Научная статья на тему 'О мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих'

О мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих»

О мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих

Со времени принятия Указа Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих» прошло уже три года. Он получил активное продолжение на уровне регионов, послужил импульсом для принятия законодательных актов субъектов Российской Федерации о государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.

Вместе с тем практика показывает, что эффективной реализации этих законов сегодня в значительной мере мешает отсутствие современных механизмов взаимодействия между заказчиком (органом государственной власти) и исполнителем (высшим учебным заведением).

Не секрет, что система дополнительного профессионального образования управленческих кадров стоит на трех китах:

1) эффективной учебной программе, основанной на профессиональной компетенции соответствующей категории государственных и муниципальных служащих;

2) качественном учебно-методическом обеспечении образовательного процесса;

3) профессиональном преподавательском составе, имеющем глубокие научные знания и навыки практической работы.

Высокое качество каждого из этих элементов можно обеспечить только на основе объединения усилий вузов и органов власти всех уровней. Однако к осознанию этого простого факта большинство высших учебных заведений и представителей властных структур еще не пришло.

Реализация государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих чаще всего осуществляется сегодня по одному из двух сценариев.

В первом случае, органы власти проводят конкурсный отбор вузов, при этом, не принимая сколько-нибудь существенного участия в разработке программ обучения служащих, подборе экспертов и преподавателей для их реализации, подготовке соответствующих учебнометодических и информационно-справочных материалов.

Во втором случае, наоборот, властные структуры действуют автономно от вузов, возлагая на себя не свойственные им функции по ор-

ганизации и проведению учебного процесса. При этом учебному заведению отводится второстепенная роль. Как правило, она ограничивается вопросами предоставления материально-технической базы для проведения занятий и выдачи слушателям документов государственного образца о переподготовке или повышении квалификации.

Комплексный подход к реализации программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих в настоящее время является редкостью.

Подтверждением тому может служить выборочный социологический опрос руководителей и специалистов кадровых служб органов исполнительной власти субъектов РФ Южного федерального округа, проведенный в январе 2009 года специалистами Северо-Кавказской академии государственной службы.

Результаты опроса показали: 39 % респондентов отмечают, что возможности высших учебных заведений региона в кадровой работе, в том числе в вопросах переподготовки и повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления, используются ими не систематически; 17,6 % опрошенных не используют их вовсе.

Скептицизм экспертов, в принципе, понятен. Зачастую вузы грешат излишней академичностью, демонстрируя явную оторванность от практических потребностей органов власти. Однако вряд ли можно признать разумным аккумулирование их функций у органов власти.

Думается, что наиболее эффективный путь решения проблемы -это совместная деятельность, основанная на четком разделении полномочий при свободном информационном и кадровом обмене между вузом и органом власти.

Опыт такого сотрудничества сложился у нашей академии с Администрацией Ростовской области. В его основе лежат инновационные технологии обучения кадров. Ключевым элементом при этом выступают специализированные учебно-методические комплексы (так называемые УМК), состоящие из учебного пособия, а также электронной системы обучения и тестирования слушателей. Фактически УМК представляют собой настольную книгу специалиста по конкретным направлениям его деятельности, содержат обширный комплекс методических и информационно-справочных материалов.

Разработку УМК осуществляют временные творческие коллективы, состоящие из ученых и представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления области.

Такой подход, с одной стороны, позволяет мобилизовать для работы лучшие научные кадры из различных вузов области, с другой -

обеспечивает разрабатываемым учебно-методическим материалам требуемую прикладную направленность.

Качественное методическое обеспечение дополняется новыми формами организации учебного процесса, сочетающими очный формат обучения слушателей в вузе (лекции, круглые столы, деловые игры и т.п.) с элементами их самоподготовки (работа с материалами УМК). При этом самостоятельная подготовка слушателей ведется в дистанционном режиме с использованием возможностей специализированного информационно-образовательного интернет-портала, который доступен каждому. Хочу обратить внимание собравшихся на то, что портал разработан по заказу Администрации Ростовской области и первоначально использовался исключительно для целей обучения кадров государственного и муниципального управления области. Но полтора года назад, по решению губернатора области В.Ф. Чуба при непосредственной поддержке С. Г. Кузнецова, функции по использованию и содержательному наполнению портала были переданы безвозмездно на аутсорсинг нашей академии.

