Таблица 2
Прирост показателей времени прохождения контрольной дистанции (с) контрольной и экспериментальной групп к концу эксперимента
Группа Х±m Прирост Критерий P 0,05
до после усл. ед. % t расч ^абл
Контрольная 607,05±18,70 561,60±18,42 45,45 7,48 7,725 2,02 >
Экспериментальная 638,60±27,56 424,09±18,00 214,51 33,59 9,434 2,02 >
Выводы. В процессе проведенного эксперимента было установлено, что структура соревновательной деятельности включает следующие технические компоненты: организацию самостраховки (33,70 %), бег между этапами (24,45 %), подъёмы (19,83 %), навесную переправу (5,47 %), бухтование верёвки (5,47 %), параллельные перила (5,11 %), демонтаж перил (3,41 %), траверс склона (1,70 %), спуск дюльфером (0,86 %).
Структура соревновательной деятельности туриста-спортсмена, рассматриваемая со стороны проявления мышечных усилий, содержит компоненты дистанции, требующие незначительных мышечных усилий (50,24 %) и компоненты дистанции, требующие значительных мышечных усилий (49,76 %).
Со стороны основных физических компонентов соревновательная деятельность имеет следующую структуру: ловкость - 39,55 %, быстрота - 23,40 %, силовая выносливость - 20,72 %, аэробно-анаэробная выносливость - 13,33 %.
При разработке методики мы опирались на правила по спортивному туризму в дисциплине «Дистанции - пешеходные», утвержденные Федерацией спортивного туризма России. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что время подготовки тренировочных занятий и их плотность по разным методикам в контрольной и экспериментальной группах не одинаковы.
В ходе эксперимента произошли достоверные изменения. Обнаружено, что в контрольной группе результаты улучшились на 7,5 % (p > 0,05), а в экспериментальной на 33,5 % (p < 0,05). Следовательно, экспериментальны данные методики оказались более эффективными, что подтверждается результатами спортсменов экспериментальной группы: двенадцать студентов-туристов выполнили спортивный разряд «кандидат в мастера спорта» и четыре студента-спортсмена из числа экспериментальной группы присвоено спортивное звание «Мастер спорта России».
Литература:
1. Абрамов, В.В. Перспективы развития спортивного туризма в историческом аспекте // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. - С. 3-6.
2. Апанасенко, Г.Л. Туризм как вид активного отдыха: некоторые нерешенные проблемы / Г.Л. Апанасенко // Медико-физиологические и организационные аспекты разработки программ активного отдыха: материалы IV Всесоюз. конф., Москва, февр. 1982 г. - Москва, 1982. - С. 31-34.
3. Ачмиз, А.К. Контроль специальной подготовленности спортсменов-туристов высокой квалификации / А.К. Ачмиз, Л.П. Долгополов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №4. - С. 42.
4. Виндюк, А.В. Предпочтения школьников в выборе видов активного туризма / А.В. Виндюк // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 6. -С. 51-53.
5. Гужаловский, А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 12. -С. 31-34.
6. Дрогов, И.А. Подготовка и повышение квалификации туристов / И.А. Дрогов, Б.Г. Фадеев. - Москва: ЦРИБ «Турист», 1987. - 80 с.
7. Кравчук, Т.А. Использование условий искусственно созданной скальной и ледовой сред в физической и технической подготовке / Т.А. Кравчук, И.А. Зданович // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№ 10. - С. 43-45.
8. Смирнов, Д.В. Мониторинг предпочтений абитуриентов и студентов вузов туристского профиля в выборе видов активного туризма / Смирнов Д.В // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. -С. 53-55.
9. Собенко, П.Т. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов / П.Т. Собенко. - Киев: Здоровье, 1986. - 107 с.
Педагогика
УДК 343.9
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Списивцев Степан Александрович
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
О МЕРАХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОРЕ МИНИМИЗАЦИИ РИСКА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме современного высокотехнологичного противостояния терроризму с помощью информационных технологий моделирования кейсов в виртуальной и дополненной реальности, анализируется интересный опыт применения и потенциала подобных технологий в процессе обучения сотрудников полиции, охранных предприятий и т.д.
Ключевые слова: терроризм, кибератаки, проблемы противоборства террористическим угрозам в киберпространстве, антитеррористическая безопасность социально-значимых объектов, информационные
технологии, виртуальная и дополненная реальность, моделирование противодействия террористическим угрозам с помощью современных автоматизированных систем.
Annotation. The article considers the approaches to the problem of modern high-tech counter-terrorism with the help of information technology modeling cases in virtual and augmented reality, analyzes the interesting experience and potential of such technologies in the training of police officers, security Firms, etc.
Keywords: terrorism, problems of counteraction to terrorist threats in cyberspace, anti-terrorist security of socially important objects, information technologies, virtual and augmented reality, modeling of counteraction to terrorist threats with the help of advanced computerized system.
