С. С. ОГАНЕСЯН S. S. OGANESYAN
главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, государственный советник РФ 1 класса, член экспертного совета Комитета Госдумы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, доктор педагогических наук, профессор
О мерах противодействия религиозному экстремизму в уголовно-исполнительной системе России
About preventive measures against religious extremism in Penitentiary System of the Russian Federation
Аннотация. В данной статье предпринята попытка кратко представить специфику религиозного экстремизма и терроризма, а также систему противодействия им в местах лишения свободы, подведомственных ФСИН России.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, ментальные цивилизации, язычество, единобожие, научное мировосприятие.
Abstract. In this article the author briefly presents specifics of religious extremism and terrorism, and the system of counteraction in penal institutions subordinated to Federal Penitentiary System of Russia.
Key words: extremism, terrorism, mental civilizations, paganism, monotheism, scientific attitude.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента России от 12.05.2009 № 537, любой экстремизм, в том числе и религиозный, называется в числе основных источников угроз в сфере государственной и общественной безопасности [1].
В отличие от всех иных видов экстремизма и терроризма (этнического, национального, политического, социального и др.) природа религиозного экстремизма и терроризма, связанного, в частности, с наиболее распространенным в современном мире единобожием (иудаизмом, христианством, магометанством), такова, что она изначально нацелена на решение задач, связанных с приобретением мирового господства.
И потому, стремясь охватить своим влиянием всех людей, все народы и все страны мира, религиозный экстремизм имеет внеэтничес-
кий, наднациональный и надгосударственный характер.
Дело в том, что единобожие, в отличие от предшествовавшего ему язычества (многобожия), изначально возникло как религиозное мировосприятие, связанное с поклонением и почитанием исключительно единого Бога, который, провозгласив себя Богом всех людей планеты, потребовал строгого соблюдения ниспосланных лично им норм и правил поведения. Мировосприятие, идеологию и нормы права единобожия обязаны были соблюдать все без исключения люди вне зависимости от их этнического и расового происхождения, половых, возрастных, имущественных, сословных и прочих отличий.
Единый Бог не мог быть толерантным ко всем иным верованиям, которые не были связаны лично с ним и не проповедовали нормы и правила, ниспосланные лично им. Поэтому все языческие верования идеологией единобожия
были начисто отвергнуты, названы ложными и подлежащими изничтожению, а те лица, которые им следовали, представлены врагами не только истинного всемогущего, всесильного, всезнающего, вечного, незримого, вездесущего и нелицеприятного Бога, но и всего рода людского.
Более того, все, кто не поклонялся единому Богу и не соблюдал предписанные им нормы и правила, были объявлены слугами дьявола со всеми вытекающими отсюда для них последствиями, вплоть до полного истребления.
Однако в современном мире на транснациональное господство претендуют не только религии единобожия (иудаизм, христианство и магометанство), но и некоторые разновидности язычества, которые в далеком прошлом носили или сугубо семейный, или родоплеменной, или внутригосударственный характер. К таковым сегодня можно отнести, например, широко распространяющиеся по всему миру вайшнавизм или индуизм, буддизм, а также возникшие на их основе или близкие им по мировосприятию кришнаизм, фалуньгун, брахманизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм и пр. К подобным языческим воззрениям относятся также так называемые неоязыческие вероучения и духовные практики (ромува, асатру, викка) или же реконструированные древнеславянские языческие учения (родноверие, диевтуриба) и др.
Вполне закономерно, что отношение к новым языческим верованиям со стороны апологетов религий единобожия отнюдь не толерантное. Более того, оно крайне нетерпимое. Весьма показательным в связи с этим можно назвать заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского собора 2004 года. В своём выступлении он, в частности, назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности» [2].
Хотя не все современные религии, а также их течения и направления носят ярко выраженный экстремистский характер и используют террористические формы и методы для распространения и внедрения своего мировосприятия и идеологии в жизнь и быт народов. Но тем не менее отдельные из них действительно представляют серьезную угрозу для безопасности как отдельных государств, так и всего мирового содружества.
К подобным религиозным течениям сегодня с полным основанием можно отнести неко-
торые так называемые радикальные направления магометанства (ислама), претендующие на свою исключительность и абсолютную истинность. Теряя под воздействием закономерных мировых интеграционных процессов, связанных с переходом человечества к принципиально новой цивилизационной ментальности, свое влияние на умы людей, отдельные течения магометанства встали на путь экстремизма и терроризма за отстаивание, как им представляется, «истинных традиционных» духовных ценностей ислама.
