Научная статья на тему 'Библиотека в контексте социальных коммуникаций'

Библиотека в контексте социальных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5626
670
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ / СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ / СУЩНОСТНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ / ПРИКЛАДНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАЛОГ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОДРАЖАНИЕ / LIBRARY / SOCIAL AND COMMUNICATIVE INSTITUTE / SUBJECT OF COMMUNICATION / THE ESSENTIAL FUNCTIONS OF THE LIBRARY / APPLICATION LIBRARY FUNCTIONS / COMMUNICATIONS / DIALOGUE MANAGEMENT / IMITATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Туева Людмила Михайловна

В статье рассматривается библиотека в ракурсе социальных коммуникаций; доказывается, что устойчивость в современном обществе обеспечивает библиотеке реализация прикладных функций. Библиотека представлена коммуникационным субъектом, осуществляющим коммуникационную деятельность в формах диалога, управления и подражания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Library in the Context of Social Communications

The article considers the library in the context of social communication. It is marked that, currently, a library should be seen as a social and cultural institution because of developing its communication function. Broadening the library’s functions is followed by the author in the historical retrospective. The dynamics of development of essential and applied functions is identified, and it is proved that a library as a social institution gains stability in different periods of its existence due to realization of various applied functions. It is emphasized that library’s communication activity should be viewed in different levels, interpersonal, group and mass. The article discusses various forms of library’s communication activity: dialogue, management and imitation. The reader can also find here some examples of those forms, used in modern library practice.

Текст научной работы на тему «Библиотека в контексте социальных коммуникаций»

6. Merkulova A. Sh., Sakova O. Ja. Sovremennaja katalogizacija dokumentov: opyt prepodavanija v vuze // Bibliotech-naja zhizn' Kuzbassa: periodicheskij sbornik. - Kemerovo, 2011. - Vyp. 2. - S. 45-55.

7. Pilko I. S. Informacionnye i bibliotechnye tehnologii: ucheb. posobie. - SPb.: Professija, 2006. - 342 s.

8. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii. Ch. 1. Bibliograficheskoe opisanie: ucheb.-metod. Kompleks po napravleniju podgotovki 071900 "Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'" / sost. O. Ja. Sakova. - Kemerovo: KemGUKI, 2012. - 75 s.

9. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii. Ch. 3. Predmetizacija i koordinatnoe indeksirovanie: ucheb.-metod. Kompleks po napravleniju podgotovki 071900 "Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'" / sost. O. Ja. Sakova. -Kemerovo: KemGUKI, 2013. - 82 s.

10. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii: ucheb. / pod red. A. V. Sokolova. - SPb.: Professija, 2013. - 319 s.

11. Zaharchuk T. V., Kuznecova I. P. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii: ucheb.-prakt. posobie. - SPb.: Professija, 2011. - 104 s.

12. Zuparova L. B., Zajceva T. A. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii: ucheb. / pod. red. Ju. N. Stoljarova. -M.: Izd-vo FAIR, 2007. - S. 235-273.

13. GOST 7.59-2003. Indeksirovanie dokumentov. Obshchie trebovanija k sistematizacii i predmetizacii. - Vza-men GOST 7.59-90; vved. 01.01.2004 // Sbornik osnovnyh rossijskih standartov po bibliotechno-informacionnoj dejatel'nosti. - SPb.: Professija, 2005. - S. 258-265.

14. GOST 7.66-92. Indeksirovanie dokumentov. Obshchie trebovanija k koordinatnomu indeksirovaniju. - M.: Gosstandart Rossii, 1992. - 14 s.

15. GOST 7.1-2003. Bibliograficheskaja zapis'. Bibliograficheskoe opisanie dokumentov. Obshchie trebovanija i pravila sostavlenija. - M.: IPK Izd-vo standartov, 2004. - III, 166 s.

16. GOST 7.80-2000. Bibliograficheskaja zapis'. Zagolovok. Obshchie trebovanija i pravila sostavlenija. - M.: IPK Izd-vo standartov, 2003. - III, 8 s.

