Научная статья на тему 'Коммуникационная функция школьных библиотек в условиях формирования образовательного пространства ; the communication function of school libraries in the conditions of formation of educational space'

Коммуникационная функция школьных библиотек в условиях формирования образовательного пространства ; the communication function of school libraries in the conditions of formation of educational space Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТЫ / ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова О.Н.

Разрабатывается проблема трансформации школьной библиотеки в условиях информатизации, акцентируется внимание на ее коммуникационной функции, которая направлена на организацию и использование обучающих информационных ресурсов с целью формирования образовательного пространства. ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developed the problem of transformation of school libraries in conditions of Informatization, the author focuses on its communication functions, which focused on the organization and use of educational information resources with the purpose of formation of educational space.

Текст научной работы на тему «Коммуникационная функция школьных библиотек в условиях формирования образовательного пространства ; the communication function of school libraries in the conditions of formation of educational space»

Кучерова О.Н. Коммуникационная функция школьных библиотек в

условиях формирования образовательного пространства

Актуальной проблемой теоретических исследований и важным направлением библиотечной деятельности в условиях построения информационного общества становится формирование образовательного пространства. В среднем учебном учреждении базовым компонентом формирования образовательного пространства является управляемая информационно-коммуникационная среда, элементом которой выступает школьная библиотека. В условиях информатизации общества школьная библиотека активно адаптируется к быстрым изменениям внешней среды, трансформирует основные направления своей деятельности, развивает коммуникационную функцию, которая еще не являлась предметом специальных научных исследований.

При возрастающем интересе к вопросу коммуникационной сущности библиотек, исследователи редко рассматривают библиотеку как соответствующий элемент образовательного пространства в единстве форм и методов ее деятельности. Теоретическое осмысление коммуникационной функции школьной библиотеки базируется на методологических принципах философии, социально-коммуникационного, системного подходов и фундаментальных положениях теории библиотековедения. Вопросы места школьной библиотеки в современной образовательной парадигме, изменение ее функций в информационном обществе раскрыты в трудах О. Астафьевой (1), Е. Гениевой (3), Н. Голубевой (4), С. Езовой (5), С. Матлиной (6), Е. Ратниковой (7), Б. Сизова и Т. Маркаровой (8).

Категория пространства является одной из фундаментальных в осмыслении бытия человека. В философском аспекте образовательное пространство рассматривают как предельно широкую теоретическую абстракцию, обозначающую совокупность критериев образовательной деятельности, которые составляют отрасль систематизированного знания, объединенного на содержательном и структурном уровнях с целью развития человека культуры (2). Вопросы формирования образовательного пространства являются объектом изучения многих наук: философии, педагогики, культурологии, а в условиях возрастающей социальной активности библиотек, проявляющейся участием в процессах обучения, воспитания, социализации и инкультурации школьника, образовательное пространство становится предметом исследований библиотековедения (2;5;6).

В ряде специальных научных исследований ученые очертили проблему определения места и роли школьной библиотеки в информационно-образовательной среде, акцентируя внимание на раскрытии ее информационной функции: школьные библиотеки становятся информационными центрами образовательных учреждений, обеспечивая информационное и методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; систематическое

информирование читателей и родительской общественности; изучение информационных потребностей, информационный сервис. При этом, становится очевидным, что информационная функция неразрывно связана с коммуникационной функцией, которую, школьные библиотеки, адаптируясь к требованиям информационного общества, активно развивают на практике.

Целью статьи является теоретическое обоснование коммуникационной функции школьной библиотеки и системный анализ ее развития в условиях образовательного пространства.

В ХХ1 ст. библиотечную деятельность в значительной степени корректирует формирующееся информационно-образовательное пространство, которое рассматривается как управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг объектам процесса обучения.

В библиотековедении понятие «информационно-образовательное пространство» трактуют как «совокупность научно-методической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-технической и инструктивной информации, к которой обеспечен доступ пользователей, дифференцированный по роли и месту участника образовательного процесса, а также возможность извлечения информационного ресурса в соответствии с информационными потребностями пользователей» (1). То есть, автором акцентируется внимание на инструментальных коммуникативных процессах (социальных, технических, технологических).

