Научная статья на тему 'О месте библиотек в информационном обществе'

О месте библиотек в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СУЩНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ / SOCIALIZATION / ENCULTURATION OF PERSONALITY / SOCIAL INSTITUTION / ESSENCE OF LIBRARIES / THE INFORMATION SOCIETY / THE MISSION OF LIBRARY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гильмиянова Римма Аскаровна

Проанализированы тенденции развития российских библиотек на современном этапе; показано, что в российской библиотечной науке и практике получил развитие сервисный подход, сущность которого состоит в оперативном и качественном удовлетворении запросов и потребностей пользователей библиотек на основе локальных и удаленных информационных ресурсов; рассмотрено гуманистическое назначение библиотек как института инкультурации и социализации личности, связанное, по мнению автора, с обеспечением актуальной, качественной информацией, развитием медиа-и информационной грамотности, читательской культуры, приобщением к нравственным ценностям, возвышением духовных потребностей личности, формированием на основе коммуникативных практик культурной идентичности человека; описаны культурные практики библиотек, свидетельствующие о трансформации их социальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гильмиянова Римма Аскаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PLACE OF LIBRARIES IN THE INFORMATION SOCIETY

Analyzed development trends of Russian libraries today. It is shown that in the Russian library of science and practice in the service development approach, the essence of which is the operational and quality meet the demands and needs of library users based on local and remote information resources. Reviewed humanistic purpose libraries as Institute of enculturation and socialization, associated, in the author's opinion, in providing relevant, quality information, the development of media and information literacy, reading culture, employing to moral values, rise of the spiritual needs of the individual, on the basis of the formation of communicative practices of cultural identity. Cultural practices of libraries are evidence of the transformation of their social functions.

Текст научной работы на тему «О месте библиотек в информационном обществе»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Р.А. Гильмиянова

О МЕСТЕ БИБЛИОТЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ключевые слова: социализация, инкультурация личности, социальный институт, сущность библиотеки, информационное общество, миссия библиотеки.

Аннотация: Проанализированы тенденции развития российских библиотек на современном этапе; показано, что в российской библиотечной науке и практике получил развитие сервисный подход, сущность которого состоит в оперативном и качественном удовлетворении запросов и потребностей пользователей библиотек на основе локальных и удаленных информационных ресурсов; рассмотрено гуманистическое назначение библиотек как института ин-культурации и социализации личности, связанное, по мнению автора, с обеспечением актуальной, качественной информацией, развитием медиа-и информационной грамотности, читательской культуры, приобщением к нравственным ценностям, возвышением духовных потребностей личности, формированием на основе коммуникативных практик культурной идентичности человека; описаны культурные практики библиотек, свидетельствующие о трансформации их социальных функций.

Известно, что цивилизационное развитие общества такие исследователи, как Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и другие, подразделяют на три стадии: аграрную цивилизацию, индустриальную цивилизацию и постиндустриальную цивилизацию, которую чаще всего называют «технотронным обществом», «обществом услуг», «инновационным обществом», «информационным обществом» или «обществом знаний», связывая перспективы развития человечества именно со становлением глобального информационного общества. Отличительными чертами информационного общества можно считать увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни социума; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие, доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах; развитие информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, информационных рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей [5]. В Российской Федерации за последние годы принят ряд нормативно-правовых документов, регулирующих становление информационного общества, к их числу относятся «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» и др.

Вместе с тем, как отмечает А.В. Соколов, «в технократических концепциях информационного общества главный акцент сделан на информационно-коммуникационные технологии, а книга и библиотеки не упоминаются вообще или фигурируют в качестве объектов информатизации» [18, 15]. Каковы же роль и место библиотек в информационном обществе? Рассмотрим тенденции развития отечественных библиотек на современном этапе в контексте изменений, происходящих в обществе.

Известно, что на протяжении длительного периода библиотека выступала монополистом в информационном обслуживании социума. К концу ХХ века под воздействием ряда факторов картина мира изменилась. Такими факторами, задающими векторы и приоритеты развития библиотек, можно считать информатизацию всех сфер жизни общества; рост потребления в обществе аудиовизуальной и мультимедийной продукции, отражающий все ускоряющийся переход к экранному типу потребления культуры; виртуализацию социальных коммуникаций; резкий рост материальной ценности знания; интеллектуализацию профессиональной деятельности [15, 8].

Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в библиотечную сферу существенно повлияло на ее развитие. Переход на ИКТ привел к созданию в библиотеках электронных каталогов; оцифровке части фонда; появлению собственных разнообразных баз данных, электронных библиотек, сводных каталогов, корпоративных библиотечных сетей; появлению интернет-навигации по библиографическим и полнотекстовым ресурсам; возникновению виртуальных исследовательских сервисов для пользователей, обеспечивающих с ними интерактивную связь, доступ к электронным библиотечным системам. Создана и функционирует сеть ЛИБНЕТ - совокупность библиотек, которые осуществляют информационное обслуживание пользователей на основе общей для всех технологии, включающей единые правила создания электронных каталогов, Сводного каталога библиотек России (СКБР) как основной системы поиска, а также интегрированную технологию доступа к распределенным информационным ресурсам участников. Предполагается, что сеть ЛИБНЕТ, включающая библиотеки различных систем и ведомств (федеральные, академические, муниципальные публичные, школьные, вузов и колледжей, научноисследовательских организаций и промышленных предприятий), Российскую книжную палату, Национальную электронную библиотеку, к 2015 году достигнет 5 тыс. участников, к 2020 году - 10 тыс. участников [16 ].

В то же время в качестве факторов, воздействующих на развитие библиотек негативно, можно назвать расширение доступа пользователей к бесплатным интернет-коллекциям и коммерческим базам данных, предоставляемых всей средой Интернет; изменение модели информационного поведения пользователей - их ориентация на информационное самообслуживание через поисковые системы Интернета; распространение цифровых устройств для чтения электронных книг (ридеры).

Информационно-коммуникационные технологии создали огромные возможности для коммуникации и самовыражения человека; контента (текстового, мультимедийного) становится все больше, однако возникают вопросы: какого качества это контент?; насколько достоверна, полезна, безопасна информация, присутствующая в Интернете?; кто должен выступать своеобразным фильтром, отбирая и предоставляя пользователям научно достоверную, проверенную, безопасную информацию?. Такую функцию способна выполнить и выполняет библиотека, обеспечивая своих пользователей социально значимой, достоверной, надежной и стабильной информацией.

В «Основных направлениях развития Общероссийской информационнобиблиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 годы» сформулированы задачи,

непосредственно стоящие перед российскими библиотеками в условиях формирования информационного общества:

• легальное приобретение информационных ресурсов, в том числе электронных, для удовлетворения потребностей обслуживаемого населения в процессе обучения, профессиональной деятельности и досуга;

• социальная защита всех слоев населения (обеспечение равенства) за счет предоставления информации;

• обеспечение достоверности, надежности и стабильности предоставляемой информации;

• профессиональная информационно-консультативная помощь (информационная навигация) в научной и образовательной деятельности;

• обучение населения широкому использованию информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в повседневной жизни [16].

Библиотека отражает жизнь общества, его потребности в той или иной социальной коммуникации, поскольку существует с ним в одном культурном пространстве. Следовательно, перед ней на всех этапах развития стояла и стоит проблема выбора ценностных ориентиров собственной деятельности. Важно осознавать, что развитие человечества осуществляется не только путем улучшения способов его бытия на основе материальных и социальных факторов; движение человечества осуществляется и на основе поиска смыслов бытия, его познания и оценки. При изменении системы ценностей в масштабе страны при участии целезадающих субъектов происходит и смена (коррекция) идеологических установок в различных областях общественной жизни. Для библиотеки основными целезадающими субъектами выступают само библиотечное сообщество и государство, представляющее социум.