17. GOST 7.82-2001. Bibliograficheskaja zapis'. Bibliograficheskoe opisanie elektronnyh resursov. Obshchie trebovanija i pravila sostavlenija. - M.: IPK Izd-vo standartov, 2001. - III, 23 s.

18. Rossijskij kommunikativnyj format predstavlenija bibliograficheskih zapisej v mashinochitaemoj forme (Ros. variant UNIMARC) [Elektronnyj resurs]. - SPb.: RNB, 1998. - URL: http://www.rba.ru/rusmarc/ (data obrashchenija: 09.02.2014).

УДК 316.77:02

БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Туева Л. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]

В статье рассматривается библиотека в ракурсе социальных коммуникаций; доказывается, что устойчивость в современном обществе обеспечивает библиотеке реализация прикладных функций. Библиотека представлена коммуникационным субъектом, осуществляющим коммуникационную деятельность в формах диалога, управления и подражания.

Ключевые слова: библиотека, социально-коммуникативный институт, субъект коммуникации, сущностные функции библиотеки, прикладные функции библиотеки, коммуникационная деятельность, диалог, управление, подражание.

THE LIBRARY IN THE CONTEXT OF SOCIAL COMMUNICATIONS

Tueva L. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]

The article considers the library in the context of social communication. It is marked that, currently, a library should be seen as a social and cultural institution because of developing its communication function.

Broadening the library's functions is followed by the author in the historical retrospective. The dynamics of development of essential and applied functions is identified, and it is proved that a library as a social institution gains stability in different periods of its existence due to realization of various applied functions. It is emphasized that library's communication activity should be viewed in different levels, interpersonal, group and mass. The article discusses various forms of library's communication activity: dialogue, management and imitation. The reader can also find here some examples of those forms, used in modern library practice.

Keywords: library, social and communicative Institute, the subject of communication, the essential functions of the library, application library functions, communications, dialogue management, imitation.

В условиях коренных перемен в жизни российского общества в профессиональной печати продолжает обсуждаться вопрос о роли, функциях, миссии и концепции современной библиотеки. Заметим, что и в библиотечной практике в конкретном социальном времени и пространстве самосознание и самоидентификация библиотек со своим социальным назначением и выполняемыми функциями происходила на протяжении длительного времени. И если для специальных библиотек этот вопрос был изначально ясен -удовлетворение профессиональных потребностей и запросов специалистов, то для массовой (публичной) библиотеки этот теоретический и практический вопрос и сегодня является актуальным предметом для исследований, практических экспериментов и инноваций. Происходящая ныне активная компьютеризация библиотек на первый план выдвигает решение технологических, управленческих, организационных, кадровых проблем библиотечно-информационной деятельности. Вместе с тем становится очевидным, что без решения методологических, концептуальных проблем библиотечного дела в России невозможно эффективное решение других, производных от них вопросов, в том числе и вышеназванных. Поэтому только за последние 5 лет появилось много научных публикаций с изложением методологических подходов, концептуальных моделей современной российской библиотеки.

По этой важнейшей для дальнейшего развития библиотек России проблеме были проведены научные конференции, дискуссии, круглые столы теоретиков и практиков библиотечного дела. Так Е. Ю. Гениева в статье «Концептуальные модели библиотеки: объект, предмет и методология исследования» [1] называет следующие методологические подходы, определяющие роль библиотеки в России. Она отмечает, что на протяжении длительного времени библиотековеды библио-

теку определяли как «собрание книг, составленное по известной системе, рассортированное и размещенное в определенном порядке и предназначенное для целей просвещения» (Л. Б. Хав-кина), «культурно-просветительное учреждение» (О. С. Чубарьян), «информационную систему, представляющую в распоряжение общества сконцентрированные в ней информационные ресурсы» (В. В. Скворцов), «педагогическую систему» (В. И. Терёшин), «метатекст» (В. П. Леонов), «социальный институт» (Р. П. Мотульский, А. В. Соколов, С. А. Матлина).

