Научная статья на тему 'Коммуникации в информационном пространстве библиотеки'

Коммуникации в информационном пространстве библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1033
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дондупова Э. С.

Информационное пространство формируется на основе коммуникаций, которые в библиотеке идут в одностороннем порядке. Библиотека создает огромные возможности для получения информации. Изменяющийся характер современного общества заставляет пересматривать традиционные системы коммуникаций, что ведет за собой изменение характера и объема информационного пространства библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникации в информационном пространстве библиотеки»

КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ БИБЛИОТЕКИ

© Дондупова Э.С.*

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств,

г. Улан-Удэ

Информационное пространство формируется на основе коммуника-ций, которые в библиотеке идут в одностороннем порядке. Библиотека создает огромные возможности для получения информации. Изменяющийся характер современного общества заставляет пересматривать традиционные системы коммуникаций, что ведет за собой изменение характера и объема информационного пространства библиотеки.

Библиотеки в недавнем прошлом были хранилищем и научно-вспомогательным, культурно-просветительным, идеологическим учреждением. Сегодня библиотеки, представляют из себя информационные центры, муль-тимедиацентры, культурные центры, центры правовой информации, экологического образования и просвещения, семейного чтения, а также как центры межкультурной коммуникации, обучения, общения, интеллект-центры и т.д.

Существуют различные концепции, различные взгляды на развитие библиотек в современном обществе. Это обусловлено расширением ее функций, возникновением новых видов, форм, объектов библиотечно-информационной деятельности, связанных с внедрением новых технологий. Среди многообразия взглядов на развитие библиотек можно выделить три направления: библиотека как информационный центр, библиотека как центр общения и синтез двух концепций - культурной и информационной [1].

В послании президента В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 26 апреля 2007 года говорится о роли библиотек: «Они должны быть не только хранилищами книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром». Проблемы развития библиотек в новых условиях информационного общества и сельских библиотек в частности, все чаще становятся объектом обсуждения в профессиональной среде: на конференциях, семинарах [2]; создана соответствующая секция в Российской библиотечной ассоциации. Все больше публикаций, касающихся моделирования, как стратегического пути развития библиотек, появляется в профессиональных периодических изданиях. Известные библиотековеды и библиотекари-практики размышляют о прошлом и будущем библиотек.

Рассматриваются модели по отдельным направлениям деятельности: библиотека-музей, библиотека семейного чтения, библиотека - центр пра-

* Старший преподаватель.

вовой и муниципальной информации, библиотека - центр экологического просвещения и др. [3]. Выделяются идеи: «Библиотеки-мастерской, в которой нужно работать», «Библиотеки - Храма», «Библиотеки - учреждения, доступной каждому», «Библиотеки - клуба, где встречаются друзья», «Библиотеки - место отдыха, развлечения», «Библиотеки - информационного центра» [4]. Збаровская Н. предлагает алгоритм моделирования библиотечного обслуживания, модернизации библиотеки [5], С. Г. Матлина подчеркивает, что сегодня «жизненно необходим общенациональный проект модернизации сельской библиотеки» [6].

В начале XXI века ученые, библиотековеды и практики рассматривают функции библиотек как важнейших информационных центров общества, которые содействуют формированию в нем новой информационной культуры: К.К. Колин, A.C. Чачко, Н.В. Беседина, Т.Е. Гальцева, Г.Н. Зеленина, М.В. Гончаров, Н.И. Тюлина, Н. Стародубов.

Среди существующих сегодня взглядов на перспективы развития библиотек можно выделить три направления: развитие библиотек как информационных учреждений, как центров общения и синтетическое, совмещающее первые две.

Гениева Е. определяет развитие библиотек как информационных учреждений и библиотек, в которых развиваются преимущественно функции социальной активности библиотек, библиотечного общения [7].

Дворкина М.Я. представляет следующие сценарии развития библиотек: основная деятельность нацелена на организацию общения, культурных программ; главная цель - в предоставлении информации (универсальной, правовой, экологической и др.) то есть библиотека рассматривает себя как информационный центр, как интеллект-центр; культурная и информационная концепции развития не противоречат друг другу, они могут быть синтезированы [1].

Такой синтез характерен и для сельских библиотек. Как отмечает Ю.П. Мелентьева: «Одной из важнейших задач библиотеки, работающей на селе, является информационное и культурное насыщение досуга сельских жителей. Посещение библиотеки дает людям возможность общения, что в условиях села, где нет кинотеатров, ресторанов, театров, музеев и часто даже клуба, чрезвычайно важно» [8]. Матлина С.Г. считает, что библиотека на селе должна стать культурно-информационным центром местного сообщества, необходимым всем слоям населения [9].

