Администрирование времени на организацию выполнения задач в особых условиях руководителем территориального органа МВД России
ГРИЩЕНКО ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г.Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 Е^П: [email protected]
Administration of Time for the Organization of Tanks in Special Conditions by the Head of the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of Russia
GRISHCHENKO LEONID LEONIDOVICH,
Professor of the Department of Internal Affairs Management in special conditions of the Center for Command and Staff Exercises, Doctor of Law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
УДК 351.745
Аннотация. Материалы, представленные в статье, являются авторским анализом организации работы руководителя территориального органа МВД России при возникновении чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств, угрозе и начале войны. В статье рассмотрен алгоритм, на основе которого в настоящее время руководитель территориального органа МВД России строит свою работу от получения информации о возникновении угрозы безопасности личности и обществу до принятия и реализации решения. Основное внимание уделено вопросу расчета времени на организацию действий как элемента алгоритма, позволяющего сократить время подготовки территориального органа МВД России к выполнению задачи. Сокращение времени позволяет более качественно и эффективно реализовать потенциал полиции и обеспечивает успешное выполнение задач сотрудниками в особых условиях. Сделанные автором предложения
Annotation. The materials presented in the article are the author's analysis of the organization of the work of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the event of emergency situations, emergency circumstances, threat and outbreak of war. The article considers the algorithm on the basis of which the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia currently builds his work from receiving information about the occurrence of a threat to the security of the individual and society to making and implementing a decision. The main attention is paid to the issue of calculating the time for organizing actions as an element of the algorithm that allows reducing the preparation time of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the task. The reduction of time makes it possible to realize the potential of the police more efficiently and effectively and ensures the successful completion of tasks by employees in special conditions. The proposals made by the author make
позволяют оптимизировать организацию и подготовку сил и средств территориального органа МВД России по выполнению задач в рассматриваемых условиях.
Ключевые слова и словосочетания: угроза; безопасность; время; организация; технологии.
it possible to optimize the organization and training of the forces and means of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia to perform tasks in the conditions under consideration.
Keywords and phrases: threat; security; time; organization; technology.
Сегодня одним из ключевых вопросов для людей на нашей планете становится вопрос о безопасности. Несмотря на вторую позицию в иерархии пирамиды Маслоу [5, с. 479], безопасность, являясь важнейшим компонентом существования человека в мире, все более оттесняет находящиеся на первом месте физиологические (органические) потребности для человека. Объективность данного суждения основывается на невозможности реализовать потребности в пригодном для дыхания воздухе, воде, пищи, защите от холода и т. д. в так называемых особых условиях существования человека. При этом, как показывает современность, именно особые условия все больше заполняют временные и пространственные параметры на нашей планете.
Под особыми условиями принято понимать обстановку, сложившуюся на определенной территории в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств, войн и вооруженных конфликтов и характеризующуюся повышенной степенью опасности для жизни людей [3]. Но если чрезвычайные ситуации природного характера априори сопровождают человечество на всем протяжении его существования, то чрезвычайные обстоятельства, войны и вооруженные конфликты сегодня все больше напоминают суицидальные намерения неадекватного человека.
В данной статье автор не ставит целью анализ сути и содержания современных угроз и опасностей чрезвычайного и военного характера. Они достаточно полно описаны в иных работах автора [1; 2], научных и исследовательских трудах, представленных в библиотеках. Следует только отметить, что сегодня мир подошел к опасной черте, после которой может произойти полное исчезновение человечества как вида, что эквивалентно потере смысла зарождения и существования разума, которым природа наделила человека разумного (Homosapiens). Оно влечет за собой эпохальную потерю жизни всех будущих поколений и всех накопленных ценностей, которые могли бы быть ими созданы. В этой связи вопросы защиты человека в современном мире, обеспечения его безопасности выходят на ведущее место в иерархии приоритетов.