Введение. В современных геополитических условиях проблема террористических угроз все более актуализируется, в связи с чем абсолютно целесообразным является вооружение необходимым набором знаний и навыков курсантов и слушателей вузов МВД. Назрел вопрос о поиске абсолютно новых интерактивных технологий профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов МВД в контексте антитеррористической безопасности. Как правило, угроза возникает на различного рода социальных либо стратегических объектах.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта должны проводить практически все организации и учреждения: школа, детский сад, институт, университет, иные образовательные учреждения, кафе, ресторан, иные предприятия общественного питания, больница, поликлиника, учреждения здравоохранении, торговый центр, офисный центр, административное здание, гостиница, отель, хостел, средства коллективного размещения людей и др.
Формулировка цели статьи. В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением.
Фактически мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности объектов включают в себя: создание, модернизацию и поддержание в исправном состоянии технических средств обеспечения безопасности; отработку и изучение нормативно-правовой базы в области антитеррористической защищенности; проведение учений и тренировок с персоналом организации, а также разработку и своевременную корректировку документации на объекте. Этими знаниями должны обладать, в первую очередь, сотрудники правоохранительных органов, и уметь вооружить ими руководителей организаций, расположенных на территории социальных объектов.
Основные требования к антитеррористической защищенности объектов изложены в Постановлениях Правительства РФ. На данный момент их вышло более трех десятков, и каждое из них определяет основные требования по обеспечению антитеррористической безопасности объектов в зависимости от их ведомственной принадлежности и профиля деятельности. Законодательство в области антитеррористической защищенности объектов постоянно совершенствуется и развивается, вводятся в действие новые документы, вносятся поправки и корректировки в действующие законы.
Изложение основного материала статьи. С помощью современных технологий, возможность воссоздать сценарии террористических угроз в виртуальной и дополненной реальности вполне реальна, и эти разработки можно использовать, чтобы помочь обучить сотрудников по борьбе с терроризмом и сотрудников по оказанию помощи населению по обеспечению безопасности.
Такая подготовка может быть обеспечена с помощью онлайновых упражнений и реальных учебных сценариев. Также с помощью этих новых технологий можно оптимизировать и улучшить процесс принятия решений, ситуационную осведомленность и эмоциональную устойчивость во время опасных сценариев угрозы жизни.
Часто люди путаются между виртуальной и дополненной реальностью. Во время опыта виртуальной реальности, человек «входит» в цифровой мир, в котором можно будет все увидеть. В отличие от этого, дополненная реальность проецирует цифровую информацию в реальный миром.
Виртуальная реальность позволяет обучаемым выполнять упражнения в рамках виртуальных реконструкций реального мира, взаимодействуя с виртуальными гражданскими лицами и террористами. Однако дополненная реальность позволяет обучаемым видеть и взаимодействовать с виртуальными террористами и гражданскими лицами в реальном мире. Обе технологии позволяют обучаемым совершенствовать процесс принятия решений и дают опыт работы в стрессовых ситуациях.
В марте 2018 года сотрудники Службы безопасности администрации порта Пирей в Греции использовали AUGGMED (Автоматизированный генератор игровых сценариев для тренировок в смешанной реальности) для подготовки к потенциальным террористическим угрозам. Используя дополненную реальность, стажеры на месте, в Пирее, работали вместе с другими стажерами, работающими удаленно, которые испытывали и реагировали на тот же сценарий через виртуальную реальность. Вместе они должны были эффективно реагировать на террористический инцидент. Это означало, что они должны были оценить характер инцидента, прежде чем обеспечить безопасность находящихся поблизости гражданских лиц и нейтрализовать угрозу.
В рамках программы «Горизонт 2020» планируется создать новый тренажёр для подготовки сотрудников служб безопасности аэропортов, портов и железнодорожных станций. Полностью основанный на принципе виртуальной реальности, тренажёр обеспечит как физические тренировки, так и развитие навыков борьбы с кибер-атаками.
«Горизонт 2020», или Восьмая рамочная программа Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий - так называется семилетний план поддержки научного поиска в Европейском исследовательском пространстве. Это одна из крупнейших совместных инициатив за всю историю Европейского Союза. Общий бюджет программы составляет $80 млрд. Из них $6 млн. было выделено на
разработку Автоматизированного генератора игровых сценариев для тренировок в смешанной реальности (AUGGMED).
AUGGMED будет представлять собой многозадачную платформу виртуальной и смешанной реальности, которая может быть использована на любом устройстве: от смартфонов и планшетов до передовых компьютеров с многоэкранной системой визуализации. На разработку планируется потратить 36 месяцев.
