Научная статья на тему 'О мероприятиях по минимизации административного ущерба государственной корпорации'

О мероприятиях по минимизации административного ущерба государственной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УЩЕРБ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ДИРЕКТОРАТ / HARMONIZATION / A POLICY OF DEVELOPMENT / AN ADMINISTRATIVE DAMAGE / THE STATE CORPORATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухитов Н. М.

В статье описана система управления гармонизацией политики развития с учетом административного направления ущерба государственной корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухитов Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ACTIONS FOR MINIMIZATION OF AN ADMINISTRATIVE DAMAGE OF THE STATE CORPORATION

In article the control system of harmonization of a policy of development taking into account an administrative direction of a damage of the state corporation is described.

Текст научной работы на тему «О мероприятиях по минимизации административного ущерба государственной корпорации»

О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО МИНИМИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УЩЕРБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Мухитов Н.М., докторант МАЭП

В статье описана система управления гармонизацией политики развития с учетом административного направления ущерба государственной корпорации.

Ключевые слова: гармонизация, политика развития, административный ущерб, государственная корпорация, Директорат.

ABOUT ACTIONS FOR MINIMIZATION OF AN ADMINISTRATIVE DAMAGE OF THE STATE CORPORATION

Muhitov N., Doctorant, MAEP

In article the control system of harmonization of a policy of development taking into account an administrative direction of a damage of the state corporation is described.

Keywords: harmonization, a policy of development, an administrative damage, the state corporation, Management.

Система управления государственными корпорациями в каждой стране складывается под комплексным воздействием культурных, исторических, экономических и юридических факторов. При этом эффективное решение стоящих перед государственной корпорацией задач возможно только в результате согласованной целенаправленной деятельности всех государственных органов и неправительственных организаций, участвующих в этом процессе. По нашему мнению, для эффективного решения стоящих перед каждой государственной корпорацией задач, а также для координации их деятельности на государственном уровне необходимо в Правительстве Российской Федерации создать Департамент корпоративного контроля государственных корпораций, который будет координировать деятельность Директоратов государственных корпораций.

По нашему мнению, наиболее приемлемым является создание специализированных директоратов, в состав которых входят представители органов государственной власти, инициировавших или принявших участие в создании государственной корпорации. То есть, представители конкретного органа государственной власти могут входить в директораты различных государственных корпораций. Таким образом, в результате создания института директоратов появляется административная возможность реализации полноценной системы корпоративного управления.

По нашему мнению, Директорат и Совет директоров государственной корпорации должны иметь различные составы членов и полномочия. Совет директоров в своих полномочиях ограничен действующим законодательством, и не может принимать решения, выходящие за рамки его компетенции. Заседания директората проводятся намного реже, чем заседания Совета директоров, поэтому в состав директората могут входить чиновники более высокого уровня (например, заместители руководителя органа государственной власти).

Таким образом, главными субъектами системы корпоративного управления в государственных корпорациях являются директораты государственных корпораций (ДГК). Основной целью создания и деятельности директората является обеспечение реализации утвержденной программы и поставленных задач в установленные сроки и в пределах выделенных ассигнований. Основными задачами директората являются: координация действий Совета директоров и единоличного исполнительного органа государственной корпорации; принятие стратегических решений по вопросам деятельности и развития корпорации.

С управленческой точки зрения процесс корпоративного управления обычно организуется по линейно-функциональному признаку. Это означает, что в рамках органов корпоративного управления государственной корпорации, во-первых, имеется четкая линейная подчиненность (директорат - Совет директоров - единоличный исполнительный орган); во-вторых, присутствует четкое разграничение функциональных полномочий (например, в разрезе органов власти). Линейная ветвь управления идет от руководителя органа государственной власти к представителю в директорате, затем к члену Совета директоров, и единоличному исполнительному органу государственной корпорации. В общем случае можно выде-

лить два типа Директоратов:

1) организованных по функциональному принципу с небольшим штатом постоянных сотрудников;

2) самостоятельных (независимых), большинство сотрудников которых работает постоянно и полный рабочий день.

Тип Директората определяется важностью и сложностью стоящих перед государственной корпорацией задач и объемом средств, выделяемых на их решение. В первом случае постоянными сотрудниками Директората могут быть лишь Директор программы и его заместители, начальники секторов, которые в своей работе опираются на персонал функциональных подразделений своих ведомств, руководство которых по мере необходимости определяет, кто конкретно из данных подразделений будет заниматься решением проблем. При этом выделенный персонал, оставаясь на своих рабочих местах, ставится в двойное подчинение - Директору программы и непосредственному начальнику в функциональной службе соответствующего ведомства. Отметим, что при функциональной организации управления Директорат программы может и не создаваться. Такой подход целесообразно применять, когда стоящие задачи относительно просты и не требуют принятия важных стратегических решений. В этом случае функции Директората могут распределяться между подразделениями вне связи с Советом директоров государственной корпорации.