В этой же статье Е. Ю. Гениева снова возвращается к дефинициям библиотеки, но уже в другом контексте: «на протяжении десятилетий российское библиотековедение не перестало создавать всевозможные объяснительные концепции библиотеки. К ним, в частности, относятся: библиопсихологическая (Н. А. Рубакин), информационная (В. В. Скворцов, В. П. Полянов), коммуникационная (А. В. Соколов), понимающая (В. П. Леонов, Л. Н. Гусева, Т. Н. Данченко, Е. В. Смолина), культурологическая (А. В. Ванеев, В. Р. Фирсов, О. Л. Кабачек), а также многочисленные институциональные модели библиотеки (библиотека как образовательный институт, библиотека как социальный институт, социально-культурный институт)» [1]. К числу объяснительных концепций (Е. Ю. Гениева) относит и коммуникативную концепцию А. В. Соколова. Мы также считаем, что современная российская библиотека в условиях компьютеризации и рыночной экономики все более развивается как социально-коммуникативный институт, как коммуникационная система, продуцирующая смыслы в виде библиотечных продуктов и услуг, выражая и проявляя себя этим в социальном пространстве.

Библиотека как социально-коммуникативный институт обладает сущностными и прикладными функциями. Реализация сущностных функций

обеспечивает библиотеке ее неповторимость, уникальность как социального института, прикладные функции обеспечивают конкретизацию сущностных функций и придают институту устойчивость, современность и востребованность в конкретных, быстро изменяющихся социально-временных обстоятельствах. Так, сущностной родовой функцией библиотеки является сбор и хранение документов. Использование документов как библиотечный процесс в археокультуре библиотечной деятельности являлся достаточно редким, и эта деятельность для библиотеки была не основной, а прикладной по отношению к сбору и хранению древних книг. В процессе исторической эволюции по мере развития научного знания и накопления документов в библиотеке, распространения грамотности появляется объективная потребность в их использовании. Поэтому по прошествии времени прикладная функция «использование документов» становится сущностной, родовой функцией библиотеки.

Коммуникативность библиотеки, как ее свойство и сущностная функция, стала развиваться уже в эпоху палеокультуры. Конечно же, тогда ее коммуникация была в зарождающемся состоянии и замкнутой на ограниченный круг людей - тех, кто ее создавал и содержал, и осуществлялась она только через посредничество библиотекарей. Развитие городов, буржуазно-демократические преобразования в социальной жизни отразились и на социальном поведении библиотеки. Доступность к информации как принцип существования библиотеки стал проявляться в западноевропейских странах с ХУТ-ХУП веков в эпоху просвещения. Первыми стали отходить от своего феодального прошлого Голландия и Англия, затем Франция. В Германии, как и в России, просвещение начало утверждаться позднее, в XVIII веке. Культурническая, просветительская функция библиотеки в период зрелого буржуазного общества в Европе из прикладной функции преобразуется в родовую, сущностную. Библиотека стала менять свои ориентиры, прежде всего, в сфере обслуживания читателей. Она становится общедоступной. В России идея общедоступности получает свое укрепление и последующее развитие во второй половине XVIII века, с открытием губернских библиотек. Именно общедоступность библиотеки,

как новый принцип ее деятельности, позволила библиотекам заявлять о себе как о социальном и коммуникационном институте. Коммуникативность библиотеки проявилась, прежде всего, в демонстрации своих лучших книжных собраний читателям. Это позволило родиться большому видовому разнообразию книжных выставок, а увеличение издательской продукции, рост документных фондов библиотек породил рекомендательную библиографию и многообразные формы информационно-библиографического обслуживания. Общедоступность библиотеки сделала ее открытой социальной системой, испытывающей сильное влияние и зависимость от социума и господствующей в нем идеологии. Поэтому библиотеки России прошли вместе со страной сложный путь своего развития. Открытость библиотеки побуждала ее осознавать и проявлять свою коммуникативность, поскольку она, как социальный институт и социальный субъект, в целях укрепления своей институциональности и самореализации должна была заявлять о себе и проявлять свою сущность в обществе. Общедоступность, открытость библиотеки становится притягательной для читающей публики. В библиотеке стали собираться знатоки книги и любители чтения для проведения свободного времени, обмена мнениями о прочитанном. На этой основе в коммуникативной практике библиотеки в последующем родилось много диалоговых и дискуссионных форм работы с читателями.