В это же время в систему повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления Ростовской области мы интегрировали еще один инновационный элемент - режим видеообучения. В результате процесс дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих области превратился в сложную, многоступенчатую схему, сочетающую в себе элементы очного, традиционного обучения слушателей с инновационными подходами к получению знаний в режиме удаленного доступа.

Применение указанной технологии обучения государственных и муниципальных служащих дает серьезный положительный эффект:

Во-первых, повышается оперативность в разработке и реализации учебных программ переподготовки и повышения квалификации кадров управления.

Во-вторых, сокращаются расходы на обучение государственных и муниципальных служащих. Экономия весьма существенна - от 5 до 15 раз.

Наконец, при неизменной материально-технической базе вуза контингент обучаемых увеличивается минимум в 10 раз.

И это не голословные заявления. Каждая из этих цифр подтверждена практикой. Приведу пример. Еще полтора года назад в СевероКавказской академии государственной службы реализовывалось всего 16 программ повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, по которым проходили обучение около 1000 государственных и муниципальных служащих Южного федерального округа. Применение инновационных технологий в 2008 году позволило увели-

чить количество программ обучения до 48, а контингент слушателей до 2,5 тысяч человек. В настоящее время у нас действует уже более 60 программ переподготовки и повышения квалификации, что позволяет в течение года обучить около 4,5 тысяч слушателей. И это без учета работы 4 наших филиалов - в Дагестане, Адыгее, Ставрополе и Пятигорске.

А вообще потенциал очно-дистанционного обучения управленческих кадров практически неисчерпаем. Такие технологии обучения персонала с успехом могут быть применены для решения проблем дополнительного профессионального образования кадров любого уровня и профиля.

В конце 2009 года в Российской академии государственной службы в Москве состоялось совещание по вопросам дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих. РАГС и ряд других высших учебных заведений презентовали там свои наработки. Наиболее прогрессивными из них были признаны образовательные технологии, аналогичные нашим.

Однако хочу сказать, что мы в этом вопросе ушли значительно дальше многих наших коллег. Тот же РАГС в течение этого года по дистанционным технологиям обучит всего 400 муниципальных служащих. У нас же эта цифра уже сегодня составляет более 3 тыс. чел.

Таким образом, используя те технологии обучения слушателей, которые в течение последних 4 лет мы разрабатывали и внедряли под эгидой Администрации Ростовской области, при поддержке со стороны членов нашего Совета, за ближайшие год-два мы могли бы создать единую систему дополнительного профессионального образования кадров государственного и муниципального управления всего Южного федерального округа, не имеющую аналогов в нашей стране.

В принципе эта система уже начала формироваться.

На Юге России действуют 2 академии государственной службы -СКАГС и Волгоградская академия, которую в нашем Совете представляет Тюменцев Игорь Олегович. Между нашими академиями заключено соглашение о применении наиболее эффективных образовательных технологий в работе друг друга.

В конце года мы с Игорем Олеговичем встречались с руководством Администрации Волгоградской области и принципиально договорились о возможностях применения информационнообразовательного интернет-портала в этом регионе.

Появилась у нас первая ласточка и среди республик. В октябре-ноябре этого года через информационно-образовательный портал прошли обучение 100 специалистов по торгам из Чеченской Республики.

Представители СКАГС были в Чечне, и я знаю, что отзывы о нашем сотрудничестве на этой основе очень хорошие. Теперь республика имеет свой раздел на портале, который без каких-либо дополнительных затрат может использоваться для обучения любых категорий слушателей из этого субъекта Федерации.

Причем сравните себестоимость разных форм обучения. Если бы занятия по данной программе проходили на базе СКАГС в обычном формате, то затраты для наших Чеченских коллег, с учетом транспортных расходов, затрат на проживание и питание составили бы порядка 45 тысяч рублей на 1 слушателя. В предложенном формате обучения затраты регионального бюджета составили 10 тысяч рублей на человека. Согласитесь, в условиях финансового кризиса - это немаловажный показатель.

Поэтому, я совместно со своим коллегой, ректором Волгоградской академии государственной службы, хотел бы просить членов Совета поддержать нашу инициативу о создании Региональной системы дополнительного профессионального образования кадров государственного и муниципального управления Юга России на базе тех технологий, которые отработаны у нас с Администрацией Ростовской области. И с этой целью хотел бы предложить провести в начале года на базе СКАГС семинар-совещание по проблеме реализации государственного заказа субъектов РФ на обучение государственных и муниципальных служащих в 2010 году с участием руководителей органов по управлению государственной гражданской службой субъектов РФ ЮФО.

