Научная статья на тему 'О мероприятиях по поддержанию статуса России как территории, свободной от полиомиелита, в 2003 – 2005 годах'

О мероприятиях по поддержанию статуса России как территории, свободной от полиомиелита, в 2003 – 2005 годах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.Ф. Лазикова, Е.Б. Ежлова, А.А. Ясинский, О.П. Чернявская, Т.В. Воронцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мероприятиях по поддержанию статуса России как территории, свободной от полиомиелита, в 2003 – 2005 годах»

14. Социально значимые заболевания населения России в 2003 году: Статистические материалы. - М.: ГЕОСТАР-МЕД, 2004. - 68 с.

15. Хоменко А.Г. Туберкулез как международная и национальная проблема // Проблемы туберкулеза. 1994. № 2. С. 2 - 4.

16. Хоменко А.Г., Мишин В.Ю. Диагностика и лечение остропрогрессирующих форм туберкулеза // Проблемы туберкулеза. 1996. № 5. С.21 -23.

17. Шилова М.В., Гавриленко В.С., Хрулева Т.С. и др. Итоги работы противотуберкулезных учреждений Российской Федерации за 1999 год // Большой целевой журнал о туберкулезе. 2000. № 10. С. 10 - 11.

18. SPSS® Base 8.0 Windows® Applications Guide, Copyright © 1998 by SPSS Inc. All rights reserved - Copyright © 1998 СПСС Русь.

0 мероприятиях по поддержанию статуса России как территории, свободной от полиомиелита,

в 2003 - 2005 годах

Г.Ф. Лазикова1, Е.Б. Ежлова1, А.А. Ясинский2, О.П. Чернявская2, Т.В. Воронцова2, Н.С. Морозова2, О.Г. Воронцова2, О.Е. Иванова3, Т.П. Еремеева3

1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва

2 ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва

3 ФГУН «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова» РАМН, Москва

После исторического решения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о сертификации Европейского региона (в т.ч. Российской Федерации) как территории, свободной от полиомиелита, прошло четыре года. Однако глобальная ликвидация этого заболевания откладывается, что связано с наличием эндемичных по полиомиелиту стран, а также стран, в которые дикий полиовирус завезен.

По данным ВОЗ, в 2005 году в мире было зарегистрировано 1979 случев полиомиелита, вызванного диким полиовирусом (6 эндемичных стран и 10 стран, в которые вирус был завезен). По состоянию на 31.12.2006 года зарегистрировано 1912 случаев этого заболевания, в том числе 1790 - в эндемичных странах (Нигерия - 1077, Индия - 643, Пакистан - 39, Афганистан - 81) и 122 завозных случая в 11 странах.

«Национальным планом действий на 2003 -2005 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации» (Национальный план)предусматривается:

• совершенствование организационных форм и методов профилактической и противоэпидемической работы;

• поддержание высокого уровня иммунизации против полиомиелита;

• обеспечение качественных показателей эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами;

• реализация мероприятий по обеспечению безопасного лабораторного хранения диких полио-вирусов;

• развитие и совершенствование эпидемиологического надзора за энтеровирусными инфекциями.

За анализируемый период в рамках реализации Национального плана проведен значительный объем организационных, практических и сани-тарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Пересмотрен состав и расширены функции Комиссии по диагностике полиомиелита и острых вялых параличей (ПОЛИО/ОВП) и Комиссии по безопасному лабораторному хранению диких полио-вирусов. В целях совершенствования эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами, повышения эффективности реализации мероприятий Национального плана пересмотрены задачи и функции Координационного центра ликвидации полиомиелита Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В каждом субъекте Российской Федерации с учетом конкретных местных условий разработаны соответствующие региональные планы, организована работа комиссий по диагностике ПОЛИО/ОВП, определены должностные лица, ответственные за организацию и проведение мероприятий по профилактике полиомиелита.

