Дятлова О. В.
О МЕРАХ ПРИНУЖДЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
3.3. О МЕРАХ ПРИНУЖДЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Дятлова Ольга Викторовна, канд. экон. наук, доцент кафедры Бухгалтерский учет и статистика Место работы: ФГОБУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
Аннотация: в данной статье поднимается вопрос о необходимости совершенствования форм и методов финансового контроля. Рассмотрен вопрос о мерах принуждения по результатам проведенного финансового контроля. Затронут вопрос о принятых мерах к нарушителям бюджетного законодательства и мер совершенствования финансового контроля. Ключевые слова: аудит эффективности, финансовый контроль, ревизия, проверка, обследование, экспертиза, Бюджетный кодекс, бюджетные средства, аудит, анализ эффективности, государственные средства, экономика, внутрихозяйственный финансовый контроль.
ON COERCIVE MEASURES ACCORDING TO THE RESULTS OF FINANCIAL CONTROL
Dyatlova Olga V., PhD in economics, Associate Professor of accounting and statistics» Work place: FGOBU SEIHPE «the Russian State social University»
Annotation: in this article, the question is raised of the need to improve the forms and methods of financial supervision. Consider coercive measures based on the results of financial control. The question of measures taken against violators of budgetary legislation and measures to improve financial control.
Keywords: performance audit, financial control, audit, inspection, survey, appraisal, budget code, budget, audit, analysis of efficiency, public funds, economy, intraeconomic financial control.
Финансовый контроль охватывает область финансовых, экономических отношений в Российской Федерации и выступает связующим звеном между обществом и государством, а так же является постоянно развивающим направлением, в этой связи данная тема весьма актуальна и значима.
Финансовый контроль - это законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля или контролеров (аудиторов) за соблюдением всеми экономическими субъектами финансового законодательства РФ и финансовой дисциплины, а также целесообразность и эффективность их финансовых операций.
Своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на всех уровнях, а также выявление финансовых правонарушений и, соответственно, принятие своевременных мер по их устранению или предотвращению, либо, недопущению впредь, является целью финансового контроля. Бюджетное законодательство РФ стремительно меняется, также происходит и совершенствование методов, способов и процедур проведения контрольных мероприятий органами финансового контроля. Меняется структура выявляемых нарушений, а также формируется соответствующая практика применения принудительных мер.
Понятие «финансовый контроль» отличается многоплановостью его целей и многогранностью поставленных задач [5]. Проверка правильности ведения финансовой документации, выявление нарушений финансовой дисциплины, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства Российской Федерации, является также целью финансового контроля.
Главнейшей функцией финансового контроля является управление финансовыми, а через них, управление и экономическими процессами, поэтому она имеет специальную це-
левую направленность, определенное содержание, а также специфические способы осуществления.
Можно выделить три уровня финансового контроля, соответствующих уровням бюджетной системы Российской Федерации: Федеральный, региональный и местный уровень финансового контроля.
Для проведения контрольных мероприятий используются определенные методы финансового контроля. Совокупность обоснованных и конкретно-определенных адаптированных приемов, средств или способов применяемых при осуществлении контрольных функций является методом финансового контроля.
Ревизия - это система обязательных контрольных действий по проведению хозяйственных и финансовых операций в проверяемом периоде, в том числе законности и правильности совершенных действий должностных лиц. Ревизор не должен оставлять без внимания операции, которые не были оправданы и подтверждены документами [3].
Результаты проведения ревизии оформляются актом, который имеет юридическую силу источника доказательств, как в следственной, так и судебной практике [6].
Проверкой является разновидность контрольных действий субъектов контроля, которая затрагивает отдельные участки в деятельности проверяемого субъекта. С правовой точки зрения финансовая проверка - это процессуальное действие по осуществлению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, которое выражается в проведении сопоставления фактических данных проведенного контроля с данными, которые отражены в документах (например, налоговых, отчетных, балансовых или расходных). В процессе проведения проверки определяется законность и, в случае необходимости, эффективность использования финансовых ресурсов, а также выяв-
Проблемы экономики и юридической практики
5'2017
ляются существующие нарушения финансовой дисциплины. Обычно, проверки происходят по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. По результатам проведенных проверок, как правило, намечаются мероприятия по устранению выявленных недостатков.
Проверки подразделяются в зависимости от места проведения на камеральные и выездные.
Обследование - это оперативное выявление положения дел по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности для определения необходимости либо документальной возможности осуществления ревизии либо проверки, которое заключается в осуществлении предварительного изучения документов, изъятых либо имеющихся в организации, где намечается проведение ревизии.
Экспертиза - это метод предварительной оценки принятия финансовых решений для определения их экономической эффективности и соответственно юридических последствий. Примером данного метода проведения контроля можно считать проводимую Счетной палатой РФ экспертизу проекта федерального бюджета с дальнейшим составлением заключения, которое должно быть в обязательном порядке рассмотрено Государственной думой Российской Федерации.