Это относится не только к общеизвестным организациям «Хезболлах», «Аль-Каида», «Талибан», но и к движению, которое в России получило название «Ваххабизм». В этом же ряду стоят «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Исламская партия освобождения, ИПО) и «Исламское государство» (базируется в Сирии и Ираке, ИГ), которые получают распространение в Центральной Азии и активно проникают на российскую территорию. В определенной мере это относится также и к консервативной салафитской доктрине международного движения «Ат-Таблиг ва ад-даава» («Уведомление и призыв»), которое базируется в Пакистане. Влияние последней сегодня можно обнаружить во многих российских регионах.
Искажая дух и букву Корана, названные и некоторые другие менее значительные движения и организации начисто отвергают веротерпимость и призывают своих сторонников вести непримиримую и бескомпромиссную вооруженную борьбу со всеми, кто не разделяет их религиозных убеждений.
К ним они относят не только мусульманские религиозные организации, которые проповедуют уважение к государственной власти и толерантное отношение к иным религиям, считая их предательскими, но также религиозные организации христианства, иудаизма, а также все течения и направления язычества.
При этом для достижения своих целей они используют все доступные им средства и формы воздействия на массы, включая теракты и войны.
Государственную же власть, если она не принимает их религиозные убеждения и соответствующие им нормы жизнедеятельности, они считают преградой на пути достижения своих целей и потому подлежащей свержению.
При этом надо особо подчеркнуть, что лица, подпавшие под влияние экстремистских воззрений, как правило, не страшатся земных кар и готовы жертвовать как собственной жизнью, так и жизнью других, в том числе и своих сподвижников.
Необходимо специально отметить, что постулат «страшись лишь Бога, а не людей» характерен для всех трех религий единобожия (иудаизма, христианства и магометанства). В Торе (Ветхом Завете) люди, вставшие на путь самоотверженной борьбы за веру в истинного Бога, называются «назирами», а в Коране -«шахидами». Поэтому лица, вставшие на путь религиозного экстремизма и терроризма, совершенно безразличны к самым суровым государственным законам и наказаниям.
Естественно, что экстремистским потенциалом радикальных религиозных движений пользуются в своих интересах не только радикально настроенные политические партии, общественные движения, этнические и родовые кланы, но и откровенно криминальные группировки.
Поэтому отнюдь не случайно, что на последнем заседании Организации Договора о коллективной безопасности (декабрь 2014 года) утверждалось, что религиозный экстремизм и терроризм все меньше и меньше зависят от территориального фактора и что в нем все больше превалирует роль фактора «зеленого интернационала», который приобрел новое качество за счет его связи с транснациональной организованной преступностью.
Для Российской Федерации особенно тревожным является тот факт, что в вооруженной борьбе «под знаменем истинного ислама» активную роль играют выходцы из стран постсоветского пространства (прежде всего России и государств Средней Азии). Именно они, проходя соответствующую идеологическую и боевую подготовку за рубежом, возвращаются на родину подготовленными боевиками, которые провоцируют и возглавляют протестные настроения и движения масс в нужном для них направлении, подрывая конституционные основы государств, гражданами которых они являются.
Объединяясь в группировки в разных регионах России, они функционируют в виде подпольных организаций с жесткой вертикалью власти и с безоговорочным подчинением вышестоящим иерархам.
Всякое проявление религиозного инакомыслия и веротерпимости в рядах борцов «за чистоту веры» не только начисто отвергается, но и жестко подавляется [3, 4, 5, 6].
Из сказанного вытекает чрезвычайно важная специфика противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Она диктует необходимость, во-первых, мировоззренческого и идейно-идеологического противостояния религиозному экстремизму и терроризму;
- во-вторых, противодействия религиозному экстремизму и терроризму коллективными усилиями всего международного содружества наций;
- в-третьих, разработки каждым отдельным государством собственной системы мер противодействия религиозному экстремизму и терроризму с учетом своей специфики;
- в-четвертых, пропаганды веротерпимости не столько с помощью священнослужителей, сколько посредством авторитетных людей социумов (выдающихся представителей науки, бизнеса, культуры, спорта);
- в-пятых, использования возможностей как государственных органов власти, так и всех политических партий, общественных движений и общественно-культурных организаций (прежде всего национально-культурных автономий) Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе России к специфическим особенностям противодействия религиозному экстремизму и терроризму следует отнести прежде всего то, что она имеет дело с лицами, уже осужденными за религиозный экстремизм и терроризм, то есть с убежденными и состоявшимися экстремистами и террористами. И поэтому одной из основных задач является, во-первых, недопущение распространения экстремизма и терроризма в местах лишения свободы путем создания нетерпимости к ним, а также религиозного просвещения осужденных; во-вторых, целенаправленное изменение мировосприятия тех, которые еще способны изменить свои религиозные убеждения.
