проведения различных спортивно-массовых или же культурно-зрелищных мероприятий. В преимущественном большинстве случаев первоначально место проведения таких мероприятий тщательно обследуется, привлекая сотрудником полиции, УФСБ и др. На любом таком объекте должны хотя бы ежемесячно проводиться соответствующие тренировки с сотрудниками различных охранных предприятий и персоналом, направленные на то, чтобы отработать все необходимые методы предотвращения возможного совершения террористических актов, а также определению каких-либо слабых мест в обеспечении антитеррористической защиты учреждений.
Литература:
1. Списивцев С.А. Информационное противодействие трансграничной компьютерной преступности и кибертерроризму как ресурс национальной безопасности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 56-3. С. 282-288.
2. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Зубов В.А., Стригуненко И.К. Дисфункциональная семья как предиктор развития мотивации к аддиктивному поведению детей и подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 282-288.
3. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Устименко В.О., Ворожко Н.П. Инновационный потенциал личности и возможности его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 288-294.
4. Братусин А.Р. Проекционный характер восприятия образа террориста современной молодежью // В сборнике: Приоритеты и механизмы обеспечения экономического роста, финансовой стабильности и социальной сбалансированности в России // сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 22-27.
Педагогика
УДК 796.41
кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Иванова Светлана Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); преподаватель кафедры «Физическая культура» Денисов Николай Валерьевич
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ГИМНАСТОВ КАК УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БАЗЫ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития спортивной гимнастики в современных условиях и в этой связи необходимость разработки новых подходов, направленных на создание базы для технической подготовки начинающих гимнастов. Предлагается методика, направленная на развитие координационных способностей мальчиков 5-6 лет в группе начальной подготовки по спортивной гимнастике на основе использования подвижных игр и комплекса упражнений на развитие равновесия и пространственной дифференцировки. В результате проведения эксперимента обоснована эффективность методики и ее влияние на показатели координации движений, необходимых для создания базы физической подготовки для освоения технических действий в спортивной гимнастике.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, координация движений, равновесие, пространственная дифференцировка, физическая подготовка, техническая подготовка.
Annotation. The article deals with the problem of development of gymnastics in modern conditions and in this regard the need to develop new approaches aimed at creating a basis for the technical training of beginning gymnasts. The technique aimed at the development of coordination abilities of boys 5-6 years in the group of initial training in gymnastics based on the use of mobile games and a set of exercises for the development of balance and spatial differentiation. As a result of the experiment, the effectiveness of the technique and its impact on the coordination of movements necessary to create a base of physical training for the development of technical actions in gymnastics are justified.
Keywords: Gymnastics, coordination of movements, balance, spatial differentiation, physical training, technical training.
Введение. В современных условиях развития спортивной гимнастики повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования научных основ теории и методики спорта, что связано, в частности, с обоснованием эффективной системы всех видов подготовки в спортивной гимнастике, а также совершенствования технологии соревновательной деятельности [2; 61.
Специалисты отмечают [31, что соревновательные программы и в дальнейшем будут совершенствоваться в основном за счет повышения сложности. Под сложностью здесь понимается суммарная трудность выполненных элементов, каждый из которых оценивается соответствующей группой трудности. В этих условиях достижение высоких спортивных результатов невозможно без поиска новых эффективных подходов к развитию двигательных способностей и технической подготовке юных гимнастов.
Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. Они являются критерием высокого спортивного мастерства и в спортивной гимнастике. К координационным способностям юных гимнастов предъявляют высокие требования, в связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники. Поэтому, необходимо искать новые пути, с помощью которых можно раньше, быстрее и лучше научить детей управлять своими движениями [4].
