Научная статья на тему 'Психологические аспекты повышения соревновательной надежности гимнастов'

Психологические аспекты повышения соревновательной надежности гимнастов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
916
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / TRAINING AND COMPETITIVE PROCESS / COMPETITIVE RELIABILITY / SPORTS GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Э. М.

Показана роль психологического анализа в спортивной гимнастике. Раскрыты основные подходы к повышению соревновательной надежности гимнастов. Детализированы приемы регулирования неблагоприятных психических состояний у спортсменов в тренировочном и соревновательном процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE COMPETITIVE RELIABILITY of GYMNASTS

The role of psychological analysis in gymnastics has been demonstrated. The main approaches to enhancing the competitive reliability of gymnasts have been covered. The methods of regulation that adversely impact the health of the athletes in the training and competition processes have been detailed.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты повышения соревновательной надежности гимнастов»

8. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 286 с.

9. Попов В.Б. Система спортивной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов: (теория, практика, методика): автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 1988. 51 с.

10. Brnggerman G.P. Triple jump (Biomechanical reseach project.) Athens, 1997 // Final report - Meyer Sport. 1999. Р. 114-129.

Оганджанов Александр Леонович, д-р пед. наук, проф., svetacokolova@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)

MODERN PROMISING AREAS OF TRAINING HIGH-QUALIFIED SPECIALISTS

IN ATHLETIC JUMPING

A.L. Ogandzhanov

The article reveals the analysis of modern status of athletic jumping, shows the tendencies of development of jumping disciplines, determines the promising areas of training high-qualified athletes and points of complex control in athletic jumping.

Key words: athletic jumping, training control, athletes-jumpers, technical and physical readiness, morphologic control.

Ogandzhanov Aleksandr Leonidovich, doctor of pedagogic, professor, svetacokolova@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

УДК 796.41; 796.015.844

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ГИМНАСТОВ

Э.М. Попов

Показана роль психологического анализа в спортивной гимнастике. Раскрыты основные подходы к повышению соревновательной надежности гимнастов. Детализированы приемы регулирования неблагоприятных психических состояний у спортсменов в тренировочном и соревновательном процессах.

Ключевые слова: психологическая подготовка, тренировочный и

соревновательный процесс, соревновательная надежность, спортивная гимнастика.

Под соревновательной надежностью спортсмена следует понимать безотказную, безошибочную деятельность в условиях соревнований, соответствующую по результативности предшествующей тренировочной деятельности. Все случаи снижения результативности в условиях

соревнований следует рассматривать как отказы в работе,

характеризующие ненадежную деятельность спортсмена [4].

Такое понимание надежности позволяет отличать это понятие от «устойчивости» (стабильности) деятельности. Устойчивость нужно рассматривать как одну из предпосылок надежности, то есть способности выполнять безотказно работу в усложненных условиях соревнований. Проблема соревновательной надежности чрезвычайно важна в спортивной гимнастике прежде всего в силу выраженности психологического фактора. Изучение надежности следует начинать с выяснения основных причин ненадежной деятельности спортсмена. Для этого тренеру необходимо вести учет всех неудачных соревновательных действий. Затем по определенной схеме производится психологический анализ каждой неудачи: вскрываются особенности переживаний спортсмена перед

соревнованием, в процессе соревнований, непосредственно перед выполнением неудачной попытки, особенности психической регуляции в процессе выполнения упражнений и т. д. На основе результатов опроса гимнастов и собственных наблюдений тренера в процессе хода соревнований делается заключение о характере и причинах неудачи.

Результаты психологического анализа неудач в соревнованиях следует заносить в специальную карту, являющуюся рабочим документом тренера. Каждый случай важно анализировать с позиций психологии надежности. Тренеру следует выяснить, была ли данная неудачная попытка случайной или закономерной. При этом нужно исходить из понимания случайного или маловероятного, непредвиденного, но причинно обусловленного [5].

Систематическое проведение анализа неудач позволяет вскрывать наиболее характерные их причины и, соответственно, разрабатывать и осуществлять профилактические мероприятия по повышению соревновательной надежности гимнастов и гимнасток [6].

В процессе подготовки к соревнованиям и во время участия в них гимнастам приходится преодолевать объективные и субъективные трудности. Эти трудности могут быть известны заранее (необходимость изучить новый элемент, перенести большую нагрузку, выступить перед зрителями и т. п.), а могут быть и неожиданными (получение травмы, неудача при выполнении комбинации, шум в зале, нарушение распорядка соревнований и т. п.). Трудности могут быть связаны с выполнением многообразных, сложных по координации элементов и соединений, а также с необходимостью выполнять комбинации шести видов гимнастического многоборья на оценку, предварительно повторяя разминку и подготавливаясь к вызову [3].

