О мерах по поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Узбекистан в 2022-2026 годах
Ойбек Отабекович Хамраев Надира Викторовна Юлдашева Ташкентский финансовый институт
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы социально-экономической значимости развития малого и среднего бизнеса в стране, важности государственной поддержки данной сферы, основные показатели субъектов малого бизнеса по отраслям экономики, направления деятельности государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности Республики Узбекистан, основные меры по поддержке малого и среднего бизнеса в условиях реализации стратегии Нового Узбекистана.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, гибкость и мобильность малого бизнеса, государственная поддержка субъектов предпринимательства, государственной фонд поддержки предпринимательской деятельности, льготы среднему бизнесу, меры по поддержке малого и среднего бизнеса
On measures to support small and medium sized businesses in the Republic of Uzbekistan in 2022-2026
Oybek Otabekovich Xamrayev Nadira Viktorovna Yuldashyeva Tashkent Institute of Finance
Abstract: This article discusses the issues of the socio-economic significance of the development of small and medium-sized businesses in the country, the importance of state support for this area, the main indicators of small businesses by sectors of the economy, the activities of the State Fund for Supporting Entrepreneurial Activities of the Republic of Uzbekistan, the main measures to support small and medium-sized businesses in the context of the implementation of the strategy of New Uzbekistan.
Keywords: small and medium-sized businesses, flexibility and mobility of small businesses, state support for business entities, the state fund for supporting entrepreneurship, benefits for medium-sized businesses, measures to support small and medium-sized businesses
Развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание со стороны государства. Поскольку данные виды бизнеса характеризуется достаточно быстрой оборачиваемостью незначительного по объему капитала, они составляет основу существования среднего класса в развитых экономиках.
Так выступая на открытом диалоге с предпринимателями глава государства Ш.Мирзиёв отметил «Мы вступаем в очень важный и решающий этап на пути построения нового Узбекистана. Ваш самоотверженный труд, инновационное мышление и подход сегодня важны как никогда, и я верю, что в этом отношении вы подадите пример представителям всех сфер».
Одним из ключевых приоритетов, которые определяют стратегию экономической безопасности на современном этапе, является развитие малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство на сегодняшний является одним из ведущих секторов и определяет качество и динамику экономического роста, качество и структуру валового регионального продукта (а также и валового внутреннего продукта). [1]
Участвуя в социально-экономическом развитии региона, малое и среднее предпринимательство обеспечивает его конкурентоспособность и стабильность, что, в конечном счете, является неотъемлемой частью обеспечения экономической безопасности региона. Малое и среднее предпринимательство имеет мощный потенциал, и если опираться на него, то все потребности общества можно удовлетворить полно и своевременно. [2]
Государственная политика в области финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства занимает отдельное место в управлении экономикой страны.
Рис. 1. Роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона
В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП страны достигает 70%. Необходимо всемерно поощрять деятельность малых предприятий, как это делается в большинстве развитых стран. На рисунке 1 наглядно отражена роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона.
Для успешного развития экономики страны государству необходимо оказывать помощь малому и среднему предпринимательству, так как они являются активными субъектами рынка страны. Связано это с тем, что малый и средний бизнес в отличие от крупных компаний имеют недостаточно собственных возможностей для своего развития.
По данным Госкомстата, в нашей республике по состоянию на 1 октября 2022 года количество субъектов предпринимательства (без учета фермерских и дехканских хозяйств) составило 513 333 ед., увеличившись в 2 раза по сравнению с 2018 годом. [3] Ниже в таблице 1 представлены основные показатели малого бизнеса и частного предпринимательства в отраслях экономики в процентах к общему объёму за 2020-2022 гг. [4]
Таблица 1
Основные показатели малого бизнеса и частного предпринимательства в отраслях экономики в процентах к общему объёму за 2020-2022 гг.
Показатели 2020 2021 2022 (II кв) 2022 (III кв) 2022 (IV кв)
ВВП 55,7 54,9 50,5 52,8 51,8
Промышленность 27,9 27,0 23,2 24,2 25,9
Строительство 72,5 72,4 74,9 73,8 71,6
Занятость 74,5 74,4 74,8 74,6 74,9
Экспорт 20,5 22,3 17,6 27,4 29,5
Импорт 51,7 48,7 44,7 48,8 49,4
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 9 июня 2022 года подписал Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности». Согласно документу, с 1 июля Госфонд поддержки предпринимательской деятельности предоставляет компенсации на срок до 3 лет для покрытия части процентов сверх основной ставки Центрального банка (но не более 30% от ставки) по кредиту и лизингу, выделяемых на проекты малого бизнеса. Сумма кредита не должна превышать 5 млрд сумов, а процентная ставка по нему - 1,5-кратный размер основной ставки ЦБ.
