высокий уровень обучение работников кадровых служб, преподавателей общеобразовательных учреждений и профсоюзных кадров и улучшить их информационное обеспечение.
Профессиональные организации трудящихся всего цивилизованного мира, завоевавшие понимание во всех цивилизованных странах мира и имеющие более чем вековую историю (профсоюзам России в 2005 году исполняется 100 лет, профсоюзному движению на Дону, ростовским профсоюзам в 2003 году исполнилось 55 лет) преследуют единственную цель - сохранение социального мира в обществе, недопущение гражданских и национальных взрывов, обеспечение справедливого вознаграждения за осу-
1
ществленный труд и социальную справедливость.
Не преследуя политических амбиций, не желая встать во главе той или иной политической силы, профсоюзы могут в нашем сложном регионе сыграть роль арбитра или связующей стороны, которая объединит простые экономические и чисто человеческие, справедливые требования и чаяния народов Северного Кавказа, чтобы лучше и проще жилось всем простым работникам и работницам, чтобы проще жилось их детям и старикам.
Перемены в экономической сфере и ее ориентация на рыночную экономику будут осуществляться в ожидаемом направлении только при условии, если будут удовлетворяться нужды наших граждан в области социального развития и потребности, возникающие у самих жителей и если используемые формы и методы будут удовлетворять требованиям социальной защиты людей, с одной стороны, и процветанию предприимчивых слоев населения с другой. А в этом и есть задача социальной и кадровой политики нашего региона.
Бабанов А.Б., к.э.н., доц. СКАГС Овакимян М.А., к.э.н., доц. СКАГС
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ И КАДРОВАЯ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
Конституция как основной закон Российской Федерации содержит ряд норм, определяющих место и роль местного самоуправления в системе власти в государстве. Они составляют конституционную основу местного самоуправления.
• В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление;
• Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
• Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления;
• Через органы местного самоуправления народ осуществляет принадлежащую ему суверенную власть;
• Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
По материалам российско-германской научно-практической конференции «Профсоюзы и демократия». Сентябрь 2004 г., Ростов-на-Дону.
• Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст.1 Конституции РФ, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ор-
1
ганы государственной власти и органы местного самоуправления .
Положение, указывающее на то, что Россия есть демократическое государство, то есть государство власти народа, не обеспечено эффективным механизмом реализации, к основным видам которого относятся экономический, правовой и административный. Раскрывая положения п.4 ст.3 Конституции РФ, отметим положение о том, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Следовательно, на всех уровнях осуществления власти в России она должна быть народной (демократической). На наш взгляд, это подтверждает, что механизм осуществления власти народом через органы местного самоуправления является составной частью механизма государственного управления. Обособление же органов местного самоуправления от системы органов государственной власти необходимо лишь для более четкого разграничения предметов ведения и полномочий, а также распределения ответственности между уровнями государственной власти, однако замысел законодателя не удался и на местах обособление системы органов государственной власти и местного самоуправления привело к частичной «суверенизации» органов местного самоуправления, которые превратились в «удельные княжества». Неправильная трактовка положений Конституции привела к нарушению единого правового пространства России (на местах многие нормативные акты стали противоречить Конституции и федеральным законам).
Россия, став членом Совета Европы, ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, которая стала составной частью российского законодательства. Следует отметить, что в основу хартии положен принцип, который гласит: «вопросы, которые можно решать на низовых уровнях управления, нет смысла передавать наверх». Местному населению важно доверять как можно больше управленческих задач, а вмешательство государства целесообразно лишь там, где без него не обойтись, т.е. «осуществление государственных полномочий, как правило, должно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам». Однако данный принцип в России не удалось реализовать. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 1995 году, так и не стал реально действующим законом не столько по причине плохого качества, сколько из-за непонимания населением в первую очередь своей роли в системе государственной власти и отсутствия правовых механизмов реализации многих передовых его положений. Свою роль сыграло и противодействие местной власти «навязываемому и чуждому» для России закону, привычка работать по старому, консерватизм и т.д. Среди фундаменталь-
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
ных проблем, которые предстоит решить в самое ближайшее время, можно выделить следующие:
а) внутренняя несогласованность, неполнота и бессистемность законодательства о местном самоуправлении;
б) несоблюдение законодательства о местном самоуправлении на всех уровнях власти;
в) отсутствие на практике четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
г) отсутствие обеспеченной ресурсами финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
д) дефицит квалифицированных муниципальных кадров, не эффективный и зачастую формальный кадровый резерв, сформированный на местах;
е) несовершенство судебной защиты местного самоуправления и т.д.
