Научная статья на тему 'Технология профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы'

Технология профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER GUIDANCE SYSTEM / MANAGEMENT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова В.С., Захезина С.Б.

Особенности профессионального самоопределения школьников. Технология управления профессиональным самоопределением как процесс проектирования жизненного и профессионального пути в современных рыночных условиях. Взаимодействие общеобразовательной школы с другими социальными институтами в управлении процессом профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьякова В.С., Захезина С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology Professional Self-Determination Of Adolescents Inconditions Secondary School

The article considers the features of professional selfdetermination of schoolchildren, presents the technology of management of professional self-determination as a process of designing life and professional path in modern market conditions, emphasizes the role of interaction of secondary schools with other social institutions in the management of the process of professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Технология профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы»

Технология профессионального самоопределения подростков в условиях

общеобразовательной школы*

B.С. Третьякова,

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

tretyakova1738@gmail.com,

C.Б. Захезина,

учитель технологии 1-й категории СОШ № 115 г. Екатеринбург ekbsc115@mail.ru

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-01301147 «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъекта социономических профессий».

В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения школьников, представлена технология управления профессиональным самоопределением как процесс проектирования жизненного и профессионального пути в современных рыночных условиях, особо отмечается роль взаимодействия общеобразовательной школы с другими социальными институтами в управлении процессом профессионального самоопределения.

• профессиональное самоопределение • система профориентационной работы • технология управления

Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся [1, с. 71].

В ХХ! веке взят курс на модернизацию экономики, нацеленную на «прорыв» по всем направлениям, эффективное использование трудового потенциала страны приобретает особое значение. Поэтому обучающимся для реализации своих профессиональных планов, необходимо обладать знаниями и навыками, которые помогут им быстро переориентироваться в условиях динамичного рынка труда или потери работы. Сейчас период личностного, профессионального, социального самоопределения молодых людей сокращается. Они вынуждены быстрее, чем их сверстники прошлых десятилетий, понять себя, свои потребности и возможности, научиться соотносить свои интересы с объективными требованиями, адекватно реагировать на вызовы времени [7; 8].

Теоретическую основу концепции профессионального самоопределения личности составили исследования личности и деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.А. Климова, Г.В. Суходольского,

B.Д. Шадрикова и др. Важный вклад в теорию профессионального самоопределения и развития личности внесли А.А. Бодалев, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников,

C.Н. Чистякова и др.

Каждый обучающийся должен знать, что рынок образовательных услуг предлагает на выбор огромное количество вариантов получения профессии. Значительные изменения происходят в структуре самих образовательных учреждений: появилась целая группа колледжей и техникумов, созданных на базе бывших ПТУ. В настоящее время происходит рост числа подразделений среднего профессионального образования в составе высших учебных заведений. Наконец, появилась потребность в современных рабочих кадрах, без которых невозможно развитие инновационной экономики нашего региона и всей страны. Общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе ХХ! века определяющим в конкуренции государств будет уровень образования, науки, создание условий для реализации и развития прогрессивных технологий. В связи с этим важная роль отводится проблеме профильного обучения, которая находится в русле основных мировых тенденций поисков оптимальных путей её решений.

Даже хорошо организованная про-фориентационная деятельность, проведенная на уроках, не обеспечивает систематической и полной подготовки учащихся к их профессиональному будущему, так как в рамках школы она не охватывает всех сфер производственной деятельности. Путь преодоления этих недостатков — в организации

внеклассной и внешкольной работы, которая должна служить своеобразным продолжением учебных занятий и выполнять задачи формирования представлений о мире профессий и запросах рынка [5, с. 18].

Таким образом, возникают следующие проблемы в организации профессионального самоопределения обучающихся:

• выбор способов, методов, программ по профессиональному самоопределению учащихся школы;

• организация процесса профессионального самоопределения учащихся школы;

• тьюторское сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся школы.

Эти проблемы и обусловили актуальность нашего исследования — разработка технологии управления процессом профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Рассмотрим сущность понятия «профессиональное самоопределение».

Е.А. Климов определяет профессиональное самоопределение в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Учёный полагает, что выбор профессии, кажущийся подчас лёгким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь», то есть смысл конкретной деятельности для человека формируется в соответствии с контекстом всей его предшествующей жизни. Он подчёркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последую-

щие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека [3].

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [5, с. 17].

Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова профессиональное самоопределение рассматривают как «построение образцов возможного будущего», характеризуя его как «событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на её профессиональную составляющую». Профессиональную составляющую ученые объясняют тем, что «человеку необходимо, завершая определённый этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи» [4, с. 43].

Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», Е.А. Климов, выделяет следующее его качество: это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, и даже в последующие годы возникает необходимость в пересмотре и коррекции профессиональной жизни человека. Выбор профессии определяет уровень личных притязаний, основанных на оценке человеком своих способностей и возможностей [3, с. 96-98].

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключе-

ние интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальной проблема формирования самосознании [1, с. 69]. И поэтому столь велика роль педагога, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодёжи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. В этой связи чрезвычайно важна наиболее полная информированность как педагогов, так и родителей о современной ситуации на рынке труда.

Профориентационная работа понимается нами как управление процессом профессионального самоопределения школьников, а её цель в том, чтобы учащийся наиболее полно раскрыл свой деловой потенциал, умел учитывать при этом конкретные социально-экономические условия, ориентировался на рынке труда, освоил навыки переговоров с возможными работодателями. Деловой потенциал рассматривается как совокупность личностных особенностей, профессионально важных для данного человека [6, с. 78].

Управление процессом создания системы профориентационной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 115» г. Екатеринбурга осуществляет администрация. На подготовительном этапе она предлагает идею создания системы

профориентационной деятельности совету школы, заручается поддержкой попечительского совета, разрабатывает модель управления процессом, создает мотивационную среду для педагогов через реализацию системы морального и материального стимулирования. На проектировочном этапе администрация выдвигает перед педагогическим коллективом, родителями и общественностью идею создания системы профо-риентационной деятельности «Найди себя». Формирует творческую группу педагогов для образовательного модуля «Профориентационная деятельность — основа профессионального самоопределения школьника», совместно с педагогическим коллективом и органами общественно-государственного управления разрабатывает систему, создает нормативно-правовую базу, осуществляет подготовку педагогов по программе профессионального роста, создает Координационный совет.

Координационный совет управляет всей системой профориентационной деятельности школы. В его состав входят 11 человек: директор школы, руководитель образовательного модуля, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, представитель родительского комитета, представитель попечительского совета, представитель «Ассоциации выпускников», психолог, руководитель МО педагогов дополнительного образования, совет старшеклассников — министры по связям с общественностью и профориен-тационной деятельности «ШАГ».

Координационный совет выполняет следующие функции: координирует всю деятельность по профориентации школьников, заключает договора, взаимодействует с социумом, утверждает планы работы. Заседания координационного совета проходят 4 раза в год по определённому графику. На заключительном заседании члены совета представляют отчёты о своей работе в

течение года. Вся деятельность совета представляет собой целенаправленную систему мероприятий по управлению профориентацией школьников, чтобы обеспечить функционирование каждой составляющей профориента-ционной системы, с одной стороны, а с другой — обеспечить согласованность действий всех систем и их связь с внешними партнёрами.

Таким образом, технология управленческой деятельности по профессиональному самоопределению в общеобразовательной школе состоит из 4-х модулей.

Первый модуль — проектировочный. Он включает в себя планирование управления процессом профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы: формирование перечня учебных предметов и элективных курсов, предлагаемых обучающимся; составление планов элективных курсов; формирование классов и межклассных групп.

Нужно заметить, что интеграция предметных областей, введение элективных курсов способствует удовлетворению запросов учащихся, способных к активному интеллектуальному труду, формированию широко образованной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Интеграция предметных областей позволяет повысить уровень профильного обучения старшеклассников, адаптироваться к успешному обучению в вузах. В результате в МБОУ СОШ № 115 открыта опытно-экспериментальная площадка: «Элективные интегрированные курсы как условие эффективного профильного обучения старшеклассников», позволяющая организовать взаимодействие различных предметных областей в рамках вариативного компонента базисного учебного плана.

Решению задачи по удовлетворению запросов учащихся также способствует выбор программ с углубленным изучением отдельных предметов. В результате создаются условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, расширяются возможности их социализации, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием.

Планирование образовательных технологий ориентировано на сближение, взаимовлияние и взаимоусиление социально-профессиональных навыков. На решение этой комплексной задачи направлены интеграция междисциплинарных знаний и навыков, научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс, синтез различных видов деятельности, активных, поисковых, исследовательских, творческих в условиях неопределенности, вариативности, проблемности, трансформации имеющихся знаний и продуцировании новых. Все это должно быть основано на личной заинтересованности, мобилизации внутренних ресурсов личности, сотрудничестве в команде.

Второй модуль включает повышение профессионального мастерства педагогов, обучение основным методам и формам различных направлений про-фориентационной работы: профессиональная информация, профессиональная агитация, профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и профессиональная консультация. Организационно-методический инструментарий процесса подготовки педагогов обеспечивает их развитие и достижение конкретного ожидаемого результата. Реализуется модуль через систему педсоветов, семинаров, практикумов, педагогических мастерских, тренингов, мастер-классов, индивидуальных консультаций, самообразования по программе профессионального

роста. С педагогами работает психолог, социальный педагог, специалисты центра занятости. Процесс реализации модуля состоит из взаимосвязанных элементов, представляющих целостный процесс — технологическую цепочку педагогических действий, которые выстраиваются строго в соответствии с поставленной целью.

