4.2. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДОВ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Ельцин Андрей Анатольевич, заместитель начальника отдела Департамента контрольно-ревизионной работы Фонда социального страхования Российской Федерации. Аспирант кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
Место работы: Департамент контрольно-ревизионной работы Фонда социального страхования Российской Федерации
Место учебы: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Аннотация
Предмет. Современные кризисные условия развития экономики требуют комплексной оценки механизма контроля в России для создания эффективной системы управления финансами.
Цели. Совершенствование системы финансового контроля, являющегося частью финансовой системы государства и выполняющего функции элемента ее управления. Методология. В данной статье, методом сравнительного анализа, изучены различные подходы к проведению государственного финансового контроля и определены параметры, влияющие на эффективность его проведения. Результаты. Осуществлен ретроспективный анализ развития государственного финансового контроля в России. Проведен анализ методов, видов и форм проведения государственного контроля.
Выводы. Предложены методологические подходы к повышению эффективности проведения внутриведомственного финансового контроля главных распорядителей бюджетных средств.
Ключевые слова: финансовый контроль, ревизия, аудит, проверка.
THE ANALYSIS OF THEORETICAL BASES OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AND METHODS ITS IMPROVEMENT
Elsin Andrey A., deputy head of Department of supervision and inspection work of Fund of social insurance of the Russian
Federation (FSS RF). Postgraduate student of the Department of risk management, insurance and securities, Work place: Fund of social insurance of the Russian Federation (FSS RF)
Study place: Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov
Annotation
Subject. Today's crisis conditions of economic development require a comprehensive assessment of a monitoring mechanism in order to create an effective system of financial management.
Goal. Improving the system of financial control, which is part of the financial system of the state and performing the functions of element management.
Methodology. In this article, method of comparative analysis, explored different approaches to the implementation of the state financial control and the parameters affecting the efficiency of the meeting.
Results. A retrospective analysis of the development of state financial control in Russia. The analysis methods, types and forms of state control.
Conclusions. Methodological approaches to enhance the efficiency of the internal financial control of the main managers of budgetary funds.
Keywords: financial controls, audit, audit, check
Современные условия развития экономики в России (мировые финансовые кризисы (1998 год, 2008 год, 2015 год), действующие на данный момент санкции в отношении государства и отдельно взятых компаний, и корпораций, резкое снижение цен на экспортируемые энергоносители и т.д.) диктуют новые правила и подходы к формированию доходной и расходной частей бюджета.
Согласно утвержденному бюджету Российской Федерации на 2016 год, предусматривается дефицит федерального бюджета Российской Федерации в сумме 2,36 трлн. рублей1. В таких условиях, в целях получения сбалансированного бюджета, требуется добиваться повышения доходов, при разумном сокращении его расходов. Наряду с другими мерами по стабилизации экономики, требуется и усиление со стороны финансового контроля, так как именно он является эффективным механизмом управления экономикой и финансами.
Развитие финансового контроля, совершенствование и трансформация не может проходить спонтанно и самостоятельно. Его эволюция протекает в тесном взаимодействии с развитием экономики государства. Любое современное государство заинтересовано не только в получении максимальных налоговых и неналоговых
1 Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
доходов, зачисляя их в свой бюджет, но и в качественном, а также своевременном контроле эффективности их расходования.
В связи с этим, вопрос развития финансового контроля в государстве предлагается рассматривать в тесной связи с его финансовой системой, функцией которого является не только перераспределение финансовых потоков и активов, но и их контроль. Следовательно, финансовый контроль является частью финансовой системы государства, а, значит, может служить и элементом ее управления.
На протяжении почти всех этапов развития финансового контроля в России развивались и совершенствовались подходы к его проведению. Основными способами подведения контроля являлись, и являются по настоящее время, проверки в форме ревизии и аудита.
Так, например, при Петре I было создано 12 коллегий под ведением Сената, в том числе ревизионная колле-гия2, в следствии чего Указом Петра I от 12 февраля 1712 года было поручено Обер-Комиссару сенатской Канцелярии начать ревизию по выявлению в приходных и расходных книгах расходов на «не росписанные статьи». А уже в 1718 году в полномочия этой коллегии передали контроль «счетов всех государственных доходов и рас-ходов»3.
