных занятий со слушателями Академии управления МВД России в форме группового упражнения, направленного на повышение эффективности подготовки руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грищенко Л.Л., Синодов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Training of Employees in Operative Management Bodies of Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The paper deals with the current problem of further improvement of training of the senior staff in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in special conditions on the example of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. The issues of conducting training sessions with students of the Academy in the form of a group exercise aimed at improving the efficiency of training of the leadership in the Internal Affairs of the Russian Federation in special conditions are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки сотрудников органов оперативного управления территориальных органов МВД России»

86

Л. Л. ГРИЩЕНКО,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: VVG @mail.ru

И. А. СИНОДОВ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: isin.50@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная

деятельность.

L. L. GRISHCHENKO,

Doctor of Law, Professor,

Professor at Department of Management

of Bodies and Units of the Internal Affairs

in Special Conditions

(Centre for Command Staff Trainings)

(Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia)

I. A. SYNODOV, Candidate of Law, Associate Professor at Department of Management of Bodies and Units of the Internal Affairs in Special Conditions (Centre for Command Staff Trainings) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality: 12.00.11 - Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.

УДК 335.237:351.741

Особенности подготовки сотрудников органов оперативного управления территориальных органов МВД России

Specifics of Training of Employees in Operative Management Bodies of Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia

В статье рассмотрена актуальная проблема дальнейшего совершенствования подготовки руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях обстановки на примере Академии управления МВД России. Раскрыты вопросы проведения учебных занятий со слушателями Академии управления МВД России в форме группового упражнения, направленного на повышение эффективности подготовки руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях.

Совершенствование подготовки, территориальные органы МВД России, орган оперативного управления, групповое упражнение, умения, навыки, профессиональные качества, управление.

The paper deals with the current problem of further improvement of training of the senior staff in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in special conditions on the example of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. The issues of conducting training sessions with students of the Academy in the form of a group exercise aimed at improving the efficiency of training of the leadership in the Internal Affairs of the Russian Federation in special conditions are revealed.

Improvement of training, territorial bodies of the MIA of Russia, operative management body, group exercise, skills, attainment, professional qualities, management.

Эффективность выполнения задач территориальными органами МВД России в особых условиях во многом зависит от готовности органов оперативного управления к работе и в значительной степени определяется уровнем подготовки руководящего состава и сотрудников этих органов.

Органы оперативного управления для осуществления своих функций в особых условиях имеют соответствующую систему управления, которая представляет собой совокупность функционально связанных между собой органов управления, пунктов управления и средств управления.

Исходя из специфики выполнения задач в особых условиях, определяются формы и методы подготовки соответствующих руководителей органов оперативного управления территориальных органов МВД России.

Одной из приоритетных форм подготовки руководителей территориальных органов МВД России к действиям в особых условиях, позволяющей обучать их в сравнительно короткие сроки умело и грамотно действовать в указанных условиях обстановки, является групповое упражнение.

Важно отметить, что групповые упражнения имеют назначение по привитию обучаемым умений и навыков при работе на определенной должности и для усвоения теоретических положений на фоне конкретной сложной обстановки, а также для формирования у обучаемых профессиональных и морально-психологических качеств . В практическом обучении они применяются после того, как были приобретены прочные теоретические знания по конкретной теме или виду оперативно-служебной деятельности .

Подготовка группового упражнения слагается из уточнения и определения необходимых данных, разработки плана проведения занятия, графика подачи вводных, плана наращивания обстановки, подготовки руководителя и обучаемых к занятиям, материального обеспечения и места проведения занятия.

При подготовке группового упражнения, проводимого на местности, кроме того, проводится рекогносцировка, может предусматриваться применение средств имитации [1, с. 183— 194]. Если на групповом упражнении применяются элементы командно-штабного учения и используются средства связи и автоматизированного управления, то заранее готовятся помощники руководителя занятий по связи и на полигонах.

