Научная статья на тему 'Специфика профессионального самоопределения студентов вуза в современных экономических условиях России'

Специфика профессионального самоопределения студентов вуза в современных экономических условиях России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / EFFECTIVE MECHANISMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ / ORGANIZATION OF PROFESSIONAL YOUTH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оринина Лариса Владимировна, Халанская Ольга Эдуардовна, Менакова Татьяна Михайловна

В данной статье рассмотрены феноменологические признаки процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи в педагогической теории и практике в современных экономических условиях России и с позиций таких острых социальных реалий, как множественные профессиональные миграции молодежи, кадровые реновации, экономический дисбаланс рынка и многих других. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: самоопределение, профессиональное самоопределение, эффективные механизмы профессионального самоопределения, студенческая молодежь, организация профессиональной деятельности молодежи. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия «профессиональное самоопределение студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оринина Лариса Владимировна, Халанская Ольга Эдуардовна, Менакова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS OF RUSSIA

This article examines the phenomenological features of the process of professional self-determination of student youth in pedagogical theory and practice in the current economic conditions of Russia and from the standpoint of such acute social realities as multiple professional youth migrations, personnel renovations, the economic imbalance of the market and many others. Also in the article definitions of key concepts are revealed: self-determination, professional self-determination, effective mechanisms of professional self-determination, student youth, organization of professional youth activity. A special place is occupied by the interdisciplinary nature of the analysis of the key concept "professional self-determination of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology.

Текст научной работы на тему «Специфика профессионального самоопределения студентов вуза в современных экономических условиях России»

КонсультантПлюс.URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd&intelsearch=%F4%E3%EE%F1+43.02Л3 (дата обращения: 28.06.2017)

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. // Правительство России: URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

3. Белогурова Я. Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. - 2016. - №15.1. - С. 49-52.

4. Винокурова Н. В. Конкурсная деятельность как фактор развития студенческого самоуправления // Вестник ВятГГУ. №2-1, 2013. С. 141-145

5. Гайнеев Э.Р. Поэтапная подготовка рабочего высокой квалификации // Среднее профессиональное образование. - 2014. - С. 6-11

6. Ильина Т.И. Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов // Образование. Карьера. Общество. № 3(42) 2014. - С.15-17. С. 16.

7. Калиничева В.Г. Модель конкурсной деятельности студентов колледжа как формы развития профессионально важных качеств личности // Научные исследования в образовании, 2008. - № 6. - С. 23-26.

8. Ольховикова О.В. Конкурсная деятельность как система повышения престижа рабочих профессий студентов СПО // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта : РИО ГПА Вып. 56. Ч. 1. С. 182-188.

9. URL:https://worldskills.moscow/wsr_v_moskve/istorija_wsr/istorija_dvizhenija_worldskills_v_mire/

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Оринина Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); магистрант Халанская Ольга Эдуардовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); магистрант Менакова Татьяна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены феноменологические признаки процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи в педагогической теории и практике в современных экономических условиях России и с позиций таких острых социальных реалий, как множественные профессиональные миграции молодежи, кадровые реновации, экономический дисбаланс рынка и многих других. Также в статье раскрыты определения ключевых понятий: самоопределение, профессиональное самоопределение, эффективные механизмы профессионального самоопределения, студенческая молодежь, организация профессиональной деятельности молодежи. Особое место занимает междисциплинарный характер анализа ключевого понятия - «профессиональное самоопределение студентов вуза»: с точки зрения психологии, социологии, педагогики и психологии.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, эффективные механизмы профессионального самоопределения, студенческая молодежь, организация профессиональной деятельности молодежи.

Annotation. This article examines the phenomenological features of the process of professional self-determination of student youth in pedagogical theory and practice in the current economic conditions of Russia and from the standpoint of such acute social realities as multiple professional youth migrations, personnel renovations, the economic imbalance of the market and many others. Also in the article definitions of key concepts are revealed: self-determination, professional self-determination, effective mechanisms of professional self-determination, student youth, organization of professional youth activity. A special place is occupied by the interdisciplinary nature of the analysis of the key concept - "professional self-determination of university students": from the point of view of psychology, sociology, pedagogy and psychology.

Keywords: self-determination, professional self-determination, effective mechanisms of professional self-determination, student youth, organization of professional youth activities.