Звание аудитора также было введено при Петре I и нашло свое отражение в Уставе 1698 года генерала Адама Вейде, где содержалась информация об изучении военного дела в других странах. Далее, Указом Петра I от 1719 года было создано Аудиторское повытье, которое в 1763 году преобразовалось в Аудиторскую (Генерал-аудиторскую) экспедицию Канцелярии Военной Коллегии. В полномочия данного учреждения входило ведение делопроизводства по военно-судебной части и было наделено полномочиями проводить ревизии всех судебных дел в отношении офицеров4.
Параллельное развитие ревизии и аудита, как формы финансового контроля длилось до возникновения СССР, а, следовательно, появления планового подхода к развитию экономики.
В условиях отсутствия частной собственности, полного государственного финансирования и контроля цен, развития аудита не предполагалось, т.к. подразумевается, что аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. В свою очередь аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов5.
2 Федеральный портал http://www.protown.ru/information/hide/7113.html
3 Е. Л. Иванова. КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ - 160е., 2007
4 Н.А. Лосева, И.В. Прохоров «Аудитор» № 9, сентябрь 2013 г.
5 Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об ауди-
торской деятельности» [Электронный ресурс] / Электронная база нор-
Проведение независимого финансово контроля не сторонними организациями не подразумевалось в виду их полного отсутствия и невозможности создания, а независимый государственный финансовый контроль госучреждений не требовался, т.к. данные функции в разные периоды существования СССР брали на себя другие государственные контрольные органы, такие как Народный комиссариат государственного контроля СССР (в годы II Мировой войны), Министерство государственного контроля СССР в период (1952-1955 гг.), Общесоюзный Комитет партийно-государственного контроля (1934-1962 гг.) и так далее.
Развитие аудиторской деятельности возобновилось с переходом на рыночную экономику в стране и происходит по настоящее время.
Факторами, объясняющими необходимость появления аудита в то время явились:
- законодательное закрепление возможности появления частной собственности;
- приток иностранного капитала в страну;
- изменение правил ведения бухгалтерского учета и составлению отчетности;
- появление специализированных законов, регулирующих финансовые рынки, нормы которых подразумевали обязательное проведение финансового аудита.
Обычно выделяют четыре этапа развития аудита в данный период (с 1987 по настоящее время).
Первый этап (1987-1993 гг.). Данный период ознаменовался созданием акционерного общества «Инаудит», основными акционерами которого стали Минфин СССР, Министерство внешней торговли, Госбанк и различные всесоюзные объединения. В дальнейшем (1992 г.) структура «Инаудита» претерпела изменения в части наличия в составе учредителей Госбанка и министерств. Данная организация оказывала консалтинговые услуги предприятиям, в том числе вне юрисдикции государства. Претерпев фундаментальные изменения, компания «Инаудит» функционирует и в настоящее время, оказывая услуги по проведению независимого аудита различных компаний.
Второй этап (1993-2001 гг.) начался с издания Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Данным указом были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые должны были определить правовые основы осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля (далее - Временные правила). Подразумевалось, что данные Временные правила будут действовать до принятия соответствующего закона об аудиторской деятельности.
мативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
Необходимо отметить, что государственный финансовый аудит на тот момент осуществляла Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Третий этап (2001 - 2008 гг.). Спустя более семи лет действия Временного регламента был издан Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»6, что, по сути, и определило становление аудита в России и установило его место в системе финансового контроля.
Данным законом закрепилось понятие аудит, аудиторская деятельность, а также определился круг организаций, которые обязаны были проводить «обязательный аудит».
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» были разработаны, с учетом международных стандартов аудита, и утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности:
- правило (стандарт) № 1. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
- правило (стандарт) № 2. «Документирование аудита»;
- правило (стандарт) № 3. «Планирование аудита»;
- правило (стандарт) № 4. «Существенность в аудите»;
- правило (стандарт) № 5. «Аудиторские доказательства»;
- правило (стандарт) № 6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
В указанный период аудит интенсивно развивался, создавая по всей стране сети по предоставлению услуг аудита и консалтинга организациям.