Фонд также предоставляет поручительство малым предприятиям по кредитам банков. Сумма поручительства - 50% от кредита, размер которого не должен превышать 2,5 млрд сумов.
В целях совершенствования системы привлечения населения к предпринимательству и последовательного продолжения осуществляемых
реформ по развитию предпринимательства основными направлениями деятельности Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности в направлении поддержки субъектов малого предпринимательства определены следующие, как показано ниже на рис. 2.
Рис. 2. Основные направления деятельности Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности в направлении поддержки субъектов малого предпринимательства До 1 января 2025 года фонд также сможет предоставить поручительство на сумму до 75% от кредита, размер которого не должен превышать 2,5 млрд сумов. На его получение могут рассчитывать ведущие малые предприятия, закреплённые за махаллями для содействия в развитии малого бизнеса и семейного предпринимательства на основе кооперации в отдалённых и труднодоступных районах и районах с избытком трудовых ресурсов, а также на проекты развития надомного труда.
Компенсации и поручительства фонда предоставляются для кредитов и лизинга, оформленных исключительно в национальной валюте.
Финансовая помощь применяется исключительно к одному проекту одного предпринимателя. При полном погашении задолженности по кредиту, на который распространяется договор, предприниматель вправе повторно обратиться в фонд. [5]
22 августа Шавкат Мирзиёев провел открытый диалог с предпринимателями. В ходе диалога глава государства обозначил пять основных направлений и выдвинул множество инициатив по каждому из них, которые схематично представлены ниже на рис. 3.
Рис. 3. Пять основных направлений по поддержке малого и среднего бизнеса в
2022-2023 гг.
1 направление - внедрение отдельных подходов к поддержке предприятий путем разделения их на категории. В первом направлении определено внедрение отдельных подходов к поддержке предприятий путем разделения их на категории.
В частности, предприятия с годовым оборотом до 1 миллиарда сумов будут относиться к категории микробизнеса, до 10 миллиардов сумов - к малому бизнесу, до 100 миллиардов сумов - к среднему бизнесу. [6]
Исходя из этого, с 1 января 2023 года для микробизнеса вместо действующих ставок налога с оборота - от 4% до 25% - будет введена единая налоговая ставка в 4%.
При этом сохранятся действующие ставки в 1% и 2% для предпринимателей в отдаленных районах и отдельных категорий. При добровольной уплате 20-30 млн сумов в год, они будут освобождены от обязанности вести и представлять в налоговые органы бухгалтерский учет.
Предприятия второй категории, то есть оборот которых превысил 1 млрд сумов и которые перешли на общий порядок уплаты налогов (НДС и налог на прибыль), в течение года будут платить в 2 раза меньше налога на прибыль.
Президент указал на необходимость увеличения числа быстрорастущих предприятий среднего бизнеса с нынешних 3500 до 10 тысяч. Для этого с 1 января 2023 года для среднего бизнеса будут предоставлены следующие льготы, как представлено на рис. 4.
Рис. 4. Льготы, которые будут предоставлены среднему бизнесу в Узбекистане
в 2023 году
2 направление - создание благоприятной системы финансирования. С этой целью на проекты малого бизнеса будет выделено 20 триллионов сумов. Кроме того, коммерческие банки будут привлекать для этих целей средства международных финансовых организаций.
Возможности Фонда предпринимательства по предоставлению поручительства будут увеличены в два раза. В результате не менее 15 тысяч предпринимателей смогут решить вопрос с залоговым обеспечением по кредитам.
3 направление - рассмотрен вопрос о внедрении особых подходов для бизнеса исходя из условий районов и городов. Кредит - это только один аспект проблемы. Бизнес нуждается в инфраструктуре и гарантированном рынке. В этом плане, например, возможности в Ташкентской области и отдаленных районах совершенно разные.
С 2023 года все районы и города будут разделены на 5 категорий по своим условиям. В них будут определены специальные режимы налогообложения, субсидирования, компенсации процентов по кредиту, предоставления поручительства, подключения к инфраструктуре.
