Научная статья на тему 'О МЕТОДИКЕ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

О МЕТОДИКЕ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДИКЕ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 613.954:|614:374]-053.4

М. А. Басс, Л. Я. Вигдергауз, 3. Н. Лодочников, И. Г. Сивков

О Л\ЕТОДИКЕ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Санэпидстанция Пермского отделения железной дороги; Пермский педагогический институт

Контроль за эффективностью гигиенического воспитания и обучения — это не что иное, как оценка работы по конечному результату. Именно на конечный результат любого труда в настоящее время обращается особое внимание.

С этой целыо для детских дошкольных учреждений мы разработали систему учета конечного результата гигиенической подготовки. Не исключая традиционные формы учета работы: регистрацию количества прочитанных лекций, информаций, числа слушателей, распространения печатной продукции и т. д., мы в качестве критерия, позволяющего судить о конечном результате, использовали навыки и знания детей, приобретенные после цикла специальных бесед. Учитывалось общее число заданных вопросов и общее число наблюдений за навыками детей. Беседы проводили непосредственно с детьми старших и подготовительных групп детских дошкольных учреждений. Теоретические знания оценивались при индивидуальных собеседованиях с детьми. Практические навыки оценивались оператором (сотрудником санэпидстанции) путем наблюдения за детьми в течение всего рабочего дня. В процессе исследований составлялись данные, полученные до и после проведения гигиенического обучения.

При индивидуальных собеседованиях детям старших и подготовительных групп предлагались следующие вопросы: Сколько раз в день нужно умываться? Когда и сколько раз в день полагается чистить зубы? Что дает нам утренняя гимнастика? Как ухаживать за своими волосами? Какие вы знаете вредные привычки? Чем это опасно? Почему нельзя пить сырую во-

ду? Почему нельзя есть немытые овощи и фрукты? Что вы знаете о микробах? Какие микробы опасны для человека? Какой вред приносят мухи? Что такое режим дня? Сколько раз в день нужно кушать? Что вы знаете о глистах? Как нужно вести себя, чтобы не заразиться глистами? Чем опасны лесные клещи? Какие ядовитые грибы вы знаете? Что нужно делать, если сомневаетесь: съедобный гриб или несъедобный?

Врач получает ответы на вопросы, индивидуально беседуя с ребенком, задавая много наводящих и уточняющих вопросов. Знания детей по каждому из вышеперечисленных вопросов оценивались по трехбалльной системе: 1 балл — знания глубокие, 2 — знания слабые, 3 — отсутствие знаний.

В числе навыков, которыми должны обла- • дать дети этого возраста, мы учитывали следующие: мытье рук перед едой и после посещения туалета, правильность мытья рук, использование индивидуальных полотенец и стаканов для питья, пользование носовым платком, полоскание полости рта после обеда. Навыки оценивались по принципу: «да» — когда навык выработан, и «нет» — когда навык отсутствует. Таким образом, удается получить по каждой группе детского учреждения данные, пригодные для статистической обработки.

Как показали проведенные исследования (см. таблицу), к концу каждого календарного года, т. е. не позднее чем через 4 мес от начала комплектования подготовительных групп (1 сентября), все 100 % детей должны показывать глубокие знания и иметь навыки в объе- ^

Гигиеническая оценка знаний и навыков у детей подготовительных групп детских учреждений Пермского отделения железной дороги, М±гп

Объект Месяц года Общее число заданных вопросов Число наблюдений за навыками Оценка знаний по числу ответов, % Практические навыки. % от числа наблюдений

глубокие слабые отсутствие знаний есть нет

Детский сад № 44:

до обучения IV 483 98 48,0+4,5 37,5+4,4 14,5±3,2 57,5+7,8 42,5±7,8

после обучения VII 294 161 99,3±1,0 0,7+1,0 0 100 0

Детский сад № 85:

до обучения IV 420 140 44,2d=4,8 36,6+4,7 19,2+3,8 72,0±3,8 28,0±3,8

после обучения VIII 525 175 93,0±2,2 4,4±1,8 2,6±1,4 100 0

Детский сад № 18:

до обучения X 441 147 37,5*4,6 40,0±4,6 22,5±3,8 72,0±4,2 28,0+4,2

после обучения II 525 175 79,0±3,4 13,0+2,8 8,0±2,4 100 0

ме приведенного выше санитарного минимума, возрасту, а также программам обучения и вос-

Для других возрастных групп разрабатываются питания, и адекватные критерии оценки эффек-

с использованием описанного выше принципа тивности санитарно-просветительной работы.

СВОЙ санитарный минимум, соответствующий ИХ Поступила 24.12.85

УДК 371.7:377].614.3

Н. П. Гребняк, Л. В. Гребняк, Ж. В. Кирина, В. А. Финько,

В. И. Агарков

ОПЫТ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Донецкий медицинский институт; Донецкая областная санэпидстанция

В профессиональном развитии учащихся общеобразовательных школ, в совершенствовании их профессиональной подготовки и трудового воспитания большую роль играет соединение обучения с производительным трудом на предприятиях. Создание единой системы трудового обучения и воспитания школьников требует внедрения санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих укрепление и сохранение

| их здоровья.

Санитарно-гигиенический контроль за трудовой деятельностью учащихся на базовых предприятиях осуществляется в соответствии с перспективным и текущими планами работы санэпидстанций. Практика показала, что наиболее предпочтительным является проблемно-тематический метод планирования, позволяющий обеспечить комплексное участие всех подразделений санэпидслужбы. Мероприятия по контролю за профессиональным обучением, производительным трудом и профориентацией выделены в особый раздел, основными направлениями которого являются организационные мероприятия, предупредительный и текущий санитарный надзор, лабораторный контроль, профориентация и гигиеническое обучение школьниковтОр-

# ганизационными мероприятиями предусмотрены паспортизация базовых предприятий и межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК), разработка планов-заданий по оздоровлению условий труда, создание врачебно-инженерных бригад, подготовка различных вопросов для заслушивания на санитарно-эпиде-миологических, медицинских и педагогических советах, коллегиях облоно, а также в советских и партийных органах.

Начальным звеном в предупреждении возможного вредного влияния условий труда на базовом предприятии является санитарная паспортизация объектов. При ее проведении мы руководствуемся приказами Министерства просвещения от 11.05.85 г. «Об утверждении поло-

# жения о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» и от

11.05.85 г. «Об утверждении положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ». Санитарные паспорта содержат следующую информацию: наименование предприятия, радиус обслуживания школ и доставка учащихся, краткая характеристика производственного процесса в целом, класс предприятия, размещение ученических цехов или участков (в отношении «розы ветров» и проходной), наличие помещений для теоретических занятий,бытовых помещений для учащихся (состав и достаточность), организацию питания и питьевого водоснабжения. В характеристике ученических цехов отражаются площадь и кубатура помещения, количество рабочих мест и их оснащение оборудованием, организация труда, производственное освещение и вентиляция, система отопления, обеспеченность средствами индивидуальной защиты. Особое внимание уделяется вредным факторам производства как в ученических цехах, так и в смежных производственных подразделениях, а также организации медицинской помощи.

Учитывая важность организации профессионального обучения и производительного труда учащихся, городскими и районными санэпидстанциями в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.09.84 г. «О разработке хозяйственными и профсоюзными органами комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздорови-тельных мероприятий на 1986—1990 гг.» заранее намечены мероприятия для включения в комплексные планы базовых предприятий.

Выбор рабочих мест для производственного обучения и производительного труда осуществляет администрация МУПК совместно с представителями предприятия, районо и органов государственного санитарного надзора. Разрешение оформляется актом за месяц до начала учебного года. На каждое рабочее место мастер МУПК составляет специальную учетную карту-характеристику, в которой освещаются следующие вопросы: рабочие операции, осна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.