С начала 90-х годов ХХ века в российской библиотечной науке и практике получил активное развитие так называемый сервисный подход. Его сущность можно обозначить как оперативное и качественное удовлетворение запросов и потребностей пользователей библиотеки на основе локальных и удаленных информационных ресурсов. Человек выступает в качестве потребителя библиотечных продуктов и услуг, и в рамках логики сервисного подхода библиотека уже не вправе активно влиять на образовательный, гражданский и в целом культурный потенциал личности. Такого же сервисного подхода по отношению к библиотеке фактически придерживается и государство - другой целезадающий субъект.

Анализ нормативно-правовых документов, принятых органами государственной власти в последние годы, показывает, что государство не вполне позиционирует библиотеку как важнейшую структуру формирующегося информационного общества. Социальнокультурным заказом, то есть осознанными потребностями одной или нескольких социальных групп, признанными государством и реализуемыми им посредством культурной политики, по отношению к библиотеке выступает обеспечение доступа к максимальному количеству документов наиболее широкого круга пользователей благодаря внедрению в работу библиотек информационно-коммуникационных технологий. Выполнение библиотеками информационной функции становится главным вектором их развития. Пока же роль библио-

тек, по мнению О.В. Гиндиной, в современном российском обществе недооценена: им отводится функция информационных центров, обеспечивающих удовлетворение образовательных, профессиональных, самообразовательных и рекреационных потребностей пользователей, но не социокультурного института, разрабатывающего и реализующего механизмы «возвышения культурных потребностей общества» [4, 19].

Дальнейшая модернизация библиотек, на наш взгляд, не может быть связана только с техногенным путем их развития. Возможность преодоления кризисной ситуации видится в развитии коммуникативной функции библиотек, дальнейшей их трансформации в институты социализации и инкультурации личности; в превращении библиотек в интеллектуальное пространство межличностной и межкультурной коммуникации. Социокультурный подход позволяет раскрыть культуротворческую сущность библиотеки, так как «все, что есть в человеке как человеке, предстает в виде культуры, и она оказывается столь же разносторон-не-богатой и противоречиводополнительностной, как сам человек - творец культуры и ее главное творение» [7].

Два десятилетия, прошедшие после распада СССР, можно охарактеризовать как время поиска Россией новой системы ценностей. Известный историк, критик, телеведущий А. Архангельский считает главной бедой нашей страны отсутствие простейшего ответа на сложнейшие вопросы: Что нас объединяет поверх этнических, региональных, религиозных, имущественных различий? Сложилось ли у нас то, что можно назвать «базовыми ценностями»: самые общие, самые простые и ясные представления нации о самой себе? Кто мы, откуда мы, куда идем, и что нас воодушевляет? [2, 24-25]. О том, что «российское общество нуждается в общенациональной солидаризирующей идеологии», размышляет известный социолог В.А. Ядов [21]. Е.Ю. Гениева - директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. Рудомино пишет: «Сегодня в России создалась достаточно опасная, «безосновная», «некультуротворная» ситуация: мы не можем сформировать собственное мировоззрение, те идеалы, которые сплотят нацию и будут восприниматься большинством общества как действенные и общезначимые нормы регулирования его жизни» [3, 3]. Массовое «раскультуривание» людей; утрату населением основ культурной компетентности; потерю социальной адекватности; деградациию социокультурной устойчивости личности А.Я. Флиер относит к числу основных проблем современного российского общества, требующих своего решения [20]. Тиражируемые современной массовой культурой стереотипы поведения ведут к девальвации традиционных для российского сознания ценностных и нравственных ориентиров. Происходит подмена устоявшихся ценностей человеческого бытия ценностями идеологии потребления. Можно констатировать, что произошла деформация тех социокультурных институтов, которые традиционно отвечали за формирование личности, отвечающей потребностям российского общества и государства.