Мне думается, что именно за такими технологиями обучения управленческих кадров будущее. И нашему округу пальму первенства здесь нельзя упускать.

Хотя если быть справедливым до конца, нужно признать, что есть в этой схеме и один уязвимый элемент. Это профессиональный уровень самих преподавателей, осуществляющих подготовку государственных и муниципальных служащих.

Представители высшей школы, как правило, опираются на глубокие научные знания, но при этом часто демонстрируют отсутствие элементарных практических навыков в конкретных предметных областях.

На это обратил особое внимание Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года. Он заявил о том, что один из сдерживающих факторов экономического развития Северного Кавказа - низкое качество образования, особенно вузовского, В этой связи надо принять меры по подготовке и повышению квалификации преподавателей как вузов, так и школ. Президент поручил организовать их стажировки в крупнейших

вузах России и за рубежом, задействовав для этого и президентскую программу подготовки управленческих кадров. Поручение Президента страны укрепило нас в правильности избранного нами пути в работе с преподавательскими кадрами.

Между тем, за последние годы управленческая практика шагнула далеко вперед. В некоторых органах власти сосредоточен огромный инновационный потенциал, изучение которого следует положить в основу учебного процесса в вузах.

Сегодня есть чему учиться не только государственным и муниципальным служащим, но и профессиональным преподавателям.

У себя в Академии эту работу мы пытаемся поставить на системную основу уже второй год. С этой целью в СКАГС разработан и реализуется проект по повышению эффективности дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров Академии.

Приказом ректора утверждено Положение о повышении квалификации и стажировке профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений СКАГС. Оно основывается на нормах действующего федерального законодательства в этой сфере и предполагает, что каждый преподаватель минимум 1 раз в 5 лет обязан пройти повышение квалификации с элементами стажировки.

Для того чтобы эффективно увязать повышение квалификации в вузе со стажировкой на базе органов власти, нами используется механизм, суть которого заключается в следующем:

1. На первом этапе на основе индивидуальных планов профессионального развития преподавателей, утвержденных на заседаниях кафедр, формируется Программа профессионального развития работников СКАГС, рассчитанная на 5 лет.

2. Далее Академия заключает соглашения с вузами, реализующими программы повышения квалификации по направлениям, предусмотренным Программой профессионального развития работников СКАГС.

3. Совместными усилиями вузов, заключивших соглашение, разрабатываются адаптированные учебные программы, включающие в себя модуль теоретической подготовки преподавателей и модуль их стажировки.

4. Базой для проведения стажировки выступают органы государственной власти и местного самоуправления, участвующие в проекте в качестве третьей стороны заключенного соглашения.

5. По итогам успешного освоения учебной программы и выполнения программы стажировки принимающий вуз выдает преподавателю СКАГС удостоверение или свидетельство о повышении квалификации.

Таким образом, педагогические кадры, осуществляющие подготовку государственных и муниципальных служащих, получают возможность систематически обновлять свои теоретические знания, а также осваивать современные методы и технологии работы органов власти.

На выходе мы получаем профессионально подготовленного преподавателя, обладающего новыми знаниями и навыками работы в системе государственного и муниципального управления и, как следствие, повышение качества профессионального образования самих государственных и муниципальных служащих.

Для того, чтобы стимулировать преподавателей к обновлению своих знаний и навыков, в академии разработана и действует соответствующая система их поощрения.

На наш взгляд, практику систематических стажировок преподавателей академий государственной службы целесообразно возвести в ранг обязательной.

А способствовать этому могло бы закрепление в рамках Указа Президента Российской Федерации о дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих нормы, в соответствии с которой к работе с государственными служащими следует допускать только тех преподавателей, которые прошли повышение квалификации и стажировку по предложенной схеме.

Я думаю, что этот принцип полностью отвечает идеологии повышения профессионального уровня преподавательских кадров, заложенной в послании Президента Федеральному Собранию, и самое главное мог бы стать реальным правовым механизмом решения указанной проблемы.

За последние два года профессиональную стажировку прошли 64 преподавателя СКАГС. В настоящее время нашими основными партнерами в этой работе, выступают органы государственной власти и местного самоуправления Ростовской области. Но Академия могла бы командировать своих специалистов и в другие регионы ЮФО. Если для вас, уважаемые коллеги, это представляет интерес, то мы с успехом могли бы посотрудничать и в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.