Например, при реализации программ государственной корпорацией «Автодор» Директорат может утверждать годовые ассигнования, а также приоритеты по видам дорог и регионам. Бюджетный процесс делегируется на уровень Совета директоров, а ответственность за непосредственную реализацию программ ложится на Единоличный исполнительный орган. Такой подход, безусловно, уменьшит потребность в кадрах для выполнения перечисленных выше функций.

Можно допустить в организационной структуре такого типа выделение подразделений, специализирующихся на управлении контрактами по разным видам работ, что даже желательно, так как финансирование ведется по разным статьям бюджета. Рост требований к эффективности использования выделяемых ассигнований, усложнение технологий и рост объемов работ обусловливает использование организационной структуры Директората самостоятельного или независимого типа для реализации своих управленческих функций.

В этом случае из состава Директората приказом руководителя профильного органа государственной власти назначается Руководитель Директората (управляющий системой, управляющий проектом или управляющий поставками). При необходимости, для приоритетных или уникальных проектов может быть создан особый Директорат (руководитель такой программы назначается Постановлением или распоряжением Правительства РФ).

Руководителю Директората подчиняется создаваемый при нем рабочий аппарат. Он несет полную ответственность за планирование, организацию, координацию и контроль всех работ на этапах разработки и реализации решений, относящихся к компетенции Директората, а также отвечает за подготовку заседаний Директората и оповещение членов Директората о повестке дня, имеющихся к

Рис. 1. Структура подчинения Директоратов государственных корпораций

рассмотрению материалов, о дате и месте проведения заседания. В приказе о назначении Руководителя Директората указываются следующие данные:

• фамилия и должность руководителя;

• государственный орган, от которого он назначается и которому непосредственно подчиняется;

• элементы программы, за которые он несет ответственность;

• условия, при которых он может апеллировать непосредственно к высшему руководству;

• состав аппарата Директората;

• учреждения и организации, которые обязаны оказывать содействие в анализе информации, экономических расчетах, применении информационных технологий, организации испытаний, учете, контроле элементов конфигурации системы и других аспектах его деятельности.

Кроме этого, Руководитель Директората должен:

• определять функциональные обязанности работников своего аппарата;

• готовить необходимые материалы для заседаний Директората и принятия решений;

• организовать систему конфигурационного управления, учета и контроля всех изменений в составе органов управления государственной корпорации;

• регулярно контролировать деятельность Совета директоров и исполнительного руководства государственной корпорации;

• организовать увязку реализации основных элементов стратегии государственной корпорации с разработкой условий ее воплощения и ресурсного обеспечения стратегии и др.

Целью создания и деятельности Директората является реализация всех функций по принятию стратегических решений в рамках деятельности государственной корпорации в соответствии с утвержденными для данной корпорации целями и требованиями, в установленные сроки и в пределах выделенных ассигнований. Организационно Директораты подчиняются Департаменту корпоративного контроля государственных корпораций, а также соответству-

ющим органам исполнительной власти (рисунок 1).

Основное преимущество управления в форме Директоратов заключается в том, что появляется возможность в рамках одной организационной структуры обеспечить полный контроль и стратегическое управление функционированием государственной корпорации на всех стадиях ее жизненного цикла. Тем самым повышается эффективность использования всех видов ресурсов и вероятность успешной реализации проекта за счет включения современных контрактно-конкурсных механизмов рыночной экономики и личной заинтересованности должностных лиц Директората в достижении поставленных целей.

Как показывает зарубежная практика, процесс управления реализацией крупных проектов организуется по линейно-функциональному признаку. Это означает, что государственные ведомства-заказчики (министерства, несущие ответственность за решение конкретных задач) являются функциональными органами управления, отвечающими за формирование политики, правил и процедур, стандартов деятельности, обязательных для участников государственной корпорации.

Основная ветвь управления идет от Президента Российской Федерации (Совет при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов) через Правительство Российской Федерации (Департамент корпоративного контроля государственных корпораций), ответственные министерства и Директораты корпораций к непосредственным исполнителям и участникам корпораций, в том числе Субъектам Российской Федерации, органам государственной власти, общественным организациям и др.

Директораты могут создаваться для управления всей государственной корпорацией, а также для управления одним из зависимых блоков (например, в рамках ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» может быть создано четыре директората: первый - основной, три других - территориальные по блокам обществ, входящих в корпорацию). Для эффективного функционирования государственной корпорации разрабатывается бизнес-план (программа), включающий основные цели и задачи корпорации на пред-

Руководитель

Директората

Представитель

Департамента

Директор по маркетингу Финансовый директор Директор по безопасности Директор по производству

Представитель МЭР Представитель Минфина Представитель МВД Представитель ведомства- заказчика

Рис. 2. Состав Директората государственной корпорации

4/15/11, 6:01

19

стоящий период (измеренные количественно), набор конкретных мероприятий, сроки их выполнения, ответственных за выполнение, отчетные документы, параметры и порядок сбора информации для оценки результатов, объемы выделяемых средств и ресурсов. Структура и состав элементов бизнес-плана утверждается Постановлением Правительства РФ.