Социально-коммуникационная деятельность школьной библиотеки способствует становлению учащегося как активного субъекта образовательного пространства, библиотека обеспечивает психологическое, информационно-обучающее, культурное «погружение» школьника в социальные смыслы культуры.

Традиционной социально-коммуникативной функцией школьной библиотеки является ее образовательная деятельность, развивающаяся в условиях образовательного пространства в направлениях библиотечно-информационной поддержки школьного образования (учебной, самообразовательной, культурной, научно-исследовательской, рекреационной), обеспечении коммуникативных процессов обучения и повышения информационной компетентности субъектов образовательного пространства. Коммуникативные функции школьной библиотеки реализуются также в процессах комплектования и обработки библиотечных фондов, накоплении информационных ресурсов и управлении ими, организации технико-технологического доступа к ним с помощью библиотечных способов и средств. Так, Ю.Н. Столяров выделяет комплекс взаимосвязанных технологических функций, которые реализуются библиотекой посредством рабочих циклов, процессов и операций.

Любая деятельность (библиотечная, учебная, педагогическая) включает в себя общение. В этом смысле библиотечному специалисту необходимо овладевать коммуникативными компетенциями, в частности способностью к диалоговому взаимодействию с читателями, коллегами, организациями (5). При этом, в современных условиях перехода образовательной и библиотечной работы в виртуальное коммуникационное пространство, в библиотечном общении необходимо учитывать все виды коммуникации, которые реализуются в процессе прямого и опосредованного общения с читателями. Социально-коммуникативные функции школьной библиотеки проявляются в организации и управлении коммуникативными процессами (обучении, воспитании, социализации, инкультурации) библиотечными средствами, в том числе с помощью эффективного общения.

Формирование глобального коммуникационного пространства актуализирует проблемы толерантности и налаживания межкультурного диалога в библиотечном обслуживании. Ученые все чаще рассматривают межкультурные коммуникации в библиотековедческом контексте, выделяя среди задач школьной библиотеки воспитание личности в поликультурном пространстве (5;6). При этом используются традиционные и новые коммуникативные инструменты создания управляемой информационно-образовательной и культурной среды библиотеки. В условиях активного формирования поликультурного образовательного пространства у школьных библиотекарей появляется возможность не только способствовать развитию коммуникативных навыков учащегося в пределах овладения содержанием определенного учебного предмета, но и формировать в процессе обучающего и межкультурного библиотечного диалога критическое и экологическое мышление, информационную культуру, социально-коммуникативную компетентность, развивать информационно-поисковые навыки работы в сетевом пространстве.

Социально-культурные тенденции развития коммуникационной функции библиотек обусловлены современной информационно-библиотечной политикой, включающей широкий круг вопросов поддержки и популяризации чтения. Влияние возрастающего потока информации на процесс социализации подрастающего поколения требует развития умения ориентироваться в информационном пространстве, что напрямую зависит от уровня общей культуры школьника, компонентами которой является информационная культура и культура чтения. Чтение раскрывает свой социально-коммуникационный потенциал в условиях школьной библиотеки, которая с помощью рассмотренных выше коммуникативных функций создает пространство чтения, сочетая традиции книжной культуры и новейших информационных технологий (2,4,5,6). С помощью библиотечных средств: учебной и художественной книги, современного справочно-библиографического апарата, традиционных и инновационных форм обслуживания в школьной библиотеке создается комфортная информационно-коммуникационная среда (социально-экологическая, культурно-коммуникационная, информационно-образовательная, технико-

технологическая), которая выступает важным фактором интеллектуального

развития ребенка, социальной защиты его детства и обеспечения информационной безопасности.

Школьная библиотека выступает элементом формирования поликультурного образовательного пространства. Школьные краеведческие музеи, способствующие сохранению историко-культурного наследия этносов, наряду с библиотеками становятся компонентами единого образовательного пространства (4). Социальная информация, заключенная в информационных ресурсах, музейных экспонатах и документах становится личным достоянием субъекта образовательного пространства (ценностями, чувствами, знаниями), что, в свою очередь, ведет к возникновению новых социально-культурных смыслов.