Изменить реакции спортсменов на воздействия, связанные с обстановкой тренировок и соревнований, можно систематической психологической подготовкой, направленной на формирование

устойчивой психики гимнастов.

Наряду с технической и физической подготовкой создание психологической подготовки обеспечивает готовность гимнаста к выступлению. Многие специалисты характеризуют это состояние, определяя различные стороны проявления личности, из которых необходимо выделить уверенность в своих силах, стремление активно бороться до конца за достижение намеченной цели, наличие оптимального уровня эмоционального возбуждения, способность управлять своими действиями и поведением в напряженной атмосфере соревнований [1, 2].

Состояние психической готовности формируется в процессе психологической подготовки к каждому соревнованию.

За несколько дней до соревнований гимнасты еще раз уточняют условия предстоящих выступлений, время их проведения, состав команд, уровень подготовки будущих противников, оценивают свои технические возможности, стараются предугадать трудности и пути их преодоления.

Вместе с тренером они определяют цель участия в соревнованиях, намечают примерные оценки и сумму баллов, которую нужно набрать в данных соревнованиях. В то же время в процессе соревнований о баллах думать не нужно. Основная цель участия в соревнованиях заключается в том, чтобы выполнить упражнения всех видов гимнастического многоборья от начала до конца на хорошем техническом уровне.

Создание чувства уверенности в успешном выступлении формируется на основе всей подготовки гимнаста и фактических данных о его технической подготовленности. В частности, перед соревнованиями целесообразно просмотреть с тренером все оценки за выполнение комбинаций в целом. Известно, что количество повторений упражнений у мастеров велико, и тренер, который записывает оценки в процессе тренировки, может, изучив их, убедить ученика в том, что тот должен выступить уверенно [6].

Адаптироваться к условиям соревнований помогает опробование снарядов, проводимое накануне выступления. В день опробования снарядов гимнаст должен провести опробование и специальную разминку, проверить эмоциональное состояние, продумать комбинации на снарядах перед подходом и сконцентрировать свое внимание на их выполнении [4].

После опробования снарядов тренер проводит краткое совещание (не «накачку»), разбирает тренировку, подбадривает учеников, советует, как провести оставшееся время, напоминает, когда явиться в зал и т. п.

В день выступления режим дня не должен отличаться от обычного. Лежать долго в этот день не следует, чтобы излишне не расслабляться. Лучше выполнить какие-либо домашние дела, погулять. Опыт показал, что длительное сидение в кино, за книгой, излишнее лежание нарушают общий тонус и не способствуют настройке.

В помещение для соревнований гимнасты приходят за час,

переодеваются, проводят короткую разминку в составе команды, а затем каждый разогревается по установленной для него схеме. На участников, выступающих в ранних сменах, отвлекаться не следует.

Эмоциональное напряжение, неизбежно возникшее перед стартом, может повлиять на результат отрицательно или положительно. Поэтому важно воспитать у гимнастов умение определять свое психическое состояние в процессе тренировочных занятий и соревнований. Психическое состояние можно проверять путем подсчета пульса и сравнения его с данными перед другими соревнованиями.

Приемы регулирования неблагоприятных психических состояний должны быть известны гимнастам. К ним относятся: задержка эмоций (раздражения, чрезмерной возбудимости), постоянный контроль за своим поведением и мимикой, преднамеренное изменение хода мыслей (отвлечение от мыслей о соревновании), упражнения в глубоком дыхании.

Заслуживает серьезного внимания аутогенная, или психорегулирующая, тренировка, основой которой является самовнушение, произвольное регулирование деятельности некоторых функций организма, мышечного тонуса и психического состояния.

Во время соревнований, продолжающихся до трех и более часов, большое значение имеет правильная настройка на выступление. Она не включает в себя определение будущей оценки, а предполагает глубокое и сосредоточенное продумывание техники движений, а также концентрацию внимания перед подходом к снаряду [3, 7].

В промежутках между подходами рекомендуется отвлечься от мысли о соревновании. Нецелесообразно много смотреть на гимнастов, выполняющих упражнения, так как их действия могут навязать ненужный ритм движений.

