Научная статья на тему 'Практикоориентированные формы сопровождения профессионального самоопределения российских старшеклассников на примере Воронежского региона (ретроспектива и современность)'

Практикоориентированные формы сопровождения профессионального самоопределения российских старшеклассников на примере Воронежского региона (ретроспектива и современность) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / PRACTICAL-ORIENTED FORMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION SUPPORT PROFESSIONAL TESTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Л.В., Смышляев В.А.

В статье на примере Воронежского региона проводится анализ таких практикоориентированных форм сопровождения профессионального самоопределения, как профессиональные полигоны (в формате УПК), игровые чемпионаты по профессиональным компетенциям (программа «JuniorSkills»); определяются их преимущества и недостатки, перспективы с точки зрения формирования готовности молодежи к профессиональному самоопределению с учетом как собственных интересов, так и интересов общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Л.В., Смышляев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED FORMS OF SUPPORT OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE SOVIET AND RUSSIAN PUPILS (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)

In an article on the example of the Voronezh region, an analysis is made of such practical-oriented forms of accompanying professional self-determination as professional polygons (in the format of the Criminal Procedure Code), game championships in professional competence (the JuniorSkills program); their advantages and disadvantages, prospects from the point of view of formation of youth readiness for professional self-determination, taking into account both their own interests and the interests of society, are determined..

Текст научной работы на тему «Практикоориентированные формы сопровождения профессионального самоопределения российских старшеклассников на примере Воронежского региона (ретроспектива и современность)»

УДК 331.548

Л. В. Коваль, В. А. Смышляев

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОГО РЕГИОНА (РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ)

(Публикация подготовлена при поддержке РГНФ и Правительства Воронежской

области, проект 17-16-36004 а/р)

Аннотация: в статье на примере Воронежского региона проводится анализ таких практикоориентированных форм сопровождения профессионального самоопределения, как профессиональные полигоны (в формате УПК), игровые чемпионаты по профессиональным компетенциям (программа «JuniorSkills»); определяются их преимущества и недостатки, перспективы с точки зрения формирования готовности молодежи к профессиональному самоопределению с учетом, как собственных интересов, так и интересов общества.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационнаяработа, практикоориентированные формы, сопровождения профессионального самоопределения, профессиональные пробы.

UDK 331.548

L. V. Koval, V. A. Smyshlyaev

PRACTICE-ORIENTED FORMS OF SUPPORT OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE SOVIET AND RUSSIAN PUPILS (ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)

(The publication was prepared with the support of RGNF and the Government of Voronezh Oblast, project 17-16-36004 a/p)

Summary: in an article on the example of the Voronezh region, an analysis is made of such practical-oriented forms of accompanying professional self-determ ination as professional polygons (in the format of the Criminal Procedure Code), game championships in professional competence (the JuniorSkills program); their advantages and disadvantages, prospects from the point, of view of formation of youth readiness for professional, self-determination, taking into account both their own interests and the interests of society, are determined..

Keywords: professional, self-determination, vocational guidance work, practical-oriented forms of professional, self-determination support, professional tests.

Введение

Процессы модернизации и инновационное развитие современной экономики требуют от работника профессиональной мобильности, наличие и уровень которой во многом зависит от адекватности профессионального самоопределения личности. Осознанный выбор путей профессионального образования и щюфессиональной подготовки в юности не только влияет на мотивацию учебной деятельности, но также определяет последу-

ющее профессиональное становление и развитие, способствует формированию у работника готовности в течение всей жизни пополнять свои знания, обучаться новым навыкам и повышать квалификацию. Именно поэтому изучение процесса профессионального самоопределения является актуальным направлением научных исследований.

Тема профессионального самоопределения личности интересует, прежде всего, зарубежных и отечественных специалистов

в области психологии труда и профессионального развития. Вопросы профессионального самоопределения поднимались в работах таких исследователей, как Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Ж И. Голова-ха, Е. М. Иванова, Т. В. Кудрявцев, В. Ф. Са-фин, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков, Ф. Парсонс, К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Гол-ланд, Э. Берн, Д. Сьюпер, С. Фукуяма и др.

Проблема профессионального самоопределения личности является многогранной, многие вопросы, поднимаемые в рамках изучения данной проб.'юмы, остаются открытыми. В их числе — вопрос о методах предварительной профессиональной диагностики личности, которые могут помочь старшеклассникам сделать взвешенный профессиональный выбор, основанный на представлении о профессии, личностных и деловых качествах, требуемых от работника, реальных потребности экономики и рынка труда, собственных склонностях, предпочтениях, способностях.