В современных условиях традиционные институты социализации (или агенты социализации, как их принято еще называть) уступают свои позиции другим агентам социализации, влияние которых быстро усиливается в формирующемся информационном обществе. Речь идет о таких агентах социализации, как СМИ и Интернет, оказывающих сильнейшее воздействие на формирование личности. Виртуальное пространство обеспечивает челове-

ку свободу выражения чувств, эмоций, настроений, жизненных установок, взглядов; возможность преодоления конфликтов, возникающих в реальной жизни. К особенностям виртуального пространства И.Р. Ишмуратова относит, во-первых, отчуждение от онтологических основ человеческого бытия (чувствования, переживания, эмпатия); во- вторых, замену внутренних интенций, направленных на реализацию общественных интересов, личностными прагматическими потребностями; в-третьих, насыщение виртуальной среды предельно доступными образцами массовой культуры [6, 10]. Само современное общество, в котором наблюдаются процессы распада устойчивых, относительно постоянных общностей, частичной социальной дезинтеграции, побуждает человека к уходу в виртуальный мир, где он может конструировать собственную реальность, подменяя действительные отношения с миром на воображаемые. В виртуальной действительности человек может создавать любое количество «Я», то есть можно говорить о формировании не единой Я-концепции, а о множестве Я-концепций, вероятно, противоречивых, но социально реализованных, которые легко как создавать, так и «убивать». Осознанный разрыв с любыми социальными идентичностями и идентичностью с собой для утверждения собственной автономии Д.Г. Литинская называет «экзистенциальным эскапизмом» [9, 46].

Итак, можно констатировать, что постиндустриальное общество привело к деградации, вплоть до полного распада, многих традиционных ценностей: религиозных, семейных, групповых, национальных и даже тех, которые называются общечеловеческими, изменив социальные условия формирования культурной идентичности. Благодаря электронным коммуникациям становится прозрачной и контролируемой частная жизнь. Средства массовых коммуникаций все больше превращаются в средства массовых развлечений и манипуляции массовым сознанием. Кризисные явления современной цивилизации провоцируют лавинообразное распространение социальных пороков, глобализируют экстремизм, крайнее проявление которого - терроризм.

Без определенных духовных императивов сосуществование людей немыслимо: в их отсутствие из человека вымываются не только его национальная идентичность, но и сама человечность, «гуманитарная составляющая». В этих условиях мировым сообществом ведутся поиски такой ценностной платформы, которая явилась бы мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, а также универсальной, подлинно общечеловеческой основой выстраивания межкультурного и межцивилизационного диалога. «Наведение мостов», стремление к согласованным коллективным действиям - это предпосылки и императивы дальнейшего существования человечества.

В качестве одного из таких краеугольных камней культуры мира рассматривается идеология «нового гуманизма» - мировоззренческого движения, находящегося в состоянии поиска и развития, создающего для себя формы тематического, организационного и институционального оформления [14]. Современный гуманизм, начало которому было положено в I тысячелетии до нашей эры, прошел длительную историческую эволюцию. В ХХ веке идеи гуманизма вышли за рамки его мировоззренческого понимания. Первый директор ЮНЕСКО Д. Хаксли пришел к мысли, что ЮНЕСКО как международная организация не может быть связана с конкретными философскими школами - основой ее деятельности долж-

на стать универсальная идея, базирующаяся на признании ценности и значимости всех культур в процессе мирового развития, межкультурном и межцивилизационном диалоге.

Спустя три десятилетия идеи Д. Хаксли получили новый импульс и развитие в работах Римского клуба. Одним из приоритетов развития ЮНЕСКО его нынешний генеральный директор И. Бокова видит принятие нового гуманизма в качестве руководящей концепции, отмечая, что «культурное разнообразие и межкультурный диалог участвуют в создании нового гуманизма, который примиряет глобальное с местным, и на основе которого мы по-новому будем строить мир» [цит. по: 14]. Ключевыми направлениями развития идеологии «нового гуманизма» можно назвать диалог цивилизаций и толерантность, предотвращение разрушения культурного наследия человечества. Гуманизм как система духовных ценностей провозглашается стратегической целью общественного развития. Приходит осознание того, что именно культурная среда становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую, представляя собой, во-первых, результат всей культурной деятельности общества; во-вторых, средство приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею; в-третьих, область творческой реализации духовного потенциала людей.