В России коммуникативная функция библиотеки активно развивается во второй половине XIX века. Как уже было отмечено выше, за счет введения и реализации прикладных функций библиотека хорошо адаптируется к требованиям времени и проявляет себя в новых социальных условиях. Так, библиотеки в первые годы советской власти за счет активного участия в кампании по ликвидации неграмотности укрепляют свой авторитет в обществе. В 50-60-е годы ХХ века через использование информационных форм специальных библиотек «Дней информации», «Дней специалиста», организации открытых просмотров литературы массовые библиотеки участвуют в кампании содействия научно-техническому прогрессу в нашей стране. В 70-80-е годы ХХ века они обеспечивают к себе внимание и лояльность

властей реализацией идеологической функции средствами таких форм, как «Ленинские уроки», «Ленинские и Октябрьские чтения», «Политбой», «уроки мужества» и других форм массовой идеологической работы в библиотеке. В 90-е годы, в эпоху коренных перемен в российском обществе, в качестве прикладной функции в массовых библиотеках начинает использоваться не бытовавшая ранее досуговая функция. Библиотеки начинают вести для читателей работу по организации и проведению досуга, ориентируясь на образцы развлекательных программ в средствах массовой коммуникации. Так, для читателей создаются различного рода любительские клубы до-суговых занятий, проводятся игровые программы типа «Поле чудес», «КВН» «Посиделки» и т. п. В условиях стремительных политических и экономических преобразований в российском обществе в конце 90 - начале 2000-х годов библиотеки быстро реагируют на возникшую потребность людей в знаниях новых законов. Библиотеки открывают новые отделы - центры правовой информации и организуют информационно-правовое обслуживание. Именно таким образом в разное социальное время массовые библиотеки обеспечивают себе устойчивость и подтверждают необходимость своего существования через реализацию прикладных, а иногда даже несвойственных ей функций наряду с осуществлением собственно родовых, институционально-сущностных функций.

Как социальный институт библиотека через сущностные и прикладные функции реализует себя в социальном пространстве и времени, меняясь и адаптируясь к нему. Не случайно в настоящее время имеется богатое разнообразие библиотек по своему внутреннему и внешнему содержанию, направлениям и видам деятельности. В условиях рыночной экономики, агрессивной конкурентной среды современная библиотека все больше проявляет свою коммуникативность и позиционирует себя как социально-коммуникативный институт и субъект коммуникации.

Дефиниция «субъект» многозначна и используется рядом наук. В психологии понятие «субъект» обозначает отдельного человека или группу людей. В философии «субъект» - это носитель действия, тот, кто (или то, что) познает, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того,

на кого направлены мысль или действие субъекта). С позиций науки логики дефиниция «субъект» есть предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается. В философии имеется концепция коллективного субъекта. Коллективный субъект реализуется посредством совместных усилий многих индивидуальных психологических субъектов. Коллективным субъектом является профессиональное сообщество, следовательно, действия сотрудников библиотеки как профессиональной группы есть коммуникативные действия по продуцированию и выражению смыслов, необходимых для удовлетворения различных потребностей членов социума. Следовательно, библиотеку можно рассматривать в контексте ее бытования в качестве социально-коммуникативного субъекта, который репрезентируют в социуме профессионалы-библиотекари.

Полагаем, что следует различать понятия «коммуникационный» и «коммуникативный». Эти два атрибута по отношению к библиотеке должны употребляться, во-первых, в тесной взаимосвязи, а во-вторых, с учетом их существенных семантических различий. Термин «коммуникационный» мы наполняем тем же смыслом, что и А. В. Соколов [4], - относящийся к коммуникации, к передаче информации, сообщений.