Отечественными и зарубежными теоретиками и практиками в области профессионального самоопределения и профориентации для работы с молодыми людьми предложено множество методов, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. С XX в. стали пользоваться популярностью практикоориентированные методы, основанные на познании личностью себя в действии в процессе профессионального испытания. Одним из таких методов является метод профессиональной пробы.

В отечественной педагогике интерес к идее пробы сил подростками в разных сферах трудовой деятельности появляется в 20-е годы XX в. В середине XX в. к данному вопросу обращались А. Е. Голомшток, К. М. Гуревич, Л. А. Иовайша, Н. Я. Канторович, А. Е. Климов, К. К. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Чебышева, Н. Н. Чистяков, А. А. Шибанов и др.

В западной философии идея профессиональной пробы основывается на работах американского мыслителя Джона Дьюи. Он считал, что образование подростков, должно быть нацелено не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на накопление необходимого жизненного опыта, извлекаемому из специально организованных ситуаций эксперимента (проб).

Идеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитатель-

ной работы школ США и других стран. Отчасти под их влиянием составной частью обучения и воспитания в странах Западной Европы и США стали профессиональные пробы, позволяющие подростку выполнить профессиональные действия в конкретной производственной среде в атмосфере рыночных отношений.

В Японии применение в учебно-воспитательной деятельности средних школ «практических (профессиональных) проб» также получило широкое распространение. Теоретическое обоснование и конкретные методики, необходимые для реализации психодиагностического метода «профессиональная проба», были разработаны профессором С. Фу куя мой в 70—80-е гг. XX в.

Модифицированный вариант методик С. Фукуямы был подготовлен и апробирован в нашей стране в начале 90-х годов XX в. коллективом ученых Временного научно-исследовательского коллектива «Школьник — труд — профессия» (руководитель С.Н.Чистякова). Это, по словам Рябцевой И. В., был «первый системный опыт, по созданию профессиональных проб ...в нашей стране» [1, с. 235—236], который ограничивался несколькими экспериментальными площадками.

Системный, основанный на научно обоснованных методиках, подход к использованию профессиональной пробы в процессе профориентации, не был реализован в отечественной системе общего образования. Однако идея знакомства молодежи с различными аспектами профессиональной деятельности путем вовлечения в выполнение определенных профессиональных действий нашла воплощения в ряде мероприятий, проводимых в школах (и советских и российских). О том, что собой представляли эти мероприятия, как они реа-Лизовывались (на примере Воронежской области), и какую им можно дать оценку с точки зрения их значимости для профессионального самоопределения молодежи, пойдет речь в данной работе.

Практикоориентированные формы сопровождения профессионального самоопределения: преимущества, недостатки и перспективы развития

Практикоориентированные формы про-фориентационной работы в системе сопровождения профессионального самоопреде-

ления школьников имеет давнюю историю в нашей стране.

В советский период профориентацион-ная работа среди школьников рассматривалась в единстве с политехническим образованием, трудовым обучением и воспитанием, что означало ознакомление учащихся в теории и на практике с основными принципами современного производства и лежащими в основе законами развития природы и общества; формирование трудовых умений и навыков учащихся.

В 50—60-е годы XX в. идея сочетать про-фориентационную работу с профессионально-производственным обучением и политехнической подготовкой учеников легла в основу таких документов как:

• Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования», принятый Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года [2] (действовал до 1964г.; отменен из-за отсутствия значительных результатов, лишь 6 % выпускников воспользовались навыками, полученными в процессе производственного обучения [3, с. 241]);

• Постановление ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и Государственного комитета Совета Министров по профессионально техническому образованию «О профессиональной ориентации учащейся молодежи» от 17 декабря 1969 г. [4].

В 70—80 гг. для подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (путем освоения одной из массовых профессий) создаются учебно-производственные комбинаты.

Соответствующее Постановление Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» было принято 23 августа 1974 года [5]. В 1975 году было разработано «Типовое положение о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся».

Реформа советской школы в 1984 подтвердила курс на встраивание учебно-производственных комбинатов (УПК) в систему общего среднего образования. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.84 года «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации об-

щественно-полезного, производительного труда» [6], приказ Министерства просвещения СССР от 11.05.85 года № 80 «Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» [7] упрочили статус УПК в советской школе.