Приходится констатировать, что обеспечить безопасность человека в современном мире с использованием международного инструментария, который создавался во второй половине ХХ столетия, в полном объеме не представляется возможным. Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (Всемирный союз охраны природы (МСОП)), Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) и др. все больше встают на политически аффилированные позиции и выполняют волю и заказ США и их сателлитов. Уязвимость системы международной безопасности демонстрирует слабость созданной системы и неспособность отдельных ее структур обеспечить защиту человека, что можно было видеть на примере Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), Ливии (2011 г.), Сирии (2011 г. - н. в.). Это всецело почувствовали на себе граждане России с 2014 г. и наиболее ярко с началом специальной военной операции 2022 г. Указанное привело к осознанию необходимости обеспечения безопасности человека в нашей стране с использованием отечественных сил и средств.
К структурам, призванным обеспечить права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, относятся силовые структуры государства, среди которых одно из ведущих мест принадлежит территориальным органам МВД России. Являясь правоохранительными государственными органами, они осуществляют деятельность по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств1, что, в свою очередь, предъявляет к органам управления этих структур определенные требования. Одним из таких требований является оперативность реагирования на возникновение особых условий и сокращение времени на организацию действий полиции по минимизации угроз и опасностей.
Как известно, организация действий территориального органа МВД России представляет собой алгоритм, который реализуется руково-
1 О полиции : Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ: в ред. от 6 февраля 2023 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).
дителем и его штабом и который представляет из себя последовательность действий, направленных на уяснение обстановки, ее оценку, принятие решения, организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления. Одной из позиций алгоритма работы руководителя территориального органа МВД России при организации действий при возникновении особых условий является расчет времени. Данное управленческое действие осуществляет лично руководитель либо по его поручению один из сотрудников аппарата управления. Расчет времени представляет собой распределение временного ресурса на каждый этап при организации действий и при подготовки сил и средств к выполнению задач.
Важность и востребованность данной работы подтверждается на практике при анализе потерь, которые несет общество от несвоевременного применения сил и средств в случае разрастания
Ущерб
негативных последствий различного рода опасностей. Так, например, в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного характера (землетрясения) существует такое понятие, как «золотой час», то есть время, которое с большей долей вероятности позволяет спасти людей, оказавшихся под завалами. В этой связи организация и выдвижение сил и средств спасателей в районы оказания помощи должна иметь минимальный срок.
Аналогичная ситуация имеет место при возникновении чрезвычайных обстоятельств социального характера, угрозы войны либо с ее началом. На графике (рисунок 1) показана зависимость потерь (гибель людей, экономические потери, нанесенный ущерб инфраструктуре и т. д.) от времени начала активных действий правоохранительных органов при возникновении, например, массовых беспорядков в населенном пункте.
НвПЯЛФ леАчтинЛ ■I ря но икра ||1Г1С .1Ы1Ы\ ар I п I i-.hi
'Г
Время
]1| н.-Ч.Ч 11Й ортанпиш»
Рис. 1. График зависимости потерь от времени начала активных действий правоохранительных органов 1
Именно время на организацию действий, подготовку и выдвижение сил и средств является упущенными возможностями, которые при сокращении сроков позволят с меньшими потерями и более продуктивно обеспечить общественный порядок и общественную безопасность. Таким образом, расчет времени на организацию и подготовку сил и средств территориального органа МВД России имеет существенное значение в работе руководителя, а его сокращение является неотъемлемой задачей всех органов управления.
Как ранее было отмечено, современная практика организации действий руководителя территориального органа МВД России проходит ряд
1 График подготовлен по материалам монографии С. М. Ревина «Системно-конфигурационный метод проектирования ситуационных центров в системе комплексной безопасности» [4].
