Научная статья на тему 'Библиотека и современная эпоха: новые пространства межкультурного взаимодействия в поликультурной библиотеке как фактор развития современного общества'

Библиотека и современная эпоха: новые пространства межкультурного взаимодействия в поликультурной библиотеке как фактор развития современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1120
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / LIBRARY / INTERACTION / CULTURE / GLOBALIZATION / INFORMATION / TOLERANCE / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сатарова Л. Х.

В данной статье рассматривается деятельность поликультурной библиотеки, которая призвана в эпоху глобализации взаимодействовать и находить новые пути сотрудничества в межкультурном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Library and modern epoch: New space of intercultural cooperation as a factor of the modern society development

This article is devoted to the library activity and its role in interacting and finding new ways of cooperation in the intercultural society in the modern globalization conditions

Текст научной работы на тему «Библиотека и современная эпоха: новые пространства межкультурного взаимодействия в поликультурной библиотеке как фактор развития современного общества»

УДК 02:001.2+ 008:39; 008:351.858.

Л.Х.Сатарова

БИБЛИОТЕКА И СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА: НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ БИБЛИОТЕКЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

В данной статье рассматривается деятельность поликультурной библиотеки, которая призвана в эпоху глобализации взаимодействовать и находить новые пути сотрудничества в межкультурном пространстве.

Ключевые слова: библиотека, взаимодействие, культура, глобализация, информация, толерантность, профессионализм.

L.H.Satarova LIBRARY AND MODERN EPOCH: NEW SPACE OF INTERCULTURAL COOPERATION AS A FACTOR OF THE MODERN SOCIETY DEVELOPMENT.

This article is devoted to the library activity and its role in interacting and finding new ways of cooperation in the intercultural society in the modern globalization conditions.

Keywords: library, interaction, culture, globalization, information, tolerance, professional.

Актуальность темы рассматривает ряд вопросов, связанных с участием библиотек в процессах межкультурной коммуникации, которая призвана в эпоху глобализации взаимодействовать и находить новые пути сотрудничества в межкультурном обществе.

Происходящие в стране экономические, политические, социальные реформы существенно изменили место и роль библиотек в обществе. Выдвинули перед ними новые цели и задачи, вызвали необходимость инновационной деятельности, поиска новых форм и методов обслуживания различных групп пользователей, новых путей и средств своего функционирования, организации новых взаимоотношений с окружающей средой [1].

Так межгосударственные и межкультурные связи активизируются и в результате прогрессивного развития информационных и телекоммуникационных технологий позволяют людям общаться, не зависимо от того на каком континенте или в какой части света они находятся.

Возросли миграционные потоки населения. Сферы человеческой деятельности уже давно пересекли все границы это: культура, наука, спорт, бизнес, медицина и т.д. А потому нам необходимо научиться уважать и понимать другие культуры и их воззрения. Важность вопроса о межкультурной коммуникации в эпоху глобализации постоянно нарастает, о чем свидетельствует пресса и жизненные ситуации. Главная роль в этом деле принадлежит библиотекам как хранителям и трансляторам культурных ценностей.

Глобальная информатизация, переход к информационному обществу означают принципиальные изменения основополагающих библиотечных функций. Основными типами библиотеки и в условиях глобальной информатизации остаются те же, но границы между различными типами становятся все менее отчетливыми. Меняется и сам характер взаимодействия библиотек конкретных типов с различными общественными институтами. Просматривается тенденция увеличения количества тех общественных институтов, которые начинают более тесно взаимодействовать с библиотеками [2].

Трансформация культурного статуса библиотеки в современную эпоху, характеризующаяся всевозрастающим распространением информации посредством Интернета, обуславливает становление принципиально новых форм коммуникации в системе «Читатель-Библиотека». Эти прогрессивные изменения -инновационные по своей природе - естественно выражаются в осмыслении новых возможных подходов к обслуживанию посетителей библиотек [3]. Непосредственно с глобализацией связаны и такие направления деятельности библиотек, как обеспечение интерактивных услуг, электронная доставка документов, создание информационных сайтов, порталов, электронных библиотек, претендующая на роль современной информационной структуры.

На протяжении длительного периода господства «просвещенческой» модели библиотеки в ее специальных характеристиках и описаниях акцент делался на классическом, традиционном понимании статуса библиотеки в обществе, определяемом ее главной функцией: хранением определенного набора издательской продукции ,предназначенной для распространения в просветительских целях. Нарастание информационных и коммуникационных компонентов в ее деятельности, вызванное становлением новейшего общества знаний, привело к обновлению также и соответствующих ее функций, связанных с обслуживанием читателей. Глобализация всех сфер общественной деятельности и техногенная революция в сфере коммуникаций позволила современной библиотеке трансформироваться и ориентироваться не столько на собирание апробированной веками информации, заключенной в документах, сколько всемерное пробуждение мышления людей осваивающих эти коммуникации. Основными формами работы такой библиотеки выступают уже не функции накопления и сохранности, а всевозможные мероприятия, способствующие успешной социализации читателей, их ориентации в современном мире.