В целях регулирования деятельности аудиторов был создан Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе - Минфине России (далее - Совет)7.
В то же период была создана и саморегулируемая организация аудиторов (СРО аудиторов), членами которой были аудиторы и аудиторские компании, и в функции которой входил контроль за ними.
С принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» начался, и протекает по настоящее время, четвертый этап развития аудита в Российской Федерации.
Следует отметить, что нормы данного закона подразумевали послабления контроля и регулирования деятельности системы аудита.
6 статья 19 Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
7 статья 19 Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
Кроме того, на основе международных стандартов аудиторской деятельности, Минфином России были утверждены новые Федеральные правила (стандарты), которые ввели новые понятия об аудиторской деятельности, такие как:
- принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (ФСАД 4/2010)8, обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита и рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД 5/2010 и 6/2010)9, а также формирование мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности (ФСАД 1/2010).
Вместе с тем, Решением Совета по аудиторской деятельности при Минфине России от 25 сентября 2008 года10 аудиторам и аудиторским организациям было рекомендовано кроме федеральных стандартов, руководствоваться и стандартами аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Организация аудиторской деятельности согласно данным правилам (стандартам) актуальна и по настоящее время.
Однако необходимо отметить, что создание института аудиторских проверок не означает заменимость ими проверок в форме ревизий. То есть организации одновременно с проведением независимого аудита осуществляли и ревизионные проверки всей своей финансово-хозяйственной деятельности.
Итак, на сегодняшний день в России при проведении контроля на различных уровнях (внешний и внутренний контроли бюджетов всех уровней (в том числе консолидированные бюджеты), а также внутриведомственный контроль учреждения, в том числе ведомственный контроль размещения закупок для государственных и муниципальных нужд) используется, как правило, две модели проведения контроля. Это контрольно-ревизионная и аудиторская деятельности.
В целях установления различий между контрольно-ревизионными и аудиторскими проверками предлага-
8 Приказ Минфина РФ от 24 февраля 2010 года № 16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
9 приказ Минфина России от 17 августа 2010 года № 90н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный -Загл. с экрана
10 [Электронный ресурс] официальный сайт Министерства финансов
Российской Федерации в сети Internet. -Режим доступа:
http://www.minfin.ru свбодный
ется провести сравнительный анализ данных видов контроля.
Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово- хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц11. Терминологическое закрепление определения «ревизия» в нормативно-правовых документах отсутствует.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности12.
Сравнительные характеристики проверок в форме ревизии и аудита представлены в приложении № 1 к данной статье.
Из анализа представленных определений следует, что аудит - есть проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, а, следовательно, можно говорить о тождественности аудита и финансового аудита. В свою очередь, проверка в форме ревизии - есть более комплексное мероприятие, охватывающее всю финансово-хозяйственную деятельность организации, в том числе финансовый контроль.
Рассмотрим более подробно применяемые в контрольно-ревизионной деятельности и при проведении аудита - методы, виды, формы и способы проведения проверок (приложение № 2 к данной статье).
Из представленной в приложении № 2 информации следует, что в двух рассматриваемых выше проверках методы и способы проведения проверок абсолютно идентичны. Первые различия начинают возникать при определении видов проверок. Поскольку ревизия затрагивает не только проверку финансовых отчетов и других документов, характеризующих работу объекта проверки, но и проводит текущий контроль материальных ценностей и имущества, её возможно проводить исключительно по месту фактического расположения контролируемой организации, т.е. ревизия носит исключительно выездной характер.
В свою очередь если требования к проведению аудита есть проверка бухгалтерского учета на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчетности, то, при наличие удаленного доступа к подсистемам объекта контроля и запроса от него необходимых документов, становиться возможным проведение аудиторской проверки в форме камеральной проверки.
Кроме того, удаленный доступ к подсистемам объекта контроля также позволит осуществлять оперативный
11 Рябова, М. А. Контроль и ревизия: учебно-практическое пособие / М. А. Рябова. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 148 с.
12 Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
контроль с помощью мониторинга с целью предупреждения возможных нарушений.