Установленная сумма платежа за приватизацию земли, составляющая 20-кратный размер земельного налога, будет уменьшена в 10 раз в городе Ташкенте и областных центрах, в 5 раз - в других областях.
4 направление - касается защиты собственности предпринимателей. Подчеркнуто, что только суд может отменить решения о выделении земли и имущества, а также рассматривать вопрос об аресте имущества в ходе следствия.
Также будет расширена возможность предпринимателей обращаться в суды. В частности, при обращении в административные суды ставка госпошлины будет снижена в два раза. Срок обжалования предпринимателями решения налоговых органов в суде будет продлен с нынешнего одного месяца до трех лет.
5 направление - обсуждены вопросы контроля за деятельностью предпринимателей и привлечения их к ответственности. В первую очередь будет объявлен мораторий сроком на три года на введение новых видов ответственности и мер наказания в отношении предпринимателей. Отмечалось, что со следующего года дублирующие контрольные функции 26 ведомств будут отменены.
Все виды проверок будут согласовываться с бизнес-омбудсменом, а сумма штрафов не должна превышать сумму налога, уплаченного предпринимателем.
В целом теперь будет устранена проблема, которая почти 30 лет беспокоила предпринимателей, работающих в сфере торговли, - то есть полностью отменяется уголовная ответственность за нарушение правил торговли. Для реализации всех предложений, прозвучавших в ходе открытого диалога, поручено образовать общественный совет по поддержке предпринимательства при президенте.
Также указано на необходимость совершенствования деятельности Торгово-промышленной палаты. Ее задачи и полномочия будут расширены. В частности, будет предоставлено право вносить в правительство обязательные для рассмотрения вопросы, подавать иски в Верховный суд в интересах предпринимателей. Торгово-промышленная палата будет полностью выведена из подчинения правительства и станет независимым защитником интересов предпринимателей.
Для реализации всех предложений, прозвучавших в ходе открытого диалога, поручено образовать общественный совет по поддержке предпринимательства при президенте. [7]
9 ноября 2022 г. был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности», который ставит своей целью снижение регуляторной нагрузки для субъектов предпринимательства путем определения конкретных целей и пределов регулирования предпринимательской деятельности, создания для них благоприятных условий для внедрения новых продуктов и видов услуг. [8]
В целях реализации предложений и инициатив, направленных на решение системных проблем, затронутых в более чем 12 тысячах обращений, поступивших от предпринимателей в рамках «открытого диалога» Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, состоявшегося 22 августа текущего года, а также исполнения приоритетных задач, определенных в открытом диалоге было принято Постановление Президента «О мерах по реализации задач, определенных в открытом диалоге 2022 года Президента Республики Узбекистан с предпринимателями». Согласно данному постановлению была утверждена «Дорожную карта» по реализации задач,
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 877 LMIü^ei
определенных в открытом диалоге Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, включающая следующие направления:
- разделение предпринимателей на категории и адресную работу по их поддержке;
- создание удобной системы финансирования расширения предпринимательской деятельности и реализации новых проектов;
- создание достаточных условий, инфраструктуры и гарантированных рынков для предпринимателей;
- осуществление комплекса мер по обеспечению права собственности, превращение собственности в реальный рыночный актив;
- либерализацию контроля за деятельностью предпринимателей и привлечения их к ответственности;
- организацию реализации инициатив, выдвинутых на встрече с предпринимателями, а также широкую пропаганду итогов «открытого диалога». [9]
Для определения приоритетных направлений реформ, направленных на дальнейшее повышение благосостояния народа, трансформацию отраслей экономики, ускоренное развитие предпринимательства, безусловное обеспечение прав и интересов человека 28 января 2022 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы». В рамках 29 цели «Создание условий для организации предпринимательской деятельности и формирования постоянных источников доходов населения, доведение доли частного сектора в валовом внутреннем продукте до 80 процентов, в экспорте - до 60 процентов» были определены следующие направления действия, как указано ниже на рисунке 5. [10]
Рис. 5. Основные направления по совершенствованию организации предпринимательской деятельности согласно Стратегии развития Нового
Узбекистана на 2022-2026 гг.