Для повышения эффективности управления государственной корпорацией необходимо ввести жесткий межведомственный контроль выделения и расходования финансовых средств и других ресурсов. Для этого в Министерстве финансов, Министерстве экономического развития и торговли, а также в Министерстве внутренних дел могут быть созданы должности первых заместителей министра по корпоративному контролю.

Директораты целесообразно создавать как самостоятельные субъекты замкнутого и матричного типов. При этом в процессе функционирования государственной корпорации структура Директората и состав директоров может существенно меняться, адаптируясь к складывающимся условиям. В качестве стандартной может использоваться структура, состоящая из нескольких директоров и их служб. Решения Директората принимаются коллегиально, на основании рассмотрения материалов и докладываются Руководителю Департамента корпоративного контроля государственных корпораций. Директораты работают в течение проекта на постоянной

основе (рисунок 2).

Таким образом, Директорат является структурой матрично-замкнутого типа: с одной стороны, в Директорат входят представители различных органов государственной власти (которых назначают заместители по корпоративному контролю), с другой - на срок жизни государственной корпорации Директорат становится основным органом управления, заменяя общее собрание акционеров классической корпорации. И матричная, замкнутая система имеет свои преимущества:

При матричном типе организации в Директорате можно использовать два типа структуры управления государственной корпорацией: с небольшим штатом постоянных сотрудников и самостоятельное, когда большинство сотрудников работает постоянно в составе Директората.

В первом случае постоянными сотрудниками являются лишь руководитель Директората и его заместители, начальники важнейших секторов направлений, которые в своей работе, как правило, опираются на персонал функциональных подразделений государственного заказчика. Такая структура Директората может использоваться для реализации всего национального проекта. При этом Директорат может входить в состав Управления национальными проектами, а его сотрудники (или часть) могут быть штатными сотрудниками Управления или государственного заказчика.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Опарина М.В., к.ю.н., доцент, руководитель Отделения международных отношений ИЭУПРоссийского Государственного

Гуманитарного Университета

В статье рассматривают подходы в определении круга субъектов и объектов интеллектуальной собственности. Анализируется соотношения этих понятий в унифицированных международных документах, их влияние на первые отечественные законы в сфере исключительных прав и современного законодательства. Определено значения понятия «субъект» и «объект» права интеллектуальной собственности для защиты прав авторов и изобретателей, правоприменительной практики.

Ключевые слова: первоначальный и производные субъекты, объекты, Бернская конвенция, Всемирная конвенция, ВОИС, процесс унификации.

SUBJECTS AND OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHT IN RUSSIAN AND INTERNATIONAL LAW

Oparina M., PhD, Associate Professor, Head of the Department of International Relations IEUP Russian State Humanitarian University

The article examines approaches to the process of definition of subjects and objects of intellectual property. Analyzed are the interrelation between these terms in standardized international documents, their influence on first Russian laws in the area of exclusive rights and modern legal system. The article defines the terms “subject” and “objects” as regards intellectual property rights in their application to the defense ofproprietary rights of authors and inventors in Russian legal system.

Keywords: primary and derivative subject, object, Berne convention, process of unification (standardization).

Институт права интеллектуальной собственности содействует стимулированию творческой активности, развитию техники, культуры, образования, искусства путем закрепления за правообладателями определенного объема прав, обеспечиванию их возможностью получать экономическую выгоду от реализации продуктов своего труда. Создатели результатов интеллектуальной деятельности являются субъектами права интеллектуальной собственности. Эффективное регулирование прав субъектов способствует стимулированию творческой активности, соответствует конституционному принципу свободы творчества. С другой стороны, правовое регулирование этой сферы отношений направлено и на ограничение монопольных прав субъектов интеллектуальной собственности, на обеспечение баланса между правами авторов и правообладателей и интересов общественности.

В регулировании указанных отношений большое значение всегда имел зарубежный опыт и международно-правовое регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности. В настоящее время в свете общемировых процессов глобализации и гармонизации законодательства разных государств данное направление приобрело особую актуальность.

Принятию IV части гражданского кодекса РФ 2006 г. предшествовали консультации с зарубежными специалистами. Кроме того,

проект ГК РФ в свое время обсуждался во Всемирной организации интеллектуальной собственности, в Еврокомиссии, других международных организациях.1

В четвертой части ГК РФ решены четыре основные задачи кодификационного характера:

Во-первых, осуществлено полное сосредоточение в ГК РФ всего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности и ряда неразрывно связанных с ним иных норм. Это повлекло отмену с 1 января 2008 года шести федеральных законов 1992-1993 гг. об отдельных видах интеллектуальной собственности, многочисленных последующих законодательных наслоений на эти законы, а также основательную расчистку федерального законодательства в этой области. В том, насколько основательно с частью четвертой ГК РФ обширному Федеральному закону от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Во второй статье этого Закона признаются утратившими силу с 1 января 2008 г. полностью или частично 54 законодательных акта прошлых лет.

Нужно отметить, что с введением в действие части четвертой ГК РФ полностью утратили основные кодификационные акты отечественного гражданского законодательства советского времени -Гражданский кодекс РСФСР 1964 года и Основы гражданского за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.