На основании проведенного анализа видим, что методы, виды, формы и способы проведения контрольно-ревизионных и аудиторских проверок практически совпадают, однако аудиторские проверки имеют более расширенный перечень инструментов.
Следует отметить, что в финансовом законодательстве и соответствующей литературе отсутствуют единообразие и последовательность в использовании применительно к финансовому контролю терминов «метод», «форма», «вид» и «способ». Например, статья 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации13 формами финансового контроля называет предварительный, текущий, последующий контроль. В то же время статья 82 Налогового Кодекса Российской Федерации14 формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений и т.п.
На сегодняшний день в разрезе субъектов и объектов контроля можно выделить:
1. контроль, проводимый сторонними независимыми организациями (аудит);
2. контроль, проводимый государственными органами (государственный контроль, в том числе в форме аудита).
В первом случае субъектом контроля выступают частные независимые компании, оказывающие услуги аудита и консалтинга на основании и в соответствии с заключенными договорами. Объектом контроля при этом, могут выступать как коммерческие, так и государственные структуры.
Что касается государственного контроля (в том числе финансового), то здесь субъектом контроля выступают различные государственные структуры, такие как Счетная палата Российской Федерации, Росфиннадзор, МВД России, МЧС России и т.д. Объектом контроля являются в этом случае частные и государственные организации, а также госкорпорации.
Цель проведения любой проверки - есть получение информации о работе объекта контроля по всей его деятельности, а также по отдельным направлениям.
Искомая информация отражается в итоговом документе, который принимает различные формы (акт ревизии, акт проверки (аудиторской, контрольно-ревизионной), справка проверки и т.д.), в котором излагаются данные по работе объекта контроля, а также фиксируются все выявленные нарушения. Следует отметить, что по результатам государственного контроля могут также направляться представления, предписания,
13 Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
14 Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
решения, содержащие обязательные для выполнения требования госорганов об устранении нарушений.
Следовательно, существенным различаем между государственным и негосударственным контролем является то, что второй носит более консалтинговый, а, значит, рекомендательный характер.
Из представленного выше сравнительного анализа систем контроля в форме ревизий и аудита следует, что аудиторские проверки обладают большим инструментарием для их осуществления, в то же самое время, аудит практически полностью исключает проверку хозяйственной деятельности объекта контроля. Кроме того, при проведении ревизий явно просматривается вектор на выявление нарушений законодательства и установление фактов несоблюдения должностными лицами нормативно-правовых актов.
Однако, несмотря на существующие положительные эффекты от проведения проверок в форме контрольно-ревизионных мероприятий, на сегодняшний день мы можем наблюдать тенденцию, направленную на уход от них в сторону аудиторских проверок.
Например, статьей 33 Федерального закона от 5 апреля 2014 года № 44 «О Счетной палате Российской Федерации»15 установлено, что Счетная палата Российской Федерации проводит мероприятия финансового аудита и аудита эффективности объекта контроля.
Федеральное Казначейство по исполнению функции по формированию бюджетной отчетности, согласно приказу Минфина России от 31.12.2008 № 155н «Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности»16 также проводит свои проверки в форме аудита.
В то же самое время, Росфиннадзор, согласно приказу Минфина России от 20.03.2014 № 184 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере»17 проводит контрольные мероприятия в форме проверок и ревизий.
15 Федеральный закон от 5 апреля 2014 года № 44 «О Счетной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
16 Приказ Минфина России от 31.12.2008 № 155н «Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
17 Приказ Минфина России от 20.03.2014 № 184 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой
финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс] / Электронная база нормативных документов «Консультант +». - Режим доступа: http:www.baseconsultant.ru/ свободный - Загл. с экрана
Проверки финансово-хозяйственной деятельности также проводят такие структуры, как МВД РФ, Прокуратура РФ и другие государственные органы.
То есть, финансовая деятельность объекта контроля проверяется и контролируется сразу несколькими государственными структурами.
Создание такого, объемлющего и многоступенчатого механизма контроля способствует созданию эффективной модели государственного финансового контроля.