Термин «коммуникативный», думается, следует рассматривать как свойство, способность субъекта, а значит и библиотеки, к коммуникации. Коммуникативность библиотеки, как ее имманентное свойство вступать в коммуникацию, все ярче проявляется, как это было отмечено выше, в обострившейся конкуренции между документной и электронной коммуникацией. Реализацию этого свойства обеспечивает качественно сформированный документный фонд библиотеки, библиотечная среда и пространство, а главное, библиотекари, прямые посредники между пользователями и своими учредителями, владеющими этими средствами, реализующими в конкретных социально-исторических и культурных условиях цели коммуникации библиотеки с ее пользователями. Таким образом, библиотека является, с одной стороны, институтом коммуникации, вступающим в посредничество между нуждающимися в ее ресурсах и учредителями, а с другой - коммуникативным субъектом, наделенным

своими специфическими коммуникативными свойствами, отличными от других субъектов коммуникации. Эти свойства - специфические сущностные институциональные признаки библиотеки: хранить и предоставлять информацию, преобразовывать ее в нужные потребителю формы, кодировать и декодировать ее с помощью информационно-поисковых языков, создавать новые информационные продукты и услуги в целях удовлетворения разнообразных потребностей ее пользователей.

В современных условиях развития рыночных отношений и информатизации библиотеки все больше вынуждены заявлять о себе в социально-культурном пространстве как субъекты коммуникации. В настоящее время в библиотечной теории и практике устойчиво закрепилось рыночное понимание деятельности библиотеки по производству и продвижению для своих пользователей информационных продуктов и услуг. Прочно обосновался и технологический подход к деятельности библиотеки, получил признание и развитие библиотечный маркетинг и менеджмент вместе с рекламой и паблик релейшнз. Будучи коммуникативным субъектом библиотека все больше осознает необходимость реализации своей ценностно-ориентационной функции, особенно в общении с детьми и юношеством.

Библиотека как коммуникативный субъект, бытующий в социально-культурном пространстве, проявляет и выражает себя в нем только через генерацию смыслов, адресованных и отправляемых различным социальным группам, через коммуникацию, общение в своем внутреннем мире и во внешней среде. Как всякий общающийся субъект библиотека, в первую очередь, заботится о своем внешнем облике. Не случайно именно поэтому в профессиональной печати так много работ посвящено теме имиджа современной библиотеки. Быть привлекательной, лояльной в глазах властей и общественности, нравиться своим пользователям, получать позитивные отзывы о себе даже от тех, кто в библиотеку не ходил и не ходит -вот сверхзадача каждой современной библиотеки. Это проявляется в стремлении обновлять свои фонды и материально-пространственную среду, овладевать и использовать современные средства и технологии в библиотечном производстве и обслуживании, быть на виду - именно это

делает библиотеку современной, соответствующей времени.

В советский период в профессиональной печати вопросы, связанные с имиджем, стилем, организацией пространственной среды, библиотечным дизайном, практически не освещались. Внешний облик и содержательная деятельность библиотеки жестко задавалась направлением всей идеологической работы в советском обществе. Библиотеки были похожи одна на другую, эта модель культивировалась тогдашними библиотекарями-методистами. И отличались библиотеки друг от друга только количеством хранимых документов, наличием в них редких собраний и ведомственной принадлежностью. Библиотечное пространство в теории и практике библиотечного дела того времени рассматривалось только в двух аспектах: оптимизации расстановки и хранения фондов и совершенствования библиотечного обслуживания в свете требований идеологии.

В настоящее время в социально-культурном пространстве каждая библиотека, так или иначе, осознает себя субъектом коммуникации и вступает в контакты с социумом. Стимулом к коммуникации выступает нахождение библиотеки в конкурентной среде, осознаваемая все больше потребность в самосохранении. Лозунг рынка «изменяться или умереть» как никогда актуален для библиотеки.