Общеизвестно, что глобализация проходит в мире по разным моделям. Так, В.М.Межуев уже достаточно давно развивает мысль о необходимости реализации российского варианта глобализации - глобализации по модели культуры. Что значит «глобализация по модели культуры»? Главная цель глобализации по этой модели заключается в использовании тех возможностей, которые предоставляются людям ,независимо от их

национальности и места проживания, культуры. Из этого следует, что Россия должна в ближайшее время обеспечить своим гражданам равное право на знания и культуру и тем самым способствовать культурному росту и развитию каждого человека и страны в целом [4].

Т.Г.Грушевицкая полагает, что процессы глобализации и культурной динамики не ведут к формированию единой мировой культуры. Современная культура остается множеством самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Культурные изменения ведут только к универсализации, но никак не к однообразию. Происходящие культурные изменения все больше подчиняются логике культурной коммуникации [5].

Эти изменения особенно заметны в условиях современного положения библиотек: удовлетворение информационных потребностей пользователей реализуется ими посредством осуществления коммуникации между документом и пользователем. Поэтому, «...выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встреч произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенными в разных точках пространства документов с пользователями находящимися в пространственно-временном континууме [6].

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда организует процесс общения непосредственно между пользователями, минуя процесс создания документов. При этом часть пользователей, являющихся носителями социально значимой информации, одновременно выступают и в качестве авторов (реальных и потенциальных) соответствующих документов [3].Такой вид коммуникации осуществляется во время проведения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, «круглых столов», конференций и т.д.) с участием ученых, писателей, поэтов, и других обладателей интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе устное общение с применением в большей или меньшей степени различных видов документов [6].

Как отмечает Е.Ю.Гениева, классическим и общепринятым является «представление о библиотеке, как об общественном институте, одной из существенных функций которого является социализации индивидов в процессе освоения культурного наследия, представленного в документальных фондах. Новая эпоха требует также овладения «методами вовлечения читателей в активное осмысление окружающей действительности, формирования у них межкультурной компетентности и толерантного мышления. Результатом является преобразование библиотек в центры взаимодействия культур, формирующие поликультурную личность, способную адекватно реагировать на вызовы современного мира, успешно преодолевать барьеры непонимания и культурные стереотипы [7].

Так, рассматривая особенности (от) обыденного понимания культуры к научному, следует отметить, что своеобразие любой культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которое постепенно формируется в процессе возникновения и существования самой культуры. Культурная картина мира является результатом того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире ,получившим название «картины мира» [5].

В последнее время в библиотековедении позиционируется идея изучения влияния на взаимодействие библиотекаря и читателя их культурных различий, т.е. внедрение межкультурной коммуникации. Библиотека, превращаясь в центр межкультурного взаимодействия ,осваивает диалогический тип общения представителей различных культур [8].

Библиотека как центр межкультурной коммуникации по-новому организует свое пространство и время, вырабатывает иные ценностные представления и нормы поведения. Эта площадка - открытое пространство активного социального воздействия, в котором всякий может принять участие. Примером могут служить проекты « Третья площадка», когда библиотека выступает как пространство, где можно учиться, общаться и т.д. [7]. Заведующий Центром восточной литературы Российской государственной библиотеки С.В.Кукушкин подчеркивает, что из всех учреждений культуры именно библиотеки располагают наилучшими возможностями в развитии межкультурных отношений, способствующих преодолению культурного разрыва между разными народами, распространенность знаний о многообразии культур и укреплению глобального взаимопонимания [9].

Опираясь на социологические и культурологические подходы, ЕЮ.Гениева ввела понятийный аппарат культурологи и межкультурной коммуникации в проблемное поле библиотековедения, теоретически обосновала библиотеку как центр межкультурной коммуникации и опробовала теорию в деятельности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.М.И.Рудомино [7]. По мнению автора, существенным отличием коммуникационной библиотеки является опора на разные виды мировоззрения личности: в первом случае - на плюралистическое мировоззрение, толерантное, поликультурное мышление, культурную компетентность; во втором - на монологические формы мышления. Активизацию мышления личности, ее социализацию возможно реализовать в новом коммуникационном пространстве, коммуникационной среде, посредством коммуникационных практик - моделей деятельности, общения, главными из которых «являются общекультурные мероприятия, организованные как диалогическое общение на актуальные темы людей, представляющих различные социальные слои ,языки, культуры». В библиотеке, превращенной в центр межкультурной коммуникации, общение, происходящее на всех уровнях - межличностном, межкультурном -выступит не только как «мощное средство социализации, обретения себя в мире, но и стимул к дальнейшему развитию, обретению активной позиции творца новых перспектив» [7].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в современном обществе социальная полифункциональность библиотек заметно вырастает, и это связано в первую очередь с профессиональным осознанием ими своей особой

миссии в развитии коммуникативных связей и отношений. Можно констатировать, что библиотеки начали готовить себя к новому общественному статусу, активно изменяя как свою организационно- функциональную структуру, так и взаимосвязи с окружающим миром.