этапов, которые последовательно реализуются с целью качественной подготовки сил и средств, органов управления к выполнению возникших задач. Первым пунктом алгоритма работы руководителя является уяснение информации о возникшей ситуации (полученной задаче). Как правило, данное управленческое действие проводится параллельно с доведением руководителем (офицером дежурной службы) информации до заинтересованных лиц. Сокращение времени на данном этапе может быть достигнуто за счет автоматизированной системы сбора, анализа и представления информации, которая должна создаваться в территориальном органе МВД России с использованием потенциала центров оперативного управления. Это позволит руководителю территориального органа МВД России избежать дублирования информации, а с ее получением, применяя метод па-
раллельной работы, непосредственно приступить к оценке обстановки.
Метод параллельной работы позволяет значительно сократить сроки подготовки к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах, угрозе или с началом войны, а также предоставить подчиненным силам и средствам больше времени на подготовку к выполнению поставленных задач. Каждая нижестоящая инстанция на основе заблаговременно разработанных планов приступает к работе сразу после получения информации от руководителя.
Анализируя обстановку, руководитель территориального органа МВД России и его заместители осуществляют оценку противоборствующей стороны (противника), своих сил и средств, политико-морального состояния своих сил и противника, района предстоящих действий, местного населения, времени года и погоды. Делая выводы по каждому элементу, руководитель территориального органа МВД России закладывает основу в будущее решение, определяет этапы выполнения задач. Комплексное использование информационных материалов и данных об обстановке самим руководителем и его заместителями, помощниками и специалистами позволяет значительно сократить время на процесс оценки обстановки и обеспечивает достижение требуемой глубины при формулировании управленческого решения.
Решение руководителя территориального органа МВД России по выполнению задач в особых условиях должно включать общий замысел действий в рассматриваемой обстановке, задачи подчиненным силам и средствам, основы их взаимодействия, обеспечения и управления. По своему содержанию оно будет носить контурный характер, но быть достаточным основанием для принятия мер, при организации действий территориального органа МВД России. При этом, вырабатывая замысел на возможные действия и определяя задачи силам и средствам, руководитель территориального органа МВД России информирует своих заместителей и исполнителей и ориентирует под-
Список литературы:
1. Грищенко Л. Л., Грищенко В. В., Корабельни-кова Ю. Л. Обеспечение безопасности человека, общества и государства в современном мире : монография. М., 2022.
2. Грищенко Л. Л. Современные угрозы безопасности населению в условиях урбанизации // Экстремальная психология и экстремальный мир : материалы II Международного форума. М., 2022.
чиненных на предстоящие действия. Параллельно осуществляется работа по подготовке подчиненных подразделений к выполнению задач, их вооружение, экипировка, выдвижение в районы предстоящих действий, организация взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
Инструментарием, позволяющим существенно сократить время на организацию действий территориального органа МВД России, сегодня являются автоматизированные системы управления, которые создаются в системе МВД России в качестве ситуационных центров и центров оперативного управления.
Значительное сокращение временных параметров при реализации алгоритма управления может дать расширение в использовании территориальными органами МВД России современных информационных технологий, то есть процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и обеспечение способов осуществления таких процессов и методов1. Значительное место в развитии оперативности управления занимают информационные системы, которые выполняют функции хранения, поиска, обработки и распространения информации об опасностях и угрозах современности. Именно аналогии, эмпирика, опыт, собранный в любом виде, может многократно быть использован при организации выполнения задач руководителем и штабом руководства территориального органа МВД России. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент, показания очевидцев, музейные артефакты и т.д., являться информационным ресурсом и постоянно пополняться в процессе оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов.
Таким образом, администрирование времени на организацию выполнения задач в особых условиях руководителем территориального органа МВД России является важной функцией при организации управления и требует постоянного развития и совершенствования.
1 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.03.2023).
3. Понятие, классификация и краткая характеристика особых условий. URL: https://studfile. net/preview/9614558/page:2/ (дата обращения: 14.03.2023).
4. Ревин С. МСистемно-конфигурационный метод проектирования ситуационных центров в системе комплексной безопасности. М., 2010.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / пер. с англ. СПб., 2011.