Введение. Изменившееся геополитические условия в стране и в мире, трансформация рыночных отношений, повышение конкуренции среди специалистов в сфере профессиональных отношений и многие другие факторы, связанные с экономическим кризисом в России, привели к таким негативным явлениям на рынке востребованных специалистов, как:

1. колоссальные профессиональные миграции трудовой молодежи из региональных центров и провинциальных городов в столицы;

2. рост уровня безработицы в стране;

3. потеря представителями современной молодежи личностных и профессиональных ориентиров, а также значимых профессиональных ценностей, таких как: профессиональный рост; профессиональная компетентность; профессиональное самоопределение.

В данной работе мы подробнее остановимся на рассмотрении феномена профессионального самоопределения учащихся основной школы, а также готовности профессиональному самоопределению.

Изложение основного материала статьи. Применительно к выпускникам основной школы можно говорить о процессе профессионального самоопределения их личности, в то время как учащиеся старших классов еще не имеют осознанной профессиональной мотивации. Именно поэтому как аудиторная работа, так

и так и организация их внеучебного времени, на наш взгляд, должны быть направлены на формирование внутренней готовности по всем вышеперечисленным.

Современная социально-экономическая ситуация в стране требует создания системы работы по профориентации, которая способствует готовности выпускника основной школы к профессиональному самоопределению в соответствии с его личностными характеристиками, способностями, интересами и потребностями общества. Исследователи утверждают, что правильный выбор профессии студента и ориентированная на карьере работа, направленная на это, важны не только с точки зрения определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.

Деятельность в сфере образовательных учреждений в рамках проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению учащихся регламентируется следующими документами:

1. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ « О независимости оценке квалификации»;

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г.;

4. Приказ от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

5. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».

Профессиональное самоопределение включает в себя большое количество компонентов, поэтому, основным видом психолого-педагогической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация, которая определяется как система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии.

Профессиональная ориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских и социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах [2].

Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Эта система включает в себя ряд конкретных и взаимосвязанных форм профориентационной деятельности:

1. психологическое изучение профессий — профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту, классификация профессий;

2. профессиональное воспитание — развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной, трудовой);

3. профессиональное просвещение (профинформация) — обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного их выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией, пропаганда общественно значимых профессий и т. д.;

4. профессиональная консультация — система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии;

5. профессиональная адаптация — приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности и формирование у субъекта индивидуального стиля деятельности.

В настоящее время подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом [3].

Такую же тесню взаимосвязь с исследуемым понятием, имеет термин «профессиональное воспитание».

Профессиональное воспитание - это деятельность по управлению процессом профессионально-личностного становления человека, включающая освоение норм общества и профессии (социально-нормативный аспект); творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект); профессионально-личностное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект) [4].

Профессиональное воспитание - это «целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств» [2].

К основным компонентам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1)мотивацию учащихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании;

2)формирование профессиональной направленности в системе личностных ценностей, осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей.

Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полное участие в профессиональной жизни [4].

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности [1].

Профессиональное образование - это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ее ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности [3].

В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании» № 273 от 26.12.2012 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной профессиональной работы. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных цехах на предприятии, имеющих соответствующие лицензии [3].

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего общего и начального профессионального образования. Организуется в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (колледжи, техникумы).

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов на базе среднего общего и среднего специального образования. Может быть получено в учреждениях высшего профессионального образования (институты, университеты, академии). Лица, имеющие среднее специальное профессиональное образование соответствующего профиля могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным программам.

Необходимо отметить, что многие ребята переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля и предпринимают попытки внести коррективы в профессиональный старт. Однако все же у большинства девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует формированию образа «Я» как представителя определенного профессионального сообщества [2].

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение предполагает выработку у учащихся собственной позиции в проблемно-ориентационной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности, к которой относится: выбор профессионального учебного заведения, профессии, специальности, включение в профессиональный коллектив и т.п. Самоопределение в такой ситуации требует от молодого человека соотнесения, во-первых, своих потребностей, позиций, интересов с собственными возможностями (подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья), а во-вторых, соотнесения этих возможностей с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции. При этом самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме - и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным - тогда оно порождает внутренний конфликт, становясь основой разнообразных кризисных явлений, и активизируя, вместо процессов развития, защитные механизмы [4].

Рисунок 2. Структурно-содержательная схема смежности понятий «профессиональное

самоопределение»

Представленная схема показывает связь исследуемого феномена со смежными понятиями [5].