AUGGMED - это инновационная, интерактивная система, предназначенная для тренировок полиции, служб безопасности, анти-террористических формирований и служб быстрого реагирования. Платформа сможет предложить большой выбор сценариев, где виртуальный мир смешивается с условиями реальной инфраструктуры. Тренажёр предоставит широкие возможности тренеру: выбор объектов для индивидуальных или групповых тренировок, создание собственного сценария, мониторинг тренировочной сессии, изменение параметров прямо посреди тренировки, обратная связь в режиме реального времени, оценка участников тренинга и многое другое. Система сможет автоматически подогнать сценарий тренинга под заданные требования. Количество и частота тренировок будет регулироваться на усмотрение тренера, вплоть до возможности устроить удалённую, незапланированную сессию, чтобы проверить готовность стажёров к чрезвычайным ситуациям.
Курировать проект будут Британские морские технологии (BMT Group). Научно-техническую базу обеспечат 13 участников из шести стран, в том числе из Соединённого Королевства (Serco Group, Университет Гринвича, Бирмингемский университет, Университет Шеффилд Холлэм, Полицейский и уголовный комиссариат Западного Йоркшира), из Греции (Администрация порта Пирей, Министерство защиты граждан, Konstantinos Kardaras), из Испании (Каталонская правительственная железная дорога, Система неотложной помощи, Geomobile) и Израиля (Israteam). Комиссариат Западного Йоркшира и Министерство защиты граждан Греции были привлечены к проекту как конечные пользователи тренажёра, чья роль в испытании системы должна стать решающей.
«Над всеми нами висит угроза терроризма, - отмечает Кристос Гиакристис, старший научный сотрудник BMT Group и координатор проекта AUGGMED. - Мы не знаем, откуда ждать удара, поэтому предугадать и отразить его очень сложно. Можно по старинке тренироваться на местности, но, во-первых, это затратно, во-вторых, количество сценариев очень ограничено. А с AUGGMED нет ничего невозможного». Что ж, мирные и полезные инициативы «Горизонта 2020», вроде «умных» городов и персональной медицины, можно и нужно защитить от удара извне. А стоит ли ожидать приток любителей компьютерных игр в ряды спецслужб, покажет время. Стажеры из различных учреждений могут проходить подготовку одновременно, что позволяет осуществлять совместную подготовку по различным дисциплинам, таким, как полицейские силы, сотрудники служб безопасности и фельдшеры. AUGGMED был использован для улучшения работы службы экстренной помощи по всей Европе и был использован британскими полицейскими для обучения реагирования на критические инциденты.
Количество террористических актов увеличивается, и способ атаки развивается, регулярные активные тренировки, которые реагируют на эти изменения угроз, становятся необходимостью. Виртуальная реальность помогает преодолеть этот разрыв, предоставляя экономически эффективное и быстрое решение для обучения, и оно используется во всем мире от Новой Зеландии до Сингапура.
Неправительственные организации и гуманитарные учреждения также изучают возможность использования ВР для улучшения подготовки кадров. В 2017 году был создан учебный симулятор виртуальной реальности для международной организации ООН по миграции (МОМ). МОМ основана в 1951 году как межправительственная организация. В своей деятельности МОМ придерживается принципа, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу и мигрантам, и принимающему их обществу.
Симулятор виртуальной реальности - это усовершенствованное учебное, учебное и сценарное моделирование ("атлас") - был разработан для подготовки гражданского персонала, работающего в опасных условиях, к эффективному реагированию на опасные для жизни ситуации.
Стажеры испытывают нападение конвоя и должны оценить и эффективно отреагировать на ситуацию, чтобы выжить. В рамках моделирования предполагается, что слушатели должны определить угрозу и найти самый безопасный метод побега. Симуляция была заказана после активизации враждебных действий против автоколонн помощи и, в частности, нападения, в результате которого погибли два члена МОМ в Южном Судане.
По мере стандартизации и доступности серьезных игр и технологий виртуальной реальности их использование и преимущества для обучения становятся все более очевидными. В то время как некоторые сектора, такие как военные и авиация, уже давно используют эти технологии, только сейчас дискуссии об использовании технологий виртуальной и дополненной реальности достигли более традиционных секторов, таких как правоохранительная деятельность, строительство и даже продовольственная безопасность.
В будущем использование современных технологий для совершенствования и приумножения существующей практики станет обычным делом. В то время как цифровое обучение начало переход от стандартного обучения на основе класса к цифровому ландшафту, виртуальная реальность не будет далеко позади, чтобы дополнить реальный сценарий обучения благодаря своей экономической эффективности и доказанных преимуществ для обучения и сохранения знаний. Сегодня необходимо изучить и обсудить преимущества этих технологий, поскольку они обладают значительным потенциалом.