Таким образом, можно сказать, что проблема развития библиотек на современном этапе привлекает внимание многих ученых, вместе с тем роль коммуникаций в формировании информационного пространства практически не рассматривается.

В библиотеке человек создает «вторую» искусственную природу, формируется как «личность». Изменениям подвергаются все стороны жизне-

деятельности человека: производственная, социальная, личностная и другие. В библиотеке человек вступает в новые связи и отношения с культурой, с первых шагов попадая в пространство, он оказывается под влиянием информации.

Информационное пространство формируется на основе коммуникаций, которые в библиотеке идут в одностороннем порядке. «Коммуникация - это процесс, в котором коммуникатор посылает сообщения, используя символы, невербальные знаки и ключи к контексту, выражающие значения и передаваемые таким образом, что реципиент, которому они направлены, создает сходное или параллельное понимание» [10] - определяет И.П. Яковлев. Коммуникация - двусторонний процесс, и в нем присутствует обратная связь - различные процессы, посредством которых адресант-коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством предполагаемый адресат-реципиент получил сообщение, с какой реакцией или оценкой информации.

В процессе получения информации в пространстве библиотеки реципиент получает сообщения через знаки и коды к контексту, выражающие значения и передаваемые таким образом, чтобы, тот, кому они были направлены, смог создавать адекватное понимание. Происходит трансформация мысли коммуникатора с помощью знаков и символов, а затем - в вербальные звуки и невербальные сигналы, которые распространяются в пространстве. Сложность любого процесса передачи информации в том, что одна и та же информация может быть по-разному понята и осмыслена разными людьми.

Информация и информационное пространство выполняют коммуникационную функцию. Режабек Е.Я. подчеркивает, что «феномен коммуникации зависит не от того, что передается по каналу связи, а от того, что происходит с тем, кто принимает передаваемое, а это нечто весьма отличное от «передаваемой информации» [11]. Через коммуникацию культура осуществляет следующие задачи: интеграции общества и социальных групп; внутренняя дифференциация общества и групп; отделение общества и различных групп друг от друга и их общение.

Реципиент - получатель сообщений, которому адресовано сообщение, имея навыки семиозиса, как считает Ю.М. Лотман [12], трансформирует, чувствует, интерпретирует полученное сообщение на основе своих привычек, мнений, убеждений, позиций, ценностей. Люди пытаются интерпретировать знаки, принадлежащие другой системе, другому коду, другому языку через посредство собственной системы, своего времени, своего языка, своей культуры.

Семиотика и семиология имеют разную научную обоснованность. Эко У определяет семиологию как дисциплину общего порядка, которая изучает знаки вообще, включая лингвистические [13]. Изучение знаковых систем

независимо от лингвистики он рассматривает как семиотику. Значение семиологии, расширяющей наши представления об историческом и социальном мире, в котором мы живем, радикально возрастает в связи с тем, что она, описывая коды как системы ожиданий, действительные в знаковом универсуме, намечает контуры соответствующих систем ожиданий, значимых в универсуме психологических феноменов и способов мышления.

Можно выделить, как считает И.П. Яковлев, три вида коммуникаций: линейную, интеракционную и трансакционную. Линейная коммуникация не имеет обратной связи, это сообщения, направленные в одностороннем порядке. Интерактивная модель коммуникации имеет обратную связь в форме опросов, анкет, интервью, фокус-групп, которые позволяют узнавать общественное мнение и строит эффективные коммуникации с определенной целевой группой. Трансакционная модель подразумевает выступление каждого участника в роли и коммуникатора, и реципиента. Используется в бизнесе и управлении людьми, заинтересованными в долговременных и взаимовыгодных отношениях [10]. В библиотеке реализуется линейная коммуникация.

Коммуникативность культуры является одной из важных свойств культуры информационного пространства. С развитием современных технологий коммуникация приобрела глобальный характер. Кинематограф, телевидение, радио, театр, музыкальные записи - все эти достижения высоких технологий становятся достоянием культурной жизни. Таким образом, культура через систему коммуникаций создает информационное пространство посредством символов и образов.

Лотман Ю.М. писал, что «устройство, состоящее из адресанта, адресата и связывающего их единственного канала, еще не будет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотическое пространство. Все участники коммуникации должны уже иметь какой-то опыт, иметь навыки семиозиса» [12]. Коммуникации без понимания знаков и семиозиса - культурного контекста нет. Одно и то же понятие вызывает разные ассоциации в разных культурных контекстах. После процесса линейной коммуникации личность человека меняется, при этом идет процесс адаптации человека в информационном пространстве. Результатом его является изменение поведения человека. Он строит поведение не как цепочку однозначных реакций на внешние раздражители, а как определенную программу поведения человека, обладающего разумом и способного предвидеть результаты действий [16].