Такое состояние местного самоуправления вызвало необходимость
принятия более действенного закона.
В современной России назрела необходимость установления общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, особенно актуально сделать их действенными, важно четко определить государственные гарантии осуществления самоуправления. Местное самоуправление должно стать «де-факто» формой осуществления народом своей власти. Необходимо разработать правовой механизм самостоятельного и под свою ответственность решения населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, отметим, что такая деятельность может осуществляться только в пределах, установленных законом. По нашему мнению, государство, осуществляя мероприятия по развитию местного самоуправления, должно постараться создать систему, обеспечивающую учет интересов населения, сложившихся исторических и иных местных традиций в реализации различных моделей местного самоуправления.
Основой реформы местного самоуправления в современной России является изменение принципа формирования территориальной основы организации местного самоуправления: переход от административно-
территориального принципа формирования муниципальных образований к поселенческому. Интересна трактовка экономических и правовых механизмов территориальной основы формирования местного самоуправления в условиях реализации поселенческого принципа их организации в новом законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.).
Как известно, функционирование органов власти осуществляется в рамках определенных территориальных единиц, их статус зависит от формы государственного устройства. Разграничение территории государства на территориальные единицы, в которых осуществляется функционирование власти, определяется в науке как административно-территориальное деление.
Местное самоуправление будет осуществляться на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах. В городах федерального значения Москве и Санкт-
Петербурге в соответствии с уставами этих городов и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление может осуществляться в границах внутригородских территорий.
Весьма нетривиальной представляется трактовка в новом законе проблемы определения границ муниципальных образований. Территориальные границы муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, указанными в статьях 11, 12 и 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При определении размеров и границ территорий муниципальных образований законодатель, однако, не учитывает такие важные показатели как ресурсная обеспеченность, наличие социально-экономических и правовых условий и возможностей для реализации прав и свобод человека и гражданина на данной территории, повышения уровня жизни населения обладает ли территория потенциалом для дальнейшего совершенствования и развития.
Особый интерес вызывают критерии выделения малонаселенных территорий, которые определены в Федеральном законе. Законодатель к малонаселенным территориям относит территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения которых более чем в 3 раза ниже средней плотности сельского населения Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, частей территорий субъектов Российской Федерации, которые относятся к малонаселенным территориям, определяется Правительством Российской Федерации и не может изменяться более чем один раз в 5 лет.
Анализ положений закона только в сфере территориальной организации местного самоуправления подтверждает тезис о существующих даже в новом законе недостатков. К сожалению, местное самоуправление в России как право граждан лишь интересно с позиций реализации частных или корпоративных интересов в политической борьбе. В то же время современной России необходим действенный эффективный механизм осуществления самоуправления как основа правового государства и построения гражданского общества, как одно из важных условий обеспечения эффективности и конкурентоспособности страны.
В условиях реформирования местного самоуправления не менее значимой, актуальной становится проблема кадрового обеспечения муниципальных органов власти. Обусловлено это как довольно низким уровнем профессиональной подготовки кадров действующих органов местного самоуправления, так и будущим массовым пополнением муниципальной службы за счет людей, не имеющих опыта работы во властных структурах. Следует учесть, что реформа будет осуществляться именно рядовыми муниципальными служащими и от того насколько качественно они подготовлены зависит судьба выше обозначенной реформы.
Практика последних лет показывает, что низкий профессиональный уровень муниципальных служащих, отсутствие у многих из них необходимых знаний и профессиональных навыков и, соответственно, низкая
эффективность принимаемых ими управленческих решений приводят к потере авторитета органов местного самоуправления в глазах населения, а следовательно, к повышению социальной напряженности в обществе.