Большинство исследователей коммуникативной функции библиотек касаются прежде всего взаимоотношений читателя и пользователя в процессе традиционного библиотечного обслуживания, рассматривают проблему в плане решения психологических и этнических проблем взаимодействия. Отсюда зачастую вся задача сводится к переосмыслению социальной роли конкретного библиотекаря как « помощника и проводника в мире информации, которые должны придти на смену императивной стратегии воздействия на читателя» [10]. Такой подход должен быть всячески развит и поддержан более широким взглядом на библиотеку как на своеобразный центр межкультурной коммуникации, где не столько вырабатываются конкретные навыки профессионального общения, сколько формируется модель современной поликультурной личности.

Литература

1.Рябов, М.А. Библиотек как коммуникативная система /М.АРябов // Библиотековедение. - 2008.- № 2 . -С.28-31.

2.Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек/ Б.Ф.Володин.- СПб. : Профессия,2004 г.-410с.

3.Паус, И.И. Повышение социальной ответственности института библиотеки в современных условиях/ И. И. Паус // Научные и технические библиотеки.- 2010.-№10.-С.35-38.

4.Астафьева, О.Н.Глобализация как социокультурный процесс / О.Н.Астафьева// Вестник БАЕ.-2009.-№2.-С. 14-23.

5.Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации : учебник для вузов/Т.Г. Грушевицкая, В. Д .Попков, А.П. Садохин; под ред.АП. Садохина.- М.: Юнита-Дана,2003.-352 с.

6.Мотульский, Р.С. Библиотека как социальный институт/ Р.С. Мотульский.-Минск,2002.-374с.

Мотульский, Р.С. Библиотека в социуме: предназначения и функции/ Р.С. Мотульский// Библиотековедение.-2002.-№ 5.-С.19-24

7.Гениева, Е Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации /Е.Ю. Гениева.- М.: «Российская политическая энциклопедия»(РОССПЭН), 2005.-208с.

8.Езова, С.А. Поликомпетенция библиотечного специалиста: к постановке вопроса/ С. А. Езова// Библиотечное дело.- 2005.- № .- С.33-34.

9.Кукушкин, С.В. «Китайская культура и издательское дело». Международный форум в Шанхае/ С.В. Кукушкин//Вестник БАЕ.-2007.-№4-С.7-8.

10.Езова, С.АБиблиотечное общение как феномен исследования: монография/ С. А Езова. - М.: Либерия-Бибинформ,2007.-160

1.Rjabov, M.A. Bibliotek kak kommunikativnaja sistema /M.A.Rjabov // Bibliotekovedenie. - 2008.- № 2 . -S.28-31.

2.Volodin, B. F. Vsemirnaja istorija bibliotek/ B.F.Volodin.-SPb. : Professija,2004 g.-410s.

3.Paus, I.I. Povyshenie social'noj otvetstvennosti instituta biblioteki v sovremennyh uslovijah/ I. I. Paus // Nauchnye i tehnicheskie biblioteki.- 2010.-№10.-S.35-38.

4.Astafeva, O.N.Globalizacija kak sociokul'turnyj process / O.N.Astafeva// Vestnik BAE.-2009.-№2.-S. 14-23.

5.Grushevickaja, T.G. Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii : uchebnik dlja vuzov/T.G. Grushevickaja, V. D .Popkov, A.P. Sadohin; pod red.A.P. Sadohina.- M.: Junita- Dana,2003.-352 s.

6.Motul'skij, R.S. Biblioteka kak social'nyj institut/ R.S. Motul'skij.-Minsk,2002.-374s.

Motul'skij, R.S. Biblioteka v sociume: prednaznachenija i funkcii/ R.S. Motul'skij// Bibliotekovedenie.-2002.-№ 5.-S.19-24

7.Genieva, E Ju. Biblioteka kak centr mezhkul'turnoj kommunikacii /E.Ju. Genieva.- M.: «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija»(ROSSPJeN), 2005.-208s.

8.Ezova, S.A. Polikompetencija bibliotechnogo specialista: k postanovke voprosa/ S. A. Ezova// Bibliotechnoe delo.- 2005.-№ .- S.33-34.

9.Kukushkin, S.V. «Kitajskaja kul'tura i izdatel'skoe delo». Mezhdunarodnyj forum v Shanhae/ S.V. Kukushkin//Vestnik BAE.-2007.-№4-S.7-8.

10.Ezova, S.A.Bibliotechnoe obshhenie kak fenomen issledovanija: monografija/ S. A. Ezova. - M.: Liberija-Bibinform,2007.-160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.