В процессе коммуникации происходит передача, обмен знаками, кодами, смыслами; формируются, пусть даже подвергаясь некоторым сомнениям, некоторые ценностные установки. Вопросы коммуникативного воздействия являются основными для изучения информационного пространства библиотеки. Изучение коммуникативных свойств информационного пространства позволяет рассматривать человека в системе воспитания и образования.

Информация в библиотеке циркулирует свободно, функции культуры обеспечивают внутренние взаимосвязи, создавая устойчивое и развивающееся пространство. Процессы, происходящие в современном пространстве, предполагают формирование культуры информационного пространства. Информационное пространство библиотеки формирует внутренние свойства и качества человека.

Информационное пространство должно создавать культурное пространство через коммуникации, оно должно стать интерактивным, объемным. Участники информационной коммуникации должны реагировать на уровне сознательного и бессознательного осмысления реальной и ирреальной действительности. Без информации, создания информационного пространства невозможны никакие формы отношений и деятельности. Введение новых информационных и коммуникативных технологий привело к радикальному преобразованию не только коммуникативных процессов в обществе, но и типа связи между людьми, характера материального и духовного производства. Все предшествующие информационные формы коммуникационных революций, начиная от самых примитивных до самых современных имеют свою собственную нишу. В том числе информационный канал выполняет свои функции в библиотеке.

Библиотека создает огромные возможности для получения информации. Изменяющийся характер современного общества заставляет пересматривать традиционные системы коммуникаций, что ведет за собой изменение характера и объема информационного пространства библиотеки.

Список литературы:

1. Дворкина М.Я. Современная библиотека: инновационное развитие // Библиотековедение. - 2006. - № 5. - С. 30-33.

2. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-ин-формационных технологий. Ежегодный доклад // Науч. и техн. б-ки. -2002. - № 1. - С. 25-47.

3. Короткевич М. Моделирование - стратегический путь развития публичных библиотек // Библиотека. - 2004. - № 6. - С. 20.

4. Стельмах В.Д. Библиотека - Храм или мастерская? Мнения, представления, ожидания // Библиотека и чтение: проблемы и исследования. -СПб, 1994. - 95 с.

5. Збаровская Н.В. Алгоритм моделирования: что и как? // Библиотека. - 2005. - № 6. - С. 37-40.

6. Матлина С. От модельных к модальным. Итоги «Первой пятилетки» работы сельских библиотек в новых условиях // Библиополе. - 2006. -№ 2. - С. 2-6.

7. Гениева Е. Центр межкультурной коммуникации // Библиотека. -2006. - № 7. - С. 4-7.

8. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: Научно-методическое пособие. - М.: «Издательство Либерея», 2003. - 96 с.

9. Матлина С. От модельных к модальным. Итоги «Первой пятилетки» работы сельских библиотек в новых условиях // Библиополе. - 2006. -№ 2. - С. 2-6.

10. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. - СПб., 2001. - 230 с.

11. Режабек Е.Я. Радикальный конструктивизм: критический взгляд // Вопросы философии. - 2006. - № 8. - С. 67-78.

12. Лотман Ю.М. Семиосфера. Внутри мыслящих миров.

13. Климович Л.Н. Человек как самоорганизующаяся биосоциальная система: дисс. ... докт. филос. наук. - Улан-Удэ, 2001. - С. 190.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

© Елисеева А.П.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В данной статье рассматривается структура психологии этноса и компоненты этнопедагогической культуры учителя, которые позволяют грамотно организовывать учебно-воспитательный процесс в соответствии с этническими особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп.

В практической деятельности учителю для обеспечения взаимопонимания и согласованных действий в организации успешной совместной учебной и трудовой деятельности необходимы знание и учет этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся.

При этом представляется крайне важным, чтобы знания такого рода способствовали формированию терпимости и толерантности к проявлению особенностей в мышлении, поведении, обусловленных принадлежностью индивидов к разным этнокультурным группам.

Школьная практика в настоящее время опирается на глубокое знание личности учащихся, на всесторонний учет их психологических особенностей в процессе обучения и воспитания.

Как отмечает современная педагогическая психология, определяющими в процессе обучения школьников, в развитии их личности являются

* Старший преподаватель кафедры Психологии развития, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.