68
Высшее образование в России • № 1, 2014
П.Н. ЕРМАКОВ, академик РАО, председатель Комитета при Ученом совете по гуманитарному и социально-экономическому направлению науки и образования И.В. АБАКУМОВА, профессор, член-корр. РАО
Данная статья посвящена проблеме разработки концепции гуманитарного образования в контексте инновационной деятельности университета в соответствии с ФГОС и новым законом об образовании. Предложена современная дидактическая трактовка базовых понятий модернизации: гуманизация, гуманитарность образования -и их содержательное наполнение. Охарактеризованы основные направления гуманитарных преобразований вЮФУ, выделены приоритетные цели и задачи гуманизации в трансформациях образовательного процесса. Показано, посредством каких технологий и условий ЮФУ становится реальным классическим университетом, который не просто предлагает студенту определенную сумму знаний, но и дает ему стартовый толчок к саморазвитию и успешной профессиональной самореализации.
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация образования, смысловая сфера личности, ценностные ориентации, ценностно-смысловые установки, смыслообразование, саморазвитие, самореализация
О месте гуманитарного образования в инновационной деятельности университета
За последнее десятилетие в системе образования произошли существенные изменения, затронувшие как внешнюю (организационно-управленческую), так и внутреннюю (научное осмысление проблем образования на уровне мировоззрения) сферы ее жизнедеятельности. Принят новый закон об образовании, введена новая система управления, появились новые типы учебных заведений и характер предоставляемых ими образовательных услуг, усилилось внимание к качеству образования.
В определенной мере все это предвосхищает грядущие трансформации в сфере организации российского общества и государства в целом. Важнейшая из них связана с движением общества к самоорганизации. «Жизнь молодого человека в предлагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека поис-
ка новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни» [1]. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, а также Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» позволяют в значительной степени преодолеть концептуальный хаос и выйти на четкое осознание новых образовательных целей современного вуза - обеспечение не столько знаниевой подготовки, сколько условий для самоопределения и самореализации личности будущего профессионала. Новые нормативно-правовые документы четко формулируют приоритетные задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, а именно - предоставление возможностей всем гражданам получить качественные и востребованные на сегодняшний день знания, дать ту ориентировочную основу действий, которая обеспечит студенту возможность гармонично реализовывать свой личностный потенциал. Надо признать, что традиционная система образования, в том
Из жизни вуза
69
числе и высшего, не способна в полной мере обеспечить целенаправленное формирование у молодежи самостоятельности, ответственности и ее подготовку к жизни в самоорганизующемся обществе.
В этой связи перед педагогикой как наукой стоит задача переосмыслить целый ряд базовых дидактических категорий. Их новое содержательное наполнение позволит не только отрефлексировать некоторые итоги процессов модернизации высшего образования, но и выявить маршрут, по которому необходимо двигаться в соответствии с установленными перспективными целями. Особо важной темой в этом контексте является гуманитаризация образования, поскольку в современном обществе происходит усиление значимости гуманитарных знаний, базирующихся на новой системе ценностей, которая пока еще недостаточно утвердилась в общественном сознании и поведении людей. Особое значение приобретают вопросы формирования позитивного ценностного отношения к гуманитарному знанию у студенчества. Ценности оказывают влияние на жизненный выбор, реализуются в конкретных поступках, определяют отношение личности к политическим, экономическим и культурным процессам, происходящим в социуме. Для успеха задуманных преобразований необходимо разработать такую стратегию процесса модернизации, которая изменит не только количество часов, проводимых студентом в аудитории, но и повлияет на его учебную, а впоследствии и профессиональную мотивацию, побуждающую человека к поиску того жизненного пути, который в наибольшей степени соответствует его профессиональному ресурсу.
Определимся в базовых терминах. Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация» в современной литературе трактуются неоднозначно. Одни авторы их отождествляют, другие относят гуманизацию образования к вопросам его организации - управления, обучения, воспитания, а гума-
нитаризацию - к процессу обучения. Некоторые видят в гуманитаризации образования средство его гуманизации. Ряд исследователей смысл гуманитаризации сводят к усилению влияния дисциплин гуманитарного цикла на содержание остальных изучаемых дисциплин. Такое разнообразие подходов зачастую не дает возможности преподавателю четко понять, что же реально должно быть привнесено в практику модернизации учебного процесса с целью его гуманизации и гуманитаризации.