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2003 г. общее количество муниципальных служащих в России составляло порядка 280 тысяч. Из них высшее образование имели не более 56%. При этом 5,5% муниципальных служащих вообще не имели профессионального образования.
Подавляющая часть муниципальных служащих не обладает достаточными знаниями в области управления, экономики, права. Сегодня не более 49% муниципальных служащих имеют высшее гуманитарное образование, из них только 2,8% - образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», 6,2% - юридическое, 20,7% - экономическое и управленческое образование.1
Современная реформа муниципальных образований требует грамотных, профессиональных и социально ответственных муниципальных руководителей.
Такая сложная и многоаспектная цель реформы актуализирует решение ряда задач, одной из основных представляется повышение теоретического уровня подготовки по следующим направлениям: экономика, право, управление, современные компьютерные технологии.
В современной России имеют место ограничения, связанные с образованием и стажем работы по специальности в той или иной мере, в зависимости от категории должностей муниципальной службы. Следовательно, актуальной представляется задача исполнения законодательства в сфере кадрового обеспечения муниципальной службы. Так например, для высших, главных, ведущих и старших муниципальных должностей необходимо наличие высшего профессионального образования по соответствующей специальности или образование, считающееся равноценным. Для главы муниципального образования, руководителя представительного органа и его заместителей, а также глав администрации населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, это требование не обязательно. Для младших муниципальных должностей достаточно среднее профессиональное образование по специализации государственных или муниципальных должностей или равноценное образование. Для этой категории должностей не предъявляются требования к стажу. Для остальных категорий муниципальных служащих для занятия должностей необходимо наличие стажа не
Игнатов В.Г., Кузнецов С.Г., Колесников В.А., Рудой В.В., Буров А.В. Муниципальная реформа и актуальные проблемы ее проведения. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. С.56.
менее двух лет работы на должностях, расположенных на одну ступень ниже или стаж работы по специальности не менее трех лет.
Весьма интересным представляется механизм поступления на муниципальную службу. Оно осуществляется в порядке назначения или по конкурсу. Кроме обычно предъявляемых, при поступлении на работу заявления, паспорта, трудовой книжки и диплома об образовании, при устройстве в орган местного самоуправления представляются сведения об имущественном положении и медицинское заключение о состоянии здоровья. Для лица, впервые поступающего на муниципальную службу, может быть установлен испытательный срок. Если испытание не выдержано, работник может быть переведен на другую должность или уволен. В случае продолжения работы после окончания испытательного срока, испытание считается выдержанным.
При наличии вакансий в органе местного самоуправления, его руководитель назначает конкурс на замещение должности. Желающие участвовать в конкурсе подают документы и заявление на имя руководителя органа муниципального образования. По окончании срока подачи документов, они рассматриваются конкурсной комиссией, состав которой утверждается председателем представительного органа или главой администрации. На основании документов об образовании, о стаже трудовой деятельности, рекомендаций, результатов тестирования комиссия оценивает качества претендентов на муниципальную должность и принимает решение, которое передается
1
руководителю органа для издания приказа о назначении на должность.
Для поддержания надлежащего уровня квалификации, определения уровня подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности в органах местного самоуправления один раз в 2-4 года проводится аттестация, порядок и условия которой закрепляются в положении об аттестации, утверждаемом руководителем соответствующего органа. По результатам аттестации аттестационная комиссия дает служащему одну из трех оценок:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии улучшения
службы и выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
- не соответствует занимаемой должности.
В последнем случае служащий направляется на повышение квалификации или переводится на низшую должность. В случае отказа от повышения квалификации или перевода, служащий в течение двух месяцев со дня аттестации должен быть уволен.
Применительно к вопросу о повышении квалификации следует руководствоваться утвержденными приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 г. N 1221
«Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образо-
2
вательных программ» .
1 См.: ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.1998.№2. Ст. 224.
2 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
1997.N 15.
Согласно «Требованиям», повышение уровня профессиональной подготовки может осуществляться в трех формах. Это собственно повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка.