Исходя из специфики религиозного экстремизма и терроризма, а также приоритетных целей и задач, которые поставлены перед ФСИН России, можно наметить следующие основные направления научной и практической деятельности ФКУ НИИ ФСИН России в противодействии религиозному экстремизму в местах лишения свободы:
1. Определение мировоззренческого и идейно-идеологического содержания противодействия религиозному экстремизму, который предполагает как сравнительно-сопоставительный анализ самих Священных Писаний, так и возникших на их основе современных религий и их радикальных течений с точки зрения совпадения и расхождения их мировоззренческого и идейно-идеологического содержания, а также постулируемых ими целей и задач.
2. Выявление специфики проявления экстремистской деятельности в местах лишения свободы.
3. Выявление наиболее эффективных форм, методов, приемов и средств противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы.
4. Исследование вопросов подготовки сотрудников всех структурных подразделений уголовно-исполнительной системы для обеспечения противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
5. Исследование вопросов разработки учебных пособий, а также программ и календарно-тематических планов для лекционных занятий, спецкурсов и спецсеминаров по противодействию экстремизму в ведомственных вузах, а также в системе повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы.
6. Активизация научно-исследовательской работы на уровне рефератов, докладных записок, кандидатских и докторских диссертаций в ФКУ НИИ ФСИН России, оказание научной помощи в написании рефератов, курсовых и дипломных работ в вузовской и послевузовской системах обучения уголовно-исполнительной системы.
7. Исследование вопросов подготовки специальных преподавательских кадров для вузов и иных образовательных учреждений ФСИН России.
8. Обобщение и распространение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации опыта зарубежных пенитенциарных учреждений в противодействии религиозному экстремизму и терроризму, а также проведение совместных с зарубежными пенитенциарными учреждениями научно-исследовательских изысканий в области противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
9. Исследование возможностей использования в системе пенитенциарных учреждений
Российской Федерации государственных и иных аудиовизуальных СМИ, а также замкнутых телевизионных систем, направленных на противодействие религиозному экстремизму и терроризму.
10. Исследование научно-исследовательскими и образовательными организациями ФСИН России вопросов противодействия религиозному экстремизму и терроризму и создание соответствующих учебных материалов и рекомендаций.
11. Исследование вопросов, связанных с созданием в местах заключения условий для формирования нетерпимого отношения осужденных к проявлениям религиозного экстремизма и терроризма.
12. Разработка рекомендаций по целенаправленной идеологической и психопрофилактической работе с лицами, осужденными за религиозный экстремизм и терроризм.
13. Организация научных и научно-практических конференций, симпозиумов и международных конгрессов, посвященных проблемам противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
14. Организация на базе ФКУ НИИ ФСИН России постоянно действующих семинаров для сотрудников ФСИН России по научным основам формирования религиозной толерантности в местах лишения свободы. ^
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Рос. Федерации от 12.05.2009 № 537 (с изм. и доп. от
01.07.2014) // СЗ РФ. 18.05.2009. № 20, ст. 2444.
2. Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского собора Русской православной церкви 03.10.2004 // Московский патриархат : [офиц. сайт]. иЯЬ: Ьйр://шшш. patriarchia.ru/db/text/420130.html (дата обращения:
13.04.2015).
3. Оганесян С. С. Формирование правосознания и законопослушания в Торе, Новом Завете и Коране. Ч. II. О понятиях «ближний и брат» в современном мире // Пространство и Время. 2011. № 3.
4. Оганесян С. С. Истоки правового нигилизма нашего народа // Представительная власть. 2011. № 5 ; № 6.
5. Оганесян С. С. Отношение Корана к иудеям и христианам // Пространство и Время. 2013. Т. 3, вып. 2.
6. Оганесян С. С. Тора, Новый Завет и Коран -закон, правопорядок, законопослушание. Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М. : Гуманитарий, 2011. 552 с.