Уточним суть этих двух ключевых понятий. Слово «гуманизм» происходит от латинского ‘humanus’ - «человечный ». Гуманизация образования предполагает «очеловечивание» знания, то есть такую организацию учебного процесса, при котором знания и получаемые компетенции приобретают личностный смысл, а сам студент «не теряет » своей самобытности (самости) в процессе обучения. В прежней системе обучения содержание учебника зачастую заслоняло личность студента, что вело к формализации знаний. Студент же должен не просто усвоить информацию и способы ее операционализации, но уметь актуализировать личностную ценность того, что он изучает (для чего я это изучаю, где я смогу это применить, как я смогу воспользоваться этим, понадобится ли это в моей буду-
70
Высшее образование в России • № 1, 2014
щей профессиональной деятельности и для чего и т.д.). К числу показателей гуманизации образования современные исследователи (А.Г. Асмолов, С.Я. Братченко, Б.С. Братусь) относят смыслообразующую мотивацию (учебную, познавательную, исследовательскую) и ценностно-смысловые установки студентов, которые в совокупности как раз и определяют его ценностный выбор в различныхжизненных обстоятельствах.
Слово «гуманитарный » происходит от латинского ‘humanitas’, что означает «духовная культура». Смысл гуманитаризации состоит в том, чтобы приобщать студента к духовной культуре, творческой деятельности, вооружать его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы (решение опорных задач, вспомогательных задач, достраивание фигуры, введение вспомогательной неизвестной, анализ конкретных ситуаций с компонентами неопределенности, разрешение дивергентных ситуаций и т. д.) и методы научного познания. Очевидно, гуманитаризация призвана создать условия, побуждающие студента к активной творческой деятельности и обеспечивающие его добровольное участие в ней. К таковым относится, прежде всего, овладение методологией этой деятельности, основами творчества, технологиями креативного поиска.
Гуманизация и гуманитаризация, взаимодополняя друг друга, призваны обеспечить гуманитарную среду (гуманитарность) современного вуза. Их реализация в практике учебного процесса сводится к созданию атмосферы, благоприятной для развития способностей студента, побуждающей его к поиску собственных индивидуальных результатов в обучении. В этой связи каждый университет как самостоятельный субъект должен выбрать свою дорогу. Для вуза федерального уровня это становится первостепенной задачей.
Федеральный университет - это сложный социокультурный конструкт, возник-
ший в результате модернизации системы высшего образования в нашей стране для осуществления образовательной, исследовательской и просветительской деятельности. Данный тип университета органично совмещает в себе принципы традиционного классического университета и виды деятельности инновационного университета, отвечающие мировым трендам, с сохранением культурно-транслирующей функции и лучших образовательных традиций. Создание федеральных университетов как качественно новой научно-образовательной системы предполагает реорганизацию составляющих его структурных подразделений, усовершенствование общей организации и управления, техническую модернизацию, обновление содержания образования и технологий обучения. В ЮФУ формирование гуманитарной среды идет по нескольким направлениям.
Часть преобразований унифицирована, т.е. аналогична для различных подразделений университета (например, разработка внутривузовской системы качества, переход на многоуровневую систему образования, внедрение кредитных единиц, развитие академической мобильности и т.д.). В настоящее время многие из них успешно реализуются в реальной практике учебного процесса, способствуя повышению профессиональной мотивации преподавателей и сотрудников университета, формируя у них новые, современные компетенции.
Другая часть проблем модернизации, непосредственно связанная со спецификой предмета изучения, должна быть выделена в отдельный блок. К нему можно отнести все, что связано с гуманитарным образованием, с науками, которые имеют дело с так называемым человеческим измерением. Образовательная цель (получение академических знаний, а также универсальных умений и навыков) не отягощается, а именно обогащается гуманитарной компонентой как технологией формирования «познаваемой действительности» (М.М. Бахтин).
Из жизни вуза
71
Необходимость в корректировке стратегии гуманитарного образования вызвана не только очередной волной реформ, но и тем духовным кризисом, который переживает общество, утратой нравственных критериев и ориентиров, приводящей к деформации общественных ценностей и социальному регрессу.
Кто нам нужен «на выходе» - многогранная личность, культурный, интеллигентный человек или узкий специалист? В период индустриального общества считалось, что на рынке труда большую часть должны составлять инженеры и естественники, а специалистов-гуманитариев нужно порядка 25-30% от общего количества лиц с высшим образованием. Однако на постиндустриальном этапе эта пропорция меняется. Специалисты гуманитарной сферы: менеджеры, управленцы, пиарщики, психологи, журналисты, переводчики, риэлторы, торговые агенты, торговые консультанты и т.п. - становятся все более и более востребованными. При этом у нас в стране специалистов гуманитарного профиля выпускается в 10 раз меньше, чем в развитых западных странах, 80% отечественных вузов -негуманитарного профиля. В учебных планах этих вузов гуманитарные дисциплины (в основном бывшие «общественные науки») составляют всего лишь 10%, тогда как в аналогичных программах западных вузов - 25-30%, причем состав этих дисциплин совсем иной. Они в большей степени изучают теорию коммуникаций, технологии трансляции рекламы, социологию, психологию, конфликтологию, а не просто «историю страны».