Направление на повышение квалификации практикуется не только в отношении низкоквалифицированных служащих. Этой процедуре по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, подвергаются все муниципальные служащие. В зависимости от должности руководителем муниципального органа устанавливаются различные сроки и формы повышения квалификации. Это могут быть и заочные курсы и очные формы в системе высшего профессионального и дополнительного образования. При направлении служащего для переподготовки и повышения квалификации в другую местность, ему за счет местного бюджета возмещаются все расходы, сохраняется денежное содержание за весь период обучения.
Повышение квалификации и переподготовка муниципальных служащих, как и право участия в конкурсе на замещение вакантных должностей, являются составляющими правового положения работников органов местного самоуправления.
При осуществлении повышения квалификации следует учитывать базовые требования к содержанию профессиональных образовательных программ: соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;
преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;
ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;
совместимость программ профессионального образования по видам и срокам;
соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам; соответствие принятым правилам оформления программ; соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.
Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.
Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных образовательных программах требований профессиональной части стандартов.
Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций:
в принципах обучения (модульность, обучение "до результата", вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);
в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторских занятий);
в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.);
в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).
Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.
В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.
Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебный план, учебно-тематический план, учебная программа.
Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.
Примерный учебный план отражает: цель обучения; категорию обучаемых (занимаемая должность); продолжительность обучения (согласно нормативным документам); форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы); режим занятий (количество часов в день); перечень разделов и дисциплин; количество часов по разделам и дисциплинам; виды учебных занятий; формы аттестации и контроля знаний.
Примерный учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: описание тем, разделов; виды учебных занятий (лекций, практические, игровые занятия и др.); количество часов, отводимых на различные виды занятий; формы и виды контроля.
Примерная учебная программа предусматривает: введение, перечень тем; реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности); наименование видов занятий по каждой теме; методические рекомендации по реализации учебной программы; список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, видеолекций, лазерных дисков и др.).
Содержание программ должно отражать установленные положения и нормативы по организации различных видов дополнительного профессионального образования.
Интересным представляется механизм организации повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.
Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности муниципальных служащих. Периодичность повышения квалификации регулируется нормативными актами и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Повышение квалификации может осуществляться как краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения
профессиональных навыков, самостоятельное обучение, обучение по инди-
1
видуальным программам .
Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).
Профессиональная переподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения.
Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.
Освоение программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.).
Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают диплом о профессиональной переподготовке.
Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации или учреждения, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:
- самостоятельную теоретическую подготовку;
- приобретение профессиональных и организаторских навыков;
- изучение организации и технологии производства, работ;
- непосредственное участие в планировании работы организации;
- работу с технической, нормативной и другой документацией;
- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера)2;
- участие в совещаниях, деловых встречах и др.
По результатам прохождения стажировки стажеру выдается документ о краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения.
Развитие любого социального института всегда сопровождается неизбежным противостоянием стабильности и перемен, что само по себе выступает сложной социальной проблемой. Проводимая административная реформа, а в ее рамках муниципальная, должна в полой мере учитывать интересы муниципалитетов, при этом сохраняя синхронность
См. ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.1998.№2. Ст. 224.
2 Там же.
институциональных изменений. С другой стороны представители муниципалитетов должны обладать профессионализмом во многих сферах общественной жизни. Именно профессионализация выполнения функций характеризует развитость института муниципальных образований.
Уже в настоящее время ощущается кадровый голод в рядах не только федеральных и региональных органов, но самого низшего звена -муниципалитета. Президент РФ Путин В.В., выступая с Посланием ФС РФ в 2003 г., отметил, что, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод.
Так, намеченная муниципальная реформа существенным образом увеличит количество муниципальных образований. Например, только в Ростовской области произойдет увеличение с 55 до 480 муниципальных образований. Естественно, что большинство новых руководителей не имеют представления об экономико-правовых основах управления.
Данную задачу на местном уровне предстоит решать вузам, работающим на региональном рынке образовательных услуг. Одним из таких вузов является Северо-Кавказская академия государственной службы.
В настоящее время СКАГС, как и все региональные академии, рассматривает заявки на целевой прием, поступившие от органов государственной власти и органов местного самоуправления, в пределах квот, устанавливаемых Российской академией государственной службы. Эти квоты, естественно, не покрывают всей потребности в подготовке муниципальных кадров. Кроме того, большинство муниципалитетов не имеют возможности повышать квалификацию своего руководящего состава по причине отсутствия финансового обеспечения.