Итак, финансовый контроль направлен на проверку соблюдения финансового законодательства страны и целесообразности деятельности как органов власти, так и учреждений, и организаций. Объект финансового контроля - это движение денежных средств. Так как в рыночной экономике процессы производства и распределения опосредствуются денежными отношениями, то и финансовому контролю подвергаются все виды ресурсов (материальные, трудовые, природные и т.д.).
Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение всеми участниками процесса осуществления финансового контроля своих прав и обязанностей приводит к применению определенных мер принуждения, главными из которых считаются:
- предупреждение, наложение штрафов, начисление пени;
- запрещение л ибо ограничение деятел ьности;
- запрещение на осуществление определенных операций (к примеру, замораживание расходов или приостановка операций по банковским счетам);
- изъятие материальных или денежных средств (к примеру, бюджетных средств);
- выплата компенсаций;
- осуществление конфискаций.
Используемые меры принуждения, которые выражены в денежной форме, называются финансовыми санкциями. К финансовым санкциям можно отнести наложение денежных штрафов, пени и неустоек, проведение приостановки операций по банковским счетам, изъятие бюджетных средств, проведение распродажи активов для погашения долгов, восстановление и дальнейшее принудительное взыскание налогов, денежные компенсации убытков, которые были нанесены другим лицам, и т.п.
Главной целью применения финансовых санкций считается сокращение нарушений со стороны субъектов финансовых отношений установленных государством норм права, а также предупреждение аналогичных нарушений. Меры принудительного воздействия, либо санкции, применяются органами государственной власти или их должностными лицами согласно с их полномочиями и только при наличии определенных оснований.
Основанием для мер принуждения считаются: неисполнение закона (или решения) о бюджете; использование бюджетных
средств в нецелевом порядке, несвоевременное или неполное перечисление бюджетных средств их получателям; не предоставление бухгалтерской (или финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и сборов и пр. Данные нарушения должны быть отражены в итоговом документе (акте о проведении ревизии либо проверки и др.), на основе которого и накладываются меры принуждения.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены основания для применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ. К числу данных оснований относится прежде всего неисполнение закона (или решения) о бюджете, а также представление отчетов и иных сведений, которые связаны с исполнением бюджета не в срок и другие основания [1].
К нарушителям бюджетного законодательства могут применяться следующие меры органами государственного контроля:
- в сравнении с бюджетными ассигнованиями сокращение лимитов бюджетных обязательств или в подтверждении уже принятых бюджетных обязательств отказ;
- бюджетных средств, используемые не по целевому назначению, изымаются.
Данную меру, которая направлена на защиту общих государственных интересов можно рассматривать и как специфическую охранительную. Изъятие бюджетных средств, это административное действие, и его основания, процедура вынесения решения, а также порядок изъятия детально урегулированы Бюджетным Кодексом Российской Федерации, эта мера характерна только для бюджетных отношений.
- приостановление операций по банковским счетам;
Данная мера также является административно-правовой, поскольку применяется на основании одностороннего решения уполномоченного субъекта государственной администрации. С другой стороны, она считается предупредительно защитной, так как направлена на сохранение бюджетных средств от нецелевого использования или от растраты.
- наложение штрафа на руководителей, а также, изъятие бюджетных средств, которые получены на возвратной основе, в том числе сумм процентов за пользование данными средствами в бесспорном порядке;
Установление и применение этого вида юридической ответственности осуществляется на основании специального законодательства.
- вынесение предупреждений о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
Предупреждение - это юридическая санкция, по своей сущности, однако прежде чем налагать на правонарушителя это административное наказание, правоприменитель обязан установить факт правонарушения и затем в процессуальной форме установить вину конкретного лица и юридическую возможность для его привлечения к административной ответственности.
- начисление пени в случае несвоевременного возврата бюджетных средств, которые были предоставлены на возвратной основе.
Пеня является специфической гражданско-правовой санкцией. Пеня устанавливается законом, и данное правоотношение не выходит за рамки гражданско-правового, то есть субъекты в его рамках сохраняют формально-равный статус, а вступление в это правоотношение происходит на основании добровольного волеизъявления.
В сложившихся условиях финансовый контроль в России требует определенной доработки методологических основ, совершенствовании структуры контрольных органов, взаимодей-
Дятлова О. В.
О МЕРАХ ПРИНУЖДЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
ствия и взаимоконтроля, закрытие пробелов в финансовом законодательстве страны и др.
Для того чтобы повысить эффективность расходования государственных средств, по нашему мнению, наиболее перспективным направлением при совершенствовании контроля является переход к осуществлению аудита государственных расходов, что является одним из направлений деятельности контрольных органов, предполагающий анализ эффективности и целесообразности расходования государственных средств, а также выявление резервов и обоснование их расходования.
Требуется также конкретизация и законодательное закрепление критериев неэффективного использования средств из бюджета, государственной (или муниципальной) собственности, в том числе и ответственность в случаях их неэффективного использования.
Еще одна проблема, это повышение качества аудиторских услуг.