Информатизация становится объективным фактором формирования образовательного пространства школы, активно влияя на развитие коммуникативных функций школьных библиотек средствами информационно-коммуникационных технологий, позволяя модернизировать материально-техническое и технологическое наполнение образовательного пространства. Технико-технологические трансформации происходят в направлении перехода от ручных технологий обработки документного потока в школьной библиотеке к применению новейших компьютерных технологий обработки документов, внедрению автоматизированных библиотечно-информационных систем и развитию сетевых технологий интеллектуального производства и управления обучающими информационными ресурсами.

Инновационные проекты усовершенствования информационно-коммуникационной среды школы способствуют организационным трансформациям школьной библиотеки, смене их структуры и статуса, в частности путем трансформации школьных библиотек в библиотечно-информационные ресурсные центры, медиатеки, интегрирующие всю печатную и мультимедийную учебную продукцию, которая поступает в общеобразовательные учебные заведения, обеспечивая доступ к образовательным сетевым ресурсам. Школьные библиотеки, адаптируясь к изменениям внешней среды, активно функционируют в инновационном режиме. Библиотекари стремятся к организации современного библиотечного пространства, которое становится органичным компонентом единого образовательного пространства школы. В ходе реализации инновационных проектов школьные библиотеки усиливают материально-техническую базу, закупают новое оборудование, современные выставочные стеллажи, осваивают мультимедийные технологии информационного обслуживания, организовывая интерактивные кабинеты, медиатеки, электронные читальные залы. Функциональные зоны библиотеки организовываются на основе использования законов библиотечного дизайна: зон отдыха, информирования, работы с периодикой, дистанционного обучения, музейным уголком. Улучшение комфортности информационной среды способствует увеличению количества читателей: стильное архитектурное пространство привлекает современных

учащихся к традиции чтения с применением возможностей новых информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, коммуникативная функция школьных библиотек активно развивается в условиях формирования образовательного пространства. Школьная библиотека активно проявляет себя в различных направлениях социально-коммуникационной деятельности, участвуя в процессах обучения, воспитания, социализации личности путем организации библиотечного пространства и информационно-коммуникационной среды, внедрения инновационных форм информационного сервиса. Использование игровых, дизайнерских и информационно-коммуникационных технологий позволяет «понять пространства внутренний избыток...»: создать коммуникационный эффект информационно-образовательного и культурного «погружения» в развивающее пространство знания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. 1. Астафьева О. Н. Современная образовательная парадигма в контексте социальных и культурных изменений / О. Н. Астафьева // Библиотечное дело - ХХ1 век. - 2006. - № 2. - С. 146 - 162.

2. 2. Гайфутдинова С. Н. Библиотека. Пространство. Чтение / С. Н. Гайфутдинова, Я. В. Воробьева // Школьная библиотека. - 2013. - № 9 - 10. - С. 112 - 116.

3. 3. Гениева Е. Центр межкультурной коммуникации / Е. Гениева // Библиотека. - 2006. - № 7. - С. 4 - 7.

4. 4. Голубева Н. Пространство сближения [Библиотека как институт инкультурации нового поколения] / Н. Голубева // Библ. дело. - 2010. -№ 12. - С. 8 - 11.

5. 5. Езова С. А. Библиотека - центр человеческого общения / С. А. Езова // Библиотековедение. - 2005. - № 5. - С. 122 - 125.

6. 6. Матлина С. «Понять пространства внутренний избыток.» / С. Матлина // Библ. дело. - 2007. - № 1. - С. 2 - 5.

7. 7. Ратникова Е. И. Образовательная деятельность вузовских библиотек в условиях развития новых информационно-коммуникационных технологий / Е. И. Ратникова // Библиотечное дело - ХХ1 век. -2009. - № 2 (18). - С. 52 - 68.

8. 8. Сизов Б. Н. Создание предметно-ориентированных электронных баз данных как одна из актуальных задач развития справочно-информационного обеспечения образования / Б. Н. Сизов, Т. С. Маркарова // Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 2. - С. 78 - 83.

К оглавлению выпуска

чтение, проекты, информационная культура, информационная среда, библиотековедение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.