Цель реализуемого СКАГС проекта - организация комплексного повышения квалификации муниципальных служащих с использованием как традиционных методов обучения - лекции, семинары, проведение конференций, так и современных, с использованием форм дистанционного образования и средств интерактивного обучения.
Предполагаемая цель предусматривает решение следующих задач, которые могут быть сформированы по направлениям:
- повышение социально-экономических, правовых компьютерных знаний, умений и навыков муниципальных служащих для повышения эффективности их работы.
- информационная поддержка местного самоуправления и создание благоприятных условий для стабильной социально-политической обстановки в муниципальных образованиях;
- совершенствование системы подготовки научно-методического обеспечения муниципальных образований для их эффективного функционирования;
- правовая экспертиза существующей нормативно-правовой базы и создание необходимых предпосылок для формирования на этой основе собственной нормативной правовой базы муниципальных образований;
- выработка и теоретическое обоснование механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной власти.
Непродуманная кадровая политика в период системных трансформаций на всех уровнях власти привела к тому, что вместо эффективного и профессионального резерва страна получила кадровый голод на местах.
Таким образом, система кадрового обеспечения местного самоуправления в условиях современной муниципальной реформы не является целостной. На наш взгляд, государственная политика подготовки муниципальных служащих должна быть ориентирована на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
В долгосрочном плане (5 и более лет) речь должна идти о подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления преимущественно на целевой контрактной основе с обязательным трудоустройством выпускников в органах местного самоуправления.
Среднесрочная перспектива (3 года) ориентирована на профессиональную переподготовку уже занятых в системе государственного управления и местного самоуправления служащих и резервистов, претендующих на замещение новых должностей муниципальной службы.
Краткосрочная перспектива - массированные потоки курсов повышения квалификации и семинаров по проблемам местного самоуправления, и прежде всего по актуальным проблемам переходного этапа муниципальной реформы (как на базе профильных вузов, так и с выездом преподавателей и специалистов-практиков в муниципальные образования).
Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.
Формирование условий для кадрового обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, повышения социальной ответственности муниципальных служащих в соответствии с целями реализации реформы местного самоуправления, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., делает необходимым непрерывное обучение муниципальных служащих. Северо-Кавказская академия государственной службы планирует существенное увеличение институтов и объема комплексного повышения квалификации муниципальных служащих.
Следует, на наш взгляд, повысить ответственность региональных и федеральных органов государственной власти за размещение и финансирование государственного заказа на целевую подготовку и переподготовку кадров муниципальной службы. Первоочередное внимание при этом важнот уделить переподготовке резерва кадров для замещения муниципальных должностей во вновь формируемых органах местного самоуправления городских и сельских поселений.
На муниципальные органы целесообразно возложить ответственность за проведение краткосрочных семинаров по актуальным проблемам местного самоуправления за счет средств местных бюджетов. Эти семинары не решат существа вопроса, но позволят ознакомить муниципальных служащих и их
кадровый резерв с технологиями решения конкретных проблем местного самоуправления, новыми позитивными наработками в этой сфере.
Обретя статус муниципальных образований, сельсоветы и поселковые советы существенно расширят круг своих полномочий, что потребует увеличения штатной численности органов местного самоуправления данных муниципальных образований. В случае придания сельсоветам и поселковым советам статуса поселений в штат каждого поселенческого органа местного самоуправления необходимо будет ввести дополнительные должности юриста, специалистов в области бюджетного планирования, благоустройства территории, имущественных и земельных отношений. Это актуализирует две проблемы:
1. В малочисленных поселениях достаточно сложно найти специи-алистов, имеющих высшее образование, соответствующее профилю выполняемой в органах местного самоуправления работы (профессиональных юристов, финансистов, экономистов и т.д.).
2. Подготовка данных специалистов требует значительных средств. Однако подавляющая масса муниципальных образований в Российской Федерации являются дотационными. Поэтому они не имеют возможности для полномасштабного финансирования затрат на обучение персонала1.