Значительное внимание уделялось информационному обеспечению, повышению квалификации медицинских работников по вопросам диагностики и профилактики ПОЛИО/ОВП, а также информационной пропаганде среди населения. В субъектах Российской Федерации состояние работы по поддержанию статуса территории, свободной от полиомиелита, обсуждалось в органах исполнительной власти, управления здравоохранением, госсанэпиднадзора.

Всего за 2003 - 2005 годы подготовлено и издано 13 приказов Минздравсоцразвития России,

Роспотребнадзора (о комиссиях, о дополнительной иммунизации против полиомиелита, о внутрила-бораторной контаминации диким полиовирусом, о совещаниях и т.д.), 34 информационно-методических письма (о сертификации ликвидации полиомиелита; об использовании инактивированной полиомиелитной вакцины; о контактных случаях вакциноассоциированного паралитического полиомиелита (ВАПП); о нарушениях требований санитарных правил в вирусологических лабораториях; о глобальной ситуации по полиомиелиту; о работе региональных центров эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП; рекомендации региональных совещаний и совещаний лабораторной сети: о состоянии вакцинопрофилактики полиомиелита, о дополнительной иммунизации, схеме проверки лечебно-профилактических учреждений, домов ребенка, о транспортировке инфекционного материала, об определении «горячий случай», о диагностике ВАПП, о серологическом мониторинге популяцион-ного иммунитета к полиомиелиту, о Национальном плане действий, об обеспечении надзора за энте-ровирусами, о диагностике ОВП, о состоянии эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП и др.).

В органы и учреждения Роспотребнадзора направлено семь методических документов ВОЗ (рекомендации по надзору за вирусом полиомиелита в окружающей среде, по эпидемиологическому надзору за энтеровирусами для поддержки программы ликвидации полиомиелита, руководство по лабораторным исследованиям полиомиелита, выводы и рекомендации 15-го, 16-го, 17-го и 18-го совещаний Европейской региональной комиссии по сертификации ликвидации полиомиелита), ежемесячно направлялась информация о глобальной ситуации по полиомиелиту.

Издается ежемесячный информационный бюллетень «Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и острыми вялыми параличами в субъектах Российской Федерации», где представлены основные качественные показатели этой работы.

Разработаны санитарно-эпидемиологические правила «Безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом» и «Порядок хранения и транспортировки материалов, инфицированных или потенциально инфицированных диким полиовирусом», методические указания по организации серологического мониторинга популяцион-ного иммунитета к полиомиелиту, по организации и проведению тестового контроля знаний персонала вирусологических лабораторий по безопасному лабораторному хранению вирусов.

По специально разработанной программе в 2005 году проведена паспортизация вирусологических лабораторий, подготовлены рекомендации по обеспечению биологической безопасности их работы.

Подготовлены проекты Национального плана на 2006 - 2008 годы и программы «Профилактика энтеровирусных инфекций».

По вопросам совершенствования мероприятий по поддержанию статуса территории, свободной от полиомиелита, безопасному лабораторному хранению диких полиовирусов с 2003 по 2005 год проведено 18 региональных совещаний врачей-эпидемиологов и вирусологов органов и учреждений Роспотребнадзора, три совещания врачей-вирусологов региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП, а также расширенное совещание с участием специалистов Роспотреб-надзора, региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП, Координационного центра ликвидации полиомиелита, комиссий по диагностике ПОЛИО/ОВП, по сертификации ликвидации полиомиелита, по безопасному лабораторному хранению диких полиовирусов, Национальной лаборатории по диагностике полиомиелита, научных сотрудников Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН. В 2004 году в г. Пятигорске Ставропольского края для педиатров и эпидемиологов Республик Ингушетия, Северная Осетия и Чеченской Республики проведен семинар по вопросам диагностики, эпидемиологии и профилактики полиомиелита.