И здесь важна роль библиотек не только как хранителей памяти, традиции, но и «как смыслопорождающих структур, которые способны оживить и обновить традицию, организовать новые смыслы вокруг культурных феноменов» [3, 4]. Библиотека как самоорганизующаяся система выступает необходимым элементом культурного пространства. Можно говорить о библиотечно-коммуникативном пространстве в масштабе государства, конкретного региона, какой-либо локальной местности. Библиотека участвует в формировании социокультурного пространства территории и включена в межинституциональные связи. Деятельность библиотеки, направленная на воспитание, образование, развитие личности читателя и осуществляемая специфическими профессиональными средствами, не будет иметь высоких результатов, если ее ограничивать только собственными рамками. Позитивные изменения в деятельности библиотеки, ее реальную модернизацию обеспечивают единство новых информационно-коммуникационных и социально-культурных гуманитарных технологий, а также ориентация на ярко выраженные, очевидные для населения социальные эффекты прямого действия [12, 10]. Как отмечает Е.И. Ратникова, в реальной библиотечной практике уже можно наблюдать смену парадигмы: наряду с традиционным статусом информационного, культурно-просветительного, образовательного учреждения библиотека становится гостеприимным пространством, где посетитель - центральная фигура, где формируется среда интеллектуального общения на основе книг, выставок, лекций, фильмов, театральных инсценировок, концертов, развивающих кружков, встреч с писателями, поэтами, художниками, композиторами; где можно отсканировать картинку, проверить электронную почту, просто встретиться и пообщаться с друзьями [17, 48-49].

Новым вектором развития библиотеки является ее социализация, незамедлительный ответ на вопросы общества, вызовы времени, ростки «нового гуманизма». Так, функционирующие на базе публичных библиотек центры правовой информации преобразуются в центры общественного доступа, которые становятся механизмом обеспечения доступности «электронного правительства». В библиотеках оказываются прямые социальные услуги:

создаются «юридические клиники» по правовой помощи населению; игровые комнаты для детей, чьи родители занимаются в читальных залах; кружки компьютерной грамотности для пенсионеров; школы раннего развития детей; комнаты психологической разгрузки для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как отмечает С.Г. Матлина, «сегодня мы имеем дело с качественно иной библиотекой, концептуальные изменения которой наиболее четко прослеживаются в краеведении. Из моностилистического культурного института, ориентированного на сбор, хранение и продвижение, прежде всего, печатных документов, библиотека превращается в полистилисти-ческий. При этом традиционные библиотечные функции не исчезают, они проявляют себя иначе - в синтезе с новыми формами культуротворчества» [11]. Библиотеками, прежде всего публичными, наиболее приближенными к населению, создаются музейные экспозиции, развивается краеведческая деятельность. Можно выделить следующие цели библиотечного краеведения: во-первых, такое восстановление культурного окружения, при котором у человека появляется возможность, пусть и в опосредованной форме, почувствовать свою сопричастность к культуротворчеству - через своих предков, земляков, культурный ландшафт, в который включается не только измененная природа и искусственные сооружения, но и сам человек как носитель определенного типа культуры; во-вторых, создание новых культурных смыслов, являющихся, по мнению А.С. Ахиезера, результатом творческого освоения явления, происходящего через содержание и формы сложившейся культуры [1, 31-32]. Собирая предметы быта, народные костюмы, орудия труда, документы прошлых лет, возрождая национальные обряды, ремесла библиотеки стремятся отразить неповторимость своего населенного пункта, народа, его вклад в общую культуру страны, сохранить воспоминания, традиции, язык как составляющие социального опыта и социальной памяти. Празднование Масленицы, Пасхи, Троицы, Ураза-байрама и Курбан-байрама, организация праздников улиц, шежере (родословных) являются не просто проявлением игрового начала в деятельности библиотек. Игровые формы библиотечного краеведения, ориентированные на сохранение и воспроизведение социально-значимых для людей элементов бытия, направленные на воспроизводство и передачу культурных традиций, поиск собственных «корней», самоидентификацию, выполняют познавательную, компенсаторную, социализирующую функции. Именно игра (инсценирование) - коммуникативная практика, ориентированная на воспроизведение социально значимых для людей элементов бытия, по мнению С.Г. Матлиной, выступает смыслообразующим феноменом библиотечной деятельности, воплощаясь в самых разнообразных формах [13, 86].