В условиях изменяющихся реалий современного мира, когда привычные ценностные нормы и стереотипы уже не могут служить руководством, человек может отыскать свой жизненный путь лишь при условии наличия особых ценностно-смысловых установок. Высшая школа становится тем общественным институтом, который не просто предлагает студенту определен-
ную сумму знаний, но дает ему стартовый толчок к саморазвитию, ту интенцию, благодаря которой он будет искать и раскрывать смыслы своей жизни.
Перевод учебного процесса на личностно-смысловой уровень ставит перед федеральными университетами целый ряд проблем. Необходимо переориентировать цели обучения с информационных на развивающие, перестроить формы обучения с авторитарно-унифицированных на демократи-чески-вариативные. Особая проблема связана с мотивационно-динамическим компонентом преподавания, с переосмыслением уже существующих и разработкой новых методов и технологий обучения.
Содержание и технологии оказываются органично взаимосвязанными: если содержание «питает» развитие личности, ее смысловые структуры, то технологии запускают развитие. Оказавшись неадекватной содержанию, технология как запускающий инструмент не «сработает », поскольку нарушится принцип изоморфной зависимости «содержание - технология », принцип их взаимосоответствия. Однако если содержательный компонент в учебном процессе становится все более и более ориентированным на развитие смысловой сферы студентов, его личностных и профессио-
72
Высшее образование в России • № 1, 2014
нальных ценностей, а технологии обучения носят или репродуктивный, или когнитивно-направленный характер, происходит сбой [2].
Предотвратить его - цель молодой амбициозной управленческой команды Южного федерального университета, разрабатывающей и внедряющей инновационные программы научно-исследовательской и образовательной деятельности. Именно в условиях вуза нового типа гуманитарное образование становится обязательным атрибутом фундаментальной подготовки. Теоретическое и технократическое мышление, основанное исключительно на образцах «строгой» науки, оказывается сегодня в кризисе, так как утрачивает универсальный культурный горизонт. Междутем современные социальные практики становятся все более интеллектуально и культурно насыщенными, повышаются требования к осознанной целенаправленной деятельности. Поэтому фундаментальность современного гуманитарного образования определяется не столько необходимостью трансляции неких знаний, сколько задачей формирования творческой способности как базовой структуры человеческого бытия [3; 4].
Динамичность общества, открытость и неопределенность будущего создают условия для разворачивания инновационных процессов, развития проектной культуры, которая ориентирована на прогнозирование и целенаправленное изменение социальных практик. Проектное мышление в противоположность научно-исследовательскому подходу всегда является прак-тически-ориентированным мышлением, направленным не только на расширение теоретического горизонта, но и на выстраивание нового типа практик. Создание моделей построения социального будущего в условиях ценностно-смысловой вариативности как раз и опирается на понимание гуманитарности как нового качества фундаментальности науки и образования.
Представители различных гуманитар-
ных научных школ ЮФУ совпадают в своих оценках процессов, происходящих в университете. Разработанная под руководством ректора М.А. Боровской концепция гуманитарного образования свидетельствует о большой аналитической работе, проделанной преподавателями и сотрудниками гуманитарных и общественных факультетов, которые не просто выделяют свой специфический ракурс (филологический, социологический, регионоведческий, психологический, педагогический, экономический, юридический, исторический и т.д.) в гуманитаризации университета, но и акцентируют ту инвариантную составляющую, которая объединяет на уровне общей концептуальной основы всех гуманитариев университета. В рамках данной концепции гуманитарное образование призвано формировать прежде всего способность концептуализации как фундамент современных социальных практик посредством освоения ценностно-смысловых оснований деятельности, способов её рефлексии, через проектную конкретизацию теоретических идей независимо от того, по какой специальности (гуманитарной, общественной, естественно-научной или технической) идет подготовка. Гуманитарное образование в этих условиях имеет задачу раскрытия и реализации фундаментальных структур человеческого бытия [5].
Одно из важных направлений модернизации учебного процесса в университете в этом плане - подготовка бакалавров, специалистов, магистров на гуманитарных и общественных факультетах, которая в свете приоритетов высшего образования на текущем этапе развития страны должна быть переориентирована на новые ожидания общества. В качестве основных условий развития гуманитарного образования в ЮФУ рассматриваются смысловые аспекты учебной деятельности. Смысл, с одной стороны, является уникальным порождением субъективности каждого конкретного индивида, фактором его субъективной
Из жизни вуза
73
реальности.С другой стороны, он черпается из окружающего мира, где воплощены смыслы всех тех, кто создавал объекты науки, культуры, искусства, литературы и т.д. Полученное «удвоенное бытие» и порождает новое синтетическое знание.