В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивных достижений, усложнением требований в квалификационной программе. Поэтому в секцию спортивной гимнастики набирают мальчиков в раннем возрасте - с 4 лет. В связи с этим встает вопрос о том, что развитие физических качеств и в том числе координационных способностей у будущих гимнастов необходимо начинать намного раньше. Тем не менее, не следует забывать о том, что
становление любого физического качества генетически детерминировано и подчинено общим закономерностям онтогенеза. Так сенситивный период для формирования координационных способностей считается возраст с 7 до 10 лет, а критический период с 10,5 до 13,5 лет [1; 3; 5]. Тем не менее, и в этом периоде онтогенеза, на который приходится этап начальной подготовки по спортивной гимнастике, необходимо уделять значительное внимание развитию данного качества. Чем выше уровень развития координации у будущего гимнаста, тем больше у него возможностей для всестороннего развития техники движения, тем больше у него перспектив достичь спортивного мастерства.
Таким образом, актуальность обусловлена:
- в социальном аспекте: усилением социальной и политической значимости спорта высших достижений, обострением конкурентной борьбы на крупнейших соревнованиях и неуклонным усложнением соревновательной программы в спортивной гимнастике;
- в теоретическом аспекте: недостаточностью теоретических исследований и методических рекомендаций, раскрывающих вопросы базовых основ содержания спортивной подготовки гимнастов на этапе начальной подготовки;
- в методическом аспекте: необходимостью разработки новой методики, направленной на повышение показателей координации движений на этапе начальной подготовки в спортивной гимнастике.
Вышеизложенные аспекты актуальности позволили сформулировать проблему исследования, которая заключалась в поиске наиболее эффективных путей развития координационных способностей детей, занимающихся спортивной гимнастикой на этапе начальной подготовки как фактора эффективного развития двигательных способностей и создания условий для эффективной технической подготовленности юных гимнастов.
Целью исследования явилось: разработка и экспериментальное обоснование методики развития координации движений у детей 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой на этапе начальной подготовки. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Определить теоретические предпосылки к решению проблемы по теме исследования через изучение научно-методической литературы.
2. Разработать методику, направленную на повышение показателей координации движений у детей 6-7 лет, занимающиеся спортивной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
3. Теоретически и экспериментально обосновать эффективность методики, направленной на повышение показателей координации движений у детей 6-7 лет, занимающиеся спортивной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Для решения поставленных задач нами применялся метод педагогического эксперимента, который продолжался в течение годичного цикла учебно-тренировочного процесса 2017/18 года.
Изложение основного материала статьи. Исследования были проведены на практически здоровых мальчиках 6-7 лет, в количестве 30 человек. Контрольная и экспериментальная группы были представлены учащимися (мальчиками) МБУ ДО ДЮСШ № 1 по спортивной гимнастике, группы начальной подготовки 1-го года обучения и состояли из 15 и 15 человек, соответственно.
Построение тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах осуществлялось на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика, утвержденного приказом Минспорта России от 27 октября 2017 г. N 935; а также Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, ДЮСШОР и ШВСМ «Спортивная гимнастика» (мужчины и женщины): (2005), которая была адаптирована с учетом региональных особенностей региона, сроков проведения областных соревнований, условий ДЮСШ. Занятия планировались 3 раза в неделю по 1,5 часа каждое.
Целью педагогического эксперимента явилось обоснование эффективности методики, направленной на повышение интегрального показателя координации у детей 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой как необходимого условия для создания базы технической подготовки. Сущность методики заключалась в подборе средств, направленных на развитие статического и динамического равновесия и пространственной ориентировки.
В течение годичного цикла тренировочного процесса на каждом занятии в подготовительной части применялся метод переменного непрерывного упражнения и вариативного строго регламентируемого упражнения. Основными средствами являлись общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках, направленные на развитие равновесия и пространственную ориентировку.
Направленной развитие координационных способностей осуществлялось и в первой половине основной части, пока у детей сохранялась оптимальная психическая и общая работоспособность. В основной части применяли методы стандартно интервального упражнения, вариативного упражнения, игровой и соревновательный метод.