УПК создавались на межшкольной основе и находились в ведении органов народного образования. В 70-е годы на учебно-производственные комбинаты (УПК) возлагались следующие задачи: «ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии» [6].

УПК были частью общеобразовательной системы. В соответствии с учебными планами тех лет старшеклассники занимались один день в неделю не в школе, а проходили обучение в УПК. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью.

Профили трудового обучения учащихся в УПК выбирались с учетом местных потребностей в рабочих кадрах и имеющейся производственной базы. Исполком районного (городского) Совета народных депутатов определял профили, по которым осуществлялось обучение на комбинате. При этом исполком, руководствовался перечнем профессий, по которым допускалась подготовка учащихся общеобразовательных школ, предложениями предприятий. Число профилей в разные годы было разным. Так, в середине 70-х годов учебно-производственные комбинаты Воронежской области вели подготовку по 10 профилям, в конце 70-хгодов — по 27 профилям, а во второй половине 80-х было введено еще несколько новых профилей [8, с. 31].

Наряду с соответствующими профилями, Исполком районного (городского) Совета народных депутатов проводил корректировку числа обучающихся и по специальностям, в зависимости от потребности базовых предприятий. Это позволяло сконцентрировать обучение школьников на наиболее важных для производства профессиях.

Деятельность УПК содействовала не только формированию начальных професси-

ональных навыков, но и профессиональному самоопределению учащихся с учетом местных потребностей в рабочих кадрах. Профессиональному самоопределению школьников помогала профориентационная работа, проводимая УПК. В середине 1980-х гг. для повышения уровня профориентационной работы в межшкольных УПК были открыты учебно-методические кабинеты профориентации, Однако привлечь к работе в этих кабинетах специалистов по профориентации не представлялось возможным, так как отсутствовала сама система программ по подготовке таких специалистов.

Подготовка школьников к сознательному выбору профессии в рамках УПК предполагала проведение мероприятий по таким направлениям профориентационной работы как профвоспитание и профпрос-вещение.

Профессиональное воспитание было направлено на формирование ответственного отношения к общественно производительному труду, общественной собственности, воспитание интереса к массовым профессиям в промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Профессиональным воспитанием занимались как сотрудники УПК, так и работники базовых предприятий. Последние должны были проводить воспитательную работу на общественных началах.

Важным направлением работы по профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение. Профпросветительская работа учебно-производственных комплексов сводилась к:

• популяризации рабочих специальностей,

• пропаганде обучения в профессионально-технических училищах,

• знакомству с характером и требованиями современного производства.

Формированию представлений о современном производстве препятствовала, не соответствующая ему материально-техническая база УПК. Рабочие места в ученических цехах на предприятиях, самих УПК не были аттестованы с учетом требований современного производства и знаний школьников [9]. Происходило это потому, что обеспечением материально-технической базы УПК занимались базовые предприятия, которые рассматривали помощь школам

и УПК как дополнительное бремя. Например, в 70-е годы на письма и просьбы руководителей УПК Ленинского района города Воронежа к 12-и базовым предприятиям об оказании материально-технической помощи с учетом современных требований базовые предприятия не отвечали. Не реагировали они и на решения соответствующих Партийных и советских органов [10].

Профориентационная деятельность УПК была сконцентрирована на профво-спитании и профпросвещении. Проведение профессиональной диагностики в задачу УПК не входило. Тем не менее, в процессе профессиональной подготовки в УПК старшеклассник могли испытать себя в определенной профессии, примерить «профессию» на себя и диагностировать свою пригодность к выбранной профессии. Овладение одной из массовых профессий в школьные годы способствовала формированию, пусть и ограниченного, опыта профессионального выбора у учащегося и давало определенные положительные результаты с точки зрения профессионального самоопределения. Так, в 1976 году то есть через год после создания в Воронеже первых УПК, 15 % учащихся трудоустроил ись или продолжили обучение по полученной в УПК профессии, в конце 70-х — начале 80-х годов таких учащихся было от 30 % 24 до 35 %, в среднем по стране — 25 % [11, с. 14]. Для сравнения, в текущем столетии в США только 20 % выпускников средней школы, получивших профессиональную подготовку за время обучения в школе, трудоустроились по соответствующей профессии [12, с. 6]. Такое сравнение тем интересней, что в США профессиональное обучение в школе осуществлялось и осуществляется как с учетом требований рынка, так и интересов, склонностей подростков, в то время как в нашей стране профессиональное обучение школьников определялось потребностям и производства и возможностями материально-технической базы УПК. А предварительная профессиональная диагностика, основанная на тех или иных психолого-педагогических методах, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии, проводимая в УПК целенаправленно не проводилась.