Для оценки мероприятий по профилактике полиомиелита специалистами Роспотребнадзора, Координационного центра ликвидации полиомиелита, региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП осуществлены выезды в 68 субъектов Российской Федерации. Итоги проверок обсуждались в органах управления здравоохранением и госсанэпиднадзора.

В последние годы в стране достигнуты успехи в проведении плановой иммунизации против полиомиелита - своевременный охват вакцинацией и ревакцинацией детей в сроки, установленные Национальным календарем профилактических прививок. Показатель своевременности вакцинации детей в возрасте 12 мес по Российской Федерации увеличился с 97,1% в 2002 году до 98,1% в 2005, при этом удельный вес территорий, где 95,0% и более детей вакцинированы своевременно, достиг в 2005 году 98,9% (в 2002 г. - 96,6%).

До 97,2% в 2005 году вырос показатель своевременности ревакцинации детей в возрасте 24 мес (2002 г. - 95,9%), а доля территорий с нормативным показателем иммунизации составила 94,4% (2002 г. - 74,2%). В 2005 по сравнению с 2002 годом с 93,2 до 98,1% увеличился показатель своевременности ревакцинации детей в возрасте 14 лет.

В Республике Ингушетия и Чеченской Республике проводилась дополнительная двукратная иммунизация против полиомиелита детей в возрасте 0 - 60 мес (субнациональные Дни иммунизации). В Республике Ингушетия ежегодно дополнительную иммунизацию прошли в среднем 25 тыс. детей, в Чеченской Республике - 103 тыс.

В городах и районах страны, где не были достигнуты показатели своевременного охвата иммунизацией 95% и более (территории риска), прово-

дилась дополнительная двукратная иммунизация против полиомиелита детей в возрасте 3 - 36 мес («подчистка»). В 2003 году дополнительная иммунизация проведена в 53 субъектах Российской Федерации, в 2004 - в 52, в 2005 году - в 56, иммунизировано 132 тыс., 89 тыс., 57 тыс. детей соответственно, охват составил 95,3 - 97,8%.

Проводилась дополнительная иммунизация против полиомиелита детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев, кочующих групп населения, прибывших из Чеченской Республики, эндемичных по полиомиелиту территорий, контактных в очагах острых вялых параличей, детей в домах ребенка, детских домах, а также не имеющих сведений о профилактических прививках («подчистка плюс»). Всего было иммунизировано в 2003 году 4098 детей в 57 субъектах Российской Федерации, в 2004 - 4478 в 45 субъектах и в 2005 году -3205 детей в 40. В 2004 - 2005 годах контактных детей в очагах острых вялых параличей иммунизировано соответственно 798 и 654; детей в домах ребенка, детских домах - 853 и 1075, а также 2097 и 1625 детей, не имеющих сведений о прививках.

В родильных домах территорий Северо-Кавказского региона новорожденные получали оральную полиомиелитную вакцину («нулевая вакцинация») -180 - 215 тыс. детей, охват вакцинацией - 97 - 98%.

В субъектах Российской Федерации осуществлялся серологический мониторинг популяци-онного иммунитета к полиомиелиту. Ежегодно исследовались сыворотки 14 - 15 тыс. детей (95,0% и более серопозитивных к 1-му и 2-му типу, 85 - 87% - к 3-му типу полиовируса), результаты свидетельствуют об эффективности вакцинопро-филактики.

В настоящее время риск полиомиелита в нашей стране больше ассоциируется с применением живой полиомиелитной вакцины. Так, ежегодно регистрируется до 15 случаев ВАПП. В 2004 году в 13 субъектах Российской Федерации зарегистрировано 15 случаев этого заболевания (10 случаев - у реципиентов вакцины, 4 - у контактных и 1 случай неуточненной этиологии, совместимый с полиомиелитом), в 2005 году в восьми территориях зарегистрировано 7 случаев ВАПП и 1 случай неуточненной этиологии, совместимый с полиомиелитом. Случаи ВАПП у контактных лиц отмечены в трех субъектах Российской Федерации.