Для реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы, сокращения бедности в два раза путем достижения инклюзивного и стабильного экономического роста, обеспечения конкуренции в экономике, создания равных условий субъектам предпринимательства, ускорения полноценного перехода на рыночные отношения, повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также резкого увеличения объема частных инвестиций и дальнейшего укрепления доверия бизнес-сообщества был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 8 апреля 2022 года «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора». [11]
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что государство напрямую заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес играет важную роль в современной рыночной экономике. Малые и средние предприятия создают новые рабочие места, способствуют росту конкуренции, заполняя собой нишу и работая в основном там, где большой бизнес работает неохотно. Более четверти всего ВВП страны сегодня формирует малый и средний бизнес. За счет мобильности, гибкости, инновационного подхода малые и средние предприятия способны быстро приспособиться к изменениям потребительского спроса, найти свою рыночную нишу, оперативно осуществлять производство новой й продукции малыми партиями. Они имеют невысокие эксплуатационные расходы, создают рациональную структуру организации и управления, проводят постоянный поиск нетрадиционных решений и новых способов действий, характеризуются инициативностью и предприимчивостью.
Использованная литература
1. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Я. П. Силин, Н. В. Новикова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург, 2016. - 194 с.
2. https://human.snauka.ru/2017/06/24013 - Калганова О.О. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности региона// научная статья// Гуманитарные научные исследования. 2017.№ 6
3. https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-goskomstata/27835-kichik-tadbirkorlik-subyektlari-soni-qanchaga-ko-paygan-2 - Количество субъектов предпринимательства в разрезе лет
4. https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/small-business-and-entrepreneurship -Объем основных показателей малого бизнеса и частного предпринимательства в отраслях экономики за 2020-2022 гг.
5. Указ Президента Республики Узбекистан, от 09.06.2022 г. № УП-150 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности»
6. https://www.gazeta.uz/ru/2022/08/22/micro-business/ - Президент анонсировал новую классификацию бизнеса по его обороту
7. https://kun.uz/ru/news/2022/08/22/prezident-obyavil-novyye-mery-podderjki-biznesa-kakiye-izmeneniya-jdut-predprinimateley - Президент объявил новые меры поддержки бизнеса. Какие изменения ждут предпринимателей?
8. Указ Президента Республики Узбекистан от 09.11.2022 г. N УП-244 «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности»
9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.08.2022 г. N ПП-364 «О мерах по реализации задач, определенных в открытом диалоге 2022 года Президента Республики Узбекистан с предпринимателями»
10. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы»
11. Указ Президента Республики Узбекистан от 08.04.2022 г. N УП-101 «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора»
12. АА Ботиров, НВ Юлдашева. Местные бюджеты. - Т-Издательство: МОЛИЯ-ИКТИСОД, 2015
13. НВ Юлдашева Х,Ф Шодибековна-Анализ этапов бюджетной политики государства по активизации деятельности местных бюджетов Республики Узбекистан- Экономика и финансы(Узбекистан).№5. С.33-41. 2018.
14. ШМ Бабаева, НВ ЮЛДАШЕВА. Специфика организации государственной финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан. Интернаука, 2022
15. Юлдашева Надира Виктровна, Хамраев Ойбек. Пути повышения эффективности структуры малого бизнеса посредством цифровой трансформации экономики. Москва, Издательство Интернаука. 2022/2
16. Zaripov Khusan Bakhodirovich. Prospects for the Development of the Insurance Market in the National Economy. The Peerian Journal, 2022
17. H Zaripov. Corporate fiscal planning in the Republic of Uzbekistan. Obshchestvo i ekonomika, 2019
18. Kh Zaripov. THE EFFECTS OF PROFIT TAXES ON ECONOMICAL ACTIVITIES OF JOINT-STOCK COMPANIES. International Finance and Accounting, 2018
19. Zaripov Khusan Bakhodirovich. Trends in the Development of the Tax System of the Republic of Uzbekistan. Texas Journal of Multidisciplinary Studies, 2022
20. Zaripov Khusan Bakhodirovich. CURRENT STATE OF TAXATION OF COMMERCIAL BANKS IN OUR COUNTRY. British Journal of Global Ecology and Sustainable Development. 2022
21. ОА Шодиев. Особенности применения упрошенной системы налогообложения в Узбекистане. Экономика и бизнес: теория и практика. 2018
22. ОА Шодиев. Особенности применения упрощенной системы налогообложения в Узбекистане. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017
23. ОА Шодиев. АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ В УЗБЕКИСТАНЕ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021
24. Khaydarova F. DETERMINANTS OF THE COMPETITIVENESS OF THE TEXTILE INDUSTRY IN UZBEKISTAN. Financial and Economic Sustainability. Vol. 2, Issue 2, Sept, 2022