Научная статья на тему 'О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДОЕМОВ В СССР'

О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДОЕМОВ В СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДОЕМОВ В СССР»

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА

ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ

- — -

О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ

ВОДОЕМОВ В СССР

Т. Е. Нагибина

Главный инспектор по охране водоемов Государственной санитарной инспекции СССР

В июле 1959 г. на заседании коллегии Министерства здравоохранения СССР рассматривался вопрос о мерах по улучшению санитарного состояния водоемов в СССР. Кроме гигиенистов и практических врачей, в обсуждении вопроса приняли участие представители Госплана СССР, Академии наук СССР, головного проектного института «Водоканал-проект» и др.

Коллегия отметила, что загрязнение водоемов непрерывно возрастает количественно. Увеличивается разнообразие видов сточных вод и усложняется их состав. Если в дореволюционной России основным видом загрязнения водоемов были бытовые стоки городов и сточные воды фабрик легкой промышленности (текстильной, кожевенной), то в настоящее время основное место заняли стоки нефтеперерабатывающей, химической промышленности, предприятий черной и цветной металлургии и бумажно-целлюлозной промышленности. Количество и состав производственных стоков легко и быстро изменяются в связи с естественным ростом производства, рационализацией технологических процессов, а также в результате изменения вида продукции и т. д.

Наряду с загрязнением поверхностных вод появились и все учащаются случаи загрязнения подземных вод (в районе Дзержинска, в пойме Северного Донца, в Москве и в ряде других мест).

Если загрязнение бытовыми сточными водами наносило основной вред только населению, ставя его под угрозу эпидемических вспышек кишечных инфекций, то усиливающееся загрязнение промышленными сточными водами наряду с ограничением водопользования и неблагоприятным влиянием на санитарные условия жизни населения создало угрозу рыбному хозяйству, сельскому хозяйству, самой промышленности и другим отраслям народного хозяйства страны.

В то же время со сточными водами теряется большое количество ценйых для народного хозяйства продуктов: нефтепродуктов, ланолина, бумажного волокна, фенолов, из которых можно получать дополнительную продукцию. Например, завод мощностью 10 000 т капронового волокна в год сбрасывает со сточными водами 300 т капролактама на сумму свыше 4 млн. рублей.

В прежнее время, когда доминирующей причиной загрязнения водоемов были бытовые сточные воды городов, единственным путем устранения загрязнения была механическая и биологическая (естественная или искусственная) очистка этих сточных вод. Эти методы далеко не всегда применимы для очистки производственных сточных вод. Однако, как показывает практика, специальные методы очистки

промышленных сточных вод во многих случаях являются весьма доро гим мероприятием как при строительстве соответствующих сооружений, так и при их эксплуатации. Поэтому тогда возникает вопрос об экономии капитальных затрат, о сокращении объема строительства, об ускорении пуска предприятия, то в первую очередь, к сожалению, речь идет о целесообразности строительства очистных сооружений для обезвреживания промышленных сточных вод.

Поэтому главным направлением в борьбе с загрязнением водоемов промышленными сточными водами на современном этапе признается проведение организационно-технических мероприятий по прекращению или резкому сокращению образования сточных вод за счет изменения технологии производства, прекращения потерь со сточными водами, извлечения ценных отходов с их утилизацией. Как известно, проведение таких мероприятий может в ряде случаев не только резко сократить сброс стоков, но и дать прямую экономическую выгоду.

В прежнее время, когда основным источником загрязнения водоемов были хозяйственно-бытовые сточные воды, у нас прочно и надолго установился взгляд на охрану водоемов от загрязнения как на чисто санитарную проблему, которая должна находиться в ведении органов здравоохранения.

Охрана водных ресурсов на современном этапе уже переросла рам ки чисто санитарной проблемы, которая могла бы решаться штрафами или другими запретительными мероприятиями, и стала сложной комплексной народнохозяйственной задачей, решение которой тесно связано с использованием водных ресурсов в интересах многих отраслей народного хозяйства.

Органы санитарного надзора по своей компетенции не могут полностью осуществлять контроль за проведением необходимых мероприя тий по охране водоемов, поскольку основные мероприятия, предупреж дающие загрязнение водоемов, уже связаны с максимальным исполь зованием водооборота в технологических процессах и утилизацией ценных веществ из сточных вод. Не только для организации, но и для суж дения о возможной степени использования этих мероприятий нужны специалисты-технологи. Врач не может судить, использованы ли все возможные технические и технологические приемы по введению водо оборота или утилизации ценных веществ. Санитарный врач может и должен лишь оценить конечный гигиенически эффект проводимых технологических мероприятий по данным об улучшении санитарного состоя ния водоемов в районах ниже спуска сточных вод.

Причинами неудовлетворительного положения дела охраны водое мов от загрязнения является отсутствие представления об экономике вопроса, о действительных масштабах всей проблемы, четкого планирования средств на предупреждение и сокращение загрязненных водоемов.

Важной причиной неудовлетворительного положения с охраной водоемов является также резкое отставание научной разработки всех связанных с этим вопросов. Вместо предупреждения загрязнения, т. е своевременного разрешения всех вопросов, связанных с устранением возможности его, одновременно с разработкой технологии нового вида производства, к исследованию вопросов о степени вредности сточных вод и методов их обезвреживания приступают в ряде случаев с большим запозданием, лишь после того как загрязнение стало уже свершившимся фактом. Между тем непрерывно растут промышленность и дру гие отрасли народного хозяйства и непрерывно появляются все новые вредные вещества производственных стоков, часто совершенно нового происхождения и состава. Научно-исследовательские технологические институты, лаборатории на фабриках и заводах считают законченными работы по проектированию новых технологических процессов, новых

производств, оставляя нерешенными вопросы о количестве и судьбе образующихся стоков.