Действия тренера в процессе соревнований, его слова, жесты, внешний вид, оценка выступления много значат для ученика. Волевой и опытный тренер всегда обязан быть уравновешенным, сдержанным, следить за своим выражением лица, повышать у занимающихся чувство уверенности в своих силах. Он должен предвидеть ход борьбы. Неблагоприятное воздействие на учеников может оказать неудачная попытка, травма, «пристрастие» судей, длительное совещание бригад, падение товарища по команде, шум зрителей и т. п. Конечно, трудно предугадать все случаи, но все же можно заранее подумать о специальных контрмерах, так как подобные явления вызывают чувство неуверенности и растерянности. Чтобы преодолеть такие трудности, тренеру следует подавлять неблагоприятные эмоции (гнев, возмущение, слезы), контролировать свое поведение, следить за мимикой, применять методы внушения (судьи судят всех одинаково, срыв был случайным, зрители довольны).

Указания тренеров должны быть четкими, краткими и ясными, не

вызывающими сомнения, а тон разговоров - оптимистическим.

В трудные минуты тренер поддерживает гимнаста, закрепляет положительные эмоции, успокаивает его, убеждает: «Ты получил низкую оценку, но это не дает тебе права расслабляться, так как борьба не закончилась, ты выступаешь за команду, а не только за себя» [1].

Вся подготовка гимнаста направлена на участие в соревнованиях, и поэтому вопросы управления психическим состоянием спортсменов должны решаться с учетом всех возможных обстоятельств, складывающихся во время выступлений [5].

В заключение следует остановиться на мероприятиях, направленных на организацию внимания гимнастов перед исполнением гимнастического упражнения:

1) в каждом виде многоборья тренер должен ставить перед гимнастом определенную двигательную задачу и перед каждой попыткой уточнять ее;

2) до подхода к снаряду гимнаст обязан осознать, продумать, проговорить то, на что нужно обратить внимание в данном упражнении;

3) подойдя к снаряду, гимнаст должен отвлечься от окружающего и сосредоточить внимание на первом элементе (представить его), после этого необходимо переключить внимание на мышцы (нет ли ненужного напряжения);

4) начав движения, гимнасту важно последовательно переносить внимание на каждый последующий элемент. Отрицательно сказываются на выступлении концентрация сознания на сложном элементе, ожидание его исполнения и некоторое облегчение после его выполнения. Как раз в этот момент гимнаст часто допускает значительные ошибки;

5) после исполнения комбинации гимнаст должен сам оценить выполнение поставленной задачи и только после этого выслушать сообщение тренера.

В статье затронуты лишь некоторые вопросы непосредственной психологической подготовки гимнастов к выполнению упражнения. Чтобы решить эту важную для практики спорта проблему, необходимо проведение дальнейших исследований.

Список литературы

1. Богомолов А.П., Каракашьянц К.С., Козлов Е.Г. Психологическая подготовка гимнастов. М.: ФиС, 1974. 124 с.

2. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений: популярное учеб. пособие. М.: Терра-Спорт, 2002. 512 с.

3. Гимнастика: учебник для вузов / М.Л. Журавин [и др.]; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Академия, 2002. 443 с.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: 2000. 312 с.

5. Козлов Е.Г. Психологические аспекты спортивной деятельности. М., 1973. 127 с.

6. Психология спорта высших достижений: учеб. пособие для ИФК / под ред. А.В. Родионова. М.: ФиС,1979. 143 с.

7. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. М.: Академический проект, 2005. 126 с.

Попов Эдуард Михайлович, доц., fvistgu@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE COMPETITIVE RELIABILITY

of GYMNASTS

E.M. Popov

The role of psychological analysis in gymnastics has been demonstrated. The main approaches to enhancing the competitive reliability of gymnasts have been covered. The methods of regulation that adversely impact the health of the athletes in the training and competition processes have been detailed.

Key words: psychological preparation, training and competitive process, competitive reliability, sports gymnastics.

Popov Eduard Mikhailovich, associate prof., fvistgu@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.422.093.35

ВОЗРАСТНАЯ СТРАТЕГИЯ КЛАССИФИКАЦИИ: АНАЛИЗ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ НОРМАТИВОВ 2010-2014 ГГ.

Г.В. Самойлов

Разрядные нормы должны соответствовать основным педагогическим принципам, базироваться на статистическом анализе положения дел в спорте (в частности, в беге на короткие дистанции и в барьерном беге). Построение разрядной сетки предопределяет политику развития в каждом виде спорта и требует большого внимания со стороны специалистов, особенно работающих с подрастающим поколением.

Ключевые слова: разрядные нормативы в легкой атлетике, фактические результаты в беге с барьерами, возрастная динамика результатов в беге на короткие дистанции и в барьерном беге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.