Психолого-педагогическому сопровождению профориентационной деятельности,

основанной на обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии, стали уделять внимание в конце XX в.

В начале 90-х годов XX в под руководством С. Н. Чистяковой Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школьник — труд — профессия», опираясь на опыт С. Фукуямы, разработал программу нрофориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера». Данная программа содержала различные методы, активизирующие психологические ресурсы личности в процессе ее профессионального самоопределения. Среди активизирующих методов можно назвать профо-риентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии. Но основное внимание уделялось такому методу как профессиональная проба. «Программа курса около 80 % учебного времени» отводила «на выполнение профессиональных проб» [1]. Для использования такого метода как профессиональная проба, необходимо, чтобы учебно-трудовая, познавательная деятельность учащихся выполнялась в условиях, максимально приближенных к производственным. Предоставить площадки, создающие условия для полноценного погружения в профессиональный контекст, могли учебно-производственные комбинаты. К началу 90-х УПК имели материально-техническое базу, обеспечивающую знакомство с разными массовыми профессиями. Специально оборудованные для старшеклассников производственные участки, полигоны, мастерские, лаборатории и т. д. были оборудованы в соответствии с требованиями к безопасности. К работе в УПК привлекались кадры, обеспечивающие проведение занятий в рамках программ цо освоению одной из массовой профессии. Не случайно, поэтому в качестве одной из экспериментальных площадок был выбран межшкольный учебный комбинат № 13 «Хамовники» г. Москвы. Этот комбинат был одним из лучших в стране, но не каким-то уникальным явлением. Такую работу можно было организовать и в других УПК страны. Именно поэтому в июне 1992 г. Министерство образования РФ подготовило письмо «О роли УПК в трудовой подготовке учащихся общеобразовательных школ», предполагающем введение в межшкольные УПК эксперимен-

тального курса «Человек — труд — профессия». В содержание этого курса были «органично вмонтированы вариативные профессиональные пробы, тесты и профес-сиографические материалы» [13, с. 88—89].

На практике, однако, в массовом порядке (в отличие от Японии) такой метод профессиональной психодиагностики, как профессиональная проба, ни в профориен-тационную работу школы, ни в профори-ентационную работу УПК не был внедрен. Само понятие «профориентация» не вошло в ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 [14]. Начальная профессиональная подготовка в учебно-производственных комплексах перестала быть обязательной. Добровольный характер обучения в УПК закрепило «Типовое положение о межшкольном учебном комбинате», утвержденное в 1999 г. Правительством РФ [15].

В 90-е гг. в стране сокращается число комбинатов, многие из них утрачивают «производственный» характер.

Учебно-производственные комбинаты г. Воронежа и Воронежской области постигла участь большинства УПК стран ы. В середине 1990-х в Воронеже межшкольные учебно-производственные комбинаты были преобразованы в межшкольные комбинаты.

Соответственно до недавнего времени в г. Воронеже функционировало два таких образовательных учреждения МБОУ межшкольный учебный комбинат №1 (МБОУ МУК №1) и МБОУ межшкольный учебный комбинат №2 (МБОУ МУК №2). В 2014 году в целях оптимизации муниципальной системы образования была проведена реорганизация. Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 20 ноября 2014 г № 1727 МБОУ МУК №2 был присоединен к МБОУ МУК №1. После реорганизации МБОУ МУК №1 стал именоваться МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся».

Основным видом деятельности организации МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся», согласно п. 2.3 его устава, является не профори-ен I а н.ион пая деятельность, а реализация дополнительных общеразвивающих программ [16].

МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» реализует 23 образовательные программы. Пе-

речень образовательных программ МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» отражает начавшийся после распада СССР процесс деиндустриализации страны в целом, и Воронежского региона, в частности. Представленные в центре программы не позволяют системно реализовать столь важный для про фор и-ентационной работы принциц политехнизма и технологического подхода к обучению и воспитанию. И, прежде всего, это связано с тем, что крайне ограничен перечень работ и профессий технической сферы, с которыми могут познакомиться школьники, по которым они могут получить первоначальные профессиональные навыки.