В целях профилактики ВАПП в последние годы более широко стала применяться инактивиро-ванная полиомиелитная вакцина, закупки которой проводились за счет средств местных бюджетов и других источников финансирования. Так, в 2003 году в 50 территориях иммунизировано этой вакциной более 18 тыс. детей, в 2004 - в 55 субъектах 18,1 тыс. детей, в 2005 году - в 64 территориях 36,6 тыс. детей.

В среднем по стране основные качественные показатели эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП соответствуют рекомендуемым ВОЗ.

Показатель заболеваемости на 100 тыс. детей в возрасте до 15 лет составляет 1,5 - 1,6, своевременность представления отчетов - 98 - 98,8%, выявления больных - 81,5 - 82,4%. Во всех случаях для вирусологического обследования проводится забор двух проб стула, все материалы исследуются в региональных центрах эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП или в Национальной лаборатории по диагностике полиомиелита («горячие случаи»), при этом 98,2 - 98,8% проб стула доставляются в достаточном объеме, в герметичной упаковке, с соблюдением условий «холодовой цепи». Показатель адекватности обследования больных -87,8 - 90,1%. Эпидемиологическое расследование случаев острых вялых параличей в 92,1 - 93,7% проводится своевременно, повторный осмотр больных - в 93,4 - 98,4%, окончательная классификация случаев - в 96,5 - 100%. Дети беженцев и вынужденных переселенцев, а также прибывших из эндемичных территорий обследуются на полиомиелит (за последние 3 года - около 3 тыс.), диких вирусов полиомиелита не обнаружено.

Ежегодно в стране проводится 10 - 13 тыс. вирусологических исследований проб материала из объектов окружающей среды на энтеровирусы, в том числе на полиомиелит (сточные воды составляют до 70%). Результаты исследований свидетельствуют об отсутствии циркуляции дикого вируса на территории России.

После ликвидации полиомиелита в России лаборатории остаются единственными возможными источниками дикого полиовируса и решающее значение приобретает безопасное обращение с диким полиовирусом именно в них (контейнмент).

После проведения обследований составлен «Национальный инвентарный реестр лабораторий Российской Федерации, работающих с инфицированным или потенциально инфицированным диким полиовирусом материалом», в который включено 83 лаборатории, в том числе 5 лабораторий, работающих с диким полиовирусом (4 лаборатории Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН и 1 лаборатория НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского РАМН), и 78 лабораторий, работающих с потенциально инфицированным материалом (вирусологические лаборатории, проводящие исследования на энте-ровирусы). В 2004 году проведено обновление реестра.

Несмотря на достигнутые успехи, в ряде случаев отмечены серьезные недостатки в организации и проведении мероприятий по реализации Национального плана.

Не достигнут 95%-ный показатель вакцинации детей в возрасте 12 мес в 2003 году - в двух, в 2004 и 2005 годах - в одном субъекте Российской Федерации. Менее 95% детей в возрасте 24 мес ревакцини-ровано в течение 2003 - 2005 годов в пяти территориях. Несвоевременно были ревакцинированы дети в возрасте 14 лет в 2003 году в девяти территориях, в 2004 - в пяти, в 2005 году - в четырех.

При организации дополнительной вакцинации не всегда проводится анализ состояния иммунизации в городах, районах, населенных пунктах, лечебно-профилактических, детских учреждениях, на врачебных, фельдшерских участках для определения контингентов детей, подлежащих «подчистке», не обеспечивается полный охват прививками всех детей на «территории риска», проводится недостаточно мероприятий по активному выявлению детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев, прибывших из эндемичных по полиомиелиту территорий, кочующих групп населения. При наличии «территорий риска», в которых не достигнут 95%-ный показатель иммунизации, в 2005 году не проводилась «подчистка» в семи субъектах Российской Федерации, в пяти территориях дополнительная иммунизация проведена не в полном объеме (не всем детям в возрасте от 3-х мес до 3-х лет). Всего в 11 территориях проводилась дополнительная иммунизация детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев, в четырех - иммунизация детей из семей кочующих групп населения, в 19 - иммунизация детей, прибывших из эндемичных по полиомиелиту территорий.