Основными средствами являлись общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения. Также, для мальчиков были разработаны комплексы упражнения на женском гимнастическом бревне, направленные на развитие статического и динамического равновесия.
В заключительную часть тренировки входили малоподвижные игры, ритмичные и глубокие дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и растяжение мышц, упражнения, направленные на развитие активной гибкости. Подвижные игры включались в занятия в основной или в заключительной части, в зависимости от характера и темпа игры.
В контрольной группе содержание тренировочного процесса юных гимнастов осуществлялось согласно содержанию и направленности средств типовой учебно-тренировочной программы. Развитие координационных способностей осуществлялось преимущественно игровым методом в основной и заключительной части занятий.
Результаты исследования. Анализ научно-методической и специальной литературы показывает, что большинство специалистов А.П. Алябышев (1986), В.К. Бальсевич (1980), В.Н. Бойко (2011); В.Л. Ботяев (2015); И.А. Винер (2013); А.В. Вишняков (2013); В.И. Лях (2005); А.С. Тодоров [2014] и др. ставят координационные способности (КС) на одно из первых мест среди факторов определяющих не только перспективы технического совершенствования, но и регламентирующих результативность соревновательной деятельности. Такого же мнения придерживаются и специалисты занимающиеся проблемой методического обеспечения подготовки резерва в спортивной гимнастике А.П. Алябышев, Л.Я. Аркаев, В.Л. Ботяев,
Ю.В. Менхин, Е.Ю. Розин и др. они также определяют ведущую роль КС, подчеркивая значимость проявления различных КС, в том числе межмышечной и внутримышечной координации.
В то же время, анализируя фундаментальные труды профессора Е.Ю. Розина (1997) и Ю.В. Менхина (1989), где они рассматривают актуальную проблему, касающуюся методологии диагностики специальной физической подготовленности в спортивной гимнастике, нельзя не обратить внимание на отсутствие в приведенной структуре физической подготовленности гимнастов такого структурного компонента как координационные способности.
В настоящее время, в ряде вышеперечисленных исследователей, изучающих вопросы структурных компонентов тренировочного процесса предприняты попытки выделения системы факторов, обеспечивающих результативность соревновательной деятельности в сложно-координационных видах спорта на различных этапах многолетней подготовки, выделены ведущие, наиболее значимые КС, определяющие, по их мнению, возможности эффективного технического совершенствования в том или ином виде спорта.
В рассматриваемых ими видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание) структура факторов, определяющих спортивный результат и успешность соревновательной деятельности, выглядит следующим образом. Например, в художественной гимнастике, на второе и третье по значимости место тренеры и специалисты поставили способность к ориентированию и способность к ритму, тогда как спортсмены, определили их значимость совсем наоборот, второе - способность к ритму, а третье -способность к ориентированию.
Специфика тренировочной и соревновательной деятельности в сложно-координационных видах спорта обуславливает неодинаковые требования к проявлению различных КС, доминирование которых обусловлено, в первую очередь, психофизиологическими процессами, обеспечивающими их проявление.
Шалманов А.А. (2015), в своей диссертации на основе полученных результатов отмечает: «С первых дней занятия сложно-координационными видами спорта, информация, получаемая одновременно с рецепторов различных анализаторов - двигательного, зрительного, слухового, кожного формирует свои специфические КС, уровень развития которых обеспечивает возможности успешного формирования двигательных умений и навыков своего вида спорта».
Таким образом, полученные в результате анализа научной и методической литературы сведения, говорят о том, что качественное построение структуры тренировочного процесса и, в первую очередь, технической подготовки диктует необходимость уже на начальном этапе осуществлять контроль и развитие ведущих, специфических КС, которые обеспечат успешность спортивной специализации и достижение высоких результатов в спорте высших достижений.