Одновременно с этим, подобная схема контроля ставит перед проверяемыми организациями - распорядителями бюджетных средств, задачи по повышению эффективности внутриведомственного контроля, с целью минимизации рисков выявления нарушений внешними и внутренними надзорными органами. В результате внутриведомственный контроль, являясь структурной единицей организации, будет способствовать уменьшению количества нарушений и замечаний в работе, сводя их к минимуму, а, возможно, и к полному их отсутствию. Учитывая изложенное, можно утверждать, что его эффективность внутриведомственного контроля заключается не в количестве выявленных нарушений, в том числе финансовых, но сведению их к нулю, делая предсказуемыми результаты проверок внешних и внутренних надзорных органов18.
Следовательно, исходя из установленных различных подходов при проведении контрольно-ревизионных мероприятий и аудита, объект государственного финансового контроля обязан проводить не только внутриведомственный финансовый контроль, но и внутриведомственный аудит.
На данный момент в российском законодательстве отсутствует четкое закрепление требований об обязательном одновременном проведении внутриведомственных контрольно-ревизионных мероприятий, совместно с проведением внутреннего финансового аудита. Исходя из чего, проверяемые организации зачастую пренебрегают и обходятся только одним из перечисленных выше мероприятий. Кроме того, в рамках проведения внутреннего финансового аудита организации прибегают к помощи сторонних аудиторских фирм, отобранных в соответствии с законодательством в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, переводя процедуру внутреннего контроля в формальную плоскость.
Исходя из выводов, изложенных в данной статье, эффективность управления финансами в стране зависит, в том числе, от государственного финансового контроля, элементом которого является проводимый проверяемыми организациями внутриведомственный финансовый контроль.
18 А.А. Ельцин «Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет», № 5/2015, 81 с.
Следовательно, с целью повышения эффективности государственного управления финансами следует обратить особое внимание на повышение качества проведения внутриведомственного контроля и финансового аудита.
Исходя из изложенного в данной статье, одним из решений поставленных задач является создание унифицированного подхода к организации проведения объектом контроля внутренних ревизий и аудиторских проверок.
Необходимо на законодательном уровне закрепить обязанность за учреждениями - распорядителями бюджетных средств, проводить внутренний контроль и аудит с целью выявления максимального количества нарушений и недостатков в работе, предупреждая их установление внешними контрольными органами, а также повышая эффективность работы всей организации.
Кроме того, требуется разработать и утвердить единые стандарты проведения контрольно-аудиторских мероприятий, а также основы методологического подхода оценки эффективной деятельности организации и рисков, возникающих в работе.
Поскольку внутриведомственный контроль и аудит являются элементом механизма государственного финансового контроля, то его совершенствование однозначно является совершенствованием всей системы контроля в России, а, следовательно, и механизма управления финансами для более эффективного их использования.
Критерии сравнения Проверки в форме ревизии Проверки в форме аудита
Цели проверки Сохранность активов организации, проверка обоснованности действий должностных лиц. Оптимизация и совершенствование деятельности организации путем оценки и повышения эффективности процессов управления рисками.
Объект проверки Финансово-хозяйственная деятельность организации на основании бухгалтерских (финансовых) отчетов и иных документов. Проверка соблюдения должностными лицами нормативно-правовых актов. Проведение инвентаризационных действий. Исследование бизнес-процессов организации по данным бухгалтерских (финансовых) отчетов, проверка соблюдения должностными лицами нормативно-правовых актов.
Задачи проверки Проверка и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации. Оценка рисков (в том числе системных) деятельности организации и эффективности бизнес-процессов организации.
Требования к проведению проверки Установление фактов нарушений законодательства в деятельности организации на основании бухгалтерских (финансовых) отчетов и иных документов. Проверка бухгалтерского учета на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчетности. Проведение проверки эффективности работы. Профилактика возникновения финансовых рисков и рисков управленческих решений.
Результаты проверок Отчет о деятельности организации с указанием выявленных нарушений законодательства. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности.