Наиболее перспективными для библиотеки становятся интерактивные методы меж-культурной коммуникации, подразумевающие разнообразные диалогические и полилогиче-ские практики - непосредственное совместное участие, взаимодействие с партнером или партнерами, в ходе которых достигаются общие цели, происходит личностная самореализация, узнавание и понимание другого, соотнесение себя с другим, принятие его культурных ценностей. Культуротворческая функция библиотек проявляется как в создании новых культурных ценностей, смыслов, так и в актуализации массива культурного наследия - через их переосмысление, что позволяет почувствовать свою сопричастность к прошлому, свою «включенность» в настоящее, отождествлять, объединять себя с определенной этни-

ческой общностью, местным сообществом, географическим местом - своей малой Родиной, ощущать себя гражданином России. Это позволяет утверждать, что библиотека выступает одним из факторов формирования культурной идентичности - составляющей социокультурного пространства.

Вместе с тем при всем разнообразии форм деятельности библиотек главным остается организация их внутреннего пространства, открытого, дружественного для посетителей, где каждая составляющая наделена смыслом. Таким образом, трансформирующаяся библиотека способна не только удовлетворять потребности формирующегося «общества знаний», но и способствовать возвышению его культурных потребностей, превращаясь в необходимую гуманистическую составляющую «общества знаний». Именно на такое понимание миссии библиотек ориентирована формулировка Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: «Общество знаний - это такое общество, где подавляющее число членов общества обладает знаниями о том, какого рода информацию следует использовать в типичных и проблемных ситуациях, как профессиональных, так и обыденных; где следует искать эту информацию; как оценивать эту информацию и как ее использовать. Общество знаний - это такое состояние общества, при котором эффективность функционирования его структурных составляющих находится в прямой зависимости от необходимости и достаточного количества и качества значимой для каждого из них информации; от надежности каналов трансляции достоверной информации. Общество знаний - это такое состояние общества, при котором институты, ответственные за производство и распространение информации, обеспечивают ее в нужном количестве и нужного качества для эффективного использования всеми членами общества» [8, 17]. Важность этого определения заключается в его следствии: при построении информационного общества нельзя ориентироваться только на активное развитие сфер ИКТ, развивая инфраструктуру, обеспечивая доступность финансовых и банковских продуктов и услуг, электронного правительства, не уделяя при этом должного внимания человеку как продукту культуры. Мы солидарны с мнением А.В. Соколова, что востребованность библиотек в постиндустриальном (информационном социуме) будет основана на трансформации их традиционных социальных функций. Мемориальная функция должна стать памятью нации - сохранение национальной идентичности в мультиэтническом пространстве. Просветительная функция должна быть направлена на воспитание граждан данного социума, патриотов своего Отечества. Информационной функции необходимо стать социально-коммуникационной: через информацию открывать путь к общечеловеческим ценностям, обеспечивая инкультурацию и социализацию личности. Гедонистическая (рекреационная функция) будет включать воспитание эстетического вкуса. Все это позволит библиотекам выполнять высокую миссию гуманистического символа нации [19, 35].

Напомним известный тезис Д.С. Лихачева, что главное в культуре - это библиотеки. Если мир погибнет, но останется хотя бы одна библиотека, то мир будет спасен [10, 32]. Величайший гуманист ХХ века говорил о спасении самой возможности порождения смыслов в мире, ибо без смысла мир существовать не может. Средством выражения смысла выступает информация, поэтому библиотеки для Д.С. Лихачева - это, прежде всего, куль-

туротворные организмы. Увы, именно такого понимания назначения библиотек пока недостает в нашем технотронном обществе.

В заключение можно констатировать, что в условиях формирования информационного общества библиотеки трансформируются, осваивая не только новые технологии, но и новые функции, роли: новые точки их роста связаны с гуманистическим назначением библиотек как института инкультурации и социализации - обеспечением общества актуальной, качественной информацией, развитием медиа-и информационной грамотности, читательской культуры, возвышением духовных потребностей личности, формированием на основе коммуникативных практик культурной идентичности человека. То есть, можно утверждать о человекотворческой миссии библиотеки в современном информационном обществе.