В результате внедрения в учебно-тренировочный процесс методики, направленной на повышение интегрального показателя координации у детей 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой, были получены достоверные различия в показателях статического и динамического равновесия, дифференцирования параметров силовых усилий и пространственной ориентировки между гимнастами контрольной и экспериментальной групп.
В конце эксперимента показатель скоростных способностей гимнастов в тесте бег 20 метров составил в контрольной группе гимнастов - 5,5±0,12 балла, в экспериментальной - 5,0±0,1 балла, различия не достоверны, (p>0,05). В данном показателе нами не обнаружены достоверные различия между группами, что объясняется инертностью и генетической обусловленностью в развитии данного качества, а также использование целенаправленных средств в тренировочном процессе гимнастов для развития координации. Тем не менее, в экспериментальной группе наблюдается очевидная динамика и тенденция к повышению показателя быстроты, что свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики на данный показатель.
Показатель силовых способностей мышц пресса в тесте угол в висе на гимнастической стенке в контрольной группе гимнастов составил 4,3±0,2 балла, в экспериментальной группе - 5,6±0,4 балла. Различия достоверны (p<0,05). В показателях скоростно-силовых способностей и силовых способностей плечевого пояса нами также не обнаружено достоверных различий в начале эксперимента. Результат в тесте прыжок в длину с места у гимнастов контрольной группы составил 5,3±0,09 балла, в экспериментальной группе -4,6±0,04 баллов, различия достоверны (p<0,05). В показателях гибкости (три шпагата, мост, наклон из положения сидя) результат в контрольной группе составил 3,5±0,05 балла, в экспериментальной группе -4,2±0,08 балла, различия достоверны (p<0,05). В среднем показателе физической подготовленности нами также обнаружены достоверные различия: показатель в контрольной группе гимнастов составил - 24,8±0,05 балла, в экспериментальной группе- 29,9±0,03 баллов, различия достоверны (p<0,05).
В исследованиях результатов по оценке способности к равновесию у детей 6-7 лет в конце эксперимента нами были выявлены достоверные различия во всех упражнениях (стойка) и итоговом (среднем) показателе. Показатель в тесте, определяющий способность к равновесию, состоящий из 4 упражнений в конце эксперимента составил в контрольной группе 19,6±0,28 баллов, в экспериментальной группе 26,8±0,6 баллов, различия достоверны, p<0,05.
Также, в конце эксперимента нами выявлены достоверные различия в интегральном показателе координационных способностей, определяющем пространственную точность движений (пространственную ориентировку).
В контрольной группе показатель ИПК в конце эксперимента составил 0,24±0,03 м/с., в экспериментальной группе - 0,32±0,05 м/с, различия достоверны (p<0,05).
Из 15 мальчиков контрольной группы на контрольном этапе эксперимента, 8 человек так и остались с «плохим» результатом интегрального показателя координации, это 0,25 м/с и ниже, 4 мальчика имели показатель «ниже среднего», это выше 0,25 м/с. и 3 мальчика средний показатель.
Интегральный показатель координации у экспериментальной группы изменились у всех гимнастов до 0,26 м/с и выше после эксперимента.
С целью оценки эффективности применяемых средств и их роли в создании условий для эффективной технической подготовленности юных гимнастов нами была произведена экспертная оценка технических действий гимнастов в начале и в конце исследования. Для оценки техники выполнения прыжка и точности приземления нами использовалось экспертная оценка упражнений, предусмотренных содержанием технической подготовки типовой программой по спортивной гимнастике. Результат оценивался из 10 баллов.
В конце исследования нами обнаружены достоверные различия в показателях технических действий между гимнастами контрольной и экспериментальной групп.