Итак, в современной России подготовка по дополнительным общеразвивающим программам в оставшихся УПК (у УПК появилось множество новых и разных названий) является добровольной. Профориентаци-онная работа, проводимая в УПК, не является массовой, системной, набор профессиональных программ для технической сферы крайне ограничен. В то же время, как свидетельствует исторический опыт, учебно-производственный комбинат как форма организации профессиональной ориентации старшеклассников, содействующая профессиональному самоопределению школьников, представляется достаточно перспективной. На это, в частности, обратил внимание и первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. Он заявил о том, что необходимо «рассмотреть возможность возрождения системы учебно-производственных комбинатов, существовавших в советское время, но на современной технической и информационной базе» [17]. В случае возрождения УПК следует учесть то, что имелись определенные сложности, мешавшие нормальному функционированию комбинатов. Среди них можно назвать отсутствие психолого-педагогического сопровождения работы по профориентации (в частности не проводилась предварительная психодиагностика), ограниченный набор профилей, по которым проводилась обучение (обучение шло только по рабочим и техническим специальностям). Кроме того, базовые предприятия не были заинтересованы в данной работе.

В настоящее время система УПК демонтирована, но потребность в практикоориен-

тированном формате профориентационной работы, сочетающем знакомство с миром профессий и освоение и даже получение к окончанию школы профессии, существует. Как следствие, в последние годы появляются соответствующие программы. Одной из таких программ стала общероссийская Программа ранней профориентации ЛшиогНкНЫ.

Программа Липгог8к111в позволяет талантливым школьникам попробовать себя в разных профессиях и сферах. Школьники, занимаясь с опытными наставниками, практические навыки работы на новейшем оборудовании, которые затем демонстрируют на соревнованиях.

Воронеж присоединился к программе Лишог8к]Щ в 2016г. В Воронеже дважды в проводился региональный чемпионат ЛишогйкПк. Число участников этих чемпионатов было небольшим. В 2017 г. около 70 человек из 20 образовательных организаций Воронежской области[18].

Характеризуя программу Лцпюг8кШ8, как раннюю форму профессиональной ориентации, следует отметить вовлечение школьников в освоение профессиональных практик, позволяет сделать выбор профессии молодыми людьми более осознанным. Важным положительным моментом с точки зрения потребностей местного рынка труда, является то, что сам регион, в зависимости от своих возможностей и потребностей определяет набор профессиональных компетенций, по которым в рамках движения ЛпшогШиДв проводится обучение и соревнование. Однако программа охватывает небольшое число школьников, она, прежде всего, ориентирована на талантливых детей.

Выводы

Таким образом, в условиях, когда от уровня профессионализма, профессиональной мобильности, выносливости и ответственности работников зависит не только их собственное материальное благополучие, но и экономический рост, как отдельной организации, так и страны в целом, большое значение имеет управление процессом профессионального самоопределения. Проблема управления профессиональным самоопределением молодежи не исчерпывается их знакомством со всем мно-

гообразием мира профессий. Молодым людям важно помочь определить ту профессиональную область, которая будет соответствовать как их интересам и возможностям, так и интересам и возможностям общества. Осознанному выбору профессии, в которой есть потребность в обществе и, в которой личность может состояться, способствует предварительная профессиональная диагностика личности, основанная на вовлечении в практическую деятельность. Прак-тикоориентированный формат профориен-тационной работы формирует более или менее адекватное представление о профессии, позволяет избежать ошибочных ожиданий, связанных с профессиональным трудом, неоправданной траты личностных и государственных ресурсов на профессиональное обучение.

Апробации сил старшеклассников в профессиональной деятельности в советский период содействовала деятельность учебно-производственных комбинатов. Старшеклассники, обучаясь в УПК по одной из массовых профессий, в которых была потребность у базовых предприятий, получали начальные профессиональные знания, умения, навыки и применяли их на практике. Деятельность УПК помогала определиться с выбором профессии и пойти учиться или работать по профилю обучения в комбинате примерно трети выпускников Воронежа.

Однако возможности, заложенные в данной форме профориентации, были ограничены следующим. Во-первых, тем, что при выборе профиля не учитывались интересы и склонности школьника. Во-вторых, тем, что школьники могли пройти профессиональное испытание только по одному из предложенных профилей, состоящих преимущественно из рабочих профессий технической направленности. Для устранение этих недостатков в начале 90-х в некоторых УПК, ставших экспериментальными площадками, попытались внедрить предварительную психодиагностику, профессиональные пробы. Однако в условиях социально-экономических и политических изменений психолого-педагогическое сопровождение профориентационной деятельности УПК не получило широкого распространения. В-третьих, из-за того базовые предприятия не были заинтересованы

в материально-техническом оснащении рабочих мест в ученических цехах на предприятиях, самих УПК у школьников формировалось искаженное представление о современном производстве.