Проводить занятия методом группового упражнения целесообразно по темам, необходимым для того, чтобы привить обучаемым практические навыки руководства силами и сред-

ствами территориальных органов МВД России. Например, при подготовке слушателей по дисциплинам кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ целесообразно использовать данную форму занятий при отработке практических вопросов по управлению силами и средствами территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации; захвате или присвоении власти; вооруженного мятежа; в ходе массовых беспорядков; террористических актов; захвате особо важных объектов или блокировании отдельных местностей. Достаточно эффективна данная форма занятий при участии территориальных органов МВД России совместно с взаимодействующими органами: при пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований; пресечении межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов, которые сопровождаются насильственными действиями и создают непосредственную угрозу безопасности и жизни граждан, нормальной работе органов государственной власти и местного самоуправления1.

Исходными данными для подготовки группового упражнения являются: тема, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, привлекаемый состав обучаемых, состав и принадлежность противника (преступников), время и длительность занятий, место проведения (на местности, на учебном объекте, в классе, на учебном полигоне с использованием мультимедийных средств и потенциала ситуационного центра), материальное обеспечение.

Такие исходные данные, как тема, продолжительность, время, а в некоторых случаях учебные вопросы и место проведения занятий определяются обычно программой подготовки слушателей Академии управления МВД России (далее — Академия), приказами начальника Академии, приказами и директивами Министерства внутренних дел Российской Федерации. В некоторых случаях они могут определяться руководителем занятия.

Определяя исходные данные, руководитель последовательно решает следующие вопросы: уточнение темы занятий, учебных и воспитательных целей; учебные вопросы и время на отработку каждого из них. Он должен подобрать карту (план, схему) и выбрать на ней соответствующий участок (район) и место проведения занятий, изучить литературу по данной теме и примеры опыта из оперативно-слу-

1 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 // Рос. газ. 2012. 9 мая.

88

жебной деятельности территориальных органов МВД России.

Проведение группового упражнения требует от руководителя хорошей теоретической подготовки и большого методического мастерства. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы обучаемые все время, отведенное на упражнение, работали с полным напряжением сил, активно и творчески. Работа руководителя при проведении группового упражнения обычно начинается с проверки подготовленности обучаемых к занятию. Затем отрабатываются учебные вопросы (основная часть занятия) и в заключение проводится разбор занятий.

Порядок отработки вопросов определяется различными факторами, прежде всего поставленными учебными целями; содержанием каждого из учебных вопросов; временем, отведенным на отработку; уровнем подготовки привлекаемых обучаемых; а также местом проведения занятия (в учебной аудитории, на учебном объекте, на местности или на учебном полигоне с использованием мультимедийных средств и потенциала ситуационного центра) и его материальным обеспечением. Перед отработкой учебного вопроса руководитель занятия называет его только в том случае, если формулировка вопроса не раскрывает содержание действий обучаемых.

При отработке учебного вопроса руководитель должен:

— объявить оперативное время, в котором будут действовать обучаемые;

— определить роли, в которых действуют обучаемые;

— довести до обучаемых место их нахождения (в рабочем кабинете, на пункте управления органа оперативного управления, непосредственно в районе действий сил территориальных органов МВД России, на объекте, на местности и т. д.);

— определить, какими средствами связи и транспорта они располагают;

— указать, что и из каких источников стало известно о действиях и намерениях противника (преступников), о действиях своих сил, что обучаемые наблюдают лично и о чем им докладывают;

— сообщить, как выполняются подчиненными поставленные задачи, с какими затруднениями они сталкиваются; информировать обучаемых о действии других сил, участвующих в выполнении данной задачи; определить время, в течение которого офицеры должны в роли определенного должностного лица подготовить ответ (при этом следует ограничивать время, отведенное на обучение и изложение ответа);

— заслушать обучаемого в должности руководителя, действия которого отрабатываются на групповом упражнении.

В зависимости от тематики, содержания вопроса и учебной цели объем сведений, который доводится до обучаемых, может быть различным. Если частная учебная цель состоит в том, чтобы привить обучаемым те или иные практические навыки, то объем сообщаемых сведений должен быть больше. При постановке учебной цели, состоящей в тренировке, совершенствовании уже приобретенных навыков, объем указанных сведений должен быть незначительным. Отсутствие исчерпывающих данных о действиях противника (преступников) и своих силах побуждает обучаемых принимать инициативные решения и выполнять самостоятельные действия.