Включаются диалоговые механизмы развития личности, запускается процесс диалогизирования различных культур, в котором и осуществляется процесс смыслообразования.
Специфика гуманитарного образования во многом определяется своеобразием того содержания, которое подлежит освоению. Несмотря на разнообразие и многогранность гуманитарных направлений в ЮФУ, их предметное содержание отличает специфическая двухслойность. С одной стороны, событийный материал представлен в виде художественных или иных эмоционально-чувственных образов. С другой -это содержание выражено в дискурсивной, понятийной форме. В гуманитарной культуре, освоение которой составляет содержание гуманитарной подготовки студентов, событийно-образный и аналитический компоненты сближены, а иногда и интегрированы, хотя первичность первого по отношению ко второму и просматривается. Благодаря этому механизму гуманитарное познание предстает на грани двух миров -искусства и науки. Становясь равноправным источником учебного содержания, своеобразным «голосом » в учебном диалоге, рассказывающим о субъективных состояниях, тонких нюансах эмоционального движения, душевных переживаниях другого человека, искусство способно очеловечить образовательный процесс, добавив в него личностную доминанту. Отображе-
ние научных категорий в художественной форме помогает студентам выйти на уровень обобщения материала, прояснить главное (сущность явления) и расставить субъективно значимые акценты. Художественный образ того или иного явления способен расширить смысловую палитру его понимания, изменить привычный ракурс восприятия и оценки, трансформировать или укрепить исходные установки человека. И именно в этом (интеграции художественного и научного познания) выражается специфика гуманитарного образования в нашем университете. Такой подход позволяет готовить не просто специалиста, информированного в той или иной гуманитарной области познания, но человека «пристрастного » к своей будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Путин В.В. Послание Президента Россий-
ской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. URL: http:// www.pvlast.ru/ archive/ index.902.php
2. Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учеб-
ник для магистров педагогики и психологии. КРЕДО, 2008. 368 с.
3. Ермаков П.Н., Абакумова И.В. Преодо-
ление ценностно-смысловых барьеров как дидактическая проблема // Иннова-
74
Высшее образование в России • № 1, 2014
ционные технологии в образовании: субъектность, ресурсность, технологичность: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Университет Российской академии образования, 1-3 ноября 2011 года). М., 2011. С. 6-10.
4. Абакумова И.В., Рудакова И.А. Дидактика: современные методы и технологии
обучения. Метасистемный подход, смыслоцентризм, диалоговые технологии. Verlag: Lap LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2012. 364 с.
5. Абакумова И.В., Фоменко В.Т. Дидактический стандарт как метатехнология современного образования // Российский психологический журнал. 2012. Т. 9. № 1. С. 44-55.
Е.В. БОНДАРЕВСКАЯ, академик РАО, председатель комитета при Учёном совете университета по направлениям науки и образования в области педагогики
Педагогическое образование -фундамент
строительства будущего
В связи с включением педагогического университета (РГПУ) в структуру Южного федерального университета встал вопрос о создании модели педагогического образования университетского типа. Ее структурными элементами являются следующие подсистемы: образовательно-профессиональная, социально-воспитательная, научно-исследовательская, дополнительного образования и повышения квалификации педагогических кадров, управления. Мы полагаем, что она должна быть институционально отлична от моделей, принятых в педагогических и классических университетах, и иметь свою особую миссию -обеспечить становление университета как научно-профессионально-образовательного, культурно-воспитательного и инновационного педагогического центра региона.
Ключевые слова: педагогическое образование университетского типа, педагог новой формации, академия педагогического образования ЮФУ, опережающее педагогическое образование, непрерывная педагогическая практика, исследовательская программа «Учитель»
Педагогическое образование относится к таким социокультурным феноменам, которые определяющим образом влияют на развитие всех сторон жизнедеятельности общества, региона, страны. Это влияние осуществляется через человека, качественное обучение, воспитание и развитие которого являются главной целью и предметом деятельности выпускников педагогических вузов.
От педагогов зависит, какими людьми будет населена Россия сегодня и завтра, как они будут жить и работать, что любить и ценить. Глобальное влияние педагогического образования на все сферы обществен-
ной, производственной,культурной жизни дает основание рассматривать его как метаобразование, где «мета- » (греч. meta -после, за, между) - приставка, означающая последействие. Это позволяет трактовать педагогическое образование кактакую систему деятельности, которая имеет значимые последствия для преобразования и развития всех других систем и форм деятельности и тем самым играет определяющую роль в развитии страны, общества, региона и всей мировой цивилизации.
В условиях коренного изменения внешней и внутренней политики, целенаправленного стремления президентской власти