Третий модуль включает взаимодействие общеобразовательной школы с другими социальными институтами в управлении процессом профессионального самоопределения — с семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации, службами занятости, организациями и предприятиями, досуговыми центрами, СМИ, органами власти и т.д. Такое взаимодействие требует сетевой организации процесса обучения, в который вовлекаются несколько образовательных учреждений. Кооперация близлежащих общеобразовательных учреждений в реализации профильного обучения без выделения лидера позволяет дать импульс к развитию всех учреждений, объединившихся для этой цели. Недостаток собственных ресурсов в предоставлении необходимых образовательных услуг общеобразовательное учреждение компенсирует за счёт возможностей образовательной сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Эта модель позволяет реализовать многопрофильное обучение в рамках скооперировавшихся школ.

Школа взаимодействует с образовательными учреждениями СПО и ВО, районной службой занятости населения, особенно активно школа взаимодействует с МУ «Диалог» города Екатеринбурга. Специалистами МУ «Диалог» было разработано множество конкурсных, тренинговых, консультативных программ для профессионального самоопределения школьников.

Также центр осуществляет мониторинговую, консультативную и тьюторскую деятельность с педагогами школ города Екатеринбурга, взаимодействует со всеми профессиональными сферами на всех этапах взаимодействия и является связующим звеном между школой, родителями, профессиональными образовательными учреждениями, предприятиями и т.д. Взаимодействие школы и МУ «Диалог» позволило значительно повысить эффективность профориен-тационной работы.

Большое внимание уделяется и информатизации системы образования как инструменту сетевого взаимодействия образовательных учреждений, который является важным условием перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий.

Четвертый модуль содержит деятельность по повышению интереса к образовательной организации и её образовательным услугам путём передачи имеющейся информации через различные каналы; созданию позитивного общественное мнения о социальной позиции и деятельности организации; формированию корпоративной идентичности. Происходит это через PR-мероприятия различной направленности: массовые и закрытые; развлекательные и познавательные, взаимодействие со СМИ, участие в масштабных проектах, проведение профессиональных (День учителя) либо других праздников — все они направлены на развитие социального PR МБОУ СОШ № 115 и распространение информации об организации в контексте, необходимом для реализации нашей стратегии.

Таким образом, описанная нами технология решает следующие задачи при управлении профессиональным самоопределением подростков в условиях общеобразовательной школы:

• организация процесса профессионального самоопределения учащихся школы;

• выбор форм, методов, средств, ориентированных как на жизненное становление подростка, так и на его профессиональное самоопределение;

• выбор программ по профессиональному самоопределению учащихся школы, соответствующих поставленной цели;

• обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

• обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

• компенсация недостатка собственных ресурсов в предоставлении необходимых образовательных услуг за счёт сетевого взаимодействия;

• систематизация взаимодействия между общеобразовательной школой и социальными институтами, направленного на достижение общей цели — становление профессионального самоопределения.

В результате — реально работающая технология по профессиональному самоопределению учащихся как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса школы, характерной особенностью которой является ориентированность на интеграцию различных видов деятельности, направленность на жизненное становление подростка и формирование профессиональных компетенций. Данная технология рассматривается и обосновывается с точки зрения таких признаков педагогической технологии как концептуальность, системность, дидактическое целеобразование, оптимальность, корректируемость и воспроизводимость результатов обучения.

Литература

1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи / Е. И. Головаха. — Киев: Наукова думка, 2008. — 144 с.

2. Касьянова Т.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема / Т.И. Касьянова, А.В. Мальцев, Д.В. Шкурин // Образование и наука. — 2018. — № 20(7). — С. 168-187. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-168-187.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2010. — 304 с.

4. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. — № 1. — С. 57-65.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. — М.: 1996. — Академия, 2007. — 320 с.

6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник / З.П. Румянцева. — М.: НИЦ ИНФРА-М. 304 с. (Высшее образование). — 2015. — 304 с.

7. Третьякова В.С., Меттини Э. Подготовка профессиональных кадров: вызовы и проблемы // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодёжи: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Нижний Тагил, 29 января 2019 г. / под науч. ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Росийский государственный профессионально-педагогический университет; Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акин-фиевича Демидова, 2019. — С. 291-295.

8. Чистякова С.Н., Пряжников Н.С., Роди-чев Н.Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе. [Электронный ресурс]: www.academia-proforint.ru (Дата обращения: 18.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.