Выводы. В частности, многими компаниями антитеррористическая безопасность объектов в последнее время начинает усиливаться за счет усиления охраны, уточнения должностных обязанностей всех сотрудников охраны, а также проведение работ, направленных на повышение бдительности со стороны персонала. Помимо всего прочего, регулярно нужно проводить полноценное обследование различных помещений или же отдельно стоящих сооружений на предмет присутствия в них тайников с какими-либо отравляющими веществами или взрывчаткой.
На объектах, принадлежащих к жилищно-коммунальному сектору, проводится постоянная работа с персоналом, направленная на то, чтобы повышать бдительность сотрудников в случае обнаружения каких-либо посторонних предметов в подъездах домов или же придомовой территории. Помимо этого, также проводятся постоянные обходы и осмотры подвалов, чердаков и крыш жилых домов или же каких-либо пустующих помещений, так как в них могут присутствовать тайники, в которых хранится оружие или взрывчатые вещества. Особенно обеспечение антитеррористической безопасности требуется в процессе
проведения различных спортивно-массовых или же культурно-зрелищных мероприятий. В преимущественном большинстве случаев первоначально место проведения таких мероприятий тщательно обследуется, привлекая сотрудником полиции, УФСБ и др. На любом таком объекте должны хотя бы ежемесячно проводиться соответствующие тренировки с сотрудниками различных охранных предприятий и персоналом, направленные на то, чтобы отработать все необходимые методы предотвращения возможного совершения террористических актов, а также определению каких-либо слабых мест в обеспечении антитеррористической защиты учреждений.
Литература:
1. Списивцев С.А. Информационное противодействие трансграничной компьютерной преступности и кибертерроризму как ресурс национальной безопасности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 56-3. С. 282-288.
2. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Зубов В.А., Стригуненко И.К. Дисфункциональная семья как предиктор развития мотивации к аддиктивному поведению детей и подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 282-288.
3. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Устименко В.О., Ворожко Н.П. Инновационный потенциал личности и возможности его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 288-294.
4. Братусин А.Р. Проекционный характер восприятия образа террориста современной молодежью // В сборнике: Приоритеты и механизмы обеспечения экономического роста, финансовой стабильности и социальной сбалансированности в России // сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 22-27.
Педагогика
УДК 796.41
кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Иванова Светлана Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры «Физическая культура» Денисов Николай Валерьевич
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ГИМНАСТОВ КАК УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БАЗЫ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития спортивной гимнастики в современных условиях и в этой связи необходимость разработки новых подходов, направленных на создание базы для технической подготовки начинающих гимнастов. Предлагается методика, направленная на развитие координационных способностей мальчиков 5-6 лет в группе начальной подготовки по спортивной гимнастике на основе использования подвижных игр и комплекса упражнений на развитие равновесия и пространственной дифференцировки. В результате проведения эксперимента обоснована эффективность методики и ее влияние на показатели координации движений, необходимых для создания базы физической подготовки для освоения технических действий в спортивной гимнастике.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, координация движений, равновесие, пространственная дифференцировка, физическая подготовка, техническая подготовка.
Annotation. The article deals with the problem of development of gymnastics in modern conditions and in this regard the need to develop new approaches aimed at creating a basis for the technical training of beginning gymnasts. The technique aimed at the development of coordination abilities of boys 5-6 years in the group of initial training in gymnastics based on the use of mobile games and a set of exercises for the development of balance and spatial differentiation. As a result of the experiment, the effectiveness of the technique and its impact on the coordination of movements necessary to create a base of physical training for the development of technical actions in gymnastics are justified.
Keywords: Gymnastics, coordination of movements, balance, spatial differentiation, physical training, technical training.
Введение. В современных условиях развития спортивной гимнастики повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования научных основ теории и методики спорта, что связано, в частности, с обоснованием эффективной системы всех видов подготовки в спортивной гимнастике, а также совершенствования технологии соревновательной деятельности [2; 61.
Специалисты отмечают [31, что соревновательные программы и в дальнейшем будут совершенствоваться в основном за счет повышения сложности. Под сложностью здесь понимается суммарная трудность выполненных элементов, каждый из которых оценивается соответствующей группой трудности. В этих условиях достижение высоких спортивных результатов невозможно без поиска новых эффективных подходов к развитию двигательных способностей и технической подготовке юных гимнастов.
Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. Они являются критерием высокого спортивного мастерства и в спортивной гимнастике. К координационным способностям юных гимнастов предъявляют высокие требования, в связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники. Поэтому, необходимо искать новые пути, с помощью которых можно раньше, быстрее и лучше научить детей управлять своими движениями [4].
В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивных достижений, усложнением требований в квалификационной программе. Поэтому в секцию спортивной гимнастики набирают мальчиков в раннем возрасте - с 4 лет. В связи с этим встает вопрос о том, что развитие физических качеств и в том числе координационных способностей у будущих гимнастов необходимо начинать намного раньше. Тем не менее, не следует забывать о том, что