При организации серологического мониторинга популяционного иммунитета к полиомиелиту не везде правильно определяются индикаторные группы населения, исследуется нерепрезентативное количество сывороток.

С 99,5% в 2002 году до 98,0% в 2005 снизился показатель своевременности представления недельных и месячных отчетов о заболеваемости ОВП. В 2005 году не была своевременно представлена оперативная эпидемиологическая информация из 12 субъектов Российской Федерации.

Количество территорий, где не выявляются и не регистрируются случаи ОВП («молчащие территории»), увеличилось с 11 в 2003 году до 18 в 2005, при этом с 5 до 11 возросло количество территорий, где, по расчетным данным, должно регистрироваться 1 - 3 случая острого вялого паралича. В течение 2003 - 2005 годов не выявляются больные ОВП в пяти субъектах Российской Федерации.

Количество территорий, где показатель заболеваемости ОВП составляет менее 1,0, увеличилось с 11 в 2004 году до 14 в 2005.

Позднее выявление больных в 2005 году имело место в 25 субъектах Российской Федерации (2003 г. - 26). В восьми территориях в 2003 году, в пяти - в 2004 и в семи - в 2005 году отмечена поздняя доставка материала от больных для вирусологического обследования. Имела место доставка проб в неудовлетворительном состоянии из ряда субъектов Российской Федерации (9 - в 2003 г., 6 - в 2004 г., 2 - в 2005 г.), при этом отмечены нарушения в некоторых из них в течение нескольких лет. Недостаточно активно проводятся мероприятия по выявлению «горячих случаев» ОВП: в 2003 году - всего 43 случая в 31 субъекте Российской Федерации, в 2005 - 58 случаев в 28 субъектах.

В декабре 2004 года установлен факт внутри-лабораторной контаминации диким вирусом полиомиелита в вирусологической лаборатории Центра госсанэпиднадзора в Республике Мордовия, что явилось результатом грубых нарушений требований нормативных и методических документов по вопросам режима микробиологических лабораторий, безопасного лабораторного хранения диких полиовирусов, следствием слабой материально-технической базы вирусологической лаборатории, низкой профессиональной квалификации сотрудников лаборатории, безответственного отношения персонала к своим служебным обязанностям, недостаточного контроля за работой со стороны руководства.

Результаты паспортизации вирусологических лабораторий, включенных в Национальный реестр, свидетельствуют о недостаточной материльно-тех-нической базе этих лабораторий, несоблюдении ими основных требований санитарных правил СП 1.3.1325-03 «Безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом».

Необходимо отметить, что зачастую не в полном объеме проводится дополнительное обследование больных ВАПП, несвоевременно доставляется в Национальную лабораторию по диагностике полиомиелита материал от «горячих случаев» ОВП, не проводится внутренний контроль качества работы вирусологических лабораторий.

В настоящее время, после сертификации ликвидации полиомиелита в Европейском регионе, в том числе в нашей стране, сохраняется реальная угроза завоза дикого полиовируса в связи с восстановлением путей передачи инфекции в Африке и ряде стран Восточно-Средиземноморского региона.

В то же время в ряде субъектов Российской Федерации отмечается снижение внимания и ответственности руководителей органов здравоохранения, Федеральной службы к вопросам поддержания статуса страны, свободной от полиомиелита. Это подрывает успехи, достигнутые в результате большой организационной и практической работы.

В целях совершенствования мероприятий по поддержанию статуса Российской Федерации как территории, свободной от полиомиелита, необходимо:

• Обеспечить в полном объеме реализацию «Национального плана действий на 2006 - 2008 годы по поддержанию статуса Российской Федерации как территории, свободной от полиомиелита». С учетом конкретных местных условий разработать соответствующие региональные планы, обеспечить их выполнение.