Современная педагогика также уделяет повышенное внимание понятию «готовность к профессиональному самоопределению». Л.Ю. Ювенская трактует готовность школьника к профессиональному самоопределению как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно-психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности, способности и свое отношение к определенной профессиональной деятельности [4].

Рассматривая готовность к профессиональному самоопределению учащихся, можно сказать, что, у старшеклассника формируется эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам; повышается мотивация выбора профессии, появляется положительное отношение к ситуации выбора профессии, активная позиция в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии.

Профессиональная готовность личности - это субъективное состояние человека, считающего себя способным и подготовленным к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять [5].

Обобщая мнение исследователей по данному вопросу, мы можем сделать вывод, что под готовностью к профессиональному самоопределению большинство ученых понимают внутреннее качество личности, которое приобретается в процессе жизнедеятельности субъекта и характеризуется степенью сформированности его обобщенных характеристик, благодаря которым обеспечивается возможность личности сознательно и обоснованно выбирать вид профессиональной деятельности и соответствующей образовательной траектории [3].

Остановимся на ключевых принципах профессионального самоопределения студентов.

Принцип целостности (упорядоченности): означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для профессионального саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.

Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса и направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип политехнической направленности. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной методологии, общей для различных наук, технологий производственного процесса, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области в другую. Вышеизложенные принципы обучения отражают зависимость закономерностей учебного процесса от его целей, которые ставятся в обучении. Иначе говоря, это закономерности, знания, законы, сущность, содержание, структура, что выражается в форме, которые обеспечивают возможность использовать их определенных норм педагогической практики.

Выводы. В ходе развития профессионального самоопределения формируется его структура, т.е. совокупность компонентов, в которой любой компонент органически взаимосвязан с другими. Таким образом, в результате обобщения имеющейся по данному вопросу информации мы можем сделать вывод, что профессиональное самоопределение учащихся основной школы - это сложное, интегративное качество и предполагающее выработку у учащихся школы определенных профессионально значимых стратегий, адекватных их профессиональному выбору и поставленным перед ними профессиональным задачам.

Литература:

1. Зубок, Ю.А. проблемы социального развития молодежи в условиях рынка // Социологические исследования. 2003. №4. С. 251-253.

2. Иванайская Т.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02. Оренбург, 2009. С. 125-129.

3. Леонтьев Д.А., Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 56-59.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 2000.С. 34-37.

5.Орлов В.Ф. Профессиональное воспитание: проблемы и технологии//Профессиональное образование.2004. №11. С. 12-16

Педагогика

УДК: 378.172

кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск): старший преподаватель Логинов Денис Васильевич

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск); старший преподаватель Патаркацишвили Николай Юрьевич

Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

Аннотация. Исследования, посвященные определению физического статуса современных молодых людей (школьников и студентов), показывают негативную тенденцию снижения основных показателей уровня физической подготовленности молодежи. Выявлено, что существенное снижение параметров физического развития молодых людей происходит во время обучения в вузах. Для решения данной проблемы специалисты предлагают использовать в процессе физического воспитания студентов средства оздоровительного фитнес-тренинга, в том числе средства функционального тренинга. В тоже время обнаружена проблема, связанная с недостатком изучения эффективности различных методик функционального тренинга, применяемых в процессе физического воспитания студентов.

Оценка уровня эффективности использования некоторых видов функционального тренинга (кроссфит, HOT IRON) проводилась методом тестирования студентов, занимающихся данными видами тренинга. Результаты показывают, что уровень функциональной подготовленности студентов не соответствует нормам. Для повышения эффективности использования функционального тренинга следует изменить и адаптировать методики проведения занятий с учетом уровня физического развития и возможностей студентов.

Ключевые слова: студенты; физическое здоровье; фитнес-тренинг; функциональная подготовленность; фитнес-тесты.

Annotation. Studies on the determination of the physical status of modern young people (schoolchildren and students) show a negative trend in the decline of the main indicators of the level of physical fitness of young people. It is revealed that a significant reduction in the parameters of physical development of young people occurs during training at universities. To solve this problem, experts propose to use in the process of physical education of students means health fitness training, including means of functional training. At the same time, there is a problem related to the lack of studying the effectiveness of various methods of functional training used in the process of physical education of students.

Assessment of the level of efficiency of some types of functional training (crossfit, HOT IRON) was carried out by testing students involved in these types of training. The results show that the level of functional readiness of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.