Преодоление перечисленных выше противоречий в рамках сложившейся системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих невозможно. Нужна комплексная государственная программа подготовки кадров в области государственного и муниципального управления. В рамках этой программы за каждым уровнем власти должны быть закреплены строго определенные задачи, исходя из уровня его финансового обеспечения.
Отбор участников проектов и программ переподготовки и повышения квалификации должен проводиться на конкурсной основе. Первоначально особое внимание необходимо уделить руководящему составу муниципальных образований, т.к. знания, навыки и умения, полученные в стенах академии, помогут более грамотно и эффективно управлять процессами построения самодостаточного, ведущего деятельность на основе собственной ресурсной базы, муниципального образования.
Подобный расклад планируемых услуг определен профессиональной специализацией будущих слушателей. Так, большинство слушателей уже прошедших переподготовку не имеют специального экономического, юридического образования и не владеют современными социальными технологиями. Конечно, наличие сельскохозяйственного, технического и педагогического образования не означает профессиональной непригодности руководителя муниципального образования. Более того, он должен быть специалистом, хорошо разбирающимся в базовых отраслях производства своей местности. Но практика показывает, что сегодня крайне необходимы знания в области права, управления и экономики.
Так, например, согласно данным, полученным в ходе социологического опроса, проведенным информационно-социологическим центром СКАГС,
Игнатов В.Г., Кузнецов С.Г., Колесников В.А., Рудой В.В., Буров А.В. Муниципальная реформа и актуальные проблемы ее проведения. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004. С.57
чиновникам не хватает правовой - 32,5%, финансово-экономической - 16,6%, специальной служебной информации - 16,6%. 15% заявили, что им необходима дополнительная подготовка по компьютерным технологиям. Так, профессиональная переподготовка не проводилась за последние 3 года у 38%, а всего однажды - у 23% муниципальных чиновников.
Почти половина (45,4%) респондентов высказали пожелания - проводить плановое повышение квалификации не реже одного раза в два года, т.к. среди чиновников профессионализм, как фактор, влияющий на служебный рост стоит на первом месте. На наш взгляд, приоритетными формами повышения квалификации должны стать краткосрочные курсы с отрывом от производства, нацеленные на слушателей из регионов и краткосрочные курсы без отрыва от рабочего места. Эффективность приведенных форм обучения подтвердилась и данными социологического опроса. Так на вопрос об эффективности видов профессиональной переподготовки ответы распределились следующим образом - краткосрочные семинары по актуальным проблемам -36,6 %, традиционные формы обучения - 32,9%, профессиональное консультирование с использование 1п1егпе1 -12,8%.
С 2006 г. муниципальные образования получат большую финансовую самостоятельность, что позволит направлять на курсы повышения квалификации служащих, исходя из собственных предпочтений.
С другой стороны обучение муниципальных служащих, в системе преобразований местного самоуправления может оказаться не первоочередной задачей.
Поэтому, на наш взгляд, следует включать переподготовку государственных и муниципальных служащих обязательной расходной строкой в бюджеты и сметы, что позволит на постоянной основе осуществлять повышение квалификации не реже одного раза в год. Регулярное повышение квалификации поможет сформировать профессиональный кадровый резерв муниципальных служащих, способный повысить эффективность социальноэкономической адаптации населения муниципальных образований в условиях осуществляемых реформ в современной России.
В долгосрочной перспективе проект обеспечит формирование системы непрерывного образования и повышения квалификации муниципальных служащих. В регионе будет достигнута цель - повышение эффективности работы муниципальных служащих в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление станет более открытой системой, вследствие чего повысится доверие населения к муниципальной службе в целом.
Программа позволит подготовить кадры, способные к разработке и реализации программ, проектов, технологий повышения уровня и качества жизни населения, реализации принципов демократического, правового государства. Высокий профессионализм муниципальных служащих, их компетентность в социально-экономических вопросах, умение адаптироваться к меняющимся условиям, владение современными технологиями обеспечит условия для экономического роста, эффективности и конкурентоспособности муниципальных образований.
Социальный эффект выразится в снижении социальной напряженности, повышении доходов и уровня жизни граждан, усилении правопорядка, повышении информированности населения в регионах.