• Провести необходимые организационные и практические мероприятия по повышению внимания и ответственности специалистов органов и учреждений здравоохранения, Роспот-ребнадзора к вопросам совершенствования мероприятий по сохранению статуса субъектов Российской Федерации как территорий, свободных от полиомиелита (поддержание на высоком

уровне показателей иммунизации в городах, районах, населенных пунктах, лечебно-профилактических, детских учреждениях, на врачебных, фельдшерских участках; дополнительная иммунизация против полиомиелита детей групп риска; своевременное, полное выявление и

обследование больных ОВП; дополнительное обследование детей из групп риска, а также на территориях по эпидемическим показаниям; обеспечение требований биологической безопасности работы микробиологических лабораторий). ш

Анализ качества отечественной живой коревой вакцины на современном этапе вакцинопрофилактики кори

В.Ф. Попов1, Т.Н. Юнасова1, Л.А. Гайдерова1, В.М. Колышкин2, О.Ю. Шитикова1, Е.С. Сидоренко2

1 ФГУН «Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича» Роспотребнадзора, Москва

2 ФГУП «НПО «Микроген», Московское подразделение по производству бактерийных препаратов

Введение

В России с 2002 года проводятся планомерные мероприятия по реализации Национальной программы элиминации кори.

Современный этап вакцинопрофилактики кори в нашей стране имеет определенные отличительные особенности:

• достигнуты стабилизация спорадического уровня заболеваемости и отсутствие заболеваемости корью на большинстве территорий Российской Федерации,

• снизилась циркуляция дикого вируса, вследствие чего не происходит естественной иммунизации населения,

• невосприимчивость к коревой инфекции обеспечивается только за счет вакцинопрофилактики.

В этих условиях проблема качества отечественной коревой вакцины, применяющейся в стране около 40 лет, не потеряла своей актуальности. В новой ситуации по-новому встают вопросы о том, достаточно ли содержание вируса в прививочной дозе, не происходит ли гиператтенуации вакцинного штамма Ленинград-16 в течение длительного времени производства вакцины, может ли предприятие обеспечить гарантированное стабильное качество вакцины для продолжения вакцинопрофилактики кори.

Цель работы - анализ ряда количественных показателей качества всех серий отечественной коревой вакцины, выпущенных за последние 11 лет.

Материалы и методы

Ретроспективный анализ качества живой коревой вакцины (ЖКВ) проводился по данным, пред-

ставленным в сводных протоколах производства и контроля Московского подразделения по производству бактерийных препаратов ФГУП «НПО «Микроген», и по результатам контроля препарата в ГИСК им. Л.А. Тарасевича. Проведена оценка 2080 серий ЖКВ, выпущенных в 1995 - 2005 годах.

Результаты и обсуждение

Живая коревая вакцина на основе отечественного штамма Ленинград-16 изготавливается из производственного штамма, прошедшего 25 пассажей на первично трипсинизированной культуре клеток: 21 пассаж - на почках морских свинок и 4 пассажа - на фибробластах японских перепелов. Стандартная пассажная характеристика вакцины сохраняется в течение всего времени ее выпуска и соответствует уровню 28-го пассажа. Контролируемая стандартная технология производства вакцины с помощью отлаженной системы приготовления посевных вирусов исключает гиперат-тенуацию штамма, что обеспечивает сохранение высокой антигенной активности ЖКВ. Это подтверждают результаты многолетнего ежегодного контроля вакцины на антигенную активность, проводимого предприятием [2].

Мониторинг основных показателей качества вакцины и соблюдения требований к узловым этапам технологического процесса производства ЖКВ, систематическое инспектирование предприятия, проводящееся ГИСК им. Л.А. Тарасевича, а также регулярная самоинспекция, осуществляемая службой контроля качества предприятия, обеспечивают постоянный контроль состояния производства и качества препарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.