Выше мы уже отмечали, что, будучи открытой системой, библиотека всегда испытывает влияние внешней среды и чрезвычайно уязвима в связи с этим в социально-культурном пространстве. У каждой библиотеки есть свои адресаты (реципиенты), реальные и потенциальные, кому предназначена коммуникационная деятельность библиотеки. Прежде всего, это непосредственное, прямое общение библиотекарей с пользователями. Прямое общение осуществляется при удовлетворении запросов на документы, в справочно-консультационном обслуживании. Осознание себя коммуникативными субъектами в социальном пространстве проявляется у библиотек в целях деятельности во внешней среде. Это поддержание своей институциональ-ности через сохранение документированной социальной памяти как овеществленной части культурного наследия общества, удовлетворение потребностей пользователей, привлечение реаль-

ных и потенциальных пользователей к чтению, развитие информационной культуры населения, выражение собственной индивидуальности в социально-коммуникативном пространстве через коммуникативно-культурную деятельность.

Коммуникационную деятельность библиотека осуществляет на межличностном, групповом и массовом уровне вступая в микро-, миди- и макрокоммуникацию. Рассматривая библиотеку как субъект коммуникации, заметим, что библиотеки достаточно существенно отличаются друг от друга. Прежде всего, они различны по своему статусу, роли в обществе, величине фонда, расположению в социально-культурном пространстве, сложившимся отношениям в социуме, выполнению сущностных и прикладных функций. Однако самое существенное различие библиотекам придает ее внешняя коммуникация со своими пользователями, со своим ближайшим социальным окружением, попечителями, спонсорами, друзьями библиотеки, властными структурами.

Библиотека как коммуникативный субъект выражает передаваемые смыслы через подготовку и предоставление библиотечно-информационных продуктов и услуг, используя такие формы коммуникационной деятельности как диалог, управление и подражание. Заметим, что для современной библиотеки особенно актуальным становится диалог как сущность, смысл деятельности. Именно диалог со своими пользователями, диалог, ориентированный на различные социальные группы населения, на ближнее и дальнее окружение, диалог с властью и с другими социальными институтами

может поддерживать бытие библиотеки в социальном пространстве и времени. Быть услышанным, понятым и принятым можно только через диалог. Наряду с диалогом библиотека использует в коммуникационной деятельности управление и подражание. В истории отечественного библиотековедения и библиотечного дела управление как форма коммуникации доминировала и реализовы-валась в теории и практике библиотечного дела через руководство чтением, через пристройку к читателям «сверху», в роли всезнающего советника и руководителя. Управление в коммуникации это приказ, распоряжение, оказание влияния. В настоящее время управление как форма коммуникации библиотеки реализуется правилами пользования библиотечными документами, каталогами, оборудованием. Управление в библиотеке проявляется и реализуется в подготовке и оказании образовательных услуг, в различных формах обучения пользователей информационной культуре, информационных сообщениях, рекламе, PR. Подражание как форма коммуникационной деятельности осуществляется библиотекой через ее адаптацию к окружающей среде, приспособление и удовлетворение меняющихся потребностей населения, заимствование опыта и достижений у других библиотек, копирование образцов деятельности у других социальных институтов, обмен опытом. Таким образом, проявляя себя в социальном пространстве как социально-коммуникативный институт и субъект коммуникации, современная библиотека будет оставаться необходимой и востребованной.

Литература

1. Гениева Е. Ю. Концептуальные модели библиотеки: объект, предмет и методология исследования // Научно-техническая информация. - Сер.1. - 2006. - № 6. - С. 1-6.

2. Кормишина Т. М. Внешняя коммуникационная политика библиотек // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 1. - С. 193- 200.

3. Рябов М. А. Библиотека как коммуникационная система // Библиотековедение. - 2008. - № 2. - С. 28-31.

4. Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации / РНБ. - СПб.: 2001. - 352 с.

References

1. Genieva E. Yu. Kontseptualnye modeli biblioteki: object, predmet i metodologiya issledovania // Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. - Ser. 1. - 2006. - № 6. - S. 1-6.

2. Kormishina T. M. Vneshnyaya kommunikatsionnaya politika bibliotek // Vestn. Moskov. gos. un-ta kultury i iskusstv. - 2009. - № 1. - S. 193-200.

3. Ryabov M. A. Biblioteka kak kommunikatsionnaya sistema // Bibliotekovedenie. - 2008. - № 2. - S. 28-31.

4. Sokolov A. V. Metateoriya sotsialnoy kommunikatsii / RNB. - SPb.: 2001. - 352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.