1. Ахиезер, А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии [Текст] / А.С. Ахиезер // Вопр. философии. - 2000. - №9. - С. 29-45.

2. Архангельский, А. Базовые ценности: инструкции по применению [Текст] / Александр Архангельский. -СПб.: Амфора, 2006. - 287 с.

3. Гениева, ЕЮ. Библиотека как институт модернизации, или Ноев ковчег цивилизации [Текст] / Е.Ю. Гениева // Библ. дело. - 2011. - №21. - С.2-8.

4. Гиндина, О.В. Миссия библиотеки в контексте современной российской культуры [Текст]: автореферат дис... кандидата культурологии: 24.00.01 / Гиндина О.В.; Челябинск. гос. акад. культуры и искусств - Челябинск, 2012. - 24 с.

5. Информационное общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wikipeia.org. (дата обращения 29.01.2013).

6. Ишмуратова, И.Р. Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций [Текст] :

дис. канд. филос. наук: 24.00.01 / Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань, 2006. - 183 с.

7. Каган, М.С. Философия культуры [Электронный ресурс] / М.С. Каган. - Режим доступа:

www.twirpx.com/library/ (дата обращения 13.05.2012).

8. Кузьмин, Е.И. Вызовы и угрозы глобального информационного общества как контекст деятельности библиотек [Текст] / Е.И. Кузьмин // Современная библиотека. - 2012. - №8. - С.12-17.

9. Литинская, Д.Г. Феномен экзистенциального эскапизма в современной культурной ситуации [Текст] / Д.Г. Литинская // Вопросы культурологии. - 2012. - №4. - С.45-49.

10. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачев. - М. :.Российский Фонд

культуры, 2006. - 316 с.

11. Матлина, С.Г. Библиотечное краеведение: от поисков утраченного времени к обретению национальной идеи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/2s/2s p25.htm. (дата обращения: 02.09.2011).

12. Матлина, С.Г. Мобильное, реальное и виреальное...: социально-культурные аспекты модернизации библиотечного пространства [Текст] / С.Г. Матлина // Библ. дело. - 2011. - №21. - С.9-15.

13. Матлина, С.Г. Игра как смыслообразующий феномен в библиотечной деятельности (Постановка вопроса) [Текст] / С. Г. Матлина // Публичная библиотека: пути инновационного развития / С. Г. Матлина. - СПб: Профессия, 2009. -С.82-96.

14. Мухаметшин, Ф. Новый гуманизм как мировоззренческая основа культуры мира [Электронный ресурс] / Мухаметшин Ф. - Режим доступа: http://rs.gov.ru/sites/rs-gov.ru/files/FMM Article.pdf. (дата обращения 13.05.2012).

15. Осипова, И.П. Библиотечное дело к концу первого десятилетия XXI века: некоторые тенденции развития и проблемы [Текст] / И.П. Осипова // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. - М., 2011. - Вып.2. - C.8-38.

16. Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ на 2011-2020 годы [Электронный ресурс]: одобрены решением коллегии Минкультуры России от 29 ноября 2011 г., № 16. - Режим доступа: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2859344 (дата обращения 27.01.2013).

17. Ратникова, Е.И. Библиотека будущего: перспективные модели развития [Текст] / Е.И. Ратникова // Библиотечное дело - XXI век: науч.-практ. сб. - М., 2011. - Вып.2. - С.38 - 52.

18. Соколов А.В. Информационное общество и библиотеки. Часть 1. Соблазн «разбиблиотечивания» [Текст] / А. В. Соколов // Библиотековедение. - 2011. - №3. - С.15-21.

19. Соколов, А.В. Информационное общество и библиотеки. Ч.2 Гуманистический символ нации [Текст] / А.В. Соколов // Библиотековедение. - 2011. - №4. - С. 28-36.

20. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов [Текст] : учеб. пособие / А.Я. Флиер. — М.: Академический проект, 2000.— 496 с.

21. Ядов, В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. [Электронный ресурс] / В.А. Ядов // Восток: альманах. - Вып.103. - Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j art 499.htm. (дата обращения 08.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.