Отставание в разработке предельно допустимых концентраций новых химических веществ и методов обезвреживания стоков также отражается на ходе проектирования сооружений, лишая проектные организации отправных исходных данных для выбора схемы, типа и размеров и стоимости обезвреживания сточных вод по капитальным затратам и эксплуатационным расходам.

На заседании коллегии подчеркивалось, что органы здравоохранения не могут принять на себя ни руководство, ни контроль за проведением технологических мероприятий, направленных на ликвидацию загрязнения водоемов. Выполнение этих мероприятий должно стать обязанностью совнархозов и предприятий, а руководство и организация всего дела должны быть поручены специальному органу, с которым работники санитарного надзора будут находиться в теснейшем повседневном контакте.

За органами здравоохранения должны быть сохранены их прямые обязанности — разработка гигиенических нормативов степени чистоты водоемов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытовых нужд населения, обеспечение систематического изучения санитарного состояния водоемов с разработкой требований по ликвидации вредного влияния загрязнения водоемов на здоровье населения, действенная инициатива в постановке вопросов технической рационализации для сокращения сброса в водоемы загрязнений и оценка их эффективности, применение санкций за невыполнение санитарных требований к спуску сточных вод и пр.

Вместе с тем необходим постоянный технической контроль со стороны единого государственного органа, который мог бы компетентно оценивать проводимые мероприятия технического порядка и выдвигать технически грамотные предложения по этим вопросам.

Необходимость создания такого специального органа по регулированию использования и охраны водных ресурсов1 диктуется также тем, что, несмотря на кажущееся богатство нашей страны водными ресурсами, ряд районов' (Казахстан, Урал, Донбасс и др.), богатых сырьевыми и топливными ресурсами, испытывает острый недостаток в воде. В связи с этим уже в настоящее время между отдельными совнархозами, отраслями промышленности и предприятиями возникают конфликты из-за невозможности совместного пользования водоемами, так как каждый из этих потребителей использует водоем местнически, в своих целях.

Вместе с тем в Советском Союзе до настоящего времени отсутствует четкое общегосударственное законодательство, регулирующее использование водных ресурсов и устанавливающее порядок их охраны.

Как известно, Европейская экономическая комиссия ООН предложила своему исполнительному секретарю обратить внимание всех стран на проблему правильного использования водных ресурсов и рекомендовать непрерывно изучать ее и в 1961 г. провести международный семинар о проблемах контроля за загрязнением вод в Европе.

На заседании коллегии Министерства здравоохранения СССР рассматривались основные предложения по усилению охраны водоемов в стране. Они в основном сводятся к созданию материальной базы для осуществления мероприятий по сокращению сброса загрязнений, к созданию межведомственного специального правомочного органа, планирующего и координирующего комплексное использование и охрану водных ресурсов страны в интересах всего народного хозяйства. Признана

1 Имеется в виду или комитет по использованию и охране водных ресурсов при Совете Министров СССР и его органы на местах, или соответствующие отделы при Госплане СССР, в республиках и на местах.

необходимость более широкого общегосударственного законодательства, которое бы регламентировало важнейшие мероприятия по охране и использованию водных ресурсов. В нем должны быть четко указаны организация водного хозяйства в стране, порядок использования, учета и охраны водных ресурсов, а также ответственность за нарушение правил водопользования.

Поступила 14/Х 193» г.

"Аг •Аг

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Кандидат медицинских наук Г. М. Маргулис, М. И. Броманская

Из кафедры организации здравоохранения Ташкентского медицинского института и лечебно-санитарного объединения Орджоникидзевского района Ташкентской области

Реорганизация районного звена здравоохранения в настоящее время приняла широкое распространение. С 1956 г. Министерство здравоохранения Узбекской ССР приступило к проведению реорганизации в республике. Одним из первых в Узбекской ССР она была проведена в Орджоникидзевском районе Ташкенской области. Прошло свыше года работы лечебно-санитарного объединения в новых условиях и можно уже подвести некоторые итоги.

Орджоникидзевский район Ташкентской области отличается от других районов области своей экономикой и контингентами обслуживаемого населения. Это в основном район многопрофильного сельского хозяйства, в нем преобладает хлопководство, виноградарство. На его территории расположены научно-исследовательские институты, санатории, дома отдыха, в летнее время здесь развертывается большая сеть детских оздоровительных учреждений. Промышленное предприятие, артели и большое строительство дополняют эти картину. В районе 9 колхозов, одна РТС. Население района обслуживают районная больница на 100 коек, 6 сельских участковых больниц, 26 фельдшерско-акушерских пунктов, 5 здравпунктов и 6 колхозных родильных домов.

В районе в течение нескольких лет отмечается повышенная заболеваемость желудочно-кишечными и капельными инфекциями. Много жителей района работает в Ташкенте и Чирчике. Все это обусловливает то, что заболеваемость населения района в основном повторяет заболеваемость населения Ташкента. Это потребовало особой осторожности при перестройке работы всех звеньев здравоохранения и особенно санитарно-эпидемиологического звена.

Перестройку работы начали с ликвидации райздравотдела, так как он являлся ненужной надстройкой в системе сельского здравоохранения и был лишь промежуточным звеном между облздравотделом и районной больницей. После ликвидации райздравотдела районная больница стала организационно-методическим и административным центром всей лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работы в районе. Главный врач районной больницы стал главным врачом района, а его два заместителя непосредственно руководили лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической работой. В новых условиях главный врач района широко использовал силы и средства районной больницы, сельских участковых .больниц и всю санитарно-эпидемиологическую службу, сконцентрировав их для комплексного решения назревших вопросов, что способствовало ликвидации разобщенности и отчужденности, имевшей место между лечебными и санитарно-эпидемиологическими службами в районе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.