Приложение № 1 к статье Сравнительные характеристики проверок в форме ревизии и аудита
Приложение № 2 к статье
Сравнительный анализ методов, видов, форм и способов проведения проверок
Контрольно-ревизионные проверки Аудиторские проверки
Методы проведения проверок Комплексные Тематические Комплексные Тематические
Проверка финансово-хозяйственной деятельности Проверка отдельных направлений работы Проверка бизнес-процессов по данным бухгалтерского учета (отчетности) Проверка отдельных вопросов деятельности организации
Способы проведения проверок Сплошная Выборочная Сплошная Выборочная
Проверка всей деятельности организации за период, включая все финансовые и иные документы, в т.ч. проведение инвентаризации имущества Проверка части деятельности организации за период, отдельных финансовых и иных документов, частичная инвентаризация имущества Проверка всех бизнес-процессов и операций деятельности организации по данным бухгалтерского учета(отчетности) Проверка отдельных вопросов и части бизнес-процессов и операций деятельности организации по данным бухгалтерского учета(отчетности)
Виды проверок Выездная Выездная Камеральная Комбинированная
Проверка, проводимая по месту фактического расположения контролируемой организации Проверка, проводимая по месту фактического расположения контролируемой организации Проверка, проводимая по месту фактического расположения контролирующей организации Проверка, проводимая по месту фактического расположения как контролирующей, так и контролируемой организации
Формы проведения проверок Последующий контроль Текущий контроль Последующий контроль Текущий контроль Предварительный контроль
Контроль действий организации, произведенных до даты проведения ревизии Контроль действий организации, произведенных в момент проведения ревизии Контроль процессов и операций, произведенных до даты проведения проверки Контроль процессов и операций, произведенных в момент проведения проверки Проведение оперативного контроля и анализа в целях предупреждения возникновения ошибок
Список литературы:
1. Е. Л. Иванова. КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ - 160с., 2007;
2. Н.А. Лосева, И.В. Прохоров «Аудитор» № 9, сентябрь 2013 г.;
3. Рябова, М. А. Контроль и ревизия: учебно-практическое пособие / М. А. Рябова. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 148 с.;
4. А. А. Ельцин «Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет», № 5/2015, 81 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ельцина А.А. «Анализ теоретических основ государственного финансового контроля в Российской Федерации и методов его совершенствования»
В рецензируемой статье сказано, что создание предлагаемого автором всеобъемлющего и многоступенчатого механизма контрольных функций государственных и внутриведомственных уполномоченных структур способствует созданию эффективной модели государственного финансового контроля. По словам автора, схема контроля ставит перед проверяемыми организациями - распорядителями бюджетных средств задачи по повышению эффективности внутриведомственного контроля с целью минимизации рисков выявления нарушений внешними и внутренними надзорными органами. Можно согласиться, что такая позитивная позиция направлена на совершенствование методов о финансовом контроле.
Автор много уделяет внимание истории развития финансового контроля в СССР и Российской Федерации на разных этапах его существования. В работе нашли отражение многие идея теории финансового
контроля, разработанные в отечественной науке. Однако, автор постарался посмотреть на них по-новому, выстраивая собственное видение и полезность этих идей в настоящий момент. Хотя автор не упоминает многие известные труды о финансовом контроле, ему все же удается сконцентрироваться на основных цитируемых им работах, сохраняя собственную позицию.
Статья имеет элементы новизны и новаций. Автор справедливо отмечает, что в российском законодательстве отсутствует четкое закрепление требований об обязательном и одновременном проведении внутриведомственных контрольно-ревизионных мероприятий, совместно с проведением внутреннего финансового аудита.
Сделан вывод, что в результате внутриведомственный контроль, являясь структурной единицей организации, будет способствовать уменьшению количества нарушений и замечаний в работе, сводя их к минимуму. В работе утверждается, что эффективность внутриведомственного контроля заключается не в количестве выявленных нарушений, в том числе и финансовых, а в сведении их к нулю, делая предсказуемыми результаты проверок внешних и внутренних надзорных органов.
Статья написана на актуальную тему регулирования финансовых отношений, полезна в практической деятельности государственных органов и может быть рекомендована к публикации в научном журнале, включенном в список журналов, рекомендованных ВАК. Доктор юридических наук, профессор Кафедры административного и финансового права МГИМО ( Университет) МИД России
Петрова Г.В.