В конце исследования результат в упражнении «Из и.п. упора присев, прыжок вверх прогнувшись встать в зону приземления» в контрольной группе оставил 4,1±0,03 баллов, в экспериментальной группе - 8,2±0,06 баллов, различия достоверны, p<0,05. В упражнении «Из стойки спиной к мату поворот кругом (ноги скрестно) и кувырок» в контрольной группе результат составил 4,05±0,06 баллов, в экспериментальной -7,1±0,05 баллов различия достоверны, p<0,05. В упражнении «Стойка на лопатках: из положения лежа на спине, сгибая и разгибая ноги», результат в контрольной группе составил 7,1±0,03 балла, в экспериментальной - 7,1±0,03 балла, различия достоверны, p<0,05. В упражнении Вис «углом» результат в контрольной группе составил 4,3±0,07 баллов, в экспериментальной группе 7,2±0,08 баллов, различия достоверны, p<0,05.
Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что предлагаемая методика, направленная на повышение показателей координации движений у детей 6-7 лет, занимающиеся спортивной гимнастикой на этапе начальной подготовки, оказала положительное влияние на показатели равновесия, пространственной точности движений гимнастов, тем самым способствовала созданию необходимых условий для формирования базы технической подготовки.
Литература:
1. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 26.
2. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013. 47 с.
3. Кульчитцкая Ю.К. Комплексный контроль при построении тренировочного процесса в групповых видах гимнастики на этапе спортивного совершенствования. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Санкт- Петербург. 2015. 24 с.
4. Манько Л. Г. Развитие гибкости у гимнастов 10-12 лет на основе сопряженной физико-технической подготовки. Автореф. Дисс.канд.пед.наук. Санкт-Петербург. 2015. 26 с.
5. Пилюк М.М. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Краснодар. 2010. 26 с.
6. Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика. Киев.: «Олимпийская литература», 1999. 330 с.
Педагогика
УДК: 004.9
кандидат технических наук, доцент Таран Виктория Николаевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРИМЕНЕНИЕ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Аннотация. В статье проведен анализ технологии дополненной реальности, ее назначения и функций. Показана возможность использования этой технологии в образовательной среде с целью визуализации учебного материала, дополнения его наглядными информационными технологиями за счет считывания QR-кода смартфонами, планшетами и другими гаджетами, рассмотрен алгоритм работы приложения, считывающего по QR-коду информацию и визуализирующего ее. Выделены достоинства и недостатки технологии дополненной реальности.
Ключевые слова: дополненная реальность, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные технологии, обучение.
Annotation. The article analyzes the technology of augmented reality, its purpose and functions. The possibility of using this technology in the educational environment for the purpose of visualizing the educational material, supplementing it with visual information technologies by reading the QR code by smartphones, tablets and other gadgets is shown, the algorithm of the application that reads the QR-code and visualizes it is considered. The advantaged and disadvantages of the technology of augmented reality are highlighted.
Keywords: augmented reality, information and communication technologies, interactive technologies, education.
Введение. Информационные технологии активно внедряются во все сферы жизни человека, а значит происходят глобальные процессы, основное назначение которых - усовершенствование устаревших методов управления информацией путем поэтапного внедрения электронных систем [1]. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного человека. Особенно широко их применяет молодежь, используя свои гаджеты для игры, общения, поиска информации, навигации и выбора маршрута по новым местам и городам и т.п. В связи с этим необходимым становится применение современных информационных технологий для процесса образования с использованием сети Интернет как средства коммуникации между преподавателем и студентом, искусственный разум, выполняющий процессы, которые возможно автоматизировать [2].
Широкое использование всевозможных гаджетов не только студентами, но школьниками, а также детьми дошкольного возраста расширяет возможности образовательных технологий за счет визуализации и виртуализации информации и процессов, которые эта информация объясняет. Виртуальная реальность порой поглощает пользователя на столько, что он не может ее отличить естественного окружения. Эту особенность виртуальной реальность следует использовать в обучении для улучшения его качества и повышения его эффективности, а также для воспитательных целей.
Качественное образование возможно только в условиях новой образовательной среды, ориентированной на применение информационных и коммуникационных технологий. К сожалению, большинство преподавателей современных вузов пока еще испытывают ряд затруднений при необходимости применения в