Перспективным, по нашему мнению, представляется использование потенциала ситуационного центра Академии, который создается: для проведения мониторинга качества и эффективности оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России; выработки ведомственных показателей оценок оперативной обстановки; создания современной системы управления, основанной на развитии организационных механизмов по своевременному и качественному принятию решений; сокращения избыточного оборота документов; развития современных методологических основ при принятии управленческих решений; создания аппарата информационно-аналитической поддержки управленческих решений; информационной поддержки и обеспечения деятельности группировки сил и средств, задействованной в системе обеспечения правопорядка в общественных местах; межведомственного и внутрисистемного взаимодействия при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; определения мер опережающего (упреждающего) реагирования на развитие складывающейся ситуации; поддержки информационными ресурсами и техническими средствами обучаемых при проведении группового упражнения, а также при реализации научно-исследовательских и информационно-аналитических целей, поставленных на занятии; разработки и внедрения современных методов оперативного анализа и реализации мер, которые направлены на повышение объективности контроля знаний обучаемых.

Данные обстановки, получаемые из баз ситуационного центра, должны соответствовать содержанию учебного вопроса. Действия же обучаемых должны соответствовать не только содержанию учебного вопроса, но и учебной цели, которая ставится при его изучении.

Заслушивание докладов обучаемых об их решениях и действиях может проводиться руководителем занятия, выступающим в роли определенного должностного лица, обычно выше-

стоящего начальника. При этом руководителю занятия следует избегать как излишней опеки обучаемых, так и давления на них, потому что обучаемые, попав в действительную обстановку, не смогут проявить инициативу в принятии обоснованных решений и будут постоянно обращаться за советом к старшему начальнику.

Взаимоотношения руководителя занятия и обучаемых в ходе отработки учебного вопроса должны строиться на основе точного соблюдения правил, служебного такта, взаимного уважения и установленной на групповом упражнении должностной подчиненности.

После каждого доклада руководителю целесообразно вне оперативного времени делать не разбор его содержания, а указывать лишь на недостатки, относящиеся к построению и полноте доклада, чтобы следующие обучаемые могли восполнить эти пробелы. Анализ содержания докладов целесообразно проводить после заслушивания всех выступлений обучаемых по данному вопросу, указав их положительные и отрицательные стороны и наиболее оптимальный вариант.

На занятиях, начинающихся с доклада, несколько обучаемых по назначению руководителя сначала информируют о решениях без каких-либо обоснований. Причем первый докладывает решение в полном объеме, а остальные, из-за недостатка времени, — лишь замыслы действий или те вопросы, которые перед докладом может определить руководитель. Разбор докладов обучаемых руководитель делает обычно после заслушивания всех или хотя бы принципиально отличающихся друг от друга решений. Перед оценкой работы обучаемых целесообразно вне оперативного времени дать им возможность обосновать свои решения.

Распоряжения обучаемых должны заслушиваться в полном объеме. При этом необходимо требовать, чтобы обучаемые всегда указывали, каким способом они доводят распоряжения до подчиненных, чтобы активнее использовать потенциал ситуационного центра Академии.

В ходе занятий необходимо добиваться от обучаемых четких, конкретных, предельно кратких и в то же время содержательных формулировок выводов для уяснения задачи и оценки обстановки, решений или распоряжений. Работа обучаемых во всех случаях должна проводиться в ограниченные сроки, постепенно приближающиеся ко времени, которым может располагать руководитель в реальных условиях оперативно-служебной деятельности. Поэтому перед заслушиванием обучаемого целесообразно ограничить его временем, а в некоторых случаях сначала выяснить план его доклада.

В ходе занятия важно своевременно и правильно реагировать на ответы и действия об-

учаемых. При заслушивании, когда их действия в основном являются правильными, следует воздержаться от замечаний по содержанию докладов и не прерывать их. Отдельные неточные формулировки нужно замечать и указывать на них по окончанию доклада. Замечания, относящиеся к искажению терминологии, необходимо делать сразу. Если доклады обучаемых не в полной мере удовлетворяют требованиям, руководитель может сам подготовить образцовый доклад в роли должностного лица, принимающего решение. Чтобы доклад был действительно образцовым, нужно готовиться заранее.