В настоящее время сохранившиеся УПК не является частью общеобразовательной системы, большинство из них утратило производственный характер, не распространяют профориентационную работу на всех школьников.

Не является доступной каждому старшекласснику такая новая в нашей стране, и нашем регионе программа ранней формы профориентации как »Jun.iorSk.iIls. Программа позволяет только талантливым школьникам испытать себя в ограниченном наборе профессиональных компетенций.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, на сегодняшний день отсутствует должное психолого-педагогическое и организационно-управленческое сопровождение самоопределения молодых людей в учебно-профессиональном поле. Без четко обозначенной государственной политики в области профориентации, ни положительный опыт УПК, ни новые прак-тикоориентированные программы профориентационной работы, не решат проблему профессионального самоопределения молодежи в интересах общества в целом, и отдельной личности, в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рябцева И. В. Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьников в отечественном и зарубежном опыте / И. В. Рябцева /У Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 4. — С. 232—240.

2. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования : постановление Верховного Совета СССР от 24 декабря 1958 года // Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. — М. : Госполитиздат, 1958. - 48 с

3. Костюкова Т. А. Компетентностные пробы как механизм реализации профессиональной ориентации на этапе профильного обучения / Т. А. Костюкова, А. И. Ере-пилова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. — 2016. —№ 1 (5). — С. 240—243.

4. О профессиональной ориентации учащейся молодежи (из постановления Президиума ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, коллегий Министерства просвещения СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР но профессионально-техническому образованию от 17 декабря 1969 г.) // Справочник работника народного образования. Сборник законодательных, руководящих и инструктивных материалов. — М. : Педагогика, 1973. — С. 327—329.

5. Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся : постановление Совета Министров СССР от 23 августа 1974 года // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. — Т. 10. — М. : Политиздат, 1976. — С. 261—263.

6. Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации общественно-полезного, производительного труда : постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.04.84 года. — Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12026.htm

7. Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся : приказ Министерства просвещения СССР от 11.05.85 года № 80. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70609296/

8. Коваль Л. В. Государственная политика по подготовке и использованию рабочих, инженерно-технических кадров в 60— 80-е годы в промышленности (на материалах Воронежской, Курской и Липецкой областей) : дис. ... канд. ист. наук / Л. В. Коваль. — Воронеж, 1999. — 258 с.

9. Центр документации новейшей истории Воронежской области (ЦДНИВО), ф. 3, оп. 83, д. 120, лл> 50, 51.

10. Государственный архив Воронежской области (ГАВО), ф. 2669, оп. 10, д. 776, лл. 19—20.

11. Коваль Л. В. Государственная политика по подготовке и исполь-зованию рабочих, инженерно-технических кадров в 60— 80-е годы в промышленности (на материалах Воронежской, Курской и Липецкой областей)//: автореферат диссертации на со-

искание ученой степени кандидата исторических наук [Текст] / Л. В. Коваль. — Воронеж, 1999' — 22 с.

12. Морозова М. В. Профильное обучение в системе общего oopa. joisaii ия США как фактор повышения эффективности профессионального образования. Государственное тестирование результатов обучения / М. В. Морозова // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. — 2013. — № 1 (9). — С. 6—8.

13. Панов А. И. Профориентация обучающихся : сборник материалов / А. И. Панов. — Томск : ТОИПКРО, 2017. — 199 с.

14. Об образовании : федер. закон от 10.07.1992. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/

15. Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбинате : постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. № 1437. — Режим доступа: http://base.garant.ru/181469/#ixzz4s6CmLxvm

16. Устав МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся. — Режим доступа: https://yadi.sk/i/ on3XFGvQfZ375

17. Бурматов: Подготовка квалифицированных кадров — основа успеха российской промышленности // Официальный сайт партии «Единая Россия». — Режим доступа: http://er.ru/news/143566/

18. Итоги регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (JuniorSkills) в Воронежской области. — Режим доступа: http://octtu-vrn.ru/inclex.php/novosti/323-regionalnyj-chempionat-molodye-professionaly-juniorskills-v-voronezhskoj-oblasti

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Коваль Л. В., кандидат исторических наук, доцент, доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: kov_lv@mail.ru

Тел.: +79601164730

Смышляев В. А., доктор политических наук, профессор заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики

E-mail: witeco@yandex.ru

Тел.: +7 (473) 246-32-85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.