Аудит эффективности - модель контроля за бюджетным процессом и воздействия на него следует рассматривать в прямой увязке с необходимостью повышения глобальной конкурентоспособности страны, улучшению ее позиционирования на мировых рынках [2].
Нужны дополнительные критерии, которые характеризуют деятельность аудиторских организаций, кроме соблюдения ныне действующих правил и стандартов и это является важной и вполне достижимой задачей. В том числе повышению качества проведения аудита могут способствовать, к примеру, создание методик проведения оценки ущерба от некачественного аудита, поскольку качество аудита тесным образом связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого и должны способствовать более эффективные системы их профессиональной подготовки. Аудиторская палата России, должна помогать в реализации данного направления.
Следует также отметить, что важным вопросом в совершенствовании контроля является исключение дублирования действий со стороны контрольных органов, которое заключается в совершении разными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля.
Говоря о проведении внутрихозяйственного финансового контроля, можно отметить, что его состояние в настоящее время пока не говорит о его развитии, а лишь только о его зарождении, что в обязательном порядке требует законодательного обеспечения.
Существует также и проблема в законодательном закреплении размещения результатов проведенных проверок в средствах массовой информации. Остро данная проблема встает при осуществлении проверок среди коммерческих и некоммерческих организаций.
Необходимо также определить перечень информационных ресурсов, где должны публиковаться отчеты данных организаций и установление мер ответственности в случаях уклонения от публикации отчетов.
Финансовый контроль - это проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также выявление нарушений финансовой дисциплины.
Финансовая дисциплина является обязательной для всех
организаций и должностных лиц в порядке ведения финансового учета и отчетности, а также соблюдения установленных норм и правил [4].
Результатом осуществления финансового контроля считаются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), отражающие достоверность представленной информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта проведения контроля, а также вскрытые в результате осуществления контроля отклонений от принятых стандартов.
Принятие решения по результатам осуществления финансового контроля проводится субъектами управления и имеет цель устранение недостатков, которые были выявлены в результате контроля.
По результатам проведения финансового контроля в случае выявленных нарушений налагаются определенные меры принуждения, главными из которых считаются: предупреждение; наложение штрафов, начисление пени; запрещение либо ограничение деятельности; запрещение на осуществление определенных операций (к примеру, замораживание расходов или приостановка операций по банковским счетам); изъятие материальных или денежных средств (к примеру, бюджетных средств); выплата компенсаций; осуществление конфискаций.
Модернизация управления бюджетом должна сопровождаться совершенствованием финансового контроля, то есть усиления роли аудита эффективности бюджетных расходов, позволяющих оценить результативность бюджетных программ с точки зрения их влияния на социально-экономическое положение страны [2].
Устранение выявленных нарушений и недостатков, в том числе и проведение мероприятий по предотвращению либо сокращению нарушений или недостатков и является конечной целью осуществления финансового контроля и основным фактором, определяющим его эффективность. Поэтому довольно большое значение и приобретает необходимость проведения совершенствования финансового контроля для повышения его эффективности и действенности.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,28%.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.07.2017)// Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823
2. Дятлова О.В. Этапы развития аудиторского контроля // Ученые записки Российского государственного социального университета 2006 № 3 (51). С.83-87
3. Дятлова О.В. Контроль и ревизия за денежным обращением и юридическая ответственность// Проблемы экономики и юридической практики, 2017, № 1. С. 22-25.
4. Дятлова О.В. Проблемы финансовой отчетности и бухгалтерского учета в условиях современных трансформаций // Социальная политика и социология 2011 № 6 (72). С. 185-200.
5. Ленковская Р.Р. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей финансовых услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 11. С. 69-76.
6. Шиловская А.Л. К вопросу о проблемах судебных издержек в гражданском и арбитражном процессе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С.177-181.
Проблемы экономики и юридической практики
5'2017
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата экономических наук, доцента Дятловой О. В.
«О мерах принуждения по результатам финансового контроля».
Следует отметить, что актуальность рецензируемой статьи определяется необходимостью поиска решений о мерах принуждения по результатам финансового контроля. В статье рассматриваются особенности проведения финансовых проверок. Даны понятия финансового контроля, рассмотрены функции и методы финансового контроля.
В сложившихся условиях финансовый контроль в России требует определенной доработки методологических основ, совершенствовании структуры контрольных органов, взаимодействия и взаимоконтроля, закрытие пробелов в финансовом законодательстве страны. В данной статье были даны предложения по усовершенствованию системы финансового контроля.
Рассмотрены меры принуждения по результатам финансового
контроля и дана оценка эффективности.
Проанализирована система правового регулирования мер принуждения по результатам финансового контроля в РФ.
На наш взгляд, рецензируемая статья соответствует современным тенденциям развития финансового контроля также рассмотрены меры принуждения.
Статья соответствует по оформлению требованиям редакции. Существенных замечаний по статье нет. Рецензируемая статья носит по форме научный и логически завершенный характер и может быть рекомендована к публикации в журнале.
Рецензент:
доцент кафедры экономической теории и мировой экономики РГСУ, канд. экон. наук, доцент
С.Г. Ерохин