Если решение, принятое большинством обучаемых отличается от намеченного руководителем, то целесообразно внести поправки в последующую вводную и продолжать занятие в соответствии с решением обучаемых. Напротив, если решение обучаемых не соответствует сложившейся обстановке, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям МВД России и не обеспечивает достижения учебных целей занятия, руководитель должен уточнить, чем обосновываются доложенные решения. Для этого следует задать вопросы, а при необходимости сообщить дополнительные данные, которые позволят обучаемым правильно оценить обстановку и прийти к целесообразному решению. В других случаях можно заслушать решения еще нескольких обучаемых и на их основе убедить других в ошибочности их решений. При наличии времени можно дать новую обстановку, показать, к каким последствиям может привести ошибочное решение, и заставить самих обучаемых найти выход из создавшегося сложного положения.

Если обучаемые неумело действуют в определенной роли, надо проверить, знают ли они содержание и порядок работы данной должностной категории, и при необходимости указать, какие действия от них ожидаются, на что обратить внимание в своей работе.

При заслушивании в процессе занятия докладов нескольких обучаемых нередко выявляются различные решения или мнения по одному и тому же вопросу. В этом случае может появиться необходимость в более детальном его обсуждении. Такое обсуждение повысит интерес обучаемых и будет способствовать более осознанному усвоению изучаемых вопросов. Поэтому при наличии времени можно подробно разобраться в данном вопросе.

На занятии с элементами командно-штабного учения руководитель заслушивает как обучаемого, действующего в роли старшего руководителя, так и других слушателей. Порядок проведения групповых упражнений с элементами командно-штабного учения и применения средств связи в основном такой же, как и у груп-

повых упражнений без применения средств связи. Отработка таких вопросов, как сбор данных об обстановке, доклад об обстановке и решениях вышестоящему начальнику, постановка задач подчиненным на этих занятиях может осуществляться с помощью средств связи и автоматизации.

Очень важно своевременно переходить от применения элементов командно-штабного учения к анализу действий обучаемых. Если тактическое задание обучаемым заранее не выдавалось или содержало только общую обстановку, анализ решений обучаемых целесообразно осуществлять после сбора данных об обстановке, принятия решения и его доклада, постановки задач. Если задание вручалось накануне в полном объеме, то переход к групповому упражнению можно произвести после доклада решения или постановки задач с помощью средств связи.

Начинать переход к анализу действий обучаемых можно вне оперативного времени заслушиванием в присутствии всей группы решения или замысла обучаемого, действующего в роли руководителя, или заслушиванием отличающихся решений других слушателей, когда решение известно всем.

В заключение следует сказать, что проведенные исследования показывают: в особых условиях резко обостряется обстановка, что вызывает дополнительную нагрузку (появление новых и увеличение объема текущих, ранее вы-

полнявшихся функций) на руководителей территориальных органов МВД России различного уровня.

Как показывают практический опыт, зачастую руководители территориальных органов МВД России в указанных условиях обстановки оказываются не готовы к выполнению оперативных задач по следующим причинам: недостаточные знания особенностей организации деятельности в рассматриваемой области, недостаточные умения и навыки руководителей органов оперативного управления, отсутствие опыта действий.

Для устранения системных недостатков на протяжении последних лет на кафедре управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений Академии в рамках образовательного процесса, научной деятельности и в рамках создания единого ситуационного центра МВД России проводится планомерная работа по совершенствованию методов и порядка действий руководителей органов оперативного управления в различных условиях обстановки.

Представляется, что раскрытые в данной статье вопросы проведения учебных занятий в форме группового упражнения позволят в дальнейшем определить эффективные меры по совершенствованию подготовки руководителей территориальных органов МВД России в особых условиях.

Список литературы:

References:

1. Волчкова А. А. Методика проведения практического занятия с использованием элементов интерактивно-ситуационного моделирования (на примере темы «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» по дисциплине «Уголовное право») // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 4 (83).

1. Volchkova A. A. Methodology of giving a practical lesson using elements of interactive-situ-ational modeling (on the example of the topic "Crimes against state power, interests of public service and service in local government bodies" on the discipline "Criminal Law" // Vest-nik of Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 2017. № 4 (83).

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.